История Отечественного Акушерства icon

История Отечественного Акушерства



НазваниеИстория Отечественного Акушерства
Дата конвертации29.07.2012
Размер161.73 Kb.
ТипРеферат
История Отечественного Акушерства


История отечественного акушерства.Можно долго и пространно рассуждать на тему происхождения человека. Можнорассматривать множество теорий, касающихся этой проблемы, но, возможно, ниодна из них, так никогда и не найдет достаточно весомых доказательств. Одноостается совершенно очевидным – у каждого из нас была мать. ЖЕНСКОЕ ЛОНО –ИСТОК ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. Беременность, роды – казалось бы, что может бытьестественней и проще, и в тоже время непредсказуемее и сложнее. Эти двасостояния, неразрывно связанные друг с другом, во многом определяют всюдальнейшую жизнь не только самого человека, но и семьи где он родился, азначит и общества в целом. Какими они будут наши дети? Во многом этозависит от нас. И задумываться об этом нужно задолго до того, как ребенокпоявился на свет. Рассматривая духовную сторону этой проблемы, которой внашем государстве уделяется, к сожалению, непростительно мало внимания,можно заметить влияние на формирование будущей личности не толькобеременности и раннего детского возраста, но уже самого момента зачатия. Ксожалению, в силу разных причин, обусловленных скорее специфическимиособенностями социально-экономического и культурного развития нашегогосударства, на очень низком уровне у нас находится проблема планированиясемьи. Беременность желанная или нежеланная; планируемая или нет( эти двапонятия ни в коем случае нельзя отождествлять), как во многом отражаетсяэта категория на будущем ребенке. Женщина, забеременевшая по преступнойбеспечности или в результате совершенного над ней насилия имеет два пути:прервать( не без вреда для себя и будущего потомства) или сохранитьбеременность. Но как она будет относиться к ребенку во время беременности ипосле нее, не станет ли он подспудным виновником расстроенных планов,загубленной карьеры или неудавшейся личной жизни; не станет ли он мишеньюдля вымещения раздражения, разочарования, а возможно даже агрессии. Будутли приложены женщиной все усилия для того , чтобы малыш чувствовал себякомфортно, во всех отношениях, как в материнской утробе так и в ее руках.Ведь совершенно очевидно, что от этого будет зависеть его здоровье какфизическое так и духовное. А это в свою очередь определяет, каким он будетработником, другом, семьянином и гражданином. Так мы видим, на скольковелико значение беременности, ее наступления и течения для социума в целом. Если же мы обратимся к этой проблеме с другой физиологической имедицинской стороны , то здесь, видимо, нужно обратить внимание на то,насколько корректируемы оказываются осложнения, возникающие в процессебеременности и родов. А это, безусловно, зависит от уровня достиженийнауки, техники и, конечно же, уровня знаний специалистов, занимающихсяэтими вопросами.
Главное состоит в том, что благодаря расширению знаний в области физиологиии патофизиологии процессов связанных с зачатием, беременностью, родами ипослеродовым периодом разрабатываются методы родовспоможения, профилактикии лечения осложнений беременности и родов, болезней плода и новорожденного.Так, например, достижения в области генетики и пренатальной диагностикисущественно снизили риск появления на свет заведомо тяжело больных инежизнеспособных детей, а это значит, если задуматься, не только улучшениефизического здоровья населения и медицинской статистики, но много больше -это значит, что несколькими изломанными судьбами, детей и их близких,станет меньше.АКУШЕРСТВО –(от французского Accoucher-помогать при родах) вместе сгинекологией составляют единую медицинскую дисциплину. В особый отделвыделяют оперативное акушерство, разрабатывающее показания ипротивопоказания, технику акушерских операций. Разделом акушерства ипедиатрии является перинатология, изучающая физиологию и патологию плода вперинатальном периоде. Наряду с общепринятыми клиническими методамиисследования применяют специальные методы акушерского исследования,мониторные и компьютерные системы для слежения за состоянием матери иплода, а также цитологические, микробиологические, электрофизиологические идругие методы исследования. Основные проблемы в современном акушерственевынашивание беременности, поздние токсикозы беременных, фитоплацентарнаянедостаточность, кровотечения, аномалии родовой деятельности, родовойтравматизм матери и плода, послеродовые инфекционные заболевания,разработка методов искусственного оплодотворения, вопросы организацииакушерской помощи.Акушерство является одной из древнейших ветвей медицины и врачебногоискусства. В древнейших дошедших до нашего времени литературных медицинскихисточниках (например, в древнеегипетских папирусах Эберса, относящихся к 3-2 тысячелетиям до нашей эры) имеются указания на те или иные приемыоказания помощи при трудных и осложненных родах. Несмотря на низкий уровеньтеоретических знаний и практических навыков в области акушерства в древниевека, отдельные рациональные акушерские приемы уже в то время получили своеразвитие и распространение. Так, в священных книгах индусов Аюрведа (8 векдо н.э.) приводятся вопросы диетики беременности, и приведен ряд активныхприемов при трудных родах. Врачу античной древности Соранусу Эфесскому (2век до н.э.) принадлежит открытие акушерской операции поворота плода наножки, сохранившейся с незначительными изменениями в практике и понастоящее время. Выдающимся врачом Древней Греции, « отцом медицины» был Гиппократ ( 460-370 гг. до н. э.), матерью его была известная акушерка Фанарега. Врачи Римаи Греции, кроме эмбриотомии, соскабливания шейки, зондирования матки,применяли операцию кесарева сечения. Однако его производили лишь послесмерти матери с целью спасения жизни ребенка.Акушерскую помощь в Древней Руси оказывали старейшие в семье женщины. Впериод феодализма развитие акушерства резко затормозилось, из-за гнетахристианской и исламской религий, а также утвердившегося представления отом, что врачам-мужчинам неприлично заниматься акушерством.В известном «Каноне врачебной науки» таджикского врача Абу Али Ибн Сины(Авиценна, 980-1037) имеются главы по акушерству и женским болезням. В нихупоминаются операции поворота плода на головку, низведения ножки плода,кранио- и эмбриотомия. При выборе операции Ибн Сина считал необходимымучитывать состояние здоровья женщины и возможность перенесения ею операции.Эпоха Возрождения характеризовалась бурным развитием наук, в том числеестествознания. К этому времени относятся замечательные анатомическиеисследования Везалия, Фаллопия, Евстахия, Боталло.Начало научного акушерства относится к 17 и 18 векам и связано с общимиуспехами анатомии, эмбриологии, физиологии и клинической медицины.Появляются первые больницы для оказания помощи роженицам. Эти больницы-госпитали для рожениц скоро становятся базами для подготовки иусовершенствования врачей в области акушерства и «образованных» повивальныхбабок-акушерок.Французский хирург Амбруаз Паре в 1550 году вновь открыл и восстановил впрактике акушерства операцию поворота, основательно позабытую в средниевека. Успехи в области механики, физиологии и анатомии послужили основойдля развития научных знаний о сущности и механике акта родов какнормальных, так и патологических. Большим событием в акушерстве явилосьизобретение Чемберленом (Англия) акушерских щипцов (1721), что значительнорасширило круг акушерских пособий, и, в свою очередь, послужило толчком кдальнейшему развитию и углублению научных знаний в ряде разделовакушерства. В восемнадцатом веке были опубликованы замечательныеанатомические труды Девентора («Новый свет», 1701) в котором впервые былдетально описан общеравномерносуженный и плоский таз, и Хантера («Анатомиячеловеческой беременной матки», 1774). Французкий акушер Жан-Луи Боделок(1746-1810) предложил наружное измерение таза, которым пользуются внастоящее время. Английский акушер Смелли (1697-1763) обратил внимание назначение измерения диагональной коньюгаты таза, описал нормальный механизмродов и его отклонения при узком тазе, сконструировал новую модель щипцов и«английский» замок к ним.Зачатки акушерской помощи в России можно проследить задолго до петровскихвремен. В своде врачебных сказаний (13 и 14 века) имеются записилетописцев, касающиеся родившихся уродов и многоплодных родов. В 1754 годууказом Правительствующему сенату об открытии повивального института привоспитательном доме для подготовки среднего акушерского персонала былоположено начало развитию научного акушерства в России. Первые теоретическиелекции для повивальных бабок начались в 1757 году и проводились на дому упрофессоров. Первыми профессорами по обучению повивальных бабок былиЭразмус в Москве и Линдеман в Петербурге. Эразмус является автором первогона русском языке учебника для повивальных бабок (1762 год). В 1764 былоткрыт первый повивальный госпиталь в Москве, а в 1771 – в Петербурге. В1784 при родильном госпитале в Петербурге было открыто повивальное училище,которое в 1789 было переведено в Москву. В 1797 был открыт третий родильныйгоспиталь – в Петербурге с повивальным институтом при нем. К этому жевремени относится появление первых русских образованных врачей-акушеров иоригинальных руководств по акушерству.Первым таким оригинальным руководствм следует считать учебник НестораМаксимовича Амбодика-Максимовича под названием «Искусство повивания, илинаука о бабичьем деле» .Доктор Амбодик-Максимович (1744-1812) является одним из основоположниковроссийского акушерства, ботаники и фитотерапии в России. Будучи«профессором повивального искусства» при Петербургской Акушерской школе,Амбодик –Максимович видоизменил и улучшил преподавание акушерства, ввел впрактику применение акушерских щипцов и не существовавшие до негодемонстрации на фантоме, сделанном по его рисункам. Огромной его заслугойявляется им составление руководства по акушерству. Это был лучший труд 18века в этой области. За свои выдающиеся труды в области акушерства Амбодик-Максимович получил звание «отца русского акушерства». Большая заслугаАмбодика-Максимовича состоит также в составлении им первой русскойботаники, изданной в Петербурге в 1795 году под названием «Ботаникипервоначальные основания». Амбодик-Максимович был также первымотечественным фитотерапевтом, стремившимся научно обосновать лечебноеприменение лекарственных растений, и выдающимся для своего временипопуляризатором медицинских и естественных наук, много сделавшим дляраспространения медицинских знаний.Большое значение для развития акушерской науки имело открытие в рядегородов (Страсбург,1728; Берлин,1751; Москва,1761; Прага,1770;Петербург,1771; Париж1797) родильных домов. Однако вскоре после ихорганизации врачи встретились с тяжелым, часто смертельным осложнением -«родильной горячкой», т.е. послеродовым сепсисом. Пандемии этой «горячки»были бичом родильных домов и в первой половине девятнадцатого века.Летальность от послеродового сепсиса колебалась в отдельные периодывосемнадцатого – первой половины девятнадцатого века от 10 до 40-80%Огромное значение в борьбе с послеродовым сепсисом имели труды венгерскогоакушера Игнаца Филиппа Земмельвейса (1818-1865).В 1801 году состоялось открытие повивального института при Московскомуниверситете. Это учреждение развилось в последующем в акушерскую клиникуМосковского университета и стало одним из крупнейших научных учреждений ирассадником академического акушерского образования в стране. Организацияуниверситетов в Харькове и Казани способствовала распространениюакушерского образования и формированию кадров врачей-акушеров. Извыдающихся акушерских академических деятелей того периода следует отметитьГ.И. Кораблева, С.Ф.Хотовицкого, Д.И. Левитского, С.А. Громова и др.Основными отличительными чертами русского акушерства являлись забота обинтересах как матери, так и ее ребенка и высокое сознание ответственностипо отношению к судьбе обеих жизней. Русским акушерам удалось избежатькрайностей отдельных европейских акушерских школ (ультраконсервативнойвенской школы и чрезмерно активной немецкой школы Озиандера) и выработатьсамостоятельное направление, рассчитанное на максимальное использованиефизиологических усилий самой женщины в течение акта родов и разумноеограничение оперативных вмешательств размерами действительно необходимого винтересах матери и ребенка. Отдельные операции (например, рассечение лона)с самого начала не встретили сочувствия со стороны большинства русскихакушеров в силу калечащих результатов этих операций.В 19 веке два крупных научных открытия – введение эфира и хлороформа вцелях обезболивания и открытие путей распространения инфекции во время ипосле родов и первых эффективных средств борьбы с ней – сильнейшим образомотразились на судьбе акушерства и дали толчок к новому его подъему.Развитие акушерства пошло по пути все большего внедрения в практикухирургических принципов и методов. Особенно это коснулось операции кесаревасечения. Опасность ее применения снизилась во много раз в связи свведенными методами антисептики и асептики и улучшенной хирургическойтехникой, вследствие чего эта операция нашла широкое распространение вакушерской практике при ряде патологических осложнений (узкий таз,кровотечения и пр.). Значительный вклад в решение этих вопросов внесликрупнейшие представители русского акушерства: И.П.Лазаревич,А.Я.Крассовский, В.М.Флоринский, А.И.Макеев, Н.Н.Феноменов, В.В.Строганов,Н.И.Побединский, В.С.Груздев, Д.О.Отт и др.А.Я.Крассовский (1821-1898) был профессором Петербургской Медико-хирургической академии, а затем директором Петербургскогородовспомогательного заведения ( ныне родильный дом имени В.Ф.Снигерева).Он разработал учение о механизме родов и узком тазе, впервые в России ввелантисептику и асептику в акушерстве, способствовал успеху овариотомии вРоссии, написал классическое руководство «Оперативное акушерство свключением учения о неправильностях женского таза» (1865), основалПетербургское общество акушеров-гинекологов(1887), «Журнал акушерства иженских болезней»(1886).И.П.Лазаревич(1829-1902) был профессором Харьковского университета. Емупринадлежат оригинальные исследования по нервной регуляции матки,обезболиванию родов, оригинальное двухтомное «Руководство поакушерству»(1892). Большой вклад внесен Лазаревичем в разработку прямыхакушерских щипцов задолго до Киланда. Труды Лазаревича сделали его имяизвестным не только в России, но и за рубежом. Он был поборником женскогообразования, основал Повивальный институт в Харькове, подготовивший многоакушерок для Юга России.Н.Н.Феноменов (1855-1918) – выдающийся профессор Казанского Университета.Одним из первых в России ввел асептический способ оперирования, предложилнесколько оригинальных операций ( клейдотомия, пельвиопластика), изобрел иусовершенствовал ряд акушерских инструментов (щипцы Симпсона – Феноменова,перфоратор, ложка для эксцеребрации, ножницы для эмбриотомии). «Оперативноеакушерство» Н.Н.Феноменова является классическим трудом и в настоящеевремя.В конце 19 века (1875 год) при Московском университете начал научно-педагогическую деятельность крупный русский гинеколог Владимир ФедоровичСнегирев (1847-1916). По инициативе Снегирева гинекология впервые сталапреподаваться как самостоятельная дисциплина. По его же инициативе былаоткрыта первая гинекологическая клиника (1889) и гинекологический институтдля усовершенствования врачей (1896), руководителем которого Снегиревсостоял до конца жизни. Из многочисленных трудов Снегирева основныепосвящены вопросам маточных кровотечений, овариотомий, операций фибромы,перевязки маточных артерий и др. Снегирев был блестящим хирургом, онпредложил ряд новых операций и оперативных приемов и вместе с этим уделялбольшое внимание консервативным методам лечения женских болезней. ДляСнегирева и его школы характерно изучение целостного организма женщины иего связи с окружающей средой, а не только отдельных заболеваний половойсферы.В середине 20 века акушерство обогатилось рядом крупных исследований вобласти изучения особенностей физиологического состояния беременной женщиныв различные фазы беременности, акта родов и послеродового периода,особенностей биохимических процессов и обмена веществ при этих состояниях.Внедрение в акушерство достижений химии, физиологии, патологическойфизиологии, бактериологии и других теоретических наук позволило по-новомуосветить ряд разделов акушерства: физиологию и диететику беременности,сущность родового акта, обезболивание родов, некоторые болезненные процессыбеременных, токсикозы и др. Акушерская практика обогатилась многимилечебными средствами – гормональными препаратами, витаминами, средствамидля обезболивания, новейшими средствами для борьбы с инфекцией.С середины30-х годов огромного размаха достигло развертывание нового типаучреждений – женских консультаций.Во время Великой Отечественной войны 8 июля 1944 года Президиумомверховного Совета СССР был принят указ «об увеличении государственнойпомощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраныматеринства и детства, об установлении почетного звания «Мать-героиня» иучреждении ордена «Материнская слава» и медали «Медаль материнства».Создание ряда научно-исследовательских акушерско-гинекологическихинститутов или институтов охраны материнства и детства с акушерско-гинекологическими отделами способствовало значительному расширению иуглублению научных исследований по этой дисциплине.Уже в советское время ученый Строганов профессор Центрального научно-исследовательского института акушерства и гинекологии в Ленинградеразработал классический метод консервативного лечения эклампсии, взначительной мере вытеснив хирургические методы. Своими трудами онспособствовал значительному снижению смертности от эклампсии . Этот методнашел широкое применение не только в СССР, но и в Европе и Америке.В настоящее время достижения мировой науки, существенный вклад в которуювнесли и отечественные ученые, позволили достичь существенного снижениявсякого рода осложнений возникающих в процессе беременности и родов .Что касается взглядов религиозных на проблемы сохранения и прерываниябеременности, искусственного оплодотворения, суррогатного материнства и ряддругих вопросов акушерства, как стоявших перед человечеством с давнихвремен, так и возникающих в связи с расширением знаний в этой области,достижениями научных и производственных технологий, надо сказать, что они,по существу, не претерпевали эволюции, как таковой, но требовали поискатолкований основных концепций, той или иной религии, в отношении, встающихперед человечеством вопросов. А вот морально-этические взгляды, напротивпретерпевали эволюцию, по мере роста уровня цивилизации . Следует такжезаметить, что единого мнения на многие из этих вопросов не найдено и по сейдень. Мы не берем тут случаи, когда осложнившаяся, по ряду причин,беременность представляет угрозу для жизни матери, а так жеплодоразрушающие операции как необходимость немедленного завершения родовв интересах жизни матери, при наличии противопоказаний или отсутствияусловий для проведения операций. Аборт, в данном случае, будетрассматриваться как метод избавления от нежеланной беременности.Так, например, Ислам следующим образом высказывается в отношенииискусственного осеменения: оно допустимо лишь в тех случаях, когдаиспользуется сперма законного супруга. При искусственном оплодотворении invitro так же может использоваться только сперма мужа женщины.Вынашивание чужого ребенка, Ислам считает в принципе допустимым,рассматриваются два случая:1.Яйцеклетка должна принадлежать жене, а сперма мужу (так как Исламдопускает полигамию, суррогатной матерью может быть другая жена).2.Запрещается, если яйцеклетка не принадлежит жене, или используетсясперма другого мужчины.Необходимо также соблюдение следующих условий: - знание донора подовой клетки, с целью исключения кровесмешения и обеспечения законной родственной связи в соответствии с мусульманским правом. - Взаимное добровольное и сознательное согласие законных супругов.В аяде 228, 2 суры Корана, сказано, что разведенная женщина не может сновавыйти замуж раньше, чем через 90 дней, что позволяет избежать сомненийотносительно отцовства. Овдовевшая женщина – раньше, чем через 130, по тойже причине. Устанавливая сроки от 90 до 13ьь0 дней, Коран косвенноопределяет период, в течение которого зародыш приобретает форму человека.Исходя из этих положений Корана, и основываясь на предании о пророкеМухамеде, согласно которой Бог входит в душу зародыша в три месяца и однунеделю, мусульмане делают вывод, что о зародыше, как о человеческойличности, можно реально говорить через три месяца и одну неделю послезачатия, то есть на сотый день беременности. Исходя из такого толкованияможно соответственно заключить, что аборт на ранних сроках, в принципе,допустим в мусульманской религии.Буддизм заявляет – зародыш священен, и несет в себе весь потенциалчеловеческого существа! Прерывание беременности, соответственно, независимоот стадии, уничтожает жизнь, что недопустимо. Предпочтительным методомконтрацепции считается презерватив. Стерилизации следует избегать, в связис проблемой обратимости. В отношении оплодотворения in vitro сказано, чтопроцесс рождения может осуществляться разными способами, а вотискусственное оплодотворение неприемлемо само по себе, так как в процессеего оплодотворяются несколько яйцеклеток, затем производится их селекция иразрушение или хранение в криогене. Согласно же буддизтскому учениюконтиниум сознания возникает с первого мгновения оплодотворения.Вынашивание чужого ребенка неприемлемо из-за искусственного оплодотворения.Сам институт вынашивающей матери допускается, при условии того, чтосуррогатная мать исходит из альтруистических побуждений, и имеется согласиевсех заинтересованных лиц.Иудейская этическая традиция говорит о том, что аборт противоестественнен,так как аборт и нежелание иметь детей противоречит самой истории имессианскому предназначению иудейского народа. Стерилизация женщиныдопускается, всвязи с тем, что она не обязана принимать участие вдеторождении наравне с мужчиной. Однако отрицательно относится к мужскойстерилизации, поскольку обязанность продолжения рода лежит, главнымобразом, на мужчине. Ему запрещается предпринимать какие либо шаги полишению себя этой возможности . Отношение к новым репродуктивнымтехнологиям – в Талмуде, в трактате Хагига 15а сказано, что еслидевственная женщина будет купаться вводе, содержащей сперму , то она можетзабеременеть. Эти слова, написанные 100 лет назад, были взяты за основу,при рассмотрениивопроса об искусственном оплодотворении. Однако, подавляющее большинствораввинов категорически осуждают любое оплодотворение донорской спермой, вто же время, если окончательно доказано, что никакая иная терапияневозможна, то в качестве крайней меры допускается оплодотворение спермоймужа.Что касается суррогатного материнства, то на сегодняшний день любая формаодалживания своего чрева бесплодной супруге категорически запрещена.Запрещение мотивировано важностью отношений между матерью и плодом.Христианство, Православное категорически заявляет – аборт это тяжелейшийгрех, так как является одним из видов убийства. Человеческая природа этопсихосоматическое единство, а жизнь является непременным и нескончаемымразвитием человеческого существа, как образа и подобия Божьего.Отвергаются все показания экономического и социального характера. А такжеопровергается концепция о том, что плод является частью материнскогоорганизма. Русская Православная церковь настроена в этом отношении белееконсервативно, и отвергает аборт в любых его проявлениях. Западная же,более либерально настроенная, церковь оговаривает моральную приемлемостьвозможности аборта по медицинским показаниям, однако это подпадает подразряд « невольных грехов», когда признается вред содеянного, но виналичности смягчается.Контрацепция – между православными этиками существует общее согласие подвум пунктам:1Контрацепция недопустима в случае своей непрерывности, и 2- блуда.Единогласие отсутствует по вопросу контрацепции в браке с целью отсрочкирождения детей или ограничения их количества. Так как продолжение жизни неменее фундаментальная обязанность человечества, чем ее защита. Не являясьединственной целью брака, продолжение жизни оказывается реализациейвыполнения долга и моральной ответственности. И считается аморальным любыеприменения контрацепции. Цель брака - продолжение рода, и контрацепциясчитается грехом приблизительно равным (по тяжести) аборту.По поводу искусственного оплодотворения, - Христианство считает егодопустимым, но лишь в том случае, если донором спермы является муж, вслучае же если им является третье лицо – он приравнивается к блуду, еслидонором яйцеклетки может быть лишь другая женщина – к прелюбодеянию. Вслучае если супружеская пара никак не может иметь детей, то единственнодопустимым является усыновление чужого ребенка.Католичество – плод с момента оплодотворения считается личностью. Допустим лишь непрямой аборт , так как имеет целью сохранениежизни . Искусственное оплодотворение не допускается так как необходимымиусловиями для зачатия являются единство и союз супругов.Итак, у нас получился очерк на тему предмета, истории и морально-этическихаспектов такого древнего искусства как Акушерство. В заключении хочется также отметить, что оно является одной из немногих областей медицины, окоторой должны знать все и как можно больше.Список литературы:1.Большая Советская Энциклопедия том 2,3 14.2.В.И.Бодяжина « Акушерство» 1986, Москва.3.А.Н.Барков « Биомедицинская этика» 1997, Москва. МГМСУ Кафедра Истории Медицины С Курсами основ права и музееведения. Заведующий кафедрой, Академик ПАНИ Профессор Троянский Г.Н. Курсовая работа. ТЕМА: « Очерк об акушерстве». Студентка Вечернего лечебного факультета Группа 12, курс 3 Никольская А.В. Преподаватель: старший преподаватель КМН Алексеева Е.В. Москва 2000г.План : Вступление Предмет акушерства История развития акушерства История развития отечественного акушерства Отношение к основным мировым религиям Заключение




Похожие:

История Отечественного Акушерства iconСписок лекций на IV курсе лечебного факультета 2011-2012 гг
История акушерства. История кафедры акушерства и гинекологии Сибгму. Организация службы родовспоможения в России
История Отечественного Акушерства iconИстория отечественного государства и права
Программа учебной дисциплины «История отечественного государства и права» составлена в соответствии с требованиями к обязательному...
История Отечественного Акушерства iconИстория акушерства
Пройдя сквозь века, умение помочь мучающейся в родах в наши дни практически дошло до совершенства. Задача моей курсовой работы заключается...
История Отечественного Акушерства iconУчебно-методический комплекс по дисциплине История отечественного государства и права (название)
Учебно-методический комплекс дисциплины «История отечественного государства и права» составлен в соответствии с требованиями Государственного...
История Отечественного Акушерства iconЭкзаменационные вопросы по курсу «История отечественного государства и права». Дооктябрьский период
Предмет, содержание и методология истории отечественного государства и права как науки и учебной дисциплины
История Отечественного Акушерства iconИстория развития акушерства

История Отечественного Акушерства iconАкушерство (история акушерства)

История Отечественного Акушерства iconРеферат Акушерство (История развития акушерства)

История Отечественного Акушерства iconИстория отечественного права (задания)

История Отечественного Акушерства iconЛитература Акушерство (Вступительная лекция. История развития) лекция №1. Тема: вступительная лекция. История развития основные этапы развития акушерства Проблемы акушерской науки и практики на современной этапе

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы