|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ КООРДИНАЦИОННЫЙ СОВЕТ Государственное научное учреждение УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ Исследовательский центр ОБЪЕДИНЕНИЙ (УМО) ПРОБЛЕМ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ И НАУЧНО - МЕТОДИЧЕСКИХ специалистов СОВЕТОВ (НМС) Московского государственного ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ института стали и сплавов (ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА) с Е Р И Я Научно-методическое обеспечение проектирования нового поколения основных образовательных программ, реализующих федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования ПРОЕКТИРОВАНИЕ основных образовательных программ, реализующих федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования Методические рекомендации для руководителей и актива учебно-методических объединений вузов МОСКВА – 2009 УДК 378 ББК 74.202 Авторский коллектив: Р.Н. Азарова, Т.Н. Ананьева, П.Г. Бабаевский, Е.Б. Белов, А.В. Белоцерковский, А.Ф. Бенда, В.А. Богословский, А.В. Боровиков, И.Н. Бородулин, В.И. Гагин, И.Г. Галямина, Е.В. Глухова, С.Н. Гончаренко, Л.С. Гребнев, И.М. Григорьев, С.И. Григорьев,М.Б. Гузаиров, Н.И. Дунченко, Н.Ф. Ефремова. З.Д. Жуковская, В.И. Звонников,В.Ф. Зива, Н.М. Золотарева, В.Г. Казанович, Е.В. Караваева, В.Б. Киреев, Е.Н. Ковтун,В.Н. Козлов, В.А. Козырев, Т.В. Кондранин, С.В. Коршунов, И.Б. Котлобовский,В.Е. Кочурихин, В.М. Кошелев, Ю.А. Крупин, Н.Н. Кузьмин,А.В. Купчиненко,Н.В. Лабутина, Н.И. Максимов, С.И. Маслов, О.П. Мелехова, Н.Ф. Метленков,А.А. Недоступ, Н.Н. Нечаев, Г.Я. Никитина, В.Л. Петров, Г.Я. Резго, А.Ф. Сафонов,Н.А. Селезнева (координатор авторского коллектива и научный редактор издания),А.Ю. Сидоров, В.В. Сильянов, Смольников А.В., В.П. Соловьев, А.Л. Степанов,А.Г. Схиртладзе, Ю.Г. Татур, Ю.Ф. Тельнов. Л.А. Трубина, А.Д. Трубчанинов,Т.Б. Уткина, А.И. Федорков, В.А. Федоров, Н.Н. Фомин,И.В. Челпанов,А.А. Шехонин, Е.Н. Щербаков, Л.Ю. Юдина. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: Методические рекомендации для руководителей и актива учебно-методических объединений вузов / Науч. ред. д-ра техн. наук, профессора Н.А. Селезневой. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Координационный совет учебно-методических объединений и научно-методических советов высшей школы, 2009. – 84 с. ISBN 978-5-7563-0380-3 Настоящие Методические рекомендации входят в число первых работ запланированной серии: «Научно-методическое обеспечение проектирования нового поколения основных образовательных программ (ООП), реализующих федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ФГОС ВПО)» и занимают в ней центральное и системообразующее место, так как задают основные параметры проектных работ по отношению к ООП ВПО в целом. Рекомендации подготовлены объединенным авторским коллективом из числа членов Координационного совета УМО и НМС высшей школы, научных сотрудников Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов (далее – Исследовательский центр) и ряда авторитетных российских вузов. В них обобщаются результаты исследований в области реализации компетентностного подхода при создании нового поколения государственных образовательных стандартов и основных образовательных программ в высшем образовании за период с 2004 по 2008 годы по заказам Минобрнауки России и Рособразования. Основные исследования в этой области были выполнены в рамках Федеральной целевой программы развития образования в России и аналитической ведомственной программы «Развитие научного потенциала высшей школы», прежде всего, силами творческих коллективов на базе ряда ведущих вузов и научных учреждений. Методические рекомендации адресованы проректорам и активу базовых вузов УМО и призваны оказать им помощь при организации проектирования основных образовательных программ и примерных основных образовательных программ (ПрООП), реализующих ФГОС ВПО. ISBN 978-5-7563-0380-3 ББК 74.202 © Авторский коллектив, 2009. © Селезнева Н.А., научная редакция, 2009. © Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Координационный совет УМО и НМС высшей школы, 2009. СОДЕРЖАНИЕ Предисловие …………………………………………………………………………………. 5 1. Понятие и концепция основных образовательных программ, реализующих федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования ……………………….. 9 1.1. Законодательные истоки термина «основная образовательная программа» …………………………………………………... 9
реализующих федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования ………………………………….. 11 2. Общая структура (макет) основной образовательной программы высшего профессионального образования (с рекомендациями по проектированию основных программных документов в ее составе) ….. 16 3. Общая характеристика процесса проектирования основных образовательных программ, реализующих федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования ………………………………………………….75 Сведения об авторском коллективе ……………………………………………………… 79 4 Предисловие В связи с завершением в ближайшее время разработки федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), представлением их на утверждение в Минобрнауки России и введением в действие, перед российскими высшими учебными заведениями на первый план выдвигается актуальная задача освоения научно-методических подходов, связанных с переходом от действующих основных образовательных программ (ООП) (в соответствии с ГОС ВПО второго поколения) к ООП, реализующих ФГОС ВПО в контексте современных отечественных, европейских и мировых тенденций реформирования и развития высшего образования и совершенствования его качества. Особая роль и ответственность за переход к новому поколению ООП ВПО ложится на учебно-методические объединения (УМО) вузов России, Координационный совет УМО и НМС высшей школы и базовые вузы УМО. Именно им предстоит возглавить процесс проектирования ООП, реализующих ФГОС ВПО, и оказать необходимую научно-методическую и иную соответствующую помощь вузам УМО. В силу значительной сложности и трудоемкости всего комплекса аналитических и проектных работ по созданию ООП, реализующих ФГОС ВПО, представляется целесообразным объединенными усилиями подготовить и издать в помощь разработчикам ООП ВПО серию материалов под названием «Научно-методическое обеспечение проектирования нового поколения основных образовательных программ, реализующих федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования». Она могла бы уже сегодня осветить такие вопросы, как:
Теме «Общее законодательно-нормативное и организационно-методическое обеспечение» посвящены следующие первые три работы этой серии:
5
Проблему «Специализированное методическое обеспечение для решения основных аналитических и проектных задач» охватят запланированные к изданию работы: Проектирование компетентностно-ориентированных рабочих программ учебных дисциплин, модулей, практик в составе ООП, реализующих ФГОС ВПО / Методические рекомендации для организаторов проектных работ и профессорско-преподавательских коллективов вузов. Выявление актуального состава компетенций и формирование компетентностных моделей подготовленности выпускников вузов как совокупного ожидаемого результата образования по завершению освоения ООП ВПО. Разработка паспортов и программ формирования обязательных общекультурных и профессиональных компетенций у студентов при освоении ООП ВПО. Формирование компетентностно-ориентированного учебного плана в составе ООП ВПО. Разработка фондов оценочных средств и технологий для промежуточной и итоговой аттестаций студентов в вузе при освоении компетентностно-ориентированной ООП ВПО. Создание фонда оценочных средств и технологий для «входной» аттестации уровня сформированности основных компетенций у студентов 1-го курса в начале освоения ООП ВПО. Проектирование содержания и организации учебной деятельности студентов при освоении компетентностно-ориентированной ООП ВПО. Проектирование программы научно-исследовательской работы студентов при освоении компетентностно-ориентированной ООП ВПО. Формирование социально-культурной среды вуза в целях освоения компетентност-но-ориентированной ООП ВПО. Формирование системы обеспечения и совершенствования качества образования как условия освоения компетентностно-ориентированной ООП ВПО. и др. Вопрос «Опыт отечественных вузов в проектировании компетентностно-ориентированных образовательных стандартов и программ» запланированной серии научно-методических работ будет отражен в подготавливаемых к изданию результатах поисковых исследований ряда отечественных вузов, связанных как с проектированием комплекса «ФГОС ВПО - Примерная ООП ВПО - вузовская ООП ВПО» в целом, так и с решением отдельных проектных задач при разработке компетентностно-ориентированных ООП ВПО. По мере освоения отечественными вузами подходов к проектированию компетентностно-ориентированных ООП ВПО, реализующих ФГОС ВПО, лучший опыт в этой области будет представляться новыми изданиям. 6 Раздел «Опыт зарубежной высшей школы в проектировании образовательных программ, ориентированных на результаты обучения и компетенции» указанной серии позволит ознакомить широкие круги научно-педагогической общественности российской высшей школы с опытом аналогичных разработок зарубежных ученых и преподавателей, прежде всего стран СНГ и европейских государств, включенных в Болонский процесс. В этом разделе планируется представить некоторые основные результаты общеевропейского проекта «TUNING», а также работы отдельных продвинутых вузов из стран Европы, Азии, Латинской Америки, а также США. Предлагаемые Методические рекомендации входят в число первых трех работ запланированной серии и занимают в ней центральное и системообразующее место, так как задают основные параметры проектных работ по отношению к ООП ВПО в целом. Рекомендации подготовлены объединенным авторским коллективом из числа членов Координационного совета УМО и НМС высшей школы, научных сотрудников Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов (далее - Исследовательский центр) и ряда авторитетных отечественных вузов. В них обобщаются результаты поисковых исследований в области реализации компетентностного подхода при создании нового поколения государственных образовательных стандартов и основных образовательных программ в высшем образовании, осуществленных академической общественностью высшей школы в период с 2004 по 2008 годы по заказам Минобрнауки России и Рособразования. Основные исследования в этой области были выполнены в рамках Федеральной целевой программы развития образования в России и аналитической ведомственной программы «Развитие научного потенциала высшей школы», прежде всего, силами творческих коллективов на базе следующих вузов и научных учреждений: Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (МГУ); Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана (МГТУ); Московского государственного текстильного университета; Московского государственного института стали и сплавов (технологического университета) (МИСиС) ; Московского государственного горного университета; Санкт-Петербургского государственного университета информационных технологий, механики и оптики; Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ»; Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов МИСиС; Московского государственного университета природообустройства; Московского государственного университета прикладной биотехнологии; Московского государственного университета пищевых производств; Московского государственного социального университета и др. * Указом Президента Российской Федерации от 7 октября 2008 г. № 1448 на базе данного вуза создается Национальный исследовательский технологический университет (в рамках реализации пилотного проекта по созданию национальных исследовательских университетов). 7 При этом были также учтены результаты инновационных работ ряда ведущих отечественных вузов, полученные в рамках Приоритетного национального проекта «Образование» (ПНПО) в 2006–2008 гг. При подготовке Методических рекомендаций за основу их центрального (второго) раздела «Общая структура (макет) основной образовательной программы высшего профессионального образования (с рекомендациями по проектированию основных программных документов в ее составе)» был взят «Макет основной образовательной программы бакалавриата и рекомендации по проектированию нормативно-методических документов, ее составляющих» из коллективной работы, выполненной по заказу Минобрнауки России на базе Московского государственного горного университета в рамках Федеральной целевой программы развития образования в России: «Подходы к разработке нормативно-методического обеспечения реализации основных образовательных программ высшего профессионального образования» / В.А. Богословский, С.Н. Гончаренко, Е.В. Караваева, Е.Н. Ковтун, Н.И. Максимов, В.Л. Петров. – М.: Московский государственный горный университет, 2008. – 75 с. Данная работа была любезно предоставлена в распоряжение Координационного совета УМО и НМС высшей школы проректором по УМО на базе Московского государственного горного университета (руководителем-координатором выполненного в 2008 году исследовательского проекта) доктором технических наук, профессором В.Л. Петровым. В структуре Содержания ООП ВПО (раздел 2, настоящих Методических рекомендаций) жирным шрифтом выделены разделы, заимствованные из указанной выше коллективной работы. Совокупность выделенных жирным шрифтом разделов в структуре (макете) ООП ВПО можно рассматривать как один из рекомендуемых и возможных вариантов структурной модели (макета) ООП ВПО, наиболее простой для коллективов разработчиков ООП ВПО (полный текст указанной выше работы, можно получить в электронном виде, обратившись по адресу: umo@mail.ru). Другой из рекомендуемых вариантов общей структуры (макета) ООП ВПО, ориентированный на более опытные («продвинутые») коллективы разработчиков компетентностно-ориентированных ООП ВПО, представлен в разделе 2 настоящих Методических рекомендаций. В зависимости от наличия в конкретном вузе опыта проектирования компетентностно-ориентированных ООП ВПО вузовские коллективы могут выбрать любой из двух рекомендуемых вариантов общей структуры (макета) ООП ВПО или предложить свой вариант. 8 1. Понятие и концепция основных образовательных программ, реализующих федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования 1.1. Законодательные истоки термина «основная образовательная программа» Термин «основная образовательная программа» впервые вводится в Законе РФ «Об образовании» (1992 г.), в Статье 9. и далее используется в Законе РФ «О высшем и послевузовском образовании» (1996 г.) в Статье 5 и Статье 6. В соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта» от 01 декабря 2007 г. № 309-ФЗ Статьей 1 вносятся изменения в Статью 7 (пп. 1, 4, 8) Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» и устанавливается взаимосвязь федеральных государственных образовательных стандартов и основных образовательных программ в следующем виде: S «Статья 7, п. 1. В Российской Федерации устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты, представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию»; S «Статья 7, п. 4. Федеральные государственные образовательные стандарты, представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ, включают в себя требования к:
Измененной редакцией Статьи 7, п. 8 Закона РФ «Об образовании» регламентируется, что: S «Федеральные государственные образовательные стандарты … являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от формы получения образования …» и S «6.1. Основные профессиональные образовательные программы начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся и включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии»; 9 Измененной Статьей 14, п. 5 Закона РФ «Об образовании» определяется, что: S «5. Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется, образовательной программой (образовательными программами), утверждаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно. Основная образовательная программа в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении разрабатывается на основе соответствующих примерных основных образовательных программ и должна обеспечивать достижение обучающимися (воспитанникам) результатов освоения основных образовательных программ, устанавливаемых соответствующим федеральным государственным образовательным стандартам …» S «5.1. Уполномоченные государственные органы обеспечивают разработку на основе федеральных государственных образовательных стандартов … примерных основных образовательных программ с учетом их уровня и направленности. S 5.2. Примерные основные образовательные программы с учетом их уровня и направленности могут включать в себя базисный учебный план и (или) примерные программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей). Статьей 5 Федерального закона от 01 декабря 2007 г. № 309-ФЗ вносятся изменения в Федеральный закон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ “О высшем и послевузовском профессиональном образовании” (в его Статье 5) в части понятия и структуры государственных образовательных стандартов и реализующих их основных образовательных программ и пункты 1, 2, и 5 Статьи 5 излагаются в следующей редакции: S «1. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования предназначены для обеспечения:
S «2. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования … включают в себя требования к:
S «5. Основная образовательная программа высшего профессионального образования обеспечивает реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом вида высшего учебного заведения, образовательных потребностей и запросов обучающихся и включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии». 10 1.2. Понятие основной образовательной программы Опираясь на федеральное законодательство и сложившуюся практику отечественных вузов в разработке основных программных документов, регулирующих образовательный процесс, предлагается следующее определение «основной образовательной программы» высшего учебного заведения: Основная образовательная программа (ООП) высшего учебного заведения – это комплексный проект образовательного процесса в вузе по определенному направлению, уровню и профилю подготовки, представляющий собой систему взаимосвязанных документов:
1.3. Концепция основных образовательных программ, реализующих федеральные государственные стандарты высшего профессионального образования Учитывая сущностную и законодательно закрепленную взаимосвязь между ФГОС ВПО и ООП ВПО, концепция ООП вуза непосредственно опирается на концептуальные основания ФГОС ВПО как образовательных стандартов нового поколения*, призванных: – стать «проводниками» перспективных отечественных, международных и европейских тенденций** реформирования и развития высшего образования, исходя из стратегических интересов и культурно-образовательных традиций России; * Проектирование государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования нового поколения: Методические рекомендации для руководителей УМО вузов Российской Федерации. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Координационный совет УМО и НМС, 2005. – С. 5–16. ** Там же, С. 5–8. 11 - обеспечить оптимальное сочетание универсальности, фундаментальность высшего образования и его практической направленности на период действия ФГОС ВПО. Главной движущей силой всех современных реформ высшего образования выступает потребность общества, государства и экономики в повышении требований к уровню интеллектуального и нравственного развития человека с высшим образованием, к его социальной и профессиональной готовностям, необходимым для жизни в современном быстро меняющемся и усложняющемся мире, и вытекающая из этой потребности необходимость внести адекватные изменения в цели, содержание и организацию систем высшего образования и закрепить их как новые социальные нормы для функционирования и развития таких систем. Все три интересующие нас объекта социально-образовательного проектирования: ФГОС ВПО - ПрООП ВПО - ООП ВПО - объединяет принадлежность к категории “социальная норма” по отношению к высшему образованию как социальной системе / социальному институту. ФГОС ВПО, ПрООП ВПО и ООП ВПО образуют взаимосвязанную совокупность комплексных социальных норм разного уровня иерархии (в организации высшего образования) и типа по отношению к определенному направлению подготовки (предметной области высшего образования), уровню квалификации и профилю. Комплексность каждой из трех социальных норм для высшего образования в нашем случае означает представленность в ней всей совокупности актуальных социальных норм (требований) по отношению к:
ФГОС ВПО - это комплексная обобщенная законодательно закрепленная социальная норма федерального (общероссийского) уровня и «рамочного», но достаточно «жесткого» типа по отношению к основным содержательным и организационным характеристикам ВПО для отдельного направления подготовки, уровня квалификации и профиля, призванная по соответствующей предметной области ВПО обеспечить:
* Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации. Одобрены на заседании Правительства Российской Федерации 9 декабря 2004 г. (протокол № 47, раздел I). 12 ООП ВПО - это комплексная развернутая социальная норма институционального (вузовского) уровня по отношению ко всем основным содержательным и организационным характеристикам ВПО для отдельного направления подготовки, уровня квалификации и профиля, призванная по соответствующей предметной области ВПО обеспечить:
Примерная ООП ВПО с позиций категории «социальной нормы» занимает промежуточное место между ФГОС ВПО и ООП ВПО конкретных вузов и выступает в роли комплексной «переходной социальной нормы» федерального (общероссийского) уровня, но «мягкого, направляющего (рекомендательного) типа», имеющей целью предложить вузам возможный инвариант проекта вузовской ООП как ориентир при разработке ООП ВПО каждого конкретного вуза. Концептуальное ядро ФГОС ВПО как стандарта нового поколения и реализующих его ООП ВПО составляет компетентностный подход к ожидаемым результатам высшего образования. Отметим, что для отечественной высшей школы и ее учебно-методических объединений характерным было использование концептуальных основ компетентностного подхода, интегрированных с системно-деятельностным подходом к проектированию квалификационно-ориентированных требований к выпускникам вузов, еще в конце 80-х годов ХХ-го столетия при создании на системно-деятельностной основе квалификационных характеристик специалистов с высшим образованием и сопряженных с ними фондов комплексных квалификационных заданий, а далее ГОС ВПО первого и второго поколений. Перенос акцента с предметно-дисциплинарной и содержательной стороны (при одновременном сохранении ее достоинств и важности) на ожидаемые результаты образовательного процесса в компетентностном формате является проявлением существенного усиления его студентоцентрированной направленности как отражение важнейшей из мировых тенденций в развитии высшего образования. Компетенции и результаты образования рассматриваются как главные целевые установки в реализации ФГОС ВПО, как интегрирующие начала «модели» выпускника. Сама компетентностная модель выпускника, с одной стороны, охватывает квалификацию, связывающую будущую его деятельность с предметами и объектами труда, с другой стороны, отражает междисциплинарные требования к результату образования. Компетенции подразделяются на две группы: общекультурные (универсальные, надпредметные) и профессиональные (предметно-специфические, предметно-специализированные). Первые являются 13 переносимыми и менее жестко привязанными к объекту и предмету труда. Вторые отражают профессиональную квалификацию. Они различаются для разных направлений подготовки / специальностей. От проектирования результатов образования, выраженных в форме компетенций, следует идти к проектированию объема, уровня, содержания теоретических и эмпирических знаний. Нельзя оторвать компетенции от содержания образования, равно как и не следует рассчитывать, что посредством только содержания образования можно обеспечить овладение компетенциями. За формирование тех или иных компетенций не могут «отвечать» только отдельные учебные дисциплины или даже содержание всей образовательной программы. Компетенции - это также результат образовательных технологий, методов, организационных форм, учебной среды и т.д. Результаты образования и компетенции устанавливаются не только на уровне квалификации, но и на уровне циклов, учебных дисциплин (модулей). При создании новых образовательных стандартов и программ требуется достижение прозрачности в определении целей обучения и воспитания. Последние должны быть динамичными и чуткими к потребностям общества, экономики, рынка труда. Оценивающие технологии и средства призваны включать в себя индикаторы, которые можно измерить. В условиях многообразия контекстов и их динамичного изменения ширится понимание того, что язык компетенций - наиболее подходящий для консультации с заинтересованными кругами (социальными партнерами). Ориентация на компетенции способствует проектированию более пластичной структуры учебных дисциплин и обеспечивает сравнимость уровней квалификаций в национальном и международном аспектах. Это позволит осуществлять постоянный пересмотр квалификаций и выбирать соответствующие меры для повышения адекватности реализуемых образовательных программ. Профессиональные профили должны быть четко определены в разрабатываемой компетентностной модели ФГОС ВПО и одновременно сохранять открытость к изменениям. Структура нового поколения образовательных стандартов и программ и заключенные в ней механизмы обновления призваны обеспечить целесообразную меру динамичности и подвижности. Это сделает возможным удовлетворить требование, записанное в «Приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации»: «В условиях развития экономики знаний предстоит обеспечить условия для формирования национальной инновационной системы, в рамках которой должна осуществляться интеграция образования, науки и экономики»*. В концептуальные основания ФГОС ВПО как стандартов нового поколения и реализующих их ООП ВПО вошли также другие важные отличительные признаки-идеи, отражающие связь проектируемых новых социальных норм для отечественной высшей школы с ведущими общемировыми, включая европейские тенденции в развитии высшего образования и придающие новым российским образовательным стандартам и программам «международное измерение». К таким отличительным признакам-идеям относятся:
* Проектирование государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования нового поколения: Методические рекомендации для руководителей УМО вузов Российской Федерации. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Координационный совет УМО и НМС, 2005. – С. 10–11. 14 ![]() Возрастание междисциплинарности и трансдисциплинарности в проектируемых ООП ВПО, реализующих ФГОС ВПО. Обеспечение преемственности с отечественными традициями высокого уровня фундаментальности высшего образования и формирования адекватного уровня системности профессионального мышления выпускников вузов. Достижение сбалансированностей между когнитивным (познавательным) освоением учебных дисциплин и овладением практическими навыками в сфере коммуникаций, творческого и критического анализа; существенное усиление креативной направленности образовательного процесса. Использование принципов модульной организации проектируемых ООП ВПО, реализующих ФГОС ВПО. Усиление направленности на диагностику достижений студентов и выпускников, которые они, с точки зрения компетентностного подхода, обязаны продемонстрировать в режиме заданных оценочных средств и технологий. Увеличение степеней свободы студентов в том, что касается выбора ими различных индивидуализированных образовательных траекторий. Расширение автономии и академических свобод вузов в разработке ООП ВПО, особенно в «отборе» содержания образования и образовательных технологий, наряду с усилением подотчетности вузов и их ответственности за качество образования. Формирование устойчивого и эффективного социального диалога высшей школы и сферы труда как обязательные условия при проектировании ФГОС ВО и ООП. Возрастание ответственности преподавателей и студентов за эффективность образовательного процесса и собственной деятельности. 15 2. Общая структура (макет) основной образовательной программы высшего профессионального образования (с рекомендациями по проектированию основных программных документов в ее составе) 16 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ (название высшего учебного заведения) Утверждаю: Ректор «____» 200__ г. Номер внутривузовской регистрации ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Направление подготовки (указывается код и наименование направления подготовки) Профиль подготовки (указывается наименование профиля подготовки) Квалификация (степень) (указывается бакалавр / магистр / специалист) |