Типология организованной преступности icon

Типология организованной преступности



НазваниеТипология организованной преступности
Дата конвертации24.07.2012
Размер219,32 Kb.
ТипРеферат
Типология организованной преступности


Министерство образования Российской Федерации Московский Педагогический Государственный Университет Контрольная работа по спецкурсу «Криминальные группы давления в Росси» На тему: «Типология организованной преступности» Студента 4 курса Факультета: «Социологии, экономики и права Специальность «Юриспруденция» Гнедыша Александра Владимировича Краснодар 2002 ПЛАН 1. Понятие организованной преступности: . признаки организованной преступности………………………………2 . организованная преступная группировка……………………………...2 . субъекты организованной преступности………………………………2 . объекты организованной преступности…………………………….….3 . средства организованной преступности……………………………..…4 . цели организованной преступной группировки…………………….…4 . результаты организованной преступной деятельности……………….4 2. Бизнес организованной преступности……………………………………..5 3. Роль коррупции в организованной преступности…………………………6 4. Методы борьбы с организованной преступностью……………………….9 5. Социально-правовой контроль – направление борьбы с коррупцией…...9 6. Трансформация коррупции в условиях перехода к рынку………………10 7. Список использованной литературы……………………………………….11 «Под организованной преступностью…понимается совокупность преступлений, совершаемых в связи с созданием и деятельностью преступных группировок. Виды и признаки этих преступлений, а также уголовно-правовые меры в отношении лиц, совершивших такие преступления, устанавливаются Уголовным кодексом Украины…» (Закон Украины «Об организационно-правовых основах борьбы с организованной преступностью» от 30.06.93 г.) Понятие организованной преступности Наиболее опасным видом профессиональной преступности являетсяорганизованная преступность (ОП). Она стимулирует уголовные элементы,объединяя и контролируя их, заставляя с большей энергией вести преступнуюдеятельность. В криминологии выделяют три основных признака ОП. Первый признак ОП - наличие объединения лиц для систематическогозанятия преступлениями с выраженной иерархией, строгой дисциплиной иустойчивой системой уголовных традиций. Уровень ОП условно делится на примитивный, средний и высокий.Примитивный менее опасен, т.к. носит локальный характер и не имеет связи счиновниками органов власти и управления. Средний и высокий уровни схожи. Для них характерны:V Между главарём и исполнителем существуют промежуточные звенья.V Наличие подразделений специализирующихся на разных видах деятельности.V Связи с чиновниками органов власти и управления.V Для высокого уровня - организация отношений между разными группами и координация действий. Второй признак ОП - экономический. Главная цель систематическогонарушения закона - обогащение, накопление капитала, с чем неразрывносвязана деятельность по легализации капиталов полученных преступным путём(отмывание денег). Третий признак ОП - коррупция. ОП - это сознательная, систематическая, повторяющаяся деятельностьустойчивой группы лиц. Хотя бы один или несколько элементов деятельности(цель, средства, процесс ее достижения, результат) должны бытькриминальными ОПГ - организованная преступная группа К обязательным признакам организованных преступных групп относятследующие: o устойчивость и долговременность существования, o разграничение функций между участниками, o иерархичность, o специализация деятельности, o цель - максимальная прибыль в минимальный срок, o специфическое социальное "страхование" членов группы, o меры безопасности, o жесткая дисциплина (вплоть до убийства ослушников). Ведущую роль в ОП как деятельности играет субъект ОПГ. К правовымхарактеристикам его можно добавить социально-философские: o ориентация на ценности, противоположные нормальному обществу и культуре, т.е. не на истину, добро, красоту, любовь, а на их противоположности - ложь, зло, ненависть, соответственно и творчество в ОПГ не положительное, а отрицательное, ведущее к разрушению нормального общества: o соответствующие деградационные нормы поведения, аморальная система поощрений и наказания; o использование недостатков, пробелов, противоречий в экономике, социальной структуре, в законодательстве, в психике людей, т.е. ориентация не на светлые, а на темные стороны бытия, в чем проявляется бездуховная, агрессивная и одновременно паразитическая природа преступности вообще, o создание собственной, криминальной бюрократии, политической и экономической элиты, средств массовой информации, т.е. собственного преступного государства (со всеми его атрибутами). Вначале элементы мафиозного государства скрыты, смешаны с нормальным государством (за счет коррупции чиновников и обычных служащих), а затем стремятся вытеснить последнее, захватить власть в стране в целом. Сегодня этот процесс идет в Украине, еще раньше он начался в Латинской Америке, Африке. Войдя в период перестройки, политических и экономических реформ,Украина попала в область хаоса, разделяющую старый социально-экономическийпорядок и новый, будущий порядок. В области хаоса перед страной время отвремени встает проблема выбора между различными вариантами дальнейшегодвижения (точка ветвления). В настоящий момент перед страной стоит проблемавыбора между двумя областями устойчивости: тот или иной вариант рыночнойэкономики и правового государства либо вариант экономики, базирующейся наОП, и криминальное государство (возврат к жестко планируемой экономике уженевозможен). Несмотря на драматичность сегодняшней ситуации побеждает (нанаш взгляд) первый вариант, т.к. большинство влиятельных партий осозналиопасность второго варианта и не дадут ему развиться. Таким образом, категория ОП имеет не только правовое, но и этическое,религиозное, культурологическое, антропологическое, социально-философское(наиболее общее) и даже синергетическое понимание. Субъекты ОП. Обычно в практике УОП-ов, РУОП-ов их разделяют:V по величине (группа, формирование, организация, сообщество), а средства массовой информации добавляют мафия (организация общенационального масштаба) и "сверхмафия" (международные организации, уже напоминающие транснациональные корпорации, где граница между легальным и криминальным бизнесом нередко размыта).V по месту базирования (например, в Киеве - троещинская, борщаговская; в Москве - солнцевская, долгопрудненская),V по этническому признаку (преимущественному национальному составу): славянские, грузинские, чеченские, дагестанские, ингушские, армянские, азербайджанские, вьетнамские, китайские...). К принятым в практике можно добавить и другие критерии - по внутреннейструктуре (ее развитости), по внешним связям (с коррумпированнымичиновниками, с легальным бизнесом...) и другие. Объекты ОП. Их тысячи: стратегические ресурсы (нефть, металл),наркотики, оружие, но главный объект - люди, собственники, из которых можно"качать" деньги. Их бизнес, собственность столь же многообразны, как и всяэкономика (промышленность, сельское хозяйство, сфера услуг и т.п.).Существенную роль играет форма собственности государственная, частная,акционерная, иностранная, совместное владение, т.к. при господствующемменталитете легче грабить негосударственные средние и мелкие фирмы. Ведущаядля ОПГ характеристика объекта прибыльность. Последняя связана спротиворечивостью экономических отношений (сильные перепады цен, инфляция,курс доллара), несовершенством законодательства, высоким спросом назапретные услуги и т.п. Средства ОП. Естественно деление на материальные и идеальные(психические) средства воздействия на объект. Материальные средствасверхобогащения сводятся к кражам, ограблениям, разбою, бандитизму, т.е.присвоению товаров, денег, информации. Психические средства сводятся квоздействию не на вещи, а на собственника, на лицо, наделенное властнымифункциями, на душевные слабости. Это эксплуатация низших человеческихчувств страха, жадности, зависти, гордыни, чувства мести, сексуальногочувства. Они вызываются через шантаж, насилие, пытки, убийства,распространение лживых слухов, запугивание, соблазнение... Цели ОПг. Подобно средствам они делятся на материальные и духовные.Девяносто девять процентов целей сводятся к получению сверхприбыли. ДеньгиОПГ тратят на дальнейшее "делание денег" и чувственные удовольствия.Незначительная часть служат сатане, а ложь, насилие, убийство, дажеворовство и материальное богатство - лишь средства утверждения властидьявола на Земле. Это "Аум Синрике", "Свидетели Иеговы", поклонники Муна...К сожалению, в условиях духовного хаоса в современной Украине получилиширокое распространение преступные религиозные организации, многие изкоторых пришли с Запада и являются в сущности ОПГ. Клубы черных маговизвестны в Киеве, других крупных городах и рекламируются СМИ. Какматериально, так и духовно ориентированные ОПГ в идеологическом, культурномплане едины. Различие в том, что вторые дальше проэволюционировали - туда,куда приходят наиболее последовательные воры в законе - к поклонению силамТьмы и Зла. Внешнее соблюдение обрядов мировых религий (христианства,ислама...) лишь маскирует сатанинскую направленность деятельностиворовского мира (паразитирование на нормальном обществе и разрушение его). Результаты ОПД. Делятся на локальные и глобальные. О локальныхрезультатах беспокоятся сами ОПГ, т.е. насколько результат деятельности ОПГблизок к цели (достижение сверхприбыли, уничтожение конкурента). Глобальныерезультаты от ОП имеют значение для общества в целом. Они в свою очередьделятся на отрицательные и положительные. Отрицательные последствия оторганизованной преступной деятельности - это подрыв жизнеспособностиобщества (высокая смертность населения, атмосфера страха, криминальныйтупик экономических реформ, в конечном счете - опасность распадагосударства). Незначительные положительные последствия - осознаниеобществом (массами, в меньшей степени элитой) необходимости глубокогопереустройства страны, т.е.: o духовного обновления, покаяния, гуманизации воспитания, образования, политических и социальных отношений в целом, приближения к правовому государству (в частности, очеловечивания пенитенциарной системы), o создание конкурентоспособной экономики, в которой ресурсы (материальные и духовные) будут эффективно использоваться. Наконец, о корнях и возможностях существенного ограничения ОП.Общеизвестны корни - экономические, несовершенство законодательства,регионализация, этнические противоречия, слабость правоохранительныхорганов. Это правильно, но неточно и неглубоко. Представим, что в течениенескольких лет эти причины будут устранены. Но инерция организованнойпреступной деятельности может быть преодолена только за десятки лет. Особая опасность заключается в том, что часто человеку вступающему вряды ОП не приходится преодолевать психологический барьер, т.к.непосредственно насилием, вымогательством, кражами (в бытовом понимании)занимаются только определённые подразделения организованной преступнойгруппы. Большинство заняты обеспечением деятельности этих подразделений,что внешне не выглядит криминалом. Это определяется принципами построенияОП схожими с принципами построения бизнеса, что позволяет применять методыведения бизнеса в криминальной деятельности. Так же, как в правильно организованной фирме в ОП падает роль личныхкачеств отдельных лиц. Преступная деятельность систематизирована.Существует разделение «труда», и чёткая система управления. Отработанатехнология преступной деятельности, следовательно, к кандидатам в членыпреступной группы не предъявляется высоких требований. Достаточно заставитьих соблюдать выработанные правила. Здесь приемлемо такое выражение:«незаменимых людей нет».БИЗНЕС ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ Профессиональная преступность столь же стара, как и цивилизация.Однако организованная преступность (в современном смысле слова) родиласьгораздо позже, примерно век тому назад. Дело в том, что возникновениеорганизованной преступности - это качественно новый этап развитияпреступного мира. Если "неорганизованные" преступники являются аутсайдерамиобщества, то деятельность современных мафиози строится в основном позаконам бизнеса, и поэтому они стали составным элементом общественнойжизнедеятельности. Общеизвестно, что главная цель преступных организаций извлечениемаксимальной материальной выгоды. В связи с этим целесообразно вспомнитьконцепцию М. Вебера о двух принципиально различных типах "жажды наживы".Авантюристическая жажда обогащения (в т.ч. путем грабежа и воровства)наблюдается с древнейших времен. Но только в условиях капиталистическогостроя складывается отношение к богатству как к закономерному результатурациональной деятельности по производству потребительских благ.Организованная преступность функционирует по законам именно рациональногокапиталистического предпринимательства, и поэтому ее экономическая историянеотрывно связана с историей рыночного хозяйства. Формулируя определение организованной преступности, отечественные изарубежные криминологии единодушно подчеркивают такие ее характеристики,как: . устойчивость, систематичность и долговременность; . тщательное планирование преступной деятельности; . разделение труда, дифференциация на руководителей и исполнителей - специалистов разного профиля; . создание денежных страховых запасов ("общаков"), которые используются для нужд преступной организации. Нетрудно увидеть, что все эти признаки полностью копируют характерныеособенности легального капиталистического предпринимательства. Поэтомуорганизованную преступность следует рассматривать в первую очередь какособую отрасль бизнеса, специфическую сферу экономической деятельности. Этот подход уже нашел отражение в официальных определенияхорганизованной преступности. Например, в США закон 1968 года о контроле надпреступностью характеризует организованную преступность как"противозаконную деятельность членов высокоорганизованной идисциплинированной ассоциации, занимающейся поставкой запрещенных закономтоваров или предоставлением запрещенных законом услуг". Рассмотрим ряд особенностей экономики организованной преступности,которым в отечественной научной литературе уделено пока недостаточновнимания. 1. Спрос на мафиозном рынке. "В основе деятельности организованной преступности лежит социальный заказ", пишет американский криминолог Р. Кларк. Мафиозная преступная деятельность это преступления особого рода, "преступления, совершаемые по взаимному согласию, преступления, совершения которых желает потребляющая публика". Это относится не только, например, к наркобизнесу, когда мафиози "всего лишь" продают товар, добровольно делающим выбор клиентам, но и рэкету, когда организованная преступность берет на себя охрану предпринимателей от преступности неорганизованной. Вообще можно сделать вывод, что ОП складывается только там и тогда,где и когда возникает устойчивый и высокий спрос на запрещенные товары иуслуги. Поэтому экономическая история ОП это поиск руководителями мафийсвободных рыночных ниш, закрепление и расширение своих позиций вконкурентной борьбе с другими преступными организациями, а такжепериодическое "перепрофилирование", вызванное изменениями рыночнойконъюнктуры. Мафия может отчасти "заказывать" спрос на свою продукцию(часто рэкетиры "защищают" бизнесменов от самих себя), но в целом она лишьудовлетворяет объективно сформировавшиеся общественные потребности.Например, широки размах рэкета в России и Украине - порождение высокогоспроса бизнесменов на правоохранительные услуги в атмосфере слабойспецификации прав собственности, разгула "обычной" преступности, низкойэффективности деятельности органов внутренних дел. 2. Профиль преступного производства. Экономика ОП - диверсифицированная экономика, основанная на сочетании разных видов бизнеса, преступного и легального. Мафия (как и легальные фирмы) старается "не класть все яйца в одну корзину": хотя есть преобладающее производство, дающее основную массу прибыли, мафиози не забрасывают окончательно старых промыслов и одновременно осваивают "плацдармы" для новых. Например, в эпоху "сухого закона" американские гангстеры получали основные доходы от подпольной торговли спиртным, но одновременно продолжали контролировать проституцию и начинали осваивать наркобизнес (основным преступным промыслом наркобизнес стал только в 60-70-е годы). Изменение ведущей специализации объясняется при этом не столько противодействием органов правопорядка, сколько изменениями спроса, деятельностью легального "большого бизнеса" и вытеснением старого малоприбыльного бизнеса новым высокоприбыльным. Кроме того, мафия обычно сочетает два направления экономической деятельности: нелегальное производство, где "зарабатываются" большие деньги, и легальное производство, где эти деньги "отмываются". В результате экономика организованной преступности выглядит как айсберг: на виду - легальный, относительно малодоходный сам по себе бизнес (например, переработка вторсырья), "под водой" - высокодоходный нелегальный бизнес (например, наркобизнес). Такую форму мафиозная экономика приобретает на той стадии своего развития, когда мафия институционализируется, стремиться прочно "врасти" в официальную систему, не порывая при этом с преступными промыслами. 3. Издержки производства и прибыль преступного бизнеса. Нелегальный мафиозный бизнес обязательно высокоприбылен, причем средняя норма гангстерской прибыли отличается от нормальной средней нормы на несколько порядков. В легальном бизнесе 10% годовых считаются очень высоким показателем, в то время как в наркобизнесе норма валовой прибыли в одной торговой сделке превышает 1000%. Справедливо замечают, что "Коза Ностра" может считаться самойвысокоприбыльной корпорацией США. То же самое можно сказать о Якудзе вЯпонии, о мафии в Италии и т.д. Однако часто забывают, что оборотнойстороной высокой валовой прибыли являются не менее высокие издержки. Чистопроизводственные издержки мафиозного бизнеса достаточно малы (например, внаркобизнесе производители первичного сырья получают менее тысячной доли отконечных розничных цен). Зато трансакционные издержки очень велики идостаточно специфичны. В этом бизнесе невозможна обычная страховка предпринимательскихрисков, которые достаточно высоки (при транспортировке наркотиковправоохранительные органы перехватывают примерно 10% всех грузов). Своеобразной страховкой можно считать систематический подкуп полициии политиков. Однако эти "страховые взносы" огромны и доходят едва ли не до2/3 валовой прибыли. Высоки также издержки "отмывания" преступных доходов.Очень своеобразны в мафиозном бизнесе издержки конкурентной борьбы: обычныйбизнесмен рискует потерять свой капитал, мафиозный - и свою жизнь. В силувсех этих причин чистая прибыль преступных организаций не так уж велика, аее легальное использование сильно затруднено. 4. Конкуренция на мафиозном рынке. Экономика ОП олигополистична по форме и монополистична по существу. В стране, как правило, действуют несколько мафиозных организаций (кланов), занимающихся схожими промыслами. Во избежание потерь от самоубийственной междоусобной борьбы территория делится на районы, закрепленные за отдельны ми мафиозными группами. Центральное руководство гангстерского сообщества (типа "купола" у сицилийской мафии), если оно есть, выполняет координирующие функции .аналогично национальным союзам предпринимателей в легальных отраслях. Мафиозное сообщество в результате представляет собой федерацию относительно самостоятельных, часто враждующих организаций. На своем "участке" каждая мафиозная группа действует монопольно, однако время от времени происходит передел территорий "по силе" (как правило, в ходе мафиозных "разборок"). Изучение закономерностей экономики ОП позволяет правильно выбиратьстратегию сдерживания мафиозной деятельности, минимизации ее негативныхпоследствий.Роль коррупции в организованной преступности Как отмечалось выше, неотъемлемой частью организованной преступности(ОП) является коррупция. Организованной группе сложнее скрыть своюдеятельность, чем отдельному преступнику. Можно сказать, что ОП не скрываетсвою деятельность, а блокирует реакцию государства с помощью коррупции.К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ КОРРУПЦИИ До сих пор не выработано само понятие коррупции. Это объясняетсятрудностью его определения. Даже рекомендации международных организаций поэтому вопросу вряд ли могут быть однозначно приняты в нашей стране. Так, врезультате проведения Генеральной Ассамблеи ООН 1979 года, межрегиональногосеминара по проблемам коррупции (Гавана, 1990 год) в кодексе поведениядолжностных лиц по поддержанию правопорядка коррупция была определена какзлоупотребление служебным положением для достижения личной или групповойвыгоды, а также незаконное получение государственными служащими выгоды всвязи с занимаемым служебным положением. Злоупотребление служебнымположением и получение выгоды, а точнее взяточничество, предусмотрены вныне действующем Уголовном кодексе Украины (ст. 164-172), но явнонедостаточно полно отражают признаки коррупции. На первой сессии Многодисциплинарной Группы Совета Европы по проблемамкоррупции (Страсбург, 22-24 февраля 1995 года) коррупция была определенакак «подкуп (взятка), а равно любое иное поведение в отношении лиц,наделённых полномочиями в государственном или частном секторе, котороенарушает обязанности, вытекающие из этого статуса должностного лица, лица,работающего в частном секторе, независимого агента, либо других отношенийтакого рода, и имеющего целью получение каких бы то ни было ненадлежащихпреимуществ для себя или иных лиц». Положительным здесь является то, что всферу коррупции попадает и лицо, склоняющее к совершению таких действий.Однако неоправданное расширение круга субъектов коррупции, ограничение ихпротивоправного поведения одним лишь взяточничеством, а также аморфностьформулировки вряд ли могут позволить опираться на это определение привыработке понятия коррупции. Анализ международного и отечественного опыта, а также действующегозаконодательства позволяет сделать вывод о том, что определение понятия"коррупция" осуществляется по двум основным направлениям: . установление круга субъектов коррупции: . понятие личной заинтересованности. Сложнее обстоит дело с корыстной заинтересованностью. С одной стороны,она может быть корыстной, а, с другой стороны, отступление от правильноговыполнения функциональных обязанностей должностного лица иногда вызваноличной заинтересованностью (выручить родственника, просьба другогоруководителя или авторитетного человека). То есть главное заключается втом, что совершается нарушение служебного долга. Мы считаем, что подобногорода нарушения существуют в следующих формах:1) должностное лицо незначительно отклоняется от существующих правил, действуя в интересах своей группы (семьи, друзей) и не получая за это вознаграждения;2) должностное лицо отдает предпочтение членам своей группы (семьи, друзей, клана) при принятии решений, связанных с назначением на должность, заключением контрактов и т.д., при этом не получая материального вознаграждения;3) должностное лицо получает подношения (деньги, подарки) в качестве условия надлежащего исполнения своих обязанностей (например, оформления документов в установленные сроки, без излишней волокиты и мелочных придирок);4) должностное лицо получает вознаграждение в обмен на нарушение действующей процедуры рассмотрения вопроса или принятия решения, на базе нарушения законных оснований принятия самого решения. В этом случае при помощи взятки "покупается" ускоренная или облегчённая процедура при наличии законных оснований для того решения, которое нужно взяткодателю (например, принятие единоличного решения там, где требуется комиссионное рассмотрение);5) должностное лицо получает вознаграждение в качестве условия надлежащего рассмотрения дела. Такая ситуация может сложился, если оно наделено широкими властными полномочиями и не обязано отчитываться в их использовании. Например, судья оценивает факты, характеризующие личность подсудимого на основании внутреннею убеждения и в соответствии с этой оценкой делает вывод об общественной опасности лица и индивидуализирует меру наказания. Но подобное рассмотрение вопроса может быть поставлено недобросовестным судьёй в прямую зависимость от получения взяток, в противном случае смягчающие обстоятельства, перечень которых в законе не является исчерпывающим и зависит от усмотрения суда, не будут должным образом учтены и будет назначено более суровое наказание;6) должностное лицо получает вознаграждение за принятие незаконного решения в интересах взяткодателя;7) должностное лицо получает вознаграждение за ненадлежащее выполнение своих прямых обязанностей (например, за попустительство, за терпимое отношение к каким-либо нарушениям);8) должностное лицо создаёт такие условия обеспечивающие результаты голосования благоприятные для проведения выгодного для себя решения;9) должностное лицо умышленно использует своё служебное положение вопреки интересам государственной службы в целях получения личной выгоды. Таким образом, в определении коррупции необходимо учесть дваосновополагающих момента: лицо должно быть должностным и использовать либосвой статус должностного лица, либо вытекающие из него возможности дляпридания приоритетного характера отношениям с отдельным лицом или лицами впротивовес другим лицам. В связи с этим я считаю, что под коррупциейследует понимать незаконное использование должностным лицом своего статусаили вытекающих из него возможностей влиять на других лиц с целью полученияличной выгоды. В этом определении фиксируется приоритет интересов одних лицперед другими. Появление такого ничем не обоснованного преимущества и естьизначальный показатель коррупционного поведения должностного лица, котороеэто допустило. Такое понимание коррупции позволит точнее определить границыправового регулирования этого опасного явления. Особенно интересна способность коррупции к самовоспроизводству.Подрывая авторитет государства коррупция избавляет людей вступающих в еёряды от мук совести - человек столкнувшийся с несправедливостью со стороныгосударства в свою очередь считает себя вправе обмануть государство.Образуется замкнутый круг.Методы борьбы с организованной преступностью Организованную преступность делает такой прибыльной и безнаказаннойкоррупция. Следовательно основным методом борьбы с ОП является борьба скоррупцией. Широко распространено мнение, что виной всему экономические трудности- достаточно поднять зарплаты государственным служащим и проблема будетрешена. Мне думается, это не так. Важно чтобы зарплата не опускалась нижеуровня, обеспечивающего достойное существование. Далее эффект от повышениязарплаты падает. Государство никогда не сможет дать своим служащим денегбольше, чем организованная преступность. Деятельность правоохранительных органов в этой области затруднена,т.к. они подвергаются сильному воздействию со стороны ОП и сами тожеподвержены коррупции. Самый эффективный способ борьбы с коррупцией - это создание условийпрепятствующих её появлению и развитию. ОП может воздействовать наотдельное лицо или правоохранительный орган, препятствующий еёдеятельности, но повлиять на парламент, принимающий закон в областигосударственного управления, очень сложно. Эффективным методом борьбы с коррупцией является проверкаприобретения собственности чиновниками.СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ КОНТРОЛЬ - НАПРАВЛЕНИЕ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ Изучение международного опыта показывает, что борьбе с коррупцией чащевсего препятствуют:1) значительная распространенность коррупционных правонарушений в условиях известной ограниченности ресурсов, выделяемых на нужды юстиции;2) определенная ограниченность возможностей уголовного законодательства в части формулирования признаков коррупционных преступлений и конкретных форм их совершения;3) трудности в оперативном выявлении и уголовно-процессуальном доказывании фактов коррупции:4) недостаточное предупредительное воздействие традиционных мер уголовной ответственности и наказания. По мнению юристов многих стран, решению этих проблем может в той илииной мере способствовать использование криминологических форм и методовборьбы с преступностью, в том числе установление особого социально-правового контроля за источниками доходов, финансово-экономической и инойдеятельностью) лиц, подозреваемых в коррупции. По сути, такой контрольвыражается в том, что определенные государственные органы, общественныеорганизации, должностные лица законодательно наделяются властнымиполномочиями по наблюдению и проверке соответствия деятельности конкретныхграждан и юридических лиц предъявляемым требованиям с правом информироватьоб обнаруженных отклонениях компетентные органы и (или) общественность,продлять ходатайства либо рекомендации о привлечении виновных кответственности. Кроме того, контролирующие субъекты наделяются правом впериод до принятия окончательного решения судом или иным компетентныморганом самостоятельно применять к подконтрольному лицу меры, направленныена предупреждение и пресечение правонарушений, например, временноотстранять от работы лиц, подозреваемых в коррупции, вводить ограничения изапреты на их деятельность для воспрепятствования пользованию или сокрытиюсредств, добытых преступным путем и т.п. Так, в зависимости от правовой природы и характера существующие мерыконтроля можно разделить на две основные группы. o Меры финансового контроля. В наибольшей степени они используются государственными органами, специально уполномоченными на осуществление такого контроля: органами Министерства финансов, Государственной налоговой службы, Национального Банка Украины, ревизионными, бухгалтерскими подразделениями министерств и ведомств и др. Например, налоговые инспекции имеют право: получать от юридических лиц и граждан необходимые справки и объяснения, обследовать помещения юридических лиц с целью определения налогооблагаемого дохода, приостанавливать операции проверяемых лиц по расчетам. o Меры оперативно-розыскного, уголовно-процессуального, административно- правового характера, применяемые правоохранительными органами. В зависимости от механизма действия меры социально-правового контроля,используемые в борьбе с коррупцией, можно также разделить на две группы. 1. Властные полномочия контролирующих субъектов и корреспондирующие им обязанности контролируемых физических и юридических лиц, объективно не ущемляющие конституционные права и свободы граждан. 2. Специально-предупредительные ограничения н запреты, налагаемые на лиц, выступающих объектом контроля, объективно ущемляющие конституционные права и свободы граждан. Например, ограничения на пребывание в определенных местах, запрет выезжать за пределы населённого пункта для лиц, осужденных с отсрочкой исполнения приговора и состоящих под административным надзором, ранее упомянутые ограничения на финансовую деятельность. Общим недостатком вышеназванных мер является их бессистемность,рассредоточенность по отдельным нормативным актам, отсутствие специальнойнацеленности на борьбу с коррупцией. Понизить уровень коррупции в стране может упорядочивание деятельностиорганов государственного управления. Нужно упрощать правовые нормы, делатьих понятными и общедоступными. Санкция в отдельной норме права должна иметькак можно меньший диапазон. Чиновник должен обеспечивать выполнение закона,у него должно быть минимум возможностей для проявления своей личной воли. ТРАНСФОРМАЦИЯ КОРРУПЦИИ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К РЫНКУ Решение проблемы видится в создании системы надежного и действенногообщественного контроля за чиновничьим произволом. В этом смысле можноопределить следующие направления.1. Перестройка системы налогообложения от контроля за доходами к параллельному контролю за доходами и расходами. Пока не удается внедрить надежную систему даже декларирования доходов, но в будущем, если мы действительно хотим побороть коррупцию, речь должна идти о декларировании каждым гражданином доходов и расходов.2. Изменение системы налогообложения в сторону снижения доли в бюджетах разного уровня косвенных налогов (акцизы, НДС), от которых страдает большая часть граждан, коррупции не подверженных, и увеличение доли прямых налогов. При этом необходимо полностью ликвидировать систему льгот по налогу на прибыль корпораций (монополий). Акценты, видимо, должны быть смещены к увеличению доли средств, поступающих от налогообложения, которые оставались бы в распоряжении субъектов государства.3. Создание широкой сети информационно-аналитических центров как это делается, например, в США. которые выполняли бы три основные функции: . сбор и обобщение материалов о финансово-экономической деятельности фирм, организаций и отдельных граждан; . предоставление аналитических справок по заявками общественных организаций и частных предприятий на коммерческой основе; . информирование по запросам (Минфин и законодательные органы).4. Создание системы агробанков, с помощью и при посредничестве которых возможно было бы осуществление операций по купли-продаже земельных участков.5. Проблема коррупции в профсоюзном движении для Украины пока еще не актуализировалась, но опыт стран с развитым рынком труда свидетельствует о широчайших в этом смысле возможностях. Поэтому необходимо уже сейчас принимать предупредительные меры: противодействовать излишней централизации, разрастанию управленческого персонала, налаживать особый контроль за доходами профбоссов.6. Скорейшего решения требует проблема внедрения общего государственной системы безналичных расчетов на основе магнитных носителей под контролем НБУ. Контроль за распределением кредитных ресурсов, кроме Минфина и парламента, должен осуществлять специальный Наблюдательный совет, формируемый на основе выборности из числа широких слоев общественности.7. Обвальное увеличение заказных материалов следует остановить путем проведения специальных парламентских расследований . Отдельные мероприятия, проводимые с целью уменьшения коррупции(повышение зарплаты государственным служащим и парламентариям,законодательное закрепление взяточничества под страхом наказания), не даютэффекта... Ещё одним методом борьбы с коррупцией, оправдавшим себя на практике,является частая смена лиц, занимающих конкретные должности, что нарушаетсложившиеся коррумпированные связи. Осталось отметить, что уровень коррупции зависит от культурногоразвития общества, который связан с экономическим положением. Аорганизованная преступность ещё имеет причины общие с неорганизованнойпреступностью. Напрашивается общеизвестный вывод - решить сложную проблему можнотолько используя комплексный подход. Список использованной литературы 1. Закон Украины «Об организационно-правовых основах борьбы с организованной преступностью», принятый Верховной Радой Украины 30.06.93 г. 2. Закон Украины «О борьбе с коррупцией», принятый Верховной Радой Украины 05.10.95 г. № 356/95-ВР 3. Шамхалов Ф.И. Государство и экономика. Москва, 2000. 4. Лысенко В. В. Расследование вымогательств. Харьков, 1996 г. 5. Камлык М. И. Корупція в Україні. Киев, 1998 г. 6. Зелинский А. Ф. Криминальная психология. Киев, 1999 г. 7. К. Уилсон. Мир преступлений, тт.1,2. Смоленск, 1997 г. 8. А. Барбакару. Закон «Джунглей».Способы выживания. Москва, 2000 г.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Типология организованной преступности iconI. Понятие организованной преступности
До недавнего времени исследованию организованной преступности в криминологии и уголовном праве уделялось недостаточного внимания....
Типология организованной преступности iconЧерисов Станислав Юрьевич Уголовно-правовая борьба с организованной преступностью в Российской Федерации дипломное сочинение
Общеуголовные и экономические предпосылки возникновения организованной преступности 12
Типология организованной преступности iconПонятие организованной преступности и коррупции

Типология организованной преступности iconПонятие и основные признаки организованной преступности

Типология организованной преступности iconОпределение наиболее эффективных форм и методов организованной преступности

Типология организованной преступности iconПлан Введение Понятие, значение, цели, принципы предупреждения преступности Классификация мер и субъектов предупреждения преступности Концепция борьбы с преступностью Заключение Список использованной литературы и нормативных документов Введение
Эта деятельность относится к общей категории «предупреждения преступности». Такое понимание пришло в связи с ограниченностью возможностей...
Типология организованной преступности iconНаука криминология
В предмет криминологии входит предупреждение преступности. Проблема предупреждения преступности неотрывна от других составных предмета...
Типология организованной преступности iconКурсовая работа вариант №6 : «Криминологическая характеристика и предупреждение организованной преступности» группа : 9707 зачетка : №156
Многие десятилетия она «сопровождает» экономическое и куль­турное развитие большинства стран мира, стимулируя такие пороки человеческого...
Типология организованной преступности iconКонтрольная работа по криминологии вариант 3 студент 5 го курса заочного отделения
В предмет к криминологи входит предупреждение преступности. Проблема предупреждения преступности неотрывна от других составных предмета...
Типология организованной преступности iconВыписка из классного часа – беседа с учащимися 10 класса о коррупции
Оон считает, что она подрывает экономическое развитие, ослабляет демократические институты и принцип верховенства закона, нарушает...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы