Отношение к викингам в Западной и Восточной Европе icon

Отношение к викингам в Западной и Восточной Европе



НазваниеОтношение к викингам в Западной и Восточной Европе
Дата конвертации23.07.2012
Размер136.09 Kb.
ТипРеферат
Отношение к викингам в Западной и Восточной Европе


Тема: «Отношение к викингам в Западной и Восточной Европе» Вступление. Впервые о проблеме отношения к викингам в Западной и Восточной Европе яузнал на лекциях по истории России – речь шла о нормандской теории и остепени влияния норманнов в Европе, и, в частности, на Руси. В лекцииговорилось о том, что в Европе норманны – это худшее из зол, тогда как наРуси – варяги скорее союзник, чем враг. Для самих викингов Западная Европа– это те, кого надо грабить, Восточная же – дружественное население. Такимобразом, цель моей работы или доказать вышенаписанное, или опровергнуть, атакже постараться объяснить то или иное отношение к викингам. Источники:1) Источники, показывающее отношение западноевропейцев к викингам: А) Картулярий аббатства св. Петра Шартского Б) молитвы2) Источники, показывающее отношение на Руси к викингам: А) «Повесть временных лет» Б) Данные археологии В) Рунические надписиИсследования: Конкретно работы какого-либо историка прямо пишущего об отношении квикингам я не нашел. Косвенно этой тематики коснулась Е. А. Мельникова всвоей работе «Рунические надписи» (в основном это касалось отношениявикингов к Руси, отчасти Руси к викингам), а также в своей статье «Тенизабытых предков» в журнале «Родина». Об отношении в Западной Европе кнорманнам упомянул А.Я. Гуревич в своей работе «Походы викингов», но многовнимания он этому не уделял. Вопросу взаимовлиянию друг на друга Руси иСкандинавии посвящено достаточно много работ советских и зарубежныхисториков (в основном это споры «норманистов» и «антинорманистов»). Оченьмало работ зарубежных авторов, посвященных взаимодействию западной Европы инорманнов – работы на эту тематику в принципе были в каталогахИсторической библиотеки, но они были на иностранных языках. Отношение к викингам в Западной и Восточной Европе на основе источников. Отношение к викингам в Западной Европе.Судьбы викингов и Европы были тесно связаны на протяжении всего раннегосредневековья. Во Франкии их называли норманнами, в Англии датчанами,независимо от того, из Дании или Норвегии приплывали они, в Ирландии фин-галлам («светлые чужеземцы» — норвежцы) и дуб-галлам («темные чужеземцы» —датчане), в Германии аскеманнам. Так как же европейцы относились к своимне очень дружелюбным соседям.Для начала обратимся к молитвам, звучавшим в соборах и монастырях Европы вIX-X веках. Одними из наиболее часто встречающихся в источниках молитв,были молитвы следующего типа: «Боже, избави от неистовства норманнов!» или«Избави нас, Боже, от дьявола и от норманнов» (вариант – «Избави нас,Боже, от чумы и от норманнов»). Уже на основании этих 2-х молитв можносделать некоторые выводы об отношении западноевропейцев к викингам:1) Чудовищный страх перед ними – они ставятся в один ряд с самым страшным, что может быть для христианина – с дьяволом. Норманны приравниваются к стихийному бедствию (сравнение с чумой).2) Вместе с тем норманны воспринимаются как божья кара, т.к. все что делается - делается по воле божьей, и у него же надо просить избавления от напасти.Подтверждение первому выводу находим в «Англосаксонской хронике»,сообщающей о нападении язычников на «божью церковь в Линдисфарне, которуюони диким образом разрушили, прибегнув к грабежу и убийству». В ней викингиизображены как одно из многих стихийных бедствий наряду с предшествующимнашествию ураганам, необычайным молниям, полетам огнедышащих драконов иголодом. Подтверждение 2-му выводу находим у Алкуина, одного из виднейшихпредставителей «каролингского возрождения». Узнав о гибели монастыря вАлкуин усмотрел в ней божью кару за грехи жителей Нортумбрии, средикоторых, по его словам, одни погрязли в излишествах, а другие умирают отголода и холода, в то время как правители ведут неправедную жизнь и следятза своей прической и бородой больше, чем за соблюдением справедливости встране. В нападении язычников Алкуин видел предзнаменование новых бедствий,напоминающих времена завоевания бриттов саксами. Он приводил прорицаниебиблейского пророка Иеремии: «От севера откроется бедствие на всехобитателей сей земли». Теперь обратимся к документам. Для примера возьмем картулярий аббатствасв. Петра Шартского, в котором говорится о его разорении викингами в 858г.: «Но вот в одно время приплывший из-за моря на кораблях с птичьимиклювами языческий народ всю почти Нейстрию жестоко и хищнически обнаженныммечом опустошил, некие святые места разорил и всепожирающему пламенипредал, города захвативши, совершенно с землею сравнял, христиан же либо …железом истребил, либо захваченных в плен предал в вечное рабство. До тогодошло неистовство этих язычников, что на веслах поднялись они по Сене реке,опустошивши окрестности и подошедши к городу Шартру, всю округу по которойпрошли разорили и обезлюдили.…Все его население подверглось поголовномуистреблению.…Тогда же вышеназванный монастырь, оскверненный врагами, преданбыл пламени». Можно выделить следующие моменты: 1) То, что пришельцы – варвары – «приплывши на кораблях с птичьими клювами» 2) Жестокость нападавших – «языческий народ и всю почти Нейстрию жестоко и хищнически опустошил…»; «население подверглось поголовному истреблению» 3) Пришельцы чужды всякой святости – «некие святые места разорил»; «монастырь…предан был пламени» Таким образом, из вышенаписанного можно сделать вывод, что население западной Европы представляло себе викингов как варваров, жестоких и алчных убийц и грабителей, чуждых христианству и милосердию. Очевиден, также, страх перед ними.2. Отношение к викингам в Восточной Европе (на Руси) Контакты викингов с Русью были не менее тесными, но несколько другогорода. Во-первых, если в экспансии в западную Европу участвовали в основномнорвежцы и датчане, то на Руси действовали выходцы из Швеции, и, особенно,из ее средней части. Во-вторых, геополитическая среда в Восточной Европекоординально отличалась от западноевропейской. В западной Европе викингиимели дело уже со сложившимися государствами, в то время как в восточнойактивно шел процесс образования государств. Т. о., как замечают многиеисследователи (Мельникова Е.А, Рыдзевская Е.А.), викинги и племенавосточной Европы (прежде всего славяне) стояли на одной ступени развития. В связи с отсутствием у славян письменности (черты и резы – не в счет), висточниках нет точных описания набегов варягов, в отличии от источниковЗападной Европы, но, видимо, такие нападения были. Перейдем непосредственно к источникам. I. «Повесть временных лет» (далее «ПВЛ»). В «ПВЛ» достаточно много упоминаний о варягах, которые можно разделить на несколько видов: 1) Образ варяга-наемника: А) «В лето 6415. Иде Олегъ на Грекы…; поя же множество Варягъ и Словенъ…» – упоминание варягов в войске Олега. Б) «В лето 6452. Игорь же совокупивъ вои многи, Варяги, Русь, и Поляны…» – упоминание варягов в войске Игоря В) «В лето 6488. Приде Володимиръ съ Варяги Ноугороду…» и в то же лето «Поиде же Ярополкъ, и рече ему Варяжько: «не ходи княже, убъють тя…»» – упоминание варяг в дружине Владимира и наличие какого-то «варяжьки» рядом с Ярополком (видимо дружинника) Г) «В лето 6488….и реша Варязи: «сольстиль еси нам, да покажи ны путь въ Греки». Онъ же рече имъ: «идете». – варяги просят у Владимира, чтобы он отпустил их к греческому императору, и он отпускает их. Таким образом, варяги принимали участие во всех крупных походах русских князей, из чего можно сделать по крайней мере 2 вывода: ( русские князь часто обращались за помощью к варягам и, следовательно, у них не было представления о варягах как о жестоких и алчных убийцах и грабителях, с которыми не может быть никаких соглашений. ( в свою очередь варяги часто соглашались служить русскому князю, следовательно, это было достаточно выгодно, возможно, даже выгоднее чистого грабежа (учтем, что участие в походе князя – это также и грабеж захваченных городов и территорий). 2) Варяги в роли послов: А) «Въ лето 6420. Посла мужи свои Олегъ построити мира и положите рядъ межю Русью и Грекы, глаголя:«…Мы отъ рода Рускаго, Карлы, Инегердъ, Фарлофъ, Веремудъ, Рулавъ, Гуды, Руалдъ, Карнъ, Фрелавъ, Руаръ, Актеву, Труанъ, Лидулъ, Фостъ, Стемидъ, иже послани отъ Олга, великого князя Рускаго…» – послы от русского князя к базилевсу ромеев – варяги Б) «В лето 6453. Посла Игорь муже своя къ Роману…«Мы отъ рода съли и гостье, Иворъ солъ Игоревъ, великаго князя Рускаго, и объчии сли: Вуефастъ Святославль, сына Игореви, Искусееви Ольги княгини, Слуды Игоревъ, нети Игоревъ, Улебъ Володиславль, Каницаръ Передъславинъ, Шихъбернъ Сфанъдръ жены Улебле, Прасьтень Туръдуви, Либиаръ Фастовъ, ГримЪ Сфирьковъ, Прастенъ Акунь, нети Игоревъ, Кары Тудковъ, Каршевъ Тудоровъ, Егри Евлисковъ, Воистъ ВоиковЪ, Истръ Аминодовъ, Прастенъ Берновъ, Ятвягъ Гунаревъ, Шибридъ Алданъ, Колъ КлеаковЪ, Стегги Етоновъ, Сфирка...Алвадъ ГудовЪ, Фудри Туадовъ, Мутуръ Утинъ, купецъ Адунь, Адулбъ, Иггивладъ, Олебъ, Фрутанъ Гомолъ, Куци, Емигъ, Туръбидъ,Фуръбернъ, Моны, Руалдъ, Свень, Стиръ, Алданъ, Тиленъ, Апубьксарь, Вузлевъ, Синко, Боричь послании отъ Игоря, великого князя Рускаго, и отъ всякоя княжья и отъ всехъ людий Руския земля.» – по подсчетам Мельниковой Е.А. в договоре Игоря с Византией 944 года (текст которого из «ПВЛ» был приведен выше) из 76 имен 56 – скандинавские. Из того, что варяги достаточно часто выступали в роли послов от русских князей следует, что последние им доверяли. Можно ли доверять людям, которых боишься больше всего на свете? Вряд ли. 3) Варягов, исполняющих административные функции: «В лето 6488….» варяги просили Владимира отпустить их на службу к ромеям, он согласился «И избра отъ нихъ мужи добры, смыслены и храбры, и раздал имЪ грады; прочие же идоша Царюграду въ Греки.» – Владимир передает в управление варягам славянские города, т.е. дает им право сбора дани. Передача сбора дани (ранней формы налога) в руки варяга подразумевает доверие к нему. 4) Варяги-христиане: «В лето 6491. …» Владимир ходил в поход на ятвягов, и в честь удачного возвращения было решено принести в жертву богам человека. Человека определяли жребием. Далее рассказ о варяге «держаше веру христианску», у которого был «сынъ красенъ лицомъ и душею», на которого пал жребий «по зависти дьяволи». Варяг отказывается принести сына в жертву языческим богам, остается до конца верен христианству (причем подчеркивается его стойкость) и, в конце концов, и отца и сына убивают. В последствии на том месте, где они были убиты воздвигли Десятинную церковь. В этом отрывке прославляется стойкость варягов, подчеркивается красота сына варяга, они представлены как первые мученики за христианскую веру. Мучеников за веру (верных христиан) как в Европе, так и на Руси почитали и уважали, и уж точно такие люди не могли быть представляемы как чуждые христианству и милосердию. 5) Упоминания в «ПВЛ» о дани, даваемой варягам: А) «Въ лето 6367. Имаху дань Варяз изъ заморья на Чюди и на Словенехъ, на Мери, и …» Б) «Въ лето 6390. …Се же Олегъ нача городы ставити, и устави дани даяти отъ Словеномъ, Кривичемъ и Мери, и устави Варягомъ дань даяти отъ Новагорода гривенъ 300 на лето, мира деля, еже до смерти Ярославле даяше Варягомъ» Т.о. с одной стороны варяги принимают участие в русских походах, они играют некоторую роль в управлении, но в это же время им уплачивается дань. Вывод по «ПВЛ»: прослеживается достаточно дружественное отношение летописца к варягам, складывается такое впечатление как будто варяги были «свои» для него.Общий вывод: отношение к викингам в Западной и Восточной Европе различны,если обрисовать его в 2-х словах, то в Западной Европе это страх передними, на Руси же викинги это «свои». II. Причины разного отношения к викингам в Западной и Восточной Европе1) Причины негативного отношения к викингам в Западной Европе.Причины, способствующие складыванию восприятия викингов в Западной Европекак врагов, на мой взгляд, достаточно ясны:А) Начиная с 40-х годов IX века, набеги норманнов становятсярегулярными: 841 – взятие Руана, 842 – набег на Квентовик, 843 – Нант, 845– Париж и Гамбург, с 865 – начинается массовое вторжение датчан в Англию. ВX веке ситуация не улучшается, о масштабах украденных сумм говорятследующие цифры – договор заключенный англичанами с норманнами послепроигранной в 991 году битве при Мэлдоне предусматривал выплату скандинавам22 тысяч фунтов золота и серебра, в 994 году король Этельред II откупилсяот объединенного войска норвежцев и датчан заплатив 16 тысяч фунтовсеребра, в 1002-м году викинги получили 24 тысячи фунтов, в 1006 – 36тысяч, в 1012 – 48 тысяч фунтов серебра. Викинги были хорошо вооруженнымисильными и умелыми воинами, отлично обращающиеся с оружием, плюс опытныемореходы на маневренных и быстроходных кораблях. Они сравнительно легкопобеждали даже превосходящие по численности войска европейцев. Удрученныепостоянными неудачами, пораженные легкостью, с которой викинги добивалисьсвоих целей, население Европы потеряло надежду на то, что викингов можноодолеть, и впадало в панический страх при первом же появлении кораблейнорманнов, пытаясь спастись бегством, даже не пробуя сопротивляться.Подтверждение этому находим в книге Гуревича, где он приводит такие словахрониста: «…Все обращалось в бегство, и редко кто говорил: Остановись,окажи сопротивление, защищай свою родину, собственных детей и народ! Несознавая смысла происходящего и в постоянных раздорах между собой,откупались все деньгами там, где нужно было для защиты применить оружие, итак предавали дело Божие».Б) В Европе в это время развивалось христианство. Оно все более глубокопроникало в сознание средневекового человека, и десять заповедей не былидля него пустым звуком. Жестокость викингов, их обжорство (изголодавшись всуровой Скандинавии, они набрасывались на все съестное), многоженство,варварские обычаи (например, разрешенное детоубийство) все это несочеталось с христианскими нормами и правилами. Поэтому европейцы ивоспринимали скандинавов как варваров и дикарей, чуждых всякого милосердия.2) Причины дружественного отношения к викингам в Восточной Европе (наРуси):Причина дружественного отношения летописца к варягам в том, что варягизахватили власть над славянскими племенами – т.е. поток переселенцев изШвеции создал область на севере восточной Европы с достаточно большимпроцентным содержанием скандинавского населения. Викинги заставили платитьдань себе местные разрозненные племена славян и финно-угоров – вот 1-йцентр образования русского государства. Затем были подчинены племена вдольторгового пути «из варяг в греки» - поляне – 2-ой центр образованиерусского государства. Варяги (а вернее часть их называемая «русь»)составили господствующий класс нового государства – Киевской Руси, поэтомупервые русские князья явно скандинавского происхождения. Затем варяжскийэлемент был ассимилирован славянским. Т. е. произошло что-то похожее наисторию Болгарии – тот же пришлый элемент (кочевники болгары – отличныевоины), так же они составили на короткий период времени господствующийкласс и так же через некоторое время были ассимилированы южными славянами,передав новому государству свое имя – Болгария. В результате и там и там –сильное военное государство. Т.о. Киевская Русь – результат симбиоза 2-хэлементов – варяжского и славянского.Доказательства:1) На основе «ПВЛ»А) Запись под 6488 годом. Владимир доверяет сбор дани и управлениеградами не чужеземцам (что достаточно странно), а своим соотечествиникам,естественно не доверяя местному захваченному населению.Б) О варягах-послах. В договоре Олега с Византией 2 важнейших пункта –выплата дани (что напоминает откупы, дававшиеся викингам в ЗападнойЕвропе) и льготы русским купцам. По данным Мельниковой Е.А. из 26 купцов,выступавших в качестве свидетелей, 21 были скандинавы. Зачем им заботитьсяоб интересах русских купцов? Если же русские – это разновидность варяжских(на раннем этапе русского государства), то как в Константинополе можноотличить русского купца из Киева, ничем не отличающегося по виду отскандинава? Это сделать нельзя. Следовательно, скандинавские купцызаботились о своих интересах, что естественно.В) Запись под 6477 годом. Святослав пишет матери Ольге, что не люб емуКиев, а нравится Переславль, так как туда свозятся все лучшее из разныхконцов земли. В частности из «Руси же скора и воскъ, медъ и челядь». Челядьэто рабы, кто эти рабы из Руси? Это славяне.Известно, также, что варяжские купцы продавали в Арабии северных рабов, что было очень выгодно. Купцы плыли по Волге, через Каспий. Вряд ли они везлифранков и других германцев. Гораздо ближе славяне.Г) Запись под 6453 годом. Когда перечисляются племена, участвовавшие впоходе Игоря на Византию, говорится «совкупивъ вои многи, Варяги, Русь, иПоляны, Словени, и Кривичи, и Теверьце…». Русь это и не варяги, и неполяне, и не словени. Возможно, «Русь» - это потомки первых переселенцев ввосточную Европу (тем более что у Олега упоминания в войске «руси» нет,возможно, потому, что сыновья варягов пришедших с Рюриком еще слишком малыдля войны).2) Данные лингвистикиА) Мельникова Е.А. в работе «Рунические надписи» пишет о том, что врунических надписях (на территории не только Руси, но и Скандинавии) многотопонимов и этнонимов, связанных с Восточной Европой (около 20), в то времякак западно- и южно-европейских практически нет.Б) Константин VII Багрянородный в своем трактате «Об управлении империей»приводит параллельный список скандинавских и славянских названийДнепровских порогов, не содержащих сколько-нибудь существенных искаженийисходных слов, следовательно, информатор Константина владел одинаковохорошо и древнешведским и славянским. Может, это потому, что знатьКиевской Руси была двуязычна?В) В соборе св. Софии в Новгороде имеются два графити, датируемые второйполовиной XI века (около 1137 года). Они процарапаны лицами имеющимискандинавские имена Геребен и Фарьман, но пишут кириллицей, причем нетсомнения, что русский их родной, следовательно к середине XI века произошловытеснение древнескандинавского и переход на древнерусский – процессассимиляции в действии.Но, видимо еще какое-то время сохранялась и руническая письменность. Пример- рунические находки 1115 –1130 годов из города Звенигорода Галицкого. Внадписи употреблена руна «g», которая вышла из употребления в Скандинавии кконцу XI века. Следовательно, у написавшего не было контактов соСкандинавии уже достаточно долгое время, но сами он потомок выходцев изСкандинавии. Видимо, это переселенцы.Т.о. видно, что в культуре Восточной Европы присутствует значительныйэлемент скандинавского языка, который сходит на нет приблизительно к концуXI века.3) Этническая принадлежность первых русских князейБольшинство современных историков признают скандинавское происхождениепервых русских князей. Даже безусловный “антинорманнист” Б.А. Рыбаковдопускает возможность отождествления летописного Рюрика с РюрикомЮтландским, известным по западноевропейским источникам. О том, что первыерусские князья скандинавы по происхождению вскользь упоминает МельниковаЕ.А. Император Никифор описывает Святослава как человека с длинным чубом –это характерная прическа варягов. Но, если признать варяжское происхождениекнязей, то надо признать и то, что их окружение тоже было в основномваряжское (плюс выходцы из местной знати). Т.о. правящая верхушка большейчастью скандинавская, что неплохо сочетается с гипотезой о завоевании.4) Данные археологии В Западной Европе находок, связанных с норманнами совсем немного (исключаяИрландию и Англию), на Руси же огромное количество. Шведский археологИнгмар Янссон подсчитал соотношение находок характерных скандинавскихженских украшений в одной из археологических памятников под Ярославлем и вмогильнике «эпохи викингов» в средней Швеции – Бирни (располагается наодном из островов озера Меларен, близ Стогольма). Он делает вывод – процентскандинавских украшений примерно равный. Он также сопоставляет количествонаходок скандинавского происхождения на поселении Бирни и на Рюриковомгородище – примерно одинаково. На территории Руси было найдено множество овальных фибул (женских) – онислужат для крепления сарафана. Сарафаны носили скандинавские женщины,славянские носили рубаху и юбку. В кургане «Черная могила» под Черниговомбыл найден идол – изображение Тора, опоясанного волшебным «поясом силы»,умножающим мощь.В старой Ладоге обнаружены так называемые «длинные дома» (длина 20-30метров). Такие дома не свойственны ни славянам, ни финно-угорам. Ноподобные дома найдены в Швеции. По данным археологии многие поселения вдольДнепра, Десны – скандинавского происхождения (то же можно сказать оверховьях Волги и районе Владимира и Суздаля).Вывод: на самом деле не играет большой роли, завоевали ли норманны славян,или же последние призвали их добровольно. Большая переселенческая волна изШвеции, варяжское происхождение первых русских князей, влияниескандинавской культуры нельзя отрицать, равно как и ответное влияниевосточноевропейской культуры на Швецию. Но это важно для моей темы. Еслидействительно имело место варяжское завоевание, то вопрос «как относилисьна Руси к варягам», при условии, что Русь – «сплав» варягов и славян, будетпримерно равен вопросу «как относились викинги к варягам», т.е. вопрослишен смысла – как могут представители одной нации относится друг к другу–, естественно, положительно. Заключение – вывод:Действительно, отношение к викингам в Западной и Восточной Европе различно.Для западной Европы характерен страх перед норманнами, восприятие их какварваров и дикарей, как жестоких и алчных убийц и грабителей, чуждыххристианству и милосердию. Такое отношение вполне естественно, что,надеюсь, достаточно ясно показано в части II пункте 1 данной работы. Чтокасается отношения к викингам на Руси, то оно было дружественным, так какРусь образовалась в результате захвата власти варягами над славянскимиплеменами, т.е. это симбиоз варяжского и славянского народов. И поэтомувопрос об отношении на Руси к варягам в принципе лишен смысла.Список литературы:1) «Повесть временных лет. Материалы к практическим занятиям по истории СССР». Составитель А.Г. Кузьмин, М.,1979.2) А.Я. Гуревич «Походы викингов», М.,1966.3) Мельникова Е.А. «Скандинавские рунические надписи», М., 1977.4) «Средневековая Европа глазами современников и историков» Книга для чтения. Том 1, М., 1995.5) Мурашова В. «Была ли Др. Русь частью Великой Швеции?», «Родина», 10, 1997 год6) Мельникова Е.А. «Тени забытых предков», «Родина», 10, 1997.




Похожие:

Отношение к викингам в Западной и Восточной Европе iconОтношение к викингам в Западной и Восточной Европе
Руси – варяги скорее союзник, чем враг. Для самих викингов Западная Европа – это те, кого надо грабить, Восточная же – дружественное...
Отношение к викингам в Западной и Восточной Европе iconБорьба с ведомством в средневековой Европе и в России
Западной и Центральной Европе? Почему мы не можем говорить о столь глобальном искоренении ведовства в России? Было ли оно вообще...
Отношение к викингам в Западной и Восточной Европе iconВопросы к экзамену. Предмет и периодизация новейшей истории стран Запада
Военные действия в Западной Европе и на Балканах в 1940 – начала 1941 гг. Завершение складывания гитлеровского блока в Европе
Отношение к викингам в Западной и Восточной Европе iconБогослужебные языки в истории Восточной и Западной Церквей
Появление Церковно – Славянского языка, как языка богослужения понятного всем славянам, и миссионерская политика Восточной Православной...
Отношение к викингам в Западной и Восточной Европе iconБоевые действия вооруженных сил США и Англии на Тихом океане и в Юго-Восточной Азии
...
Отношение к викингам в Западной и Восточной Европе iconБезработица. Проблема безработицы в Восточной Европе

Отношение к викингам в Западной и Восточной Европе iconЗавоевательные походы Сулеймана Кануни в Западной Европе. Курсовая работа по курсу "История международных отношений" министерство образования и науки украины одесский национальный университет им. И. И
Завоевательные походы Сулеймана Кануни в Западной Европе. Курсовая работа по курсу "История международных отношений"
Отношение к викингам в Западной и Восточной Европе iconЦеховой строй в Западной Европе

Отношение к викингам в Западной и Восточной Европе iconКультура Возрождения в Западной Европе

Отношение к викингам в Западной и Восточной Европе iconГотическое течение в Западной Европе

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы