Урок по курсу «Практическая словесность» icon

Урок по курсу «Практическая словесность»



НазваниеУрок по курсу «Практическая словесность»
Дата конвертации29.07.2012
Размер79,43 Kb.
ТипУрок
скачать >>>


Урок по курсу «Практическая словесность»

Анализ текста стихотворения Андрея Дементьева «Руки мамы»


Цель: Создать условия для овладения учащимися коммуникативной компетенции через освоение знаний анализа текста, развития навыков употребления односоставных предложений в речи, что будет способствовать воспитанию нравственных качеств личности, любви к матери, к Родине.

Ход урока





Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Варианты ответов

1.

Целеполагание

Какова цель нашей работы?

- Понять текст художественного произведения;

-учиться применять знания правил русского языка на практике;

-развивать речь, мышление;

-знать нормы русского языка – понимать текст – приобретать все больше знаний, т.е. уметь развиваться, расти.


2

Планирование

В какой последовательности мы работаем над текстом?



  1. Читаем текст

  2. Разбираем текст, используя знания законов языка

  3. Обобщаем (О чем текст?)




3.

Реализация плана

-Прослушайте стихотворение Андрея Дементьева «Руки мамы». Запишите свое первое впечатление на листе бумаги. О чем текст?

Вот и все. Уже вещи собраны,

Посидим на прощанье, мать...

И молчат ее руки добрые,

Хоть о многом хотят сказать.


Руки мимы... Люблю их с детства

Где б дорога моя ни шла -

Никуда мне от них не деться,

От душистого их тепла.

Руки мамы. В морщинках, в родинках.

Сколько вынесли вы, любя...

С этих рук я увидел Родину,

Так похожую на тебя.

1959.

Цель: определить, что же хотел сказать автор (т.е. понять его коммуникативное намерение)

- О руках матери.

- О разлуке.

-О любви к матери.

-О материнской любви.

- Об одиночестве старого человека.




Работа с текстом








- Какой смысл имеет первое предложение? ( Вот и все.)

Закончены сборы, конец хлопотам, неминуемая разлука, прощание, ожидание пустоты, потери, одиночества…




- Что значение несет второе предложение? Чем выражено сказуемое? (Уже вещи собраны)

Сказуемое выражено кратким страдательным причастием. Отсутствие глагола создает впечатление заминки, неподвижности. Все готово, но уезжать не хочется. Ощущение неизвестности.




- Что делают люди перед дальней дорогой при прощании? Какое слово употребляет автор?

Присаживаются на дорожку. Слово посидим – глагол будущего времени, 2 лица, множественного числа, т.е. мы посидим - я и мама.




- Почему используется эта форма?

Чувствуется недосказанность, грусть, ожидание потери, любовь, вина.




- В чем вина?

Вина перед матерью, что вновь уезжает, оставляя ее одну.




- Почему обращение мать?

Взрослый сын сдерживает уже не детскую любовь.




- Какое предложение по наличию главных членов? Что несет это предложение?

Предложение односоставное, определенно-личное. Сдержанность чувств, мы - единство, и в то же время, оторванность, отсутствие единства.




- И молчат ее руки добрые, Хоть о многом хотят сказать. Какие слова здесь противопоставлены?

Молчат – хотят сказать. Контекстные антонимы




- Как вы это понимаете?

Молчат – лежат на коленях, усталые, опустившиеся, отчаявшиеся…




- Найдите эпитет.

Руки добрые




- Что хотят сказать руки?

Сказать о любви матери к сыну, о желании удержать его, приласкать…




- Руки мимы... Почему используется такой порядок слов?

Это обратный порядок слов ( инверсия). Используется для большей выразительность. Предложение назывное подчеркивает особенность, важность этих слов. Здесь чувствуется пауза – горечь , уважение, любовь.




- Люблю их с детства.

Как часто употребляется слово руки? Почему?

Ее руки, их, от них, вы … руки мамы. Большая любовь к матери




- Где б дорога моя ни шла -

Никуда мне от них не деться,

От душистого их тепла.

Какой смысл? Что обращает на себя внимание?

Везде будет помнить мать, тосковать по ее нежности и любви.




- От душистого их тепла. Подберите эпитеты.

Теплые, пахнут молоком, детством, добрые, ласковые,




- Как образовано слово душистого? Почему автор использует это слово?

Душ+ист(ого) – от душа. Душа матери, ее любовь во всем – и в руках




- Руки мамы. Вновь повторяется фраза, но уже без многоточия. Почему?

Далее дается описание.




- В морщинках, в родинках.

Сколько вынесли вы, любя... Почему нет подробного описания рук?


Дается описание не рук старой женщины, а дорогих рук матери. Эти слова указывают на человека, перенесшего много труда и страданий.




- Какое значение имеет слово любя?

Вынесли все тяготы жизни, потому что любили. Все те трудности, горести и страдания недосказаны в молчаливых руках матери, но прочувствованы их описанием.




- С этих рук я увидел Родину,

Так похожую на тебя.

Что в этих строках?

Рождение – первые картины детства – первые слова – первые шаги…




- Почему здесь причастный оборот?

Великое сравнение матери с Родиной.




- Что подразумевает автор под словами Руки мамы?

Маму. Но став взрослым, он видит образ матери через ее руки, отражающие внутреннее состояние матери.




- Сколько раз в тексте звучит это слово?

Мать – ее руки – хотят сказать (они) – Руки мамы – их – от них – их тепла – руки мамы – вы – с этих рук – на тебя




- Почему такой порядок (Мать -… - вы … - на тебя)?

Признание в любви к матери, к Родине.




- О чем этот текст?

О любви к матери, к Родине. Образ родины отождествляется с образом матери.































Рефлексия

- Какими действиями мы углубляли свое понимание?





Домашнее задание: проанализировать текст стихотворения А. Дементьева «Памяти мамы».


Повидаться лишний раз

Было некогда.

Я теперь спешить горазд,

Только некуда.


Было некогда, стало некуда,

Если можешь, то прости…

Все мы дети суеты,

Ее рекруты.


Прихожу в твой дом пустой,

Грустно в нем и тихо.

Ставлю рюмочку на стол

И кладу гвоздику.


Сколько праздников с тобой

Мы не встретили.

А теперь лишь я да боль,

Нету третьего.


Посижу и помяну

Одиноко.

Ты услышь мою вину,

Ради бога.

1998.


Литература

А. Дементьев «Руки мамы», «Памяти мамы».




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Урок по курсу «Практическая словесность» iconУрок по курсу «Практическая словесность»
Цель: Создать условия для овладения учащимися языковыми единицами, необходимыми для коммуникативных целей: для выражения разнообразных...
Урок по курсу «Практическая словесность» iconУрок по курсу «Практическая словесность»
Цель: Создать условия для овладения учащимися языковыми единицами, необходимыми для коммуникативных целей: для выражения разнообразных...
Урок по курсу «Практическая словесность» iconДокументи
1. /Урок географии. практическая часть/Урок географии 9 класс.doc
2. /Урок...

Урок по курсу «Практическая словесность» iconДокументи
1. /Ячменёва Г.А. практическая часть кейс-урок/1кейс.docx
2. /Ячменёва...

Урок по курсу «Практическая словесность» iconУрок по окружающему миру (программа «Школа 2100) по теме: «Многогранный мир чувств. Орган слуха» 4 класс
Урок ознакомления с новым материалом с использованием тсо (dvd, магнитофон). В урок включена исследовательская, практическая работа...
Урок по курсу «Практическая словесность» iconПрактическая работа №4 по курсу
Качество материалов, отражающих уровень подготовки к профессиональной деятельности
Урок по курсу «Практическая словесность» iconПрактическая часть сетевого проекта «Современный урок: кейс-метод» Григоренко И. А

Урок по курсу «Практическая словесность» iconАхметшина Дина Ринатовна, учитель начальных классов маоу-сош №10 с углубленным изучением отдельных предметов г. Альметьевска. Цели урок
Интегрированный урок-призентация по курсу "Окружающий мир и математика" для 3-го класса по теме "Вода-наше богатство"
Урок по курсу «Практическая словесность» iconУрок по курсу «кубановедение» тема «история освоения и заселения кубанских земель»
Этот урок не прошёл для вас даром, небольшая его часть останется в вашей памяти. Ведь мы не должны забывать: «Мы жители не только...
Урок по курсу «Практическая словесность» iconУрок по теме: "Десятичные дроби". Тип урока. Урок закрепления изученного. Обобщение и систематизация
Этот урок не только урок опроса, но и обучающий урок, на котором совершенствуются умения, знания и навыки
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы