Министерство экономического развития и торговли icon

Министерство экономического развития и торговли



НазваниеМинистерство экономического развития и торговли
Дата конвертации29.07.2012
Размер361,95 Kb.
ТипТематический план
скачать >>>

Министерство экономического развития и торговли

Российской Федерации




Государственный университет-

Высшая школа экономики


Факультет социологии


Программа дисциплины




СОЦИОЛОГИЯ ДЕЛОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
И ИННОВАЦИЙ


для направления 040200.62– Социология

подготовки бакалавра


Автор В.В.Карачаровский



Рекомендовано секцией УМС

Секция Социология

Председатель

В.Г.Ледяев _______________

« » 2008 г.

Одобрена на заседании

кафедры Социально-

экономических систем

и социальной политики

Зав. кафедрой

Н.Е. Тихонова ___________

« » 2008 г.










Утверждено УС факультета

Социологии

Ученый секретарь

Е.В.Надеждина ____________________

« » 2008 г.


Москва 2008

Тематический план учебной дисциплины











Аудиторные часы









Всего

Самост. работа

п/п

Наименование разделов и тем

часов

Лекции

Практ.
















занятия




1

Сущность, структура и механизм функционирования деловой организации


7

2

1

4

2

Новейшие тенденции в развитии организаций и рынков


14

3

1

10

3

Структура и координация в организации. Структурный капитал организации


11

3

2

6

4

Организационная культура

9

2

1

6

5

Организационный конфликт

8

2




6

6

Национальная хозяйственная культура


12

2




10

7

Мотивация и регуляторы организационного поведения


11

2

1

8

8

Рыночная стратегия организации. Клиентский капитал организации


12

2




10

9

Организационное развитие и инновации


10

2

2

6

10

Моделирование рисковых ситуаций при нововведениях


14

2

2

10

Итого:

108

22

10

76



Формы контроля


  • Текущий контроль: учёт посещения лекций

  • Промежуточный контроль: эссе

  • Итоговый контроль: проведение письменной работы (ответ на теоретический вопрос и решение задачи; время выполнения итоговой письменной работы 2 ауд.часа).

  • Итоговая оценка: складывается из учета посещаемости лекций (20%), оценки за эссе (50%) и оценки за итоговую письменную работу (30%):


Оитог.оценка = 0.2*Опосещаемость + 0,5* Оэссе + 0.3*Описм.работа.

Базовая литература


Костюк В.Н. Теория эволюции и социоэкономические процессы. М.: Едиториал УРСС, 2004.

Лапин Н.И..Теория и практика инноватики. М: Логос, 2008.

Нордстрем К., Риддерстрале Й. Бизнес в стиле фанк. М.: Стокгольмская школа экономики в СПб, 2005.

Щербина В.В. Социальные теории организации. Словарь. М.: Инфра-М, 2000.

Карачаровский В.В. Инновационные риски / Лапин Н.И. Теория и практика инноватики. М: Логос, 2008.


Содержание программы

С точки зрения логики подачи материала и принципов организации практических занятий студентов, данная программа базируется на идеях, реализованных в курсе «Социология деловых организаций», разработанного д.ф.н., член.-корр. РАН, профессором Н.И.Лапиным и читавшегося на факультете социологии ГУ-ВШЭ в 2001-2004 гг.1

Тема 1. Сущность, структура и механизм функционирования деловой организации

Понятие деловой организации (=хозяйственной организации, фирмы). Организационная адаптация. Организация как адаптивная система. Структура и механизм функционирования деловой организации.

Формально-структурные параметры организации. Размер. Технология. Структура и координация. Социальные параметры организации. Человеческие ресурсы. Психофизиологический, квалификационный и личностный потенциал работника. Условия труда. Оценка условий труда. Внутрифирменная интеграция. Неформальные структуры в организации. Внешняя среда организации. Рынок. Целевое окружение. Рыночная стратегия организации.

Организационная эффективность. Три подхода к оценке организационной эффективности: целевой, системный, многопараметрический. Временное измерение организационной эффективности: краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный периоды.

Литература


Основная

Щербина В.В. Социальные теории организации. Словарь. М.: Инфра-М, 2000.

Мильнер Б.З. Теория организации. М.: ИНФРА-М, 2000.

Дополнительная

Барсукова С.Ю., Карачаровский В.В. Неформальные структуры в организациях как феномен и ресурс управления // Журнал социологии и социальной антропологии. 2004. №3.

Гиббсон Дж. Л., Иванцевич Дж., Доннелли Дж. Х. Организации: поведение, структура, процессы. М.: ИНФРА-М, 2000.

Пригожин А.И. Методы развития организаций. М., 2003.

Радаев В.В. Экономическая социология. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2005.

Фролов С.С. Социология организаций. М.: Гардарики, 2001.

Тема 2. Новые тенденции в развитии организаций и рынков

Новая экономика. Основные тенденции в развитии современных рынков. Насыщенный рынок. Механизм формирования насыщенного рынка. Индивидуализация потребительских предпочтений.

Влияние насыщения рынков и изменения характера спроса на механизм функционирования современной фирмы. Возрастание роли нематериальных активов фирмы. Инновационная стоимость, её основные свойства. Информациональные производители. Интеллектуальный капитал фирмы, его составляющие.

Литература


Основная

Костюк В.Н. Теория эволюции и социоэкономические процессы. М.: Едиториал УРСС, 2004.

Иноземцев В.Л. Новая постиндустриальная волна на Западе. М.: Academia, 1999.

Кастельс M. Информационная эпоха. Экономика, общество и куль­тура. Перевод с английского под редакцией О.И.Шкаратана. М.:ГУ-ВШЭ, 2000.


Дополнительная

Щербина В.В. Социальные теории организации. Словарь. М.: Инфра-М, 2000.

Нордстрем К., Риддерстрале Й. Бизнес в стиле фанк. М.: Стокгольмская школа экономики в СПб, 2005.


Тема 3. Структура и координация в организации. Структурный капитал организации

Классическая школа организации и управления (Ф.Тейлор, А.Файоль, Л.Урвик). Принципы структуры и координации в организации согласно взглядам классической школы. Классические модели организационной структуры: линейная, функциональная, линейно-штабная. «Плюсы» и «минусы» организационных структур разных типов.

Структурный капитал фирмы в новой экономике (В.Н.Костюк, Т.Стюарт, Л.Эдвинссон, М.Мэлоун). Новейшие формы организационных структур, их достоинства и недостатки. Сравнение фордистского и постфордистского принципов организации и управления. Матричные и сетевые структуры. Сравнительная характеристика иерархической и сетевой организации, гетерархическая архитектура (К.Нордстрем, Й.Риддерстрале).

Литература


Основная

Щербина В.В. Социальные теории организации. Словарь. М.: Инфра-М, 2000.

Костюк В.Н. Теория эволюции и социоэкономические процессы. М.: Едиториал УРСС, 2004.

Нордстрем К., Риддерстрале Й. Бизнес в стиле фанк. М.: Стокгольмская школа экономики в СПб, 2005.

Дополнительная

Иноземцев В.Л. Новая постиндустриальная волна на Западе. М.: Academia, 1999.

Мильнер Б.З. Теория организации. М.: ИНФРА-М, 2000.

Пригожин А.И. Методы развития организаций. М., 2003.

Фролов С.С. Социология организаций. М.: Гардарики, 2001.

Тема 4. Организационная культура

Организационная (=корпоративная) культура. Функции и дисфункции организационной культуры. Срезы организационной культуры: корпоративный и социетальный.

Рационалистический и феноменологический («естественный») подходы к анализу организационной культуры. Содержание организационной культуры в ее рационалистическом понимании (Э.Шейн). Артефакты. Социокультурные образцы поведения и деятельности. Базовые ценности и представления. Содержание организационной культуры в её «естественном» понимании (П.ДиМаджио, Дж.Мейер, В.Пауэл, А.Петтигрю, С.Роббинс). Символы, идеология, мифы и легенды, ритуалы, язык. Механизм функционирования организации с позиций феноменологического подхода (В.С.Дудченко).

Типы организационной культуры. Организационная культура и организационная эффективность.

Литература

Основная

Щербина В.В. Социальные теории организации. Словарь. М.: Инфра-М, 2000.

Дудченко В.С. Абсолютный консультант, или секреты успешного консультирования. М.: Кватро-Принт, 2004.

Дополнительная

Барсукова С.Ю., Карачаровский В.В. Неформальные структуры в организациях как феномен и ресурс управления // Журнал социологии и социальной антропологии. 2004. №3.

Гиббсон Дж. Л., Иванцевич Дж., Доннелли Дж. Х. Организации: поведение, структура, процессы. М.: ИНФРА-М, 2000.

Красовский Ю.Д. Сценарии организационного консультирования. М.: ВШЭ/НФПК, 2000.

Пригожин А.И. Методы развития организаций. М., 2003.

Фролов С.С. Социология организаций. М.: Гардарики, 2001.

Тема 5. Организационный конфликт

Конфликтный подход в теории организации. Обзор взглядов на природу конфликта в организации (Ф.Тейлор, А.Файоль, Э.Мэйо, Д.МакГрегор, Дж.Хоманс, З.Фрейд, К.Левин, Р.Дарендорф, Л.Козер).

Неомарксистская версия конфликтного подхода в теории организации (Дж.Ремер, Э.О.Райт), формы эксплуатации в организации. Игровая версия конфликтного подхода в теории организации (Конноли, Конлон, Дейч), модель конкурирующих оценок.

Новое неравенство и постиндустриальный конфликт в организации. Фрагментация рабочей силы по отношению к созданию инновационной стоимости: «информациональные производители» и заменяемая родовая рабочая сила.

Способы регулирования конфликтов в организации: социальные, социально-психологические, структурные.

Литература


Основная

Щербина В.В. Социальные теории организации. Словарь. М.: Инфра-М, 2000.

Гиббсон Дж. Л., Иванцевич Дж., Доннелли Дж. Х. Организации: поведение, структура, процессы. М.: ИНФРА-М, 2000.

Нордстрем К., Риддерстрале Й. Бизнес в стиле фанк. М.: Стокгольмская школа экономики в СПб, 2005.

Радавев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация. М.: Аспект-Пресс, 1996.

Дополнительная

Фролов С.С. Социология организаций. М.: Гардарики, 2001.

Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта // СОЦИС. 1994. № 5.

Козер Л. Функции социального конфликта. М., 2000.

Тема 6. Национальная хозяйственная культура

Культурно-символическое окружение организаций. Культурно-экономический универсализм и культурно-экономический плюрализм. Национальная хозяйственная культура сквозь призму идеологий: либерализм, социализм, консерватизм.

Национальная хозяйственная культура и немецкая историческая школа (Ф.Лист, Г.Шмоллер, В.Зомбарт, М.Вебер). Идеальные типы хозяйственной культуры. «Этический капитализм» и «этический феодализм» (А.А.Ицхокин). Вклад неоколониализма в развитие представлений о национальной хозяйственной культуре (Г.Хофштед, Р.Льюис и др.).

Русская национальная хозяйственная культура. Факторы, сформировавшие русскую национальную хозяйственную культуру: геоклиматический, этноконфессиональный, цивилизационно-экономический (О.И.Шкаратан, В.В.Карачаровский).

Модернизация и «вестернизация» (С.Хантингтон). Культурный детерминизм vs. технологический детерминизм. Культура и «генотип» (К.Касьянова). Национальная хозяйственная культура и глобализация.

Литература


Основная

Шкаратан О.И., Карачаровский В.В. Русская трудовая и управленческая культура. Опыт исследования в контексте перспектив экономического развития // Мир России. 2002. №1.

Шкаратан О.И. Российский порядок: Вектор перемен. М.: ВИТА-Пресс, 2004.

Сусоколов А.А. Культура и обмен. Введение в экономическую антропологию. М.: Русская панорама, 2006.

Джордж Р.Т. Деловая этика. СПб., 2001.

Дополнительная

Вебер М. Хозяйственная этика мировых религий. Попытка сравнительного исследования в области социологии религий / Макс Вебер. Избранное. Образ общества. М.: Юрист, 1994. Ицхокин А.А. Реставрируя смысл: Чего не досказал Заратустра. М.: Огни, 2004.

Лапин Н.И. Пути России: социокультурные трансформации. М.: ИФ РАН, 2000.

Латов Н.В., Латова Ю.В. Российская экономическая ментальность на мировом фоне // Общественные науки и современность. 2001.№4.

Касьянова К. О русском национальном характере. М.: Институт национальной модели экономики, 1994.

Коваль Т.Б. «Тяжкое благо». Христианская этика труда. М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 1994.

Льюис Р.Д. Деловые культуры в международном бизнесе: от столкновения к взаимопогиманию. М.: Дело, 1999.

Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальности. М.: Институт прикладной психологии, 2002.

Хантингтон С. Столкновение цивилизаций?// ПОЛИС. 1994, №1. С. 33-57


Тема 7. Мотивация и регуляторы организационного поведения

Содержательные теории мотивации. Иерархическая модель потребностей Маслоу. Возможности применения теории на уровне организации. ERG–теория Альдерфера. Двухфакторная модель мотивации Герцберга. Применение модели Герцберга.
Программы «обогащения труда». Теория потребностей Макклеланда развития у работника высокой позитивной потребности в достижении. Сравнительный анализ и критика содержательных теорий мотивации.

Процессуальные теории мотивации. Теория ожидания Врума. Теория справедливости Адамс. Процедуры изменений для восстановления чувства справедливости. Теория постановки целей Локке. Связь трудности цели с производительностью труда.

Системы вознаграждения в организации. Виды вознаграждений. Условия наказания

Стиль руководства как регулятор организационного поведения и мотивирующий фактор. Программа ситуационного руководства Херши-Бланчарда. Алгоритм анализа эффективности стиля руководства по методике КРАБ (Ю.Д.Красовский).

Общая логика социологического исследования регуляторов организационного поведения.

Литература


Основная

Гиббсон Дж. Л., Иванцевич Дж., Доннелли Дж. Х. Организации: поведение, структура, процессы. М.: ИНФРА-М, 2000.

Щербина В.В. Социальные теории организации. Словарь. М.: Инфра-М, 2000.

Дополнительная

Красовский Ю.Д. Сценарии организационного консультирования. М., 2000.

Фролов С.С. Социология организаций. М.: Гардарики, 2001.

Тема 8. Рыночная стратегия организации. Клиентский капитал организации

Клиентский капитал фирмы, его сущность и структура (В.Н.Костюк, Л.Эдвинссон, М.Мэлоун).

Маркетинг как способ формирования клиентского капитала компании. Виды рыночных ориентаций компании: производственная, товарная, ориентация на продажи, маркетинговая (Ф.Котлер, К.Келлер). Сравнительная характеристика «традиционной» и «маркетингово-ориентированной» организации. Рыночные ориентации управления, рыночные субкультурные феномены: сбытовая, конъюнктурная, маркетинговая субкультуры (Ю.Д.Красовский).

Конкурентные стратегии фирмы в новой экономике (К.Нордстрем, Й.Риддерстрале).


Литература

Основная

Костюк В.Н. Теория эволюции и социоэкономические процессы. М.: Едиториал УРСС, 2004.

Котлер Ф., Келлер К.Л. Маркетинг менеджмент. СПб.: Издательский дом «Питер», 2006.

Дополнительная

Иноземцев В.Л. Новая постиндустриальная волна на Западе. М.: Academia, 1999.

Радаев В.В. Социология рынков: к формированию нового направления. М.: ГУ-ВШЭ, 2004.


Нордстрем К., Риддерстрале Й. Бизнес в стиле фанк. М.: Стокгольмская школа экономики в СПб, 2005.


Тема 9. Организационное развитие и инновации

Организационное развитие. Классификация концепций организационного развития (В.В.Щербина, Е.П.Попова). Детерминизм и «менеджерализм» в организационном развитии.

Теория жизненного цикла организации. Стадии и «ловушки» в развитии деловой организации (И.Адизес). Нелинейный взгляд на развитие организации, механизм развития организации через бифуркации (С.П.Курдюмов, Г.Г.Малинецкий). Организационное развитие как соотношение планируемых и спонтанных процессов (Н.И.Лапин).

Нововведение, инновация (innovation): определение, сущность, типы. Организационное развитие через инновации: инновационный подход в структуре основных подходов в теории организации (Н.И.Лапин; В.В.Щербина, Е.П.Попова).

Стадии инновационного процесса (стадии производства новшества). Жизненный цикл нововведения. Инновационные стратегии фирмы (Н.И.Лапин).

Логистическая кривая (S-кривая) и разрывы технологической непрерывности (Р.Форстер). Ситуационные позиционные структуры. Принцип скользящего программирования инновационного развития (В.С.Дудченко).

Инновационная (новаторская) личность (П.Штомпка). «Инновационные среды», новейшие формы организации профессиональных и менеджерских элит, российская и мировая практика (М.Кастельс).

Литература


Основная

Лапин Н.И..Теория и практика инноватики. М: Логос, 2008.

Дополнительная

Капица С.П., Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г. Синергетика и прогнозы будущего. М., 2001.

Пригожин А.И. Методы развития организаций. М., 2003.

Штомпка П. Инновационная (новаторская) личность // Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 1996. Гл. 16.

Нордстрем К., Риддерстрале Й. Бизнес в стиле фанк. М.: Стокгольмская школа экономики в СПб, 2005.


Тема 10. Моделирование рисковых ситуаций при нововведениях

Неопределенность и риск (Ф.Найт). Риски в инновациях (инновационный риск). Классификации инновационных рисков. Процедура качественной оценки риска.

Количественная оценка риска: принципы моделирования рисковых ситуаций в инновационных проектах. Элементарные меры риска. Допустимый, критический и катастрофический риск. Объективный и субъективный подход в теории принятия решений. Основы принятия решений для продолжительных во времени инновационных проектов.

Игровое моделирование. Принятие решений в условиях вероятностной определенности состояний внешней среды. Принятие решений в условиях вероятностной неопределенности состояний внешней среды (критерии Вальда, Сэвиджа, Гурвица). Применение смешанных стратегий.

Пути снижения инновационных рисков. Меры по корректировке работы подсистем организации с учетом поправки на риск. Меры по совершенствованию инфраструктуры инновационной деятельности.

Литература


Основная

Карачаровский В.В. Инновационные риски / Лапин Н.И. Теория и практика инноватики. М: Логос, 2008.

Дополнительная

Найт Ф. Понятие риска и неопределенности // THESIS. 1994. Вып. 5.

Макаров И.М. (отв.ред.). Управление риском: Риск. Устойчивое развитие. Синергетика. М.: Наука, 2000.

Тематика эссе


В ходе курса студент пишет эссе на основе исследования реальной (выбранной им самостоятельно) организации, опираясь на теоретико-методологический аппарат лекций (проективно-деятельностный подход).2 В случае отсутствия у студента возможности получить доступ к минимально необходимым для написания эссе данным по организации, ему предлагается провести ту же учебно-исследовательскую работу на основе анализа «теоретически сконструированной» (на основе открытых данных) организации. Этот теоретический конструкт должен представлять собой обобщённый образ определённого типа реально существующей организации. Например: «Крупное промышленное предприятие», «ИТ-компания», «Технопарк», «Крупное торговое предприятие» и т.д.

Студентам предлагается провести анализ организации по четырем основным срезам и предложенной методологии (см. Приложение к программе).

Контрольные вопросы





  1. Понятие деловой организации (=хозяйственной организации, фирмы). Структура и механизм функционирования деловой организации. Формально-структурные и социальные параметры организации. Целевое окружение. Конкурентоспособность и организационная эффективность.

  2. Классическая школа организации и управления (Ф.Тейлор, А.Файоль, Л.Урвик). Принципы структуры и координации в организации согласно взглядам классической школы.

  3. Классические модели организационной структуры: линейная, функциональная, линейно-штабная. «Плюсы» и «минусы» организационных структур разных типов. Сравнение фордистского и постфордистского принципов организации и управления.

  4. Конфликтный подход в теории организации. Виды конфликта в организации. Неомарксистская версия (Дж.Ремер, Э.О.Райт), формы эксплуатации в организации. Игровая версия (Конноли, Конлон, Дейч), многопараметрическая трактовка организационной эффективности.

  5. Жизненный цикл организации. Стадии и «ловушки» в развитии деловой организации (И.Адизес). Нелинейный взгляд на развитие организации, механизм развития организации через бифуркации.

  6. Новая логика размещения производства (М.Кастельс). Принципы организации ТНК и роль корпоративного звена в мировой экономике. Влияние глобализации на механизм функционирования современной фирмы.

  7. Насыщенный рынок. Механизм формирования насыщенного рынка. Инновационная стоимость. Влияние насыщения рынков на механизм функционирования современной фирмы. Концепции рыночной ориентации фирмы.

  8. Структурный и клиентский капитал организаций в условиях современных рынков. Новейшие формы организационных структур, их достоинства и недостатки. Концепции рыночной ориентации фирмы.

  9. Человеческий капитал и человеческие ресурсы организации. Инновационные среды, новейшие формы организации профессиональных и менеджерских элит, российская и мировая практика.

  10. Организационная (корпоративная) культура, ее функция в организации. Содержание организационной культуры в ее рационалистическом и феноменологическом понимании.

  11. Национальная хозяйственная культура, результаты основных международных сравнительных исследований. Национальная хозяйственная культура в России.

  12. Мотивация, содержательные теории. Общая логика социологического исследования регуляторов организационного поведения.

  13. Мотивация, процессуальные теории. Общая логика социологического исследования регуляторов организационного поведения.

  14. Нововведение, инновация (innovation): определение, сущность, типы. Инновационный подход в структуре основных подходов в теории организации.

  15. Стадии инновационного процесса (стадии производства новшества). Жизненный цикл нововведения. Логистическая кривая (S-кривая). Разрывы технологической непрерывности.

  16. Неопределенность и риск. Риски в инновациях. Классификации инновационных рисков. Допустимый, критический и катастрофический риск. Принятие решений в условиях вероятностной определенности состояний внешней среды.

  17. Принципы моделирования рисковых ситуаций в инновационных проектах. Принятие решений в условиях вероятностной неопределенности состояний внешней среды (критерии Вальда, Сэвиджа, Гурвица).

  18. Принципы моделирования рисковых ситуаций в инновационных проектах. Субъективный подход в теории принятия решений. Функция полезности – ее сущность, применение, процедура реконструкции.

  19. Принципы моделирования рисковых ситуаций в инновационных проектах. Основы принятия решений для продолжительных во времени инновационных проектов (чистая приведенная стоимость и внутренняя норма рентабельности с учетом поправки на риск).

  20. Пути снижения инновационных рисков. Меры по корректировке работы подсистем организации с учетом поправки на риск. Меры по совершенствованию инфраструктуры инновационной деятельности.



Автор программы В.В.Карачаровский

Приложение. Методическое руководство по написанию эссе.


Методическое руководство к написанию 1-й части эссе. «Выбор объекта исследования. Социо-структурные параметры организации»


  1. Источник информации об организации (анонимно), способ сбора данных.

  2. Область деятельности организации (отрасль, задачи).

  3. Возраст организации (кол-во лет на рынке).

  4. Корпоративная стратегия организации (в чем организация видит свою миссию, «философия» бизнеса).

  5. Структура организации:

  • размер (штат, кол-во филиалов, региональных подразделений);

  • формальная структура (построить граф – число уровней, департаментализация; степень внутреннего многообразия; распознать тип структуры/комбинацию типов);

  • эффективность формальной структуры (формула Грайкунаса, число Файоля);

  1. Специализация (количество направлений, бизнес-процессов, которые организация контролирует; их описание);

Аутсорсинг (количество направлений, бизнес-процессов, которые организация отдает на аутсорсинг; их описание).

  1. Социальная подсистема:

  • возрастная и квалификационная структура персонала;

  • условия труда (зарплата, привилегии, режим труда);

  • характер социальных отношений (распознать тип - патернализм, бюрократия, фратернализм, партнерство).

  • неформальная структура (нарушения/дополнения формальной структуры).


Методическое руководство к написанию 2-й части эссе. «Диагностика корпоративной культуры»


Предлагается два формата описания корпоративной культуры.


I

Описать корпоративную культуру как систему предписанных и стихийных норм, регулирующих трудовые отношения и организационное поведение.




В этом случае необходимо:


  1. Выделить (самостоятельно или экспертно) набор функций, которые, обычно по замыслу руководства, призвана выполнять корпоративная культура в организации. Напр., обеспечить лояльность сотрудников, удержать ведущих специалистов, изменить в том или ином ключе настроения работников и т.д.

Можно выделить не частный (как, напр., в п. 1), а обобщенный набор функций.

  1. Выявить рациональные (конструируемые руководством) и естественные (возникающие стихийно, либо как ответ на управленческие воздействия) компоненты корпоративной культуры.

Конструируемые (насаждаемые сверху) нормы обычно привязаны к конкретным целям (функциям), которые они призваны обеспечить. Цели определяются руководством компании – они диктуются стратегией развития, частными интересами руководства, конфликтами и проблемами в организации.

Стихийные нормы являются откликом на насаждаемые нормы. Естественную составляющую корпоративной культуры можно рассматривать как латентную функцию или дисфункцию по отношению к рациональному конструированию.

  1. Проанализировать (можно качественно), насколько эффективна корпоративная культура (результирующая система норм и образцов поведения) с точки зрения целей, которые изначально были поставлены руководством.

II


Описать корпоративную культуру через инструменты обеспечения внутрифирменной интеграции и рыночные ориентации управления (по предложенным модельным срезам3).


В этом случае необходимо:

  1. Построить на каждого модельного среза граф доминантных характеристик корпоративной культуры.

  2. Обосновать полученную картину, указав нормы или социокульутрные образцы поведения и деятельности в организации (факторы), подтверждающие высокую, умеренную или низкую степень проявления тех или иных характеристик корпоративной культуры (см. пример ниже).




Расшифровка типов рыночной ориентации управления

(Источник: Красовский Ю.Д. Сценарии организационного консультирования. М.: ВШЭ/НФПК, 2000. С.222.)






Таким же образом проанализировать другие срезы:












Источник: Красовский Ю.Д. Сценарии организационного консультирования. М.: ВШЭ/НФПК, 2000. С. 216-218.


Методическое руководство к написанию 3-й части эссе. «Диагностика

структуры проблем организации»4


  1. Любая организационная ситуация может быть рассмотрена как проблемная, т.е. оценена с точки зрения дефицита ресурсов для удержания позиций на рынке.

  2. На I этапе собирается разнородная качественная информация, характеризующая состояние различных подсистем предприятия. Информация должна отражать не только формальные технико-экономические показатели, но и неявные, не допускающие непосредственного формализованного выражения данные, которые не менее важны для анализа предприятия как системы (например, корпоративная культура, настроения работников, установки руководства и т. д.). Этот этап осуществляется на основе комплексного исследования предприятия (case-study).

Вы можете просто попросить своего эксперта оценить проблемы из заранее составленного списка (ориентировочный список вам предлагается, см. ниже).

  1. На II этапе собранная информация формализуется на основе работы экспертов, в число в которых входят руководители предприятий и специалисты-аналитики. Вся собранная информация приводится к порядковым шкалам, в которых степень проблематичности, критичности ситуации в той или иной подсистеме предприятия выражается через систему балльных экспертных оценок. Приведение к балльной шкале позволяет сравнивать разнородные проблемы по единому шаблону.

Используйте, например, шкалу 1..5

  1. На III этапе определяются пороговые (критические / эталонные) значения для каждого показателя для трех временных периодов – КС, СС, ДС; проводится сопоставление фактического значения показателя с пороговым.

Если вы используете балльные шкалы, этот пункт можно опустить, т.к. в самой шкале заложено, насколько ситуация критична. Например: 1 балл ставится, если проблема отсутствует, 5 – если проблема выражена крайне остро и полностью парализует определенное направление работ.

По итогам этапов 1-4 можно, для показательности, построить такую диаграмму (см. рис.) – она покажет, в каких областях сконцентрированы основные проблемы организации:



  1. На IV этапе строится граф проблем, в котором проблемы делятся на проблемы-причины и проблемы-следствия. Задача – показать из каких проблем какие проблемы вырастают. Исследование связанности проблем помогает сконцентрировать ресурсы для разрешения проблемной ситуации в организации – при устранении одной проблемы, автоматически исчезает ряд других проблем, связанных с первой.

Поиск взаимосвязей – ваша творческая задача, которую вы решаете, используя все накопленные комплексные данные по вашей организации и, мобилизуя свое социологическое воображение до пределов, до селе не досягаемых. – Так работают консультанты. Вы можете проделать работу по анализу связей вместе со своим респондентом. – Предложите ему определить связь проблем.

Результат этой последней операции – граф проблем. Изображайте проблемы в виде точек, а влияния в виде векторов, длина которых обратно пропорциональна силе влияния, - тогда наиболее сильно связанные проблемы окажутся на графе собранными в одной области пространства, а слабо связанные – далеко друг от друга. В результате граф будет представлять несколько связанных друг с другом «кластеров» проблем:
2






4

8



1

5

7

3

7

6


Кластер 2. (Например, нарастание конфликтов в организации ввиду неудачной инновации).




Кластер 1. (Например, снижение рыночных позиций предприятия ввиду низкого структурного капитала).




7. Например, проблема «слабый лидер» (Проблема слабо влияет на работу организации, т.к. организация имеет хороший прошлый задел – сформированную клиентскую базу, налаженные партнерские связи, высокую репутацию, четко выстроенную систему управления и т.д.).



Остается только интерпретировать граф, показав - что из чего в организации проистекает.

Методическое руководство к написанию 4-й части эссе. «Анализ инновации в организации» (Н.И.Лапин)5


В целом следует придерживаться следующей схемы исследования:

1

Акторы-

люди

3

Инновацион.

процесс

5

Эффектив-сть

инновации


2

Акторы-

организации

4

Среда

инновации
12








Рис. 10.1. Блок-схема параметров исследования инновации. Акторы – это субъекты инновации.

Источник: Лапин Н.И. (рук.проекта), Карачаровский В.В. Материалы проекта «Социология инноваций» Национального фонда подготовки кадров программы «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в ВУЗах» Инновационного проекта развития образования. М.: НФПК-ВШЭ, 2003-2004.


Необходимо выполнить следующие этапы анализа:

1. Выбрать наиболее крупное по затратам и результатам нововведение в фирме.

Или же, наоборот, выбрать неудавшуюся инновацию.

Разбор негативных примеров представляет отдельный интерес.

2. Описать цели и суть инновации (для решения каких проблем

была предпринята инновация и в чем она заключалась).




При описании, используйте следующую типологию нововведений:

По степени


новизны

По предметному содержанию


Продуктные

Технологические/

организационные

Радикальные,


базовые,

basic

Указать элементы

инновации

Указать элементы

инновации

Модифицирующие,

cовершенствующие,

improvement

Указать элементы

инновации

Указать элементы


инновации

Источник: Лапин Н.И. (рук.проекта), Карачаровский В.В. Материалы проекта «Социология инноваций» Национального фонда подготовки кадров программы «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в ВУЗах» Инновационного проекта развития образования. М.: НФПК-ВШЭ, 2003-2004.


3. Описать основные стадии инновационного процесса и фазы жизненного цикла нововведения (для этого наполните реальным содержанием нижеприведенные теоретические схемы – конкретизируйте их данными по своей инновации.).


3а. Стадии инновационного процесса


Теоретическая вставка 1. 6

Различаются три основные формы производства новшества и, соответственно, воспроизводства инновационных процессов:

I. Локальное производство новшества характе­ризуется тем, что оно ограничивается производством и использованием/потреблением новшества лишь той фирмой, которая его заказала – либо это сама фирма-изготовитель (заказала для себя), либо другая фирма-заказчик.

Локальный инновационный цикл включает следующие стадии:

(1) На базе таких предпосылок как потребность фирмы в новшестве, наличие открытия, изобретения, рационализаторского предложения разрабатывается проект инновации, включающий техническое и экономическое ее обоснование;

(2) Первое освоение новшества, включая прикладные исследования, разработки, изготовление опытного образца и первое тиражирование новшества, первое его производство для нужд фирмы-изготовителя или фирмы-заказчика;

(6) Первое использование новшества, его потребление внутри фирмы-создателя новшества или фирмы-заказчика, включая первый опыт сервисного обеспечения.

На рис. 2.2. эти три стадии образуют треугольник, вершины которого связаны последовательными воздействиями от первой стадии ко второй и третьей, затем вновь к первой стадии. Этот мини-цикл возможен в организациях с «внутренними рынками», он способствует росту инновационного потенциала фирмы-инициатора, а для собственно инновационного процесса он имеет, скорее, пробный, экспериментальный характер. Его можно уподобить стартеру инновационного процесса: процесс пошел, а сцепления с внешней средой еще нет.

Это, по сути, самозамыкающийся, квазирыночый и непродолжительный процесс. В плановой экономике локальный инновационный цикл – основная форма инновационного процесса, препятствующая распространению многих инноваций в более широком масштабе, отвечающем потребностям национального и мирового рынков.

II. Монопольное производство новшества: как и в первом случае, производство новшества осуществляют фирмы-создатели, но свою продукцию они продают через внешний рынок (стадия 5), адресуя ее многим потребителям. Возникает промежуточный воспроизводственный цикл, когда рыночный механизм включен, но его действие ограничено наличием единственного производителя. Он позволяет фирме-актору определять рыночные цены и получать монопольную сверхприбыль.

III. Расширенное производство новшества характеризуется тем, что это производство осваивается многими фирмами. Цикл инновационного процесса становится полным между второй и пятой стади­ями предыдущего цикла появляются еще две стадии: (3) распростра­нение методов производства новшества (ноу-хау) и форм его использования; (4) расширенное производство новшества, а также финишная стадия - (7) рутинизация производства и самого «новшества» в окружающей среде, вплоть до насыщения рынка данным «новшеством» и прекращения его производства.

Только теперь в полной мере вступают в действие рыночные механизмы: они интегрируют акторов инновации и, подобно ускорителям циклотрона, разгоняют инновационный процесс до максимальной интенсивности. Если в плановой экономике проблема дезинтеграции инновационного процесса была основной и, как показал советский опыт, не решаемой административными методами (напомним: она заключалась в недостаточности или разрыве связей между стадиями и фазами инновационного процесса, в расхождении интересов, целей участников нововведения), то механизм рыночной экономики позволяет успешно ее решать. Конечно, при участии менеджмента как необходимого дополнительного регулятора».


4. Расширенное 5. Рынок

производство новшества


3. Распространение 2. Первое 6. Использование

ноу хау освоение (потребление)




1.Проект 7. Рутинизация/

инновации прекращение

Рис.2.2. Стадии инновационного процесса.

Источник: Лапин Н.И. (рук.проекта), Карачаровский В.В. Материалы проекта «Социология инноваций» Национального фонда подготовки кадров программы «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в ВУЗах» Инновационного проекта развития образования. М.: НФПК-ВШЭ, 2003-2004.


3б. Жизненный цикл инновации


Теоретическая вставка 2. 7

«Жизненный цикл инновации выражает динамику взаимодей­ствия инновационного процесса с его внешней средой, его эффектив­ность для изготовителей и потребителей новшества. Соответственно, тип жизненного цикла зависит от формы инновационного процесса и от характера внешней среды. Формы инновационного процесса были охарактеризованы выше, а во внешней среде инновации важнейшее значение для ее жизненного цикла имеют два слоя: экономический (клиенты и конкуренты) и инфраструктурно-управленческий (национальная инновационная система).

Локальный инновационный процесс ограничивает жизненный цикл инновации внедрением созданного новшества в одной точке – фирме-заказчике. А среда такого процесса сужается до ограниченного числа фирм-изготовителей, аналогичных нашей фирме-актору. Жизненный цикл такой инновации достаточно представить тремя фазами: разработка – изготовление – внедрение. Это, можно сказать, локально-внедренческий жизненный цикл инновации. Рынок здесь присутствует как рынок заказчиков: изготовители конкурируют между собой за привлечение выгодного заказа, т.е. на первой стадии цикла. На последующих стадиях рыночные отношения теряют непосредственно стимулирующее значение, конкуренты присутствуют, скорее, как потенциальные в будущей борьбе за следующий заказ. Следовательно, это квазирыночный жизненный цикл. Его основные стадии: старт, быстрый рост, трансформация.

Две других формы инновационных процессов имеют имеют дело с рынком на всех стадиях, особенно на завершающих. Одна из них - монопольное производство новшества - до поры до времени не встречает на рынке конкурентов. Но такая угроза нарастает и затем реализуется с появлением других производителей того же новшества. Можно считать, что это монопольно-рыночный жизненный цикл инновации. В какой-то момент он трансформируется в иной, собственно рыночный цикл.

Третья форма инновационного процесса – расширенное производство новшества – является полностью рыночной: от начала до конца, при этом интенсивность конкуренции нарастает, побуждая фирмы-акторы инновации снижать цены на новшество, чтобы обеспечить расширенное его производство и сохранение высокой прибыли. Вспомним, например, о снижении рыночных цен на компьютерную технику, мобильные телефоны и подобную новую продукцию широкого потребления. Этим в определенной мере оправдывается рекламный тезис блюстителей свободного рынка: «Качество выше – цены ниже». В таком случае можно говорить о расширенно- рыночном жизненном цикле инновации.

В этом цикле различают пять основных стадий: старт, быст­рый рост, зрелость, насыщение (уменьшение потребности в новшест­ве), финиш. Динамика эффективности нововведения на различных ста­диях его жизненного цикла представлена на рис 2.3. Дадим краткие пояснения к этому рисунку.

По горизонтали отложено время развертывания инновационного процесса, а по вертикали – его экономическая эффективность.

Первая стадия – старт – означает затраты или инвестиции на оценку проекта инновации, его разработку, изготовление и оценку опытного образца новшества. На стартовой стадии нет доходов от инновации, более того - она убыточна, имеет отрицательную эффективность.

На следующей стадии – быстрый рост – наблюдается монопольное производство новшества, которое дает сверхдоход или максимальную эффективность. На рисунке это отражено в виде максимально высокой колонки».

Третья стадия – зрелость – характеризует расширенное производство новшества многими фирмами. Соответственно, понизились его рыночная цена, но не размеры доходов производителей.

На четвертой стадии происходит насыщение рынка данным новшеством, которое утратило новизну и прежний спрос. Его цена резко снизилась, а производство оказывается на грани убыточности.

Наконец, пятая стадия означает печальный финиш инновации: производство прежнего новшества стало убыточным, его следует прекратить.

Взятые в единстве, инновационный процесс и жизненный цикл характеризуют инновацию как целостную систему. Ее целостность обеспечивается прежде всего за счет внутренних связей, выражае­мых инновационным процессом. Вместе с тем, жизненный цикл инновации выра­жает ее взаимосвязи с внешней средой, показывает принадлежность инновации к более широкой инновационной системе и тем самым выявляет системную целостность инновации».


+


Быстрый

рост Зрелость Насыщение t

- Cтарт Финиш


Рис. 2.3. Стадии расширенно-рыночного жизненного цикла инновации.

Источник: Лапин Н.И. (рук.проекта), Карачаровский В.В. Материалы проекта «Социология инноваций» Национального фонда подготовки кадров программы «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в ВУЗах» Инновационного проекта развития образования. М.: НФПК-ВШЭ, 2003-2004.


Примечание. Описание каждой стадии или фазы (см. выше) инновационного процесса, предполагает, что вы анализируете основные возникавшие проблемы, их влияние на ход инновации и предпринятые способы (управленческие решения) для их устранения.


В частности, можете проанализировать «карту позиционности» - характер ситуационных структур, возникших в организации в ходе осуществления инновации. Как менялись позиции-роли, позиции-функции и позиции-отношения.


4. Оцените (если инновация еще не завершена – спрогнозируйте – на качественном уровне) эффективность инновации.


Различают три подхода к определению эффективности8.

1. Целевая трактовка эффективности. Достижение цели как критерий эффективности. Степень эффективности = степень выполнения задачи.

2. Системная трактовка эффективности. Обеспечение баланса «вход – процесс - выход» как критерий эффективности. Эффективность как способность восполнить, потребляемые на входе ресурсы. Важность «процесса»: ресурсы должны использоваться для деятельности, которая прямо не связана с достижением цели.

3. Многопараметрическая трактовка эффективности. Организация представляет собой арену, на которой различные группы согласуют свои требования посредством создания коалиций. Внимание акцентируется на относительной важности различных групповых и индивидуальных интересов в организации. Организация является эффективной в той степени, в которой она удовлетворяет интересы группы, которая контролирует наиболее важный в данный момент ресурс.


5. (По желанию). Произведите оценку инновационных рисков, постройте рисковую модель рассматриваемой Вами инновации.


1 См.: Лапин Н.И. Программа курса «Социология деловых организаций» // Мир России. 2002. №3.

2 Проективно-деятельностный подход к обучению является методической разработкой член.-корр. РАН, проф. Н.И.Лапина и реализуется в ГУ-ВШЭ также в рамках курсов «Теория деловых организаций» и «Теория и практика инноваций» (магистерская программа «Экономическая социология», факультет экономики).

3 Здесь используются элементы методологии, предложенной Ю.Д.Красовским. Подробнее см.: Красовский Ю.Д. Сценарии организационного консультирования. М.: ВШЭ/НФПК, 2000.

4 Разбор кейсов, выполненный по данной методологии см. в: Лапин Н.И. Программа курса «Социология деловых организаций» // Мир России. 2002. №3.

5 Материалы этой части разработаны д.ф.н., профессором Н.И.Лапиным» и более подробно изложены в работе: Лапин Н.И. (рук.проекта), Карачаровский В.В. Материалы проекта «Социология инноваций» Национального фонда подготовки кадров программы «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в ВУЗах» Инновационного проекта развития образования. М.: НФПК-ВШЭ, 2003-2004.

6 Составлено по: Лапин Н.И. Теория и практика инноватики. М: Логос, 2008.

7 Составлено по: Лапин Н.И. Теория и практика инноватики. М: Логос, 2008.

8 Подробнее см.: Гиббсон Дж. Л., Иванцевич Дж., Доннелли Дж. Х. Организации: поведение, структура, процессы. М.: ИНФРА-М, 2000. С.28-37.






Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Министерство экономического развития и торговли iconМинистерство экономического развития и торговли
Социокультурная природа хозяйственных систем и инновационный вектор социально-экономического развития
Министерство экономического развития и торговли iconМинистерство Министерство экономического развития и торговли образования и науки

Министерство экономического развития и торговли iconМинистерство экономического развития и торговли

Министерство экономического развития и торговли iconМинистерство Министерство экономического развития образования и науки и торговли Российской Федерации
Принципы и формы взаимодействия сми с тремя ветвями власти в западных демократиях
Министерство экономического развития и торговли iconМинистерство Министерство экономического развития образования и науки и торговли Российской Федерации
Принципы и формы взаимодействия сми с тремя ветвями власти в западных демократиях
Министерство экономического развития и торговли iconМинистерство экономического развития и торговли Российской Федерации

Министерство экономического развития и торговли iconМинистерство экономического развития и торговли Российской Федерации

Министерство экономического развития и торговли iconМинистерство экономического развития и торговли Российской Федерации

Министерство экономического развития и торговли iconМинистерство экономического развития и торговли Российской Федерации

Министерство экономического развития и торговли iconМинистерство экономического развития и торговли Российской Федерации

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы