Хор в трагедиях Эсхила icon

Хор в трагедиях Эсхила



НазваниеХор в трагедиях Эсхила
Дата конвертации23.07.2012
Размер117.27 Kb.
ТипРеферат
Хор в трагедиях Эсхила


Университет истории культур Сереченко Е.В. (студентка I курса) РЕФЕРАТ Тема: Хор в трагедиях Эсхила («Персы», «Орестея», «Прометей Прикованный») Руководитель работы: Баженова Л.Е. Москва 2000 ОглавлениеВведение………………………………………………………………………………...3Трагедия «Персы»………………………………………………………………………3Трагедия «Орестея»…………………………………………………………………….4Трагедия «Прометей Прикованный»………………………………………………….7Заключение……………………………………………………………………………...8Список использованной литературы…………………………………………………10Введение Никто на свете не установил, да и не установит точного года рождениятеатра. Никто на всем свете не сказал, да и не скажет, на каком листкекалендаря следовало бы обозначить его первоначальную дату. Время существования театра измеряется небывалой по историческиммасштабам мерой — временем существования самого рода человеческого. День возникновения театра сокрыт за горной грядой давно ушедших векови тысячелетий, в глубинах древнейшей, наиболее отдаленной от нас эпохиистории человечества. В золотую пору детства человечества первые поэты земли — великиегреческие трагики, как добрые гении поэзии склонились над колыбелью театра.Они вызвали его к жизни. И они обращали его к служению людям, кпрославлению духовного могущества человека, его неукротимой силы,нравственной энергии героизма. Одним из таких гениев был Эсхил. Он был поэтом огромной, почтиневероятной творческой энергии. Об этом говорит уже одно количествосозданных им драматических произведений – чуть ли не девяносто. А ведь вего время создать драму означало не только написать ее, по и довести дозрителя, взять на себя всю постановку – с обучением, хора пению иритмическому исполнению стихотворного текста, с подготовкой актеров исцены. Но дело, конечно, не в количестве. До Эсхила была, по сути, не драма, а нечто подобное оратории,значительную часть которой составляли ритуального происхождения славословияи плачи (“треносы”). При имевшемся единственном актере, сюжетное действиееще не достигло достаточного развития. Оно получило надлежащее место лишьтогда, когда Эсхил ввел второго актера. Обладая фантазией истинногопоэтического гения и философской глубиной постижения конфликтов, Эсхил,хотя и не был первым драматургом, явился “отцом трагедии”. До нас не дошлипроизведения его предшественников – Теспида, Херила, Пратина, Фриниха, асреди сохранившихся семи трагедий Эсхила нет ни одной, которая относиласьбы к начальному или совсем раннему периоду его творчества,– так чтопроследить становление драмы невозможно. Некоторое представление об этом мыможем себе составить по тому, как постепенно преодолевается Эсхилом таведущая роль, которую все еще играет в некоторых произведениях поэта хор,его сплошные треносы и торжественные песнопения. «Персы» Трагедия «Персы» написанная Эсхилом в 472 г. до н.э. – это откликавтора на события греко-персидских войн, участником которых он являлся.
Втрагедии хор состоит из персидских старейшин, треносы которых тожесоставляют значительную часть трагедии – около половины ее. Именно здесьвыражена этико-философская и патриотическая тенденция трагедии. Строгопродумана композиция: в начале драмы, в ее величаво-торжественном пароде,лирически выраженное смутное опасение надвигающейся катастрофы чередуется сэпическим и одическим восхвалением персидских полчищ и их военачальников воглаве с “царем царей” Ксерксом. Но уже конец этого первого выступленияхора, его эпод, звучит печальным аккордом: Ата обольстила и ослепилаглаваря похода, и это приведет к беде. Затем, после рассказа вестника ополном поражении, после печального предсказания тени Дария и, наконец,когда появляется жалкий Ксеркс, хор будет в горьких треносах изливать своюскорбь о потере Персией былой мощи, славы и величия, о гибели поименноназванных военачальников и множества участников похода, потопленных в мореи сраженных копьями эллинов. Вся стонет Азия теперь, Осиротевшая земля: «Повел их за собою Ксеркс, Их гибели виною Ксеркс, Все это горе неразумный Ксеркс Уготовил кораблям… Азия больше не будет Жить по персидской указке, Больше не будут народы Дань приносить самодержцам, В страхе не будут люди Падать наземь. Не стало Царской власти сегодня. Люди язык за зубами Сразу держать перестанут: Тот, кто свободен от ига, Также и в речи свободен». Так, возвеличивая и оплакивая побежденного врага, хор подчеркиваетвеличие самой победы и прославляет победителей. Лирическая патетика плачейхора звучала для слуха афинян гимнической радостью славословия. Но, наряду с этой лирической функцией, хор выступает и как своего рода“резонер” – прямой выразитель идеи автора. Устами хора высказываетсяосновная мысль поэта, гордого демократической свободой эллинов,противопоставленной рабской зависимости персов от власти деспотическогоцаря. На вопрос царицы, кто является самодержцем у афинян, хор отвечает: Никому они не служат, не подвластны никому. (242) Наконец устами тех же персидских старейшин Эсхил выражает своесознание неизбежности справедливого возмездия: Отплаты злом за зло от зла... Эта трагедия Эсхила ораторская: мы не видим событий, не участвуем сних с героями, но обсуждаем их, сочувствуем им, переживаем за героев, чтоотчасти делает и хор. Хор в данной трагедии либо прямо исполняет такназываемый тренос, т.е. похоронный плач, либо является подготовкой к нему.«Орестея» Единственный полный образец трилогии среди сохранившихся творенийЭсхила это – “Орестея”. По жанру «Орестея» близка оратории ввиду большогоколичества хоров и их значительных размеров. В трилогии очень много хоровыхпартий, в которых пока еще только вспоминается прошлое, дается оценканастоящему или ожидается будущее. Есть хоры моралистически-философского илирелигиозно-философского содержания. Однако уже в конце «Агамемнона» хоробнажает мечи, чтобы вступить в борьбу с Эгисфом. Больше же всегодраматичен хор Эриний, которые хотя и выступают в виде коллектива, но, всущности говоря, являются единым и страшным индивидуумом, переживающимвсякого рода коллизии, перипетии, начиная от своего невидимого для всех ивидимого только для Ореста появления в конце «Плакальщиц», проходя черезисступленное преследование своей жертвы и кончая своим весьма активнымповедением на суде с дальнейшим превращением в добрых гениев. Посколькутакое превращение Эриний в Эвменид увенчивает собой длинную и тяжкую цепькровавых ужасов и преступлений, оно является целью и смыслом даннойтрагедии; а будучи выражено в острейших и патетических образах, является,очевидно, и основной особенностью всей трилогии. Художественно первая часть трилогии “Агамемнон” – самое сильноепроизведение Эсхила. В пароде хор аргосских старцев вспоминает отрагическом прошлом в доме Агамемнона и воспевает мудрого и справедливогоЗевса. Но уже в начале трагедии в интонации хора угадывается предчувствиечего-то ужасного и неотвратимого. Этим предчувствием хор будет делиться снами еще не раз на протяжении всей трагедии. Что же страх меня томит, И предчувствие душе Неотступно представляет ужас? Глухо пророчит О чем неотвязною песнью? Как зловещих, смутных снов Наважденье отогнать? (975 – 981) Родовое проклятье, кровная месть, восстановление справедливости –основные движущие силы трагедии. Месть, осуществляемая по воле Зевса заосквернение домашнего очага Менелая, и сыновья Атрея, посылаемые дляисполнения мести, - эти два образа проходят через всю первую половинутрагедии, не оставляя сомнения в справедливости похода, возглавляемогоАгамемноном. Еще выразительнее эта мысль подчеркнута в песне хора,исполняемой уже после того как стало известно о падении Трои. Ты ж, гостиного права доправщик, Зевс, Ты в лучника метил, сгибая лук, - В Александра! Давно выжидал ты миг, Натянув тетиву, - и взвилась стрела, И не праздно в поднебесье пела. (362-366) Так поет хор в первом стасиме, узнав от Клитемнестры о взятии Трои. Итут же от конкретного факта – наказания Александра, т.к. его поступок естьпреступление против Справедливости – хор переходит к общим размышлениям: заударом Зевса можно проследить, он свершил, как замыслил. Возвращаясь в мыслях к началу троянского похода, хор произносит трироковых для царя слова: «ради многомужней жены», то есть Елены, повелАгамемнон войско на Трою. И еще до начала войны царю пришлосьрасплачиваться дорогой ценой за свое предприятие: из всех событий этоговремени хор вспоминает самое мрачное – зловещую смерть Ифигении,принесенной отцом в жертву богине Артемиде, чтобы добиться прекращенияветров, крушивших в гавани греческие корабли. Таким образом, из-за Еленыпролилась кровь невинной девушки. Ради нее годами длятся сражения в чужойземле, сталкиваются и ломаются в бою копья, гибнут мужи под стенами Трои.Для Эсхила гибель многих на войне – тоже убийство, вызывающее гнев ипроклятье народа, требующее уплаты долга. Так на владык зачинщиков Копит народ обиду. (450-451)- поет хор, выражая тем самым не только мнение народа, но и самого автора. Аргосские старцы не хотят для себя славы «разорителя городов». Хоржелает себе благополучия, не вызывающего зависти. Победа над Троей неподдается в устах хора однозначной оценке: она справедлива в той мере, вкакой несет заслуженную кару Парису; она выходит за пределы справедливости,будучи оплачена слишком дорогой ценой. Эта внутренняя противоречивостьсовершившегося не может не накладывать отпечатка и на судьбу Агамемнона, -поэтому хор, проводив царя во дворец, вместо радостного победного славленияприслушивается к встревоженному голосу своего сердца: Что ж в ушах безлирный плач Эриний Слышен немолчно? (990-991) Небывалый по своей трагичности комплекс переживаний Кассандрыизображен у Эсхила не эпическими описаниями, но в виде передачи чувств инастроений хора. Тот факт, что хор развивает мысли Кассандры, особенноважен: суждение составляющих хор аргосских старцев, при всей ихобъективности, остается все же человеческим мнением, Кассандра же,приобщившись благодаря ясновидению к божественному знанию, придает оценкесобытий непререкаемую авторитетность. Убийство Агамемнона, о котором хор узнает из криков убиваемого, одиниз наиболее драматичных эпизодов трагедии. Хор старейших, до того единый,распадается на голоса отдельных старцев. На наших глазах нечто единое ицелое перестает быть таковым, что подчеркивает трагизм ситуации. Хорчувствует себя в полном смятении, лишающем его способности здраворассуждать и вынести окончательное решение. Этим автор передает создавшуюсяпанику, тревогу, хаос, наступившие среди аргосского народа в связи спотерей царя. Но хор здесь не только олицетворяет народ: отчасти, онвыражает и точку зрения автора, который против совершенного преступления исчитает его несправедливым.В четвертом эписодии «Агамемнона» хор осуждает Клитемнестру: Умной гордынею ты обезумела, - И к лицу Это пятно тебе – крови клеймо на лбу: Так исступилася мысль твоя кровию. (1426 –1428) Сама же она считает, что в ее облике выступал древний свирепый дух-мститель. И хотя в аргументах Клитемнестры хор видит несостоятельнуюпопытку возложить вину на божество, сам он все же в конце концов вынужденпризнать в смерти Агамемнона дело рук демона, вмешательство могучегобожества, ненасытного в жестокости. Убежденная вера в появление Ореста – мстителя за отца, присущая ещеКассандре и хору в «Агамемноне», составляет в начале «Плакальщиц» основуповедения хора. Отсюда советы Электре, ожидание «избавителя дома», которыйс мечом в руке отплатит за погибшего господина. В Оресте хор плакальщиц видит руку Справедливости. Больше того: если в«Агамемноне» хор видит справедливость кары, постигшей поочередно Париса иАгамемнона, но не побуждает никого к ее свершению, то в «Плакальщицах»размышления хора о божественном законе возмездия предназначены как раз длятого, чтобы обосновать необходимость действий Ореста в свете божественногоправа. Хор выступает от имени народа, чье правовое сознание требует местиза убитого царя: Давно предназначенье ждет: Рок да придет на вызов. (465-466) Хор плакальщиц по второй части трагедии демонстрирует как страданиегероев переносится вовнутрь: служанки Электры вспоминают, как при гибелиАгамемнона они били себя с плачем в грудь и раздирали до крови щеки; теперьже, при виде следов на могиле царя, Электра чувствует, как желчь приливаетк сердцу, как бы раненому двуострой секирой. Выяснению вопроса о вине Ореста и его преследовании Эриниями посвященався заключительная часть трилогии. Эринии появляются на сцене трилогии несразу, но строго постепенно, становясь все ужаснее. В «Плакальщицах» их ещеникто не видит, кроме Ореста, и их пока можно считать его галлюцинацией. Новот в «Эвменидах» Пифия уже рассказывает о том, как они окружают Ореста, обих отвратительном виде. Дальше взывает к ним и будит их тень Клитемнестры:слышатся их храп и стоны. Наконец, Эринии просыпаются и появляются сами вовсем хтоническом ужасе. Но их ярость проявляется только на суде Ареопага,где они сначала властно допрашивают Ореста, а затем предъявляют своеобвинение. Как мы видим, образ хора Эриний довольно динамичен, впротивоположность более ранним статичным образам Эсхила. Когда Афина уходит выбирать судей для Ареопага, Эринии, оставшись наорхестре, исполняют стасим, в котором излагают свое кредо. Если в судеодержит верх этот матереубийца, рассуждают они, рухнут все нравственныеустои. Эринии явно озабочены сохранением авторитета справедливости и чутьдальше развивают эту мысль достаточно подробно: Завещаю впредь тебе Правды чтить алтарь святой. Пусть корысть Не соблазнит тебя пядью безбожною Дерзко топтать его: Кара Станет за спиной, как тень. (537 –542) Разумеется, мы тут же вспоминаем размышления хора в «Агамемноне» обезнадежном положении человека, дерзостно попирающего алтарьсправедливости, - мысли древних богинь и аргосских старцев совпадают,придавая всей трилогии единство нравственной установки. Еще важнее, чтоЭринии столь высоко ставят авторитет Справедливости и что Эсхил поручает имзащиту Справедливости и наказание отступников от ее заветов. Финал «Орестеи» знаменует утверждение такого порядка вещей, прикотором нет победителей и побежденных, - торжествует не одна из борющихсясторон, а высшее единство, объединяющее ранее враждовавшие между собойначала. Эринии преодолевают свой яростный гнев и заклинают яростьубийственных междоусобиц, разрушающих государство. В конечном итогеторжествует не индивидуальная воля божества, а объективная закономерностьсправедливости, носителем и стражем которой призваны быть боги.“Прометей Прикованный” Среди сохранившихся трагедий Эсхила “Прометей Прикованный” занимаетнесколько особое место: целый ряд стилистических особенностей, оченьскромная роль хора, наконец изображение Зевса как жестокого тирана ненаходят себе аналогий в других известных нам эсхиловских творениях. Тем неменее “Прометей Прикованный” – быть может, величайшее создание Эсхила. Запрошедшие тысячелетия ее герои не только не потерял своего монументальноговеличия, не только не потускнел, а, наоборот, стал еще возвышеннее, ещеозареннее. Множество благ даровал Прометей людям. Важнейшее из них – то,которое предотвратило гибель людского рода, дарование огня. За этот дарчеловечеству Прометей и наказан. Титан-прозорливец заранее знал, что ему заэто уготовано, так что он пошел на самопожертвование сознательно. Чертынепреклонного характера Прометея еще резче обозначаются из сопоставления сженственной мягкостью до конца ему верных Океанид, которые появляются вначале трагедии «со стороны моря, в крылатой колеснице». Они сочувствуюттитану, хотят ободрить его: Ободрись! Не бойся! Ведь с любовью наша стая Взапуски на крыльях быстрых К этой скале прилетела. Стонет хор, оплакивая муки титана, слушает его рассказ и предпринимаетпопытки образумить Прометея. Обеспокоенные дерзкой речью Прометея, Океанидынапоминают ему о жестокости Зевса, но не могут склонить его кблагоразумию. Им не удается, как и затем Океану, поколебать непреклоннуюволю Прометея. Хор Океанид – женский хор. И это не случайно. Ведь именно женщине видеале присуще сострадать, утешать в горе, оплакивать муки. Кроме того,идеальная женщина- образец верности. Так и Океаниды не бросают Прометея,остаются верными ему, делят его мучения: Что вытерпеть должно, вытерпим вместе с ним. Предателей мы ненавидим, и нет Порока для нас Гнусней и мерзей вероломства. “Прометей Прикованный”, в отличие от прочих трагедий Эсхила, поражаеткраткостью и незначительным содержанием хоровых партий. Если подойти к хорус точки зрения декламационно-риторической, то сразу можно увидеть, как оннеобходим для углубления общего монументально-патетического стиля трагедии.Заключение Итак, проанализировав трагедии Эсхила «Персы», «Орестея» и «ПрометейПрикованный» можно сделать вывод о роли хора в них. В «Персах» хоруотводится значительная часть: он повествует, восхваляет и оплакивает,выступая от имени персидского народа, а также выражая иногда и точку зрениясамого автора. В каждой части «Орестеи» хор выполняет определенные задачи. В«Агамемноне» аргосские старцы выражают то предчувствие, то сомнение, тоосуждение. Также партии хора важны для передачи настроения героев и самойатмосферы повествования. В «Плакальщицах» хор не столько оплакивает кончинуцаря, сколько подстрекает Ореста на убийство. Наиболее ярко выраженныйобраз принимает хор в третьей части. На наших глазах происходитудивительная метаморфоза: злобные преследующие Ореста Эринии превращаются вблагосклонных Эвменид, где главным двигателем процесса являетсяСправедливость. В «Прометее Прикованном» хору отведена малозначительная роль. НежныеОкеаниды появляются, чтобы сострадать и утешать Прометея, контрастомподчеркивая его непримиримый дух. По известным причинам мы не можем в полной мере оценить гениальностьдраматургии Эсхила, ведь мы оцениваем его трагедии только как текст. Хотясовременные режиссеры время от времени предпринимают попытки (на мой взгляднапрасные) поставить на сцене произведения Эсхила. Один из таких примеров-сравнительно недавняя постановка «Орестеи» Питером Штайном. Я не могусудить о художественных достоинствах или недостатках этого спектакля (еслиэтот термин здесь уместен), т.к. я его не имела возможности его посмотреть.Это лишний раз доказывает гений Эсхила-драматурга, который и сейчас, спустядве с половиной тысячи лет после написания своих трагедий, продолжаетвдохновлять людей искусства. Современные драматурги также не перестаютчерпать вдохновение для создания героических образов и постановкисущностных вопросов человеческого бытия в творениях Эсхила, влияниекоторого далеко не исчерпано. Список использованной литературы 1. Эсхил. Трагедии. Калининград, 1997. 2. В. Ярхо. Драматургия Эсхила и некоторые проблемы древнегреческой трагедии. М., 1978. 3. Античная литература. Под редакцией проф. А.Атахо-Годи. М., 1986. 4. Мирецкая Н.В., Мирецкая Е.В. Уроки античной культуры. Обнинск, 1996.




Похожие:

Хор в трагедиях Эсхила iconХор в трагедиях Эсхила
Никто на всем свете не сказал, да и не скажет, на каком листке календаря следовало бы обозначить его первоначальную дату
Хор в трагедиях Эсхила iconМузыкальный словарь «Хор и выразительные средства хорового исполнения» Хор
Хор коллектив певцов, исполняющий музыку с инструментальным сопровождением и без него
Хор в трагедиях Эсхила iconАнтичный мир в трагедиях Еврипида Ипполит и Сенеки Федра

Хор в трагедиях Эсхила iconШуваловский” научно-учебный корпус мгу, 
Франко Моретти (Стэнфордский университет) Социальные сети, драматические структуры: от Эсхила до Ибсена
Хор в трагедиях Эсхила iconЖенщины в трагедиях Еврипида («Медея», «Ипполит»)
Художественное своеобразие поэм Гомера (система образов, основные черты поэтики)
Хор в трагедиях Эсхила iconБилеты – это как ручка от двери, которая помогает на несколько часов попасть в мир часто неизвестный и прекрасный. Этой осенью мы, кто-то снова, а кто-то впервые, сможем попасть на Гарлем Госпел Хор
Ь вы попадете на концерт американского коллектива Гарлем Госпел Хора. Музыканты исполняют духовную музыку, преподнося ее зрителю...
Хор в трагедиях Эсхила iconАнтичный мир в трагедиях Эврипида «Ипполит» иСенеки «Федра»
...
Хор в трагедиях Эсхила iconВторая тихая музыка, отдаленно напоминающая колыбельную. Сергей молча стоит, засунув руки в карманы, и думает. Чуть поодаль от него расположился хор. Хор
Тихая музыка, отдаленно напоминающая колыбельную. Сергей молча стоит, засунув руки в карманы, и думает
Хор в трагедиях Эсхила iconДокументы
1. /ТГП Курсовая хор.doc
Хор в трагедиях Эсхила iconДокументи
1. /Программа хор..doc
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы