Основные этапы жизни И. П. Павлова Основные этапы жизни И. П. Павлова Иван Петрович Павлов родился 26 сентября 1849 г в Рязани, в семьесвященника. Отец мечтал о том, чтобы сын, как и он, посвятил себя церкви icon

Основные этапы жизни И. П. Павлова Основные этапы жизни И. П. Павлова Иван Петрович Павлов родился 26 сентября 1849 г в Рязани, в семьесвященника. Отец мечтал о том, чтобы сын, как и он, посвятил себя церкви



НазваниеОсновные этапы жизни И. П. Павлова Основные этапы жизни И. П. Павлова Иван Петрович Павлов родился 26 сентября 1849 г в Рязани, в семьесвященника. Отец мечтал о том, чтобы сын, как и он, посвятил себя церкви
Дата конвертации24.07.2012
Размер156,33 Kb.
ТипРеферат
Основные этапы жизни И.П. Павлова


Основные этапы жизни И. П. Павлова Иван Петрович Павлов родился 26 сентября 1849 г. в Рязани, в семьесвященника. Отец мечтал о том, чтобы сын, как и он, посвятил себя церкви.Поначалу судьба Ивана Павлова так и складывалась: он стал учиться вдуховной семинарии. Годы его учебы совпали с бурным развитиеместествознания в России. Большое влияние на мировоззрение Павлова оказалиидеи великих русских мыслителей революционеров-демократов А. И. Герцена,В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского, труды публициста-просветителя Д. И.Писарева и особенно труд "отца русской физиологии" И. М. Сеченова ("Рефлексы головного мозга". Увлекшись естественными науками, Павлов в 1870году поступил в Петербургский университет. Занимаясь на естественномотделении физико-математического факультета. Он работал в лаборатории подруководством известного физиолога И. Ф. Циона, где выполнил нескольконаучных исследований. А в 1875 году совет университета наградил егозолотой медалью за работу "О нервах, заведующих работой в поджелудочнойжелезе". По окончании университета Иван Петрович поступил на третий курс Медико-хирургической академии и одновременно работал в лаборатории профессорафизиологии К. Н. Устимовича. За время прохождения курса в академии Павловпровел ряд экспериментальных работ, за совокупность которых был награждензолотой медалью. 1879 году Павлов окончил академию и был оставлен при нейдля дальнейшего усовершенствования. Тогда же по приглашению выдающегосяхирурга С. П. Боткина, он начал работать в физиологической лаборатории приего клинике. В ней Павлов проработал около 10 лет, фактически руководявсеми фармакологическими и физиологическими исследованиями. Защитив в 1883 году диссертацию на степень доктора медицины, И.П.Павлов получил звание приват-доцента Военно-медицинской академии.Проработав 45 лет в стенах этого института, он выполнил главныеисследования по физиологии пищеварения и разработал учение об условныхрефлексах. В 1897 году И. П. Павлов опубликовал свой знаменитый труд ( "Лекции оработе главных пищеварительных желез", ставший настольным руководствомфизиологов всего мира. За этот труд в 1904 году ему была присужденаНобелевская премия. Труды И. П. Павлова получили признание со стороны ученых всего мира.При жизни ему были присвоены почетные звания многочисленных отечественныхи иностранных научных учреждений, академий, университетов и различныхобществ. А в 1935 году на 15 Международном конгрессе физиологов ИванПетрович был увенчан почетным званием "старейшины физиологов мира". Ни до,ни после него, ни один биолог не удостаивался такой чести.Основные работы И. П. Павлова.В области физиологии сердечно-сосудистой системы. В течение первого периода научное деятельности Павлов преимущественнозанимался изучением физиологии сердечно-сосудистой системы. К этомувремени относится его диссертация "Центробежные нервы сердца", в которойвпервые было показано существование специальных нервных волокон,усиливающих и ослабляющих деятельность сердца теплокровных животных. Наосновании своих исследований Павлов высказал предположение, что открытыйим усиливающий нерв оказывает свое действие на сердце путем измененияобмена веществ в сердечной мышце. Развивая эти представления, ИванПетрович в дальнейшем создал учение о трофической функции нервной системы. Уже в работах по физиологии кровообращения проявились высокоемастерство, новаторский подход Павлова в проведении эксперимента. Поставивперед собой задачу, изучить влияние приема жидкой и сухой пищи на кровяноедавление собаки, он смело отходит от традиционных острых опытов нанаркотизированных животных и ищет новые приемы исследования. Иван Петровичприучает собаку к опыту и путем длительной тренировки добивается того, чтобез наркоза представляется возможным отпрепарировать тонкую артериальнуюветвь на лапе собаки и в течение многих часов повторно регистрироватькровяное давление после различных воздействий. Решение этой задачи явилосьзарождением метода хронического опыта.В области физиологии пищеварения Наряду с работой в области физиологии сердечно-сосудистой системыПавлов занимался изучением некоторых вопросов физиологии пищеварения. Носистематические исследования в этой области он начал проводить только в1891 году в лаборатории Института экспериментальной медицины. Основнойидеей в этих работах, также как в исследованиях по кровообращению, былаидея нервизма, заимствованная Павловым от С. П. Боткина и И. М. Сеченова.Однако изучение регуляторной функции нервной системы (в процессепищеварения) у здорового животного не могло быть осуществлено приметодических возможностях, которыми располагала физиология того времени. Созданию новых методов, новых приемов в физиологии Павлов посвятил рядлет. Им были разработаны специальные операции на органах пищеварительноготракта и введен в практику метод хронического эксперимента, позволившийизучать деятельность пищеварительного аппарата на здоровом животном. В1879 году Иван Петрович впервые в истории физиологии произвел операцию, врезультате которой получил постоянную фистулу поджелудочной железы. Вокругодно из двух ее протоков он вырезал небольшой участок кишки, аобразовавшиеся в кишке отверстия зашил; вырезанный кусок он вшил в кожнуюрану так, чтобы сок мог по протоку вытекать наружу. Другой проток железыоставался на месте. По этому протоку сок продолжал изливаться в кишку, инормальное пищеварение не нарушалось. Через некоторое время рана зажила, иученый приступил к дальнейшим опытам. Операция сделанная Павловым, коренным образом отличалась от тех,которые обычно производились для изучения различных отделовпищеварительного тракта. Впервые появилась возможность изучать на здоровомживотном выделение одного из пищеварительных соков в чистом виде ( безпримеси пищи. Собаки с фистулой поджелудочной железы жили в Павловскойлаборатории годами. Чтобы изучить работу слюнных желез, Павлов вместе со своим ученикомГлинским разработал новый способ операций, который позволял в любой моментсобрать чистую слюну без примеси пищи. Слюна выделяется в полость рта по специальным выводным протокам. Надобыло направить не в полость рта, а наружу. Для этого конец протока однойиз слюнных желез вместе с небольшим кусочком слизистой оболочки рта Павловотделил от соседних тканей. Затем через отверстие, проделанное в стенкиполости рта, он вывел конец протока наружу и прикрепил его к коже. Ужечерез несколько дней после операции конец протока, окруженный слизистойоболочкой, хорошо приживился и позволил приступить к опыту. Работа слюнных желез оказалась очень сложной и разнообразной. Сизумительной точностью и постоянством железы отвечают на различныераздражения. Но И. П. Павлов не ограничился этими опытами и вместе со своейсотрудницей Шумовой-Симановской сделал своей подопытной собаке, ужеимевшей фистулу желудка, еще одну дополнительную операцию: обнажил верхнюючасть пищевода, перерезал его, вывел оба конца наружу и укрепил их покраям раны. После операции пища, которую съедала собака, вываливалась наружу черезотверстие перерезанного пищевода. Собака с фистулой желудка и перерезаннымпищеводом несколько часов подряд могла глотать одну и ту же пищу и ненасыщаться ею. При таком мнимом кормлении, как и предполагал великийученый, из фистулы желудка выделялся совершенно чистый желудочный сок, несмешанный ни с пищей, ни со слюной. Таким образом, он смог доказать, чторабота желудочных желез подчинена нервной системе и управляется ими.Отпрепарированное животное становилось, по выражению Павлова "неистощимойфабрикой" желудочного сока. Оно может выделять через фистулу каждый деньпо 300-400, а иногда и до 700 мл желудочного сока без вреда для своегоздоровья. В станках стояло 10 собак. За 6-7 часов мнимого кормления онидавали несколько литров сока, который использовался для лечения людей принекоторых желудочных заболеваниях. Проведя опыт с мнимым кормлением ( наиболее выдающимся опытом вфизиологии 19 в., Павлов оставил далеко позади зарубежных коллег и дажесамого Р. Гейденгайна, чей авторитет в то время был признан всеми вЕвропе, и к которому сам Иван Петрович совсем недавно ездил набиратьсяопыта. Успех в этом опыте окончательно переключил его на исследованиепищеварения. В то время многие критики Павлова настаивали на том, что мнимоекормление ( не настоящее. Надо было найти способ собирать чистыйжелудочный сок в то время, когда пища находится в желудке. Немецкому физиологу Гейденгайну удалось вырезать небольшой кусокжелудка и сделать из него " мешок " с пришитым к коже отверстием. Такимобразом, желудок был разделен на две части. В одну, большую часть по-прежнему через пищевод попадала пища и затем, продолжался дальнейший,нормальный процесс пищеварения, другая, меньшая часть была полностьюотделена от большого желудка и не сообщалась с ним. Такой обособленный илиизолированный желудок имеет только один выход ( через отверстие в брюшнойстенке, через которое выделяется наружу чистый желудочный сок. Казалось,что теперь задача полностью решена: малый желудочек отразит работу всегожелудка. Собирая из маленького желудка сок и исследуя его состав исвойства, можно подробно проследить за работой большого желудка. Однакоопыт не удался. Маленький желудочек работал неправильно. Так, например,опыты с мнимым кормлением всегда сопровождались большим отделениемжелудочного сока, а, между тем из маленького желудка не выделялось ниодной капли. Павлов предположил, что при его отделении были перерезанынервные волокна. "Надо устранить этот недостаток, ( говорил Павлов. ( Итогда маленький изолированный желудок будет точно, как зеркало, отражатьработу большого желудка". Вместе со своим помощником доктором Хижиным Иван Петрович долго инастойчиво разрабатывал новый способ операции. И, в конце концов, посленескольких неудачных опытов, добился успеха: изолированный желудок былсделан так искусно, что небыли повреждены не только кровеносные сосуды, нои нервы. Состав желудочного сока в большой и малой частях оказалсяодинаков. Теория Павлова целиком и полностью была подтверждена напрактике. Это была настоящая научная победа. Теперь ни какой критик не могни в чем упрекнуть его. К нему пришла всемирная известность, и известностьэта была заслуженной. Опыты на собаках с павловским изолированным желудком показали, чтожелудочные железы, так же как и слюнные реагируют на характер поступающейв желудок пищи и соответственно меняют свою работу. Каждый опыт начинался с кормления животного определенным количествомтого или иного продукта, например мяса хлеба или молока. Оказалось, чтопереваривающая сила сока, т. е. скорость, с которой он действует насодержащиеся в пище белки, неодинакова при кормлении разными пищевымипродуктами. "Желудочные железы, ( писал Павлов, ( работают с большойточностью, давая на пищу всякий раз столько нужно для данного материала пораз установленной норме". По изучению высшей нервной деятельности. Изучая деятельность сердца, проводя опыты по исследованию работыпищеварительных желез, Иван Петрович неизбежно встречался с воздействиемвнешних условий, со связью организма с окружающей его средой. Это привелоученого к исследованиям, создавшим новый раздел в физиологии иобессмертившим его имя. Высшая нервная деятельность ( вот над изучениемчего начал работать Павлов и работал до конца своей жизни. При изучении работы слюнных желез И. П. Павлов заметил, что собакавыделяет слюну не только при виде пищи, но и если услышит шаги человека,несущего ее, или при действии других различных раздражителей связанных сее приемом. Рассматривая сущность этого явления, Иван Петрович сумел,опираясь на высказывания Сеченова о рефлекторной природе всех проявленийдеятельности головного мозга, понять, что феномен психической секрециидает возможность физиологу объективно изучать так называемую душевнуюдеятельность. "После настойчивого обдумывания предмета, после нелегкой умственнойборьбы я решил, наконец, ( писал Павлов, ( и перед так называемымпсихическим возбуждением остаться в роли чистого физиолога, т. е.объективного внешнего наблюдателя и экспериментатора, имеющего делоисключительно с внешними явлениями и их отношениями". Иван Петрович назвалбезусловным рефлексом постоянную, врожденную связь внешнего агента сответной на него деятельностью организма, в то время как связь временную,образующуюся в течение жизни, ( условным рефлексом. В обоих случаях этасвязь устанавливается через нервную систему, причем у высокоорганизованныхживотных условные рефлексы образуются при обязательном участии корыголовного мозга. При выработке условных рефлексов происходит замыканиесвязей между нейронами разных областей коры, имеющими разноефункциональное значение. Вследствие этого возбуждение клеток коры, ранеебезразличное в отношении той или иной деятельности организма, начинаетвызывать возбуждение тех корковых нейронов, которые относятся к даннойдеятельности. Так, световое раздражение, обычно никакого отношения кпищевым рефлексам не имеющее, может быть превращено в агент, вызывающийслюноотделение, если это раздражение несколько раз предшествует кормлению.Таким образом, происходит выработка новых рефлекторных актов ( условныхрефлексов на раздражения, являющиеся сигналами предстоящего действияагентов. С введением метода условных рефлексов отпала необходимость строитьдогадки о внутреннем состоянии животного при действии на него различныхраздражителей. Вся деятельность организма, исследовавшаяся ранее только спомощью субъективных методов, стала доступной для объективного изучения.Открылась возможность познавать опытным путем связи организма с внешнейсредой. Сам же условный рефлекс сделался для физиологии, по выражениюПавлова, "центральным явлением", пользуясь которым оказалось возможным всеполнее и точнее изучать как нормальную, так и патологическую деятельностьбольших полушарий. Впервые Павлов сообщил об условных рефлексах начетырнадцатом Международном медицинском конгрессе в Мадриде. В течение долгих лет Иван Петрович вместе с многочисленнымисотрудниками и учениками разрабатывал учение о высшей нервнойдеятельности. Шаг за шагом вскрывались тончайшие механизмы корковойдеятельности, выяснялись взаимоотношения между корой больших полушарий инижележащими отделами нервной системы, изучались закономерности протеканияпроцессов возбуждения и торможения в коре. Было установлено, что этипроцессы находятся в тесной и неразрывной связи, способны широкоиррадиировать, концентрироваться и взаимно действовать друг на друга. Насложном взаимодействии этих двух процессов и основана, по Павлову, всяанализаторная и синтезирующая деятельность коры больших полушарий. Этимипредставлениями была создана физиологическая основа для изучениядеятельности органов чувств, которое до Павлова было построено в основномна субъективном методе исследования. Глубокое проникновение в динамику корковых процессов позволило ИвануПетровичу показать, что в основе явлений сна и гипноза лежит процессвнутреннего торможения, широко иррадиировавший по коре мозга испустившийся в подкорковые образования. Подробные исследования спящих людей показали, что сон ( циклическоеявление. Обычный восьмичасовой сон состоит из 4-5 циклов, закономерносменяющих друг друга. Каждый цикл включает в себя две фазы: фазумедленного и фазу быстрого сна. Сразу после засыпания развиваетсямедленный сон. Он характеризуется урежением дыхания, пульса, расслаблениеммышц. Чрез 1-1,5 часа медленный сон постепенно сменяется быстрым, которыйдлится 10-15 минут. Затем начинается новый цикл медленного сна. Этинаблюдения легли в основу работ Павлова о сне и гипнозе, и послужилисредством формирования и изучения "экспериментальных неврозов". Исследование условных рефлексов, вырабатываемых на раздражениерецепторов различных органов, позволило изучить все функции организма в ихзависимости от деятельности коры мозга при самых разнообразных условияхжизни организма. Исследование формирования условных рефлексов,происходящего на глазах экспериментатора, позволило также по - новомуосветить вопрос о механизме рефлекторной деятельности. Безусловные рефлексы хотя и являются врожденными, однако, некоторыепостоянно повторяющиеся и биологически для данного вида наиболее важныеусловные рефлексы могут при определенных условиях наследственнозакрепляться и переходить, в конце концов, также в безусловные рефлексы.При исследовании условных рефлексов было установлено, что особи одноговида могут различаться по типу нервной системы. Тип нервной системы, вопределенной мере отражая свойства, приобретаемые по наследству, в то жевремя складывается и под влиянием условий жизни особи. Воспитывая,например, разных щенков одного помета в различных условиях, исследователинаблюдали изменение типа нервной системы. Было доказано, что эти измененияопределяются влиянием факторов внешней среды. Основными принципами рефлекторной теории Павлов считал принципдетерминизма, принцип структурности и принцип анализа и синтеза. Принципдетерминизма устанавливает полную обусловленность материальными причинамивсех явлений в организме, в том числе и высшей нервной деятельности.Изучение функций коры головного мозга позволило Павлову настолько точнопознать законы, управляющие условно-рефлекторной деятельностью, что сталовозможно в значительной степени управлять этой деятельностью у животных(собак) и заранее предсказывать, какие изменения произойдут при тех илииных условиях. Принцип структурности устанавливает, что все нервныепроцессы являются результатом деятельности определенных структурныхобразований ( нервных клеток, и зависят от свойств этих клеток. Однако,если до Павлова свойства различных клеток и клеточных групп центральнойнервной системы рассматривались как постоянные, то Иван Петрович в ученииоб условных рефлексах показал, что свойства этих клеток изменяются впроцессе развития. Локализация функций в коре головного мозга не должна,поэтому трактоваться только как распределение в пространстве клеток сразличными свойствами. Принцип анализа и синтеза устанавливает, что впроцессе рефлекторной деятельности происходит, с одной стороны, дроблениеокружающей природы на огромную массу отдельно воспринимаемых явлений, а сдругой ( превращение одновременно или последовательно действующихраздражителей (различного характера) в комплексные. Грубый анализ можетбыть осуществлен уже низшими отделами нервной системы, так как раздраженияразных рецепторов, каждая группа которых воспринимает определенныевоздействия среды, вызывает лишь определенные безусловные рефлексы. Однаковысший анализ, благодаря которому возможно существование животногоорганизма в постоянно изменяющейся среде, осуществляется корой головногомозга и основан на способности образовывать условные рефлексы, а также, наспособности к дифференцировке раздражителей. С представлением об аналитической и синтетической деятельности корымозга, Павлов представлял всю кору полушарий как совокупностьанализаторов. Анализаторы являются целостными структурными ифункциональными образованьями, включающими в себя периферический (воспринимающий отдел (рецепторы), проводниковый отдел (центростремительныенервные волокна и все образования центральной нервной системы, передающиевозбуждение от рецепторов в кору головного мозга.) и корковый отдел,осуществляющий высший анализ и синтез всех воспринимаемых организмомраздражений. В этом представлении деятельность рецепторов рассматриваетсяв единстве с деятельностью центральной нервной системы. Павлов различалзрительный, слуховой, вкусовой, обонятельный, кожный, двигательный ивнутренний анализаторы. В результате деятельности анализаторов отдельныераздражители, исходящие из внешней среды, и их комплексы могут вступать всвязь с любыми формами жизнедеятельности организма. Все "произвольные"движения представляют собой результат деятельности двигательногоанализатора, который функционирует на основе врожденных рефлексов,вызываемых раздражением этих рецепторов, а также рефлексов, выработанныхна раздражение зрительных, слуховых и других рецепторов. Собрав огромныйматериал, характеризующий нервную деятельность животных, Павловраспространил принципы рефлекторной теории на человека. Изучая качественные отличия высшей нервной деятельности человека посравнению с животными, он выдвинул учение о двух сигнальных системахдействительности: первой ( общей у человека и животных, и воспринимающейнепосредственное воздействие, сигналы внешней среды, и второй (свойственной только человеку, речевой системе. Слова, по мнению Павлова, (это как бы сигналы сигналов. В своих представлениях о второй сигнальнойсистеме он рассматривал реакции на слова, слышимые, видимые (читаемые) ипроизносимые, как результат выработки особых условных рефлексов. Этиусловные рефлексы второй сигнальной системы возникают при произнесениислов на основе раздражений рецепторов органов речи ( мускулатуры губ, щек,гортани. Импульсы, вызванные раздражением рецепторов органов речи,поступают в корковый отдел двигательного анализатора и связывают этираздражения временной связью, с одной стороны, с раздражениями слухового (а при чтении ( зрительного) анализатора, с другой ( с раздражениями,производимыми воздействием явлений природы, обозначаемых словами, наразличные рецепторы организма. Павлов подчеркивал, что в этих вторыхсигналах действительности мы имеем способ связи человека с окружающей егосоциальной средой, средство "межлюдской сигнализации". Павлов рассматривал сознание человека в неразрывной связи с речью иустановил, что механизмы высшей нервной деятельности, выработки иторможения условных рефлексов определяют и развитие речи. Втораясигнальная система функционирует на основе первой, т. е. на основевоздействия на организм человека явлений природы, обозначаемых словами.Это позволило распространить принцип детерминизма на специфичные длячеловека высшие формы нервной деятельности. Таким образом, павловскийпринцип детерминизма, характеризующий всё учение о рефлексах, получилвысшее развитие в представлениях о второй сигнальной системе, являющихсяпервым шагом в естественно научном изучении высших сторон мозговойдеятельности, связанных с явлениями сознания. Характерной чертой павловского учения является связь с практикой.Физиология всегда представлялась Павлову как теоретическая дисциплина,являющаяся основой всей практической медицины. Физиологический синтез,указывал Иван Петрович, совпадает и отождествляется с медициной, так каковладение физиологическими позволяет целенаправленно на нихвоздействовать. Выяснение природы определенных патологических состояний вусловиях эксперимента позволило Павлову устранять или смягчать их. Так, онвпервые достиг длительного сохранения жизни собак после перерезания обоихблуждающих нервов, разработал способы борьбы с последствиями потерибольших количеств желудочного сока, разработал приемы воспроизведенияэкспериментальных неврозов и их излечения. Будучи, таким образом (вместе сКлодом Бернаром), основоположником экспериментальной терапии, Павловвместе с тем дал исключительный по ценности материал для клиники темисвоими исследованиями, которые установили нормальный ход физиологическихявлений. Все современные методы лечения болезней пищеварительного трактаоснованы на исследованиях Павлова. При лечении нарушений деятельностинервной деятельности, в частности высшей нервной деятельности, огромноезначение приобрели павловские исследования об охранительном значенииторможения, которые положены в основу так называемой сонной терапии. Павловское физиологическое учение ( явилось для того временивыдающейся научной, революционной работой. Все явления в организмепавловское учение трактует как постоянно изменяющиеся и развивающиеся, всепроцессы рассматриваются им в их взаимосвязи; организм изучается как частьприроды, находящаяся в непрерывном взаимодействии с окружающей средой.Возникновение качественно новых явлений в организме понимается какрезультат развития, накапливания качественных изменений. Научные достижения Павлова оказали революционное влияние напредставления того времени об организме человека. Они на практикепоказали, что границ познания не существует. Значение исследований ИванаПетровича трудно переоценить, так как его учение об условных рефлексахсовершило настоящий переворот в физиологии того времени и остаетсяактуальным и сейчас, на его исследованиях в области пищеварения основаныпрактически все современные методы лечения, его работы по изучениюкровообращения также очень значительны. О его заслугах и достижениях можно говорить очень долго, ведь труднонайти человека сделавшего для физиологии и медицины столько же, сколькосделал Иван Петрович Павлов. Он считал физиологию и медицину неотделимымидруг от друга науками. Под его влиянием формировались крупные школытерапии, хирургии, психиатрии и невропатологии. Я думаю, что учение Павлова на сегодня остается одним из самыхактуальных разработок в области физиологии и медицины и на основе еготеории будет сделало еще не один шаг вперед в области биологии и медицины.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Основные этапы жизни И. П. Павлова Основные этапы жизни И. П. Павлова Иван Петрович Павлов родился 26 сентября 1849 г в Рязани, в семьесвященника. Отец мечтал о том, чтобы сын, как и он, посвятил себя церкви iconОсновные этапы жизни И. П. Павлова
Он работал в лаборатории под руководством известного физиолога И. Ф. Циона, где выполнил несколько научных исследований. А в 1875...
Основные этапы жизни И. П. Павлова Основные этапы жизни И. П. Павлова Иван Петрович Павлов родился 26 сентября 1849 г в Рязани, в семьесвященника. Отец мечтал о том, чтобы сын, как и он, посвятил себя церкви iconОсновные этапы жизни И. П. Павлова
Он работал в лаборатории под руководством известного физиолога И. Ф. Циона, где выполнил несколько научных исследований. А в 1875...
Основные этапы жизни И. П. Павлова Основные этапы жизни И. П. Павлова Иван Петрович Павлов родился 26 сентября 1849 г в Рязани, в семьесвященника. Отец мечтал о том, чтобы сын, как и он, посвятил себя церкви iconТема: Современные представления о возникновении жизни
Цели урока: Изучить основные теории возникновения жизни, проследить основные этапы химической эволюции
Основные этапы жизни И. П. Павлова Основные этапы жизни И. П. Павлова Иван Петрович Павлов родился 26 сентября 1849 г в Рязани, в семьесвященника. Отец мечтал о том, чтобы сын, как и он, посвятил себя церкви iconПавлов И. П.: основные этапы жизни
Он работал в лаборатории под руководством известного физиолога И. Ф. Циона, где выполнил несколько научных исследований. А в 1875...
Основные этапы жизни И. П. Павлова Основные этапы жизни И. П. Павлова Иван Петрович Павлов родился 26 сентября 1849 г в Рязани, в семьесвященника. Отец мечтал о том, чтобы сын, как и он, посвятил себя церкви iconЗадачи
Аптекарском острове. Его создал в 1935г скульптор И. Ф. Беспалов по идее академика И. П. Павлова (1849-1936). Цилиндрической пьедестал...
Основные этапы жизни И. П. Павлова Основные этапы жизни И. П. Павлова Иван Петрович Павлов родился 26 сентября 1849 г в Рязани, в семьесвященника. Отец мечтал о том, чтобы сын, как и он, посвятил себя церкви iconДокументи
1. /Павлова Н.Н., Руденко Л.Г. Экспресс-диагностика в детском саду/сканирование0001.pdf
Основные этапы жизни И. П. Павлова Основные этапы жизни И. П. Павлова Иван Петрович Павлов родился 26 сентября 1849 г в Рязани, в семьесвященника. Отец мечтал о том, чтобы сын, как и он, посвятил себя церкви iconДефект одной из цепочек в речевой системе влечёт за собой вторичные и тре
Каждый родитель мечтает о том, чтобы сын или дочь добился в жизни значительных успехов, сделал блестящую карьеру на поприще науки...
Основные этапы жизни И. П. Павлова Основные этапы жизни И. П. Павлова Иван Петрович Павлов родился 26 сентября 1849 г в Рязани, в семьесвященника. Отец мечтал о том, чтобы сын, как и он, посвятил себя церкви iconДокументи
1. /Павлова Н.Н., Руденко Л.Г. Экспресс-диагностика в детском саду/сканирование0001.pdf
Основные этапы жизни И. П. Павлова Основные этапы жизни И. П. Павлова Иван Петрович Павлов родился 26 сентября 1849 г в Рязани, в семьесвященника. Отец мечтал о том, чтобы сын, как и он, посвятил себя церкви iconТема урока «Основные этапы моделирования» 9 класс Вид: комбинированный. Тип
Вступительное слово учителя: «Мы продолжаем работу по теме “Модели и моделирование”. Сегодня мы с вами рассмотрим основные этапы...
Основные этапы жизни И. П. Павлова Основные этапы жизни И. П. Павлова Иван Петрович Павлов родился 26 сентября 1849 г в Рязани, в семьесвященника. Отец мечтал о том, чтобы сын, как и он, посвятил себя церкви iconЭтапы решения задач с помощью компьютера
...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы