Избранная Рада и ее реформы icon

Избранная Рада и ее реформы



НазваниеИзбранная Рада и ее реформы
Дата конвертации24.07.2012
Размер262,52 Kb.
ТипРеферат
Избранная Рада и ее реформы


[pic] [pic] [pic] Содержание: Введение. 3 Начало правления Ивана IV. 4 Власть в руках Рады. 5 Судебник и реформы управления. 5 Особенности судопроизводства. 8 Черты феодализма. 9 Реформирование Церкви. 10 Присоединение Казани. 13 Начало разногласий. 15 Внешняя политика. 17 Перелом в отношениях Рады и Ивана IV. 20 Заключение. 21 Введение. Правительство Рады ознаменовало рождение нового равного другимевропейским странам по силе и культуре государства Россия. Являясь примеромправительства с точки зрения честности и безкорыстия оно создалопредпосылки к утверждению сильной государсвенной власти, основаной не насамодурстве, а на Законе служащему на процветание русской нации и в итогевсего цивилизованого света. Обратим внимание на предисторию Рады... После смерти Василия III в 1533г регентство приняла его жена царицаЕлена Глинская, делами ведала боярская Дума под ее присмотром. Впервые заисторию России женщина обладала такой властью, но это было по закону. Поначалу во всем ей помогал ее дядя. Любимцем стал Иван Овчинно-Телепнев-Оболенский который, став править прямо скажем по варварски от имени царицы,заменил ей не только дядю но и мужа. Иван уморил голодом в тюрьме братацарицы Василия, другой брат был удушен, начались репрессии на бояр и детейбоярских за подозрение в сочувствии духовном и материальном брату Андрею,который впрочем от престола добровольно не отказывался. За несогласие смнением Телепнева также были санкции в размере лишения свободы.Замечательно, что Иван внешнюю политику вел умеренно и удачно: в 1537гпосле успехов нашей армии он заключил 5-и летнее перемирие с Литвой приусловии передачи нам 2-х крепостей, непрекращающиеся набеги татаротражались успешно. В 1538г Елену отстранили от власти, а Ивана уморили голодом в тюрьме,митрополита покровительствовавшего им заменили. К власти пришли Шуйские, ноуже в 1540г главу правительства Ивана Шуйского заменили Иваном Бельским,который сменил курс реформ и решил Шуйских не преследовать, а Пскову дажевозвратил самосуд. Набег крымского хана тогда же был успешно отражен. В1542г Иван Шуйский при поддержке ряда бояр сверг Ивана Бельского и удушил,а митрополита опять поменяли. Но скоро из-за болезни Шуйский отошел от дели правление передал родственникам Ивану и Андрею Шуйским плюс ФедоруСкопину-Шуйскому. Ивану IV в 44г исполняется 14 лет и царевич стал выходитьв народ конно и пешно с шашкой наголо, которой не приминал помахать напрохожих, а то и залезет на колокольню, кошек, собак скидывает и потешаетсяих мукам. Рос он под влиянием дядьев по матери Юрия и Михаила, митрополитМакарий встал на его сторону также. Детство Ивана проходило в унижении состороны правящих бояр и одновременном напоминании о его величии от бога идаже неуязвимости, со стороны опекунов. К некоторым из окружения он успевалпривязываться, но бывало их ссылали или убивали, как Андрея и ФедораШуйских. Сам он был впечатлителен, а нервы имел слабые, и часто долготерпел, а затем разом за все мстил. Воспитывался он как царь которому нетсуда, по мнению Глинских что в дальнейшем дало себя знать. Начало правления Ивана IV. В 1547 он венчан на царство шапкой Мономаха, цепью и другимиатрибутами царской власти, что было скопировано у византийских императоров,роль которых после падения Константинополя(1453г) переняли русские Великиекнязья. В том же году он женится на Анастасии, но к делам он не приступил,а продолжал кутить. Этот год стал для Ивана роковым. В Москве появляетсяблаженный (в одежде Адама) и плачет на колокольню. На следующий день с неепадает колокол, что являлось знаком большого бедствия для народа. Идействительно Москва загорелась, а ветер, который неожиданно поднялся,быстро разнес пламя по деревянным крышам. Тогда сгорело чуть не пол Москвыи погибло много жителей, среди которых было немало детей. Многие осталисьбез крова и слонялись по улицам. Противники Глинских: брат царицыАнастасии Григорий, протопоп Благовещенского монастыря Бирлин, князь Скопин-Шуйский и другие, пошли на хитрость, обвинив (пустив слух) будто Глинскиеколдовством подожгли Москву. Народ был и так не доволен могуществомГлинских, которые пристраивали многих не московских из Южных земель исеверской земли, у которых был явный акцент. Обвинили Анну Глинскую и еедетей. Юрий ничего не знавший подошел посмотреть на толпу и она достав егоиз церкви убила. Досталось также и ставленникам Глинских, а также всем сакцентом. Иван IV отдыхал в Воробьеве, а толпа решила что Анна Глинская иее сын Михаил там и двинула туда. Царь жутко перепугался и впал врастерянность, забыв о неуязвимости. В самый интересный момент появляетсяСвященник из Новгорода Сильвестр в монашеской рясе. Он произвел сильноевпечатление на и без того подавленного Ивана, сказав все что думает о егонеправом царствовании, представив волнения как кару божью и дополнив речьпарой трюков, он всецело завладел доверием и сердцем молодого царя, которыйпочти 2 года был в “прострации” и шаг боялся сделать без благословленнаяСильвестра. Власть в руках Рады. Окружение царя резко сменилось, по инициативе Сильвестра приближены квласти не сколько знатные сколько честные люди. Таким стал и новый другИвана Адашев который оказался, среди прочей челяди с которыми Иванразвлекался, ангелом. Адашев был на редкость умным, честным ивысоконравственным, хотя и незнатным. Приближались люди у которых преждевсего были интересы общие, им раздавались поместья и вотчины. Этимиперестановками всецело заправляли Сильвестр и Адашев. Так образовалосьнеофициальное правительство “Избранная рада”,в которое входили Сильвестр,Курбский, митрополит Макарий, Воротынский, Вусковский и др. ВлияниеСильвестра распространялось даже на личную жизнь царя, о его характереможно судить по написанному Сильвестром для сына Домострое. Сам жеСильвестр был благочестив и помогал очень многим в жизни, например немощным и больным, и не смотря на сан был женат. Впервые в 1549г был созванЗемский собор который проходил на площади и состоял из выборных со всехземель и всех сословий. Царь предстал в центре в окружении митрополита идуховенства, а также боярской думы, кланялся народу, и начал речьраскаянием и обвинении бояр в злоупотреблении, зареканием больше так неделать. Адашев был назначен в окольничие рассматривать челобитные народа.Избран был на нем же состав “судей правдивых” которые будут работать надсудебником. Судебник и реформы управления. Судебник 1550г объявлял закон единственным источником права. Впервыебыл определен порядок издания и опубликования законов. В нем прослеживаетсястремление оградить народ от произвола местных властей и судей, а такжепримечательно для того времени разделение властей, т.е. двоевластие идвоесудие: дела могут быть государственные и земские, так поход на Казань-земское, а женитьба царя- государское. Служба может бытьгосударева(охрана), а может быть и земская. Государственное правосудие иуправление сосредотачиваются в Москве, где существуют чети и приказы ккоторым приписаны русские земли. В них судят бояре и окольничьи, дьякиведут дела, а у последних есть подъячие. До этого существовали: Дворец,ведовший землей, и Казна, являвшаяся финансовым центром. Затем появилисьвместо Казны приказы: Поместный, ведавший раздачей земли, Разрядный,занимавшийся учетом военных и их жалованием , Разбойничий, Посольский иЧелобитный, ведующий жалобами, а также территориальные приказы, напримерКазанский. А в 1552г создана дворовая тетрадь в которой содержались данныео 4000 служащих государственного двора из которых назначались воеводы,дипломаты и т.д. В областях судебное и административное делениеосуществляется на города и волости. Города (посады) представляли особоеуправление и посадские ремесленники отличались от волостных. Волостьпредставляет собой несколько земледельческих сел. Город с волостямисоставлял уезд, который делился на станы в полицейском отношении. Уездзаменил землю. В городах заправляли наместники, в волостях волостели,которые могли судить подобно боярам в своих вотчинах, хотя и не везде. Онисостояли на кормлении, где суд был доходной статьей. Где они не моглиуправлять туда посылали доверенных. На судах наместников присутствовалидьяки и всякие приставы. Наряду с этим государственным судебным механизмомсуществовал выборный народный. Его представителями в городах былиприказчики и дворские, а в волостях старосты и целовальники. Старосты были2-х типов : выборные полицейские и выборные судебные. Общество былоподелено на сотни и десятки и выбирало себе : старост, сотских и десятских.Они занимались раздачей повинностей и вели перепись населения. Старосты ицеловальники, которые должны были присутствовать на судах наместников иволостелей, выбирались волостями и городами без дворского. У наместников иволостелей были свои дьяки, у старост земские дьяки, занимавшиесяписьмоводством, а у них земские подьячие. Важные уголовные делапередавались губным старостам, избранным уездом из детей боярских, в товремя это был лишь разбой. В некоторых уездах было даже 2 губных старостыиз-за разгула разбоя и их суду равно подчинялись все. Народ всяческиограждался от произвола местных и в случае жалоб на наместников иливолостелей те подвергались суду. В судебнике планировалось постепенно устранить земство от суданаместников и волостелей, в также заменить отдачу им городов и волостей вкормление. В 1550г детям боярским активно раздавали в поместья, чтобы такзаменить кормление, которое в 1556г было отменено. Это сильно увеличиловоенную силу. Тогда же образовались стрельцы, которые составляли особыйвенный класс, живший слободами и делящиеся на приказы. Уставные грамотытого времени доканчивали дело Судебника и давали перевес в суде выборномуначалу. Видно что прежде наместники и волостели судили произвольно, но приИване IV появляется ряд грамот в которых обязанности волостелейопределяются иначе, как и их доходы, а в 1551г согласно Судебникуволостелям запрещалось судить без присутствия старосты и целовальников.Постепенно управление наместников и волостелей заменялось самоуправлением исамосудом посредством выборных за определенную мзду царю. Например такиеправа в 1552г получила Важская земля, жители которой жаловались накорумпированность местной власти и просили позволить избрать 10 судейвместо наместников, а за это ежегодно выплачивали бы 1500 рублей. Так тамнаместников заменили земские старосты или выборные, а за теми в судеприсматривали целовальники (свидетели в суде и участники). Управление в томкраю поручалось сотским, десятским и пятидесятским, которые наблюдали заблагочинием и арестовывали, в общем выполняли жандармские функции. Далеетакие права обрели многие уезды, а в 1555г эта мера стала всеобщей, т.е.суд наместников и волостелей заменил суд выборных, а за это дань платилась,хотя серьезные уголовные дела оставались за губными старостами, которыестали главами уездных администраций. Выборное право суда развивалообщественное движение, т.е. сходбища на которые присылали своихпредставителей все сословия, а председателем на сходбищах был губнойстароста. Каждый мог и должен был высказаться, указывая на “лихих людей” ипредлагая меры. Дьяки вели протоколы таких речей. Особенности судопроизводства. Важное значение приобрел в те времена обыск, который определял способсуда: если он показывал что подсудимый дурного поведения то его подвергалипыткам. Если преступник указывал на кого либо, как соучастника то того тожеподвергали обыску, и если решали что тот хороший то преступнику не верили,иначе пытали. Обыск также являлся порой единственным доказательством взапутанных делах. Судебник также допускал “поле”, но обыск все чаще егозаменял. Естественно обыск мог производится со злоупотреблениями и поэтомуесли они имелись то жестоко наказывались наравне с разбоем, т.е. смертнойказнью, например лжесвидетельство. Наказывались и старосты с целовальникамиесли не проявляли объективность. Интересно что бояре и дети боярскиеотвечали за ложные показания, по обыску, своих подчиненных. После падениягосподства рады значение обыска пало, хотя его форма сохранилась, т.к.одобренных по обыску пытками вынуждали к любым показаниям. К пытке тогда непричисляли правежа, т.е. когда должника в определенное время всенароднобили палками по ногам (за 100 рублей- 1 месяц), затем отдавали заимодавцуна отработку. Значение тюрьмы закрепилось как карательное. Широкоераспространение получают членовредительные наказания, служащие нетолько дляустрашения, но и для помечивания преступника. Важным моментом выборногосудопроизводства была его бесплатность. Характер судопроизводства тоговремени отличается духом общности, намерением утвердить общение иинициативу. Вообще то это было не ново и люди знали чего хотят, как вНовгороде. По судебнику люди делились на духовных, служилых и неслужилых.Служилые подразделялись на высших (князья, бояре, окольничие, детибоярские) и низших (простых солдат, ямщиков, всякие казенные служители-пушкари, кузнецы, воротники). К неслужилым или земским относились: купцы,посадские и волостные крестьяне. Служилые высшего разряда занимали высокиедолжности, владели земельной собственностью, имели преимущество в суде инаказании. Бояре, окольничьи, дьяки освобождались от торговой казни.Сословия четко прослеживаются в размере бесчестья: боярин- 600руб, дьяк-200руб, дети боярские- по доходу, первостатейный купец- 50руб, посадский-5руб, волостной- 1руб (если на должности, то как посадский). Интересно, чтоженщинам платилось в 2 раза больше чем мужчине, но им и сложнее былоподняться по социальной лестнице. Иски на сумму большую дохода истьца илиответчика не допускались, а руководством служили писцовые книги. Черты феодализма. Старое значение бояр как землевладельцев еще удерживалось, хотя словобоярин имело смысл сановника. Вотчины были боярские и монастырские, и ещеновгородских землевладельцев. Земельные владения делали военную службуобязательной. Все земледельцы, кроме новгородских, не владели землей какчастной собственностью, так черносошные пользовались ей на правах общинныхвладений. Крестьяне снова могли переходить с земли на землю в Юрьев день,но Судебник дополнил новыми пошлинами и увеличил размер пожилого. Числохолопов стремились уменьшить. Так отменялось правило, что поступивший наслужбу к хозяину без ряда становился его холопом. Детям боярскимзапрещалось продаваться в холопы, но в дальнейшем разрешили тем кто еще неперешел на действительную службу. Судебник запрещал отдаваться в холопы зарость, и следовательно предотвращал случаи порабощения из-за нужды. Впрочемнеоплатный должник после правежа отдавался в холопы, но для выплаты суммыне превышающей 15руб. Кроме того при отдаче в холопы выборные судьи делалиоб этом доклад царю. Беглый холоп не возвращался сразу хозяину, а емупредлагали прежде заплатить долг и если решительно не мог возвращали. В 1550г появляются распоряжения об отмене местничества : т.едолжность стали давать не по сословному признаку, как в армии, так и всвету . Но в 1551г появляется распоряжение устанавливающее разницу воеводмежду собой, т.е. назначение воеводой, принимая во внимание службу отцов.Эти противоречия указывают на разногласия в правящей верхушке. Послегосподства Рады местничество вновь обрело полную силу. Выборное земскоеначало бурно развивалось в тот период, но когда происходили ссоры междуволостями и частными лицами, и волости обращались с жалобой царю, то царьвозлагал разбирательство на лиц, которых выбирали не посадские и крестьяне.Также было и когда волостные крестьяне тягались между собой, и когда малыедеревни, не будучи в состоянии противостоять большинству обращались запомощью к суду наместников. Вообще у крестьян в то время интересыпредставляла община, которая также сдавала налоги, а не конкретные лица. Илюди, управляющиеся выборными, находились под властью царских чиновников погосударственным повинностям (посошная служба, городовое дело). Реформирование Церкви. В 1551г состоялся Собор Русской церкви по пересмотру порядков церкви,ее управления и обычаев. При открытии собора Иван IV говорил длинную речь,опять каялся и приглашал помогать в управлении как духовных так и светских.Церковь Иван тогда сильно почитал и даже доверил ей рассмотрении делземского устройства. Акты этого собора дошли до нас в 100 вопросах- ответахи потому этот собор наименован Стоглавым. Тогда управление в церкви былоочень схожим с мирским наместничеством и владыка в монастыре напоминалудельного князя. У него был совет из собственных бояр, управлявших исудивших в епархии. Его судьями были его же наместники и десятильники, апри них, как в земстве, недельщики и доводчики. Белое духовенство имонастыри были обложены множеством пошлин, например летняя и зимняя дани,въезжее, перехожая куница и.т.д., от которых некоторые освобождались повелению владыки. Владыки раздавали свои земли в поместья, эти землипереходили от владельца к владельцу не по наследству, а по воле архиерея.Дети боярские, на его земле, служили владыке и одновременно царю. Суда уних было 2 : духовный (вера, благочестие) для духовенства и мирян и мирскойнад лицами, исключительно находящимися под опекой церкви. Как суд так иуправление в церковном ведомстве страдали большими злоупотреблениями. Бояревладыки, дьяки, десятильники всеми средствами притесняли сельскихсвященников. Собор не отменил суда бояр, т.к. это была традиция, но учредилиз священников старост и десятских, которые должны были присутствовать насуде десятильников, плюс на эти суды допускались еще земские старосты ицеловальники вместе с земским дьяком. Всякое дело писалось в 2-хэкземплярах и одна сторона проверяла другую. Избираемые старосты идесятские из священников должны были присматривать за церковнымблагочинием. Они же доставляли к владыке все поборы. Дело дошло и до книг:они издавна переводились и греческого и отчасти с латыни, переписывались ипродавались. Как переводы так и переписки исполнялись плохо, а всеписьменное без разбора относили по невежеству к церкви, в том числе иересь, что вносило путаницу. Собор установил духовную цензуру, доверяя еепоповским старостам и десятским, которые могли забраковывать книги, недопустив до продажи, а книгописцы состояли под их надзором. Соборпостановил завести училища и поверил их устройство избранным духовным,которые должны были открывать училища в своих домах. Вопрос об иконописибыл также затронут, т.к. замечены были большие злоупотребления и постановилутвердить особый класс иконописцев, под надзором святителей, а кроме нихиконы чтоб никто не писал. Тогдашние монастыри были особой заботой.Наделенные селами и имеющие большие доходы они представляли подобие рая длясвоих начальников. Архимандриты и игумены окружали себя родными, превращаямонастырское достояние в выгодный бизнес. Родня селилась в монастырях,настоятель раздавал им села, посылая в качестве приказчиков. Управлениемонастырским имением осуществлялось не старцами, а произволом настоятеля.Монахи также находились в его безусловной власти, как и священнослужителимонастырских сел. Они могли терпеть нужду, находясь в ведомстве оченьбогатого монастыря, т.к. не имели права претендовать на его доходы, хотянастоятели жили в роскоши. В редких монастырях держался порядок иблагочестие, как подобает: трапезы были скромными лишь у бедняковпитавшихся со стола властей. Нередко люди уходили в монастырь доживать, отдавая все состояние егостенам и терпели там лишения и унижения. Те же ,что уходя оставляли засобой что-то в миру, пользовались почетом. В монастырях гнали вино, варилипиво, устраивали пиры. Нередко в монастыри приезжала знать, чтобы отдохнутьи поразвлечься в то время как настоятель угождал им и выпрашивалпожертвования. С женским полом было все в порядке, нередко монахи обоихполов сожительствовали, а по двору бегали дети мужского пола. Многиеуходили из монастыря из-за деспотизма и разврата настоятелей окружения ибродяжничали, но в других монастырях их принимали неохотно. Некоторыенаходили убежище в мирских церквях, построенных богатыми для себя и такихцерквей было множество, но большинство из них пустовало. Часто бродячиемонахи и в особенности монашки промышляли пророчествами и видениями, ходяпо деревням в голом виде и изредка впадая прилюдно в транс, а спиртное вэтом помогало. Бывало бродяга чернец строил маленькую церковь, собирал ругуна ее содержание, а затем ее пропивал. При невежестве духовенствабогослужение проходило непристойно, в особенности заутреня и вечерняя,одновременно читали канон и кафизмы, причем делалось это машинально.При этом духовные позволяли себе во время служения быть пьяными, ругаться,а иногда и драться. Естественно это не добавляло уважения к церкви и миряненаходились в храме в шапках, громко болтали, смеялись, ругались матом. Впоминальные дни церковь становилась подобием рынка: туда приносили яйца,калачи, пироги, печеную рыбу, кур и блины. Попы брали все это в алтарь, аиногда ставили на жертвенник. В монастырях настоятели, ожиревшие отизобилия, не священнодействовали, монахи пьянствовали и по неделям не былослужбы. Собор решил это исправить. Он запретил держать в монастырях вино,кроме фрязских вин, запретил совместное проживание монахов и монашек,наказал отчитываться письменно по доходам и расходам. Издал постановлениепротив пустынь и было велено эти пустыни соединять вместе, подчинятьмонастырям или просто уничтожать. Собор установил предел церковных вотчин,хотя существующие земли были оставлены за владыками и церковь не моглаполучать новые земли без согласия царя. Все вотчины отданные боярами послесмерти Василия III изымались в пользу государства. Видно что порядки иобычаи тогда были не стандартизированы жестко и поэтому имело местонекоторое варьирование, так кое-где не погружали в воду при крещении, авсего лишь обливали. В крестные должен был идти только один человек, а недвое разных полов. Жениху должно было быть не менее 15 лет, а невесте неменее 12 лет. Языческий обычай наговаривания, применялся к обрядам:просфирни наговаривали на просфоры и тем приписывалась лечебная сила,подобно тому в великий четверг приносили в церковь соль, которую священникиклали под престол и держали до 7-го четверга по Пасхе: и приписывали ейлечебную силу для скота. Эти и другие языческие обряды, такие как гадания иастрология, были запрещены Стоглавым собором. Собор боролся с весьмараспространеными в то время языческими обычаями, например, на поминкахнарод сходился на кладбище, пел там и танцевал вместе со скоморохами имузыкантами, а также пьянствовал. Таким веселым днем в особенности являласьсуббота перед пятидесятницею, а в великий четверток был обычай “кликатьмертвых”, когда жгли солому, а также клали труть в разрез палки, поджигалис обоих концов, клали в воротах или раскладывали там и сям возле рынка иперескакивали через это с женами и детьми. В празднество купалы как и канунрождества христова, а также Понедельник Петрова устраивались пляски ивеселья, а в последний ходили в рощу и ... Запрещая эти праздники, соборвообще запрещал увеселения в любых формах, как то шахматы, карты, гусли,сопли, дудки, театральные представления и пляски женщин. Стоглавый соборузаконил выкуп русских, попавших в плен к татарам, раньше их выкупалиармяне, греки, турки и перепродавали нашим. Издержки на выкуп легли набремя народа в виде всеобщего налога. Про Стоглав мы знаем немного, т.к. точто дошло из списков датировано XVIIв, а в них есть противоречия, напримерпостановление о сугубой аллилуйе скорее включено раскольниками, потому какпредседатель собора Макарий придерживался тригубой аллилуйи. Присоединение Казани. Покорение Казанского царства было одной из важнейших задач внешнейполитики, т.к. теперь оно было в руках врага Сафа-Гирея и допекала русскимхуже Батыя убивая, сжигая и уводя людей. Кроме того плодородные волжскиеземли и волжский торговый путь были очень заманчивы, правда первые походына Кзань окончились неудачей: 47-48гг, 49-50гг. Набеги были варварскижестоки: выкалывали пленникам глаза, рубили руки, ноги и уши, а также носы,а иногда вешали за ребра на гвоздях. Русских пленников в Казани было многои они продавали их толпами как скот восточным купцам, приезжавшим для этогов город. Политическая обстановка в Казани была неустойчивой. В 1546г егосместил Шик-Алей, освобожденный из заточения Еленой Глинской, но тот долгоне задержался и Сафа вернулся. Тот спустя непродолжительное время упился,ударился об угол и умер. Царем Казани стал его сын Утемш-Гирей подрегентством матери Сююн-Беки. В 1551г начадась подготовка к решающемупоходу. Русские построили близ Казани (в 60км) крепость Свияжск всего лишьза месяц, а затем покорили горную Черемису, т.е. чувашей- смирныйземледельческий народ на правом берегу Волги прежде находящийся под властьюКазани. Казанцы раздраженные активностью русских, отдали Сююнь-Беку с сыноми отпустили часть пленных русских, а Шиг-Алея вернули на трон в надеждевозврата чувашей, конечно возврата не последовало. От Шига народ требовалвозврата прежних пределов царства, а он узнавши о путче уладил его, убивзачинщиков при помощи стрельцов и казанцы пошли жаловаться в Москву и вКазань прибыл Адашев. Шиг признался Адашеву что в городе ему небезопасно,потому что он не только нагрубил казанцам, но и пообещал вернуть чувашей.Адашев пояснил, что чувашей не отдадут, т.к. посему бог решил, а пленныхрусских те еще держат, что не по условию. Шиг предложил свой побег, иАдашев посоветовал ему прибегнуть к помощи русских войск, но Шиг заявил,что свой народ не предаст и лучше, если что, с боями отступит. Адашевуехал. А казанские князья прибыли в Москву и предложили нашему посадить вКазани наместника вместо Шиг-Алея. Царь согласился. Адашев вернулся вКазань подвинул с престола Шиг-Алея и отбыл в Свияжск, объявив что в Казаньприбудет царский наместник. Казанцы прикинулись согласными, но когда послеим сообщили, что наместником будет князь Семен Микулинский, они заперлигород, не пустили наместника и пригрозили взять Свияжск. Все раскольники вКазани примирились, сплотились и встали на защиту веры. Даже чувашипримкнули к Казани от радости правления русских. В город прибыл царевичЕдигер с 10000 воинов. В Москве решили идти с большим ополчением в 100000воинов и ликвидировать Казань как царство и принудили Ивана IV последоватьс ним. Крымский хан Давлет-Гирей хотел помочь казанцам, но был отбит уТулы. В 1552г русские осадили Казань, гарнизон которой насчитывал около30000 воинов, деревянными турами, 100 пушками и 150000 воинами, а с тыла нанас нападали чуваши и черемисы в то время как казанские колдуны с успехомнасылали ливень, превращая землю в болото. Русские не лыком шиты, послали вМоскву за чудодейственным крестом, с частичкой “животворящего древа”. Через12 дней оно прибыло и войско поднялось духом. Исход осады решил немецкийинженер-подрывник. И так спустя 2 месяца осады русские ворвались в крепостьи взяли ее. Иван IV, не участвуя в сражении, торжественно въехал впокоренный город полный трупов. Пленный Едигер признал поражение и решилкрестится. В крепости было найдено несколько тысяч пленников христиан, неотданных по договору. Черемисы и Чуваши поклялись платить ясаки. Боярестарались удержать Ивана в Казани всю зиму, для присмирения разнородцев вобширных казанских владениях: мордву, чувашей, черемисов, вотяков ибашкирцев. Но Иван впервые не согласился, Анастасия была на последних дняхбеременности, и он сильно хотел домой. Шурья поддержали его в порыве итогда произошло первое столкновение их с боярами. Иван не только уехал, нораспорядился направить конницу, против мнения бояр, осенью по такой дорогена которой пропало большинство лошадей. Царица родила сына, царь Едигерпринял крещение, как и несколько казанских князей. В память завоеванияКазани был заложен храм Василия Блаженного. Покорение Казани подчинилорусским значительное пространство на востоке до Вятки и Перми, а на юге доКамы и открыло путь дальнейшему продвижению. Русь еще несколько разборолась с восстаниями татар и черемисов, но уже в 1553г была учрежденаКазанская епархия, послужившая залогом господства русских. Первымархиепископом стал игумен Гурий. Началось строительство церквей,монастырей, заселение русскими. Начало разногласий. Царь уже чувствовал недовольство своей зависимостью, и иногда он егопроявлял: сказал как то даже опекунам, после покорения казанского царства:”Бог меня избавил от вас”. В 1553г Иван заболел горячкой и написалзавещание, в котором объявлял младенца Дмитрия своим прямым наследником. Номногие бояре отказались присягать, т.к. не хотели попадать под властьЗахарьиных, которые управляли бы от имени младенца, а горький опыт ужеимелся. Спор между боярами шел горячо и среди отказавшихся был двоюродныйбрат царя Владимир Андреевич, и это дало право царю трактовать отказ отприсяги бояр, как тайное намерение после его смерти возвести на престолВладимира. На следующий день царь призвал бояр и обратился к присягнувшим:”Не дайте боярам извести моего сына, бегите с ним. А вы Захарьины чегоиспугались, думаете бояре и вас пощадят?” После таких слов все бояре одинза другим присягнули, как и Владимир Андреевич. Владимира обвинили, чтокогда царь лежал больной, тот раздавал жалование своим детям боярским.Бояре, не любившие его, стали подозревать, и решили не пускать к больномугосударю. За Владимира заступился Сильвестр и этим подготовил в дальнейшемвраждебное отношение к себе со стороны Ивана. Иван ,как ожидали, не умер,но выздоровел и сделал вид, что ничего не помнит, но затаил большую злобуна потенциальных “изменников”. Люди как Иван IV не уверенны в начале, нокогда уверены в удаче то идут нагло как танки. Чем дольше сдерживается ихстремление страхом, тем сильнее они будут, уверовши в себя. Иван ужененавидел Сильвестра как и Адашева и недоверял приближенным как раньше, нелюбил бояр, и тоже не доверял им. У него все еще были ясны воспоминания опожаре в Москве, когда рассвирепевший народ не церемонился с роднейгосударя и недалек был от посягательства на сохранность его велличества.Иван не был уверен, что с ним не сделают чего либо дурного, если он пойдетпротив опекунов. При этом Сильвестр умело внушал ему богобоязненность иоперировал волей царя, что позже подтверждал сам Иван. Бояре же непроявляли более непокорности и даже когда один из них резко высказалсяпротив присяги, его поймали, и бояре осудили его на смерть, правда Иванзаменил наказание ссылкой, не без участия Сильвестра. Он еще несколько лет повиновался Раде, хотя все более их ненавидел.По выздоровлении он с женой и ребенком отправился в круиз по монастырям и вконце хотел доехать до Кирило-Бело-озерского монастыря. У троицы жилзнаменитый тогда Максим Грек. Иван посетил его, и тот сказал царю, что неодобряет путешествия по монастырям, Максим подчеркнул, что бог везде, аугождать ему надо на престоле. Это было сказано в согласии с Радой, т.к.они боялись, что царь, скитаясь наткнется на Осифлян, умевших льститьцарственным особам и щекотать их дурные склонности. Максим предрек, чтоесли Иван продолжит паломничество, то потеряет сына. Продолжая странствие,в Песношском монастыре он встретил бывшего воломенского владыку Вассиана-осифлянина, бывшего некогда в почете при Василии III. Тот поговорил с ним иобъяснил, что быть настоящим царем значит быть полным самодержцем, адержать близ умнейших означает повиноваться их воле, и следовательно бытьна престоле не крепко. Ивану понравились такие мысли, тем более они вомногом совпадали с его собственными, и послужили ему оправданием дальнейшихдействий. Предсказание Максима сбылось и Иван теряет сына, что позволилоИзбранной Раде еще некоторое время править государством от имени царя,трактуя несчастье как кару за непослушание. Внешняя политика. Московское государство укрепляет международный авторитет, поддерживаяотношения со Швецией, Данией, итальянскими городами-государствами. В Росиипобывали послы Индии и Ирана. В 1547г саксонцу Шлитту поручили пригласитьиз Германии людей науки и искусства для перенятия их культуры иследовательно для обогащения своей. Выполнить поручение не удалось, т.к.Ганзейский союз и Ливонский Орден не пустили ученых (123 человека),задержав близ границы, а Шлитта посадили. В 1553 английский корабль “ЭдуардБонавентура” под командованием Ричарда Ченслера подошел к северным берегамРоссии (посад Неноксы в устье Двины), открывая путь в Китай и Индию черезсевер. Англичан приняли радушно, и позволили приезжать для торговли. ВАнглии образовалась “Русская компания” для торговли с нами, Персией идругими северными странами. Ее правление состояло из говенора Кабата и 28членов правительства, выбираемых ежегодно. Она получила право покупатьземли здесь, но не более чем на 60 фунтов в год, иметь самосуд, строитькорабли, нанимать матросов, противостоять иностранным конкурентам (своимнапример). В1555г Ченслер снова прибыл в Москву, но уже как посол, ивыпросил беспошлинную торговлю через Архангельск, право строить дворы вХолмлгоре и Вологде, а в Москве ему был подарен двор. Никакие чиновники немогли вмешиваться в их дела, кроме царского казначея, могущего судить спормежду нашими и англичанами. Вместе с Ченслером в Англию отправился нашпосол Непея. У берегов Шотландии корабль потонул, но Непея добрался доАнглии и был принят королевой Марией с особыми почестями. После с Англиейподдерживались только дружеские отношения, и каждый год приходилианглийские корабли с товарами. Пустынные берега Северного моря началиобживаться. Деятельность компании превратилась в монополию со всемипрелестями для русских. Такое общение можно назвать переломным в культуреРуси. Мы расширяли территории за счет татар. Покончили с Астраханью, раньшеоно было у ногайских князей. В Астрахани царем был Ямчурей, друживший сДевлет-Гиреем и оскорбивший русского посла. За это в 1554г было направленов Астраханское княжество войско, которое изгнало Ямчурея и, посадили тамдругого ногайского князя Дербыша, оставив войско при нем. Дербишь через годпри поддержке Девлет-Гирея начал войну, но в 1556г русские, находившиеся вАстрахани разбили и прогнали Дербиша, царство было присоединено к Москве, атуда назначены наместники. Это дало России степи Поволжья плюс всю Волгу. Оставался Крым. Иван понимал, что за спиной Крыма стоит Османскаяимперия и поэтому не спешил с военными действиями, ограничившисьстроительством засечной черты из лесных завалов. Удачи мероприятиязавоевания Крыма сильно мешали розни советников Ивана: Сильвестр, Адашев,Курбский и некоторые другие были мнения, обратить все внимание на Крым, ине разбрасывая силы уничтожить Крымское царство, как Казанское иАстраханское. Но представилась возможность расширения на запад: Ливонскийорден был в стадии разложения, немцы отвыкли от войны, порабощенные чухонцыи латыши непротив были Москвы как вообще, так и в частности. Иван колебалсямежду тем и другим и решился на оба сразу, хотя ближе был к западу.Обстоятельства в Крыму благоприятствовали завоеванию. В союзе с Москвойбыли днепровские казаки, с предводителем Дмитрием Вишневецким. Вишневецкийхотя и считался поданным Великого Литовского князя и польского короляСигизмунда-Августа, не придерживался такого мнения и действовал вопреки ихуказам. В Крыму же погодные условия не благоприятствовали нормальномусуществованию: свирепствовали холод, голод, засуха, падеж скота. В 1557казакам, из Москвы был прислан дьяк Ржевский с отрядом, которыйвоссоединился с 300 казаков, разорил Ислам-Кермень и Очаков, разбил татар итурок, помогавших им. После Ржевского Девлет-Гирей пошел с ордой наВишневецкого, который окопался на острове Хортице. Вишнецкий 24 дняотбивался от хана и отбился. В 1558г члены Избранной Рады во главе сСильвестром убеждали Ивана идти на Крым всей силой во главе войска,описывая ливонскую войну как варварскую, где не щадили ни старых ни малых,где татары, распущенные по ливонской земле под началом Шиг-Алея, издевалисьнад немцами, а Ливонию называли обижаемой вдовой. Царь как обычноколебался, но импонировал противникам Сильвестра, хотя и не хотел рватьотношений с кружком Сильвестра. Иван подарил Вишневецкому город Белев ипринял на службу, но отдал Черкассы и Канев, не желая принимать вподданство Украины и ссориться с польским королем. Он отправил братаАдашева Данилу с 5000 отрядом на Днепр против крымцев для содействияВишневецкому и войск более не посылал. Черкесские князья, доставшиесяМоскве после завоевания Астрахани, собрались громить владения Девлет-Гиреяс востока. В Крыму, к тому же, поднялась междоусобица: недовольные ГиреемМурзы хотели его свергнуть и возвести на престол Тохтамышь-Гирея. Тохтамышпосле не удавшегося покушения бежал в Москву. Данила Адашев спустился насудах по Пселу, по Днепру, вошел в море и разгромил западный берег Крыма,черкесские князья завоевали Таманский полуостров. Весь Крым был пораженнапором русских. Новых сил на него послано не было, и этим все иограничилось, хотя имелась реальная возможность догромить Девлет-Гирея, номомент был упущен. Тогда даже значительная часть населения в Крыму былахристианами, потомки которых приняли мусульманство, и лучше придуматьтрудно, но... Крымский вопрос еще более разделил Ивана и Сильвестровскийкружок, их влияние все упадало. Ливонская война(1558-1583) велась против желания многих, но многие изних исполняли долг с честью и проявляли героизм. Предлогом для нее служилинедопуск немецких специалистов и невыплата дани за Дерпт. Рыцари терпелипоражение за поражением, города сдавались один за другим (Нарва,Феллин, Мариенбург, Дерпт). В 1559г Ливонский орден, во главе с магистромКетлером, заключил союз с польским королем Сигизмундом-Августом(Сигизмундом II), по которому отдавал ему свои владения просил помощи ввойне. Это подготовило столкновение с Польшой. В 1560г Сигизмунд-Августписал Ивану, что должен будет защищать страну, отдавшуюся ему в подданство.Иван же ответил ему высокомерно, назвав ливонцев изменниками, и требовалчтобы Сигизмунд вывел армию из Ливонии. Русские тем временем успешно веливойну, в которой геройствовали Адашев и Курбский. Соединенные польско-литовские войска представляли большую силу и последней крупной победойрусских стало взятие в 1563г Полоцка. Если военные действия первой третиXVIв носили характер походов, а не войн, то тепеть русская армия воевалабеспрерывно с 1549г, что было очень обременительно для народа. Перелом в отношениях Рады и Ивана IV. В московском правительстве произошел перелом, в котором видную рольсыграли Захарьины, внушившие Анастасии вражду к Сильвестру, а Ивану мысли орабской зависимости от Рады. Кроме того, царя убедили, что Сильвестр черныймаг, и что он завладел его волей. Сторонники сознались, что Сильвестробманывал царя, представляясь богоугодником чудотворцем, но делал это лишьв государственных интересах. Царь же был доверчив врагам рады, т.к.суеверен был. Сильвестра не любили многие при царе за его проницательность,мешавшему им, брать безвозмездно посулы и богатеть. В 1559г зимой Иван сбольной женой совершает снова паломничество по монастырям и в это времяпроисходит какая-то крупная размолвка между ним и Сильвестром&Адашевымсвязанная опять таки с его путешествием и принесением там благочестивыхобетов. Сильвестр, овдовев, уезжает по собственной воле в далекиймонастырь, а Адашев возвращается на фронт. С уходом Сильвестра из политикивремя Рады было сочтено. Анастасия конечно оказала большое влияние на царяв их размолвке, ее даже сравнивали с Евдокией, а Сильвестра с Иоанномзлатоустом. Примирение осложнилось в 1560г смертью царицы, перепугавшейсяпожара и без того тяжело болевшей, а после пошедшей на ухудшение. Царь былв отчаянии, народ считал Анастасию святой, т.к. та занималасьблаготворительностью. Он не взлюбил Сильвестра еще больше, потому какотношения между ним и покойной царицей были напряженными. ПротивникиСильвестра, не приминули, упрекнуть его в порче на царицу. Он и Адашевпопросили у царя суда над собой по этому делу, но царь испугавшись то липравды, то ли колдовства, то ли просто желавший избавится от опекунов,ограничивавших его власть, и знавший о народной любви к ним, в Москву их непустил. Противники Рады видя колебание царя объяснили ему, что де чувствавнушенные ими, противниками, истинные, и что он только сейчас прозрел иобрел власть свою по закону. Противниками были не только бояре и шурья, нои священники думающие о личном достоянии, такими оказались Осифляне:Вассиан, уже знавший царя лично, архимандрит Левкий и Мисаил Сукин. Ивансозвал собор для осуждения Сильвестра. Епископы видели неприязнь царя кподсудимому и признали того виновным, лишь митрополит Макарий выступил взащиту, заявив что судить без слушания подсудимого неправильно. Сильвестрасослали на Соловки, Адашева на фронт. Рада, официально несуществовавшая,прекратила свое таки существование в 1560г, являясь почти 13 летправительством, правящим от имени царя. Ее преобразования совпадали стребованиями челобитных царю, составленных дворнянином Пересветовым, и былинаправлены в первую очередь на укрепление основ государственности, в лучшемсмысле этого слова. Заключение. О Сильвестре нет более упоминаний, но остался “Домострой” в которомговориться о любви к слугам своим как к близким, любви подкрепленнойдействиями. Он попрекает рабство и годы правления Ивана под его контролемотличает забота о народе и его благосостоянии. Учил его терпимости: ”Богвсе восполнит”. Такие учения были тягостны горячему и порывистому Ивану.Сильвестр видел идеал государя как человека трезвого, так как считал чтовсе зло от дурмана, строго нравственного, не прелюбодействующего за женой,деятельного и благодушного. Избавившись от священника государь проявил всебуйство плоти: пьянство, кровожадность, разврат, но при этом сочетал такоес не менее ревностным покаянием, когда он ночами отдавался богослужению,что дает большие подозрения на “помешательства” Ивана свойственные больнымшизофренией и синергетическим вампиризмом- болезни (наказании),малоизученной официальной медициной, но хорошо известной традиционной.Доказательством последнего можно считать улучшение его настроения приприсутствии на пытках, и тяга к самоистязанию. Адашеву было веленооставаться в завоеванном Феллине, но вскоре он был переведен в Дерпт ипосажен там под стражу. Спустя 2 месяца он заболевает горячкой и умирает,избежав дальнейших преследований, но некоторые поговаривают, что онотравился. Вообще- то симптомы похожи на смерть царицы Анастасии и возможноэто и была месть Ивана Грозного . Не смотря на свое высокое положение он нескопил большого состояния, делясь при жизни с нуждающимися. Возможно онзанимался благотворительностью, зная свой скорый конец. В 1564г Курбскийопасаясь за свою жизнь перешел к полякам, что сильно подорвало довериеИвана к людям вообще. Далее, царь в основном заботился лишь об укрепленииличной власти за счет войн и террора. Использованая литература:Н.И Костомаров “Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей”,Москва, изд. “Книга” 1990г. Переизданое.М.Н Зуев “История России с древности до наших дней”, Москва, изд. “Высшаяшкола” 1996г.В.В Никулин, А.А Слезин “История России: события и проблемы”, Тамбов, изд.ТГТУ, 1997г.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Избранная Рада и ее реформы iconИзбранная Рада и ее реформы
Являясь примером правительства с точки зрения честности и безкорыстия оно создало предпосылки к утверждению сильной государсвенной...
Избранная Рада и ее реформы iconПравление Ивана Грозного период расцвета Русского государства
Иван Грозный хорошо образованный религиозный царь мог мудро управлять страной, в начале правления он окружен хорошими советниками...
Избранная Рада и ее реформы icon1. Державний лад
Київська Русь склалася в формі ранньофеодальної мо­нархії. На вершині державної влади стояв Великий князь. До органів влади належали...
Избранная Рада и ее реформы iconРада Європейського Союзу основний закон
У євросоюзі існують три головні законотворчі інституції: Європейський Парламент, Рада Європейського Союзу та Європейська Комісія
Избранная Рада и ее реформы iconРеформы солона (638-559 до н. Э.)
Решающее значение для становления и развития Афинского государства имели реформы знаменитого политического деятеля той эпохи Солона....
Избранная Рада и ее реформы iconРеформы Солона (638-559 до н э.)
Решающее значение для становления и развития Афинского государства имели реформы знаменитого политического деятеля той эпохи Солона....
Избранная Рада и ее реформы iconВерховна рада україни
Стаття 75. Єдиним органом законодавчої влади в Україні є парламент Верховна Рада України
Избранная Рада и ее реформы iconКорректировка земской реформы 1890 г
Для того чтобы понять, что представляла собой корректировка земской реформы, кратко рассмотрим суть самой Земской реформы
Избранная Рада и ее реформы iconРеферат на тему: міжнародна рада комп’ютерної комунікації
Рада має право використовувати свої фонди та матеріальні ресурси виключно для благодійних, наукових, освітніх цілей, корисних для...
Избранная Рада и ее реформы iconМіжнародна рада компьютерної комунікації (international council for computer communication)
Рада має право використовувати свої фонди та матеріальні ресурси виключно для благодійних, наукових, освітніх цілей, корисних для...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы