Особенности воспитательной работы в спецшколе-интернате icon

Особенности воспитательной работы в спецшколе-интернате



НазваниеОсобенности воспитательной работы в спецшколе-интернате
Дата конвертации24.07.2012
Размер278.8 Kb.
ТипРеферат
Особенности воспитательной работы в спецшколе-интернате


Содержание: Вступление 2Основная часть: 1. Миссия школы и стратегические цели 5 2. Категория цели в педагогической деятельности 6 3. Иерархия цели 6 4. Особенности воспитательной работы в спецшколе-интернате 7 5. Формы совмемcтной работы учителя и воспитателя 9 6. Социальная адаптация учащихся – основное направление работы спецшколы- интернаты 11 6.1 Основные направления работы интерната по социальной адаптации учащихся 13 7.Профессиональное обучение учащихся – одна из главных задачсоциальной адаптации. 15 7.1 Выпускник спецшколы и реальная жизнь. 16 8. Роль совета школы в организации учебно- воспитательной работы педколлектива. 18 9. Заключение 21 10. Приложения 23 11. Литература 31 Вступление. Цели воспитания.Воспитание - вторая после научения сторона социалиазации ребёнка,приобретения им человеческого жизненного опыта. В отличие от обучения, гдецентром внимания является становление познавательных процессов человека,его способности приобретения им знаний, умений и навыков, воспитаниенацелено на формирование человека как личности, его отношения к миру,обществу, людям.Воспитание начинается с определения его целей. Главная задача воспитания –формирования и развитие ребёнка как личности, обладающей теми полезнымикачествами, которые ей необходимы для жизни в обществе. Цели воспитания неустанавливаются раз и навсегда и не являются постоянными в любом обществе.Меняется система общественного устройства и социальные отношения -изменяются и цели воспитания. Всякий раз они задаются в виде требований,которые предъявляют к личности человека новые тенденции развития общества.Если общество достигло определенного уровня цивилизованности и культуры,если оно стремится его сохранить и повысить, то какие бы радикальныеповороты ни происходили в его истории, оно должно будет воспринять ипродолжить то лучшее, что было в прошлом, если общество желает оставаться вряду цивилизованных стран. К разряду непреходящих ценностей, не имеющихисторических и государственных границ, относятся общечеловеческиенравственные ценности. Они- то в первую очередь и определяют собой целивоспитания на всех этапах социальной истории. Такие цели связаны спонятиями добра и зла, порядочности, гуманности и любви к природе. Это ещёи духовность, свобода, ответственность личности за то, что происходит с нейи вокруг неё, порядочность, скромность, человечность, бескорыстие, доброта.Общая цель современного воспитания состоит в том, чтобы сделать детейвысоконравственными, духовно богатыми, внутренне свободными иответственными личностями. Наряду с общей целью возникают и специальныесоциальные цели воспитания, они соответствуют изменчивым требованиямтекущего момента истории данного общества и определяют собой актуальноенаправление его прогресса. Через некоторое время, когда общество завершитсоответствующий этап своего развития и двинется дальше, они могут статьдругими. Специальные цели воспитания, отвечающие современным тенденциямобщественного прогресса, состоят в том, чтобы вырастить школьниковинициативными, предприимчивыми людьми, стремящимися к достижению успехов.СРЕДСТВА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ.Под средствами воспитания понимают способы организованного и неорганизованного воздействия, при помощи которых одни люди – воспитатели –воздействуют на других людей - воспитанников – с целью выработать у нихопределённые психологические качества и формы поведения. Конкретно подсредствами психологического воздействия на личность мы будем пониматьпредпринимаемые воспитателем действия, направленные на изменение личностивоспитуемого. К ним можно отнести всевозможные виды научения, связанные сформированием поступков человека, убеждение, внушение, преобразованиекогнитивной сферы, социальных установок. Особое место среди средстввоспитательного воздействия отводится комплексным, рассчитанным наоказание глобального эффекта на личность, затрагивающего всё илибольшинство сторон. К ним, например, можно отнести психотерапию, социально-психологический тренинг, различные другие виды психокоррекции. Средствамивоспитания могут стать личный пример воспитателя, образцы поведения,демонстрируемые окружающими людьми, поступки, описываемые как нормативные ивысоко оцениваемые в педагогической, художественной, публицистической идругой литературе. Воспитательное воздействие на человека как личностьможет оказывать всё, что так или иначе личностно затрагивает его и способноповлиять на его психологию и поведение. Средства воспитания по характерувоздействия на человека можно разделить на прямые и косвенные. Первыевключают в себя непосредственно личностное воздействие одного человека надругого, осуществляемое в прямом общении друг с другом. Вторые содержатвоздействия, реализуемые с помощью каких- либо средств, без личныхконтактов друг с другом, воспитателя и воспитуемого (чтение книг, ссылкана мнение авторитетного человека и т.п. ) По включонности сознаниявоспитателя и воспитуемого в процесс воспитания его средства делятся наосознанные и не осознанные. В случае использования осознанных средстввоспитательного воздействия воспитатель сознательно ставит перед собойопределённую цель, а воспитуемый знает о ней и принимает её. Прииспользовании неосознанных средств воздействия принятия воспитательныхвлияний воспитуемым происходит без сознательного контроля с его стороны, атакже без преднамеренного воздействия со стороны воспитывающего лица.Достоинство осознанного воспитательного воздействия состоит в том, что оноявляется управляемым, с заранее предвидимыми и, следовательно,контролируемыми результатами. Его недостаток - тот же, которыйобнаруживается у косвенного воспитания: ограниченность применения к детямранних дошкольных возрастов, отчасти и младшего школьного возраста.Неосознанное воспитательное воздействие имеет место чаще, чем осознанное,но его достоинства и недостатки практически трудно оценивать по причиненедостаточной контролируемости сознанием. Поскольку знания, эмоции ипоступки человека взаимосвязаны, через любое из них можно оказать влияниена личность в целом. Это позволяет воспитателю при дефиците возможностейставить акцент, на какие- либо избранные воспитательные воздействия,добиваясь нужного результата. Однако полноценными воспитательныевоздействия будут лишь тогда, когда они проводятся комплексно и затрагиваютвсе сферы личностиОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.1. МИССИЯ ШКОЛЫ И СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИМиссия характеризуется организационно-прагматическим и общественно-этическим аспектами, и может быть раскрыта по- разному. При этом описаниемиссии должно быть атрактивным, охватываемым, понятным и конструктивным, иозначает, что миссия должна позволять её разложение на четко определённыестратегические цели, определяющая конечные результаты деятельности школы. Переход от миссии на стратегические цели требует от руководителяпрофессионализма, мудрости, сознательности, этичности и владенияспецифическими методами. Эти методы делятся на рациональные и творческие.Одним из чаще используемых рациональных методов является т.н. SWOT-анализ,базируемый на изучении внешней и внутренней среды организации. Изучаютсяфакторы, способствующие и препятствующие реализации миссии и во внешней иво внутренней среде. Путём парного противостояния внутренних и внешнихфакторов выявляют частичные прогнозы дальнейшего развития. Умелоеинтегрирование названных частичных прогнозов даёт общую прогнозную картинупредстоящего будущего.Как показывает практика, достоверные прогнозы всегда отличаются отожидаемого идеального состояния, при котором миссия реализовалась быполностью и безотказно. Стратегия призвана уравновешивать внутреннеесостояние организации со средой. Она содержит основные идеи (решения,принципы, предписания и т.д.) о наиболее далёких целях, о необходимыхресурсах и их распределении, о средствах и их создании, о расположении сил.Стратегические цели охватывают те состояния, которые должны быть достигнутыв результате правленческого вмешательства в саморегулирующийся процесс дляоптимальной реализации миссии. Миссия вспомогательной школы – довести детей до возможно болеевысокой степени умственного и нравственного развития, социальноинтегрировать детей в общество.Стратегические цели для достижения миссии школы, максимальноиндивидуализировать процесс обучения, в процессе воспитательной работыпробуждать у детей веру в собственные силы, всячески поощрять проявлениясамостоятельности, помочь систематизировать учебный материал, т.к. нашученик не может самостоятельно восполнить пробелы в знаниях; коррекциюнедостатков психического развития направлять на развитие произвольноговнимания, наблюдательности, волю и самоконтроля. Чтобы разумно организоватьвоспитательный процесс в группе, воспитателю необходимо хорошо знатькаждого ребёнка, чтобы индивидуально работать с ним, чтобы корректироватьнедостатки психического и физического развития.2. КАТЕГОРИЯ ЦЕЛИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.Категория цели в педагогической деятельности имеет фундаментальноезначение, т.к. всякая педагогическая (в частности воспитательная)начинается с целеполаганияения. Если нет цели, то нет и проблемыэффективности и результативности, нет проблемы выбора методики исамооценки. Коллектив, не умеющий ставить перед собой целей, не можетдостичь никаких результатов. Цель – абстрактное представление о желаемом состоянии. Цель содержитпредставление о намеренном направлении движения и об ожидаемом состоянии копределённому сроку. Следовательно, цель может быть поставлена на разнуюдаль. Различают миссионные, стратегические, тактические и оперативные цели.В расчленении целей можно выделить общие и специфические, локальные иглобальные, основные и вспомогательные цели. Иначе говоря, – цели имеютиерархичный характер: каждая цель может быть трактована как компонент некойнаиболее высокой цели, а также как сложная совокупность разных подцелей.3. ИЕРАРХИЯ ЦЕЛИЦель – является субъективным феноменом. Объективных целей не бывает. Всякаяцель принадлежит какому – то субъекту и характеризует, чьи – то намерения.Каждый субъект имеет свои субъективные цели, которые редко совпадают сцелями других субъектов. Цели конкретного субъекта исходят от егоценностной ориентации и потребностей. В конгломерате целей сообщества имеют место и некоторые общие цели,во имя достижения которых люди часто объединяются в различные организации.Миссия организации – это самая высокая цель данной организации. Миссиядолжна быть признана всеми членами организации. Также должны бытьобщепризнанными все стратегические и тактические цели, исходящие из миссииорганизации. Это может быть достигнуто, если привлечь весь коллектив кразработке описания миссии и стратегии. Миссия школы исходит из общественного заказа (какими общество желаетвидеть выпускников школы) и из конкретных особенностей данной школы.4. ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В СПЕЦШКОЛЕ – ИНТЕРНАТЕОсновные формы руководства спецшколой те же, что во всех школах системыпросвещения. Однако цели, задачи и особенности работы с умственно отсталымидетьми, а именно коррекционная направленность обучения и воспитания,определяют ряд специфических сторон руководства ею. Успех работы спецшколы – интерната во многом определяется уровнемуправления, способностью администрации координировать усилия коллектива,направленные на достижение целей, стоящих перед школой, на коррекциюдефектов развития умственно отсталых детей, должную организацию их трудовойподготовки, заботу об их социальной адаптации. Создание единого творческого коллектива – высокий показатель уровняуправления. Нельзя достигнуть успеха, если работающие в школе чувствуютсебя людьми сведёнными вместе только силой случая. Усилия отдельныхучителей или воспитателей без согласованности действий коллектива в целомне могут оказать заметного влияния на формирования характера, поведения иличности школьника в целом. Педагоги спецшколы – интерната должны бытьнацелены на изучение особенностей поведения и деятельности своих учениковна протяжении всех лет обучения и иметь в виду, что психофизическиеособенности могут своеобразно проявляться в каждом конкретном возрасте.Кроме того, каждому учителю и каждому воспитателю приходится учитыватьвлияние на ребёнка социальных факторов, приобретаемого им практического имжизненного опыта и в соответствии с этим осуществлять его обучение ивоспитание. От того, как в спецшколе – интернате организована ежедневная жизньвоспитанников, зависит успех учебно-восстановительной работы. Значительноеместо в деятельности по руководству спецшколой – интернатом следуетотводить рациональной разработке режима дня, его научному обоснованию всоответствии с санитарно – гигиеническими требованиями, особенностямиучебного плана, с учетом материальной базы спецшколы – интерната. Особоевнимание необходимо обратить на организацию специальных коррекционнныхзанятий и общественно полезного, производстводительного труда с тем, чтобыони не вызывали переутомления воспитанников, а также не производились вущерб другим занятиям. Разработка распорядка дня в спецшколе – интернате –дело весьма сложное и требует от руководителей глубоких знаний особенностейпсихофизического развития умственно отсталых детей различных возрастныхгрупп и знания конкретных данных о состоянии здоровья и другихособенностях детей в каждой воспитательской группе. Распорядок дня долженпредусматривать сочетание труда, отдыха и досуга детей, причем следуетварьировать интенсивность нагрузки в течение недели в целом. Большоевнимание в режиме дня спецшколы – интерната, мы уделяем отдыху детей, чтобы дети не переутомлялись, больше пребывали на свежем воздухе, не связываяэто только со свободным временем дня и досугом учащихся. Различныеэкскурсии, общественно полезный труд по благоустройству территории иподдержанию порядка используется для увеличения времени пребывания детей навоздухе.5 .ФОРМЫ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ И ВОСПИТАТЕЛЯОдним из важнейших вопросов организации работы интерната являетсявзаимосвязь в работе воспитателей, учителей и классных руководителей. Отэтого зависит учёба и воспитанность наших учащихся.I – Совместная работа воспитателя и учителя по воспитанию коллектива,планированию и проведению внеурочной воспитательной работы;Ведению психолого-педагогических наблюдений, посещаемость уроков группы ит.д.II – Это обмен информацией между учителем и воспитателем. Классные журналы,журналы групп, дневники учащихся, личная беседа – средства такого обмена.III – это совместная работа с родителямиIV – совместное проведение учителем и воспитателем отдельных учебно –воспитательных мероприятий.V – Это обсуждение единых требований к учащимся по предмету,Режим устной и письменной речи, ведение тетрадей, объём домашних заданий,возможности усиления эффективности уроков и самоподготовки. Психолого-педагогические наблюдения имеют большое значение для нашейшколы, для осуществления индивидуального подхода к учащимся. Личные встречи воспитателей и учителей дают информацию для работы иучителя и воспитателя (например, как работали дети на самоподготовке, какаяим оказывалась помощь, об их успехах и пробелах в знаниях). Воспитатель и учитель договариваются о совместных действиях дляповышения эффективности урока и самоподготовки. В объединении усилийпедагогов и воспитателей большую роль играет совместная работа с родителямиучащихся. Учителя и воспитатели готовят и проводят вместе родительские собрания(изучают: - домашние условия учащихся; - устанавливают с родителями хорошие деловые отношения; - согласовывают индивидуальный подход к детям; - ведут активную педагогическую пропаганду среди родителей; - проводят индивидуальные беседы; - принимают участие в общешкольном всеобуче родителей)Оценки, выставленные на уроке за выполнение домашних заданий, даютвоспитателю основание сделать вывод об уровне и качестве самоподготовке вгруппе, помогают установить, с кем надо работать индивидуально. Существенную помощь учителю и воспитателю в обмене рабочейинформации, оказывает дневник взаимосвязи. В дневнике взаимосвязи учитель и воспитатель делают записи заданий,фиксируют свои замечания о работе всей группы и отдельных учащихся, вносятпредложения и пожелания по совершенствованию учебно-воспитательногопроцесса. Ведение дневника позволяет быстрее устранить недостатки, найтиправильные и более эффективные пути для лучшей организации работы.6. СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ – ОСНОВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙРАБОТЫ СПЕЦШКОЛЫ – ИНТЕРНАТАСоциальная адаптация представляет собой один из механизмов позволяющихличности активно включаться в различные структурные элементы среды, т.е.посильно участвовать в труде и общественной жизни коллектива, приобщатьсяк социальной культурной жизни общества, устраивать свой быт в соответствиис нормами и правилами общежития. Трудовая и бытовая адаптации выпускников спецшколы – интерната далеконе всегда проходит успешно. Характерны тенденция к частной смене работы,неоправданная неудовлетворённость заработком (неумение его соотносить сзатраченным трудом и качеством работы), трудности установления контактов счленами коллектива. Отличаются трудности, возникающие вследствие неуменияраспорядиться заработной платой, семейным бюджетом, спланироватьнакопления, рационально вести хозяйство. У выпускников, живущих сродителями, явно выражены иждевенчекие настроения. У сирот и подростков,лишённых попечения родителей, налаживание самостоятельной жизни происходитс ещё большим трудом. Истоки многих затруднений связаны с особенностями психофизическогоразвития детей, а также с состоянием обусением и воспитания в школе.Поэтому большое значение в нашей школе, мы придаём занятиям по социально –бытовой ориентировке. Социальная адаптация – это непрерывныйкоммуникативный процесс, в котором участвуют личность и общество. Нообщество в целом недостаточно готово к милосердию и патронированиюаномальных подростков, малочисленные специальные службы, призванныеосуществить помощь в адаптации аномальных людей. В связи с этим особенно велика роль школы. Успех подготовкишкольников к самостоятельной жизни возможен только при соблюдении рядаусловий. Главное из них – наличие единой системы взаимодействия научащихся, складывающийся из нескольких звеньев, где ведущем звеномявляется социальные коррекционные занятия по социально – бытовойориентировке. Специальные коррекционные заняия по социально – бытовойориентировке направлены на практическую подготовку детей к самостоятельнойжизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующихсоциальной адаптации, на повышение уровня общего развития учащихся. Важнейшим звеном системы, является воспитательная работа, которая вкомплексе с учебной, помогает достичь желаемых результатов. В ходевоспитательной работы, таким образом, расширяется, дополняется трудовое,нравственное, эстетическое воздействие на ребёнка. Система работы вовнеурочное время не должна копировать уроки СБО, у неё свои задачи, формыи методы. И, тем не менее, исходя из того, что все звенья работы должны,быть взаимосвязаны, следует в процессе повседневной практической жизнидетей повторять, закреплять и расширять знания, полученные в ходе учебногопроцесса, автоматизировать имеющиеся умения и организовать приобретениеновых, формировать у воспитанников полезные привычки, эталоны поведения,оценочное отношение к различным жизненным ситуациям. Главное условие успеха– участие детей в ежедневной разнообразной практической деятельности.Эффективность подготовки школьников к жизни через систему внеклассной иурочной работы зависит от согласованности действий учителя и воспитателя,их контакта, информированности о работе друг друга, скоординированностипланов работы. Программа по социально – бытовой ориентировке должна служить длявоспитателя ориентиром при отборе материала, определении тематики, объёма ипоследованности работы; воспитатель должен придерживаться того же, что иучитель, уровня требований, предъявляемых к выполнению учащимисяхозяйственно – бытовых и других заданий, к соблюдению их правил поведения,санитарно – гигиенических правил, т.е. он организует повседневную жизньдетей с учётом ими усвоенного, постепенно повышая уровень требований.Успеху способствует также заранее спланированная совместная деятельностьучителя и воспитателя в подготовке и проведении различных мероприятий;конкурсов, праздников. Воспитатели продумывают сценарии этих праздников, вместе своспитанниками группы, подбирают конкурсы, интересные игры, загадки, детиготовят различную выпечку, делают салаты, бутерброды и т.д., т.е.используют знания, полученные на уроках СБО. Для детей интерната работают кружки: «Рукоделие» и «Домоводство», гдедети используют и закрепляют умение и навыки шить и готовить. Занятия кружка рукоделия организованы по интересам с практическойнаправленностью. Каждый ребёнок работает по индивидуальной программе ивыполняет задание по его возможностям. Результаты работы кружка в концегода оформляются в выставку мягкой игрушки. Особенно большое значение длясоциально – бытовой ориентировки имеет работа с детьми, которые приходят вшколу в начальные классы, и не имеют элементарных навыков самообслуживания.В этом направлении воспитателями младших групп ведётся большая, кропотливаяработа по привитию конкретных навыков самообслуживания: - как правильно пользоваться иголкой, ножницами; - как вдеть нитку в иголку, сделать узелок, какова длина нитки; - как сделать мелкий ремонт одежды, пришить пуговицу; - как правильно хранить летнюю и зимнюю одежду, обувь (по сезонно) - уход за обувью и её сушка после прогулок, штопка носков и рукавиц; - правильно стелить постельное бельё, заправлять постель; - качественно проводить уборку (наливать нужное количество воды в ведро, правильно выжимать тряпку и т.д.) Основная цель социальной адаптации – помочь детям приобрести жизненный опыт, занимаясь различными вещами деятельности, выработав у воспитанников достаточный уровень самостоятельности при социально приемлемых выходов из экстремальных и обыденных проблемных ситуаций.6.1 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ИНТЕРНАТА ПО СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ. Основные направления работы интерната по социальной адаптации следущее: - «Безопасность жизни» детей уваивают при изучении правил поведения на дорогах и при ДТП, они учатся пользоваться электроприборами, спичками, получают понятия о легковоспламеняющихся материалах, как вести себя в близи открытых водоёмов, на льду зимой, при сигналах «Пожар»; - « Жилые помещения » даёт детям возможность освоить приёмы ухода за жилищем, создания и сохранения порядка в доме, создание уюта, овладеть навыками пользования бытовой техникой. В этом направлении в интернате проводится большая работа. Спальни интерната хорошо, со вкусом оформлены. Для поддержания интереса детей, постоянно действующий конкурс на «лучшую спальню», спальни проверяются каждый понедельник, итоги проводятся на линейках, по окончанию четверти, учебного года. «Лучшие спальни» награждаются. Но т.к. плохих спален практически нет, то приходится награждать практически всех за I, II, III места. - « Культура поведения» -, дети учиться правилам культурного общения со знакомыми и не знакомыми людьми, правилами поведения в общественных местах, им сообщают знания о семье и семейных отношениях. - «Одежда и обувь» формирует у детей привычку носить удобную, чистую обувь, одежду, правильно ухаживать за ними, своевременно чинить одежду и обувь в домашних условиях и мастерских. - «Ориентирование в окружающем» - умение ориентироваться в школьном и внешкольном пространстве – городе, в незнакомом районе, умение пользоваться транспортом, приобретать необходимые товары, обращаться в организации обслуживающие население. В освоении этого направления большое значение мы придаём экскурсиям на почту, швейную фабрику, департамент гражданства, и другие. - «Отдых и досуг» - воспитание у детей умение занимательно и интересно для себя организовать свободное время. Для этих целей в интернате имеются 5 комнат отдыха, хорошо оборудованных. - «Охрана здоровья» - привитие детям привычки соблюдать личную гигиену, режимные моменты, своевременно принимать меры, уберегающие от травматизма и распространения инфекционных заболеваний. Медиками проводятся по возрастным группам беседы о личной гигиене, о половом воспитании, венерических заболеваний, о СПИДе. - «Питание» - умение сервировать обеденный стол, убирать стол после приёма пищи, ухаживать за посудой, соблюдать правила поведения за столом, готовить некоторые блюда, придерживаясь санитарно – гигиенических правил и техники безопасности. Большую работу проводим по привитию культуры поведения в столовой, при приёме пищи, учим пользоваться ножом и вилкой. - «Природа» - дети усваивают приемы содержание животных и ухода за растениями в доме, знакомятся с лечебными свойствами растений и использованием их в быту, учатся принимать необходимые меры при стихийных бедствиях. Большое внимание уделяем экскурсиям в лес (рядом расположен), проводятся беседы о сезонных изменениях в природе, ведутся наблюдения за этими изменениями, учим детей давать правильную характеристику погоде, изучаем животный и растительный мир Эстонии. - «Эстония наша Родина». Основная цель этого направления работы интерната культурная и языковая интеграция в эстонское общество. Дети знакомятся с эстонской литературой, сказками, разучивают эстонские игры, хороводы, танцы, знакомятся с денежными единицами Эстонии, узнают о людях, чьи портреты изображены на денежных купюрах. Знакомятся с эстонскими народными и государственными праздниками, устройствам эстонского государства, столицей Эстонии, с государственной символикой. (выдержка из плана воспитательной работы, [прил. 1])Фомы работы по этим направлениям различны:Как групповые, так и индивидуальные. Главное, чтобы каждый ребёнок овладел жизненно необходимыми знаниямии умениями – познавательными коммуникативными, нравственными,эстетическими, трудовыми. В систему воспитательных занятий входят разнообразные видыпрактической деятельности, которые формируют знания и умения; помогающиевоспитанникам находить контакт с окружающими людьми, переносить в реальнуюобстановку усвоенное, уметь объяснить свои действия, умение находить выходыиз жизненных ситуаций.7. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ – ОДНА ИЗ ГЛАВНЫХ ЗАДАЧ СОЦИАЛЬНОЙАДАПТАЦИИ.Для социальной адаптации учащихся большое значение имеет профессиональноеобучение учащихся, которое решает задачи трудового и экономическоговоспитания, учит к бережному отношению к результатам своего труда и главноеформирует у школьников социальную ответственность. Для детей нашей школыпрофессиональное обучение одно из важнейших условий адаптации в общество.Т.к. программа по трудовому обучению хорошо приспособлена дляпрофессиональных навыков (даёт знания и умения). Учащиеся старших классов под руководством учителей труда оказываютбольшую помощь школе: - оборудуют и оформляют палаты; - ремонтируют мебель; - шьют шторы, покрывала; - выполняют работу по заказам воспитателей и администрации интерната; - делают ремонт одежды.По инициативе и ходатайству совета школы перед руководством уезда былоткрыт профессиональный 10 класс на базе 11 училища, где 2-ой год обучаютсянаши выпускницы, получают специальность швеи. В этом году наши выпускники получили возможность приобретатьспециальность, столяря и строителя на базе 20-го училища. В 2000 году обучаются профессиям - швея – 12 - столяр – 6 - строитель – 167.1 ВЫПУКСНИК СПЕЦШКОЛЫ И РЕАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ.Несмотря на большую работу, проводимую нашим коллективом по социальнойадаптации и профессиональному обучению, устроиться на работу нашим учащимсяочень трудно т.к. рынок труда практически ничего не предлагает. Наличиеотклонений в интеллектуальном развитии учащихся вспомогательной школы оченьусложняет адаптацию к самостоятельной жизни т.к. у большинства таких детейнеблагополучные семьи. В связи с этим для успешного решения вопроса начала самостоятельнойжизни выпускниками школы – интерната, особенно сиротам необходима болеереальная помощь органов социальной опеки. Если бы выпускникам – сиротам хотя бы в течение 2-х лет оказываласьсущественная помощь и поддержка, то они бы с меньшими потерямиприспособились к самостоятельной жизни.Большую помощь в обеспечении нуждающихся в жилье выпускников – сирот нашейшколы оказывают городские власти. Не было случаев отказа в предоставлениижилья. По ходатайству совета школы: 1. в 1999 г. городом было выделено 2 однокомнатные квартиры, в которых был сделан капитальный ремонт на 27 тыс. крон и 5 комнат в общежитии, которые были отремонтированы за счёт средств выделенных школой. 2. в 2000 г. городом была выделена однокомнатная квартира с полным ремонтом на сумму в 10 тыс. крон и 3 комнаты в общежитии, ремонт которых был проведён за счёт средств фирм – спонсоров.Чтобы выпускники вспомогательной школы могли успешно пройти социально –трудовую адаптацию, необходимо: - расширения профиля и содержания профессионально – трудовой подготовки выпускников; - обеспечение индивидуального подхода в профессионально – трудовом обучении - расширение возможности интеграции выпускников с русским языком обучения в эстонское общество. - Улучшение совместной работы школ и социальных работников местных самоуправлений.Трудоустройство выпускников и включение их в жизнь общества – конечная цельвсей учебной и коррекционно-воспитательной работы вспомогательной школы.8. РОЛЬ СОВЕТА ШКОЛЫ В ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫПЕДКОЛЛЕКТИВА.Совет спецшколы – интерната руководствуется законом основной школы игимназии и другими актами и решениями Министерства культуры и образования,уставом школы и уставом совета школы. Совет утверждён старейшиной Ида–Вирумааского уезда в 1998 г. всоставе 9 человек: - инспектор Ида–Вирумааского уезда по образованию и культуре; - старейшина Ахтмеской части города; - директора швейной фабрики; - два представителя от родителей; - врач школы; - специалист – дефектолог; - два представителя от педколлектива.Председатель совета, зам. директора (специалист-дектолог) Плигунова Т.А.В таком составе совет спецшколы – интерната работает третий год. Основноевнимание совет уделяет: - заботе о здоровье детей; - обустройству их быта; - профессиональной подготовке; - работе столовой; - физкультурно-оздоровительной работе; - организации управления школы; - роли педсовета; - контролю и руководству учебно-воспитательной работы коллектива; и т.д.Планы работы совета за 1998 – 1999 уч. г. и 1999 – 2000 уч. г. Прилагаются[прил. 2,3]. Актуальность и содержательность работы и работы совета школы отмеченыв акте проверки школы МОЭР. При рассмотрении вопросов на совете школы цель одна: улучшить учебно-воспитательную работу педколлектива, помочь, где это необходимо и обратитьвнимание на недочёты в работе. МОЭР рекомендовало совету школы большевнимания уделить культуре питания и качеству блюд. Поэтому вопрос остоловой был на контроле совета с октября 1999 г. по апрель 2000 г. Оработе столовой совету докладывали председатель совета и член совета –врач. Надо отметить, что столовая приобрела более современный вид,улучшилось качество блюд, питание стало разнообразнее, в столовой сталобольше порядка. Одно из заседаний было посвящено организации управления школой(единые требования администрации), т.к. успех работы школы определяетсяуровнем управления, способностью администрации организовать деятельностьпедагогического и ученического коллектива. В решении совета рекомендованодиректору и его заместителям придерживаться единых требований в руководствеколлективом и деятельность каждого не должна противоречить общемунаправлению в работе, о работе всех членов коллектива судить только по ихделовым качествам, по их отношениям к работе, директору школы обеспечитьруководство коллективом таким образом, чтобы каждый работник не толькочётко знал свои обязанности, но и исполнял их.В январе 2000 г. Совет школы заслушал вопрос о роли библиотеки ворганизации учебно-воспитательной работы и рекомендовал библиотекарю школы: - систематически проводить работу по пропаганде литературы; - популяризации книги, используя различные формы работы: обзоры книжных новинок; проведение тематических вечеров, утренников, праздников книги. - оказание помощи классным руководителям и воспитателям. В октябре 2000 г. совет школы проверил выполнение рекомендаций советабиблиотекарем школы и отметил, что формы работы библиотеки сталиразнообразнее, оформляются сменяемые стенды, проводится работа с учащимися,улучшился контакт с классными руководителями и воспитателями. Педсовет школы – коллективный орган управления, и какое участиепредпринимает каждый педагог в работе педсовета, как участвует в обсужденииразличных вопросов, актуально ли содержание обсуждаемых вопросов дляколлектива и будет определять роль педсовета в учебно-воспитательнойработе. Поэтому вопрос о работе педсовета и стал повесткой заседания советашколы. По этому вопросу совет рекомендовал администрации школы на заседанияпедсовета выносить вопросы, имеющие значения для всего педагогическогоколлектива и требующие всестороннего обсуждения их с учётом мнения всехчленов коллектива. Особое внимание совет обратил на контроль за исполнениемрешений принятых на педсовете и об их выполнении. В декабре 1998 года совет школы обсудил вопрос о перспективном планеразвития школы и рекомендовал директору школы ознакомить педсовет соструктурой плана развития школой, какая работа проводится по каждому пунктуплана и составить перспективный план развития школы. План развития школыбыл составлен и утверждён на педсовете школы. К этому вопросу совет школывернулся снова, проверив, как коллектив школы, работает по плану развитияшколы, и обратил внимание на усиление работы по родительскому всеобучу,т.к. вопрос обучения родителей для нашей школы один из актуальных(большинство неблагополучных семей). Условия проживания детей в интернате – это вопрос, который обсуждалсяна нескольких заседаниях совета. Совет отметил: условия проживания детей винтернате хорошее, обстановка приближена к домашним условиям. В основномспальни оборудованы новой мебелью. При расселении детей учитывается ихвозраст. Для детей оборудованы всем необходимым 5 игровых комнат. В актовомзале дети смотрят видеофильмы. В интернате соблюдается режим дня. Большоевнимание уделяется привитию детям навыков самообслуживания:Это и - личная гигиена - ремонт вещей - обучение навыкам стрижки и т.д.т.е. всему чему учат детей в семье. Особое внимание уделяется технике безопасности, умению экономитьэлектроэнергию и воду, вопросам охраны здоровья и жизни детей (одежда посезону, обувь и прогулки на свежем воздухе и режим питания, и многоедругое). Совет школы пользуется доверием коллектива, работников школы, о чёмсвидетельствуют обращения в совет членов коллектива по различным вопросам. Совет в курсе всей жизни школы (и коллектива учителей и коллективаучащихся), его решения объективны и направлены на улучшение учебно-воспитательной работы школы и интерната на ликвидацию недостатков. В конце каждого года проводится итог работы совета, утверждаетсяотчет о работе за год и план работы на следующий учебный год[прил. 2,3]. Совет спецшколы – интерната влияет на совместную деятельностьколлектива учителей и воспитателей и создание для этого лучших условий. 9. ЗАКЛЮЧЕНИЕИнтернат для детей с недостатками умственного развития способен комплекснорешать образовательно-воспитательные и оздоровительные задачи и работатьпо адаптации детей в общество. Главная педагогическая идея в интернате заключается в создании единойсистемы воспитательных воздействий на детей и подростков. Эта системапризвана обеспечить коррекцию умственного и физического развитиявоспитанников. Создание такой системы становится возможным при условии,если обучение и воспитание учащихся осуществляется как строго подчинённыйрежиму единый педагогический процесс, проходящий под наблюдением ируководством всего педагогического коллектива. Специфика педагогическойработы вспомогательной школы будет эффективной, если все учителя ивоспитатели понимают важность соблюдения единых педагогических требований,если все педагогические работники активно участвуют как в процессеобучения, так и воспитательной работе. Велика роль личности воспитателя,которая определяется его отношение к делу, к окружающим людям,особенностями поведения и стиля общения в его активном воздействии навоспитанников. В воспитателе дети ценят человечность, справедливость итребовательность, доброжелательность.Процесс продуктивного взаимодействия ребёнка и взрослого – это динамическиймотивообразующий процесс для обоих участников общения, стерженькоррекционно – развивающего обучения и воспитания. Главное в воспитательной работе: - принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии; - анализ социальной ситуации развития ребёнка и его семьи; - включение родителей в коррекционно-педагогический процесс; - формирование и коррекция высших психических функций в процессе специальных занятий с детьми; - реализация личностно ориентированного подхода к воспитанию и обучению детей и совершенствования методов приёма работы; - активизация эмоционального реагирования и эмоциональных проявлений и использование их для развития практической деятельности, общение детей и формирование адекватного поведения; - расширения форм взаимодействия взрослых с детьми и создания условий для активизации форм партнёрского сотрудничества между детьми; - определение базовых достижений умственно – отсталого ребёнка в каждом возрастном периоде.Воспитание детей с отклонениями в развитии должно быть направлено настановление личности ребёнка с адаптацией его в общество. 10. ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1 Эстония – наша Родина| |Беседы, |Знакомство с |Эстонские |Знакомство || |экскурсии, |эстонской |народные |с гос. и || |целевые прогулки|литературой |игры, |народными || | | |песни, |поздниками || | | |стихи | || |Беседа на тему: |Эно Рауд |«Aias |29.09 || |«Природа |«Сипсик» |Kхnnib |Михклипяев,|| |Эстонии» |иллюстрации |Тiinake». |литература:|| |Цель: Дать |Эдгара |Цель: |Mass ||Сентябрь|большее |Валтера, |повторить |Ketsnik « || |представление о |перевод с |слова на |Elame || |деревьях, |эстонского |эстонском |Eestimaal» || |животных, |языка Татьяны|языке и | || |птицах, |Теппе |знать их | || |растениях | |значение | || |Эстонии. Целевая| | | || |прогулка по | | | || |улицам, | | | || |закрепить | | | || |названия улиц. | | | || |1) Беседы о |О. Лутс « |«Kes aias?»|Изготовлени|| |столице Эстонии |Мальчик с |Цель: |е открыток || |А) Гос. флаг |рожками» и |закрепить |ко Дню || |Б) Гос. герб |прививать |слова на |учителя || |В) Нац. цветок, |интерес к |эстонском |(первое || |птица, дерево, |эстонской |языке и |воскресенье||октябрь |камень |литературе |знать их |октября) || |2) Беседы о | |значение | || |Кохтла-Ярве, о | | | || |его | | | || |промышленности, | | | || |о гигантах, о | | | || |полезных | | | || |ископаемых. | | | || |Литература: M.K.| | | || |« Elame | | | || |Eestimaal» | | | || | | | | || |Беседы о |Ф.Р. Крейцвальд|Разучить |2.11 День || |народных и гос.|«Калевипоег», |эстонский |духов || |праздниках |знакомство и |народный |10.11 Мардипяев|| |Эстонии. |рассматривание |танец «Ette| || |Литература:: |иллюстраций. |ja Taha», |25.11 Кадрипяев||ноябрь|M.K. « Elame |Познакомиться с|цель: | || |Eestimaal» |героями эпоса: |запомнить |16.11 день || | |Калевом, |слова на |самостоятельнос|| | |Калевипоегом, |эстонском |ти || | |Линдой, Олевом,|языке и | || | |Тусларом и др. |знать их | || | | |значение | || |1) Беседы о |Знакомство с |«Kes elab |25.12 Рождество|| |том, как |эстонским |metsasees?»| || |отмечают |художником |цель: |26.12 второй || |рождество в |Krisjan Raud |запомнить |праздник ||декабр|Эстонии. | |слова на |рождества ||ь |Литература: | |эстонском |Участие в || |M.K. « Elame | |языке и |школьном || |Eestimaal» | |знать их |мероприятии || | | |значение | || |Беседы о |Эно Рауд « |Повторение |1.01 Новый год,|| |денежных |Муфта, |песен, |участие детей в|| |единицах |полботинка и |стихов на |школьных ||январь|Эстонии, |моховая борода»|эстонском |мероприятиях || |расширить |цель: прививать|языке. | || |представление о|интерес к | | || |тех, кто |эстонской | | || |изображен на |литературе | | || |купюрах | | | || |Беседа о |Прочитать |Разучить |24.02 День || |празднике, |стихи Лидии |песню |независимост|| |который отмечает |Койдула «Mu |«Кьkita» |и ЭР, ||февраль|Эстония. |Isamaa …» на|цель: |великая || |24.02 |эстонском |выучить на |пятница || |Литература: M.K. |языке и |эстонском | || |« Elame |перевести на|языке и | || |Eestimaal» |русский |запомнить | || | | |слова на | || | | |эстонском | || | | |языке и | || | | |знать их | || | | |значение | ||март |1) Беседа о |Чтение |Разучить с |Масленица – || |праздновании |сказок Ф.Р. |участием |в промежутке|| |Масленицы, о |Крейцвальда |1,2,3 кл. |между 8-м || |народных | |Эстонский |февраля и || |гуляниях, | |народный |7-м марта. || |проводимых в | |танец «Ette |Активное || |городе, селах и | |ja Teha» |участие || |других местах. | | |учеников || |Литература: Tooni| | |1,2,3,4 || |Kasesalu | | |классов. || |2) Беседа о | | | || |денежных единицах| | | || |Эстонии | | | || |Беседы о |Чтение |Разучить |Пасха || |праздновании |эстонкой |эстонскую |23.04 Юрьев || |Пасхи в Эстонии. |сказки |песню с |День ||апрель|Литература: M.K. |«Баба Мора»|имитацией | || |« Elame | |«Kьkita», | || |Eestimaal» | |развивать | || | | |слух, | || | | |расширить | || | | |запас | || | | |эстонских слов| || |1) Беседа о |Чтение |С учащимися |1 мая – День || |праздновании |сказки |1,2,3 кл. |международной|| |Пасхи в Эстонии. |Аугуста |выучить |солидарности || |Литература: M.K. |Якобсона |стихотворение |рабочих. || |« Elame |«Лиса с |о частях тела.|1 мая – || |Eestimaal» |трубкой» |« Mul on pea, |Вольбрипяев, ||Май | | |silmad -nдed».|в этот день || | | |Mina on mul |разжигают || | | |keskel nдgu, |костёр. || | | |see on ikka |24.06 – || | | |minu jagu. |Янипяев || | | |Цель: | || | | |расширить | || | | |словарный | || | | |запас | || | | |эстонских | || | | |слов. | | ПРИЛОЖЕНИЕ Приложение 2 План Работы совета спецшколы – интерната на 1999 – 2000 учебный год11 О подковке школы к новому учебному году.2 О работе с детьми – сиротами в летний период Сентябрь2.1 Совместная программа воспитателей и учителей по работе с родителями.Родительский всеобуч. 2 Роль библиотеки в организации учебно-воспитательной работы в школе. Октябрь31 Организация управления школой (единые требования администрации)2 Работа логопедического кабинета Ноябрь41 Работа по охране здоровья учащихся2 Работа кабинета СБО по социальной адаптации учащихся. Декабрь51 Выполнение всеобуча. Совместная работа с полицией и отделом охраны детства.2 Организация работы по интересам организатора школы. Январь61 Контроль за учебно-воспитательной работой в школе и интернате2 Использование бюджета школы за 1999 год. Февраль71 Итоги работы коллектива по перспективному плану развития школы.2 Индивидуальное домашнее обучении больных детей. Март81 Роль педсовета в улучшении учебной и воспитательной работы в школе.2 Обеспечение техники безопасности в школе Апрель91 Итоги работы совета школы за 1999 – 2000 уч. год.2 Летний отдых детей – сирот. ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение3 План совета спецшколы – интерната на 2000 – 2001 годI 1. О подготовке школы к новому (учебному году укомплектование классов, групп, нагрузка педперсонала, готовность заданий). 2. Помощь библиотеки классным руководителям и воспитателям. Организация работы с учащимися (проверка решения совета)II Сентябрь 1. Работа с родителями. Родительский всеобуч. 2. Использование кабинета технических средств.III Октябрь 1. Качество питания и развития культуры питания учащихся. 2. Информация о работе педсоветаIV Ноябрь 1. Соблюдение санитарно – гигиенических норм, организация просветительских работ. 2. Работа зам. директора по хозяйственной части с техперсоналом.V Декабрь 1. Работа коллектива школы по интеграции учащихся в общество. 2. Организация делопроизводства в школе.VI Январь 1. Преемственность в работе учителей I, II ступений 2. Организация работы в группах продленного дня.VII Февраль 1. Организация внеклассной работы классными руководителями и учителями предметниками. 2. Работа по интересам.VIII Март Внутришкольный контроль – один из способов совершенствованияучебно-воспитательной работы.IX АпрельИтоги работы совета Приложение 4 KINNITATUD Direktori kaskkirjaga 26.09.2000nr.23-P KOHTLA-JARVE ERIINTERNAATKOOL KOOLI TЦЦREZIIM6.45 ДRATUS (Magamistubade koristus, vхimlemine, hommikunepesemine)7.15 -7.30 HOMMIKUSЦЦK8.15 - 3.35 TUNNUD13.35 -14.05 LХUNA14.05 -16.00 AKTIIVNE PUHKUS (Tunnid vastavalt tunniplaanile) (Jalutuskaigud,Ьhiskondlikult kasulik tцц) (0-3 lounauinak)15.40 - 16.00 IGAL NELJAPAEVAL KAITUMISOPETUS16.00 - 16.15 ХHTUOODE16.15 - 17.00 VABATEGEVUS (Kasvatajate plaanijargi)16.30 - 18.30 ESIMENE JаKOLMAS KOLMAPAEV KUUS DISKOTEEK19.00 - 19.30 TEINE JаNEЫAS KOLMAPAEV KUUS -KLASSIVALINE LUGEMINE17.00 - 18.30 JARGNEVаPAEVаTUNDDDEKS ETTEVALMISTAMINE18.30 -19.00 хhtusццk18.00 - 19.30 IGAL NELJAPAEVAL VIDEOFILMEDE VAATAMINE19.00 - 19.30 MAGAMAMINEKUKS ETTEVALMISTAMINE (Ohtune pesemine,juukseloikus)(0-4 klass)20.00-21.00(5-9 klass)21.00 - 6.45 uni 11.Литература 1. МО, Таллинн 1997, «Государственная программа основного образования Эстонии» 2. МО, Таллинн 1998, «Государственная программа вспомогательного обучения Эстонии» 3. Конд М., МО, Таллинн 1998, «Оценка школы извне» 4. Kond M., Haridusministeerium 1997, Tallinn, «Ьldharidus» 5. Тюрнпуу Л.А., Таллинн 1999, «Управление школой. Стратегическое руководство и развитие: теория и практика» 6. Haridusministeerium, 1998, Tallinn, «Koolidukumentasioonist (abiks koolidele)» 7. Haridusministeerium, 1999, Tallinn, «Kooliхppekavast» 8. Leino M., Mannistem M., Probleemne laps tavakoolis. Tallinn, Avatud Eesti Fondi toetusel, 1996 9. Rдsasen A., Vainio L., Otsi iseendast peituvat kvaliteet. Ehesehinddamise praktilisi kogemusi, Tallinn, 1998 10. Salumaa T., Хppekavatцц koolis 1, Tallinn, EV haridusministeerium, 1997 11. Salumaa T., Хppekavatцц koolis 2, Tallinn, EV haridusministeerium, 1997 12. Журнал «Дектология», №2, 2000 г. 13. Журнал «Дектология», №3, 2000 г. 14. Журнал «Дектология», №6, 2000 г. 15. Эльконин Д.В., «Избранные педагогические труды», Москва 1989 г. 16. Немов Р.С., «Психология», Москва, 1,2,3 т., 1998 г.




Похожие:

Особенности воспитательной работы в спецшколе-интернате iconРуководство и контроль за состоянием воспитательной работы на 2011-2012 учебный год
Планирование и организация воспитательной работы в классах (изучение планов воспитательной работы классных руководителей)
Особенности воспитательной работы в спецшколе-интернате iconДокументы
1. /справки по проверке воспитательной работы/О проведении воспит. работе за январь 2009.doc
Особенности воспитательной работы в спецшколе-интернате iconПоложение об отделе воспитательной работы со студентами
Отдел воспитательной работы (далее Отдел) является самостоятельным структурным подразделением тгспа, подчиняется ректору тгспа, функционально...
Особенности воспитательной работы в спецшколе-интернате iconАнализа воспитательной работы класса за год
Анализ эффективности целеполагания и планирования воспитательной работы в прошедшем учебном году
Особенности воспитательной работы в спецшколе-интернате iconПлана воспитательной работы Анализ воспитательной работы за прошедший год
Анализ эффективности целеполагания и планирования воспитательного процесса в классе в прошедшем году
Особенности воспитательной работы в спецшколе-интернате iconСправка по итогам проверки планов воспитательной работы классных руководителей. Предмет изучения
Тема проверки: Контроль за состоянием внутришкольной документации. Планы воспитательной работы на 2008 – 2009 учебный год
Особенности воспитательной работы в спецшколе-интернате iconАннотация магистерской программы «Методология и методика социального воспитания»
«Образование», подчёркивающем «особую важность воспитательной работы». Значимая роль воспитанию отводится в стандартах третьего поколения....
Особенности воспитательной работы в спецшколе-интернате iconПлан программа воспитательной работы мбоу «Мелекесская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением английского языка» Тукаевского муниципального района Республики Татарстан на 2012-2013 учебный год
Цель воспитательной работы воспитание человека, обладающего следующими качествами
Особенности воспитательной работы в спецшколе-интернате iconРешение ученого совета университета по вопросу «О роли студенческого самоуправления и воспитательной работы в повышении эффективности образовательного процесса в Ижгту»
Заслушав и обсудив Концепцию воспитательной работы в Ижгту на 2012-2020 гг. Ученый совет отмечает, что в Ижгту созданы необходимые...
Особенности воспитательной работы в спецшколе-интернате iconАкт проверки планов воспитательной работы классных руководителей на 1 полугодие 2008-2009 учебного года
Цель: составить представление о качестве запланированной воспитательной работы классных руководителей
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы