Мебель М. Тонета Михаэль Тонет мастер гнутой мебели Посмотри на кресло Тонета icon

Мебель М. Тонета Михаэль Тонет мастер гнутой мебели Посмотри на кресло Тонета



НазваниеМебель М. Тонета Михаэль Тонет мастер гнутой мебели Посмотри на кресло Тонета
Дата конвертации23.07.2012
Размер131.88 Kb.
ТипРеферат
Мебель М. Тонета


Михаэль Тонет - мастер гнутой мебели Посмотри на кресло Тонета! Не рождено ли оно из того же духа, из которого воз- ник греческий стул с гнутыми ножками и спинкой, воплощая простоту сидения своего времени? В 1796 году в немецком городке Боппард на Рейне у кожевника ФранцаАнтона Тонета и Маргареты Фишбах родился единственный сын Михаэль. Егообучили ремеслу столяра. В богатой лесами долине реки Рейн имелись хорошиеэкономические предпосылки для этого ремесла. Кроме того в близлежащемместечке Нойвид находилась всемирно известная столярная мастерская ДавидаРентгена (1743-1807), успех которого также мог послужить стимулом длявыбора этого ремесла. В 1815 году семью постигло горе: умерла Маргарете Тонет.Ответственность за семью, а также тяжелые экономические последствиянаполеоновских войн побудили Франца Тонета в 1816 году выхлопотатьосвобождение своего сына от воинской повинности в прусской армии, для тогочтобы он смог помочь отцу добывать средства к жизни. Уже через три года, в 1819 году, Михаэль Тонет оборудовал своюсобственную мебельную мастерскую в Боппарде. В 1820 году он женился наМарии Грае. У Марии и Михаэла Тонет было 14 детей, 7 из них достигливзрослого возраста: две дочери и сыновья Франц, Михаэль, Август, Йозеф иЯков. Фирма Михаэля Тонета процветала, заказов было много. Михаэль Тонетначал проводить первые эксперименты - производство мебели для сидения изклеёной слоистой фанеры. История гнутой древесины Гнутье древесины имеет давнюю традицию. Еще в 17 веке в Англииизготовлялись полукруглые спинки из гнутой древесины - стул «Windsor».Приблизительно в 1720 году И. Камберлэнд получил в Англии первый патент, заним получили патент Х.Джэксон (1768) и Й.Видлер (1794). После 1800 годастоляр-краснодеревщик Жан Йозеф Шапю начал изготавливать мебель из клеёныхдеревянных сегментов. В Бостоне американец Самуэль Грэгг 31 августа 1808года подал заявку на патент стула «Elastic Chair», у которого рама спинки,сидение и передние ножки стула представляли собой единую конструкцию изгнутой цельной древесины. В кораблестроении и для производства карет также экспериментировалиспособы гнутья древесины. Брегенцский каретный мастер Мельхиор Финкразработал способ гнутья обода колеса из одного куска дерева,за который онв 1817 году получил привилегию (патент). Через девять лет, в 1826 году,англичанину Исааку Садженту удалось изготовить способом гнутья обод колеса,лестничные перила и оконные рамы из предварительно размягченной горячимводяным паром древесины. Приблизительно в 1830 году американец ЭдвардРейнольдс из Хэдденфилда в Нью-Джерси сконструировал гнутарные станки дляизготовления обода колеса. Михаэль Тонет использовал для гнутья листы фанеры, которые он разрезална полосы одного размера параллельно направлению волокна. Затем он варил ихв клею и складывал связками в шаблоны для гнутья.
Для того чтобы обеспечитьпо возможности более быстрое и экономное производство, он сконструировалшаблоны для широких связок полос, которые после гнутья разрезались впродольном направлении, тем самым обеспечивался процесс одновременногогнутья нескольких одинаковых сегментов. Это положило начало серийному производству в ограниченных масштабах.Однако подобная технология позволяла гнутье лишь в одной плоскости. Такиеполосы из фанеры Михаэль Тонет использовал для своих первых «Стульев сбоковым обрамлением», которые изготовлялись мебельщиками той эпохи изцельных, нарезных и склеенных друг с другом кусков древесины. Это была очень трудоемкая работа. Однако за счет фанеровки мебели можнобыло скрыть различные способы производства. Тонету удалось наладить болеебыстрое, рациональное с точки зрения расхода материала и тем самым болеедешевое изготовление стульев, кресел и канапе. Первый патент и переезд в Вену Для того чтобы обеспечить охрану прав на свой способ производства, в1840 году в Пруссии Тонет подал заявку на патент, которая была все жеотклонена из-за отсутствия достаточной степени новизны. Лишь вторая заявкана патент во Франции привела к успеху:в 1841 году он получил желанныйсертификат. Со своими изделиями Тонет принял участие во многих выставках. Так вавгусте 1841 года он привез на выставку в Кобленц свои изделия. Счастливыйслучай привел к тому, что канцлер Австрии Клеменс князь фон Меттерних,уроженец Рейнской области, посетил выставку. Придя в восторг от мебелиТонета, он пригласил молодого мебельщика переехать из Боппарда в Вену,пообещав при этом ему свою поддержку. Тонет хорошо обдумал это приглашение. И лишь после проведениягессенской выставки ремесел в Майнце весной 1842 года он отправился вместес ван Меертеном в Вену, для того чтобы продемонстрировать там свой принциппроизводства Объединению ремесленников Нижней Австрии. Однако там онотказался детально изложить свою технологию производства. Поэтому былопринято решение,на основании которого ему отказали в выдаче патента. Однакоэто не меняло ситуации: к этому времени Михаэль Тонет имел 800 стульев исам мог продемонстрировать свои образцы в Венском дворе. Долги, скопившиесяв связи с производством по выдаче патента, он не смог погасить. В мае 1842года имущество Тонета в Боппарде вместе с партией мебели, предназначеннойдля императорского двора во Франкфурте, было конфисковано. Лишь 16 июля 1842 года Тонет получил от Имперско-королевской общейпалаты привилегию: «Разрешается гнутье любого - даже самого хрупкого -сорта древесины химико-механическими способами, придавая им любые формы изакругления». Получив такое разрешение, Тонет вместе со своей семьейпереезжает в Вену и начинает добывать средства к существованию. Так как финансовое положение не позволило ему наладить свое собственноепроизводство, то он вместе со своими сыновьями нанялся к венскомуфабриканту мебели Листу. Тонет изготавливал для Листа упрощенные вариантысвоих боппардских моделей в качестве так называемых «дешевых стульев».Предполагаемое деловое партнерство с Листом не сложилось. Позднее Листотказался от продолжения своего дела по возрасту, он закрыл своюмастерскую. Дворец Лихтенштейн и мастерская в Вене В Вене В 1840 году князь Алоис Йозеф II Лихтенштейн поручил английскомуархитектору Петеру Хуберту Десвайгнесу заново оборудовать и обставить свойвенский городской дворец, построенный итальянским архитектором ДоменикоМартинелли приблизительно в 1700 году. Придерживаясь международных тенденций в этой области, венскаяхудожественная кустарная промышленность отошла от стиля бидермейера иобратилась к раннему историзму. В соответствии с духом времени Десвайгнесостановился на богатом орнаментами языке форм так называемого «второгорококо». Десвайгнес еще раньше обратил свое внимание на способ гнутьядревесины Тонета и предложил ему и его сыновьям участвовать в оборудованиидворца на правах независимого партнера Карла Лейстлера. Результатом этогопартнерства было изготовление паркета с роскошным декором по новойтехнологии гнутья. В это же время Михаэль Тонет спроектировал пять моделей стула,изготовленных оптимальным способом склеивания отдельных слоев. На этот разон использовал не листы фанеры, а деревянные прутья, соединенные клеем впучки так искусно, что кажущаяся монолитность материала позволяла достигатьлюбые трехмерные закругления. Совместная работа над интерьером дворца длилась вплоть до 1847 года.Всё это время семья Тонета жила в доме Карла Лейстлера в Вене-Гум-пендорфе. После завершения работ по внутренней отделке помещений дворца в 1849году Десвайгнес вернулся в Англию, а Лейстлер получил новый заказ -внутренняя отделка и оборудование владений Лихтенштейнеров в Айсгрубе. Онотверг предложение М.Тонета по организации совместного предприятия. На этоТонет расторгнул еще имевший силу договор о сотрудничестве. В мае 1849 года он оборудовал свою собственную мастерскую в Вене -Гумпендорфе, на улице Гауптштрассе 396. Здесь была спроектирована модельстула N 1 - продолжение проектов лихтенштейнских стульев. Спинка этогостула состояла из одной единственной петли. Эта модель была использованакак так называемый «Шварценбергский стул» для оборудования Шварценбергскогодворца, который был сооружен в 1700 году. Другой заказ был получен из кафеДаум, расположенного в центре Вены. Так называемый «стул кафе Даум»ознаменовал переход от розничных заказов к оптовым сделкам. 400 стульевэтого типа были заказаны будапештской гостиницей «К королеве Англии». Всемирная выставка в Лондоне 1851 1 мая 1851 года в лондонском дворце Crystal Palace была открыта перваяВсемирная выставка - обзор современных изделий, и прежде всегохудожественной кустарной промышленности. На ней, как и на последующихвыставках 19 и 20 вв., были показаны технические новинки и новые разработкиформ. Число посетителей выставки превысило все нормы - 6 миллионов человекза полгода. Уже летом 1850 года Тонет начал готовиться к этой выставке. Онпредставил на выставку 6 моделей стульев, 2 кресла,1 канапе, 2 стола,1столик для шитья, а также 2 столика для чтения и 2 этажерки.Это былиэкземпляры дорогой роскошной мебели из палисандрового дерева с латуннойотделкой. Выставленные экспонаты нашли большое признание как со стороныпублики, так и со стороны критиков. Они были удостоены бронзовой медали.После закрытия выставки их приобрел архитектор Дисвайгнес, друг ипокровитель Тонета, для своего поместия в Левисхэм. «Братья Тонет» Для того чтобы обеспечить правовую охрану своего способа гнутьядревесины и всех усовершенствований, примененных позднее в лихтенштейнскихмоделях, а также застраховать будущее своих потомков, 28 июля 1852 годаМихаэл Тонет от имени своих сыновей Франца, Михаэля, Йозефа, Августа и ещенесовершеннолетнего сына Якова подает прошение на предоставление ему новойпривилегии. Его способ «придания древесине любой формы и любого изгиба вразличных направлениях путём разрезания и последующего склеивания» былпризнан. В конце 1852 года М.Тонет открыл свой первый торговый филиал во дворцеPalais Montenuovo в старой части Вены на улице Штраухгассе. Заказов быломного, и поэтому к весне 1853 года мастерская в Гумпендорфе не могла большеудовлетворить всех запросов. Обстоятельства складывалисть благоприятно:венский художник в стиле бидермейер Фридрих Амерлин решил расстаться сосвоей мельницей Молларда, находившейся на улице Моллардгассе 173. В этомздании было достаточно места для жилых помещений, а в пристройках - дляновой мастерской. Летом 1853 года в мастерской Ми-хаэля Тонета работало 42 человека.Через три года, после роспуска венского производства, 1856/57 гг. - уже 70.В конце года была пущена первая паровая машина. 1 ноября 1853 года М.Тонет перевел свое предприятие на пятерых своихсыновей и назвал фирму «Братья Тонет». За собой он оставил общую торговуюдоверенность и исполнение обязанностей за своего несовершеннолетнего сынаЯкова. 8 июля 1855 года Тонет наконец-то получил «простое промысловоесвидетельство». С этого момента его производство мебели из гнутой древесиныстало независимо от регламентации ремесленной гильдии столяров и патентно-правовых огра-ничений. 50-е годы прошлого столетия были периодом расцвета фирмы. Она получиламного наград. В 1854 году фирме «Братья Тонет» была вручена бронзоваямедаль на «Всеобщей не мецкой промышленной выставке» за её программу мебелииз гнутой древесины. Когда 15 мая 1855 года была открыта первая Всемирнаявыставка в Париже,в которой приняли участие 25.000 экспонентов, «БратьяТонет» представили на ней дорогую роскошную мебель и бытовую мебель изклееной древесины. На этот раз их модели завоевали серебряную медаль, Высокое общественное признание качества выразилось в растущем спросе наэти изделия у себя дома и за рубежом. В 1855 году были получены первыебольшие экспорт-ные заказы из Южной Америки. Успех Тонета и экономический по-дъем фирмы вызывал зависть в кругахвенских столяров - конкурентов Тонета. Поводом для разногласий былииспользованы некоторые правовые аспекты работы фирмы «Братья Тонет». Будучииностранцем в Вене, М.Тонет не имел положения буржуазного ремесленника, адо 1855 года у него не было промыслового свидетельства. К этому надодобавить и то, что некоторые венские столяры, такие как Йозеф Нейгер,Йоханн Вейс и Йоханн Куколь, также проводили эксперименты по технологиисклеивания листов фанеры. Конкуренты Тонета сплотились для того, чтобы опротестовать привилегию1852 года на основании «отсутствия новизны» и обвинить Тонета в «нарушенияхустава о промыслах». Сегодня можно легко доказать то, что «авторское право»на технологию остается за Тонетом и что конкурирующие фирмы лишьимитировали его технологический принцип, его формы, даже дизайн егопечатной продукции. Однако Тонета мало волновала растущая конкуренция в Вене. Так как вВену его пригласил бывший канцлер князь Меттерних, а местная знать быласреди его заказчиков, он был полностью убежден в протекции двора иадминистративных кругов. Так 17 июня 1856 года М.Тонет и его сыновьяполучили по декрету регента Нижней Австрии австрийское гражданство, а 7ноября 1857 года фирме «Братья Тонет» было предоставлено право напроизводство мебели, паркета и других изделий из древесины. Первая фабрика и «стул №14» Вот уже некоторое время Тонет носился с мыслью о том, чтобы покинутьВену. В городе не было ни сырья, необходимого для производства, ни рабочих,требующихся для растущих потребностей фирмы. Весной 1856 года Тонет отправился в Коричан/Моравия для организациипервой фабрики. Здесь было достаточно рабочих, познавших прединдустриальныепроцессы производства на фабриках по производству фарфора и стекла, которыехотя и не были знакомы с произ-водством мебели, но имели больше желаниеработать. В период с 1856-58 гг. постепенно закрывается венская мастерская намельнице Моллард. «Братья Тонет» переехали со всем своим мебельныммагазином в Леопольдштадт. В доме было достаточно места для жилых помещенийи оборудования нового репрезентативного торгового филиала. К тому периоду времени изготовлением мебели из гнутой клееноймногослойной древесины успешно занимался Йозеф Нейгер. Благополучный исходобжалования привилегии 1852 года подстегнул Тонета 10 июля 1856 года податьходатайство с целью получения привилегии на «изготовление кресел и ножекстолов из гнутой древесины, предварительно распаренной водяным паром иливымочен-ной в кипящей жидкости». Тем самым Тонет на два шага продвинулся в будущее: с одной стороны, былзащищен не только способ производства, но и прежде всего его применение вмебельной промышленности. С другой стороны, он заявил о том, что в егораспоряжении имеются технические предпосылки для гнутья цельной древесины.Общий объем продукции за 1857 год составил уже 10.000 предметов мебели изгнутой древесины. В конце 50-х гг. прошлого века Тонет запустил в серийное производство14-ю по счету модель стула, самую простую и безупречную. Стул # 14 сталнаиболее популярным, известным и массовым. Именно от него и пошло название"венский стул" и представление о венской мебели вообще. Эта мебельсобиралась с помощью винтиков без использования сильного клея. Ящик, вкоторый упаковывались три дюжины демонтированных стульев, занимал объем 1куб. м (именно в таком виде они доставлялись и в российские магазины).Число деталей стула # 14 было сведено к минимуму - к шести, конструкциядоведена до совершенства. Прочность венского стула была однажды продемонстрирована эффектнымрекламным трюком: он был сброшен с Эйфелевой башни и не разбился. Ни одинпредмет традиционной мебели не выдержал бы такого испытания. Со дня изобретения венского стула его производство не прекращалось(сейчас эта модель производится под # 214). Помимо 22 моделей стульев былисозданы кресла-качалки, столы, кровати, колыбели, туалетные столики и целыемебельные гарнитуры, садовая, детская и игрушечная мебель, сани, лыжи,теннисные ракетки и прочее. И даже специальные стулья с высокими сиденьямидля крупье в казино. В начале XX века каталоги фирмы Тонет включали около1200 моделей, фабрики производили почти 2 млн. изделий в год. Производствосерийных моделей осуществляется при самом незначительном расходе материалаи незначительных затратах на монтаж. Основные качества этой модели харак-терны для оптимального индустриального производства мебели из гнутойдревесины. В 1859 году «Братья Тонет» отдали напечатать первую рекламнуюинформацию; в ней были представлены 26 различных серийных моделей из гнутойдревесины. Наряду с публикацией объявлений и участием в выставках такаяинформация стала решающим инструментом маркетинга. В ассортимент товаров фирмы входили следующие изделия: различные моделистульев, кресла, канапе и столы. В последующий год на фабрике былспроектирован и изготовлен новый тип мебели, а именно - первое кресло-качалка, зарегистрированное позднее как модель N 1. К этому времени нафабрике было занято уже 300 рабочих, которые производили приблизительно50.000 предметов мебели в год. Фабрики В 1861 году М.Тонет поехал со своим сыном Августом в Бистрицу, для тогочтобы начать там строительство своей второй фабрики. Она была сдана вэксплуатацию в 1862 году. В Бистрице изготавливалась прежде всего серийнаямодель N 14 и паркет. Август Тонет сконструировал здесь в этом же годустанок для гнутья ободов ножек стульев. В общем и целом на фабрику вБистрице возлагалась задача по разработке новых моделей для серийногопроизводства. В 1865 году фирма скупила лесные угодья Грос-Угруч в Венгрии и началастроительство другой фабрики по производству мебели из гнутой древесины.Как и в Коричане фабрика начала работу с производства полуфабрикатов. Лишьв 1867 году она перешла на комплексное производство мебели. В 1868 году в Халленкау была построена фабрика с филиалом во Всетине,которая была сдана в эксплуатацию в 1869 году. И здесь сначалапроизводились лишь полуфабрикаты. В 1872 году фабрика во Всетине былазапущена на полную мощность, начали строиться дома для рабочих, и к 1890году фирма То-нет приобрела власть во Всетине. 2 февраля 1873 года во время пожара была разрушена фабрика Тонета вБистрице. Во избежание подобных ситуаций в будущем была создана фабричнаяпожарная команда. При активном участии и энтузиазме рабочим удалось втечение года восстановить фабрику. Появились новые производственные линиифабрики, жилые дома для рабочих и жилой дом для семей Августа и ЯковаТонет. Карл, старший сын Августа, в 1890 году взял на себя руководствофабрикой в Бистрице. В 1880 году в Ново-Радомске, «русская Польша», быласооружена четвертая фабрика, которая была сдана в эксплуатацию в 1881 году.Для того чтобы избежать высокой ввозной пошлины в Россию, она служилапрежде всего для завер-шающего монтажа мебели из гнутой древесины длярусского рынка. В 1889 году в гессенском Франкен-берге была сооружена фабрика сфилиалом в Аллендорфе - до сих пор последнее фабричное сооружение. Также ив этом случае поводом для переезда были богатые леса в этом районе. Вследствие интенсивного производства в конце прошлой столетия началиистощаться запась древесины в восточных областях. Квалифицированные рабочиеиз Моравии переехали в Гессен для обучения франкенбергских рабочих этомуремеслу. Каталожные листки и Всемирные выставки в Лондоне 1862 и в I Париже 1867 В 1862 году, год основания второй фабрики Тонета в Бистрице, в Лондонепроводилась вторая Всемирная выставка, в которой приняли участие 29.000экспонентов и котороую посетили 6 миллионов человек. Впервые вмеждународном масштабе «Братья Тонет» продемонстрировали широкийассортимент мебели из цельной древесины и получили бронзовую медаль. Выставленные типы мебели - мебель для сидения и столы - соответствовалитенденции, представленной в каталожном листке 1859 года. Эта мебельизготавливалась по массовым заказам для общественных помещений, таких каккафе, рестораны, залы ожидания или конторы. Для фирмы недорогостоящаямебель из гнутой древесины составляла самый большой объем сбыта. В 1866 году вышел второй каталожный листок с 70 моделями мебели изгнутой древесины. Дополнительно здесь была представлена мебель для сиденияс ободком для стабилизации ножек, кресло-качалка, специальная мебель дляконтор, детская мебель и туалетный столик. В 1862 году в Лондоне по адресу 16 Ладгейт Хилл был открытдополнительно к венскому торговому филиалу первый торговый филиал заграницей. Вскоре после него появи-лись такие филиалы в Париже, Бер-лине,Гамбурге, Роттердаме и Брно. Всемирная выставка в Париже/ 1867 год (60.000экспонентов и 11 миллионов посетителей) принесла «Братьям Тонет» большойуспех. Наряду с изделиями серийного производства фирма впервые выставила здесьгарнитур мягкой мебели для салонов, а гвоздем программы былдемонстрационный стул, который спроектировал Август Тонет. Конструкцияэтого стула состояла лишь из двух длинных несколько раз переплетённыхпрутьев из гнутой древесины. На этот раз жюри присудило ему золотую медаль. После смерти В 1871 году Михаэл Тонет умер.Бразды правления предприятием перешлисыновьям. Стулья Тонета становятся «товарами массового промышленногопроизводства». Дешевые, изготовленные из цельногнутых элементов, стульябыстро завоевывают европейский рынок. Некоторые из сложившихся в это времяпростых, пригодных для массового производства форм стульев предвосхитилиначинания, предпринятые в этом направлении мебельной промышленностью XXвека. Стоимость одного стула составляла около трех австрийских форинтов, аколичество реализованных изделий достигло сорока миллионов штук. Большимспросом пользовалось и другое изделие, производство которого было налаженов 1860 году: кресло-качалка. Ежегодно выпускали сто тысяч таких кресел. Во второй половине XIX века в условиях полного засилья эклектики мебельТонета стала своего рода маяком, указывавшим дорогу в будущее.




Похожие:

Мебель М. Тонета Михаэль Тонет мастер гнутой мебели Посмотри на кресло Тонета iconКабинет руководителя
На сегодняшний день существует огромный выбор офисной мебели. Большую часть, из которой занимают различного рода стулья и кресла...
Мебель М. Тонета Михаэль Тонет мастер гнутой мебели Посмотри на кресло Тонета iconГигиенические требования, предъявляемые к школьной мебели
Основная, или рабочая, мебель: стулья, школьные парты, классные доски, лабораторные столы, верстаки, станки, и т д. Подсобная мебель:...
Мебель М. Тонета Михаэль Тонет мастер гнутой мебели Посмотри на кресло Тонета iconГигиенические требования, предъявляемые к школьной мебели
Основная, или рабочая, мебель: стулья, школьные парты, классные доски, лабораторные столы, верстаки, станки, и т д. Подсобная мебель:...
Мебель М. Тонета Михаэль Тонет мастер гнутой мебели Посмотри на кресло Тонета iconГигиенические требования, предъявляемые к школьной мебели
Основная, или рабочая, мебель: стулья, школьные парты, классные доски, лабораторные столы, верстаки, станки, и т д. Подсобная мебель:...
Мебель М. Тонета Михаэль Тонет мастер гнутой мебели Посмотри на кресло Тонета iconЭлитная мебель
Ще, Вам подойдет изысканная элитная мебель, которая сочетает традиции древних мастеров с высокими технологиями 21-го века. Эта мебель...
Мебель М. Тонета Михаэль Тонет мастер гнутой мебели Посмотри на кресло Тонета iconГотовая офисная мебель
Покупая для офиса готовую мебель в Киеве вам необходимо знать, что зайдя на сайт интернет магазина "Мебелито" вам предоставят огромный...
Мебель М. Тонета Михаэль Тонет мастер гнутой мебели Посмотри на кресло Тонета iconВыполнить в access сможете? Проект Фабрика мебели. Продажи
...
Мебель М. Тонета Михаэль Тонет мастер гнутой мебели Посмотри на кресло Тонета iconМебель журнальные столики
Мебель является той вещью, которая окружает людей везде, это незаменимая частица дома, работы, кафе, на даче. В настоящее время существует...
Мебель М. Тонета Михаэль Тонет мастер гнутой мебели Посмотри на кресло Тонета iconОфисная мебель
Покупка мебели в офис зачастую проходит на последних этапах обустройства самого офиса, что нередко подразумевает достаточно скромный...
Мебель М. Тонета Михаэль Тонет мастер гнутой мебели Посмотри на кресло Тонета iconДетская мебель на заказ Свое жилье человек обустраивает и обставляет мебелью «под себя»
Детская мебель на заказ гораздо удобнее для маленького обитателя комнаты. Изготовление детской мебели на заказ производится с учетом...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы