|
СОДЕРЖАНИЕВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….4 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ……………………………………………..........5 2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ………………………………………………………………..9 3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ…………………………………....10 4. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ И ОФОРМЛЕНИЮ ОТЧЕТА…………………………………………………….12 ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………...15 ВВЕДЕНИЕВ ряду основных требований, предъявляемых к специалистам-экономистам, являются хорошие практические навыки работы с информацией и персоналом организации, а также умение систематизировать информацию, полученную о среде, состоянии и проблемах организации. Наличие методических рекомендаций по учебной практике позволит студентам определиться с выбором базы практики, подготовиться к написанию курсовых работ, а также собрать всю необходимую информацию о предприятии как объекте исследования. Методические рекомендации включают основные положения, цели и задачи, содержание учебной практики, ее связь с изучаемыми дисциплинами, рекомендации по последовательности прохождения, требования к структуре и оформлению отчета, а также необходимые приложения. 1. Основные положенияУчебная практика проводится после окончания четвертого семестра (второго курса) в сроки, предусмотренные учебным планом и графиком учебного процесса. Практика проводится на предприятиях, в учреждениях и организациях любых организационно-правовых форм. Рекомендуется проходить практику для студентов специальности: «Финансы и кредит» – в финансово-кредитных учреждениях (банки, страховые компании, депозитарии, биржи); «Бухгалтерский учет и аудит» – в любых коммерческих и некоммерческих предприятиях и организациях с хорошо развитой бухгалтерией, в аудиторских фирмах; «Экономика и управление на предприятии» – в агентствах недвижимости, строительных организациях, где проводят оценку объектов недвижимости; «Национальная экономика» – на предприятиях и организациях, работающих на региональном или национальном уровне, в государственных и муниципальных организациях; Направление «Экономика» (бакалавр) – в учреждениях и организациях любых организационно-правовых форм. Сроки и место практики, назначение руководителей оформляются приказами по университету в установленном порядке (но не менее чем за неделю до начала практики). Руководство учебной практикой осуществляется преподавателями кафедры и сотрудниками организации, в которой студент проходит практику. Перед началом практики кафедры проводят организационные собрания со студентами, направленными на практику. На собрании обсуждаются следующие вопросы: производственно-методические:
организационные:
Студенты обеспечиваются программами практик и дневниками. Студент при прохождении практики обязан:
Практика в организациях осуществляется на основе заключенных договоров на проведение практики между университетом и предприятиями, учреждениями и организациями, в соответствии с которыми указанные предприятия, учреждения и организации независимо от организационно-правовых форм обязаны предоставлять места для прохождения практики студентов университета (см. приложение 1). Договоры готовятся к заключению факультетами (институтами). Договоры о сотрудничестве, а также договоры, имеющие финансовые обязательства, подписываются ректором. Договоры должны быть заключены не менее чем за 1 месяц до начала практики. Направление на практику оформляется командировочным удостоверением, которое, позднее, с проставленными отметками о прохождении практики, прилагается к отчету (приложение 2). В течение практики студент должен вести дневник. Дневник является основой текущего контроля прохождения практики, в нем он ежедневно указывает, где именно он работал, какую информацию собирал. Дневник регулярно поверяется руководителем практики на предприятии. Для оформления дневника практики рекомендуется использовать обычную школьную тетрадь. Форма и содержание дневника приведены в приложении 4. По результатам практики представляется отчет по утвержденной форме и в установленный срок (приложение 3). Отчет оценивается по системе: зачтено / не зачтено. В случае отрицательной оценки корректировка отчета допускается в недельный срок с момента его возврата студенту. Оценка по практике или зачет приравниваются к оценкам по теоретическому обучению и учитываются при подведении итогов общей успеваемости студентов. Студенты, не выполнившие программу практики по уважительной причине, могут быть направлены на практику вторично в свободное от учебы время. Студенты, не выполнившие программу практики без уважительной причины или получившие отрицательную оценку (незачет), могут быть отчислены из университета как имеющие академическую задолженность в соответствии с Уставом ТюмГУ и Положением о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации студентов ТюмГУ. В крайнем случае, если студент не находит предприятие как базу практики, его руководитель по практике выдает индивидуальное задание. 2. Цели и задачиЦель практики – закрепление теоретических знаний по изученным дисциплинам, ознакомление студентов с характером и особенностями их будущей специальности. Основные задачи:
3. Содержание учебной практикиВо время практики студент выполняет под руководством работника предприятия задания, которые относятся к кругу должностных обязанностей последнего. Выполнению этих заданий может быть посвящено до 50 % времени студента. В оставшееся время необходимо собрать данные для отчета. Практика состоит из ряда этапов. 1. Знакомство с базовым предприятием и основными направлениями его деятельности. Это предполагает сбор и анализ информации о:
Рекомендуется использовать Устав организации, положения об отделах, подразделениях, должностные инструкции. 2. Описание социально-экономических условий и особенностей функционирования организации:
В результате анализа необходимо сделать выводы об угрозах и возможностях, сильных и слабых сторонах в деятельности организации. Рекомендуется использовать данные СМИ, маркетинговых исследований, отделов и подразделений организации. 3. Ознакомиться с формами статистической отчетности, которые составляются на предприятии. 4. Ознакомиться с ведением бухгалтерского учета на предприятии и составлением бухгалтерской отчетности. Изучение и анализ указанных вопросов необходимо проводить за несколько периодов деятельности предприятия (2-3 года). Очень важно использовать наглядный материал в отчете по практике. Для того чтобы решить задачи практики и достичь результатов студент должен соблюдать график прохождения практики (таблица 1). Таблица 1 Продолжительность и примерный график прохождения практики
4. Основные требования к структуреи оформлению отчетаОтчет по практике должен содержать: Титульный лист установленного образца (приложение) с подписью руководителя от предприятия и печатью. Договор и командировочное удостоверение установленного образца. Содержание – где отражается перечень вопросов, содержащихся в отчете. Введение – где отражаются цели, задачи и направления исследовательской работы студента на конкретном предприятии. Основная часть – где дается краткая характеристика предприятия и анализ его деятельности, а также основные перспективные направления его развития, т.е в этой части отчета студент должен ответить на все вопросы, входящие в программу учебной практики и рассмотреть, как эта работа выполняется на данном предприятии. Индивидуальное задание включает в себя развернутое рассмотрение и практическое применение всех вопросов, поставленных руководителем практики от кафедры. Заключение содержит основные выводы и результаты проделанной работы, возможные мероприятия по улучшению деятельности предприятия. Список литературы - при прохождении практики и при подготовке отчета необходимо использовать научно-теоретические источники (учебники, учебные пособия, Интернет - сайты и т.п.), которые рекомендуют преподаватели по изучаемым дисциплинам. Приложения – где представляются изученные и рассмотренные различные формы отчетности предприятия, а также бланки, рисунки и графики. Дневник – должен содержать полный перечень выполняемых работ, отражать наименования изученных форм отчетности и т.д. При написании отчета по практике необходимо соблюдать правила оформления, которые представлены ниже. Отчет по практике оформляется на листах формата А4. Содержание излагается грамотно, четко и логически последовательно. Работа выполняется от руки или машинописным способом с соблюдением полей: левое – 30 мм, правое – 15 мм, верхнее – 20 мм, нижнее – 20 мм. Шрифт – Times New Roman, кегль – 14, межстрочный интервал – 1,5. Общий объем отчета по практике – от 30 до 40 страниц. Все страницы нумеруются, начиная с титульного листа (номер страницы на нем не проставляется), арабскими цифрами вверху справа. Каждый раздел отчета начинается с новой страницы. Заголовки структурных элементов печатают прописными буквами и располагают по центру страницы. Точки в конце заголовков не ставятся, заголовки не подчеркиваются. Переносы слов во всех заголовках не допускаются. Расстояние между названием раздела и последующим текстом должно быть равно 3 интервалам. Цифровой материал оформляется в виде таблицы. Каждая таблица должна иметь свой порядковый номер и название. Название таблицы располагается по центру. В тексте обязательно должна быть сделана ссылка на нее, которая может быть оформлена следующим образом: «… результаты данного исследования приведены в таблице 2» или «… результаты данного исследования (см. табл. 2) показали, что…». Таблица 2 Основные итоги деятельности предприятия
Наряду с материалом, оформленным в виде таблиц, для большей наглядности, данные можно представлять в виде рисунков. Нумерация рисунков (также как и таблиц) допускается сквозная по всему отчету, так и отдельно по разделам. Например, рис. 1.4. (первый раздел, четвертый рисунок). Но при этом необходимо помнить, что в отчете должен быть использован один принцип нумерации таблиц и рисунков. Название рисунка в отличие от заголовка таблицы располагают под рисунком по центру. Ссылки на литературу можно оформлять одним из двух способов: 1) в квадратных скобках, с указанием номера источника в списке литературы и страницы, например: [4, с. 28]. 2) подстрочные ссылки, которые располагаются внизу страницы под чертой и включают в себя: фамилию автора, название книги, наименование издательства, год выпуска и количество страниц. Отчет должен быть аккуратно оформлен и скреплен. ДОГОВОР № _________ г. Тюмень «___»_____________200__г. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тюменский государственный университет», именуемый в дальнейшем «Университет», в лице зам. директора по учебно-методической работе М.В. Мазаевой действующего на основании доверенности № 01 -2/2266 от 17.09.2004, с одной стороны, и ![]() (наименование предприятия, организации, учреждения), именуемое в дальнейшем «Предприятие», в лице ![]() действующего на основании ________________,с другой стороны, заключили настоящий договор о нижеследующем: 1. Предмет договора Стороны принимают на себя обязательства организовать практику (производственную и преддипломную) студентов университета. 2. Обязательства университета
3. Обязательства предприятия 3.1. Предоставить университету _____мест для проведения ____________________практики студентов ________курса, специальности_____________________________фамилия, имя, отчество студента______________________на период с_____________200__г. по ________________200__г. 3.2. Обеспечить студентам безопасную организацию работы. 3.3. Создать необходимые условия для выполнения студентами программы практики. 3.4. Предоставить необходимые материалы и документацию для успешного выполнения студентами программы практики. 3.5. Назначить квалифицированных специалистов для руководства производственной практикой (в отделах, лабораториях и т.д.) предприятия. 3.6. По окончании практики дать характеристику о работе каждого студента. 4. Прочие условия 4.1. Договор вступает в силу с момента подписания его сторонами и действует до «____ » ___________ 200 года. 4.2. Споры, возникающие по настоящему договору, разрешаются по согласованию сторон. В случае не достижения согласия споры разрешаются в порядке, установленном действующим законодательством. 4.3. Настоящий договор составлен в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, один из которых хранится в Университете, другой – у Предприятия. 5. Юридические адреса сторон ГОУ ВПО «Тюменскийг ![]() 6 ![]() т ![]() ф ![]() Зам. директора по УМР м.п. м.п.
ОТМЕТКИ Прибыл в г. _______________ Выбыл из г._______________ «___» _________________200__г. «___» ___________200__г. М.П. М.П. Подпись ПодписьОТМЕТКИ Прибыл в г. _______________ Выбыл из г._______________ «___» _________________200__г. «___» ___________200__г. М.П. М.П. Подпись ПодписьПРИЛОЖЕНИЕ 3 РоссийскАЯ ФедерациЯ Министерство образования И НАУКИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ государственное БЮДЖЕТНОЕ образовательноЕ учреждение высшего профессионального образования «Тюменский государственный университет» (ТюмГУ) ФИЛИАЛ В Г.Ноябрьске Направление «Экономика» ОТЧЕТ ПО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ На __________________________________________________________ (наименование предприятия) Студента(ки) __________ курса ___________________________ группы ____________________________________________________________ (Фамилия, имя, отчество) Руководитель предприятия ____________________________________________________________ (должность, фамилия, имя, отчество, подпись) Место печати Руководитель практики от института ______________________________________________________ (должность, фамилия, имя, отчество) (подпись) Ноябрьск 2012 ПРИЛОЖЕНИЕ 4 РоссийскАЯ ФедерациЯ Министерство образования И НАУКИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ государственное БЮДЖЕТНОЕ образовательноЕ учреждение высшего профессионального образования «Тюменский государственный университет» (ТюмГУ) ФИЛИАЛ В Г.Ноябрьске Направление «Экономика» ДНЕВНИК ПРОХОЖДЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ Студента(ки)________ курса ______________________________ группы ______________________________________________________________________ (Фамилия, имя, отчество) Место практики _______________________________________________ Руководитель практики от предприятия ______________________________________ (Фамилия, имя, отчество)
Начало практики ________________ Конец практики ________________ Подпись практиканта ____________ Содержание объемов выполненных работ подтверждаю. Руководитель практики от предприятия: _____________/ _______________________________________/ (подпись) (Ф.И.О.) МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕдля студентов направления «экономика»дневной формы обученияСоставители: к.э.н., Юшков О.А. ассистент Чемякина С.С. Ответственный за выпуск: д.э.н., профессор Любимов С.В. Формат 60Х84/16 Подписано в печать __________Заказ №__________ Объем ________ п.л. Тираж ________экз. Бесплатно Издательство Тюменского государственного университета 625003 г. Тюмень, ул. Семакова, 10 |
![]() | 1. Содержание в музыке Установите соответствие между названием месяца и подзаголовком, конкретизирующим содержание пьесы из фортепианного цикла «Времена... | ![]() | 1. Содержание в музыке Установите соответствие между названием месяца и подзаголовком, конкретизирующим содержание пьесы из фортепианного цикла «Времена... |
![]() | Николаенко Светлана Борисовна старший преподаватель кафедры психологии содержание I рабочая программа Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций | ![]() | Содержание Введение уставный капитал Организация может уточнять содержание приведенных в плане счетов бухгалтерского учета субсчетов, объединять и исключать их, а также... |
![]() | Разноуровневое обучение на уроках физики Определяется также содержание, которое необходимо усвоить учащемуся и на повышенном уровне. Таким образом, содержание учебного материала... | ![]() | Переводческий глоссарий Содержание работы Содержание работы: сбор и систематизация наиболее частотных межъязыковых соответствий в сфере основного словарного запаса |
![]() | Семинар (возможна другая форма) «Содержание и технология введения фгос ноо» Последовательность и содержание действий по введению фгос гоо в образовательном учреждении | ![]() | Тема: «Россия накануне отмены крепостного права». Содержание Содержание: Биография и личность Александра II, причины крестьянской реформы, процесс подготовки реформы |
![]() | 1. содержание тем программы тема Сущность и содержание менеджмента Различные подходы к определению понятия «менеджмент» Программа вступительного междисциплинарного экзамена для поступающих в магистратуру по программе «Управленческий консалтинг» | ![]() | Содержание Введение Положение о бухгалтерии: содержание и значение в организации бухгалтерского дела учетная политика ОАО «Бест» Практическое задание Список литературы Введение Положение о бухгалтерии: содержание и значение в организации бухгалтерского дела |
![]() | Полномочия Российской Федерации в области физкультуры и спорта понятие, содержание, субъекты, нормативно-правовая регламент Предмет, система, содержание дисциплины «Правовые основы в сфере физической культуры и спорта» |