Описание опыта работы учителя-наставника icon

Описание опыта работы учителя-наставника



НазваниеОписание опыта работы учителя-наставника
Дата конвертации23.07.2012
Размер134.94 Kb.
ТипДокументы
скачать >>>

МОУ «КРАСНОУРАЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»


ОПИСАНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-НАСТАВНИКА


Тема опыта:

«Организация проектной деятельности обучающихся как средство развития информационной культуры на уроках информатики»


Автор опыта:

Дмитриева Ирина Ивановна,

учитель информатики и ИКТ

Красноуральской средней

общеобразовательной школы


- 2011 год -

В течение двадцати лет я преподаю информатику в Красноуральской средней общеобразовательной школе Юргамышского района. Меняются технические средства и меняются цели преподавания этого предмета. Возрастающая изменчивость мира, в котором ускоряется процесс появления новых знаний и постоянно возникает потребность в новых профессиях, одним из важнейших аспектов деятельности человека становится умение оперативно и качественно работать с информацией, привлекая для этого современные средства и методы. Поэтому одной из целей школьного образования является формирование информационной культуры обучающихся, их системного мировоззрения и овладения современными информационными технологиями.
Сначала дам определение понятия информационной культуры.

«В социокультурном смысле информационная культура – это совокупность принципов и реальных механизмов, обеспечивающих позитивное взаимодействие этических и национальных культур, их соединение в общий опыт человечества. В этом аспекте информационная культура является элементом общей культуры человечества, важнейшим средством формирования мирового культурного сообщества, создания мирового информационного пространства.

В технико-технологическом смысле информационная культура – это оптимальные способы обращения со знаками, данными, информацией и представление их заинтересованному потребителю для решения теоретических и практических задач, механизмы совершенствования технических средств производства, хранения и передачи информации. В таком понимании она является показателем не общей, а скорее профессиональной культуры». (И.А. Негодаев)

Неотъемлемой частью информационной культуры в этом аспекте являются знание новой информационной технологии и умение ее применять как для автоматизации рутинных операций, так и в неординарных ситуациях, требующих отступления от стандартов и нетрадиционного творческого мышления. В этом аспекте информационная культура – это знание о способах получения, обработки, хранения, выдачи и использования информации, а также умение целенаправленной работы с информацией для ее использования в практических целях.

Признаком информационной культуры является не только получение самой разнообразной и разнокачественной информации, но и умение выбрать из огромного массива имеющейся информации наиболее важную и нужную.
Если раньше мы были озадачены вопросом “Что почитать?”, то теперь все чаще возникает вопрос “Что не читать?”. «На первый план сегодня выдвигается не сбор информации, - пишет Э. Тоффлер, - а умение отыскать во всей массе данных то, что необходимо, верно проанализировать отсеянные сведения и своевременно доставить их нужному заказчику». Боле того, нужно уметь обработать информацию нужным образом, что не менее важно, чем само содержание информации. “В информационном мире людям нужна не только сама информация, но и умение обрабатывать и интерпретировать ее, - пишет Э. Дайсон. – Сложности нашего общества – и возможности “цифрового века” накладывают соответствующие требования на отдельных людей. Им нужно быть лучше образованными, чтобы выжить экономически и преуспеть социально. Им нужно также иметь подобающее нравственное воспитание, чтобы принимать сложные решения”

На уроках информатики и ИКТ у учащихся формируется информационная культура в технико-технологическом смысле, чему способствует организация проектной деятельности обучающихся. Этот предмет несет в значительной степени прикладной характер, тесно связан с окружающей жизнью и будущей профессиональной или общественной деятельностью школьников, поэтому метод проектов, наиболее рационален при обучении информатике.

С целью повышения качества образования  через активное внедрение  информационных технологий в школе была разработана и принята программа информатизации образовательной среды Красноуральской средней общеобразовательной школы (приложение к программе развития школы), открылась школьная экспериментальная площадка по этой проблеме, одной из задач которой было:

  • Реализовать метод проблемного обучения  через  метод проектов с применением  компьютерных технологий для создания условий самореализации обучающихся.

В Основных направлениях деятельности по реализации программы  информатизации школы были выделены приоритетные направления деятельности ученика:

  • Использование Интернет-технологий как части общей информационной культуры ученика;

  • Использование информационных  ресурсов  сети Интернет в ходе самообразования;

  • Организация дистанционного обучения;

  • Использование ИКТ во внеклассной деятельности;

  • Тренировочное тестирование  по программе ЕГЭ;

  • Компьютерные конкурсы;    

  • Дистанционные  олимпиады;

Проектный метод появился в Америке еще в 1919 году. В России широкое распространение получил в 1925 году. В основе этого метода лежат идеи Дьюи, Лая, Торндайка и других американских ученых. С тех пор он развивается во всех странах и по всем учебным предметам.

В своем опыте я использую технологию организации проектной деятельности, изложенную в работах И.С.Сергеева, Н.В.Макаровой, А.М. Уколовой.

В преподавании информатики и ИКТ я использую УМК Н.В. Макаровой, в котором предусмотрено использование метода проектов.

«ПРОЕКТ – это целенаправленное, ограниченное во времени и ресурсах мероприятие, ориентированное на создание уникального продукта или услуги». (Макарова Н.В.)

Цель проектного обучения — создать условия, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, общения); развивают системное мышление.

Выполнение проекта начинается с постановки цели и плана действий, направленных на достижение цели с определением вида продукта и формы презентации.

Каждый проект включает в себя поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проекта.

Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.

Если цели проекта достигнуты, то мы можем рассчитывать на получение качественно нового результата, выраженного в развитии познавательных способностей учащегося и его самостоятельности в учебно-познавательной деятельности.

Новизна опыта состоит в применении системы разработанных творческих заданий, повышающих творческую самостоятельность учащихся, формирующих умения, необходимые для осуществления творческой деятельности на уроках и в жизни.

На уроках информатики у учащихся формируются умения выявлять характерные свойства изучаемых объектов, создавать их информационные модели. Используя возможности компьютера, школьники учатся моделировать и проводить исследования в соответствии с поставленной целью. Технология моделирования осваивается на решении широкого спектра разноплановых задач различных предметных областей, что позволяет осуществлять межпредметные связи и формировать у учащихся представление о широте использования информационных технологий, практической направленности предмета «информатика и ИКТ». Результатом информационного моделирования и является проект. При изучении всех офисных приложений я предлагаю ученикам создавать проекты. На уроках – это мини-проекты, которые дети выполняют на 1-2 занятиях, а во внеурочное время – это большие учебные и социальные проекты. В 5-8 классах проекты создаются сначала по предложенному плану, цель формулируется совместно, причем творчество поощряется (выполнение проекта по плану соответствует уровню «стандарт»). В старших классах перед учениками ставится задача, решение которой требует проведение необходимой формализации и исследования, применения компьютерных технологий как инструментария для решения этой задачи. Предпочитаю индивидуальную проектную деятельность или работу в парах, таким образом у учащихся открывается собственный мир, где осуществляется реальный творческий процесс, в ходе которого делается множество микрооткрытий, создается ощущение себя как творца своих знаний. При выполнении индивидуального проекта у учащихся формируется чувство ответственности, важнейшие общеучебные умения и навыки (исследовательские, презентационные, оценочные), приобретается опыт деятельности на всех этапах работы. Учащиеся с проблемами обучения работают в случае затруднений по предложенному плану или по аналогии с предложенной моделью.

Результатом проектной деятельности являются: анализ данных социологического опроса, Web-сайт, информационная модель объекта, мультимедийные продукты, пакет рекомендаций, информационный бюллетень, статья, реферат.

Критериями оценки являются достижение и цели проекта и достижение надпредметных целей (что представляется более важным), которые обеспечивают проектное обучение.

Свои проекты учащиеся защищают как на уроках, так и на различных школьных конкурсах («Ученик года»), научно-практических конференциях, мероприятиях, проводимых в рамках учебных недель, а так же на районных и областных мероприятиях. В практику вошли бинарные уроки: информатика – английский, информатика – история, информатика – литература.

Примеры проектов, выполняемых учащимися на уроках информатики, отражены в таблице:

Тип проекта по сфере деятельности

Тема проекта

Учебная тема

продукт

Развитие информационных умений и навыков

Продолжительность проекта

Исследовательский проект

Социологический опрос «эффективность прививок от гриппа» (7 класс, групповой проект)

Правила записи формул. Представление данных в виде диаграмм.

Лист Microsoft Excel

С таблицами опроса, диаграммами, выводами

Уметь создавать простейшие модели объектов и процессов в виде динамических (электронных) таблиц.


2 урока

Создание базы данных «Географические объекты» (11 класс, индивидуальный проект)

Создание базы данных в СУБД Acess. Технология поиска информации в Интернете.

База данных «Географические объекты»

Уметь просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу пользователя;

6 уроков

«Мы славим тебя, солдат» (9 класс, индивидуальный; консультанты: руководитель краеведческой работой, учитель информатики)

Дизайн презентации и макеты слайдов.

Презентация PowerPoint, реферат, выступление на районной историко-краеведческой конференции.

Уметь создавать презентации с использованием анимаций; Уметь оперировать различными видами информационных объектов, соотносить полученные результаты с реальными объектами;


1 месяц

Практико-ориентированный проект

Разработка тестовой оболочки предложенного теста (10 класс, индивидуальный проект)

Технология обработки данных и их обработки в Excel

Лист Microsoft Excel

С таблицами опроса, выводами


Уметь оперировать различными видами информационных объектов, соотносить полученные результаты с реальными объектами;

использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;


2 урока

Информационный проект

Научно-практическая конференция, посвященная 300-летию М.В. Ломоносова

(9-10 класс, групповой проект, консультанты: учителя информатики, литературы, истории, физики, химии, географии)

Технология поиска информации в Интернете.

Программа подготовки презентаций Microsoft PowerPoint 2003.

Научно-практическая конференция

Уметь оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;

иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;

ориентироваться в информационном пространстве, работать с распространенными автоматизированными информационными системами;


2 месяца

Выпуск бюллетеня о профилактике гриппа (8 класс, индивидуальный проект)

Практическая работа – создание текстового документа.

Бюллетень

Уметь использовать в тексте таблицы, изображения;

искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;

2 урока

История развития вычислительной техники (10 класс, индивидуальный проект)

Технология поиска информации в Интернете.

Программа подготовки презентаций Microsoft PowerPoint 2003.

Презентация PowerPoint

Уметь оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;

иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;

ориентироваться в информационном пространстве, работать с распространенными автоматизированными информационными системами;


4 урока

Творческий проект

Создание Web-страницы (10 класс, индивидуальный проект)

Создание интерактивных Web-страниц

Web-страница

Уметь создавать простейшие модели в моделирующих средах.

4 урока

Создание личного сайта (10 класс, индивидуальный проект)

Создание интерактивных Web-страниц

Сайт

Уметь создавать простейшие модели в моделирующих средах.

6 месяцев

Мои увлечения (8 класс, индивидуальный проект)

Дизайн презентации и макеты слайдов.

Презентация PowerPoint

Уметь создавать презентации с использованием анимаций.

3 урока

Расписание уроков (8 класс, индивидуальный проект)

Использование гиперссылок в презентации.

Презентация PowerPoint с использованием гиперссылок.

Уметь создавать презентации с использованием гиперссылок.

2 урока

«Визитная карточка школы» (11 класс, индивидуальный проект)

Программа подготовки презентаций Microsoft PowerPoint 2003.

Презентация PowerPoint

Уметь иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;

1 месяц

«Юргамышский район глазами молодёжи» (11класс, индивидуальный проект)

Программа подготовки презентаций Microsoft PowerPoint 2003.

Презентация PowerPoint

Уметь иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;

1 месяц


Об эффективности своей системы работы с позиций развития информационной культуры учащихся свидетельствует высокий уровень качества знаний, участие в районных и областных конкурсах.

Сведения о наиболее значимых педагогических результатах за последние три года:

  • Благодарственное письмо за участие во Всероссийском конкурсе «Лучший сайт образовательного учреждения»

  • Диплом Шаляпиной Ю. за участие в районной историко-краеведческой конференции учащихся и педагогов «Мы славим тебя, солдат» и активную исследовательскую работу.

  • Грамота за оригинальное представление в районном конкурсе «Визитная карточка школы», 2008 г.

  • Благодарственное письмо Анохиной Е. за активное участие в районном конкурсе фильмов «Юргамышский район глазами молодёжи», 2009 г.

  • Благодарственное письмо учащимся Красноуральской школы за активное участие в районном конкурсе фильмов «Юргамышский район глазами молодёжи», 2009 г.

  • Благодарность Дмитриевой И.И. за активное участие в Олимпиаде для школьников по информатике и ИКТ, 2010 г. («Курганский технологический колледж»)

  • 3 место в районе ученицы 11 класса Тихоновой Е. во Всероссийском игровом конкурсе «КИТ», 2010 г.

Вместе с учениками работаю над созданием школьного сайта, опубликовала свои проекты на школьном сайте (htt://shckola-krasnouralsckaya.narod2.ru/), pedsovet.org, INTEL «Обучение для будущего», выступала в 2008г. на Всероссийской конференции «Проблемы модернизации сельской школы: состояние, опыт, перспективы развития» по теме: «Информационная культура учителя». Принимаю участие в работе РМО учителей информатики. Некоторые мои выпускники стали учителями информатики и математики, работают в школах Юргамышского района.

Таким образом, на уроках информатики я стараюсь развивать интеллектуальные и творческие способности ребенка, умение анализировать сущность объектов и процессов, проводить их исследование и делать выводы. А также стараюсь обеспечивать школьника необходимыми знаниями и умениями в использовании современного компьютерного инструментария обработки информации. Другими словами развиваю общеобразовательный уровень информационной культуры, и большую помощь в этой работе мне оказывает метод проектной деятельности учащихся.





Похожие:

Описание опыта работы учителя-наставника iconОписание опыта работы по русскому языку и литературе учителя моу михеевская основная общеобразовательная школа Пестравского района Самарской области Бергенгалиевой М. А
И именно это качество личности составляют тот педагогический опыт, который и дает результативность и успешность учителю из высказывания...
Описание опыта работы учителя-наставника iconУчебник для 8-го класса общеобразовательных учреждений. Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2006. 9
Описание опыта работы учителя химии и биологии общеобразовательной русско-татарской школы №13
Описание опыта работы учителя-наставника iconОписание опыта работы Бабий Елены Анатольевны, учителя начальных классов муниципального автономного общеобразовательного учреждения
Школа – это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать её в руках, если не хочешь выпустить из...
Описание опыта работы учителя-наставника iconОписание опыта работы Бабий Елены Анатольевны, учителя начальных классов муниципального автономного общеобразовательного учреждения
Школа – это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать её в руках, если не хочешь выпустить из...
Описание опыта работы учителя-наставника iconОписание опыта работы по теме
...
Описание опыта работы учителя-наставника iconОбобщение опыта работы учителя математики

Описание опыта работы учителя-наставника iconН. Л. Мещерякова > г. Зарайска московской области обобщение педагогического опыта работы учителя истории чернышовой аллы викторовны по теме: использование исследовательского метода обучения на урок
В работе содержится материал обобщения педагогического опыта учителя истории и обществознания Чернышовой А. В. по теме: «Использование...
Описание опыта работы учителя-наставника icon1. Описание одного из случаев консультирования из обзора литературы (из опыта работы Абрамовой Г. С. «Психологическое консультирование. Теория и опыт»- м., 2000)
Описание одного из случаев консультирования из обзора литературы (из опыта работы Абрамовой Г. С. «Психологическое консультирование....
Описание опыта работы учителя-наставника iconОписание опыта работы
Использование элементов разноуровневого обучения для развития познавательной деятельности обучающихся с целью повышения качества...
Описание опыта работы учителя-наставника iconРоль классного руководителя в организации сотрудничества школы и семьи (Из опыта работы учителя начальных классов Афанасьевой Т. И.)

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы