Экологический менеджмент и его связь с социально-экологическим маркетингом icon

Экологический менеджмент и его связь с социально-экологическим маркетингом



НазваниеЭкологический менеджмент и его связь с социально-экологическим маркетингом
Дата конвертации24.07.2012
Размер150.56 Kb.
ТипРеферат
Экологический менеджмент и его связь с социально-экологическим маркетингом


Министерство образования Российской Федерации Иркутский Государственный Технический Университет Восточный факультет Кафедра социологии и социальной работы Контрольная работа по предмету: “ Экологический менеджмент” “ Экологический менеджмент и его связь с социально-экологическим маркетингом ” Выполнил: студент гр. МСС-99 ДИПС Цыбыков И.Б. Проверила: Никитина О.И. Иркутск 2002 г.Предисловие На рубеже второго тысячелетия человеческая цивилизация столкнулась стакими проблемами развития, которые ставят под сомнение саму перспективувыживания биологического вида "человека разумного". Любая форма жизни постоянно находится в поиске компромисса междуприсущим ей стремлением к росту и возможностями и ограничениями для такогороста, возникающими из общения, взаимодействия форм жизни с окружающейсредой, природой и обществом.История человечества изобилует примерами, когда из-за конфликтовчеловеческих сообществ с природой, другими сообществами, из-за недостаткаопыта и разума погибали целые цивилизации. Завоевывая и подчиняя себе всеновые ресурсы биосферы, человечество добилось грандиозных успехов на пути кблагосостоянию, к созданию условий для развития своего вида. Достаточновспомнить, что с начала ХХ века население Земли увеличилось более чем в трираза, промышленное производство возросло в 50 раз, а потребление природноготоплива — в 30 раз. Самое важное — в том, что четыре пятых этого приростапришлись на вторую половину столетия. В результате таких крупномасштабных изменений, благодаря научно-техническому прогрессу и превращению науки в основную производительную силуобщества, возник мир с новыми реалиями, которые не всегда находятадекватное отражение в сознании и поведении людей, в экономике, политике ипроцессах управления и регулирования на предпринимательском, отраслевом,государственном и глобальном уровнях. Мичуринский лозунг о том, что мы неможем ждать милостей от природы, а должны брать у нее все необходимоечеловеку, трансформировался в некую новую конституцию: "Мы не можем ждатьмилостей от природы после того, что мы с ней сделали!" Антропогенное воздействие на природу привело сегодня к необходимостисрочных и всеобъемлющих мер для решения проблемы выживания.Задача управления отношениями общества и природы из-за увеличения скорости,масштабов и сложности взаимодействий вызвала необходимость учета фактороввзаимозависимости между благополучным развитием человеческой цивилизации исостоянием окружающей среды. Экологический менеджмент как один из механизмов создания условий дляустойчивого развития общества становится императивом выживаниячеловечества.
Концепция социально-этического маркетинга, нацеленная на обеспечениедолговременного благосостояния не только какого-то отдельного предприятия,но и общества в целом, не только созвучна в основных положениях с позициейэкологического менеджмента, но дополняет ее и обогащает за счет привлечениявнимания к проблемам выживания человечества — а также и связанным с нимпроблемам сознательной хозяйственной деятельности, совершенствованияпроцессов обмена товарами и услугами. Нормы социально-этического маркетинга в известном смысле ограничиваютпредпринимательскую инициативу и производственно-хозяйственнуюдеятельность, ставя их в зависимость от социально ориентированногообщественного развития и необходимости сохранения и улучшения средыобитания. Стремление к постоянному расширению, преимущественному положению нарынке, максимизации прибыли за счет снижения любыми способами издержекпроизводства и повышения реализационных цен было до недавнего времениобщепризнанной основой предпринимательской и любой другой хозяйственнойдеятельности. Маркетинг эпохи массового производства и массового сбыта —типичный пример именно таких содержания и целей предпринимательскойдеятельности, в конечном счете в условиях плохо регулируемого рынкаприводящих к перепроизводству товарной массы, углублению циклическихкризисов, бесконтрольному использованию природных ресурсов и инымразрушительным для общества экономическим, социальным и экологическимпоследствиям. Предприятие — это экономическая основа общества, но оно же, действуя всобственных интересах без учета интересов общественной надстройки, можетвызвать деструктивные изменения в социальных, экономических структурах и всамом экологическом равновесии среды обитания. Социальное начало в человеческом творчестве следует, видимо,рассматривать как основное, главное, целеполагающее. В то же времясоциальная модель — в широком смысле — есть комбинация концепций, отдельныхвзглядов, ценностных ориентировок, поведенческих предпочтений, формирующаяопределенное восприятие действительности всеми членами сообщества и служитфундаментом для его организации. Однако если вернуться на землю, описаниемодели развития общества близко к понятию корпоративной культуры,определяющей содержание всей деятельности предприятия. Эта модель включаетв себя сложный, но достаточно системный комплекс идей, ценностей, норм ипринципов поведения, которыми руководствуются все сотрудники предприятия —от генерального директора до вахтера и уборщицы. Естественно, концепциякорпоративной культуры преимущественно ориентирована на модель поведенияпредприятия в конкретных социально-экономических условиях. В то же времямодель существования и развития человеческого сообщества направлена нацелостное восприятие действительности и по отношению к проблемамсуществования и развития предприятия имеет преимущественное значение.Задача руководителей предприятия, стоящих на позициях социально-этическогоэкологически ориентированного маркетинга состоит в том, чтобы нацеливатькорпоративную культуру на учет новых ценностей, новой зарождающейся моделиобщества. Уходящая в прошлое модель сообщества старого с его духовной иматериальной культурой также включала многообразие идей и концепций, ноосновные ее положения сводились к следующему: вселенная представляет собоймеханическую систему, построенную из элементарных и более сложных блоков;жизнь в обществе, несмотря на различные идеалистические и коммунистическиеидеи, сводится к непрерывной борьбе за существование; материальный прогрессможет быть достигнут лишь за счет экономического и технологического роста;истощение природных ресурсов и ухудшение состояния природной среды —неизбежные спутники экономического роста. Вторая половина ХХ века убедительно показала, что положения эти неявляются универсальными и вечными и нуждаются в серьезном пересмотре.Сегодня не только философы, политики, экономисты, экологи, но и капитаныбольшого бизнеса, и просто руководители предприятий разного масштаба,склонны рассматривать мир не как машину из отдельных узлов и деталей, а какживую развивающуюся систему. Постепенно меняется восприятие природы,человека, общества и роли в нем отдельных предприятий и организаций. Этановая философия, получившая название целостного, или системного мышления,все глубже проникает не только в науку, философию, культуру, но и вменеджмент, маркетинг, в повседневную жизнь общества. Неудержимое стремление многих предприятий к неограниченному росту дажесегодня является главной движущей силой экономической политики — ноодновременно это и причина надвигающейся глобальной катастрофы из-занакопления оружия массового уничтожения, разрушения среды обитания,истощения жизненно необходимых природных ресурсов и многих других угрозсамому существованию человечества. Однако для человека рост связывается не только с увеличением доходов, нои с внутренним развитием, то есть с иной системой ценностей. Обществопостепенно осознает, что научно-технический прогресс лишь до определеннойстадии служит интересам человека, но пройдя пик полезности, обращается возло ему, хотя и продолжает способствовать экономическому росту, выраженномув абсолютных показателях.Диалог с общественностью: на чем стоим? Отвлечемся на время от трудов праведных, сменим деловые костюмы напотертые джинсы и отправимся на дачу... И представим себе, что в одинпрекрасный летний день на территории вашего дачного поселка появляютсязагадочные люди с теодолитами. Размеренные деловые движения,профессиональное безразличие к праздно гуляющим дачникам — хорошо еще, чтоони не произносят знаменитое остаповское: "Сносим, сносим..." Аобеспокоенный поселок уже гудит, как растревоженный улей. В воздухе носятсянеопределенные слухи о загадочном объекте, который вот-вот начнутстроить... эти, в штормовках... Пессимисты поговаривают о грядущихэкологических ужасах, активисты приготовились к сопротивлению и обсуждаютоборонительные укрепления либо готовятся лечь перед бульдозерами наподъездной дороге... Обсуждают, говорят, но всё — между собой. Диалога с ними (собщественностью!) никто из носителей штормовок или их начальства неорганизовывал. Да пусть себе говорят — имеют право... Право на что,собственно? Может быть, на нечто большее, чем на не подтверждаемые и неопровергаемые опасения поселкового масштаба? Хорошо известно, что в странахс развитыми демократическими традициями общественность имеет целый ряд прав"экологического" толка. Не вдаваясь в детали национальных законодательств,рассмотрим довольно популярный на Западе подход — нашедший, в частности,свое отражение в "Конвенции о доступе к информации, участию общественностив процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимсяокружающей среды". Таким образом, права общественности подразделяются направо знать, право участвовать в принятии решений и право на доступ кправосудию. Конечно, сегодняшнюю Россию вряд ли можно отнести к государствам сразвитыми демократическими традициями, но экологические права граждан, темне менее, проработаны в законодательстве весьма неплохо. Да и российскаяобщественность становится все более и более осведомленной в своих правах. Иэто — одно из свидетельств процесса демократизации общества. Наиболее детально регламентировано в России право на доступ кэкологической информации. Оно нашло отражение во многих правовых актах, втом числе — в Конституции. Статья 42 Основного закона гласит: "Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением".Законом РФ "Об информации, информатизации и защите информации" установленорамочное условие на ограничение доступа к экологической информации: "3. Запрещено относить к информации с ограниченным доступом: ...документы, содержащие информацию о чрезвычайных ситуациях, экологическую, метеорологическую, демографическую, санитарно- эпидемиологическую и другую информацию, необходимую для обеспечения безопасного функционирования населенных пунктов, производственных объектов, безопасности граждан и населения в целом".Статья 2 Закона РФ "О государственной тайне" разъясняет позицию государствав отношении информации, отнесенной к государственной тайне: "...государственная тайна — защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации".В соответствии со статьей 7 того же Закона: "Не подлежат засекречиванию сведения: о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях; о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности". Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, утверждаетсяУказом Президента РФ и периодически обновляется. Отметим, чтословосочетание "состояние экологии" свидетельствует о том, что тенденцияотождествлять термин, относящийся к фундаментальной биологическойдисциплине, изучающей взаимосвязь живых организмов между собой и сокружающей средой , с проявлениями отклика окружающей среды наантропогенное воздействие, нашла свое отражение и в законодательстве. Иоставим за собой право в авторском тексте воздерживаться от такогоотождествления, будучи убежденными в том, что плохой экологии не бывает, нобывают недостаточными наши познания в этой постоянно развивающейся области. Как бы там ни было, экологическая информация к категории государственнойтайны, как правило, отнесена быть не может. Кроме того, граждане,интересующиеся целью теодолитной съемки по соседству с садовыми участками,о разглашении государственной тайны и не помышляют. Рискнем предположить,что они всего лишь опасаются, что через пару недель ранним утром ихразбудит рычанье экскаватора, а на столетней сосне появится щит с надписью:|Строительство КРСМД ведет СМУ "Рога и копыта". ||Начало строительства — 1 апреля 1998 года. ||Окончание строительства — 1 апреля 2000 года. ||Прораб О. Бендер |КРСМД по словам экскаваторщика станет возведенным по последнему слову наукии техники комбинатом по раздаче слонов и материализации духов. Пусть дажепотом окажется, что строиться будет всего лишь ДВБ (дом с высокимбельведером) под руководством прораба Манилова. Все равно котлован ужезияет на месте земляничной поляны, а право жителей знать, участвовать вобсуждении и наконец, хотя бы протестовать против строительства объектаучтено не было. Возможно, причиной — коммерческая тайна, которую пыталисьсоблюсти заказчики строительства? Обратимся к Гражданскому кодексу РФ. Статья 139 Кодекса определяетпонятия служебной и коммерческой тайны "1. Информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Сведения, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну, определяются законом и иными правовыми актами. 2. Информация, составляющая служебную или коммерческую тайну, защищается способами, предусмотренными настоящим Кодексом и другими законами. Лица, незаконными методами получившие информацию, которая составляет служебную или коммерческую тайну, обязаны возместить причиненные убытки. Такая же обязанность возлагается на работников, разгласивших служебную или коммерческую тайну вопреки трудовому договору, в том числе контракту, или контрагентов, сделавших это вопреки гражданско-правовому договору". Сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну, определяютсяспециальным Перечнем, введенным в действие Постановлением Правительства от5 декабря 1991 года . В их число включены "...сведения о загрязненииокружающей среды, нарушении антимонопольного законодательства, несоблюдениибезопасных условий труда, реализации продукции, причиняющей вред здоровьюнаселения, а также других нарушениях законодательства РСФСР и размерахпричиненного при этом ущерба". А ведь жителей взволновала как раз проблеманеминуемого изменения состояния окружающей среды, а не секреты защищенногопатентами способа производства капителей дома с бельведером. И некоммерческая тайна (даже при всей нечеткости ее определения) стала причинойбеспокойства, а то, что заказчики просто пренебрегли общественным диалогом.Было грубо попрано право участвовать в обсуждении экологически значимогорешения. В контексте намечаемой деятельности это право определено также закономРФ "Об экологической экспертизе": "1. Граждане и общественные организации (объединения) в области экологической экспертизы имеют право: . выдвигать предложения о проведении в соответствии с настоящим Федеральным законом общественной экологической экспертизы хозяйственной и иной деятельности, реализация которой затрагивает экологические интересы населения, проживающего на данной территории; . направлять в письменной форме специально уполномоченным государственным органам в области экологической экспертизы аргументированные предложения по экологическим аспектам намечаемой хозяйственной и иной деятельности; . получать от специально уполномоченных государственных органов в области экологической экспертизы, организующих проведение государственной экологической экспертизы конкретных объектов экологической экспертизы, информацию о результатах ее проведения; . осуществлять иные действия в области экологической экспертизы, не противоречащие законодательству Российской Федерации". Основное содержание этой концепции вовсе не требует полного отказа отлюбого роста или развития. Равновесие и принцип устойчивого развития можноопределить как такое состояние общества, при котором удовлетворениездоровых потребностей не уменьшает шансов будущих поколений на достойнуюжизнь. Таким образом, экономический рост будет считаться допустимым толькотогда, когда он поддерживает и обогащает внутренне и внешне связи системы —в том числе и системы предприятия как основной хозяйствующей единицы. Но чтобы защита природной среды стала одной из основных целей управлениямаркетингом на предприятии, необходимо обогатить новыми подходами самуконцепцию управления маркетингом. Даже в самом современном своем выражениимаркетинг имеет исключительно экономические цели и стремится к балансуэкономических интересов товаропроизводителя и потребителя. Однако растущаявзаимозависимость экономических, экологических и социальных интересов вконечном счете привела к тому, что в число задач, изначально решавшихсямаркетингом, вошли и серьезные задачи социально-экономические иэкологические — защита среды обитания, обеспечение занятости, гуманизацияусловий труда, постоянная подготовка и переподготовка управляющих,инженерно-технического персонала и рабочих в свете требований научно-технического прогресса, проблемы расширения участия трудовых коллективов вуправлении предприятием при одновременном повышении уровня ответственностименеджеров. В середине 80-х годов концепция маркетинга расширилась за счет введенияв хозяйственную деятельность системы экологических оценок. Начало былоположено предпринимателями, обратившими в своей практической деятельностивнимание на то, что потребители как носители платежеспособного спроса впроцессе удовлетворения своих потребностей все более стали стремиться кросту нового качества жизни. Само это понятие включает в себя не только изобилие и доступностьнеобходимых товаров и услуг, но и одновременное стремление к сохранению иулучшению среды обитания. Чтобы ответить на это желание потребителей,предприниматели-новаторы начали разрабатывать и реализовывать программыснижения антропогенной нагрузки на природную среду, переработки вторичногосырья и других отходов производства, утилизации городского мусора,внедрения малоотходных, безотходных и энергосберегающих технологий и иныхэкологически и социально-этически ориентированных нововведений. Вначале меры по охране окружающей среды рассматривались в рамкахпредпринимательской деятельности как нежелательные, ибо требовалидополнительных затрат и с этой затратной точки зрения ухудшали конкурентныепозиции предприятия. Однако вскоре деловые круги и общественность пересталиоценивать природоохранные мероприятия лишь с точки зрениянепроизводительных затрат — более того, затраты эти стали рассматриватьсякак инвестиции в будущее и даже как средство достижения превосходства надконкурентами. Экологически ориентированный и осознанный маркетинг сегодняхарактерен для большинства самых крупных корпораций. Мощным стимулом для усиления природоохранных мероприятий послужилопоявление и организационное оформление массового движения за охрануокружающей среды и уменьшения антропогенной нагрузки на нее. Важно отметить, что экологическое движение выступает не против разумногоздорового потребления, но за то, чтобы вся хозяйственная деятельностьосуществлялась на основе экологической безопасности и безвредности — радиповышения качества жизни при разумных ограничениях со сторонытоваропроизводителей и самоограничениях со стороны потребителей. Острота экологических проблем в России и необходимость выработкистратегии выживания заставляет общество создать не только новыеконцептуальные подходы, но и продумать структуру системы выживания и еерабочие механизмы. На наш взгляд, на первый план выдвигается задача экологическогообразования и морально-этического воспитания предпринимателей,хозяйственных руководителей и ответственных государственных чиновников. Этонеобходимо хотя бы уже потому, что любые изменения в концептуальныхподходах к методам решения экологических проблем в напрямую зависят отпозиции первых лиц в иерархии власти на предприятиях, в организациях иучреждениях. Предлагаемая вниманию российских читателей книга для нашей страныявляется по сути пионерной. Авторы поднимают одну из важнейших проблемдеятельности в области экологического менеджмента и социально-этическогомаркетинга — проблему организации диалога предпринимательских кругов иобщественности. Более того, авторы отважились адресовать свой труд лицам,принимающим решения. Безусловно, книгу нельзя считать ни учебником поэкологическому менеджменту, ни пособием по экологическому аудиту, нисправочником типа "Как добиться успеха". Но тем ценнее она будет дляпредпринимателей, хозяйственных руководителей и чиновников государственнойслужбы. Авторы, используя не только западные, а что весьма отрадно, идостаточно разнообразные российские примеры, шаг за шагом убедительноразъясняют важность установления партнерских отношений с общественностью, сширокими кругами населения, описывают реальные ситуации, из которых былинайдены неординарные выходы. Стоит отметить, что построенная по принципу анализа проблем, пошаговогопланирования действий, оценки достигнутых результатов книга отражает опытобщественных организаций. А это вызов лицам, принимающим решения — в первуюочередь потому, что опыт общественных организаций, оказывается, включаетмассу проектов: профессиональных, уравновешенных, элегантных по замыслу.Пожалуй, труду несколько недостает рассмотрения экономических мотивовинициативной экологической деятельности российских предпринимателей,которые заняты активным налаживанием диалога с местным населением. Впрочем,вероятнее всего, недостает и реальных примеров, попадающих именно в этукатегорию. Хочется надеяться, что это довольно пространное предисловие вкакой-то мере восполняет объективный пробел в области экономическоймотивации. В заключение хотелось бы пожелать успеха: как лицам, принимающим решения— в их многогранном и отнюдь не простом труде, так и авторам, отважнопредставившим в книге интересы самых широких кругов российскойэкологической общественности. Пусть к обоюдной выгоде развивается ихвзаимодействие и множится опыт. Литература:1. Кенуорси Л. Как убедить предприятия уменьшить количество отходов. Руководство для граждан.— М.: ИНФОРМ, РХТУ им. Д.И. Менделеева, 1995.2. Словарь русского языка / Под ред. А.П. Евгеньевой. В 4-х томах. Т. 2. — М.: Русский язык, 1985-1988.3. Конституция РФ. Принята 12 декабря 1993 г.4. Закон РФ "Об информации, информатизации и защите информации" № 24-ФЗ от 20 февраля 1995 г.5. Закон РФ "О государственной тайне" от 21 июля 1993г № 5485-1 (ред. 6 октября 1997 № 131-ФЗ).6. Биологический энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1989.7. Гражданский Кодекс РФ. Принят ГД РФ 21 октября 1994 г.8. Постановление Правительства РСФСР "О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну" № 35 от 5 декабря 1991 года.9. Закон РФ "Об экологической экспертизе" № 174-ФЗ от 23 ноября 1995 г.10. Хотулева М.В., Черп О.М., Виниченко В.Н. Как организовать общественную экологическую экспертизу. Рекомендации для общественных организаций. — М: Эколайн-ECOLOGIA, 1996.11. Экологическая информация в России. Обзорно-справочное издание.— Самара: Лаборатория природных экосистем ИЭКА "Поволжье", 1998.12. Как работать с экологической информацией.— М.: Социально-Экологический Союз, 1998.




Похожие:

Экологический менеджмент и его связь с социально-экологическим маркетингом iconОбратная связь, обратное воздействие результатов процесса на его протекание или управляемого процесса на управляющий орган. Обратная связь
Когда результаты процесса ослабляют его действие, то имеет место отрицательная Обратная связь Отрицательная Обратная связь стабилизирует...
Экологический менеджмент и его связь с социально-экологическим маркетингом iconРабочая программа дисциплины экспертиза безопасности
Пререквизиты: «Экология», «Метрология, стандартизация и сертификация», «Управление охраной окружающей среды (экологический менеджмент)»,...
Экологический менеджмент и его связь с социально-экологическим маркетингом iconНародно-хозяйственное значение животноводства, его связь с другими отраслями сельскохозяйственного производства. 2
Экстерьер сельскохозяйственных животных и его связь с продуктивностью у разных видов животных. 2
Экологический менеджмент и его связь с социально-экологическим маркетингом iconЭкологический менеджмент

Экологический менеджмент и его связь с социально-экологическим маркетингом iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме»
«Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта...
Экологический менеджмент и его связь с социально-экологическим маркетингом iconФизика конденсированного состояния вещества Силы связи в твердых телах
Электронная структура атомов. Химическая связь и валентность. Типы сил связи в конденсированном состоянии: ван-дер-ваальсова связь,...
Экологический менеджмент и его связь с социально-экологическим маркетингом iconКадровый менеджмент
Контрольная работа выполняется в целях закрепления теоретических положений дисциплины и практического использования управления маркетингом...
Экологический менеджмент и его связь с социально-экологическим маркетингом iconДокументи
1. /УМК по Экологический менеджмент ЗО.doc
Экологический менеджмент и его связь с социально-экологическим маркетингом icon1. сущность и цели управления маркетингом 3 политика распределения 7 список литературы 14
Процесс управления маркетингом это последовательная реализация основных функций маркетинга с помощью различных методов для достижения...
Экологический менеджмент и его связь с социально-экологическим маркетингом iconИнтернет-Маркетинг Введение
Технологические возможности Интернет, обуславливает быстрое развитие мирового информационного сообщества. А с его развитием меняются...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы