Педагог как организатор жизнедеятельности ребенка (по С. Т. Шацкому) icon

Педагог как организатор жизнедеятельности ребенка (по С. Т. Шацкому)



НазваниеПедагог как организатор жизнедеятельности ребенка (по С. Т. Шацкому)
Дата конвертации23.07.2012
Размер70,32 Kb.
ТипРеферат
Педагог как организатор жизнедеятельности ребенка (по С.Т. Шацкому)


Московский Педагогический Государственный Университет им. Ленина Факультет педагогики и психологии Р Е Ф Е Р А Т Т Е М А: Педагог как организатор жизнедеятельности ребенка.ВЫПОЛНЕН:студенткой V КУРСА, 5ГРУППЫКлимкиной Н.Н МОСКВА, 1998 год ПЛАН Введение 1. Организация жизнедеятельности ребенка. 2. Заключение 4. Список литературы Введение Станислав Теофилович Шацкий (1878-1934) – выдающийся русскийсоветский педагог. Всю силу своего таланта, весь огромный педагогическийопыт он целиком отдал делу создания новой школы и педагогики. Общественно-педагогическая деятельность С.Т. Шацкого, начавшаяся в1905 г., проходила в течение двенадцати дореволюционных лет в основном вобласти внешкольной и дошкольной работы с детьми. Им, совместно с А.И.Зеленко и другими, были учреждены первые в России детские клубы (общество"Сетлемент", "Детский труд и отдых", трудовая колония "Бодрая жизнь"). Шацкий осуществил опыт постановки внешкольной работы с детьми,основанной на уважении к личности ребенка и направленной на воспитаниедетей в духе коллективизма. Только после Великой Октябрьской социалистической революциипредставилась С.Т.Шацкому возможность широко развернуть с большимколлективом сотрудников работу по строительству новой трудовойполитехнической школы, по организации педагогических исследований иподготовке педагогов. Блестящий педагог-экспериментатор. Педагогические сочинения С.Т.Шацкого отличаются ясностью мысли, простотой изложения и постоянной опоройна живой опыт, идет ли речь о работе новаторского коллектива первой опытнойстанции, которым много лет руководил Шацкий, или о практике работы школстраны. Он глубоко и всесторонне знал педагогический процесс, тонко понималпсихологию ребенка, хорошо видел сильные и слабые стороны в работепедагогов. 2. Организация жизнедеятельности ребенка Группа педагогов, во главе с Шацким, начала свою деятельность в 1905году, а материалом своей работы они выбрали детей. Лозунг, под которымначалась их педагогическая деятельность, был следующим: "Дети-работникибудущего". Вся работа началась с детского клуба, детского сада и колонии, гдеШацкий и другие педагоги организовывали детские сообщества и изучали их, ав дальнейшем уже перешли к школе, где нужно было думать об иных методах ипрограммах. "Вся наша работа носила социальный характер, т.к. была связана сизучением среды, в которой росли наши дети; она велась в форме клубнойработы, необычной для того времени по своей организации (детскоесамоуправление)". Для того, чтобы правильно осветить действующую педагогическую"систему", Шацкий решает четко очертить ее цели, программу, методы иорганизацию. "Когда мы говорим о цели педагогической работы, то надо различатьобщие цели и цели ближайшие, которые себе ставит данная работа. Постановкаобщих целей не зависит от педагогов. Эти цели ставит сама жизнь, то еенаправление, которое характерно для каждой исторической эпохи. Мы себе ставим ближайшую цель. Ближайшая цель – организация детской жизни сейчас, в каждый данныймомент. Эта реальная цель ставит перед педагогами важнейшие вопросы, надкоторыми педагогика обязана работать. Это то, что недоработано, непродумано педагогикой протекшего времени, то, что осталось нам внаследство". Что же значит организовывать детскую жизнь? Что понимал под этимШацкий? Воспитание – есть организация детской жизни, объект воспитания –ребенок, и в нем надо, прежде всего, ценить то, что он есть растущийорганизм. "Единственное назначение школы и учителя – организовыватьразнообразные деятельности детей, все время их изучая". Итак, как уже прозвучало выше, организовывать жизнь детей, – значит,организовывать их деятельности: (деятельность самосохранения (охраныздоровья), труда физического, игры, искусства, деятельности умственную исоциальную). Организация детских деятельностей должна отвечать их возрастнымпериодам, с одной стороны; с другой стороны, быть по возможности полной ижизненно необходимой для них. Как можно строить программу для осуществленияэтой цели? Ее следует строить не по предметам и не по комплексам их (какискусно бы мы это не делали), а по деятельности. Какую же роль должны играть в этой программе старые предметы – язык,математика, естествознание? Они черпают материал со всех видов деятельностидетей, известным образом обрабатывая его, давая ему словесное, письменноевыражение, выявляя математические соотношения и природные закономерности. Разумеется, такая программа очень сильно отличается от обычных, гдецентр тяжести лежит в комплексе более или менее связанном – а чаще всовершенно разрозненном – знаний, которые ребенок должен усвоить вопределенный период времени. Программа Шацкого заставляет вглядываться иизучать детскую жизнь во всем ее реальном значении, она социальна ипедологична от начала до конца. Ее учет и контроль лежат в достижениях,отражающихся на детском быте. Она влечет за собой изучение средыматериальной и социальной, в которой протекает жизнь детей. Онадействительно связывает школу с жизнью. Так как деятельность детей есть результат в сильной степени влияниясреды, то Шацкий резонно ставит вопрос о педагогике среды, об огромномпедагогическом процессе, протекающем в широком обществе, в стране,процессе, формирующем национальные типы и являющемся отражением основныхсил, направляющих жизнь страны. В чем же заключается основной метод Шацкого? 4 элемента того метода, который считается основным в работе Шацкого. "Он (метод) опирается, прежде всего, на реальный опыт ребенка,который известными способами должен быть выявлен педагогом. На основаниитого, что мы знаем про опыт ребенка, полученный в результате егодеятельностей, мы организуем для него занятия в школе; мы говорим, что онполучает организованный опыт (лаборатория), и затем мы вводим ребенка всоприкосновение с накопленным человеческим опытом (готовые знания), всевремя устанавливая связь между этими тремя видами опыта. К этой работе мыприсоединяем упражнения, дающие нужные для ребенка навыки". Итак, основнаяметодическая задача – связать в единый процесс, поставить в обдуманную намизависимость три вида опытной деятельности ребенка, школы и жизни: личный,организованный, и готовый опыт. Этот метод все время заставляет педагога быть гибким и чутким,связанным с насущными потребностями ребенка; он заставляет педагогаработать, учить и учиться своему делу; он создает живую школу. Непосредственно с проведением в жизнь данной программы и этого методастоит и самая организация педагогической работы. Ясно, что школа, изучающаясреду во всем ее разнообразии, организующая жизнь детей, не может этогоделать в стенах своей школы: она не может быть одиночкой, замкнутой. Щацкийговорил о школьной организации, протекающей в широких рамках, о сети школ,своеобразно объединенных друг с другом педагогическими курсами для всехпрактических работников-педагогов, организации, имеющей в центре научно-педагогическую деятельность, изучающую среду, ее быт, экономику, еематериальные способности и физические условия ее развития. ЧТО ЖЕ ТАКОЕ КЛУБ, по Шацкому? Ребенок хочет быть активным, ему надо разрядить свои силы, ноусловий, благоприятных для этого, окружающая его жизнь часто не дает. Ненужно ли употребить все усилия для того, чтобы создать для проявлениядетской жизни подходящие условия? Основная идея Шацкого – создать центр, который удовлетворял быдетским требованиям, строя все на изучение детей, нужна большая работа,чтобы установить те основы, которые надо вложить в создание этого дела. В детском клубе должны быть предоставлены все возможности учитьсяжизни и все главные элементы, которые участвуют в созидании жизни. Клубдолжен пересилить влияние улицы, поэтому должен быть гибким, живым,беспрограммным, и лица, работающие в клубе, должны отличаться подвижностьюориентировки. Т.о., в основу нашей работы должно быть положено изучение удетей инстинктов исследования, инстинкта работы и движения, инстинктавыявления себя и инстинкта подражательности. Самая важная работа должнабыть направлена на то, чтобы сохранить то, что есть в детях. Методы работы в клубе: 1. работа должна быть постепенной, 2. должна соответствовать возрасту, 3. не должна быть чрезмерной (а соответствовать силам), 4. должна соответствовать детской природе 5. никогда не должна переходить в механическую работу. Игра ребенка – жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, туатмосферу молодой жизни, без которой эта пора ее была бы бесполезна длячеловечества. В игре есть самое здоровое ядро разумной школы жизни. Вправильно организованной мастерской должен быть элемент игры. Игру нельзяизолировать от других занятий. Физический труд – играет большую роль в воспитании характера иразвитии умственных способностей. "При напряжении мускулов получаетсяорганизованное усилие, которое имеет большое значение для образованияумственных усилий. Организованное усилие при помощи физического труда будетнаправлять умственную деятельность детей, раздувая ее как уголек". Трудимеет наибольшую воспитательную ценность тогда, когда школьники осознаютего необходимость для детского коллектива, рассматривают свой труд какчастицу общего труда. Соединение обучения с трудом и общественно-полезнойработой придает всему обучению жизненный характер, делает процесс ученияболее осмысленным, а знания сознательными и действенными. Искусство – его цель – развить вкус у детей, вытекающий из детскихпотребностей. Библиотека – должна стоять в центре детской организации. Руководитель – учитель, он должен быть старшим товарищем детей, ипоэтому в таком учреждении надо мыслить не общество детей, а общество детейи взрослых. Школа - место, где обрабатываются, систематизируются результатысвоего личного опыта и приводятся в связь с результатами чужого. Онаявляется организатором массового воспитания детей, центром, направляющимвоспитательную работу, выполняемую семьей и различными общественнымиорганизациями. Основная педагогическая ценность – практический материал,суммируемый, анализируемый и отвечающий на целый ряд поставленныхпедагогических задач, превращаемый постоянно в материал теоретический. "Все идеи могут быть осуществлены только массовой организацией и вреальной среде" – так говорил С.Т. Шацкий. 3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. В анализе педагогических явлений у Шацкого органически сочеталисьглубина подхода, проникновения в суть явлений с постоянным поиском нового,что могло продвинуть вперед сложное и тонкое дело, каким является обучениеи воспитание детей и молодежи. Всякий, кто, так или иначе, связан спроблемами педагогики, будь то научный работник, общественный деятель илиучитель, читая Шацкого, несомненно, обогатит свои представления о славномпути становления и развития советской педагогической мысли и получит новыевозможности для лучшего понимания современных вопросов школы ипедагогической науки. 4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Малинин В.И., Фрадкин Ф.А. Шацкий С.Т.: Работа для будущего., - М., "Просвещение", 1989, 223 с. 2. Скаткин Л.Н. О С.Т. Шацком– М, 1961. 3. Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения, т.1-4 - М., 1958. 4. Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения, т.1,2. – М., "Педагогика", 1980.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Педагог как организатор жизнедеятельности ребенка (по С. Т. Шацкому) iconИ я. яковлева и в в. розанова Выдающийся чувашский педагог-просветитель, организатор народных школ, создатель и первых учебник
Выдающийся чувашский педагог-просветитель, организатор народных школ, создатель и первых учебников чувашского языка и русского языка...
Педагог как организатор жизнедеятельности ребенка (по С. Т. Шацкому) iconИ я. яковлева и в в. розанова Выдающийся чувашский педагог-просветитель, организатор народных школ, создатель и первых учебник
Выдающийся чувашский педагог-просветитель, организатор народных школ, создатель и первых учебников чувашского языка и русского языка...
Педагог как организатор жизнедеятельности ребенка (по С. Т. Шацкому) iconЛекция Как научиться слушать своего ребенка Подготовила: Педагог-психолог лицея №102 Пелихова И. В

Педагог как организатор жизнедеятельности ребенка (по С. Т. Шацкому) iconНазвание: «Фабриказвездия»
Разработчик: Тимергалиева Ирина Александровна. Педагог-организатор мкоу дод го заречный цдт
Педагог как организатор жизнедеятельности ребенка (по С. Т. Шацкому) iconВопросы к зачету (экзамену) по дисциплине
Педагог – организатор и руководитель учебного процесса на занятиях по декоративно-прикладному искусству
Педагог как организатор жизнедеятельности ребенка (по С. Т. Шацкому) iconАвтор: Попова Людмила Викторовна, педагог-организатор
Класс состоит из 13 человек: 6 мальчиков и 7 девочек. Социальный статус – средний
Педагог как организатор жизнедеятельности ребенка (по С. Т. Шацкому) iconАвтор: Попова Людмила Викторовна, педагог-организатор Характеристика
Класс состоит из 13 человек: 6 мальчиков и 7 девочек. Социальный статус – средний
Педагог как организатор жизнедеятельности ребенка (по С. Т. Шацкому) iconКорбан И. П. педагог-организатор
Эта фраза волнует всех, кому близки слова: лицей, наука, Отечество, искусство, дружба
Педагог как организатор жизнедеятельности ребенка (по С. Т. Шацкому) iconТезисы Конкурс «Ученик года-2011»
Автор педагог-организатор моу шатровская средняя общеобразовательная школа Самохвалова Светлана Владимировна
Педагог как организатор жизнедеятельности ребенка (по С. Т. Шацкому) iconАнкета «Выпускники глазами работодателя»
Наличие дополнительного образования (педагог-психолог, логопед, организатор досуга детей, пользователь пк, домашний воспитатель гувернер...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы