Программа дисциплины «Экономическая теория и институциональная экономика» для направления 080200. 62 «Менеджмент» icon

Программа дисциплины «Экономическая теория и институциональная экономика» для направления 080200. 62 «Менеджмент»



НазваниеПрограмма дисциплины «Экономическая теория и институциональная экономика» для направления 080200. 62 «Менеджмент»
Дата конвертации23.07.2012
Размер303,48 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
скачать >>>



Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Программа дисциплины «Экономическая теория и институциональная экономика» для направления 080200.62 «Менеджмент», специализация «Государственное и муниципальное управление» подготовки бакалавра





Правительство Российской Федерации


Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Национальный исследовательский университет

«Высшая школа экономики»

Санкт-Петербургский филиал


Факультет Менеджмента


Программа дисциплины

Экономическая теория и институциональная экономика




для направления 080200.62 «Менеджмент», Профиль специальных дисциплин «Государственное и муниципальное управление» подготовки бакалавра


Авторы программы:

Светуньков И.С., к.э.н., isvetunkov@hse.spb.ru,

Усанов П.В., к.э.н., доц., usanovpv@mail.ru


Одобрена на заседании кафедры Экономической теории «20» сентября 2011 г

Зав. кафедрой Матвеенко В.Д.


Согласована УМО «___»____________ 20 г

Начальник Шереметова В.В. _____________________________


Утверждена Советом факультета менеджмента «___»_____________20 г.

Председатель Кайсаров А.А. ________________________


Санкт-Петербург

2011

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200.62 «Менеджмент», изучающих дисциплину «Экономическая теория и институциональная экономика».

Программа разработана в соответствии с:

  • с образовательным стандартом НИУ ВШЭ, утвержденным 02.07.2010: http://www.hse.ru/data/2010/12/24/1208100158/meneg.pdf;

  • Образовательной программой направления 080200.62 «Менеджмент» подготовки бакалавра;

  • Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки бакалавра 080200.62 «Менеджмент», утвержденным в 2011г.

1Цели освоения дисциплины


Целями освоения дисциплины «Экономическая теория и институциональная экономика» являются подготовка выпускников к организационно-управленческой, информационно-аналитической, предпринимательской и научно-исследовательской деятельности в

качестве исполнителей или руководителей младшего уровня, а также к продолжению обучения в магистратуре и аспирантуре.

2Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

  • Знать

  • общий понятийный аппарат экономической теории и макроэкономики;

  • общие сведения о микроэкономике и макроэкономике, место и роль в ней субъектов рыночных отношений;

  • основные микроэкономические и макроэкономические проблемы и их количественные показатели;

  • основные принципы анализа рынков факторов производства;

  • основные несовершенства рынка и роль правительства;

  • основы теории общественного выбора, экономической эффективности и принятия политических решений;

  • основные принципы анализа микроэкономических и макроэкономических процессов и явлений, происходящих в стране.



  • Уметь

  • адекватно использовать понятийный аппарат экономической теории при объяснении реальных экономических процессов;

  • использовать современные подходы микроэкономики и макроэкономики в анализе экономического поведения отдельных субъектов экономики;

  • анализировать специфические условия рынков производственных ресурсов;

  • определять оптимальную структуру спроса на ресурсы;

  • оптимизировать сбор информации и контроля;

  • объяснять причины возникновения трансакционных издержек и их влияние на экономику фирмы и контрактные внутрифирменные и внешние взаимодействия.



  • Иметь навыки (приобрести опыт)

  • Самостоятельного анализа оптимизации вложений в ресурсы с учетом фактора времени;

  • Оптимизации трансакционных издержек;

  • самостоятельного анализа конкретных ситуаций, встречающихся в хозяйственной практике с позиций микроэкономического подхода;

  • Анализ макроэкономической статистики


В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Общекультурная компетенция в части анализа культурного пространства

ОК-3

Использует понятийный аппарат экономической теории для анализа происходящих в стране социально-экономических изменений.

Демонстрирует умение анализировать и оценивать социально-экономические события и процессы, происходящие в стране и мире с позиций микроэкономического анализа.


Обосновывает результаты происходящих событий социально- экономического плана с применением методов микроэкономического анализа.

Лекционные занятия , семинарские занятия с разбором

проблемных ситуаций.













Профессиональные компетенции в области организационно- управленческой деятельности

ПК -3

Демонстрирует знание о зависимости управленческого решения от факторов внешней и внутренней среды организации с точки зрения происходящих макроэкономических процессов.


Применяет знание о проблеме асимметрии информации при оценке условий принятия управленческих решений


Оценивает последствия принимаемых решений

Семинарские занятия, дискуссионные технологии.

Профессиональные компетенции в области информационно- аналитической деятельности

ПК-30

Представляет причинно-следственные связи между наступившими событиями для объяснения происходящих в реальной действительности экономических процессов.

Оценивает воздействие микро- и макроэкономической среды на функционирование организации.

Лекции, семинарские занятия, практикум.




ПК-31

Демонстрирует знание основ государственной экономической политики в применении к микроэкономическому пространству организации.

Обосновывает причины принятия управленческих решений

Представляет связи между основами государственной экономической политики и механизмами принятия решений органами государственного регулирования.

Семинарские занятия, практикум.

ПК-33

Демонстрирует знание экономических основ поведения организации.

Имеет представление о различных структурах рынков.

Проводит анализ конкурентной среды отрасли

Семинарские занятия.

ПК-34

Анализирует и интерпретирует данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях

Самостоятельная работа, домашние задания, практическая работа на семинаре.

ПК-35

Применяет маржинальный, функциональный и качественные методы анализа при принятии управленческих решений.

Обосновывает построение определенных организационно-

управленческих моделей с позиций микроэкономического анализа.


Решение практических заданий на семинаре.

Профессиональные компетенции в области предпринимательской деятельности

ПК-50

Демонстрирует знание экономических основ предпринимательской деятельности.

Оценивает экономические и социальные условия осуществления предпринимательской деятельности, используя практические аспекты применения микроэкономического анализа.

Семинарские занятия.


Профессиональные компетенции в области научно- исследовательской деятельности

ПК-54

Демонстрирует знание основных источников социально- экономической информации, баз данных.

Владеет правилами постановки проблемы, формулирования и проверки научных гипотез.

Использует методы микроэкономического анализа в научных исследованиях

Семинарские занятия, домашние задания, реферирование источников по теме.

3Место дисциплины в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина относится к базовому блоку гуманитарного и социально –экономического цикла дисциплин, обеспечивающих базовую подготовку бакалавра для направления 0800200.62 «Менеджмент».

Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

  • линейная алгебра,

  • математический анализ,

  • политология,

  • социология.


Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

    в части общекультурной компетенции :

  • знать базовые ценности мировой культуры и готовность опираться на них в своем личностном и общекультурном развитии (ОК -1);

  • знать и понимать законы развития природы, общества и мышления и уметь

    оперировать этими знаниями (ОК -2);

  • владеть культурой мышления, уметь логически верно, аргументировано и ясно

    строить устную и письменную речь (ОК - 5);

  • владеть одним или несколькими иностранными языками на уровне, обеспечивающем использование в учебной деятельности материалов на иностранном языке (ОК - 6);

  • иметь навыки обучения в различных формах, включая самообразование (ОК -7);

  • владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией, уметь работать с информацией в глобальных

    компьютерных сетях (ОК - 8);

  • осуществлять деловое общение: публичные выступления, электронные коммуникации и т.д. (ОК - 9).



в части профессиональных компетенций (ПК)

ПК по организационно-управленческой деятельности


  • уметь использовать нормативные правовые документы в учебных целях (ПК 4);

  • уметь проектировать организационную структуру, осуществлять распределение полномочий и ответственности (ПК - 6);

  • применять основные выводы теории мотивации, лидерства и власти для решения управленческих задач (ПК - 8);

  • уметь проектировать межличностные, групповые и организационные коммуникации (ПК - 11);


ПК по информационно-аналитической деятельности

  • владеть методами и программными средствами обработки деловой информации,

  • использовать корпоративные информационные системы в учебных целях (ПК-38);

ПК по предпринимательской деятельности


  • уметь находить и оценивать новые рыночные возможности и формулировать

бизнес-идею (ПК-48);

  • оценивать экономические и социальные условия осуществления предпринимательской деятельности (ПК-50);

  • владеть правилами постановки проблемы, формулирования и проверки научных гипотез; знать основные источники социально-экономической информации: базы данных, журналы, конференции (ПК-54);

  • осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных исследовательских задач (ПК-56);

  • выбирать инструментальные средства для обработки информации в соответствии с поставленной научной задачей, анализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы (ПК-57);

  • анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять закономерности изменения социально-экономических показателей (ПК-59);

  • использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-60).


Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

  • «Эконометрика»;

  • «Стратегический менеджмент»;

  • «Инновационный менеджмент».

4Тематический план учебной дисциплины

4.1.1Блок микроэкономики (1 и 2 модули):




Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

Семинары



Раздел 1. Теория поведения потребителя

28

10

8

10



Бюджетное ограничение

4

2

2

2



Предпочтения и полезность

4

2

2

2



Выбор потребителя

4

2

2

2



Индивидуальный спрос

3

2

1

2



Рыночный спрос

3

2

1

2



Раздел 2. Теория производства

36

12

12

12



Производство

4

2

2

2



Максимизация прибыли

4

2

2

2



Издержки

4

2

2

2



Кривые издержек

4

2

2

2



Предложение фирмы

4

2

2

2



Отраслевое предложение

4

2

2

2



Раздел 3. Рыночные структуры

16

5

5

6



Равновесие в условиях совершенной конкуренции

2

2

1

2



Поведение монополии

4

2

2

2



Ценовая дискриминация

4

2

2

2




Итого:

70

28

24

28

4.1.2Блок макроэкономики (3 модуль):


Название темы

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

Семинары

1. Введение: макроэкономика как наука

9

2

2

5

2. Основные макроэкономические показатели и взаимосвязи

9

2

2

5

3. Модель совокупного спроса – совокупного предложения как базовая макроэкономическая модель

13

4

4

5

4. Кейнсианская макроэкономическая модель в упрощенной версии, рынок благ и фискальная политика

9

2

2

5

5. Рынок денег, банковское дело и денежная политика

13

4

4

5

6. Макроэкономическая нестабильность: инфляция и безработица

9

2

2

5

7. Экономический цикл и экономический рост

9

2

2

5

8. Макроэкономический анализ открытой экономики

9

2

2

5

Итого:

80

20

20

40



5Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

Период проведения

Формат работы **

Объем, длительность

Текущий

2 контрольные работа

1 к.р. - Конец 1 модуля,

2 к.р. - Середина 2 модуля

Письменная работа с задачами

50 минут




Домашнее задание




Результаты работы на семинарских занятиях анализируются в рамках домашних заданий




Итоговый

Зачет

В конце 2 модуля

Письменная работа с задачами

60 минут

Текущий

1 контрольная работа

1 к.р. - Конец 3 модуля


Письменная работа с задачами

50 минут

Домашнее задание




Результаты работы на семинарских занятиях анализируются в рамках домашних заданий




Итоговый

Экзамен

В конце 3 модуля

Письменная работа с задачами

60 минут

5.1Критерии оценки знаний, навыков


Формы контроля:

Текущий:

  • работа на семинарах, включая написание самостоятельной работы на каждом семинаре;

  • обязательный промежуточный контроль – 3 контрольные работы.

Итоговый: экзамен

6Содержание дисциплины

6.1.1Микроэкономический блок


Тема 1. Бюджетное ограничение

Понятие модели. Виды моделей, подходы к построению. Множество товаров и цен. Математическое представление бюджетного ограничения. Бюджетная линия и множество. Предельная норма замещения. Композитный товар. Влияние изменения цен и бюджета на вид бюджетного ограничения. Введение налогов и субсидий.

Тема 2. Предпочтения и полезность

Базовые аксиомы поведения рационального потребителя. Кривые безразличия. Виды товаров: субституты, комплименты, антиблаго, безразличное благо. Дискретный товар. Стандартные предпочтения. Предельная норма замещения.

Тема 3. Выбор потребителя

Функция полезности. Описание разных предпочтений с помощью математических функций. Предельная полезность. Закон убывающей предельной полезности. Оптимальный выбор для разных видов товаров.

Тема 4. Индивидуальный спрос

Набор спроса. Функция спроса. Кривая «доход-потребление». Кривая Энгеля. Кривая «цена-потребление». Кривая индивидуального спроса. Вывод функции индивидуального спроса на основе данных о функции полезности и бюджетном ограничении.

Тема 5. Рыночный спрос

Вывод функции рыночного спроса по известным функциям индивидуального спроса. Эластичность рыночного спроса. Перекрёстная эластичность. Эластичность по доходу.

Тема 6. Производство

Факторы производства. Производственное множество. Производственные функции. Виды производственных функций. Изокванты для разных видов функций. Средний и предельный продукты. Закон убывающей отдачи. Эластичность выпуска по фактору. Предельная норма технического замещения. Однородность и отдача от масштаба.

Тема 7. Максимизация прибыли

Понятие прибыли. Расчёт экономической и бухгалтерской прибыли. Условие максимизации прибыли. Изопрофитная линия. Максимизация прибыли в коротком и длительном периоде. Функция спроса фирмы на фактор. Обратная функция спроса.

Тема 8. Издержки

Функция издержек. Изокосты. Минимизация издержек. Функция условного спроса. Вывод функции издержек по известным производственной функции и ценам на ресурсы. Влияние отдачи от масштаба на функции издержек.

Тема 9. Кривые издержек

Виды издержек. Постоянные и переменные издержки. Средние и предельные издержки. Графическое представление. Связь кривых издержек. Точка безубыточности. Точка закрытия производства. Долгосрочные издержки.

Тема 10. Предложение фирмы

Кривая спроса на товар фирмы. Вывод функции предложения. Кривая предложения. Графическое представление дохода, затрат и прибыли фирмы. Обратная функция предложения.

Тема 11. Отраслевое предложение

Вывод функции рыночного предложения по известным функциям предложения фирм. Эластичность предложения.

Тема 12. Равновесие в условиях совершенной конкуренции

Условие максимизации прибыли в совершенной конкуренции в краткосрочной перспективе. Условие максимизации прибыли в совершенной конкуренции в долгосрочной перспективе. Расчёт числа фирм в отрасли.

Тема 13. Поведение монополии

Предельный доход. Условие максимизации прибыли монополии. Неэффективность рынка. Естественная монополия. Связь эластичности спроса с максимизацией прибыли.

Тема 14. Ценовая дискриминация

Ценовая дискриминация первого порядка. Ценовая дискриминация второго порядка. Ценовая дискриминация третьего порядка.

6.1.2Макроэкономический блок



Тема 1. Введение: макроэкономика как наука


Предмет и важность изучения макроэкономики. Соотношение макро- и микроэкономического анализа. Особенности макроэкономических показателей. Номинальные и реальные величины. Потоки и запасы. Основные макроэкономические проблемы: безработица, инфляция, низкие темпы экономического роста, бюджетный дефицит и дефицит платежного баланса. Виды макроэкономической политики. История развития макроэкономики. «Классики» и Кейсианская революция. Традиционное кейнсианство, монетаризм и «новые классики». Новое кейнсианство и посткейнсианство. Австрийская школа.

Базовый учебник:

Абель Э., Бернанке Б. Макроэкономика. 5-е изд. – СПб Питер, 2008. 1 глава (с. 25-53) .


Основная литература:

  1. Моисеев С. Р. Макроэкономика. М., 2008. Гл. 1.

  2. Бурда М. Виплош Ч. Макроэкономика: европейский текст. СПб. 1998. Гл. 1.

  3. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика. М., 2006. Гл. 1.

  4. Абель Э., Бернанке Б. Макроэкономика. 5-е изд. – СПб Питер, 2008. 1 глава (с. 25-53) .


Тема 2. Основные макроэкономические показатели и взаимосвязи


Система национальных счетов. Валовой внутренний продукт (ВВП). Принцип равенства доходов и расходов на уровне народного хозяйства. Расчет ВВП по расходам и по доходам. Соотношение между разными макроэкономическими показателями: ВВП, ВНП, ЧНП, НД, РД. Номинальный и реальный ВВП. Индексы цен и понятие дефлятора. Уровень цен. Измерение инфляции и стоимость жизни. ВВП и общественное благосостояние.

Кругооборот расходов и доходов. Основные макроэкономические потоки и тождества. Равенство утечек и инъекций. Основные макроэкономические рынки.

Базовый учебник:

Абель Э., Бернанке Б. Макроэкономика. 5-е изд. – СПб Питер, 2008. 2 глава (с. 53-97).


Основная литература:

  1. Моисеев С. Р. Макроэкономика. М., 2008.Гл. 1.

  2. Бурда М. Виплош Ч. Макроэкономика: европейский текст. СПб. 1998. Гл. 2.

  3. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика. М., 2006. Гл. 2.

  4. Абель Э., Бернанке Б. Макроэкономика. 5-е изд. – СПб Питер, 2008. 2 глава (с. 53-97).


Тема 3. Модель совокупного спроса - совокупного предложения как базовая макроэкономическая модель


Понятие совокупного спроса и его компоненты. Кривая совокупного спроса. Неценовые факторы совокупного спроса. Совокупное предложение. Кривая совокупного предложения и ее участки: кейнсианский, промежуточный и классический. Неценовые факторы совокупного предложения. Равновесие: реальный ВВП и уровень цен. Изменения в равновесии. Причины и последствия сдвигов кривой совокупного спроса. Причины и последствия сдвигов кривой совокупного предложения.

Базовый учебник:

Абель Э., Бернанке Б. Макроэкономика. 5-е изд. – СПб Питер, 2008. п. 8.4. (с. 388-393).


Основная литература:

  1. Моисеев С. Р. Макроэкономика. М., 2008.Гл. 1.

  2. Бурда М. Виплош Ч. Макроэкономика: европейский текст. СПб. 1998. Гл. 11.

  3. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика. М., 2006. Гл. 4.

  4. Абель Э., Бернанке Б. Макроэкономика. 5-е изд. – СПб Питер, 2008. п. 8.4. (с. 388-393).


Тема 4. Кейнсианская макроэкономическая модель в упрощенной версии, рынок благ и фискальная политика


Базовые аспекты «классического» подхода к макроэкономике и критика их Дж. М. Кейнсом. Принцип эффективного спроса. Кейнсианская теория потребления и ее критика монетаристами. Кейнсианская теория инвестиций. Равновесный ВВП в кейнсианской модели и «кейнсианский крест». Эффект мультипликатора инвестиций. Парадокс бережливости. Дефляционный и инфляционный разрывы. Кейнсианский крест и кривая совокупного спроса. Равновесие на рынке благ и кривая IS.

Роль государства на уровне народного хозяйства. Государственные расходы и их виды. Государственные доходы и их виды. Бюджетный дефицит, его виды и способы финансирования. Государственные расходы и доходы на кейнсианском кресте. Дискреционная фискальная политика. Недискреционная фискальная политика и встроенные стабилизаторы. Фискальная политика и кривая совокупного спроса.

Базовый учебник:

Абель Э., Бернанке Б. Макроэкономика. 5-е изд. – СПб Питер, 2008. 15 глава (с. 709-743) .


Основная литература:

  1. Моисеев С. Р. Макроэкономика. М., 2008. Гл. 2.

  2. Бурда М. Виплош Ч. Макроэкономика: европейский текст. СПб. 1998. Гл.10.

  3. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика. М., 2006. Гл. 5.

  4. Абель Э., Бернанке Б. Макроэкономика. 5-е изд. – СПб Питер, 2008. 15 глава (с. 709-743) .


Тема 5. Рынок денег, банковское дело и денежная политика


Понятие денег и их функции денег. Денежные агрегаты. Спрос на деньги, его виды и причины. Предложение денег и роль коммерческих банков. Баланс коммерческого банка. Банковские депозиты, резервы и кредиты. Модель создания денег банковской системой и денежный мультипликатор. Равновесие на рынке денег и кривая LM.

Баланс центрального банка и денежная политика. Денежная база и денежная масса. Инструменты денежной политики. Денежная политика, реальный ВВП и уровень цен. Передаточный механизм денежной политики и ее эффективность. Денежная политика, модель IS - LM и кривая совокупного спроса.

Базовый учебник:

Абель Э., Бернанке Б. Макроэкономика. 5-е изд. – СПб Питер, 2008. 7 и 14 главы.


Основная литература:

  1. Моисеев С. Р. Макроэкономика. М., 2008. Гл. 3.

  2. Бурда М. Виплош Ч. Макроэкономика: европейский текст. СПб. 1998. Гл. 8 и 9.

  3. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика. М., 2006. Гл. 7.

  4. Абель Э., Бернанке Б. Макроэкономика. 5-е изд. – СПб Питер, 2008. 7 и 14 главы.





Тема 6. Макроэкономическая нестабильность: инфляция и безработица


Понятие инфляции, ее виды и причины. Последствия и издержки инфляции. Инфляция и ожидания. Роль антиинфляционной политики.

Понятие безработицы, ее виды и причины. Последствия и издержки безработицы. Закон Оукена. Гипотеза гистерезиса.

Взаимосвязь безработицы и инфляции. Кривая Филлипса. Обоснование наклона кривой и причин ее сдвигов. Понятие стагфляции. Кривая Филлипса в коротком и длительном периодах. Кривая Филлипса как модель совокупного предложения. Кривая Филлипса и макроэкономические дебаты второй половины прошлого века. Кривая Филлипса, модель совокупного спроса – совокупного предложения и макроэкономическая политика.

«Классическая» модель рынка труда. Роль реальной ставки заработной платы. Добровольная безработица. Вклад монетаристов и гипотеза естественного уровня безработицы. Кейнсианская модель рынка труда. Роль номинальной заработной платы. Вынужденная безработица. Влияние рынка труда на кривую совокупного предложения. Кривая совокупного предложения в «классической», кейнсианской и монетаристской моделях.

Базовый учебник:

Абель Э., Бернанке Б. Макроэкономика. 5-е изд. – СПб Питер, 2008. 12 глава (с. 553-595).


Основная литература:

  1. Моисеев С. Р. Макроэкономика. М., 2008. Гл. 4 и 5.

  2. Бурда М. Виплош Ч. Макроэкономика: европейский текст. СПб. 1998. Гл. 12 и 17.

  3. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика. М., 2006. Гл. 3.

  4. Абель Э., Бернанке Б. Макроэкономика. 5-е изд. – СПб Питер, 2008. 12 глава (с. 553-595).


Тема 7. Экономический цикл и экономический рост.


Понятие экономического цикла. Фазы цикла. Причины и последствия цикла. Экономический цикл в модели совокупного спроса – совокупного предложения. Альтернативные подходы к объяснению циклов: подходы кейнсианцев, монетаристов и «новых классиков», «австрийцев».

Понятие экономического роста. Измерение и объяснение экономического роста. Интенсивный и экстенсивный экономический рост. Экономический рост и окружающая среда. Альтернативные подходы к объяснению экономического роста. Основные аспекты моделей Харрода и Домара. Основные аспекты модели Солоу. «Новая теория роста».

Базовый учебник:

Абель Э., Бернанке Б. Макроэкономика. 5-е изд. – СПб Питер, 2008. 6, 8 и 10 главы.


Основная литература:

  1. Моисеев С. Р. Макроэкономика. М., 2008. Гл. 2.

  2. Бурда М. Виплош Ч. Макроэкономика: европейский текст. СПб. 1998. Гл. 14.

  3. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика. М., 2006. Гл. 3 и 11.

  4. Абель Э., Бернанке Б. Макроэкономика. 5-е изд. – СПб Питер, 2008. 6, 8 и 10 главы.


Тема 8. Макроэкономический анализ открытой экономики.


Понятие открытой экономики. Платежный баланс и его структура. Валютный курс и равновесие на валютном рынке. Факторы, влияющие на валютный курс. Фиксированный и плавающий валютный курс. Девальвация и ревальвация, обесценение и удорожание валюты. История международных систем валютных курсов.

Макроэкономическое равновесие в открытой экономике. Модель IS – LM и модель совокупного спроса – совокупного предложения в открытой экономике. Эффективность фискальной политики при фиксированных и плавающих курсах. Эффективность денежной политики при фиксированных и плавающих курсах. Роль степени мобильности капитала.

Базовый учебник:

Абель Э., Бернанке Б. Макроэкономика. 5-е изд. – СПб Питер, 2008. 5 и 13 главы.


Основная литература:

  1. Бурда М. Виплош Ч. Макроэкономика: европейский текст. СПб. 1998. Гл.18-21.

  2. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика. М., 2006. Гл. 15-17.

  3. Абель Э., Бернанке Б. Макроэкономика. 5-е изд. – СПб Питер, 2008. 5 и 13 главы.



7Оценочные средства для текущего, промежуточного и итогового контроля студента

7.1Примерный вариант тестовых заданий на контрольной работе и экзамене.

7.1.1Микроэкономический блок:


  1. Сергею абсолютно всё равно, что есть: гречневую крупу или рис. Стоимость гречневой крупы — 40 руб., риса — 50 руб. Бюджет Сергея на еду составляет 400 руб. В магазине, в котором он покупает еду, действует акция: при покупке более 5 килограммов риса, на весь купленный рис действует скидка 20%. Ещё одна акция магазина: при покупке 10 кг. любой крупы, 1 кг. даётся совершенно бесплатно. 1. Какой функцией будут описываться предпочтения Сергея относительно круп? 2. Запишите функцию полезности, описывающую эти предпочтения. 3. Как будет выглядеть бюджетное ограничение Сергея с учётом скидок магазина? 2. Зарисуйте несколько кривых безразличия, описывающих данные предпочтения.

  2. Потребитель покупает ручки (X) и тетрадки (Y). Бюджет его на это составляет 500 руб. в мес. Стоимость ручки — 20 руб., стоимость тетрадки — 50 руб. Предпочтения потребителя относительно тетрадок и ручек описывается функцией полезности: U = X^0.5 Y^0.5. В связи с нехваткой бумаги в стране, правительство приняло решение ограничить потребление тетрадей. Теперь один потребитель может приобрести не больше 5 тетрадок. 1. Запишите математически бюджетное ограничение для данной ситуации. 2. Зарисуйте данное бюджетное ограничение. 3. Рассчитайте предельную норму замещения в точке оптимума. Дайте интерпретацию полученному значению.

  3. Производственный процесс фирмы описывается функцией: Q = 5 K^0.5 L^0.5. Стоимости факторов производства: w = 10, r = 5. Рыночная цена на продукцию — 10. В краткосрочной перспективе фирма использует 16 единиц капитала. 1. Рассчитайте предельные и средние продукты труда и капитала для данной функции. Рассчитайте MRTSL,K. Дайте интерпретацию полученным коэффициентам в точке K = 5, L = 10. 2. Зарисуйте несколько изоквант и изокост для данной производственной функции. Отметьте точку оптимума в долгосрочной перспективе.

  4. Функция издержек фирмы имеет вид: TC = Q^2 + 15Q – 56. Цена на продукцию фирмы установилась на уровне 147. 1. Рассчитайте ATC, AVC, AFC, MC. 2. Зарисуйте данные кривые издержек, отметьте на графике точки безубыточности и закрытия производства. 3. Выведите функцию предложения фирмы. Сосчитайте прибыль фирмы. 4. Рассчитайте значение Q, при котором прибыль обращается в ноль. 5. При какой цене фирма в краткосрочной перспективе должна была бы прекратить производство? 6. Какими были бы параметры равновесия на рынке, если бы она была монополистом?

7.1.2Макроэкономический блок:


1. Почему порождающее экономический подъем резкое увеличение автономного потребления может в конечном счете привести к увеличению денежного мультипликатора? (Подсказка: используйте полную формулу денежного мультипликатора )

2. Изобразите последствия ограничительной фискальной политики при полной подверженности наемных работников денежным иллюзиям и наличии ликвидной ловушки.

  1. Как повлияет на наклон кривой совокупного спроса усиление роли спекулятивного мотива
    спроса па деньги'? Подробно обоснуйте свой ответ.

  2. В каком случае линия равновесия платежного баланса будет иметь такой же вид. что и линия LM при отсутствии зависимости спроса на деньги от ставки пропета? Обоснуйте свой ответ.

  3. Как повлияет на наклон кривой совокупного спроса - осуществленное со стороны правительства - резкое сглаживание неравенства в распределении дохода? Подробно обоснуйте свой ответ.

  4. Почему введение валютного коридора приведет к тому, что Центральный банк потеряет возможности влияния на уровень цен? Подробно обоснуйте свой ответ.

  5. От каких двух основных факторов зависит эффективность фискальной политики в открытой экономике?

  6. У репрезентативного экономического агента уровень доходов – 40 000 у. ед., величина потребительских расходов – 30 000 у. ед., увеличение доходов экономического агента на 10 000 у. ед. приводит к росту расходов на 6 000 у. ед. Чему равны APS, APC, MPC, MPS?

  7. НД в закрытой экономике без государственного сектора – 650 млрд. у. ед., потребление – 575 млрд. у. ед.. Чему будет равен НД1, если при том же уровне потребления инвестиции увеличатся на 20 млрд. у. ед., при условии, что предельная склонность к потреблению – 0,7?

  8. Денежная база в базовом периоде – 3, трлн. у. ед., норматив отчислений в ФОР – 20%. Денежная база изменилась на 10%. Чему будет равна денежная масса в следующем периоде?

  9. Пользуясь данными предыдущей задачи, посчитать, чему будет равна денежная масса в отчетном периоде, если доля свободных резервов у коммерческих банков равна нормативу отчислений в ФОР, а доля наличных денег в денежной массе – 0,3.

  10. Определить чему будет равна денежная масса, если доля М1 (по методике ФРС) – 30% от М2, величина которого – 5 трлн. у. ед., а величина банковского мультипликатора – 5 (в условиях задачи мультипликатор не изменяется).

  11. Посчитать разрыв между потенциальным и фактическим ВВП, если фактический уровень безработицы составляет 8,5%, а реальный ВВП – 400 млрд. долл. Естественный уровень безработицы – 5%.

  12. Что произойдет с уровнем цен и безработицей в долгосрочной и краткосрочной перспективах в результате проведения мягкой денежно-кредитной политики? (ответ необходимо проиллюстрировать графически)

  13. Рассчитать ИПЦ, Дефлятор ВВП и индекс Фишера,
    пользуясь имеющимися данными.

7.2Критерии выставления оценки за текущий контроль


Во время работы на семинарских занятиях оценивается полнота ответа студентом на поставленные вопросы. В случае, если дан полный корректный ответ на все вопросы, выставляется оценка в 10 баллов. При допущении ошибок или проведении неполного анализа с ответа снимаются баллы, пропорциональные количеству допущенных ошибок.

7.3Критерии выставления оценки за промежуточный и итоговый контроль


Оценки за работу по промежуточному и итоговому контролю выставляются по 10-ти балльной шкале.

Оценки за контрольные работы выставляются исходя из того, как выполнено задание студентом. Если получен полный ответ на все поставленные в задании вопросы, студенту выставляется оценка 10 баллов. За неточные, неполные, неправильные ответы оценка снижается пропорционально количеству допущенных ошибок.

8Образовательные технологии


Презентации в MS PowerPoint.

9Порядок формирования оценок по дисциплине


На семинарских занятиях оценивается работа студентов, согласно критериям, описанным в п.7.2. данной программы.

Оценки за работу на семинарских занятиях выставляются в рабочую ведомость. Результирующая оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских занятиях определяется перед итоговым контролем - Оаудиторная.

Итоговая накопленная оценка за зачёт по курсу выставляется по 10-бальной системе и переводится в форму зачёт/незачёт. Формируется оценка как средневзвешенная со следующими весами:

Озачётная_оценка = 0,3·Оаудиторная + 0,15·Оконтрольная1 + 0,15·Оконтрольная2 + 0,4·Озачёт


  • если зачетная работа написана на оценку не ниже, чем «4» по десятибалльной системе, и накопленная оценка в 10-бальной нормировке получилась не ниже «4», то студент получает зачёт за курс,

  • если зачетная работа написана неудовлетворительно (на оценку «1», «2» или «3» по десятибалльной системе) или итоговая накопленная оценка оказалась ниже «4», то зачет считается несданным.


Итоговая оценка за курс выставляется по 10-бальной системе и переводится в пятибалльную оценку. Формируется оценка как средневзвешенная со следующими весами:


Оитоговый = 0,3·Озачётная_оценка + 0,4·Оэкзамен + 0,1·Оконтрольная3 + 0,1·Оаудиторная2 + 0,1·Оделовая_игра


Полученная средневзвешенная оценка округляется по правилам математического округления.

Если за итоговую зачетную работу студент получил меньше 4-х баллов, тогда этот результат является блокирующим для вычисления средневзвешенной оценки, т. е. все предыдущие результаты не учитываются, и студент получает неудовлетворительную оценку.

Затем оценка по пятибалльной и десятибалльной шкале выставляется в ведомость и зачетную книжку студента.

В диплом ставится оценка за итоговый контроль, которая является результирующей оценкой по учебной дисциплине.
  1. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

    1. Базовый учебник


  1. Вэриан Х.Р. Микроэкономика. Промежуточный уровень. Современный под-ход: Учебник для вузов. /Пер. с англ. Под ред. Н.Л. Фроловой. – М.: ЮНИТИ, 1997. – 767 с

  2. Абель Э., Бернанке Б. Макроэкономика. 5-е изд. – СПб Питер, 2008.



    1. Основная литература


  1. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика: в 3 т. –М.:Издательство «Омега-Л»; СПб.: Экономикус, 2010. – 503 с.

  2. Л.С. Тарасевич, П.И. Гребенников, А.И. Леусский. Микроэкономика: Учебник. – М.: Юрайт – Изд, – 2006. – 374 с.

  3. Н. Грегори Мэнкью Принципы микроэкономики.: Учебник для вузов. 4-е изд.- СПб.: Питер, 2009. -592 с.

  4. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика / Пер. 16-го англ. изд.-М.: ИНФРА-М, 2006.-940 с.

  5. Пиндайк Роберт С., Рубинфельд Дэниел Л. Микроэкономика: Пер. с англ. – М.: Дело, 2001. – 808 с.

  6. Тарануха Ю.В. Микроэкономика: учебник для студентов вузов, занимающихся по экономическим специальностям.-М.: Издательство «Дело и Сервис», 2006.-640 с.

  7. Мэнкью Г. Принципы экономикс. – С.-Пб., 2006.

  8. Моисеев С. Р. Макроэкономика. М., 2008.

  9. Дорнбуш Р., Фишер С. Макроэкономика М. 1997.

  10. Бурда М. Виплош Ч. Макроэкономика: европейский текст. СПб. 1998.

  11. Мишкин Ф. Экономическая теория денег, банковского дела и финансовых рынков. М, 2006.

  12. Сакс Дж., Ларрен Ф. Макроэкономика. Глобальный подход. М., 1996.

  13. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика. М., 2006.

  14. Абель Э., Бернанке Б. Макроэкономика. 5-е изд. – СПб Питер, 2008.

  15. Макконнелл К., Брю С. Экономикс. - М., 1999.

10Материально-техническое обеспечение дисциплины


При проведении лекционных занятий преподавателем используется компьютер и мультимедийный проектор.





Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Программа дисциплины «Экономическая теория и институциональная экономика» для направления 080200. 62 «Менеджмент» iconПрограмма дисциплины Экономическая теория и институциональная экономика (макроэкономика)  для направления 080200. 62 «Менеджмент»
Программа предназначена для студентов направления 080200. 62 «Менеджмент», обучающихся на 1-ом, 2-ом курсах бакалавриата факультета...
Программа дисциплины «Экономическая теория и институциональная экономика» для направления 080200. 62 «Менеджмент» iconПрограмма дисциплины Экономическая теория и институциональная экономика (макроэкономика)  для направления 080200. 62 «Менеджмент»
Программа предназначена для студентов направления 080200. 62 «Менеджмент», обучающихся на 1-ом, 2-ом курсах бакалавриата факультета...
Программа дисциплины «Экономическая теория и институциональная экономика» для направления 080200. 62 «Менеджмент» iconПрограмма дисциплины Экономическая теория и институциональная экономика  для направления 080200. 62 «Логистика и управление цепями поставок»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080200. 62 «Менеджмент»,...
Программа дисциплины «Экономическая теория и институциональная экономика» для направления 080200. 62 «Менеджмент» iconПрограмма дисциплины Экономическая теория и институциональная экономика  для направления 080200. 62 «Логистика и управление цепями поставок»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080200. 62 «Менеджмент»,...
Программа дисциплины «Экономическая теория и институциональная экономика» для направления 080200. 62 «Менеджмент» iconПрограмма дисциплины Экономическая теория и институциональная экономика  для направления 080200. 62 «Логистика и управление цепями поставок»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080200. 62 «Менеджмент»,...
Программа дисциплины «Экономическая теория и институциональная экономика» для направления 080200. 62 «Менеджмент» iconПрограмма дисциплины "Экономическая теория и институциональная экономика" для направления 080200. 62 «Менеджмент» подготовки бакалавра

Программа дисциплины «Экономическая теория и институциональная экономика» для направления 080200. 62 «Менеджмент» iconПрограмма дисциплины «Экономическая теория и институциональная экономика» для направления 080200. 62 «Менеджмент», специализация «Государственное и муниципальное управление» подготовки бакалавра

Программа дисциплины «Экономическая теория и институциональная экономика» для направления 080200. 62 «Менеджмент» iconПрограмма дисциплины Экономическая теория и институциональная экономика для направления 080200. 62 «Менеджмент организации»
Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика...
Программа дисциплины «Экономическая теория и институциональная экономика» для направления 080200. 62 «Менеджмент» iconПрограмма дисциплины Экономическая теория и институциональная экономика
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080500....
Программа дисциплины «Экономическая теория и институциональная экономика» для направления 080200. 62 «Менеджмент» iconПрограмма дисциплины Экономическая теория и институциональная экономика
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080500....
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы