Валентин Распутин icon

Валентин Распутин



НазваниеВалентин Распутин
Дата конвертации23.07.2012
Размер101.64 Kb.
ТипРеферат
Валентин Распутин


ВАЛЕНТИН РАСПУТИН(род. 1937) [pic]Биография писателя Валентин Распутин – яркий представитель «деревенской прозы» – одного изведущих явлений современной литературы. В его творчестве нашла отражениеострейшая проблема конца XX века: разрушение природы и нравственности подвоздействием цивилизации. Противостояние национальных традиций духовности ивоинствующего цинизма воплотилось в образной и языковой системепроизведений писателя. Валентин Григорьевич Распутин родился в 1937 году в с. Усть-Уда Иркутскойобласти. В 1959 году окончил Иркутский университет. Работал корреспондентомв местных газетах Сибири. Корреспондентские впечатления нашли отражение вего первых книгах рассказов и очерков. Известность Распутину принесла повесть «Деньги для Марии», сюжет которой(поиски денег для доверчивой и не искушенной в бухгалтерских делахпродавщицы сельской лавки, обвиненной в растрате) позволил писателюпсихологически глубоко раскрыть характеры самых разных людей, показать какнравственные вершины, так и глубины человеческого падения. Написанные затемповести «Последний срок» (1970), «Живи и помни» (1974), «Прощание сМатерой» (1976) закрепили за ним славу одного из лучших представителей такназываемой деревенской прозы. В начале 80-х годов Распутин создал цикл рассказов («Век живи – веклюби», «Что передать вороне?», «Наташа» и др.). в которых отошел отдеревенской тематики, хотя и остался верен нравственной проблематике.Результатом наблюдений над далеко не лучшими изменениями в жизни деревни инравственности людей стала публицистическая повесть «Пожар» (1985). В последние годы В. Распутин посвятил себя решению актуальных проблемсовременности: экологических, нравственных, литературно-организационных.Увидели свет его очерки и статьи на эти темы, а также главыпублицистической книги «Сибирь, Сибирь...».Художественный мир писателя Творчество Валентина Распутина довольно часто противопоставляют«городской прозе». И действие у него почти всегда происходит в деревне, иглавные герои (точнее, героини) в большинстве случаев – «старинныестарухи», и симпатии его отданы не новому, а тому древнему, исконному, чтобезвозвратно уходит из жизни. Все это так и не так. Критик А. Бочаров справедливо заметил, что между«городским» Ю. Трифоновым и «деревенским» В. Распутиным при всем ихразличии много общего. Оба взыскуют высокой нравственности человека, обоихинтересует место личности в истории. Оба говорят о влиянии прошлой жизни насовременную и будущую, оба не приемлют индивидуалистов, «железных»суперменов и бесхарактерных конформистов, забывших о высшем назначениичеловека. Словом, оба писателя разрабатывают философскую проблематику, хотяи делают это по-разному. Сюжет каждой повести В. Распутина связан с испытанием, выбором, смертью.В «Последнем сроке» говорится о предсмертных днях старухи Анны и особравшихся у постели умирающей матери ее детях. Смерть высвечиваетхарактеры всех персонажей, и в первую очередь самой старухи.
В «Живи ипомни» действие переносится в 1945 год, когда так не хотелось умереть нафронте герою повести Андрею Гусько-ву, и он дезертировал. В центре вниманияписателя – нравственные и философские проблемы, вставшие как перед самимАндреем, так и – в еще большей степени – перед его женой Настеной. В«Прощании с Матерой» описываются затопление для нужд ГЭС острова, накотором расположена старая сибирская деревня, и последние дни стариков истарух, оставшихся на нем. В этих условиях обостряется вопрос о смыслежизни, о соотношении нравственности и прогресса, о смерти и бессмертии. Во всех трех повестях В. Распутин создает образы русских женщин,носительниц нравственных ценностей народа, его философского мироощущения,литературных преемниц шолоховской Ильиничны и сол-женицынской Матрены,развивающих и обогащающих образ сельской праведницы. Всем им присущечувство огромной ответственности за происходящее, чувство вины без вины,осознание своей слитности с миром как человеческим, так и природным. Старикам и старухам, носителям народной памяти, во всех повестях писателяпротивостоят те, кого, используя выражение из «Прощания с Матерой», можноназвать «обсевками». Пристально вглядываясь в противоречия современного мира, Распутин,подобно другим писателям-«деревенщикам», видит истоки бездуховности всоциальной действительности (человека лишили чувства хозяина, сделаливинтиком, исполнителем чужих решений). Вместе с тем писатель предъявляетвысокие требования к самой личности. Для него неприемлемы индивидуализм,пренебрежение такими народными национальными ценностями, как Дом, труд,могилы предков, продолжение рода. Все эти понятия обретают в прозе писателяматериальное воплощение, описываются в лирико-поэтической манере. От повести к повести усиливается в распутинском творчестве трагизмавторского мировосприятия. И все же писатель верит в духовное здоровье русского народа, передаваясвою веру в образах-символах (солнца, царского лиственя, таинственногозверька). Начатое еще в солженицынском «Матренином дворе» противопоставлениесочного народного языка бездуховной казенной речи последовательнопроводится во всех произведениях В. Распутина. Его любимые персонажиговорят живым образным языком, не лишенным и диалектных слов. Вкульминационных сценах их речь становится афористичной, близкой кпословицам и поговоркам, воплощающим в себе народную мудрость. Позднее творчество писателя претерпело некоторые стилевые изменения. Внебольших рассказах «Век живи – век люби» и «Что передать вороне?»писатель, развивая уже освоенные им психологические и символическиехудожественные приемы, одновременно преодолевает границы сугубогожизнеподобия за счет использования иррациональных ситуаций, говорит отаинстве бытия человека, о связи самых различных явлений с законамиКосмоса, о стремлении человека выйти за пределы обычной жизни и о егоответственности за духовное и физическое падение. С другой стороны, в рассказах «Век живи – век люби», «Не могу-у» иособенно в повести «Пожар» превалирует публицистический пафос. Вместе с темглавный герой повести шофер Иван Петрович Егоров не является лишь рупоромавторских идей. Это вполне распутинский персонаж: человек совестливый, нестолько обвиняющий земляков, сколько казнящий себя. Пожар помог емупреодолеть нравственную усталость, отбросить малодушную мысль об отъезде. Издесь автор, оставляя финал повести открытым, тем не менее дает понятьчитателю, что жизнь не окончена, что его герой вышел из обрушившегося нанего испытания более закаленным, что он еще поборется. В «Прощании с Матерой» с наибольшей полнотой воплотилась дорогая для В.Распутина русская идея соборности, слиянности человека с миром, Вселенной,родом. Вновь перед нами «старинные старухи» с типичными русскими именами ифамилиями: Дарья Васильевна Пинигина, Катерина Зотова, Настасья Карпова,Сима. Среди имен эпизодических персонажей выделяется имя еще одной старухи– Аксиньи (быть может, дань уважения героине «Тихого Дона»), Наиболееколоритному персонажу, похожему на лешего, дано полусимволическое имяБогодул. У всех героев за плечами трудовая жизнь, прожитая ими по совести,в дружбе и взаимопомощи. «Греть и греться» – эти слова старухи Симы вразных вариантах повторяют все любимые герои писателя. В повесть включен ряд эпизодов, поэтизирующих общую жизнь миром. Один изсмысловых центров повести – сцена сенокоса в одиннадцатой главе. Распутинподчеркивает, что главное для людей не сама работа, а благостное ощущениежизни, удовольствие от единства друг с другом, с природой. Очень точноподметил отличие жизни материнцев от суетной деятельности строителей ГЭСвнук бабки Дарьи Андрей: «Они там живут только для работы, а вы здесь вродекак наоборот, вроде как работаете для жизни». Работа для любимых персонажейписателя не самоцель, а участие в продолжении семейного рода и – шире –всего человеческого племени. Вот почему не умел беречься, а работал наизнос отец Дарьи, вот почему и сама Дарья, ощущая за собой строй поколенийпредков, «строй, которому нет конца», не может смириться, что их могилыуйдут под воду – и она окажется одна: порвется цепь времен. Именно поэтому для Дарьи и других старух дом не только место для жилья ивещи – не только вещи. Это одушевленная предками часть их жизни. Дваждырасскажет Распутин, как прощаются с домом, с вещами сначала Настасья, апотом Дарья. Двадцатая глава повести, в которой Дарья через силу белит свойуже обреченный назавтра на сжигание дом, украшает его пихтой, – точноеотражение христианских обрядов соборования (когда перед смертью наступаетдуховное облегчение и примирение с неизбежностью), обмывания покойника,отпевания и погребения. «Все, что живет на свете, имеет один смысл – смысл службы». Именно этамысль, вложенная писателем в монолог загадочного зверька, символизирующегохозяина острова, руководит поведением старух и Вогодула. Все они осознаютсебя ответственными перед ушедшими за продолжение жизни. Земля, по ихмнению, дана человеку «на подержание»: ее надо беречь, сохранить дляпотомков. Распутин находит очень точную метафору для выражения раздумий ДарьиВасильевны о течении жизни: род – это нитка с узелками. Одни узелкираспускаются, умирают, а на другом конце завязываются новые. И старухамотнюдь не безразлично, какими будут эти новые люди, приходящие на смену.Вот почему Дарья Пинигина все время размышляет о смысле жизни, об истине;вступает в спор с внуком Андреем; задает вопросы умершим. В этих спорах, размышлениях и даже в обвинениях – и праведнаяторжественность, и тревога, и – непременно – любовь. «Э-эх, до чего же мывсе добрые по отдельности люди и до чего же безрассудно и много, какнарочно, все вместе творим зла», – рассуждает Дарья. «Кто знает правду очеловеке: зачем он живет? – мучается героиня. – Ради жизни самой, радидетей или ради чего-то еще? Вечным ли будет это движение?.. Что долженчувствовать человек, ради которого жили многие поколения? Ничего он нечувствует. Ничего не понимает. И ведет он себя так, будто с него первогоначалась жизнь и им она навсегда закончится». Размышления о продолжении рода и своей ответственности за негоперемешиваются у Дарьи с тревогой о «полной правде», о необходимостипамяти, сохранения ответственности у потомков – тревогой, сопряженной страгическим осознанием эпохи. В многочисленных внутренних монологах Дарьи писатель вновь и вновьговорит о необходимости каждому человеку «самому докапываться до истины»,жить работой совести. Сильнее всего и автора, и его стариков и старухтревожит желание все большей части людей «жить не оглядываясь»,«облегченно», нестись по течению жизни. «Пуп не надрываете, а душупотратили», – бросает в сердцах Дарья своему внуку. Она не против машин,облегчающих труд людям. Но неприемлемо для мудрой крестьянки, чтобычеловек, обретший благодаря технике огромную силу, искоренял жизнь,бездумно подрубал сук, на котором сидит. «Человек – царь природы», –убеждает бабушку Андрей. «Вот-вот, царь. Поцарюет, по-царюет, да загорюет»,– ответствует старуха. Только в единстве друг с другом, с природой, со всемКосмосом может смертный человек победить смерть, если не индивидуальную, тородовую. Космос, природа – полноценные действующие лица повестей В. Распутина. В«Прощании с Матерой» тихое утро, свет и радость, звезды, Ангара, ласковыйдождь являют собой светлую часть ж.изки,благодатъ, дают перспективуразвития. Но они же в тон мрачным мыслям стариков и старух, вызваннымтрагическими событиями повести, создают атмосферу тревоги, неблагополучия. Драматическое противоречие, сгущенное до символической картины, возникаетуже на первых страницах «Прощания с Матерой». Согласию, покою и миру,прекрасной полнокровной жизни, которой дышит Матера (читателю яснаэтимология слова: мать-родина-земля), противостоит запустение, оголение,истечение (одно из любимых слов В. Распутина). Стонут избы, сквозит ветер,хлопают ворота. «Темь пала» на Матеру, утверждает писатель, многократнымиповторами этого словосочетания вызывая ассоциации с древнерусскими текстамии с Апокалипсисом. Именно здесь, предваряя последнюю повесть В. Распутина,появляется эпизод пожара, а перед этим событием «звезды срываются с неба». Носителям народных нравственных ценностей писатель противопоставляетсовременных «обсевков», нарисованных в весьма жесткой манере. Лишь внукаДарьи Пинигиной наделил писатель более или менее сложным характером. Содной стороны, Андрей уже не чувствует себя ответственным за род, за землюпредков (не случайно он так и не обошел родную Матеру в свой последнийприезд, не простился с ней перед отъездом). Его манит суета большойстройки, он до хрипоты спорит с отцом и бабушкой, отрицая то, что для нихявляется извечными ценностями. И в то же время, показывает Распутин, «минутное пустое глядение надождь», завершивший семейную дискуссию, «сумело снова сблизить» Андрея,Павла и Дарью: не умерло еще в парне единство с природой. Объединяет их иработа на сенокосе. Андрей не поддерживает Клавку Стригунову (для писателяхарактерно наделять уничижительными именами и фамилиями персонажей,изменивших национальным традициям), радующуюся исчезновению родной Матеры:ему жалко остров. Более того, ни в чем не соглашаясь с Дарьей, он ищетбесед с ней, «ему для чего-то нужен был ее ответ» о сущности ипредназначении человека. Другие антиподы «старинных старух» показаны в «Прощании с Матерой» совсемиронично и зло. Сорокалетний сын Катерины, болтун и пьяница Никита Зотов,за свой принцип «лишь бы прожить сегодняшний день» лишен народным мнениемсвоего имени – превращен в Петруху. Писатель, с одной стороны, видимо,обыгрывает здесь традиционное имя балаганного персонажа Петрушки, лишаяего, правда, той положительной стороны, которая все-таки была у героянародного театра, с другой – создает неологизм «петрухать» по сходству сглаголами «громыхать», «воздыхать». Пределом падения Петрухи является дажене сожжение родного дома (кстати, это сделала и Клавка), но издевательствонад матерью. Интересно отметить, что отвергнутый деревней и матерью Петрухастремится новым бесчинством привлечь к себе внимание, чтобы хоть так, злом,утвердить свое существование в мире. Исключительно злом, беспамятством и бесстыдством утверждают себя в жизни«официальные лица». Писатель снабжает их не только «говорящими» фамилиями,но и емкими символическими характеристиками: Воронцов – турист (беззаботношагающий по земле), Жук – цыган (т. е. человек без родины, без корней,перекати-поле). Если речь стариков и старух выразительна, образна, а речьПавла и Андрея – литературно правильна, но сбивчива, полна неясных для нихсамих штампов, – то Воронцов и ему подобные говорят рублеными, не по-русскипостроенными фразами, любят императив («Понимать будем или что будем?»,«Кто позволил?», «И никаких», «Вы мне опять попустительство подкинете»,«Что требуется, то и будем делать. Тебя не спросим»), В финале повести двестороны сталкиваются. Автор не оставляет сомнений в том, за кем правда.Заблудились в тумане (символика этого пейзажа очевидна) Воронцов, Павел иПетруха. Даже Воронцов «затих», «сидит с опущенной головой, бессмысленноглядя перед собой». Все, что остается им делать, – подобно детям, зватьмать. Характерно, что делает это именно Петруха: «Ма-а-ать! Тетка Дарья-а-а! Эй, Матера-а!» Впрочем, делает, по словам писателя, «глухо ибезнадежно». И, прокричав, вновь засыпает. Уже ничто не может разбудить его(вновь символика!). «Стало совсем тихо. Кругом были только вода и туман иничего, кроме воды и тумана». А материнские старухи в это время, впоследний раз объединившись друг с другом и маленьким Колюней, в глазахкоторого «недетское, горькое и кроткое понимание», возносятся на небеса,равно принадлежа и живым, и мертвым. Этот трагический финал просветлен предварявшим его рассказом о царскомлиствене – символе неувяда-емости жизни. Пожегщикам так и не удалось нисжечь, ни спилить стойкое дерево, держащее, по преданию, на себе весьостров, всю Матеру. Несколько ранее В. Распутин дважды (в девятой итринадцатой главах) скажет, что, как бы тяжело ни сложилась дальнейшаяжизнь переселенцев, как бы ни издевались над здравым смысломбезответственные «ответственные за переселение», построившие новый поселокна неудобных землях, без учета крестьянского распорядка, – «жизнь... онавсе перенесет и примется везде, хоть и на голом камне и в зыбкой трясине, апонадобится если, -то и под водой». Человек своим трудом сроднится с любымместом. В этом – еще одно его назначение во Вселенной.




Похожие:

Валентин Распутин iconВалентин Распутин посоветовал вологжанам не отрываться от земли
Это его пятый визит на Вологодчину. Накануне автор «Прощания с Матёрой» и «Уроков французского» в областной филармонии встретился...
Валентин Распутин iconВалентин распутин «Помочь человеку, дохнуть на него … теплом и добром»
В. Г. Распутин сибиряк. Он один из тех, кто продолжает традиции русской классической прозы с точки зрения нравственных проблем. Бездумному,...
Валентин Распутин iconПокровський Валентин Іванович Покровський Валентин Іванович
Покровський Валентин Іванович народився в 1929 р. – інфекціоніст, епідеміолог, академік амн сср (1982). В 1952 р закінчив перший...
Валентин Распутин iconК 75-летию со дня рождения В. Г. Распутина
Распутин В. Г. Собрание сочинений : в 4 т. / В. Г. Распутин. – Иркутск : Издатель Сапронов, 2007. – Т. 1 : Век живи – век люби :...
Валентин Распутин iconВалентин Фалин: Запад и Россия в ХХ веке: связь времен
Политик, доктор исторических наук Валентин Михайлович Фалин. Иллюстрация: cnsr ru
Валентин Распутин iconРаспутин

Валентин Распутин iconГригорий Распутин

Валентин Распутин iconРаспутин Прощание с Матерой

Валентин Распутин iconГригорий Ефимович Распутин: герой своего времени

Валентин Распутин iconДокументы
1. /Грин, Заболоцкий, Распутин.doc
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы