|
Проект Примерная программа НИС «Управленческий анализ медиа» (Блок тем А.В.Шарикова) Предполагается, что в рамках программы НИС "Управленческий анализ СМИ" блок тем, который ведёт профессор А.В.Шариков, включает в себя следующие разделы:
Содержание разделов I. Философские и этические основания социогуманитарных наук Философские основания науки: онтологический и эпистемологический аспекты. Специфика и генезис научного познания. Типология научных направлений: естественные и социогуманитарные науки. Их эпистемологический статус. Связь социогуманитарных наук с социокультурными основаниями общества. Функции философии в поле науки: создание картины мира, рефлексия. предвидение. Основные этапы развития науки: классический, неклассический, постнеклассический. Их характеристики и проявление в области социогуманитарных наук. Структура научного познания. Теоретический и эмпирический уровни научного исследования. Структура теоретического знания. Понятие научной парадигмы. Теории высокого, среднего и прикладного уровня. Философско-методологический и прикладной аспекты конкретного научного исследования. Функции научной теории: описательная, объяснительная, прогностическая. Формирование частных теоретических схем и законов. Логика построения развитых научных теорий в классической и современной науке. Структура эмпирического исследования. Прикладная отраслевая и маркетинговая аналитика, их связь, сходство и различие с научными исследованиями. Базовые ценности науки. Истина как главная ценность научного познания. Уважение к другому, точность, аккуратность, высокая работоспособность и креативность как инструментальные ценности науки. Этические основания науки. Проблема "разрушительной силы науки". Наука для создания общественного блага и наука для продвижения частных интересов. Гуманистический вектор развития науки. Этика взаимоотношений исследователей. Конструктивная критика как необходимый этический компонент научной деятельности. Оппонирование и рецензирование как механизмы совершенствования научного продукта. Лит.:
II. Процесс научного исследования как работа "машины познания". Наука как "машина познания". Научная продукция. Её типология: теории, новые факты, изобретения, алгоритмы, технологии и т.п. Настройка "машины познания": формирование проблемы исследования, построение методологического аппарата исследования, составление гипотез исследования. Входные и основные рабочие операции "машины познания". Фаза сбора информации. Обработка собранной информации. Выходные операции "машины познания": получение результатов, их интерпретация. Проблема надёжности и достоверности полученных данных. Взаимодействие научной картины мира и опыта: проблема встраивания полученных результатов в картину мира. Проблема перевода результатов научных исследований в практику. Лит.:
III. Основные категориальные элементы методологии научного исследования Методологический аппарат научного исследования. Актуальность научного исследования. Новизна научного исследования: теоретическая, прикладная. Объект и предмет научного исследования, их взаимоотношение и типология. Цель и задачи научного исследования, их взаимоотношение. Методы научного исследования, их связь с целью и задачами исследования. Теоретические методы научного исследования и их роль. Методы сбора информации (эмпирические методы) в научном исследовании. Методы обработки информации. Методы проверки результатов на надёжность и достоверность. Понятие проблемы научного исследования. Гипотеза научного исследования, её роль. Верифицируемость (проверяемость) научной гипотезы как её основное свойство. Теоретический базис научного исследования. Его связь с объектом и предметом исследования. Эмпирический базис исследования. Информационная база исследования и её структура. Теоретическая значимость исследования. Практическая значимость исследования. Апробация результатов научного исследования: публичные выступления, публикации, рецензирование. Лит.:
IV. Специфика научного текста и правила его оформления Научный текст. Его отличие от других видов текста (литературных, журналистских и др.). Цитирование научных публикаций как отличительная черта научного текста. Типология научных и научно-аналитических текстов: научно-проектные тексты, материалы публичных выступлений, научные публикации, квалификационные научно-учебные тексты, научно-аналитические тексты, оценочные научные тексты. Научно-проектные тексты: программа исследования, проект исследования. Отчёт об исследовании: полный отчёт с приложениями, краткий отчёт, резюме, аннотация. Материалы публичных выступлений на научных собраниях: тезисы выступления, текст научного доклада, расшифровка научного выступления и т.п. Научные публикации: реферат, обзор научных работ, научная статья, эссе, научная монография, коллективная монография, сборник научных статей и др. Квалификационные научно-учебные тексты: учебный реферат, учебное эссе, курсовая работа, выпускная дипломная работа, диссертация (магистерская. кандидатская. докторская), автореферат диссертации (кандидатской, докторской). Научно-аналитические тексты: аналитическая справка, аналитическая записка, аналитический отчёт и др. Оценочные научные тексты: рецензия, отзыв. Структурные элементы научных текстов крупной формы: описание методологического аппарата исследования, обзор теоретических работ по теме, основное содержание, выводная часть, библиография, приложения. Правила оформления рисунков и таблиц в научных текстах. Расположение сопровождающих текстовых элементов (подписей под рисунками, заголовков таблиц) и нумерация. Правила оформления библиографических единиц: книги, научные статьи, журналистские материалы, документы, электронные ресурсы. Правила цитирования в научных публикациях. Прямое и косвенное цитирование. Правила оформления приложений в квалификационных научно-учебных текстах. Лит.:
V. Ключевые теоретические методы исследования в социогуманитарной сфере Метод сравнительного анализа. Сравнительный анализ как универсальный метод исследования. Цель сравнительного анализа. Реперные объекты и реперные точки. Приёмы сравнительного анализа: сопоставление, противопоставление. Качественный и количественный сравнительный анализ. Разновидности сравнительного анализа: динамический анализ, сравнительно-исторический анализ, кросс-культурный анализ и др. Общий план сравнительного анализа. Примеры применения сравнительного анализа в исследовании СМИ. Метод кросс-культурного анализа. Кросс-культурное сопоставление как анализ функционирования культурных/социальных феноменов в различных обществах и его применение в социогуманитарной сфере (этнографии, этнологии, культурологи, социологии культуры, социологии массовых коммуникаций и т.п.). Кросс-культурный анализ как разновидность метода сравнительного анализа различных социокультурных явлений, разделённых пространством, в один и тот же период времени. Содержание метода: сравнение двух или большего числа существенно различающихся фактов различных культур; определение влияния культурных условий на поведение индивидов; установление систематической зависимости между культурными и поведенческими переменными различных культур и т.д. "Этический" и "эмический" типы анализа. Особенности выстраивания реперных точек и поля сопоставления в кросс-культурном анализе. Примеры применения кросс-культурного анализа в исследовании СМИ. Методы структурного и структурно-динамического анализа. Понятия "структура", "динамика" и "структурная динамика". Структура как устойчивое образование элементов и связей между ними. Структурный анализ, его цель и направленность. Основные показатели структур: множество выделенных элементов и связей структуры; характеристики элементов и связей структуры; обобщённые показатели структур (уровни структуры, структурная устойчивость и др.). Место структурного анализа в системе теоретических методов социогуманитарных исследований. Процедура структурного анализа: декомпозиция объекта на элементы, выявление связей между элементами, определение качественных и количественных характеристик (показателей) элементов и др. Типология структур. Структурный анализ в филологических исследованиях и исследованиях материалов СМИ. Структурализм как теоретическая основа структурного анализа в филологических и журналистских исследованиях. Структурный анализ в медиаменеджменте и медиамаркетинге. Понятие организационной структуры. Типология организационных структур в медиаменеджменте. Примеры применения структурного анализа в исследовании СМИ. Границы применимости метода структурного анализа. Структурно-динамический анализ как теоретический подход в социогуманитарной сфере. Цели структурно-динамического анализа. Структурно-динамический анализ в медиаменеджменте и медиамаркетинге. Примеры применения структурно-динамического анализа в исследовании СМИ. Границы применимости метода структурно-динамического анализа. Методы функционального и структурно-функционального анализа. Понятие функции. Понятие социальной функции. Функционализм как теоретический подход в социогуманитарной сфере. Цели функционального анализа. Понятия "структура" и "функция" как парные категории, их взаимосвязь. Структурный функционализм как теоретический подход в социогуманитарной сфере. Категории "социальная дисфункция", "декларируемая функция", "латентная функция". Неофункционализм как развитие идей функционализма. Функциональный анализ в медиаменеджменте и медиамаркетинге. Примеры применения функционального анализа в исследовании СМИ. Границы применимости метода функционального анализа. Цели структурно-функционального анализа. Структурно-функциональный анализ в медиаменеджменте и медиамаркетинге. Примеры применения структурно-функционального анализа в исследовании СМИ. Границы применимости метода структурно-функционального анализа. Метод системного анализа. Понятие системы. Её связь с категориями "структура" и "функция". Типология систем. Системный анализ как теоретический подход в социогуманитарной сфере. Принципы (постулаты) системного анализа. Цели системного анализа. Категории системного анализа: "система", "подсистема", "внутренняя среда", "внешняя среда", "сложность системы", "обратная связь". Системный анализ в медиаменеджменте и медиамаркетинге. Примеры применения системного анализа в исследовании СМИ. Границы применимости метода системного анализа. Метод теоретического моделирования. Понятия "модель", "подмодель", "моделирование". Классификация моделей. Свойства моделей. Основные операции над моделями: линеаризация, идентификация, агрегирование, декомпозиция, сборка и др. Моделирование как прикладной аспект системного подхода. Цели и задачи моделирования. Процесс моделирования - основные этапы. Жизненный цикл моделируемой системы. Моделирование в медиаменеджменте и медиамаркетинге. Примеры применения моделирования в исследовании СМИ. Границы применимости метода теоретического моделирования. Построение когнитивных карт. Когнитология как междисциплинарное научное направление. Когнитивное моделирование. Системы репрезентации знаний: системы правил, семантические сети, структуры отношений. Когнитивная структуризация. Типы когнитивной структуризации: когнитивные схемы, когнитивные решётки (шкалы, матрицы). Когнитивная карта как метод схематического описания системы путём определения связей между её элементами. Контуры когнитивной карты как способ исследования влияния обратной связи. Типы контуров: морфогенический и гомеостатический. Закон Маруямы. Достоинства и недостатки метода построения когнитивных карт. Построение когнитивных карт в исследованиях СМИ. Методы прогнозирования. Понятия "прогноз", "прогнозирование", "горизонт прогнозирования". Подходы к прогнозированию: исторический подход, комплексный подход, системный подход. Поисковое (изыскательское) и нормативное (нормативно-целевое) прогнозирование. Принципы прогнозирования: принцип системности, принцип адекватности, принцип альтернативности, принцип достоверности, принцип наблюдаемости. Методы прогнозирования: субъективные (интуитивные, эвристические и т.п.) и объективные (математические, статистические, модельные и т.п.). Качественные и количественные методы прогнозирования. Метод сценариев как качественно-количественный метод прогнозирования. Экспертное прогнозирование. Методы статистического прогнозирования: простые (предположение о стабильности показателя, экстраполяция линейных трендов и др.) и сложные (метод скользящей средней, регрессионный анализ, экспоненциальное сглаживание и др.). Опросные методы прогнозирования: экспертные оценки, опрос потребителей, дельфи-группы и др. Достоинства и недостатки методов прогнозирования. Этапы процесса прогнозирования: определение предмета и цели прогнозирования, установление горизонта прогнозирования, выбор методов и разработка инструментария прогнозирования, сбор данных и построение прогноза, мониторинг результатов, оценка точности, достоверности и надёжности прогноза. Экономическое прогнозирование на основе фундаментального анализа и его этапы: общеэкономический анализ, отраслевой анализ, финансовый анализ. Прогнозирование в медиаменеджменте и медиамаркетинге. Примеры прогнозирования в исследовании СМИ. Статистический анализ как теоретический метод. Понятия "статистика", "статистический подход", "статистический анализ", "математическая статистика". Этапы статистического исследования: статистическое наблюдение, сводка и группировка первичных статистических данных, анализ статистической информации. Операции "перевода" эмпирических данных на уровень первичного теоретического обобщения: группировка и упорядочение данных, выявление связей между переменными, прогнозирование на основе статистических данных, классификация. Группировка статистических данных и её типы: простая и сложная (комбинационная, многомерная). Ранжирование как способ упорядочения данных. Понятие корреляции как меры связи. Коэффициент Пирсона как мера связи, его статистические свойства. Содержательная интерпретация значений коэффициента Пирсона как меры связи. Непараметрические методы выявления связи. Статистические гипотезы и их проверка. Статистические критерии и их использование для определения статистической значимости связи. Статистические методы прогнозирования: простые (предположение о стабильности показателя, экстраполяция линейных трендов и др.) и сложные (метод скользящей средней, регрессионный анализ, экспоненциальное сглаживание и др.). Статистические методы классификации на основании "близости-удалённости" данных: кластерный анализ, факторный анализ, корреспондентский анализ (анализ соответствия) и др. Применение статистического анализа как метода первичного теоретического обобщения в исследованиях СМИ. Типологизация, классификация и таксономический анализ. Типология как научный метод, в основе которого лежит структурирование систем объектов и их группировка с помощью обобщенной модели или типа. Типологизация как научный метод, направленный на разбивку некоторой изучаемой совокупности объектов, изначально не имеющей чётких границ, на обладающие определенными свойствами упорядоченные и систематизированные группы с помощью идеализированной модели или типа (идеального или конструктивного). Теоретическая и эмпирическая типологизация. Соотношение классификации и типологизации как процессов, с одной стороны, чёткой, однозначной и с другой стороны, нечёткой, неоднозначной группировки. Критерии классификации и типологизации, их отличия (критерий классификации может быть случайным, а критерий типологизации всегда сущностен). Виды типологизации по процедурам построения: морфологические и структурные (статические); процессуальные (динамические); генетические; сравнительно-исторические. Классификация как процесс группировки объектов исследования в соответствии с их общими признаками. Требования к системе классификации: полнота признака, взятого за основу классификации; рядоположенность классифицируемых объектов в пределах одной классификационной группы и др. Понятия "класс", "подкласс", "иерархия", "фасет". Типология методов классификации: иерархический метод и фасетный метод. Их достоинства и недостатки. Таксономия как теория классификации и систематизации. Таксономия и систематика. Таксономия как раздел систематики, представляющее собой учение о системе таксономических категорий, обозначающих соподчиненные группы объектов - таксоны. Понятия "таксон", "таксономический ранг", "таксономическая схема". Таксон как группа дискретных объектов, связанных той или иной степенью общности свойств и признаков. Типы таксономических схем: одномерные и многомерные. Типологизация, классификация и таксономический анализ в исследованиях СМИ. Историко-генетический метод в исследованиях медиарынков. Понятия "генезис", "генетический". Историко-генетический (ретроспективный) анализ как метод изучения порождения тех или иных событий событиями более ранними во времени, установления причинно-следственных связей, выявления факторов, влияющих на различные процессы и явления. Суть и эвристические возможности историко-генетического метода. Анализ необходимости и достаточности условий, существенные условия. Иерархизация причинно-следственных связей. Функциональные и стохастические взаимосвязи. Историко-генетический анализ как метод аналитически-индуктивный по природе и описательный по форме выражения информации, при котором сходство явлений объясняется как результат их родства по происхождению. Направленность историко-генетического анализа: от единичного к особенному, от общего к всеобщему (выделение существенных свойств, функций объекта, и последующее индуктивное изучение этих свойств). Использование логико-индуктивных принципов в историко-генетическом анализе (каноны Милля, индуктивно-статистическая модель Гемпеля и др.). Достоинства и недостатки историко-генетического метода. Историко-генетический метод в исследованиях СМИ. Метод институционального анализа. Понятия "институт", "социальный институт". Типология социальных институтов. Институционализм как теоретический подход в социогуманитарной сфере. Институционализм в общественных науках. Институционализм в экономических науках. Цели институционального анализа. Категории "институция", "правило", "институциональная структура", "институционализация", "институциональные изменения", "социальная роль", "социальный контроль". Неоинституционализм как развитие идей институционализма. Институциональный анализ в медиаменеджменте и медиамаркетинге. Примеры применения институционального анализа в исследовании СМИ. Границы применимости метода институционального анализа. Метод феноменологического анализа. Понятия "феномен", "феноменология". Феноменология как философское направление изучения феноменов. Ветви феноменологии. Феноменологический анализ и его основные процедуры (описание, герменевтическое истолкование и др.). Место феноменологического анализа в системе методов научного исследования. Категории "феноменологическая установка", "феноменологическая редукция", "феноменологическое интуирование", "эпохе", "эйдос", "социальная реальность", "жизненный мир", биографическая ситуация". Приёмы феноменологического анализа: дискриптивная феноменология, интенциональный анализ, эйдетический анализ, конститутивный анализ, герменевтический анализ. Феноменологический анализ в медиаменеджменте и медиамаркетинге. Примеры применения феноменологического анализа в исследовании СМИ. Границы применимости метода феноменологического анализа. Синергетический подход. Синергетика как междисциплинарное направление в современных научных исследованиях, рассматривающее явления и процессы на основе принципа самоорганизации систем.. Понятия "синергия", "синергетическое рассмотрение", "флуктуация", "сингулярность", "бифуркация", "точка бифуркации", "аттрактор", "устойчивость системы", "положительная обратная связь", "лавинообразные процессы", самоорганизация". Истоки синергетического подхода. Детерминизм и синергетика. Диалектика и синергетика. Неравновесность и нестабильность как источники синергетического процесса. Понятия "эволюция и "коэволюция" в синергетическом рассмотрении. Гадательный случай: появление веера возможностей и их отбор. Эффект бабочки: малые воздействия, случайность, аттракторы, воздействие процессов микроурвня на макроуровень через мезоуровень. Теория хаоса. Определение хаоса: апериодичность траекторий при любых начальных условиях, расхождение траекторий при сколь угодно близких начальных условиях. Феномен "наоборот". Массово-коммуникационный эффект бумеранга как разновидность эффекта "наоборот". Использование синергетического подхода в исследованиях СМИ. Этимологический анализ. Этимология как раздел языкознания, изучающий происхождение и историю отдельных слов и морфем. Понятия "этимон" и "логос". Категории "исходное значение слова", "мотивация слова", "производящее слово", "словообразовательная модель", "словообразовательная структура", "первичная семантика слова", этимологизация, "деэтимологизация". Цели этимологического анализа: выявление в каком языке и на каком этапе его исторического развития возникло анализируемое слово; установление первичной мотивации слова; выявление путей и причин изменения первичной семантики и исторического морфемного состава слова. Этимологический анализ как метод изучения диахронных словообразовательных отношений между словами, их первоначальную словообразовательную структуру и первоначальное значение. Процедура этимологического анализа: генетическое отождествление рассматриваемого слова или его основы с другим словом или его основой как исходным, производящим; отождествление других структурных элементов слова с исторически известными структурными элементами и реконструкция первичной формы и значения слова с первичной мотивацией. Этимологический анализ в социогуманитарных и экономических науках как вспомогательный метод, позволяющий уточнить латентную семантику используемой терминологии и их эвристический потенциал. Использование этимологического анализа в исследованиях СМИ. Лит.:
VI. Базовые теоретические подходы в исследовании медиарынков. Методологические подходы к исследованию медиарынков. Осмысление понятий «рынок», «отраслевой рынок», «медиарынок». Критерии выделения медиарынков. Типология медиарынков. Деловые медиарынки. Рекламные медиарынки. Рынки контента. Рынки производственного оборудования и информационных технологий в СМИ. Потребительские медиарынки. Рынки дистрибуции. Рынки розничной продажи и подписки печатных изданий. Рынки платного телевидения. Рынки «новых медиа». Микроэкономический подход к исследованию медиарынков. Понятия "монополия", "дуополия", "олигополия, "рынок монополистической конкуренции", "рынок совершенной конкуренции". Микроэкономические индикаторы медиарынков. Маркетинговый подход к исследованию медирынков. Рынок как внешняя среда фирмы. Понятия "целевая аудитория", "позиционирование", "рыночная ниша", "сегментация", "фрагментация", дифференциация продукта", диверсификация продукции. Отраслевой подход к исследованию медиарынков. Понятия "границы рынка" (географические, временные, продуктовые). Понятие "концентрация рынка". Структура отраслевого рынка. основные и вспомогательные субъекты рынка. Роль государства в организации отраслевого рынка. Основная парадигма отраслевых рынков (теория Мэйсона-Бейна). Индикаторы концентрации рынка. Барьеры входа на рынок и выхода из него. Динамика отраслевых рынков: жизненный цикл рынка, волновые и циклические тенденции на отраслевых рынках. Процессы слияния и поглощения на отраслевых рынках. Экономико-социологический подход к исследованию медиарынков. Учёт социальных факторов при анализе медиарынков. Понятие «аудитория СМИ». Стандартные маркетинговые параметры аудитории различных типов СМИ (аудитория печатных периодических изданий, аудитория радио, аудитория телевидения, аудитория Интернет-изданий). Лит.:
Журнал "Журналистика и медиарынок". Интернет-ресурсы:
|
![]() | Примерная программа нис «Управленческий анализ медиа» Предполагается, что в рамках программы нис "Управленческий анализ сми" блок тем, который ведёт профессор А. В. Шариков, включает... | ![]() | Программа дисциплины «Бухгалтерский и управленческий учет, анализ финансовой отчетности» Программа дисциплины «Бухгалтерский и управленческий учет, анализ финансовой отчетности» для направления 080200. 62 «Менеджмент»... |
![]() | Примерная программа по математике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования Примерная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов... | ![]() | Примерная программа по математике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования Примерная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных... |
![]() | Документы 1. /Коростелевы НачШкола-ДетСад анализ, план, контроль, цели/ВЕГА анализ работы/1 Титул.doc | ![]() | «океан: климат, ресурсы, природные катастрофы» Крупная экспериментальная техника Института океанологии ран: нис «Академик Сергей Вавилов», 6700 т, 1988; нис «Академик Иоффе», 6700... |
![]() | Документи 1. /Коростелевы НачШкола-ДетСад анализ, план, контроль, цели/ВЕГА анализ работы/1 Титул.doc | ![]() | Учебной дисциплины «Управленческий учет и анализ» для слушателей программы профессиональной переподготовки «Управленческий учет и анализ» является курсом, разработанным для менеджеров, руководителей компаний, профессиональных бухгалтеров,... |
![]() | Рабочая программа дисциплины (модуля) Социальные медиа Направление подготовки Реклама и связи с общественностью Профили подготовки «Управление персональным и корпоративным имиджем» Целями освоения дисциплины «Социальные медиа» являются формирование у бакалавров по рекламе и связям с общественностью знаний принципов... | ![]() | Программа дисциплины «Социальный анализ в журналистике», раздел 3: «Медиа-среда как текст: анализ и интерпретация содержания» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и магистрантов 1-го года обучения магистерской... |