Рабочая программа изобразительное искусство на 2009 / 2010 учебный год Учитель: Маштарова В. М. Предмет: Изобразительное искусство Класс: 5 Образовательная область: «Искусство» icon

Рабочая программа изобразительное искусство на 2009 / 2010 учебный год Учитель: Маштарова В. М. Предмет: Изобразительное искусство Класс: 5 Образовательная область: «Искусство»



НазваниеРабочая программа изобразительное искусство на 2009 / 2010 учебный год Учитель: Маштарова В. М. Предмет: Изобразительное искусство Класс: 5 Образовательная область: «Искусство»
Дата конвертации23.07.2012
Размер296,77 Kb.
ТипРабочая программа
скачать >>>


9«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МОУ Толстомысенской средней общеобразовательной школы №7

Шпехт Н.В.

__________________

№ ____ «____» _____2009г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Изобразительное искусство

на 2009 / 2010 учебный год


Учитель: Маштарова В.М.


Предмет: Изобразительное искусство


Класс: 5


Образовательная область: «Искусство»


Программа: «Изобразительное искусство.5-9 кл.: программа для общеобразовательных учреждений. В.С.Кузин, С.П.Ломов, Е.В.Шорохов и др.-М.: Дрофа, 2007.


Учебник


Автор : ____________________________________________


Название : __________________________________________


Издательство : _______________________________________


Количество часов в неделю: 1


  • по программе: 34




  • по учебному плану школы: 35



  • практические работы: 23




  • контрольные работы: _______________

(количество часов)


Цель деятельности школы: создание условий для становления интеллектуально развитой, воспитанной, здоровой личности, способной к самореализации и продолжению образования в изменяющейся социально - экономической ситуации, отвечающей требованиям современного села.


1. Цели изучения курса


Компетенции

Общеучебные




















































Предметно - ориентированные

























































Структура курса


п/п

Тема (глава)

Количество

часов

1

Язык изобразительного искусства и художественный образ. Опыт творческой деятельности.

7

2

Декоративно- прикладное искусство. Истоки

и современное развитие народных промыслов.

4

3

Особенности анималистического и мультипликационного жанров.

3

4

Изобразительное искусство, его виды и жанры.

Графика.

5

5

Изображение с натуры и по памяти человека,

отдельных предметов. Опыт творческой деятельности.

3

6

Жанры изобразительного искусства. Особенности натюрморта.

4

7

Изображение с натуры и по представлению различных предметов.

3

8

Создание иллюстраций к литературным произведениям.

3

9

Художественный образ и художественно - выразительные средства скульптуры. Портрет.

3




Итого:

35



КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН





урока


Дата проведен.

Тема

урока

Кол-во час.


Тип

урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки учащихся (результат)


Вид контроля

( измерители)

Элементы дополнительного

содержания

Домашнее задание

Обору-

дование

1.




Цветовой

круг

1

Введе-ние

новых

знаний

Спектр. Составные и основные цвета. Теплые и холодные цвета. Контрастные и сближенные цвета.

Знать:

-понятие цветовой круг;

-составные и основные цвета;

-теплые и холодные цвета;

-контрастные и сближенные цвета.

Уметь:

-различать теплые и холодные цвета;

-контрастные и сближенные цвета;

-смешивать краски для по-

лучения нужного цвета и

оттенка


Контроль

выполнения упражнений




Раскрасить

квадраты контраст-ными

цветами

Акварель,

гуашь,

бумага,

кисти,

палитра-

для уча-

щихся;

То же,

таблицы-

для учи-

теля

2.




Экскур-

сия в осенний

парк

1

Урок-

наб-

люде-

ние

Наблюдение и словесное

описание природы.

Цветовые сочетания в

окружающем пейзаже.

Перспектива.

Знать понятия: точка зрения, линия горизонта, перспектива.

Уметь словесно описывать

окружающую природу,

цветовые сочетания в пей-

заже.

Ответы на

вопросы




Подоб-

рать репро-дукции

картин

об осени




3-4




Декора-

тивный

цветок

2

Введе-ние но-

вых

знаний

Условность декоративного изображения. Колорит.

Знать:

-понятия “теплый и холодный колорит”;

-приемы работы акварелью «по -сухому» и «по - сырому».

Уметь:

-выполнять стилизацию

натуры, композиционное

построение рисунка;

-работать в технике «мазок»

Ответы на

вопросы.

Контроль

выполнения практической

работы.

Понятие

о симметрии и

асимметрии

При-

нести

открытки с

изобра-

жением

цветов

Для уча-

щихся-

альбом,

художест-

венные

матери-

алы, краски;

Для учи-

теля - от-

крытки

с цвета-

ми, буке-

ты цветов

5.




Живопис-ные

упражне-

ния, монотипия

«Веселые

кляксы»

1

Урок-

прак-

тикум

Монотипия как один из

способов печатания.

Заливка плоскости цветом. Цветовые переходы.

Знать:

-приемы работы акварелью, гуашью;

-технику печатания «монотипия».

Уметь:

-выполнять заливку плоскости цветом;

-получать плавные переходы от одного цвета к другому;

-выполнять рисунок в технике «монотипия»

Ответы на

вопросы.

Контроль

выполнения трениировоч-ных

упражнений.

Воображение как ос-

нова творческой деятельности

человека

Самос-

тоятельно сде-

лать

упраж-

нения

3,4.

Дать

работе

назва-

ние

Для уча-

щихся -

акварель

гуашь,

палитра,

бумага,

кисти,

газеты

(подсте-

лить),

плитка

из оргстекла

6.




«Золотая

осень». Рисунок

осеннего

дерева с

натуры, по памяти

1

Введе-ние

новых

знаний



Живопись. Пейзаж как

жанр изобразительного

искусства. Очертания и

форма дерева. Элементы

воздушной и линейной

перспективы. Освещенность.

Знать:

-жанр ИЗО - пейзаж (определение, особенности);

- строение дерева;

-изменение цвета в зависимости от освещения;

-законы перспективы.

Уметь:

-выполнять рисунок с натуры или по памяти с использованием законов линейной и воздушной перспективы.

Ответы на

вопросы.

Контроль

выполнения практической работы.

Цвет как

средство

передачи

эмоциональ-ного

состояния

автора работы

Принести по 2

овоща

каждому и

фрукты

(если

есть

дома)

Для детей-

альбом,

простой

карандаш,

краски,

цветные

карандаши, фломас-

теры,

гуашь.

-разные

листья,

детские

рисунки,

картины.

7.




Рисование овощей и

фруктов

1

Введе-ние

новых

знаний

Натюрморт как жанр

ИЗО. Использование красок (смачивание, разведение, смешение). Изменение

цвета в зависимости от

освещения.

Знать:

-жанр ИЗО - натюрморт (определение и особенности);

-особенности формы разных овощей и фруктов;

-приемы смешения красок;

-правила построения ком-

позиции.

Уметь:

-смешивать краски для по-

лучения нужного цвета и

оттенков;

-учитывать освещенность

предметов;

-выполнять рисунок с натуры.

Ответы на

вопросы.

Контроль

выполнения практической работы






Написать по

3 загадки про

овощи

и фрукты

-Альбом,

краски,

палитра,

кисти;

трафареты,

бумага,

кисти,

краски,

палитра,

методи-

ческая

таблица

«Цветовой

круг».


8.




Хохлома.

Золотые

узоры.

1

Введе-ние

новых

знаний

Декоративно-прикладное

искусство. Народные промыслы: сходство и отличие. Хохлома. Украшение

и стилизация. Понятие об

орнаменте и его элементах. Элементы хохломской росписи.

Знать:

-понятия декоративно - прикладное искусство, орнамент;

-особенности хохломской

росписи и ее элементы.

Уметь:

-выполнять роспись разделочной доски в стиле хохломской росписи.

Ответы на

вопросы.

Контроль

выполнения упражнений и

практической работы

История

народных

промыслов

Народная

живопись

и ее особен-

ности. Сюжеты хох-

ломской

росписи.

Принести

изделия

хохломы (если) есть,

книги о

ней

-Акварель или

гуашь,

кисти, палитра,

тряпочка

-Трафа-

реты-

формы

доски под роспись

9.




Рисуем

отгадки

к народным загадкам.

1

Урок-

обобщение

Устное народное творчество. Средства художественной выразительности. Иллюстрация к книге.

Уметь применять основные средства художественной выразительности в рисунке (по памяти или воображению)

Контроль

выполнения практической работы

Построение композиции, формулиров-ка

собственно-

го замысла.

Назначение

пословиц,

поговорок,

загадок,

объяснение

их смысла

Выпол-

нить

иллюстра

цию на

свое усмотрение

_Для детей и учителя:

книжки-

загадки,

альбомы,

графи-

ческие

материалы

10,

11




Узор в

полосе.

Эскиз декоратив-

ной росписи

сосуда.

2

Введе-ние

новых

знаний

Художественные промыс-

лы: гжель, жостово, городец, ковроткачество и др.

Элементы орнамента и

его виды. Контрастные

цвета.

Знать:

-художественные промыслы России;

-контрастные цвета;

-виды и элементы орнамента;

Уметь:

-придумывать узоры;

-выполнять узор в полосе

и эскиз декоративной росписи сосуда

Ответы на

вопросы.

Контроль

выполнения практической работы.

Манера выполнения изделий мастерами гжели, жосто

ва, городца

и др.

Принести

полоски орнамента - остатки от выполне-ния

отделоч-ных работ

-Бумага,

Графичес-кие

материалы,краски;

-натурный материал,

методические

таблицы

«Цветовой круг» и “Контрастные цвета”.

12.




Рисование домашних

животных ”Рыжий кот”.

1

Введе-ние

новых

знаний

Анималистический жанр.

Изображение животных:

-анатомическое строение,

-пропорции,

-цветовой окрас.

Знать:

-особенности анималисти-

ческого жанра ИЗО;

-анатомическое строение,

пропорции, цветовой окрас

животных;

-отдельные произведения

выдающихся художников.

Уметь:

-выполнять рисунок животного с применением средств художественной выразительности

Ответы на

вопросы.

Контроль

выполнения практической работы.

Герои - животные в

литературе,

устном на-

родном

творчестве.

Сделать

карандашом

наброски с домаш-

ней

кошки

(когда

она

долго

сидит,

спит).

-Альбом,

карандаш простой, акварель,

цветная

или черная тушь

игрушки

кошки,

книги с

иллюстра-циями,

сувениры

13




Мультип-ликацион-ные герои

1

Введе-ние

новых

знаний

Мультипликация. Обучение приемам эффекта

одушевления персонажей, анимация. Самостоятельная работа по созданию мультипликационного фильма

Знать значение понятия

мультипликация.

Уметь выполнять последовательные фазы движения

рисованных фигур (создать

в рисунке иллюзию движения предметов и облаков)

Ответы на

вопросы.

Контроль

выполнения практической работы.

Создание

рисованного кино

Завер-шить

работу

в цветовом

решении

-Альбом,

гуашь,

акварель

карандаш, кисти, от-крытки с

героями

мультфильмов

14




Веселый

Дед Мороз


1

Введе-ние

новых

знаний

Аппликация, средства

выразительности и эмоционального воздействия

(цвет: сочетание оттенков, фактура). Правила

безопасной работы с ножницами.

Знать:

-особенности техники аппликации из цветной бумаги и других материалов;

-средства выразительности

и эмоционального воздействия.

Уметь:

-использовать в своей работе различные художественные и подручные мате-

риалы разной фактуры;

-работать с ножницами

Ответы на

вопросы.

Контроль

выполнения практической работы.

Новый год

в жизни че-

ловека, в

искусстве.

Творческое

восприятие

действительности.

Пропорции

человеческой фигуры.

Завершить

апплика-цию,

вырезать по 3 снежинки.

Принести

лоскутки ткани.

Иллюст-

рации с

изобра-

жением

Деда Мо-

роза, новогодние

открытки, бумага, вата,

цветная

бумага,

клей, мишура

15




Раппорт

ткани

1

Введе-ние

новых

знаний

Способы размножения

изображений. Шаблоны

и трафареты. Набивка

узора.

Знать:

-способы размножения изображений;

-особенности шаблона и

трафарета;

-понятие раппорт;

-сферу применения различных способов размножения

изображений.

Уметь:

-изготавливать шаблоны и

трафареты;

-придумывать декоративный мотив;

-использовать художественные материалы (гуашь),

технику размножения изображения с помощью шаблонов и трафаретов.

-

Ответы на

вопросы.

Контроль

выполнения пракической

работы.




Изгото-

вить

трафарет

елочки

и вы-

пол-

нить

ряд из

елочек

Куски

ткани с

узором,

шабло-

ны, тра-

фареты,

бумага,

гуашь,

клей, куски белой

ткани

или бумаги;

16

17




Гравюра

на картоне

2

Введе-ние

новых

знаний

Виды графики. Гравюра

как вид графики. Выразительные средства графики. Творчество выдаю-

щихся художников - графиков. Техника изготовления гравюры на картоне.

Знать:

-виды графики и гравюры;

-выразительные средства

графики (линия, пятно и др);

-отдельные произведения

художников-графиков

(А.Дюрер, И.Я.Билибин и..)

Уметь:

-выполнять гравюру на

картоне с использованием

техники аппликации

Ответы на

вопросы.

Контроль

выполнения практической работы.




При-

нести

поролон,

ножницы,гуашь, га-

зеты

(подстилать

тряпочки,мыло, 2-5

листов

плот-

ной бумаги

Альбомные листы (раз-

розненные), 2-3

тонкий и

средний

картон,

клей

(лучше

ПВА),

кисти, гуашь, ножницы, паролон.

18

19




Работа в

технике

граттажа

2

Введе-ние

новых

знаний

Графика как вид ИЗО.

Штрих, линия, пятно - основные средства художественной выразитель-

ности в графике. Техника

штриха. Знакомство с

произведениями художников-графиков. Правила безопасности труда.

Знать:

-основные средства художественной выразительности графики;

-особенности техники граттажа;

-технику выполнения разных видов штрихов;

-отдельные произведения

художников-графиков.

Уметь выполнять рисунок

в технике граттажа.

Ответы на

вопросы.

Контроль

выполнения тренировоч-ных

упражнений и практической

работы

Хроматичес-кие и

ахроматические цвета. Символизм черного и бе-

лого цветов.


Потрени-роваться

в выполне-

нии

штрихов-ки

(разные

способы).

Таблицы

Иллюстра-ции;

желток,

черная

тушь или

гуашь для грунта; бумага, кисть,

булавки

с головкой, циркуль, гвоздики со

шляпкой,

спицы 20

20




Наброски

с натуры

фигуры

человека

1

Введе-ние

новых

знаний

Портрет как жанр ИЗО. Конструктивно-анатомическое строение фигуры человека. Пропорции фигуры человека. Тоновая разработка формы.

Знать:

-особенности жанра ИЗО -портрета;

-конструктивно- анатомическое строение человека, пропорции его тела;

-законы распределения светотени на поверхности форм, выявляющей их объём;

-назначение наброска и особенности его выполнения.

Уметь:

-анализировать строение и пропорциональные отношения фигуры изображаемого ;

-выполнять набросок с натуры фигуры человека.

Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы.

Индивиду-альные особенности изображае-

мого человека. Канон и модуль.

Выпол-

нить наброски

с членов

семьи в домаш-

ней обс-тановке (каран-даш)


Для учите-

ля-методичес-кие таблицы

(скелет, мышечная система человека, пропорции людей разного возраста);

куклы бу-

мажные и объемные; бумага, графичес-кие материалы-для учащихся

21




Русские богатыри

1

Введе-ние вовых знаний

Исторические традиции русского народа. Былины. Богатыри-защитники Отечества. Архитектура старинных русских городов. Одежда древнерусского воина и его снаряжение.

Знать:

-как одевались древнерусские воины;

-особенности архитектуры древнерусских городов;

-особенности фигуры богатыря;

-произведения живописи с изображением русских богатырей.

Уметь:

-анализировать содержание произведений живописи;

-определять средства художественной выразительности;

-изображать древнерусских воинов

Ответы на

вопросы. Контроль

выполнения практической работы.

Героико-фантастический метод

изображения воина-богатыря в устном народном творчестве и произведениях живописи

Украсить снаряже-ние воина- богатыря

Былины

“ Илья Муромец и

Калин-царь”,

“Вольга и

Микула”,

“Илья

Муромец и

Соловей-разбойник”

“Алеша

Попович и

Тугарин”,

картина

В.Васнецо-

ва “Богатыри”.


22




Транспорт

1

Введе-ние

новых

знаний

Современные виды транспорта. Выразительность форм транспорта. Особенности формы современных машин.

Знать:

-особенности формы современных машин разных видов.

Уметь:

-анализировать форму, пропорции, пространственное расположение машин;

-выполнять рисунок игрушечной машины в разных техниках

Ответы на

вопросы.

Контроль выполнения практической работы.

Связь формы разных видов транспорта со временем создания, скоростью

Завершить работу

(прорисо-вать детали)

Для уча-щихся- модели машин (иг-рушки), ка-рандаши, краски, бу-мага, кисти книги.

Для учителя-фотогра-фии и иллюстра-ции с машинами.

23

24




Натюрморт из геомет-рических фигур

2

Введе-ние

новых знаний

Натюрморт как жанр ИЗО. Конструктивное строение предметов. Передача объема средствами светотени. Элементы линейной перспективы.

Знать:

-особенности жанра ИЗО- натюрморта;

-линейное построение натюрморта;

-элементы линейной перспективы.

Уметь:

-выполнять рисунок- натюрморт из геометрических тел- с переда-

чей объема с помощью светотени

Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы.




Завер-шить конус

(светоте-невое решение)

Бумага, карандаш, резинка.

Для учителя-натураль-ная постановка из геометри-ческих тел, детские мячики, кубики, модели- куб, конус, призма, шар.

25

26




Натюрморт из разнород-ных пред-метов:

геометри-ческих тел, овощей,

фруктов

2

Введе-ние

новых знаний

Объемное изображение формы предмета. Моделировка свето- тенью и цветом. Знакомство с натюрмортами выдающихся мастеров живописи.

Знать:

-закономерности линейной пер- спективы;

- композиционные приемы;

-градацию светотеней;

-вожможности цвета;

-особенности теплого и холодного колорита;

-отдельные произведения мастеров живописи.

Уметь:

-анализировать форму предметов;

-строить натюрморт;

-выполнять рисунок – натюрморт- с использованием

возможностей цвета

Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы.

Выражение цветом в на-тюрморте настроения и пережеваний художника. Композиция и образный строй в натюрморте: ритм пятен, пропорции,

движение и

покой, слу-чайность и

порядок.

Подобрать книги с рисунками дома.

Муляжи фруктов и овощей, набор “Геометрические тела”.

Бумага, карандаш, резинка.

27

28




Наброски с натуры модели домика

2

Введе-ние новых знаний

Основные конструктивные особенности строения дома. Закономерности линейной перспективы: линия горизонта, точка зрения, точка схода. Фронтальная и угловая перспектива. Знакомство с произведениями мастеров живописи.

Знать:

-виды перспектив;

-основные закономерности линейной перспективы;

-правила объемного изображения;

-основные конструктивные особенности изображения строений призматических форм;

-отдельные произведения живописи.

Уметь:

-анализировать форму предметов (домов, различных построек);

-делать наброски с натуры модели домика

Ответы на

вопросы.

Контроль выполнения практической работы.

Изображение различных построек в произведени-ях живописи.

Найти в книгах старин-ные терема

Бумага, карандаш, другие графичес-кие материалы, спичечные коробки;

-натурный материал, проволоч-ные модели призм,

кубов.

29




Рисование по представ-лению.”Старинный терем “из геометри-ческих фигур

1

Введе-ние новых знаний

Архитектура. Изображение архитектурных сооружений в картинах мастеров живописи. Архитектурный ансамбль Московского Кремля. Узорочье.

Знать:

-понятие архитектура;

-отдельные произведения художников;

-особенности архитектурного ансамбля Московского Кремля, декор построек.

Уметь выполнять рисунок старинного терема с использованием законов линей-ной перспективы

Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы.

Понимание смысла, соержащегося в украшениях и в элементах архитектуры.

Нарисо-вать оконный наличниксо ставнями

(каран- даш)

Альбом, карандаш, геометри-ческие тела (кубики, спичечные коробки,

пирамид-ки).

-фотогра-фии архи-тектурных сооруже-ний, репро-дукции живопис-ных произведе-ний.

30




Буквица

1

Введе-ние новых знаний

История книгопечатания и роль художника в создании книги. Искусство каллиграфии. Принципы образования шрифта. Виды шрифтов.

Знать:

-роль художников в создании книги;

-понятия буквица и вязь;

-виды шрифтов.

Уметь:

-писать текст печатными буквами;

-украшать текст буквицей.

Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы.

История письменности

Написать печатны-ми буквами свое имя и украсить

его первой буквой

“букви-цей”

Для учителя-различные шрифты, таблицы, мел, доска.

Для учащихся-

Бумага, простой и цветные карандаши, акварель, линейка, фломасте-ры

31

32




Иллюстри-рование сказки П.Ершова “Конек-Горбунок”

2

Введе-ние новых знаний

Иллюстрация как один из видов графики. Произведения художников-иллюстраторов. Закономерности композиции. Основы цветоведения.

Знать:

-творчество художников-иллюстраторов И. Билибина, В.Васнецова, Ю.Васнецова, М.Врубеля и др.;

-закономерности композиции;

-основы цветоведения.

Уметь:

-выполнять иллюстрацию к сказке с использованием всех изобразительных средств

Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы.

Выражение своего отношения к изображаемому средствами художественной выразитель-ности. Народный лубок.

Начать выполнять работу в цвете с легкой проклад-ки основных частей компози-ции: небо, земля, море ит.д.

Альбомы, карандаши,акварель, банка, кис-ти, тряпка;

репродук-ции народных лубков, репродук-ции работ художни-ков, детские книги с красочными иллюстрациями разных художников, крига П.Ершова “Конек-Горбунок”

33

34




Портрет в скульптуре

2

Введе-ние новых знаний

История портрета в скульптуре. Выразительные возможности скульптуры. Пропорции лица человека. Творчество скульпторов-портретистов. Приемы лепки головы человека.

Знать:

-из какого материала выполняют скульптуру;

-инструменты для выполнения работы;

-выразительные возможности скульптуры;

-пропорции лица человека;

-творчество выдающихся скульпторов-портретистов.

Уметь:

-выполнять портрет человека из пластилина с соблюдением пропорций, добиваясь сходства.

Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы.

Роль авторского восприятия, его индивидуальной манеры в выражении отношения художника к портретируемому.

Дать название героям своих портре-тов

Газета или клеенка, пластилин, баночки до 200 гр. для каркаса головы, деревянная подставка, брусочек высотой 10-15 см 2х2 см.4

-то же, методические таблицы “Строение головы”, “Пропорции лица человека”

35




Четыре разных портрета (по одной схеме)

1

Введе-ние новых знаний.

Пропорции и мимика лица. Координатные (опорные) точки лица. Произведения мастеров живописи с изображением людей разного возраста, с разным эмоциональным состоянием.

Знать:

-пропорции и мимику лица;

-расположение координатных (опорных) точек лица;

-схему изменений, происходящих с мимикой лица;

Уметь:

-выполнять рисунки лица человека, придавая каждому лицу индивидуальные, разнохарактерные черты.

Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы.

Мимические мышцы лица и их роль в формировании и выявлении эмоционального состояния и возрастных изменений

Посетить художест-венный музей, с целью знакомст-ва с портретом в скульпту-ре.

Для учащихся-фотографии, рисунки лица (крупным планом), альбомы, банки с водой, кисти, тряпки, краски.

Для учителя- доска, мел;

Список методической литературы по предмету

1. Кузин В.С. Программно-методические материалы. Изобразительное искусство в средней школе .М.: Дрофа, 2004;

2. Горяева Н.А. Твоя мастерская. М.: Просвещение, 2003;

3. Соколов А.В. Посмотри, подумай и ответь. М.: Просвещение,1991;

4. «Изобразительное искусство» (беседы, викторины, конкурсы). Волгоград. Издательство «Учитель»;

5. «Изобразительное искусство.5-8классы (проверочные и контрольные работы). Волгоград. Издательство «Учитель»;

6.Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства. М.: Просвещение, 1991;

7. Энциклопедический словарь юного художника. М.: Педагогика.1983;

8.Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство (1-2кл.).Дрофа,1995;

9.Розенвассер В.Б. Беседы об искусстве. М.: Просвещение,1979;

10.Шорохов Е.В.Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе. М.: Просвещение,1974;

11.Методика рисования.М.:Просвещение,1970;

12.Беляев Т.Ф.Упражнения по развитию пространственных представлений у учащихся. М.:Просвещение,1983;

13.Кирилло А.Учителю об изобразительных материалах. М.: Просвещение,1971;

14.Шуртакова Т.В. Эстетическое восприятие живописи учащимися.1972;

15.Компанцева Л.В.Поэтический образ природы в детском рисунке. М.: Просвещение.

16.Кузнецова Э.В. Исторический и батальный жанр. М.: Просвещение,1982;

17.Михнюк Н.С. Рисунок и методика его преподавания.


Список литературы, рекомендуемой для детей


1. Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе . М., 1981.

2.Ломов С.П. Русские живописцы 18-19 веков.М.,1997.

3.Соколов А.В. Посмотри, подумай и ответь. М., 1991.

4.Платонова Н.И. Энциклопедический словарь юного художника. М., 1983.

5.Свиридова О.В. Изобразительное искусство. 5-8 классы (проверочные и контрольные тесты). Волгоград,2008.

6.Каменева Е.И. Какого цвета радуга. М., 1984.

7.Хоруженко К.М. Мировая художественная культура(тесты).М., ВЛАДОС,2000.

8.Паньшина И.Н. Декоративно-прикладное искусство.Минск,1980.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Рабочая программа изобразительное искусство на 2009 / 2010 учебный год Учитель: Маштарова В. М. Предмет: Изобразительное искусство Класс: 5 Образовательная область: «Искусство» iconРабочая программа по изобразительному искусству 1 4 классы Учитель: Насибулина О. В. Торжок 2012 пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного...
Рабочая программа изобразительное искусство на 2009 / 2010 учебный год Учитель: Маштарова В. М. Предмет: Изобразительное искусство Класс: 5 Образовательная область: «Искусство» iconРабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса
«Изобразительное искусство. 1-4 классы» (Изобразительное искусство. 2 кл.: книга для учителя / В. С. Кузин. – 2-е изд., стереотип....
Рабочая программа изобразительное искусство на 2009 / 2010 учебный год Учитель: Маштарова В. М. Предмет: Изобразительное искусство Класс: 5 Образовательная область: «Искусство» iconПрограмма "искусство: изобразительное искусство и художественная культура" 1 9 классы Программа "Искусство" рекомендована Гуманитарным советом иосо рао
Программа "искусство: изобразительное искусство и художественная культура" 1 9 классы
Рабочая программа изобразительное искусство на 2009 / 2010 учебный год Учитель: Маштарова В. М. Предмет: Изобразительное искусство Класс: 5 Образовательная область: «Искусство» iconРабочая программа курса «Изобразительное искусство»
Рабочая программа курса «Изобразительное искусство» разработана на основе авторской программы для 4 класса В. С. Кузин, Э. И. Кубышкина...
Рабочая программа изобразительное искусство на 2009 / 2010 учебный год Учитель: Маштарова В. М. Предмет: Изобразительное искусство Класс: 5 Образовательная область: «Искусство» iconПояснительная записка к тематическому плану уроков по учебной программе «Изобразительное искусство и художественный труд»
Развернутый тематический план по предмету «Изобразительное искусство» разработан при­менительно к учебной программе «Изобразительное...
Рабочая программа изобразительное искусство на 2009 / 2010 учебный год Учитель: Маштарова В. М. Предмет: Изобразительное искусство Класс: 5 Образовательная область: «Искусство» iconРабочая учебная программа по курсу «Изобразительное искусство» в начальной школе Программу составила Сиухина К. А
«Изобразительное искусство» авторы Б. М. Неменский, В. Г. Гуров, Л. А. Неменская (Сборник учебных программ для начальной школы. Система...
Рабочая программа изобразительное искусство на 2009 / 2010 учебный год Учитель: Маштарова В. М. Предмет: Изобразительное искусство Класс: 5 Образовательная область: «Искусство» iconРабочая программа предмет: «Изобразительное искусство и художественный труд» класс: 5
«Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» в 5 классе. Обучение ведется по программе Б. М. Немен­ского, частично видоизмененной...
Рабочая программа изобразительное искусство на 2009 / 2010 учебный год Учитель: Маштарова В. М. Предмет: Изобразительное искусство Класс: 5 Образовательная область: «Искусство» iconН. Н. Пояснительная записка
«Изобразительное искусство. 1-4 классы» (Изобразительное искусство. 3 кл.: книга для учителя / В. С. Кузин. – 2-е изд., стереотип....
Рабочая программа изобразительное искусство на 2009 / 2010 учебный год Учитель: Маштарова В. М. Предмет: Изобразительное искусство Класс: 5 Образовательная область: «Искусство» icon«изобразительное искусство» Пояснительная записка Программа «Изобразительное искусство»
Содержание програм­мы предусматривает как эстетическое восприятие предметов действительности и произведений изобра­зительного искусства,...
Рабочая программа изобразительное искусство на 2009 / 2010 учебный год Учитель: Маштарова В. М. Предмет: Изобразительное искусство Класс: 5 Образовательная область: «Искусство» iconТворческое объединение «изобразительное искусство» Творческое объединение «Изобразительное искусство»
Творческое объединение «Изобразительное искусство» существует более 15 лет. Принимаются дети с 6 лет до 12 лет. Обучаются 2 года....
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы