Программа по литературе для 5 9 классов общеобразовательной школы. Ид. 3 -е, испр и доп. Воронеж: Воронежский государственный университет, 2001. 44 с. Тема «Одический жанр и его интерпретация в поэме А. С. Пушкина «Полтава» (8 класс, I четверть) icon

Программа по литературе для 5 9 классов общеобразовательной школы. Ид. 3 -е, испр и доп. Воронеж: Воронежский государственный университет, 2001. 44 с. Тема «Одический жанр и его интерпретация в поэме А. С. Пушкина «Полтава» (8 класс, I четверть)



НазваниеПрограмма по литературе для 5 9 классов общеобразовательной школы. Ид. 3 -е, испр и доп. Воронеж: Воронежский государственный университет, 2001. 44 с. Тема «Одический жанр и его интерпретация в поэме А. С. Пушкина «Полтава» (8 класс, I четверть)
Б.С. Дыхановой
Дата конвертации23.07.2012
Размер66,86 Kb.
ТипПрограмма
скачать >>>

Тюмейко Наталья Анатольевна,

учитель русского языка и литературы

МОУ «Гимназия №3 г. Белгорода»

Урок, разработанный по авторской программе Б.С. Дыхановой, доктора филологических наук, профессора, научного руководителя центра новых технологий обучения русскому языку и литературе «Словесник».

Программа по литературе для 5 - 9 классов общеобразовательной школы. – Ид. 3 –е, испр. и доп. Воронеж: Воронежский государственный университет, 2001. – 44 с.


Тема - «Одический жанр и его интерпретация в поэме А.С. Пушкина «Полтава»

(8 класс, I четверть)

Цель – постижение смысла обращения А.С. Пушкина к одическому жанру при описании в поэме Петра Великого (анализ песни III).

Задания

а) собрать генеалогическое древо литературных жанров (предложены слова: былина, легенда, повесть, ода, поэма, проза, роман, миф, стихотворение, рассказ, поэзия, баллада)

б) восстановить логико-структурную схему «Основные жанры классицизма – ода»;

в) восстановить схему «Русская ода XIII века»;

г) задание по иллюстрации к поэме (взаимоотношения Марии и Мазепы, 2 сцены, симметрия);

д) блиц – опрос учащихся класса по изученному материалу;

Эпиграфы к уроку:

Ежели человека, Богу подобного по нашему

понятию найти надобно,

кроме Петра Великого - не обретаю!

М. В. Ломоносов


Петр Великий… один

есть целая всемирная история!

(А С. Пушкин в письме к П. Чаадаеву)


Полтавская битва была не простое сражение,

значительное по огромности военных сил,

по упорству сражающихся и количеству пролитой крови;

нет, это была битва за существование целого народа,

за будущность целого государства.

В. Г. Белинский


- Какую роль занимал Петр I в творчестве А. С. Пушкина?

Октябрь 1828 года… Петербург… Стоит пасмурная погода…

Пушкин целыми днями сидит дома, пишет стихи. Стихи грезятся ему даже во сне. Он вскакивает с постели, записывает стихи впотьмах. Когда его прихватывает голод, он бежит в ближайший трактир, но стихи снова преследуют поэта. Так слагались у него сотни стихов в сутки.

Александра Сергеевича заинтересовала историческая тема, со своим другом Липранди он ездил в Бендеры, чтобы своими глазами увидеть следы лагеря Карла XII и отыскать могилу Мазепы. Интересовал Пушкина Иван Степанович Мазепа, гетман Левобережной Украины, изучил поэт также любовную переписку дочери Кочубея (подлинное имя – Матрёна) и Мазепы.

Критики отзывались о «Полтаве»: « с начала до конца везде русская душа, русский ум, характеры действующих лиц таковы, какими их представляет история».

К теме Петра I обращался и М. В. Ломоносов, Петру I посвящена «Надпись» (чтение).

Он буквально боготворил Петра, создал уникальную мозаичную картину «Полтавская баталия». Ломоносов создал из стекла уникальное полотно, Пушкин же использовал словесный материал…

- Кто главное, действующее лицо баталии?

( Мозаика исполнена жизни, движения, как будто написана с натуры, обращение к эпиграфу).


- Есть ли что-нибудь общее в ломоносовском и пушкинском текстах?

- Совпадают ли характеристики Петра?

- Абстрактна или конкретна ломоносовская характеристика?

- Есть ли в ломоносовском тексте детали, характеризующие определённую историческую эпоху?

(Работа с текстом, главная роль отведена глаголам – действия, ключевые слова – Герой, Петр I, Россия, законы, отечества отец, земное божество)


- Каким же предстаёт Петр I у Ломоносова?

Обращение к поэме «Полтава» (поэма – поэтическое произведение на героическую или легендарную тему)

В художественном строе поэмы выделяются две линии: романтическая, историческая (работа с иллюстрациями – Мазепа и Мария).

- Кто из героев в центре III песни?

- Какова роль исторического фона у Пушкина?

(Это и герой Полтавы, и человек на троне. Сила личности Петра такова, что он привлекает на свою сторону все и вся, именно таков смысл эпиграфа - слова из поэма Байрона «Мазепа»), прочитать на английском, потом на русском:

Мощь и слава войны, как и люди, их суетные поклонники,

Перешли на сторону торжествующего царя.

- Ограничивается ли Пушкин описанием только описанием царя?

- В чём смысл метафоры «Птенцы гнезда Петрова»?

(У царского престола должны стоять не корыстолюбивые наёмники, а неподкупное дворянство (Долгорукий), ученые (Брюс, Феофан):


Беда стране, где раб и льстец

Одни приближены к престолу,

А небом избранный певец

Молчит, потупя очи долу.


(Стихотворение «Друзьям», 1828 г.)

И Шереметьев благородный, и Брюс, и Боур, и Репнин…

Найдите обобщающее определение для всех перечисленных лиц?

И счастья баловень безродный, Полудержавный властелин

- Почему вместо конкретного имени или фамилии, как у вышеназванных сподвижников Петра, автор употребил поэтическую перифразу?

Историческая справка: Шереметьев Борис Петровия, генерал-фельдмаршал, граф, участвовал в Крымских и Азовских походах.

Боур Родион Христианович, генерал, командовал кавалерийскими соединениями.

Брюс Яков Вилимович, сенатор, генерал-фельдмаршал, переводил иностранные книги, ведал Московской гражданской типографией, его именем назван гражданский календарь, учёный.

Репнин Аникита Иванович, генерал-фельдмаршал, дипломат, участник войн.

- Какую роль играет распространенность характеристики и отсутствие конкретного имени?

- Случайно ли, что Петр I изображен не в гордом одиночестве, а в толпе «любимцев»?

- Умаляет или возвышает Петра такой ракурс?

(Петр – преобразователь и рядом с ним плеяда его приближённых и полководцев.)

История сохранила обращение Петра Великого (приказ Петра накануне битвы):

«Воины! Вот пришёл час, который решит судьбу Отечества. И так не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за Отечество, за православную нашу веру и церковь. Не должна вас также смущать слава неприятеля, будто бы непобедимого, который ложь вы сами победами над ним доказывали. Имейте в сражении пред очами вашими правду и бога, поборающего по вас. А о Петре ведайте, что ему жизнь его не дорога. Только бы жила Россия в блаженстве и славе, для благосостояния вашего»

- Что в том приказе? (единство личного и гражданского начал) и в его подданных тоже – единство человеческого и гражданского начал.

- Как ведет себя на поле брани Карл и его воины? («слабым манием руки на русских двинул он полки», «мания» – болезненное состояние человека, свидетельствующее о психическом расстройстве –«мания величия»).

- Чем воодушевлены сражающиеся? (Карл XII и его воинственные дружины не воодушевлены ничем высоким)

-- Каким представлен Петр? ( Петр Великий и его дружины исполнены патриотизма, Пётр I выходит из шатра…)

- Что означает это понятие (из шатра) в данном контексте?

,… ретив и смирен верный конь…(синонимичны ли два определения). В чём стилевой эффект их объединения?

В описании Петр присутствует гипербола, интересные сравнения, одновременно лик ужасен – он прекрасен…, гордясь могущим седоком…, чем отличаются слова могучий и могущий и мчится в прахе боевом…, «и перед синими рядами своих воинственных дружин… »,

- Какую информацию содержит указание на цвет?

- Подберите синоним к слову «дружин» в тексте.

- Что означает понятие «прах боевой»?

- Присутствует ли авторская оценка происходящего?

Вывод: поэт полон гордого патриотического чувства!

-Какой мифологический герой представлен в тексте? (Перун) «И бога браней благодатью…»

- В каком смысле здесь употреблено второе слово «благодатью»?

- Какой смысл обретает выражение в целом?

«…темнеет слава их знамён…»

- С чем связана слава: со светом или с тьмой?

- Соответствует ли описание Полтавской битвы одическим установкам?

Вывод: (обращение к схеме «Основные жанры классицизма – ода»)

Торжественный стиль, прославление Бога, царя и мудрости, пафос – человеческий разум, приносящий пользу обществу, прославление важных людей государства.

( А. С. Пушкин видит Петра не только в битве, не менее важен Петр – человек, способный «ласкать своих пленников».

Он особенно величествен в том момент, когда способен забыть свою старую вражду, уважая противников.

Петр I находит в себе силы обратиться от битвы к пиру, на котором восстанавливается разрушенная войной полнота жизни).

Пирует Петр …

И за учителей своих

заздравный кубок подымает…

- Совпадает ли пушкинское ударение в слове «учителей» с современным произношением?

- Имеет ли тост Петра к славным пленникам?

- Кого он именно числит среди своих учителей?

- Какой науке в своё время они его обучали?

Вывод: в поэме сплетаются и любовная линия, и эпический масштаб изображения. --- Что обозначает поэтический диалог Пушкина с Ломоносовым?


Была та смутная пора,

Когда Россия молодая.

В бореньях силы напрягая,

Мужала с гением Петра…

Эпоха Петра рисуется многопланово, в усилиях, бедствиях, победах…

Великие исторические события являются испытанием нравственных сил человека, поэтому сама история решает, кто достоин славы, кто забвения, кто посмертной славы…

«Прошло сто лет…» (эпилог)

Интерес к личности Петра был связан с надеждами Пушкина добиться от правительства реформ, подобных реформам Петра I.

Пушкин считал, что русский народ, идя своеобразной и самобытной дорогой благодаря реформам Петра вступил на путь просвещения, тем самым обеспечив себе возможность свободы…

Вывод: Петр не только эталон власти, для которого превыше всего интересы государства. Это образ Героя, Спаситель Отечества, вносящий свет во мрак невежества!







Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Программа по литературе для 5 9 классов общеобразовательной школы. Ид. 3 -е, испр и доп. Воронеж: Воронежский государственный университет, 2001. 44 с. Тема «Одический жанр и его интерпретация в поэме А. С. Пушкина «Полтава» (8 класс, I четверть) iconРабочая программа по литературе Ступень обучения (класс) основное общее образование, 8 класс Количество часов 70
Программы по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы / авторы-составители Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев....
Программа по литературе для 5 9 классов общеобразовательной школы. Ид. 3 -е, испр и доп. Воронеж: Воронежский государственный университет, 2001. 44 с. Тема «Одический жанр и его интерпретация в поэме А. С. Пушкина «Полтава» (8 класс, I четверть) iconРабочая программа по литературе для 10 класса создана на основе авторской программы по литературе для 10 класса общеобразовательной школы
Рабочая программа по литературе. 10 класс. Автор-составитель – Львова М. А. Моу гимназия им. А. Л. Кекина. 2011-2012 уч г
Программа по литературе для 5 9 классов общеобразовательной школы. Ид. 3 -е, испр и доп. Воронеж: Воронежский государственный университет, 2001. 44 с. Тема «Одический жанр и его интерпретация в поэме А. С. Пушкина «Полтава» (8 класс, I четверть) iconПрограмма предметно ориентированного элективного курса для учащихся 9 классов общеобразовательной школы. Тема: «Современные технологии обработки швейных изделий»
Программа предметно – ориентированного элективного курса для учащихся 9 классов общеобразовательной школы
Программа по литературе для 5 9 классов общеобразовательной школы. Ид. 3 -е, испр и доп. Воронеж: Воронежский государственный университет, 2001. 44 с. Тема «Одический жанр и его интерпретация в поэме А. С. Пушкина «Полтава» (8 класс, I четверть) iconРабочая программа по литературе для 9 класса основной общеобразовательной школы составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта, Примерной программы (основного)общего образования по русской литературе
Е 105 часов (из расчета 3 учебных часа в неделю). Согласно Годовому школьному графику и Уставу школы учебный год для 9 классов имеет...
Программа по литературе для 5 9 классов общеобразовательной школы. Ид. 3 -е, испр и доп. Воронеж: Воронежский государственный университет, 2001. 44 с. Тема «Одический жанр и его интерпретация в поэме А. С. Пушкина «Полтава» (8 класс, I четверть) iconТезисы докладов на студенческой научной конференции по итогам работы за 1997 год. Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 1998
Тезисы докладов на студенческой научной конференции по итогам работы за 1997 год. – Воронеж: Воронежский государственный педагогический...
Программа по литературе для 5 9 классов общеобразовательной школы. Ид. 3 -е, испр и доп. Воронеж: Воронежский государственный университет, 2001. 44 с. Тема «Одический жанр и его интерпретация в поэме А. С. Пушкина «Полтава» (8 класс, I четверть) iconСистемная семейная терапия
Ч 89 Системная семейная терапия: Интегративная модель диагностики. — Изд. 3-е, испр и доп. М.: Независимая фирма “Класс”, 2001. —...
Программа по литературе для 5 9 классов общеобразовательной школы. Ид. 3 -е, испр и доп. Воронеж: Воронежский государственный университет, 2001. 44 с. Тема «Одический жанр и его интерпретация в поэме А. С. Пушкина «Полтава» (8 класс, I четверть) iconПочему нужно есть много овощей и фруктов? окружающий мир 1 класс Дубовик Л. А., учитель начальных классов
Фефилова Е. П., Поторочина Е. А. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 1 класс. Изд. 2-е, испр и доп.+Азбука природы встихах,...
Программа по литературе для 5 9 классов общеобразовательной школы. Ид. 3 -е, испр и доп. Воронеж: Воронежский государственный университет, 2001. 44 с. Тема «Одический жанр и его интерпретация в поэме А. С. Пушкина «Полтава» (8 класс, I четверть) iconПояснительная записка дополнительная образовательная программа «Музейная азбука» предназначена для учащихся 1-го 2-го классов общеобразовательной школы
...
Программа по литературе для 5 9 классов общеобразовательной школы. Ид. 3 -е, испр и доп. Воронеж: Воронежский государственный университет, 2001. 44 с. Тема «Одический жанр и его интерпретация в поэме А. С. Пушкина «Полтава» (8 класс, I четверть) iconФедеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «воронежский государственный университет»
Университетская пл., 1, г. Воронеж, 394006, тел./факс (4732) 208-755, e-mail: office@main vsu ru
Программа по литературе для 5 9 классов общеобразовательной школы. Ид. 3 -е, испр и доп. Воронеж: Воронежский государственный университет, 2001. 44 с. Тема «Одический жанр и его интерпретация в поэме А. С. Пушкина «Полтава» (8 класс, I четверть) iconЧтение и развитие речи 3 класс
В 3 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы – интерната №11 I, V видов обучаются дети, имеющие нарушения речи....
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы