Проблемы активизации познавательной деятельности, развитие мотивации учения icon

Проблемы активизации познавательной деятельности, развитие мотивации учения



НазваниеПроблемы активизации познавательной деятельности, развитие мотивации учения
Дата конвертации24.07.2012
Размер117.81 Kb.
ТипДокументы
скачать >>>

Милявская Елена Ивановна

МОУ «Беломестненская средняя

общеобразовательная школа

Белгородского района

Белгородской области»

Проблемы активизации познавательной деятельности, развитие мотивации учения.

Сегодня перед школой поставлены задачи формирования нового человека, повышения его творческой активности. Главное, сейчас - вооружая знаниями, воспитать интеллектуально развитую личность, стремящуюся к познанию. В связи с этим современные требования к уроку ставят перед учителем задачу планомерного развития личности путём включения в активную учебно-познавательную деятельность.

Однажды известного физика Альберта Эйнштейна спросили: “Как делаются открытия?” Эйнштейн ответил: “А так: все знают, что вот этого нельзя. И вдруг появляется такой человек, который не знает, что этого нельзя. Он и делает открытие”. Конечно, это была лишь шутка. Но все же, вероятно, Эйнштейн вкладывал в нее глубокий смысл. Может быть, он намекал в том числе и на собственное открытие более правильной и точной картины мироздания, изложенное им в знаменитой теории относительности. Может быть, он из озорства гения высказал серьезную мысль в шутливой форме. Дело не в том, чтобы «не знать». Знать надо! А дело в том, чтобы «сомневаться», не брать на веру все, чему учили деды. И вдруг появляется человек, которого не останавливает инерция привычных представлений. Вот он и делает открытие.

Познавательный интерес – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающие действительность. Эта направленность

характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению. Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов - мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность.

Познавательный интерес выступает перед нами и как сильное средство обучения. Классическая педагогика прошлого утверждала – ” Смертельный грех учителя – быть скучным”. Когда ребенок занимается из-под палки, он оставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются с охотой, то дело идет совсем по-другому. Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.

Мотивы, побуждающие к приобретению знаний, могут быть различными. К ним относятся прежде всего широкие социальные мотивы: необходимо хорошо учиться, чтобы в будущем овладеть желаемой специальностью, принести больше пользы Родине, чувство долга, ответственности перед коллективом и т. д. Однако, как показывают исследования, среди всех мотивов обучения самым действенным является интерес к предмету. Интерес к предмету осознается учащимися раньше, чем другие мотивы учения, им они чаще руководствуются в своей деятельности, он для них более значим (имеет личностную ценность) и потому является действенным, реальным мотивом учения. Из этого, конечно, не следует, что обучать школьников нужно лишь тому, что им интересно. Познание — труд, требующий большого напряжения. Поэтому необходимо воспитывать у учащихся силу воли, умение преодолевать трудности, прививать им ответственное отношение к своим обязанностям. Но одновременно нужно стремиться облегчать им процесс познания, делая его привлекательным. Еще К. Д. Ушинский писал: «... ученье, лишенное всякого интереса и взятое только силою принуждения... убивает в ученике охоту к учению, без которого он далеко не уйдет».

Очень большое влияние на формирование интересов школьников оказывают формы организации учебной деятельности. Четкая постановка познавательных задач урока, доказательное объяснение материала, четкая структура урока, использование в учебном процессе разнообразных самостоятельных работ, творческих заданий и т. д. — все это является мощным средством развития познавательного интереса. Учащиеся при такой организации учебного процесса переживают целый ряд положительных эмоций (радость при овладении более совершенными способами деятельности, чувство успеха при более глубоком познании мира, чувство собственного достоинства и т. д.), которые способствуют поддержанию и развитию их интереса к предмету.

Одним из средств пробуждения и поддержания познавательного интереса

является создание в ходе обучения проблемных ситуаций и развертывание на их основе активной поисковой деятельности учащихся. При создании проблемных ситуаций учитель противопоставляет новые факты и наблюдения сложившейся системе знаний и делает это в острой, противоречивой форме. Вскрывающиеся противоречия служат сильным побудительным мотивом учебной деятельности. Они порождают стремление понять суть, раскрыть противоречие. В этом случае активная поисковая деятельность учащихся поддерживается непосредственным, глубоким, внутренним интересом.

Важным условием развития интереса к предмету являются отношения между учащимися и учителем, которые складываются в процессе обучения. Воспитание познавательного интереса к предмету у школьников во многом зависит и от личности учителя.


Какими же качествами должен обладать учитель, чтобы его отношения с учащимися содействовали появлению и проявлению интереса к предмету? Как показывают исследования Г. И. Щукиной, ими прежде всего являются:

1) эрудиция учителя, умение предъявлять ученикам необходимые требования и последовательно усложнять познавательные задачи. Такие учителя обеспечивают в классе интеллектуальный настрой, приобщают учащихся к радости познания;

2) увлеченность предметом и любовь к работе, умение побуждать учащихся к поиску различных решений познавательных задач;

3) доброжелательное отношение к учащимся, создающее атмосферу полного доверия, участливости. Все это располагает к тому, что можно спокойно подумать, найти причину ошибки, порадоваться своему успеху и успеху товарища и т. д.;

4) педагогический оптимизм — вера в ученика, в его познавательные силы, умение своевременно увидеть и поддержать слабые, едва заметные ростки познавательного интереса и тем побуждать желание узнавать, учиться.

Правильный стиль отношений с учащимися (деловой, увлеченный, доброжелательный) — основа успеха педагогической деятельности.

Чтобы пробуждать и развивать интерес к физике, учитель должен любить

свой предмет, рассматривать воспитание учащихся и обучение их физике как

высокий гражданский долг, соотносить задачи обучения и воспитания учащихся с социально-экономическими задачами общества и во всех своих действиях и поступках проявлять себя как личность, обладающая активной жизненной позицией.

К сожалению, в школе почти перестали проводить демонстрационные эксперименты, лабораторные работы, физпрактикум и перешли к варианту «мелового» преподавания. Уроки без демонстраций и практических работ стали скучнее. Это уменьшает интерес к предмету и, как следствие, - снижает качество приобретаемых знаний. Не менее важный отрицательный факт: не используется связанная с экспериментом возможность вовлечения учащихся в активный познавательный процесс. Таким образом, подтверждаются слова Л.Н. Толстого: «Чем труднее учителю, тем легче ученику, и, чем легче учителю, тем труднее ученику».

Восприятие внешнего мира начинается от живого созерцания, связанного с чувственными воздействиями на человека. Эти воздействия могут проявляться при наблюдении явлений в окружающем нас мире.

Явления можно наблюдать и в специально созданных условиях, например, в физическом кабинете. В этом случае имеют дело с физическим экспериментом. Окружающие нас физические объекты претерпевают различные изменения, т.е. происходят физические процессы или явления.

Задача физики - объяснить происходящее явление, причину его возникновения, но для этого нужно обнаружить явление среди многообразных проявлений природы, установить научный факт. Поэтому первым этапом изучения явления в науке является наблюдение. Но и ограничиться простым наблюдением нельзя. Явление нужно изучать глубоко и обстоятельно. Необходимо создать определенные условия протекания явлений и менять их в соответствии с планом исследования, то есть проводить физический эксперимент.

При проведении эксперимента воспроизводится не только физическое явление, но и выясняется взаимосвязь и зависимость протекания явления от

изменения условий в данном эксперименте.

В новых условиях работы школы, в условиях возрастающего потока учебной информации и большой плотности учебного материала наряду со словесными и другими методами обучения соответствующее место должен занимать и физический эксперимент. Это тем более важно, что при обучении в школе он еще недостаточно полно используется в настоящее время.

Физический эксперимент, как метод обучения, обладает большими учебными возможностями в развитии познавательной деятельности школьников.

Кроме того современный мир невозможно представить без компьютерных технологий, они довольно прочно обосновались практически во всех сферах деятельности человека. Образовательный процесс не является исключением. Использование информационных технологий в преподавании физики дает возможность разнообразить методы преподавания, проводить исследования, которые при использовании стандартного школьного оборудования, выполнить невозможно.

          Использование ИКТ на уроках физики позволяют повышать интерес к изучению предмета, расширяют возможности демонстрации опытов через использование виртуальных образов, повышает интерес к обучению. Хорошо известно, что курс физики средней школы включает в себя разделы, изучение и понимание которых требует развитого образного мышления, умения анализировать, сравнивать. В первую очередь речь идет о таких разделах, как "Молекулярная физика", некоторые главы "Электродинамики", "Ядерная физика", "Оптика" и др. Строго говоря, в любом разделе курса физики можно найти главы, трудные для понимания.

          Физика - наука экспериментальная. Изучение физики трудно представить без лабораторных работ. К сожалению, оснащение физического кабинета не всегда позволяет провести программные лабораторные работы, не позволяет вовсе ввести новые работы, требующие более сложного оборудования. На помощь приходит персональный компьютер, который позволяет проводить достаточно сложные лабораторные работы. В них ученик может по своему усмотрению изменять исходные параметры опытов, наблюдать, как изменяется в результате само явление, анализировать увиденное, делать соответствующие выводы.

Применяя на уроках такие программные продукты как: «Живая физика», «Открытая физика» возможно, значительно повысить интерес учащихся к изучению предмета. Ученики самостоятельно могут создавать мультимедийные модели взаимодействия тел, физических явлений, и, изменяя параметры взаимодействия наглядно видеть результат. 
Компьютерные технологии обучения лежат на стыке наук, и они должны применяться, с учетом современных представлений о мышлении в философии, психологии, физиологии, логике и информатике.

Можно придумать много различных способов использования ПК: компьютерные демонстрации, лабораторно – компьютерные практикумы, интегрированные курсы, компьютерное моделирование физических процессов, компьютерное тестирование и т.д. Но не всегда можно ими воспользоваться по ряду причин: недостаточная техническая оснащенность, трудоемкость, наличие свободного компьютерного класса. Используя ПК на занятии, в каждом конкретном случае, приходится решать проблему уместности применения  компьютера и соотношения компьютерных и реальных экспериментов.

Составляя планы уроков, всегда стараюсь предусмотреть различные варианты работы. Работа с компьютером – один из вариантов, активизирующий процесс усвоения знаний, усиливающий мотивацию обучения. Поэтому, наряду с традиционными методами  изучения физики, на уроках стараюсь часто использовать  персональный компьютер, медиаресурсы: «Открытая физика», «Медиатека по физике», «Видеозадачник по физике», «Физика 7-11кл.», видеофильм по астрономии «Все о космосе».

Медиаресурсы применяю при объяснении нового материала с целью создания проблемной ситуации, выдвижения проблемы и формулировки гипотезы, а также с целью ее экспериментальной проверки (виртуальный эксперимент). При закреплении и повторении пройденного материала учащиеся работают фронтально (проектор), в малых группах - решая видеозадачи, выполняя различные тесты, просматривая  или создавая презентации по пройденной теме. Медиаресурсы применяются для демонстрации видеозаписей компьютерных экспериментов, не заменяя совсем, а, дополняя и иногда, при необходимости, дублируя реальный эксперимент, т.к. разнообразное представление демонстрационного опыта способствует его запоминанию, образованию устойчивого зрительного образа наблюдаемого явления.

Часто стараюсь использовать на уроках диск «Физика 7-11кл.». С помощью этого учебно-методического пособия создаю компьютерные лекции с демонстрацией слайдов, видеофрагментов, звуковых фрагментов, небольшие презентации в PowerPoint, тесты. Также использую в рамках недели физики, в частности для вечеров «КВН», «А, ну-ка, физики» -диск «Видеозадачник по физике».

Применение информационных компьютерных технологий способствует организации специальной стимулирующей среды для изучения физики, повышает уровень усвоения учебного материала и влияет на качество знаний.

       Я применяю информационных технологии на уроках физики в следующих направлениях:

  • мультимедийные сценарии уроков или фрагментов уроков;

  • подготовка дидактических материалов для уроков;

  • использование  готовых программных продукты по своей дисциплине;

  • работа с электронными учебниками на уроке;

  • поиск необходимой информации в Интернете в процессе подготовки к урокам и внеклассным мероприятиям;

  • поиск необходимой информации в Интернете непосредственно на уроке;

  • работа на уроке с материалами Web-сайтов;

  • разрабатываю тесты, используя готовые программы -оболочки;

  • применению компьютерные тренажеры для организации контроля знаний.

Компьютер – простой инструмент, который призван освободить нас от рутинной работы по подбору дидактического материала, составления заданий, тестов, списков, отчетов, привнести в вашу работу новые творческие возможности, удобство и комфорт. Использование компьютерных технологий необходимо не только на уроках физики, но и на занятиях других предметов.

Полезные ссылки для учителя физики



 www.physics.ru

"Открытая физика" (индивидуальное обучение школьников через Internet, компьютерные курсы по физике).

 www.fizika.ru

Учебники физики для 7, 8 и 9 классов, сборники вопросов и задач, тесты, тематические и поурочные планы, методические разработки.

 www.eor.edu.ru

Электронные образовательные ресурсы по физике. 1000 модулей по всему курсу физики. Скачанные модули работают без сети Интернет.

 www.fizika.asvu.ru

Вся физика - Современная физика, материалы, новости, факты. Примеры решения задач. Электронные книги и задачники по физике.

 www.experiment.edu.ru

Российский общеобразовательный портал. Большая коллекция экпериментов по физике в видеоформате.

 www.physicomp.lipetsk.ru

Электронный журнал "Физикомп" - Материалы для изучения физики.  Интересные задачи с решениями. Программки по физике.

 www.fizik.bos.ru

Сайт посвящен курсу физики общеобразовательной школы. Цель: облегчить подготовку учащихся к экзаменам по физике. Готовые билеты и многое другое.

 www.physics03.narod.ru

Физика вокруг нас. Кроссворды, забавные рисунки, законы, явления, опыты, фокусы, самоделки, статьи, рассказы, юмор, информация для маленьких физиков и т.д.

 www.spin.nw.ru

Физика для школ через Интернет.

 www.kiv.sovtest.ru

Сайт для учащихся и преподавателей физики.

 www.fim.samara.ws

Журнал-дайджест по физике. История физики. Биографии ученых. Занимательные опыты. Решение экспериментальных задач.

 www.asf.ur.ru

Аннотированная коллекция ссылок на российские сайты по физике и астрофизике.

 www.phys.spb.ru/School

Мультимедиа-учебники. Олимпиады. Конференции. Удаленное обучение.

 www.fizolimp.narod.ru

Сайт олимпиад по физике.

 www.physicomp.lipetsk.ru

"Физикомп" - помощь начинающему физику.

 www.virlib.eunnet.net/MIF

Электронный журнал. "МИФ" - математика, информатика, физика. Предназначен для старшеклассников, студентов младших курсов, учителей средних школ.

 www.shat.ee.saog.ac.ru/T-phisD

"Физика школьникам и абитуриентам" - тренажер. Средство для усвоения методов решения типовых задач: теоретические основы и контрольные тесты.

 www.en.edu.ru

Естественно-научный образовательный портал.


Литература:

  1. Морозова Н. Г. Учителю о познавательном интересе // Психология и педагогика, №2, 1979

  2. Щукина Г. И. Активация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М.: Просвещение, 1979. – 342 с.

  3. Л. А. Иванова. Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении физики. – Москва: Просвещение, 1983.

  4. Н. М. Зверева. Активизация мышления учащихся на уроках физики. –

Москва: Просвещение, 1980.

  1. Ресурсы Интернет.







Похожие:

Проблемы активизации познавательной деятельности, развитие мотивации учения iconАктивизации учения школьников
Анализ методов и условий активизации познавательной деятельности на уроках биологии
Проблемы активизации познавательной деятельности, развитие мотивации учения iconГоршкова Надежда Анатольевна Активизация познавательных интересов учащихся младшего школьного возраста на урок
Младший школьный возраст – начало становления мотивации учения, от которого во многом зависит его судьба в течение всего школьного...
Проблемы активизации познавательной деятельности, развитие мотивации учения iconРабочая программа дисциплины информационные технологии
Веб, в формировании у студентов мотивации к самообразованию за счет активизации самостоятельной познавательной деятельности. Поставленные...
Проблемы активизации познавательной деятельности, развитие мотивации учения iconРабочая программа дисциплины методы проектирования систем логического управления
Слу с использованием современных информационных технологий, усвоение этих знаний студентами, а также формирование у них мотивации...
Проблемы активизации познавательной деятельности, развитие мотивации учения iconПроблемы формирования мотивации учения

Проблемы активизации познавательной деятельности, развитие мотивации учения iconРабочая программа дисциплины корпоративные информационные системы
Кис заключается в формировании у студентов знаний, умений и навыков в области теории и практических особенностей информационных систем...
Проблемы активизации познавательной деятельности, развитие мотивации учения iconРабочая программа дисциплины с хемотехника ЭВМ. Часть 2
Целями преподавания дисциплины является усвоение студентами вопросов теории и практики схемотехники с применением современных информационных...
Проблемы активизации познавательной деятельности, развитие мотивации учения iconСамостоятельная работа по вариантам (10 мин.)
Цель урока: усвоение знаний о фосфоре как о химическом элементе и простом веществе; развитие логического мышления, самостоятельности,...
Проблемы активизации познавательной деятельности, развитие мотивации учения icon«Игровые технологии на уроках как условие повышения мотивации к овладению иностранным языком»
Цель моей деятельности заключается в создании условий для повышения мотивации к изучению иностранного языка, в активизации деятельности...
Проблемы активизации познавательной деятельности, развитие мотивации учения iconРабочая программа дисциплины аппаратные и программные средства встраиваемых компьютеров и микроконтроллеров
ВКиМ); методов и средств проектирования и отладки аппаратных и программных средств для различных приложений, а также формирование...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы