Министерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию координационный совет icon

Министерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию координационный совет



НазваниеМинистерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию координационный совет
страница1/13
Дата конвертации29.06.2012
Размер2 Mb.
ТипМетодические рекомендации
скачать >>>
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ КООРДИНАЦИОННЫЙ СОВЕТ

Государственное научное учреждение УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ

Исследовательский центр ОБЪЕДИНЕНИЙ (УМО)
ПРОБЛЕМ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ И НАУЧНО - МЕТОДИЧЕСКИХ


специалистов СОВЕТОВ (НМС)

Московского государственного ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

института стали и сплавов (ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА)

с

Е Р И

Я

Научно-методическое обеспечение проектирования нового поколения ос­новных образовательных программ, реализующих федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования

ПРОЕКТИРОВАНИЕ
основных образовательных про­грамм, реализующих федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального об­разования


Методические рекомендации для руководителей и актива учебно-методических объединений вузов


МОСКВА – 2009

УДК 378 ББК 74.202

Авторский коллектив: Р.Н. Азарова, Т.Н. Ананьева, П.Г. Бабаевский, Е.Б. Белов, А.В. Белоцерковский, А.Ф. Бенда, В.А. Богословский, А.В. Боровиков, И.Н. Бородулин, В.И. Гагин, И.Г. Галямина,
Е.В. Глухова, С.Н. Гончаренко, Л.С. Гребнев, И.М. Григорьев, С.И. Григорьев,М.Б. Гузаиров, Н.И. Дунченко, Н.Ф. Ефремова. З.Д. Жуковская, В.И. Звонников,В.Ф. Зива, Н.М. Золотарева, В.Г. Казанович, Е.В. Караваева, В.Б. Киреев, Е.Н. Ковтун,В.Н. Козлов, В.А. Козырев, Т.В. Кондранин, С.В. Коршунов, И.Б. Котлобовский,В.Е. Кочурихин, В.М. Кошелев, Ю.А. Крупин, Н.Н. Кузьмин,А.В. Купчиненко,Н.В. Лабутина, Н.И. Максимов, С.И. Маслов, О.П. Мелехова, Н.Ф. Метленков,А.А. Недоступ, Н.Н. Нечаев, Г.Я. Никитина, В.Л. Петров, Г.Я. Резго, А.Ф. Сафонов,Н.А. Селезнева (координатор авторского коллектива и научный редактор издания),А.Ю. Сидоров, В.В. Сильянов, Смольников А.В., В.П. Соловьев, А.Л. Степанов,А.Г. Схиртладзе, Ю.Г. Татур, Ю.Ф. Тельнов. Л.А. Трубина, А.Д. Трубчанинов,Т.Б. Уткина, А.И. Федорков, В.А. Федоров, Н.Н. Фомин,И.В. Челпанов,А.А. Шехонин, Е.Н. Щербаков, Л.Ю. Юдина.


ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ, РЕАЛИЗУЮЩИХ

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: Методические рекомендации для руководителей и актива учебно-методических объединений вузов / Науч. ред. д-ра техн. наук, профессора Н.А. Селезневой. – М.: Ис­следовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Координационный совет учебно-методических объединений и научно-методических советов высшей школы, 2009. – 84 с.

ISBN 978-5-7563-0380-3

Настоящие Методические рекомендации входят в число первых работ запланированной серии: «Научно-методическое обеспечение проектирования нового поколения основных образовательных программ (ООП), реализующих федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образо­вания (ФГОС ВПО)» и занимают в ней центральное и системообразующее место, так как задают основные па­раметры проектных работ по отношению к ООП ВПО в целом.

Рекомендации подготовлены объединенным авторским коллективом из числа членов Координационного со­вета УМО и НМС высшей школы, научных сотрудников Исследовательского центра проблем качества подго­товки специалистов (далее – Исследовательский центр) и ряда авторитетных российских вузов. В них обобща­ются результаты исследований в области реализации компетентностного подхода при создании нового поколе­ния государственных образовательных стандартов и основных образовательных программ в высшем образовании за период с 2004 по 2008 годы по заказам Минобрнауки России и Рособразования. Основные ис­следования в этой области были выполнены в рамках Федеральной целевой программы развития образования в России и аналитической ведомственной программы «Развитие научного потенциала высшей школы», прежде всего, силами творческих коллективов на базе ряда ведущих вузов и научных учреждений.

Методические рекомендации адресованы проректорам и активу базовых вузов УМО и призваны оказать им помощь при организации проектирования основных образовательных программ и примерных основных обра­зовательных программ (ПрООП), реализующих ФГОС ВПО.

ISBN 978-5-7563-0380-3 ББК 74.202

© Авторский коллектив, 2009.

© Селезнева Н.А., научная редакция, 2009.

© Исследовательский центр

проблем качества подготовки специалистов,

Координационный совет

УМО и НМС высшей школы, 2009.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие …………………………………………………………………………………. 5

1. Понятие и концепция основных образовательных программ,
реализующих федеральные государственные образовательные
стандарты высшего профессионального образования ………………………..
9


1.1. Законодательные истоки термина «основная

образовательная программа» …………………………………………………... 9

  1. Понятие основной образовательной программы …………………………… 11

  2. Концепция основных образовательных программ,

реализующих федеральные государственные образовательные стандарты
высшего профессионального образования ………………………………….. 11


2. Общая структура (макет) основной образовательной программы
высшего профессионального образования (с рекомендациями


по проектированию основных программных документов в ее составе) ….. 16

3. Общая характеристика процесса проектирования

основных образовательных программ, реализующих федеральные

государственные образовательные стандарты высшего

профессионального образования ………………………………………………….75

Сведения об авторском коллективе ……………………………………………………… 79

4

Предисловие

В связи с завершением в ближайшее время разработки федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), представлением их на утверждение в Минобрнауки России и введением в действие, перед российскими высшими учебными заведениями на первый план выдвигается актуальная за­дача освоения научно-методических подходов, связанных с переходом от действующих ос­новных образовательных программ (ООП) (в соответствии с ГОС ВПО второго поколения) к ООП, реализующих ФГОС ВПО в контексте современных отечественных, европейских и мировых тенденций реформирования и развития высшего образования и совершенствова­ния его качества.

Особая роль и ответственность за переход к новому поколению ООП ВПО ложится на учебно-методические объединения (УМО) вузов России, Координационный совет УМО и НМС высшей школы и базовые вузы УМО. Именно им предстоит возглавить процесс про­ектирования ООП, реализующих ФГОС ВПО, и оказать необходимую научно-методическую и иную соответствующую помощь вузам УМО.

В силу значительной сложности и трудоемкости всего комплекса аналитических и про­ектных работ по созданию ООП, реализующих ФГОС ВПО, представляется целесообразным объединенными усилиями подготовить и издать в помощь разработчикам ООП ВПО серию материалов под названием «Научно-методическое обеспечение проектирования нового по­коления основных образовательных программ, реализующих федеральные государствен­ные образовательные стандарты высшего профессионального образования». Она могла бы уже сегодня осветить такие вопросы, как:

  • Общее законодательно-нормативное и организационно-методическое обеспечение.

  • Специализированное методическое обеспечение для решения основных аналитиче­ских и проектных задач.

  • Опыт отечественных вузов в проектировании компетентностно-ориентированных образовательных стандартов и программ.

  • Опыт зарубежной высшей школы в проектировании образовательных программ, ориентированных на результаты обучения и компетенции.

  • Теоретико-методологическое обеспечение.

Теме «Общее законодательно-нормативное и организационно-методическое обес­печение» посвящены следующие первые три работы этой серии:

  • Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессио­нального образования: законодательно-нормативная база проектирования и реали­зации / Учебно-информационное издание;

  • Проектирование основных образовательных программ, реализующих федераль­ные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования / Методические рекомендации для руководителей и актива учебно-методических объединений вузов (настоящие Методические рекомендации);

5

  • Примерные основные образовательные программы, реализующие требования феде­ральных государственных образовательных стандартов высшего профессионально­го образования / Методические рекомендации для руководителей и актива учебно-методических объединений вузов.

  • Словарь основных терминов, используемых при проектировании нового поколения образовательных стандартов и программ.

Проблему «Специализированное методическое обеспечение для решения основных аналитических и проектных задач» охватят запланированные к изданию работы:

Проектирование компетентностно-ориентированных рабочих программ учебных дисциплин, модулей, практик в составе ООП, реализующих ФГОС ВПО / Методиче­ские рекомендации для организаторов проектных работ и профессорско-преподавательских коллективов вузов.

Выявление актуального состава компетенций и формирование компетентностных моделей подготовленности выпускников вузов как совокупного ожидаемого резуль­тата образования по завершению освоения ООП ВПО.

Разработка паспортов и программ формирования обязательных общекультурных и профессиональных компетенций у студентов при освоении ООП ВПО.

Формирование компетентностно-ориентированного учебного плана в составе ООП ВПО.

Разработка фондов оценочных средств и технологий для промежуточной и итого­вой аттестаций студентов в вузе при освоении компетентностно-ориентированной ООП ВПО.

Создание фонда оценочных средств и технологий для «входной» аттестации уров­ня сформированности основных компетенций у студентов 1-го курса в начале ос­воения ООП ВПО.

Проектирование содержания и организации учебной деятельности студентов при освоении компетентностно-ориентированной ООП ВПО.

Проектирование программы научно-исследовательской работы студентов при ос­воении компетентностно-ориентированной ООП ВПО.

Формирование социально-культурной среды вуза в целях освоения компетентност-но-ориентированной ООП ВПО.

Формирование системы обеспечения и совершенствования качества образования как условия освоения компетентностно-ориентированной ООП ВПО.

и др.

Вопрос «Опыт отечественных вузов в проектировании компетентностно-ориентированных образовательных стандартов и программ» запланированной серии на­учно-методических работ будет отражен в подготавливаемых к изданию результатах поиско­вых исследований ряда отечественных вузов, связанных как с проектированием комплекса «ФГОС ВПО - Примерная ООП ВПО - вузовская ООП ВПО» в целом, так и с решением от­дельных проектных задач при разработке компетентностно-ориентированных ООП ВПО. По мере освоения отечественными вузами подходов к проектированию компетентностно-ориентированных ООП ВПО, реализующих ФГОС ВПО, лучший опыт в этой области будет представляться новыми изданиям.

6

Раздел «Опыт зарубежной высшей школы в проектировании образовательных про­грамм, ориентированных на результаты обучения и компетенции» указанной серии по­зволит ознакомить широкие круги научно-педагогической общественности российской выс­шей школы с опытом аналогичных разработок зарубежных ученых и преподавателей, преж­де всего стран СНГ и европейских государств, включенных в Болонский процесс. В этом разделе планируется представить некоторые основные результаты общеевропейского проек­та «TUNING», а также работы отдельных продвинутых вузов из стран Европы, Азии, Латин­ской Америки, а также США.

Предлагаемые Методические рекомендации входят в число первых трех работ заплани­рованной серии и занимают в ней центральное и системообразующее место, так как задают основные параметры проектных работ по отношению к ООП ВПО в целом.

Рекомендации подготовлены объединенным авторским коллективом из числа членов Координационного совета УМО и НМС высшей школы, научных сотрудников Исследова­тельского центра проблем качества подготовки специалистов (далее - Исследовательский центр) и ряда авторитетных отечественных вузов. В них обобщаются результаты поисковых исследований в области реализации компетентностного подхода при создании нового поко­ления государственных образовательных стандартов и основных образовательных программ в высшем образовании, осуществленных академической общественностью высшей школы в период с 2004 по 2008 годы по заказам Минобрнауки России и Рособразования. Основные исследования в этой области были выполнены в рамках Федеральной целевой программы развития образования в России и аналитической ведомственной программы «Развитие науч­ного потенциала высшей школы», прежде всего, силами творческих коллективов на базе следующих вузов и научных учреждений:

Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (МГУ);

Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана (МГТУ);

Московского государственного текстильного университета;

Московского государственного института стали и сплавов (технологического уни­верситета) (МИСиС) ;

Московского государственного горного университета;

Санкт-Петербургского государственного университета информационных техноло­гий, механики и оптики;

Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ»;

Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов МИСиС;

Московского государственного университета природообустройства;

Московского государственного университета прикладной биотехнологии;

Московского государственного университета пищевых производств;

Московского государственного социального университета

и др.

* Указом Президента Российской Федерации от 7 октября 2008 г. № 1448 на базе данного вуза создается На­циональный исследовательский технологический университет (в рамках реализации пилотного проекта по соз­данию национальных исследовательских университетов).

7

При этом были также учтены результаты инновационных работ ряда ведущих отечест­венных вузов, полученные в рамках Приоритетного национального проекта «Образование» (ПНПО) в 2006–2008 гг.

При подготовке Методических рекомендаций за основу их центрального (второго) раз­дела «Общая структура (макет) основной образовательной программы высшего профес­сионального образования (с рекомендациями по проектированию основных программных до­кументов в ее составе)» был взят «Макет основной образовательной программы бакалав­риата и рекомендации по проектированию нормативно-методических документов, ее составляющих» из коллективной работы, выполненной по заказу Минобрнауки России на базе Московского государственного горного университета в рамках Федеральной целевой про­граммы развития образования в России: «Подходы к разработке нормативно-методического обеспечения реализации основных образовательных программ высшего профессионального образования» / В.А. Богословский, С.Н. Гончаренко, Е.В. Караваева, Е.Н. Ковтун, Н.И. Макси­мов, В.Л. Петров. – М.: Московский государственный горный университет, 2008. – 75 с.

Данная работа была любезно предоставлена в распоряжение Координационного совета УМО и НМС высшей школы проректором по УМО на базе Московского государственного горного университета (руководителем-координатором выполненного в 2008 году исследова­тельского проекта) доктором технических наук, профессором В.Л. Петровым.

В структуре Содержания ООП ВПО (раздел 2, настоящих Методических рекоменда­ций) жирным шрифтом выделены разделы, заимствованные из указанной выше коллектив­ной работы.

Совокупность выделенных жирным шрифтом разделов в структуре (макете) ООП ВПО можно рассматривать как один из рекомендуемых и возможных вариантов структурной мо­дели (макета) ООП ВПО, наиболее простой для коллективов разработчиков ООП ВПО (пол­ный текст указанной выше работы, можно получить в электронном виде, обратившись по ад­ресу: umo@mail.ru).

Другой из рекомендуемых вариантов общей структуры (макета) ООП ВПО, ориенти­рованный на более опытные («продвинутые») коллективы разработчиков компетентностно-ориентированных ООП ВПО, представлен в разделе 2 настоящих Методических рекомен­даций.

В зависимости от наличия в конкретном вузе опыта проектирования компетентностно-ориентированных ООП ВПО вузовские коллективы могут выбрать любой из двух рекомен­дуемых вариантов общей структуры (макета) ООП ВПО или предложить свой вариант.


8

1. Понятие и концепция основных образовательных программ,

реализующих федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования

1.1. Законодательные истоки термина «основная образовательная программа»

Термин «основная образовательная программа» впервые вводится в Законе РФ «Об об­разовании» (1992 г.), в Статье 9. и далее используется в Законе РФ «О высшем и послевузов­ском образовании» (1996 г.) в Статье 5 и Статье 6.

В соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законода­тельные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государст­венного образовательного стандарта» от 01 декабря 2007 г. № 309-ФЗ Статьей 1 вносятся изменения в Статью 7 (пп. 1, 4, 8) Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» и устанавливается взаимосвязь федеральных государственных образовательных стандартов и основных образовательных программ в следующем виде:

S «Статья 7, п. 1. В Российской Федерации устанавливаются федеральные государст­венные образовательные стандарты, представляющие собой совокупность требо­ваний, обязательных при реализации основных образовательных программ началь­ного общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессио­нального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию»;

S «Статья 7, п. 4. Федеральные государственные образовательные стандарты, пред­ставляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основ­ных образовательных программ, включают в себя требования к:

  1. структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соот­ношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;

  2. условиями реализации основных образовательных программ, в том числе кадро­вым, финансовым, материально-техническим и иным условием;

  1. результатам освоения основных образовательных программ».

Измененной редакцией Статьи 7, п. 8 Закона РФ «Об образовании» регламентируется, что:

S «Федеральные государственные образовательные стандарты являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от формы получения образования …» и

S «6.1. Основные профессиональные образовательные программы начального профес­сионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стан­дарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потреб­ностей и запросов обучающихся и включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечиваю­щие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практики, календарный учебный график и методические материа­лы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии»;

9

Измененной Статьей 14, п. 5 Закона РФ «Об образовании» определяется, что:

S «5. Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определя­ется, образовательной программой (образовательными программами), утверждае­мой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно.

Основная образовательная программа в имеющем государственную аккредита­цию образовательном учреждении разрабатывается на основе соответствующих примерных основных образовательных программ и должна обеспечивать достиже­ние обучающимися (воспитанникам) результатов освоения основных образователь­ных программ, устанавливаемых соответствующим федеральным государственным образовательным стандартам …»

S «5.1. Уполномоченные государственные органы обеспечивают разработку на основе федеральных государственных образовательных стандартов … примерных основ­ных образовательных программ с учетом их уровня и направленности.

S 5.2. Примерные основные образовательные программы с учетом их уровня и на­правленности могут включать в себя базисный учебный план и (или) примерные про­граммы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей).

Статьей 5 Федерального закона от 01 декабря 2007 г. № 309-ФЗ вносятся изменения в Федеральный закон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ “О высшем и послевузовском профес­сиональном образовании” (в его Статье 5) в части понятия и структуры государственных об­разовательных стандартов и реализующих их основных образовательных программ и пунк­ты 1, 2, и 5 Статьи 5 излагаются в следующей редакции:

S «1. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессио­нального образования предназначены для обеспечения:

  1. единства образовательного пространства Российской Федерации;

  2. качества высшего профессионального образования;

  1. основы для объективной оценки деятельности образовательных учреждений, реа­лизующих образовательные программы высшего профессионального образования;

  2. признания и установления эквивалентности документов иностранных государств о высшем профессиональном образовании».

S «2. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессио­нального образования … включают в себя требования к:

  1. структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соот­ношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению основной образовательной программы и части, формируемой уча­стниками образовательного процесса;

  2. условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадро­вым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

  3. результатам освоения основных образовательных программ».

S «5. Основная образовательная программа высшего профессионального образования обеспечивает реализацию федерального государственного образовательного стан­дарта с учетом вида высшего учебного заведения, образовательных потребностей и запросов обучающихся и включает в себя учебный план, рабочие программы учеб­ных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производствен­ной практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечи­вающие реализацию соответствующей образовательной технологии».

10

1.2. Понятие основной образовательной программы

Опираясь на федеральное законодательство и сложившуюся практику отечественных вузов в разработке основных программных документов, регулирующих образовательный процесс, предлагается следующее определение «основной образовательной программы» высшего учебного заведения:

Основная образовательная программа (ООП) высшего учебного заведения – это ком­плексный проект образовательного процесса в вузе по определенному направлению, уровню и профилю подготовки, представляющий собой систему взаимосвязанных документов:

  1. разработанную и утвержденную высшим учебным заведением самостоятельно на основе федерального государственного образовательного стандарта высшего про­фессионального образования и рекомендованной примерной основной образователь­ной программы (ПрООП) (по соответствующему направлению, уровню и профилю подготовки) с учетом потребностей регионального рынка труда, традиций и дости­жений научно-педагогической школы конкретного вуза;

  2. устанавливающую цели, ожидаемые результаты, структуру и содержание образо­вания, условия и технологии реализации образовательного процесса, системы дея­тельности преподавателей, студентов, организаторов образования, средства и технологии оценки и аттестации качества подготовки студентов на всех этапах их обучения в вузе;

  3. включающую в себя: учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки студентов, а также программы учебной и производственной практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализа­цию соответствующей образовательной технологии;

  4. позволяющую реализовать образовательный процесс в конкретном вузе в соответст­вие с требованиями утвержденного федерального государственного образовательно­го стандарта по данному направлению, уровню и профилю подготовки.

1.3. Концепция основных образовательных программ,

реализующих федеральные государственные стандарты

высшего профессионального образования

Учитывая сущностную и законодательно закрепленную взаимосвязь между ФГОС ВПО и ООП ВПО, концепция ООП вуза непосредственно опирается на концептуальные основания ФГОС ВПО как образовательных стандартов нового поколения*, призванных:

– стать «проводниками» перспективных отечественных, международных и европей­ских тенденций** реформирования и развития высшего образования, исходя из стратегических интересов и культурно-образовательных традиций России;

* Проектирование государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования но­вого поколения: Методические рекомендации для руководителей УМО вузов Российской Федерации. – М.: Ис­следовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Координационный совет УМО и НМС, 2005. – С. 5–16. ** Там же, С. 5–8.

11

- обеспечить оптимальное сочетание универсальности, фундаментальность высше­го образования и его практической направленности на период действия ФГОС ВПО.

Главной движущей силой всех современных реформ высшего образования выступает по­требность общества, государства и экономики в повышении требований к уровню интеллекту­ального и нравственного развития человека с высшим образованием, к его социальной и про­фессиональной готовностям, необходимым для жизни в современном быстро меняющемся и усложняющемся мире, и вытекающая из этой потребности необходимость внести адекватные изменения в цели, содержание и организацию систем высшего образования и закрепить их как новые социальные нормы для функционирования и развития таких систем.

Все три интересующие нас объекта социально-образовательного проектирования: ФГОС ВПО - ПрООП ВПО - ООП ВПО - объединяет принадлежность к категории “соци­альная норма” по отношению к высшему образованию как социальной системе / социально­му институту.

ФГОС ВПО, ПрООП ВПО и ООП ВПО образуют взаимосвязанную совокупность ком­плексных социальных норм разного уровня иерархии (в организации высшего образования) и типа по отношению к определенному направлению подготовки (предметной области высше­го образования), уровню квалификации и профилю.

Комплексность каждой из трех социальных норм для высшего образования в нашем случае означает представленность в ней всей совокупности актуальных социальных норм (требований) по отношению к:

  • результатам освоения ООП ВПО (результатам высшего образования);

  • структуре ООП ВПО (образовательного процесса);

  • условиям реализации ООП ВПО (образовательной среде и вузовской системе образо­вания в целом).

ФГОС ВПО - это комплексная обобщенная законодательно закрепленная социаль­ная норма федерального (общероссийского) уровня и «рамочного», но достаточно «жест­кого» типа по отношению к основным содержательным и организационным характеристи­кам ВПО для отдельного направления подготовки, уровня квалификации и профиля, при­званная по соответствующей предметной области ВПО обеспечить:

  • единство общероссийского пространства высшего образования;

  • социально-необходимое качество высшего образования на всей территории РФ;

  • основу для объективной оценки деятельности образовательных учреждений, реализующих образовательные программы высшего профессионального образо­вания;

  • основу для признания документов иностранных государств о высшем профессио­нальном образовании.

* Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации. Одобрены на засе­дании Правительства Российской Федерации 9 декабря 2004 г. (протокол № 47, раздел I).

12

ООП ВПО - это комплексная развернутая социальная норма институционального (вузовского) уровня по отношению ко всем основным содержательным и организационным характеристикам ВПО для отдельного направления подготовки, уровня квалификации и профиля, призванная по соответствующей предметной области ВПО обеспечить:

  • реализацию (выполнение) требований соответствующего ФГОС ВПО как федераль­ной социальной нормы в образовательной и научной деятельности конкретного вуза с учетом особенностей его научно-образовательной школы и актуальных потребно­стей региональной сферы (рынка) труда;

  • социально-необходимое качество высшего образования в конкретном вузе на уровне не ниже, установленного требованиями соответствующего ФГОС ВПО;

  • основу для объективной оценки фактического уровня сформированности обязатель­ных результатов образования и компетенций у студентов на всех этапах их обучения в конкретном вузе;

  • основу для объективной оценки (и самооценки) образовательной и научной деятель­ности конкретного вуза.

Примерная ООП ВПО с позиций категории «социальной нормы» занимает промежу­точное место между ФГОС ВПО и ООП ВПО конкретных вузов и выступает в роли ком­плексной «переходной социальной нормы» федерального (общероссийского) уровня, но «мяг­кого, направляющего (рекомендательного) типа», имеющей целью предложить вузам воз­можный инвариант проекта вузовской ООП как ориентир при разработке ООП ВПО каждого конкретного вуза.

Концептуальное ядро ФГОС ВПО как стандарта нового поколения и реализующих его ООП ВПО составляет компетентностный подход к ожидаемым результатам высшего об­разования.

Отметим, что для отечественной высшей школы и ее учебно-методических объедине­ний характерным было использование концептуальных основ компетентностного подхода, интегрированных с системно-деятельностным подходом к проектированию квалификацион­но-ориентированных требований к выпускникам вузов, еще в конце 80-х годов ХХ-го столе­тия при создании на системно-деятельностной основе квалификационных характеристик специалистов с высшим образованием и сопряженных с ними фондов комплексных квали­фикационных заданий, а далее ГОС ВПО первого и второго поколений.

Перенос акцента с предметно-дисциплинарной и содержательной стороны (при одно­временном сохранении ее достоинств и важности) на ожидаемые результаты образователь­ного процесса в компетентностном формате является проявлением существенного усиления его студентоцентрированной направленности как отражение важнейшей из мировых тен­денций в развитии высшего образования.

Компетенции и результаты образования рассматриваются как главные целевые уста­новки в реализации ФГОС ВПО, как интегрирующие начала «модели» выпускника. Сама компетентностная модель выпускника, с одной стороны, охватывает квалификацию, связы­вающую будущую его деятельность с предметами и объектами труда, с другой стороны, от­ражает междисциплинарные требования к результату образования. Компетенции подразде­ляются на две группы: общекультурные (универсальные, надпредметные) и профессиональ­ные (предметно-специфические, предметно-специализированные). Первые являются

13

переносимыми и менее жестко привязанными к объекту и предмету труда. Вторые отражают профессиональную квалификацию. Они различаются для разных направлений подготовки / специальностей. От проектирования результатов образования, выраженных в форме компе­тенций, следует идти к проектированию объема, уровня, содержания теоретических и эмпи­рических знаний. Нельзя оторвать компетенции от содержания образования, равно как и не следует рассчитывать, что посредством только содержания образования можно обеспечить овладение компетенциями. За формирование тех или иных компетенций не могут «отвечать» только отдельные учебные дисциплины или даже содержание всей образовательной програм­мы. Компетенции - это также результат образовательных технологий, методов, организаци­онных форм, учебной среды и т.д. Результаты образования и компетенции устанавливаются не только на уровне квалификации, но и на уровне циклов, учебных дисциплин (модулей). При создании новых образовательных стандартов и программ требуется достижение прозрач­ности в определении целей обучения и воспитания. Последние должны быть динамичными и чуткими к потребностям общества, экономики, рынка труда. Оценивающие технологии и средства призваны включать в себя индикаторы, которые можно измерить. В условиях мно­гообразия контекстов и их динамичного изменения ширится понимание того, что язык компе­тенций - наиболее подходящий для консультации с заинтересованными кругами (социальны­ми партнерами). Ориентация на компетенции способствует проектированию более пластич­ной структуры учебных дисциплин и обеспечивает сравнимость уровней квалификаций в национальном и международном аспектах. Это позволит осуществлять постоянный пере­смотр квалификаций и выбирать соответствующие меры для повышения адекватности реали­зуемых образовательных программ. Профессиональные профили должны быть четко опреде­лены в разрабатываемой компетентностной модели ФГОС ВПО и одновременно сохранять открытость к изменениям. Структура нового поколения образовательных стандартов и про­грамм и заключенные в ней механизмы обновления призваны обеспечить целесообразную меру динамичности и подвижности. Это сделает возможным удовлетворить требование, запи­санное в «Приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Феде­рации»: «В условиях развития экономики знаний предстоит обеспечить условия для форми­рования национальной инновационной системы, в рамках которой должна осуществляться интеграция образования, науки и экономики»*.

В концептуальные основания ФГОС ВПО как стандартов нового поколения и реали­зующих их ООП ВПО вошли также другие важные отличительные признаки-идеи, отра­жающие связь проектируемых новых социальных норм для отечественной высшей школы с ведущими общемировыми, включая европейские тенденции в развитии высшего образования и придающие новым российским образовательным стандартам и программам «международ­ное измерение». К таким отличительным признакам-идеям относятся:

  • Ориентация на создание совокупности взаимосвязанных ФГОС и реализующих их ООП для многоуровневых систем высшего образования по каждому из направлений профессиональной подготовки с многообразной структурой квалификаций (бакалавр (Б), магистр (М), специалист (С) с учетом также возможной диверсификации моделей подготовки выпускников вузов) с использованием согласованных (национальных и международных) дескрипторов квалификаций и уровней, соотнесенных с Всеобъем­лющей структурой квалификаций Европейского пространства высшего образования (бакалавр / магистр / доктор).

  • Переход к использованию кредитных систем (систем зачетных единиц), совмести­мых с ECTS, в определении трудоемкости ООП, реализующих ФГОС ВПО; освое­ние ECTS в роли многоцелевого инструментария (отражение одной из ведущих тен­денций болонских реформ).

* Проектирование государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования нового поколения: Методические рекомендации для руководителей УМО вузов Российской Федерации. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Координационный совет УМО и НМС, 2005. – С. 10–11.

14

Возрастание социальной ответственности систем высшего образования в целом и коллектива каждого вуза за личностное развитие студентов, раскрытие их интеллек­туального и духовно-нравственного потенциала, формирование готовностей к ак­тивной профессиональной и социальной деятельностей по окончании вузов.

Возрастание междисциплинарности и трансдисциплинарности в проектируемых ООП ВПО, реализующих ФГОС ВПО.

Обеспечение преемственности с отечественными традициями высокого уровня фун­даментальности высшего образования и формирования адекватного уровня систем­ности профессионального мышления выпускников вузов.

Достижение сбалансированностей между когнитивным (познавательным) освоением учебных дисциплин и овладением практическими навыками в сфере коммуникаций, творческого и критического анализа; существенное усиление креативной направлен­ности образовательного процесса.

Использование принципов модульной организации проектируемых ООП ВПО, реа­лизующих ФГОС ВПО.

Усиление направленности на диагностику достижений студентов и выпускников, ко­торые они, с точки зрения компетентностного подхода, обязаны продемонстрировать в режиме заданных оценочных средств и технологий.

Увеличение степеней свободы студентов в том, что касается выбора ими различных индивидуализированных образовательных траекторий.

Расширение автономии и академических свобод вузов в разработке ООП ВПО, осо­бенно в «отборе» содержания образования и образовательных технологий, наряду с усилением подотчетности вузов и их ответственности за качество образования.

Формирование устойчивого и эффективного социального диалога высшей школы и сферы труда как обязательные условия при проектировании ФГОС ВО и ООП.

Возрастание ответственности преподавателей и студентов за эффективность образо­вательного процесса и собственной деятельности.

15

2. Общая структура (макет)

основной образовательной программы

высшего профессионального образования

(с рекомендациями по проектированию основных программных

документов в ее составе)

16

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

(название высшего учебного заведения)

Утверждаю: Ректор

«____» 200__ г.

Номер внутривузовской регистрации

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Направление подготовки

(указывается код и наименование направления подготовки)

Профиль подготовки


(указывается наименование профиля подготовки)

Квалификация (степень)


(указывается бакалавр / магистр / специалист)

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Министерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию координационный совет iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию сахалинский государственный университет

Министерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию координационный совет iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию сахалинский государственный университет

Министерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию координационный совет iconПравила приема в аспирантуру южно-Сахалинск 2009 министерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию
Российской Федерации. (Положение о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального...
Министерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию координационный совет iconРуководителям органов управления образования субъектов Российской Федерации, ректорам высших учебных заведений Российской Федерации министерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию
...
Министерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию координационный совет iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию
Жучков С. В., к ю н., доцент кафедры административного, финансового и коммерческого права
Министерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию координационный совет iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию
Автор-составитель: д с н., профессор кафедры маркетинга и рекламы В. И. Шуванов
Министерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию координационный совет iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию
...
Министерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию координационный совет iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию
...
Министерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию координационный совет iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию
Олейников Н. Ф., кандидат экономических наук, профессор кафедры маркетинга и рекламы
Министерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию координационный совет iconРостовский государственный университет р. В. Ведринский, А. А. Новакович
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы