Влияние нефтяной промышленности на окружающую среду icon

Влияние нефтяной промышленности на окружающую среду



НазваниеВлияние нефтяной промышленности на окружающую среду
Дата конвертации29.07.2012
Размер231.67 Kb.
ТипРеферат
Влияние нефтяной промышленности на окружающую среду


МГТУ "СТАНКИН" Кафедра инженерной экологии Реферат на тему: Воздействие нефтяной промышленности на окружающую среду Данилов Павел П – 1 – 2 Москва 2000Содержание:|Содержание |2 ||Введение |2 ||Атмосфера |3 ||Гидросфера |6 ||Как быть? |9 ||Заключение |10 ||Список использованной литературы |12 |Введение Вначале человек не задумывался о том, что таит в себе интенсивнаядобыча нефти и газа. Главным было выкачать их как можно больше. Так ипоступали. Но вот в начале 40-х гг. текущего столетия появились первыенастораживающие симптомы. Это случилось на нефтяном месторождении Уилмингтон (Калифорния,США). Месторождение протягивается через юго-западные районы города Лос-Анджелеса и через залив Лонг-Бич доходит до прибрежных кварталоводноименного курортного города. Площадь нефтегазоносности 54 км2.Месторождение было открыто в 1936 г., а уже в 1938 г. стало центромнефтедобычи Калифорнии. К 1968 г. из недр было выкачано почти 160 млн. тнефти и 24 млрд. м3 газа, всего же надеются получить здесь более 400 млн. тнефти. Расположение месторождения в центре высокоиндустриальной игустонаселенной области южной Калифорнии, а также близость его к крупнымнефтеперерабатывающим заводам Лос-Анджелеса имело важное значение вразвитии экономики всего штата Калифорния. В связи с этим с началаэксплуатации месторождения до 1966 г. на нем постоянно поддерживалсянаивысший уровень добычи по сравнению с другими нефтяными месторождениямиСеверной Америки. В 1939 г. жители городов Лос-Анджелес и Лонг-Бич почувствовалидовольно ощутимые сотрясения поверхности земли - началось проседание грунтанад месторождением. В сороковых годах интенсивность этого процессаусилилась. Наметился район оседания в виде эллиптической чаши, дно которойприходилось как раз на свод антиклинальной складки, где уровень отбора неединицу площади был максимален. В 60-х гг. амплитуда оседания достигла уже8,7 м. Площади, приуроченные к краям чаши оседания, испытывали растяжение.На поверхности появились горизонтальные смещения с амплитудой до 23 см,направленные к центру района. Перемещение грунта сопровождалосьземлетрясениями. В период с 1949 г. по 1961 г. было зафиксировано пятьдовольно сильных землетрясений. Земля в буквальном смысле слова уходила из-под ног. Разрушались пристани, трубопроводы, городские строения, шоссейныедороги, мосты и нефтяные скважины. На восстановительные работы потрачено150 млн.$. В 1951 г. скорость проседания достигла максимума - 81 см/год.Возникла угроза затопления суши. Напуганные этими событиями, городскиевласти Лонг-Бича прекратили разработку месторождения до разрешениявозникшей проблемы. К 1954 г. было доказано, что наиболее эффективным средствомборьбы с проседанием является закачка в пласт воды. Это сулило такжеувеличение коэффициента нефтеотдачи. Первый этап работы по заводнению былначат в 1958 г., когда на южном крыле структуры стали закачивать впродуктивный пласт без малого 60 тыс.м3 воды в сутки.
Через десять летинтенсивность закачки уже возросла до 122 тыс.м3/сут. Проседаниепрактически прекратилось. В настоящее время в центре чаши оно не превышает5 см/год, а по некоторым районам зафиксирован даже подъем поверхности на 15см. Месторождение вновь вступило в эксплуатацию, при этом на каждую тоннуотобранной нефти нагнетают около 1600 л воды. Поддержание пластовогодавления дает в настоящее время на старых участках Уилмингтона до 70 %суточной добычи нефти. Всего на месторождении добывают 13700 т/сут нефти. В последнее время появились сообщения о проседании дна Северного моряв пределах месторождения Экофиск после извлечения из его недр 172 млн.тнефти и 112 млрд. м3 газа. Оно сопровождается деформациями стволовскважин и самих морских платформ. Последствия трудно предсказать, но ихкатастрофический характер очевиден. Проседание грунта и землетрясения происходят и в старыхнефтедобывающих районах России. Особенно это сильно чувствуется наСтарогрозненском месторождении. Слабые землетрясения, как результатинтенсивного отбора нефти из недр, ощущались здесь в 1971 г., когдапроизошло землетрясение интенсивностью 7 баллов в эпицентре, который былрасположен в 16 км от г. Грозного. В результате пострадали жилые иадминистративные здания не только поселка нефтяников на месторождении, но исамого города. На старых месторождениях Азербайджана - Балаханы, Сабунчи,Романы (в пригородах г. Баку) происходит оседание поверхности, что ведет кгоризонтальным подвижкам. В свою очередь, это является причиной смятия иполомки обсадных труб эксплуатационных нефтяных скважин. Совсем недавние отголоски интенсивных нефтяных разработок произошли вТатарии, где в апреле 1989 г. было зарегистрировано землетрясение силой до6 баллов (г. Менделеевск). По мнению местных специалистов, существуетпрямая зависимость между усилением откачки нефти из недр и активизациеймелких землетрясений. Зафиксированы случаи обрыва стволов скважин, смятиеколонн. Подземные толчки в этом районе особенно настораживают, ведь здесьсооружается Татарская АЭС. Во всех этих случаях одной из действенных мертакже является нагнетание в продуктивный пласт воды, компенсирующей отборнефти. Начав эксплуатацию месторождений нефти и газа, человек, сам того неподозревая, выпустил джина из бутылки. Поначалу казалось, что нефтьприносит людям только выгоду, но постепенно выяснилось, что использованиеее имеет и оборотную сторону. Чего же больше приносит нефть, пользы иливреда? Каковы последствия ее применения? Не окажутся ли они роковыми длячеловечества?Атмосфера Гораздо большую опасность таит в себе использование нефти и газа вкачестве топлива. При сгорании этих продуктов в атмосферу выделяются вбольших количествах углекислый газ, различные сернистые соединения, оксидазота и т.д. От сжигания всех видов топлива, в том числе и каменного угля,за последние полвека содержание диоксида углерода в атмосфере увеличилосьпочти на 288 млрд.т, а израсходовано, по подсчетам академика Ф.Ф. Давитая,более 300 млрд.т кислорода. Таким образом, с момента первых костровпервобытного человека атмосфера потеряла около 0,02 % кислорода, априобрела до 12 % углекислого газа. В настоящее время ежегодно человечествосжигает 7 млрд.т топлива, на что потребляется более 10 млрд.т кислорода, априбавка диоксида углерода в атмосфере доходит до 14 млрд.т. В ближайшие жегоды эти цифры будут расти в связи с общим увеличением добычи горючихполезных ископаемых и их сжиганием. По мнению Ф.Ф. Давитая, к 2020 г. ватмосфере исчезнет около 12 000 млрд.т кислорода (0,77 %). Таким образом,через 100 лет состав атмосферы существенно изменится и, надо полагать, вхудшую сторону. Уменьшение количества кислорода и рост содержания углекислого газа, всвою очередь, будут влиять на изменение климата. Молекулы диоксида углеродапозволяют коротковолновому солнечному излучению проникать сквозь атмосферуЗемли и задерживают инфракрасное излучение, испускаемое земнойповерхностью. Возникает так называемый „парниковый эффект", исреднепланетная температура повышается. Предполагают, что потепление с 1880г. по 1940 г. в значительной степени следует отнести за этот счет. Казалосьбы, в дальнейшем потепление должно прогрессивно нарастать. Однако другоевоздействие человека на атмосферу нейтрализует "парниковый эффект". Человечество выделяет огромное количество пыли и других микрочастиц,экранирующих солнечные лучи и сводящих на нет нагревательное действиеуглекислого газа. По сведениям американского специалиста К. Фрейзера, надВашингтоном помутнение атмосферы с 1905 г. по 1964 г. составило 57 %, а надодним из швейцарских городов - 88 %. Над Тихим океаном прозрачностьатмосферы снизилась на 30 % всего за десять лет - с 1957 г. по 1967 г. Загрязнение атмосферы таит в себе и другую опасность - оно снижаетколичество солнечной радиации, достигающей поверхности Земли. По даннымНационального управления США по изучению океана и атмосферы над территориейэтой страны в период с 1950 г. по 1972 г. солнечная радиация уменьшаласьосенью на 8 %, а весной увеличивалась на 3 %. В среднем с 1964 г. она упалана 1,3 %, что эквивалентно потере примерно 10 мин солнечного дня в сутки.Эта, казалось бы, мелочь может иметь серьезные климатологическиепоследствия. Загрязнение атмосферы над Соединенными Штатами привело в 1975 г. ксовсем уже неожиданному явлению. В районе Бостона (штат Массачусетс) былоустановлено резкое увеличение количества озона в атмосфере - 0,127 части намиллион, тогда как установленный федеральными властями США пределбезопасности составляет 0,08 части на миллион. Известно, что озонобразуется в атмосфере при взаимодействии углеводородов с кислородомвоздуха и в больших количествах он более ядовит, чем угарный газ. 10августа 1975 г. управление здравоохранения штата объявило „озон-тревогу",которая продлилась до 14 августа. Это была уже вторая тревога за год. Большая роль в загрязнении атмосферы принадлежит реактивным самолетам,машинам, заводам и фабрикам. Чтобы пересечь Атлантический океан,современный реактивный лайнер поглощает 35 т кислорода и оставляетинверсионные следы, увеличивающие облачность. Значительно загрязняютатмосферу и автомашины, которых уже сейчас насчитывается более 500 млн. Поподсчетам специалистов, машины „размножаются" в 7 раз быстрее людей. Именноим принадлежит половинная доля участия в отравлении Америки. Как заявил в1976 г. сенатор Э. Маски, в США каждый год от заболеваний, вызванныхзагрязнением воздуха, умирает 15 тыс. человек. Американцев это не на шуткутревожит. Появляются различные проекты создания двигателей, работающих надругих видах топлива. Электромобили уже не новость, во многих странах мираесть опытные образцы, но пока их широкое внедрение в жизнь сдерживается из-за малой мощности аккумуляторов. В последнее время появилась новая идея - автомобиль с инерционнымдвигателем. К сооружению его приступили американские компании „Лир моторе"и „Ю. Флайвилс". Он будет снабжен двумя тяжелыми маховиками, работающими ввакууме. Для их раскручивания перед выездом предусмотрен электромотор,питающийся от бытовой сети. Запасенная кинетическая энергия маховиков черезкоробку передач будет поступать на ведущие колеса. Одной зарядки хватит на80 км пробега со скоростью 96 км/ч. Максимальная скорость такого автомобилядостигает 160 км/ч. Автомобиль, которому не нужен ни бензин, ни другоегорючее и который не производит выхлопных газов скоро будет внедрятся вжизнь людей. Немалый вклад в отравление атмосферы вносят различные заводы, тепло- иэлектростанции. Средней мощности электростанция, работающая на мазуте,выбрасывает ежесуточно в окружающую среду 500 т серы в виде сернистогоангидрита, который, соединяясь с водой, тотчас же дает сернистую кислоту.Французский журналист М. Рузе приводит такие данные. Тепловаяэлектростанция компании „Электрисите де Франс" ежедневно выбрасывает ватмосферу из своих труб 33 т серного ангидрита, который может превратитьсяв 50 т серной кислоты. Кислотный дождь охватывает территорию около этойстанции в радиусе до 5 км. Такие дожди обладают большой химическойактивностью, они разъедают даже цемент, не говоря уже об известняке илимраморе. Особенно страдают памятники старины. Бедственное положениескладывается с афинским Акрополем, который вот уже более 2500 летвыдерживает разрушительное влияние землетрясений, набегов иностранныхзахватчиков, пожаров. Теперь же этому всемирно известному памятнику стариныугрожает серьезная опасность. Загрязнение атмосферы постепенно разрушаетповерхность мрамора. Мельчайшие частицы дыма, выбрасываемые в воздухпромышленными предприятиями Афин, вместе с каплями воды попадают на мрамор,а, утром испарившись, оставляют на нем бесчисленное множество еле заметныхоспин. По утверждению греческого археолога профессора Наринатоса, памятникидревней Эллады больше пострадали за последние 20 лет от загрязненияатмосферы, чем за 25 столетий, полных войн и нашествий. Чтобы сохранить дляпотомков эти бесценные творения древних зодчих, специалисты намереныпокрыть наиболее пострадавшие части памятников специальным защитным слоемиз пластика. Загрязнение атмосферы различными вредными газами и твердыми частицамиприводит к тому, что воздух крупных городов становится опасным для жизнилюдей. В некоторых городах США, Японии, Германии регулировщики уличногодвижения дышат кислородом из специальных баллонов. Пешеходам этавозможность предоставляется за дополнительную плату. В Токио и некоторыхдругих городах Японии на улицах устанавливаются кислородные баллоны длядетей, чтобы они по дороге в школу могли глотнуть свежего воздуха. Японскиепредприниматели открывают специальные бары, где люди поглощают неалкогольные напитки, а свежий воздух. Правда, в последние годы обстановкаизменилась в лучшую сторону. Особую опасность для жизни людей представляют смертоносные туманы,опускающиеся на крупные города. Самая большая трагедия произошла в 1952 г.в Лондоне. Проснувшись утром 5 декабря, лондонцы не увидели солнца.Необычайно плотный смог, смесь дыма и тумана, держался над городом 3-4 дня.Этот смог, по официальным данным, унес 4 тыс. жизней, ухудшив состояниездоровья еще многих тысяч людей. Такие туманы не раз душили людей и другихгородов Западной Европы, Америки и Японии. В бразильском городе Сан-Паулууровень загрязнения воздуха в 3 раза превышает максимально допустимыенормы, а в Рио-де-Жанейро - в 2 раза. Обычными заболеваниями здесь сталираздражение слизистой оболочки глаз, аллергические заболевания, переходящиев хронический бронхит и астму. Японский город Нагоя получил титул „японскойстолицы смога", Токио вышел на третье место среди японских городов по числузаболеваний, вызванных загрязнением окружающей среды. В настоящее времяздесь зарегистрировано свыше 4 тыс. таких больных. В середине октября 1975г. серьезная угроза отравления нависла над этим огромным городом, где живетпочти 12 млн. человек. Концентрация различных вредных оксидов в рядерайонов города в несколько раз превысила допустимый уровень. Токийскиевласти отдали распоряжение всем фабрикам и заводам сократить потреблениетоплива на 40 %. Жителям посоветовали не выпускать детей на улицу, дабыуберечь их от отравления. Осаду смертоносных туманов не выдерживают даже растения. За последние10 лет зеленая зона Токио сократилась на 12 %, сейчас на каждого горожанинаприходится не более 1 м2 зеленых насаждений. Появились фирмы, которыесдают деревья напрокат. Аренда полуметрового живого растения в горшке стоитв месяц примерно 4000 иен. Но и эти кочующие по городу „одноместные парки"не выдерживают загрязнения атмосферы, чахнут и увядают. Чтобы сохранитьфлору, ее время от времени вывозят на свежий воздух в загородные районы.Все чаще и чаще для „озеленения" промышленность выпускает синтетическиепальмы, бамбук, цветы, траву и целые искусственные газоны. Чтобы вовремя принять защитные меры от смога, в Кентском университете(США) сконструирован специальный мини-противогаз. Если загрязнение воздухапринимает угрожающие размеры, то на приборе вспыхивает миниатюрнаялампочка. Одним движением руки можно достать портативную маску и защититьсвои легкие от ядовитых веществ. В Японии выведен специальный сорт бегонии„зимняя королевская гамма-3", которая служит индикатором особогофотохимического смога, образующегося в результате разложения выхлопныхгазов автомобилей под воздействием солнечных лучей. При повышенииконцентрации смога на листьях растений уже через 6 ч. появляются белыепятна.Гидросфера Безрассудно загрязняет человек и водные бассейны планеты. Ежегодно вМировой океан по тем или иным причинам сбрасывается от 2 до 10 млн.т нефти.Аэрофотосъемкой со спутников зафиксировано, что уже почти 30% поверхностиокеана покрыто нефтяной пленкой. Особенно загрязнены воды Средиземногоморя. Атлантического океана и их берега. Литр нефти лишает кислорода, столь необходимого рыбам, 40 тыс.лморской воды. Тонна нефти загрязняет 12 км2 поверхности океана. Икринкимногих рыб развиваются в приповерхностном слое, где опасность встречи снефтью весьма велика. При концентрации ее в морской воде в количестве 0,1-0,01 мл/л икринки погибают за несколько суток. На 1 га морской поверхностиможет погибнуть более 100 млн. личинок рыб, если имеется нефтяная пленка.Чтобы ее получить, достаточно вылить 1 л нефти. Источников поступления нефти в моря и океаны довольно много. Этоаварии танкеров и буровых платформ, сброс балластных и очистных вод, приносзагрязняющих компонентов реками. В настоящее время 7-8 т нефти из каждых 10 т, добываемых в море,доставляется к местам потребления морским транспортом. На некоторыхучастках Мирового океана происходит буквально столпотворение. Например,через пролив Ла-Манш, ширина которого 29 км, ежесуточно проходит более 1000судов. Немудрено, что количество танкерных катастроф здесь велико. Особенноони возросли в 70-80-х гг. Только в 1975 г. погибло 10 танкеров общимводоизмещением в 815 тыс. т. Почти каждый год случаются крупные катастрофы.Пожалуй, первая, которая всколыхнула мир, произошла в 1967 г. У береговЗападной Европы потерпел аварию супертанкер „Торри Каньон", в море попало120 тыс.т нефти. Огромное нефтяное пятно обезобразило прибрежные воды иберега Франции и Англии. Погибло 50 тыс. водоплавающих птиц, т.е. 90 %морских птиц этих районов. В дальнейшем катастрофы крупных танкеров выплескивали в моря и океанывсе новые и новые порции нефти. 1974 г. - авария американского танкера„Трансхерон", имевшего на борту 25 000 т нефти. Из пробоин только за первуюнеделю вытекло 3500 т нефти! Огромное нефтяное пятно площадью в несколькодесятков квадратных километров медленно двинулось к побережью южно-индийского штата Керала, уничтожая морских обитателей. В январе 1976 г. в залив Бантри (Ирландия) по вине компании „Галф ойл"(США) из танкера „Афран зодиак" водоизмещением 210 тыс.т вылилось 450 тнефти. Под ее слоем оказалась вся северная часть залива, а под угрозой ипобережье на протяжении 35 км. В феврале 1976 г. на танкере „Сан-Петер", совершавшем под либерийскимфлагом плавание из Перу в Колумбию с 33 тыс.т нефти на борту, вспыхнулпожар. Судно затонуло, нефть вылилась в море. Десять дней морякиколумбийских ВМС вели безуспешную борьбу по очистке вод в районе бедствия,охватившего прибрежную полосу протяженностью около 30 км. В начале 1976 г. у берегов Бретани потерпел крушение супертанкер„Олимпик брейвери" водоизмещением 275 тыс.т - собственность компании,основанной греческим магнатом А. Онассисом. Чудовищное мазутное месивозатопило берега некогда живописного французского о-ва Уэссан. Правительствобыло вынуждено привлечь военно-морские силы и саперные подразделения дляочистки побережья острова, растительности и животному миру которого уженанесен непоправимый ущерб. В январе 1977 г. танкер „Арго Мерчент" длиной 182 м сел на мель уберегов американского штата Массачусетс. Волны раскололи махину и 29 млн.лтемной маслянистой жидкости вылилось в океан, образовав пятно размером240х60 км. В 1977 г. - катастрофа с танкером „Айринз Челленджер" и 20 млн.л нефтипопало в акваторию Гавайских островов. В этом же году в результате пожарана борту танкера „Хэвайан патриот" в северной части Тихого океана„потеряно" 90 тыс. т нефти. 1978 г. знаменуется самой крупной танкерной катастрофой у береговБретани. Американский супертанкер „Амоко Кадис" наскочил на рифы, вылив вморе 230 тыс.т нефти. Наиболее крупной аварией в 1979 г. явилось столкновение танкеров„Этлэнтик эмпресс" и „Иджен Кэптэн" в Карибском заливе недалеко отТринидада. В море вылилось 300 тыс. т нефти. Ноябрьский шторм 1981 г выбросил на волнорез порта Клайпеда греческийтанкер „Глобус Асини". Из образовавшейся пробоины в море вытекло 10 тыс.тнефти. В августе 1983 г. недалеко от европейского побережья Атлантикизагорелся танкер „Кастилло де Бельвер". Судно затонуло, выпустив в водыокеана 250 тыс.т нефти. У побережья Антарктиды в январе 1989 г. терпит крушение танкер „Баияпараисо" с 1 тыс.т дизельного масла на борту. Два месяца спустя страшнаятрагедия разыгралась в арктических водах Аляски. Танкер „Экссон валдиз" повине капитана напоролся на риф. Из пробоины вытекло более 40 тыс.т нефти.Образовалось нефтяное пятно площадью до 800 км2. Акватория пролива ПринцУильям была объявлена „зоной бедствия". На борьбу с загрязнением былиброшены ВМС США. Ряд стран мира (в том числе и Россия) поспешили прийти напомощь. Тем не менее, по словам газеты „Вашингтон пост", эта авария грозит„потенциальной экологической катастрофой", последствия которой труднопредугадать. В конце марта 1989 г. голландский речной танкер сел на мель в районеБад-Хоннефа. В реку вылилось около 1 тыс.т нефти. Нефтяная пленка покрылареку на протяжении 7 км. Под угрозой оказалась жизнь речных обитателей врайоне 50 км ниже западногерманской столицы. В апреле 1989 г. индийский танкер „Канченджунга" налетел на рифы вКрасном море в территориальных водах Саудовской Аравии- в 5 км от портаДжида. Из пробоин вытекло более 10 тыс.т нефти. Печальный список танкерных аварий можно было бы продолжить, но их доляв нефтяном загрязнении моря сравнительно невелика. В 3 раза большепоступает нефти в акватории за счет промывки цистерн танкеров и сброса этойводы; в 4 раза интенсивнее загрязняют моря и океаны отбросы нефтехимическихзаводов, почти столько же нефти поставляют и аварии морских буровых . Печальный рекорд по загрязнению морских вод принадлежит нефтянойскважине „Иксток-1" (Мексика), пробуренной у берегов п-ова Юкатан вМексиканском заливе. Авария случилась в июне 1979 г. и ежедневно вакваторию выливалось более 4 тыс.т нефти. Скважина фонтанировала болеемесяца, выплеснув из недр почти 0,3 млн.л „черного золота". Ликвидацияфонтана обошлась в 131,6 млн.дол. Встает угрожающий вопрос: что делать с этими „черными океанами"? Какспасти их обитателей от гибели? Строятся различные планы. Во Франции создана специальная центрифугамарки „Циклонет". Она устанавливается на самоходной портовой барже вместе сгруппой насосов, которые собирают с поверхности воду вместе с пленкойнефти. Попадая затем во вращающиеся барабаны устройства, смесь быстроразделяется, производительность 200 M/ч. Шведские и английские специалисты для очистки морских вод от нефтипредлагают использовать старые газеты, куски обертки, обрезки с бумажныхфабрик. Все это измельчается на тонкие полосы длиной 3 мм. Брошенные наводу, они способны впитать в себя 28-кратное количество нефти по сравнениюс собственной массой. Затем топливо из них легко извлекается прессованием.Такие полоски бумаги, помещенные в большие нейлоновые „авоськи",предлагается использовать для сбора нефти в море на месте катастрофытанкеров. Имеются и другие планы. Хорошие результаты дает применениедиспергаторов - особых веществ, связывающих нефть; обработка нефтяныхпленок железным порошком с последующим собиранием „опилок" магнитом.Большие надежды возлагаются на биологическую защиту: в лабораториях фирмы„Дженерал электрик" (США) создан супермикроб, способный расщеплять молекулыУВ. Русские ученые установили, что некоторые жители морей вовсе нестрадают от нефтяного загрязнения. В Каспии, например, живет моллюск -кардиум. Это крошечное существо, получившее свое название за сердцевиднуюформу раковинки, играет важную роль в очистке морской воды, добывая себетаким образом и пищу, и кислород для дыхания. Если подобными способностямимог бы обладать человек, то в сутки он должен был бы пропускать сквозь себяболее 200 т воды! Природа „планировала" необходимость очистки морей иокеанов, ведь известно и естественное поступление нефти в эти водоемы.Проникновение ее из-под земли зафиксировано, например, у береговКалифорнии, Австралии, Канады, Мексики, Венесуэлы, в Персидском заливе. Наодном из участков дна Калифорнийского залива, в проливе Санта-Барбара,зафиксирована естественная утечка нефти из недр с дебитом от 350 до 500 м всутки. Предполагается, что этот процесс протекает здесь уже десятки тысячлет, а впервые был зарегистрирован в 1793 г. английским мореплавателемД.Ванкувером. По оценкам ученых США, годовое поступление нефти в Мировойокеан при естественном просачивании составляет от 200 тыс. т до 2 млн. т .Первый предел наиболее вероятен, он составит всего около 6 % от общегообъема нефти, поступающей в моря и океаны планеты из антропогенныхисточников. Достаточно сказать, что при упоминавшейся уже аварии танкера„Торри Каньон" в океан вылилось столько же нефти, сколько просачивается вводу из калифорнийских месторождений за 28 лет. Такие количества не подсилу живым санитарам моря, человек же пока существенной помощи им оказать,к сожалению, не в состоянии. Кроме нефти, в моря и океаны выносится много других продуктовжизнедеятельности человека, загрязняющих эти водоемы. По данным Ж.-И.Кусто,в верхнем слое океанов до глубины 300 м содержится свинец, ртуть, кадмий,которые убивают рыбу и даже самих людей. По сведениям ученыхКалифорнийского университета, только в северной акватории Тихого океана наначало 80-х гг. плавало около 5 млн. старой резиновой обуви, 35 млн. пустыхпластмассовых бутылок и около 70 млн. стеклянных. Ж.-И.Кусто пишет: „Морестало сточной ямой, куда стекаются все загрязняющие вещества, выносимыеотравленными реками; все загрязняющие вещества, которые ветер и дождьсобирают в нашей отравленной атмосфере; все те загрязняющие вещества,которые сбрасывают такие отравители, как танкеры. Поэтому не следуетудивляться, если мало-помалу из этой сточной ямы уходит жизнь". Такая же ситуация складывается с гидросферой и на континенте: реки и озера делаются непригодными не только для их законныхобитателей, но и для людей. В Германии, например, ежегодно сливается в реки14 млрд.м3 сточных вод, из которых очистке подвергается в лучшем случаеодна треть. Рейн - река, снабжающая водой многие города Западной Европы,несет в своих водах каждые сутки столько ядовитых химических веществ,сколько могут перевезти 1000 железнодорожных составов. Голландские химикисчитают, что в районе Роттердама опасная концентрация веществ в воде Рейнанастолько велика, что ею нельзя даже чистить зубы, так как можноотравиться. Десять лет назад был совершен вопиющий акт вандализма:несколько тысяч литров отработанного мазута было слито в Рейн близДюссельдорфа (Германия). Поверхность воды на протяжении 7 км оказаласьпокрыта ядовитой пленкой, несущей гибель речным обитателям. Под угрозупоставлено снабжение водой жителей Дюссельдорфа и других прирейнскихгородов. Не лучше обстоит дело с крупнейшей рекой США - Миссисипи. Вбиологическом смысле едва не погибли Великие Озера Северной Америки. Лишьтитанические усилия, обошедшиеся США в 17 млрд. дол., спасли эти уникальныеводоемы. Варварское отношение к природе при освоении нефтяных месторожденийпроявляется и в нашей стране. По различным причинам при добыче и транспорте„черного золота" часть сырья выливается на земную поверхность и в водоемы.Достаточно сказать, что только за 1988 г. при порывах нефтепроводов наСамотлорском месторождении в одноименное озеро попало около 110 тыс.тнефти. Известны случаи слива мазута и сырой нефти в реку Обь (нерестилищеценных пород рыб) и другие водные артерии страны. Создается впечатление, будто человек забывает о том, что вода - основажизни. А-де-Сент-Экзюпери, понявший настоящую цену воды после катастрофысамолета в Сахаре, писал: „Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха,тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзясказать, что ты необходима для жизни: ты - сама жизнь. Ты наполняешь насрадостью, которую не объяснишь нашими чувствами. С тобой возвращаются к намсилы, с которыми мы уже простились. По твоей милости в нас вновь начинаютбурлить высохшие родники нашего сердца". Но вода нужна не только людям. Чтобы вырастить 1 т зерна, нужно 1000м3 воды, чтобы выплавить 1 т стали - 120 м3. Количество пресной воды,пригодной для человека, с каждым годом становится все меньше и меньше. Ужесейчас ежегодно США платят 2 млрд.дол. Канаде за право использоватьестественные источники пресной воды, находящиеся на территории этой страны.Жители Дуйсбурга (Германия) платят за воду, привозимую из Франции, по 89пфеннигов за литр. Предполагают, что лет через десять бутылка питьевой водыбудет стоить дороже бутылки вина. В то же самое время реки - эти естественные резервуары проточнойпресной воды - часто используют как транспорт для промышленных отходов.Ежегодно реки выбрасывают в моря и океаны 2,3 млн.т свинца, 1,6 млн.тмарганца, 6,5 млн.т фосфора. Количество железа, которое выносится реками вморя, равно половине мировой продукции стали. Один только Рейн выбрасываетв Северное море за год около 60 млн.т растворенных в воде отбросов. Всегоже в течение года люди сбрасывают в водоемы, атмосферу и на сушу более 500млн.т всевозможных отходов.Как быть? Одним из наиболее перспективных путей ограждения среды от загрязненияявляется создание комплексной автоматизации процессов добычи, транспорта ихранения нефти. В нашей стране такая система впервые была создана в 70-хгг. и применена в районах Западной Сибири. Потребовалось создать новуюунифицированную технологию добычи нефти. Раньше, например, на промыслах неумели транспортировать нефть и попутный газ совместно по одной системетрубопроводов. С этой целью сооружались специальные нефтяные и газовыекоммуникации с большим количеством объектов, рассредоточенных на обширныхтерриториях. Промыслы состояли из сотен объектов, причем в каждом нефтяномрайоне их строили по-своему, это не позволяло связать их единой системойтелеуправления. Естественно, что при такой технологии добычи и транспортамного продукта терялось за счет испарения и утечки. Специалистам удалось,используя энергию недр и глубинных насосов, обеспечить подачу нефти отскважины к центральным нефтесборным пунктам без промежуточныхтехнологических операций. Число промысловых объектов сократилось в 12-15раз. По пути герметизации систем сбора, транспорта и подготовки нефти идути другие крупные нефтедобывающие страны земного шара. В США, например,некоторые промыслы, расположенные в густонаселенных районах, искусно скрытыв домах. В прибрежной зоне курортного городах Лонг-Бич (Калифорния)построено четыре искусственных острова, где производится разработка морскихплощадей. С материком эти своеобразные промыслы связаны сетью трубопроводовдлиной свыше 40 км и электрокабелем протяженностью 16,5 км. Площадь каждогоострова 40 тыс.м2, здесь можно разместить до 200 эксплуатационных скважин скомплектом необходимого оборудования. Все технологические объектыдекорированы - они спрятаны в башни из цветного материала, вокруг которыхразмещены искусственные пальмы, скалы и водопады. Вечером и ночью вся этабутафория подсвечивается цветными прожекторами, что создает весьмакрасочное экзотическое зрелище, поражающее воображение многочисленныхотдыхающих и туристов. Итак, можно сказать, что нефть - это друг, с которым надо держать уховостро. Небрежное обращение с „черным золотом" может обернуться большойбедой. Вот еще один пример того, как излишняя любовь к нему привела кнеприятным последствиям. Речь пойдет об уже упоминавшемся заводе попроизводству белково-витаминного концентрата (БВК) в г. Кириши. Каквыяснилось, производство этого продукта и его применение чревато серьезнымипоследствиями. Первые опыты были обнадеживающими. Однако в дальнейшемоказалось, что у животных при использовании БВК происходит глубокаяпатология в крови и в некоторых органах, во втором поколении снижаетсяплодовитость и иммунологическая реакция. Вредные соединения (паприн) черезмясо животных попадают к человеку и также оказывают на него неблагоприятноевлияние. Производство БВК сопряжено с загрязнением окружающей среды. Вчастности в г. Кириши завод не был снабжен необходимой очистительнойсистемой, что привело к систематическому выбросу в атмосферу белковыхвеществ, вызывающих аллергию и астму. Учитывая это, ряд зарубежных стран(Италия, Франция, Япония) приостановили у себя производство БВК. Все это говорит о том, что использование нефти и нефтепродуктов должнобыть весьма аккуратным, продуманным и дозированным. Нефть требует к себевнимательного отношения. Это необходимо помнить не только каждомунефтянику, но и всем, кто имеет дело с продуктами нефтехимии.Заключение. В настоящее время человечество переживает углеводородную эру. Нефтянаяотрасль является главной для мировой экономики. В нашей стране этазависимость особенно высока. К сожалению, российская нефтянаяпромышленность находиться сейчас в состоянии глубокого кризиса. Былоперечислено немало ее проблем. Каковы же перспективы развития отрасли? Еслипродолжать хищническую эксплуатацию месторождений вкупе с большими потерямипри транспортировке и нерациональной нефтепереработкой, то будущее нефтянойпромышленности представляется весьма мрачным. Уже сегодня сокращение темповпроизводства составляет в среднем 12 - 15% в год, что чревато полнымразвалом стратегически важной для державы отрасли. Дальнейшее экстенсивноеразвитие нефтяной промышленности уже невозможно. Например, большие объемынефти Восточной Сибири труднодоступны из-за сложного геологическогостроения, требуют огромных инвестиций в добычу. Следовательно, будутприрастать слабо. Эффект от геологоразведки выше в Западной Сибири, однаков этом регионе высокопродуктивные месторождения уже значительно истощены. По этим и другим причинам России необходимо реформировать нефтянуюпромышленность. Для этого в первую очередь нужно:1. Пересмотреть систему налогообложения, существенно снизив налоги на нефтепроизводителей, однако установить высокие штрафы за нерациональное использование природных богатств и нарушение экологии.2. Менее жестко регулировать цены внутри страны, поддерживая их несколько ниже мирового уровня. Экспорт же нефти за рубеж вести только по мировым ценам.3. Частично восстановить централизованное управление отраслью, вытекающее из самой структуры нефтяной промышленности и имеющее много положительных моментов (рациональная система нефтепроводов). Это, однако, не означает полного возврата к старой модели управления.4. Сохранение единого экономического пространства - условия выживания топливно-энергетического комплекса.5. Найти четкую и продуманную программу инвестиций в нефтяную промышленность.6. Организовать единый Российский банк нефти и газа, государственная внешнеторговая фирма, включающая представителей предприятий, добывающих, перерабатывающих и транспортирующих нефть и газ. Это позволит приостановить хаотичные бартерные сделки, подрывающие интересы государства.7. Создать необходимую систему нормативных актов, обеспечивающую твердую законодательную базу для работы с иностранными компаниями по совместной разработке наиболее сложных месторождений.8. Стабилизировать объемы геологоразведочных работ с целью восполнения запасов нефти и газа. Реализация предлагаемых мер в комплексе с другими означала быприостановку инфляции и укрепление курса рубля (например, стоимостьсельскохозяйственной продукции на 40% определяется ценой горюче-смазочныхматериалов). Появился бы интерес к приобретению нефтеперерабатывающегооборудования. Стимул к развитию получила бы не только нефтянаяпромышленность, но и машиностроительные предприятия, нефтехимическая,химическая, металлургическая и другие отрасли. Таким образом, положение в нефтяной промышленности достаточно сложное,но выход существует - реформирование отрасли. После чего она, конечно, нестанет "локомотивом", который потянет всю экономику, однако сможет внестивесьма значительный вклад в возрождение России. В погоне за нефтью человек безжалостно теснит природу: вырубает леса,захватывает пастбища и пашни, загрязняет окружающую среду. „Прежде природаугрожала человеку, - пишет Ж.-И.Кусто, - а сейчас человек угрожаетприроде". Эти слова известного французского ученого-естествоиспытателяопределяют нынешнее соотношение сил в органическом мире. Своей неразумнойдеятельностью человек может поставить природу на грань биологическойкатастрофы, которая отзовется, прежде всего, на нем самом. Оправдываютсяслова французского поэта Ф.Р. де Шатобриана: „Леса предшествуют человеку,пустыни следуют за ним". Уже сейчас, по выражению Дж. Марша, „Земля близкак тому, чтобы сделаться непригодной для лучших своих обитателей". Под„лучшими обитателями" американский ученый подразумевал людей. Сплошь и рядом загрязнение окружающей среды осуществляетсянепроизвольно, без определенного умысла. Большой вред природе наносится,например, от потери нефтепродуктов при их транспортировке. До последнеговремени считалось допустимым, что до 5 % от добытой нефти естественнымпутем теряется при ее хранении и перевозке. Это означает, что в среднем вгод попадает в окружающую среду до 150 млн.т нефти, не считая различныхкатастроф с танкерами или нефтепроводами. Все это не могло не сказатьсяотрицательно на природе. Тяга человека к природе растет. Ежегодно в нашей стране около 30 млн.человек отдыхают на лоне природы, а к 2000 г., как утверждают ученые, уже100 млн. человек будут стремиться провести свои отдых на живописныхпросторах нашей Родины. Однако наша любовь к природе не должна носитьпотребительского характера. Слово „любить" должно у нас отождествляться сословом „беречь". Наш дом - планета Земля - это всего лишь маленький голубой кораблик,летящий в суровом и недоброжелательном космосе. Ю.А. Гагарин записал всвоем дневнике: „Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекраснанаша планета- Люди, будем хранить и преумножать эту красоту, а не разрушатьее!". От каждого из нас зависит судьба живой и неживой природы. Проблемаохраны окружающей среды должна стать государственной проблемой в каждойстране. Рациональное использование ресурсов биосферы, минеральных ресурсовЗемли, бережное отношение к природе - единственно возможный путь спасенияживой среды и самого человечества.Список использованной литературы. . Миланова Е. В., Рябчиков А. М. Использование природных ресурсов охрана природы. М.: Высш. шк., 1986. 280 с. . Львович М. И. Вода и жизнь. М.: Наука, 1986. 254 с . Дорст Ш. До того как умрет природа. М.: Прогресс, 1968. 415 с . Безуглая Э. Ю., Расторгуева Г. П., Смирнова И. В. Чем дышит промышленный город. Л.: Гидрометеоиздатт, 1991. 255 с.




Похожие:

Влияние нефтяной промышленности на окружающую среду iconИзучение влияния геотермальных станций на окружающую среду
Влияние установок на окружающую среду и благоприятны ли они для существования биосистемы
Влияние нефтяной промышленности на окружающую среду iconВлияние промышленности и сельского хозяйства на окружающую среду Краснодарского края

Влияние нефтяной промышленности на окружающую среду iconВоздействие нефтяной промышленности на окружающую среду
Вначале человек не задумывался о том, что таит в себе интенсив­ная добыча нефти и газа. Главным было выкачать их как можно боль­ше....
Влияние нефтяной промышленности на окружающую среду iconВоздействие целлюлозно-бумажной промышленности на окружающую среду. Природосберегающие технологии Воздействие целлюлозно-бумажной промышленности на окружающую среду
Воздействие целлюлозно-бумажной промышленности на окружающую среду. Природосберегающие технологии
Влияние нефтяной промышленности на окружающую среду iconВлияние экономики на окружающую среду

Влияние нефтяной промышленности на окружающую среду iconВлияние вулканизма и поствулканических процессов на окружающую среду

Влияние нефтяной промышленности на окружающую среду iconТвердые бытовые отходы и влияние их на окружающую среду

Влияние нефтяной промышленности на окружающую среду iconРешение проблем нефтяной отрасли. Задачи: обучающие
России. Определить роль нефтяной промышленности в структуре хозяйства России. Выявить значимость нефтяной промышленности для россиян...
Влияние нефтяной промышленности на окружающую среду iconКласс
Опишите, какое влияние на окружающую среду оказывает технология изготовления вашего изделия
Влияние нефтяной промышленности на окружающую среду iconЭкологическая обстановка в республике казахстан
Экологическое воздействие горнодобывающей промышленности на окружающую среду на примере Восточно-Казахстанской области
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы