Малый бизнес icon

Малый бизнес



НазваниеМалый бизнес
Дата конвертации23.07.2012
Размер296.75 Kb.
ТипРеферат
Малый бизнес


ПланМалый бизнес: характерные черты, преимуществазарубежный опыт и проблемы становления в России. Стр.Введение 3 - 4Глава 1. Малые предприятия и их роль в рыночной экономике. 1.1 Малые предприятия: сущность и основные черты. 5 - 8 1.2 Место малых предприятий в экономической системе. 9 - 10Глава 2. Становление малого бизнеса в России. 2.1 Этапы развития малого бизнеса в РФ. 11 -14 2.2 Состояние и проблемы совершенствования системы государственной поддержки и финансирования малых предприятий. 15 -20Приложение 1, 2 21-22Список литературы 23Введение Актуальность данной темы определена в первую очередь объективнозначительной ролью малого предпринимательства в современной социальноориентированной рыночной экономике, переход к которой является главнымвектором разворачиваемой в России радикальной реформы. Малоепредпринимательство - это существенная составляющая цивилизованногорыночного хозяйства, неотъемлемый элемент присущего ему конкурентногомеханизма. Этот предпринимательский уклад придает рыночной экономикедолжную гибкость, мобилизует крупные финансовые и производственные ресурсынаселения, несет в себе мощный антимонопольный потенциал, служит серьезнымфактором структурной перестройки и обеспечения прорывов по ряду направленийнаучно-технического прогресса, во многом решает проблему занятости и другиесоциальные проблемы рыночного хозяйства. Вот почему становление и развитиемалого предпринимательства (конечно, в единстве с крупным бизнесом)представляет собой стратегическую задачу реформационной экономическойполитики. Значимость изучения проблематики малого предпринимательстваусиливается тем, что именно малому бизнесу, пожалуй, менее всего повезло вотношении государственной и иной поддержки. Недооценка малогопредпринимательства, игнорирование его экономических и социальныхвозможностей могут быть квалифицированы как крупный, стратегическийпросчет, чреватый многочисленными народнохозяйственными негативами,усугублением кризиса российской экономики в целом. Без поддержки государства и без собственного внутригрупповоговзаимодействия малый бизнес не всегда способен успешно противостоять вконкурентной борьбе крупному капиталу, отстаивать свои экономические,политические и социальные интересы. Потенциал малых предприятий остается нереализованным. Существуютсерьезные экономические и административные барьеры для выхода новыхпредприятий на рынок и развития их деятельности. Все большее количествомалых предприятий вынуждены из-за несовершенства российскогозаконодательства "уходить в тень". По некоторым экспертным оценкам, ктеневой экономике в той или иной степени причастны до 90% малыхпредприятий. Сложившееся положение открывает безграничные возможности длякоррупции, наиболее массовой жертвой которой на местном уровне являетсяпредставитель малого бизнеса.
Государство не желает видеть в секторе малого предпринимательстваравноправного субъекта экономических отношений, наиболее активного иподвижного участника процесса рыночных преобразований, который приминимальных собственных ресурсах обеспечивает высокую оборачиваемостькапиталовложений. Мелкий собственник не имеет каких - либо существенныхпреимуществ в кредитно-финансовой и в налоговой системах, в таможеннойзащите, испытывает значительные препятствия в развитии бизнеса, действует внеобычайно сложных для выживания условиях. Для представителя малогопредпринимательства становится невыгодной какая - либо предпринимательскаядеятельность в сфере производства, и в большей мере он стремитсяутвердиться в торговле и посредничестве, а ведь именно перелив капитала изсферы обращения в сферу производства так необходим сейчас для российскойэкономики. А в то же время в малый бизнес вовлекается все большее количествограждан. Занятие собственным делом как естественная форма проявленияспособностей человека и реализация его гражданских прав формируют условиясоздания и самоорганизации самостоятельного общественного слояпредпринимателей, составляющих социально-политическую базу демократическихпреобразований общества и в наибольшей степени заинтересованных впродолжении и развитии курса рыночных реформ.1.1 Малые предприятия: сущность и основные черты Малый бизнес, или малое предпринимательство, представляет самыймногочисленный слой мелких собственников, которые в силу своей массовости взначительной мере определяют социально - экономический и отчастиполитический уровень развития страны. По своему уровню жизни и социальномуположению они принадлежат к большинству населения и представляют собой инепосредственных производителей, и потребителей широкого спектра товаров иуслуг одновременно. Малое предприятие является «клеточкой» малогопредпринимательства. Отсюда следует, что последнее есть особый секторэкономики, образуемый совокупностью малых предприятий и потому являющийсяспецифической общественной формой мелкого производства в условиях рынка. Какое именно предприятие правомерно квалифицировать как малое? Само понятие «малое», вроде бы, должно предполагать упор наколичественные характеристики, которые наиболее часто используются дляопределения размеров малого предприятия ( численность занятых, объемгодового оборота, размер уставного капитала, участие в капитале предприятияиных фирм и организаций и т.д.). Но рассмотрев под этим углом зрениязаконодательство 75 стран, обнаруживаем 50 различных критериев,определяющих фирмы в качестве малых (и средних). К таковым в Японии, кпримеру, причисляют те, что насчитывают до 50 работающих, в Италии иФинляндии - до 100, в Великобритании - уже до 200, а в США - даже до 500. Разброс очень велик. Логично заключить, что сами по себеколичественные критерии сущность малого предпринимательства адекватновыразить не могут. Надо поставить в центр внимания характеристикикачественного порядка. В данной связи следует отметить, что первыйфедеральный закон о малом бизнесе, принятый в США в 1953 г., вообще несодержал никаких количественных критериев, ограничиваясь лишь отмеченногорода качественными характеристиками.Применительно к России Федеральный Закон «О государственной поддержкемалого предпринимательства в Российской Федерации» №88-ФЗ от 14 июня 1995г. определяет субъекты малого предпринимательства как«коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участияРоссийской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных ирелигиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов непревышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или несколькимюридическим лицам, не являющимся субъектом малого предпринимательства, непревышает 25 процентов, и в которых средняя численность работников заотчетный период не превышает следующих предельных уровней (малыепредприятия):в промышленности - 100 человек;в строительстве - 100 человек;на транспорте - 100 человек;в сельском хозяйстве - 60 человек;в научно-технической сфере - 60 человек;в оптовой торговле - 50 человек;в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50человек. Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физическиелица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образованияюридического лица». Итак, основные экономические черты малого предпринимательства:обособленность (т.е. хозяйствование на свой страх и риск);специализация на каком-либо виде деятельности;реализация произведенных товаров (услуг) через куплю - продажу на рынке; Можно сформулировать несколько групп устойчивых черт малогопредпринимательства, обусловленных:1.Характером производственного процесса:ограниченность масштабов применяемых средств производства и технологическихпроцессов;небольшая номенклатура выпускаемых изделий, т.е. узкая специализация;упрощенность системы сбыта.2. Спецификой системы управления и руководства:единство права собственности и непосредственного управления предприятием;особое значение роли руководителя в жизни предприятия, его непосредственнуювключенность практически во все функциональные области;компактность управленческой команды и многофункциональность менеджеров;отсутствие громоздких управленческих структур, простоту информационныхсвязей, неформальный характер планирования и контроля;быстрота принятия решений.3. Состоянием отдельных компонентов (кадры, финансы и т.д.):особый, персонифицированный характер отношений между работником и хозяином(малый бизнес гораздо более склонен к патернализму, чем крупный);гибкость, восприимчивость к нововведениям;небольшой масштаб используемых финансовых ресурсов;низкая капитализация, означающая, что владельцы пускают на расширениеосновного капитала лишь малую долю доходов;высокая оборачиваемость капитала;существенное влияние на кадровую политику, принятие стратегических решений,выбор правовых форм и на другие параметры хозяйственной деятельностисемейных и родственных связей, что обусловлено правом наследования.4. Особенностями внешних воздействий:локальность ресурсных и сбытовых рынков;неформальность взаимоотношений с узким кругом поставщиков и потребителей;положение «ведомого» в системе кооперационных связей с крупными и среднимипредприятиями;сверхчувствительность к колебаниям экономической конъюнктуры, политическойобстановки, изменениям законодательства;ограниченность источников финансирования и хроническая нехватка капиталов(если «гиганты» черпают необходимые ресурсы главным образом через фондовыебиржи, то малые предприятия полагаются на ограниченные кредиты банков,собственные сбережения, денежные средства друзей, знакомых иродственников);большая степень зависимости от системы поддержки малогопредпринимательства. Малое предпринимательство - вполне самостоятельная и наиболее типичнаяформа организации экономической жизни общества со своими отличительнымиособенностями, преимуществами и недостатками, закономерностями развития.Функционирование на локальном рынке, быстрое реагирование на изменениеконъюнктуры этого рынка, непосредственная связь с потребителем, узкаяспециализация на определенном сегменте рынка товаров и услуг, возможностьначать собственное дело с относительно малым стартовым капиталом - все этичерты малого предприятия являются его достоинствами, повышающимустойчивость на внутреннем рынке, но при определенных условиях становятсянедостатками, сдерживающими его развитие. С одной стороны, быстроереагирование малого предприятия на изменения условий функционированияделает его более мобильным и приспосабливаемым, а с другой - зависимым отконъюнктуры рынка, динамики внешних социально - экономических иполитических условий. Относительно небольшой капитал сужает рамкипроизводства, ограничивает возможность привлечения дополнительных ресурсов(научно-технических, финансовых, производственных, трудовых и т.д.).Ограниченные масштабы производства и небольшое количество занятыхобуславливают простоту и эффективность управления предприятием. Однакохарактерное для малого предприятия совмещение функций собственника именеджера в лице хозяина предприятия, установление личных связей сработниками предприятия, неформальный стиль управления, снижаяуправленческие издержки, могут привести - и часто приводят - ксамоэксплуатации и сверхурочным работам. Неустойчивость малого предприятияв силу ограниченности ресурсов гораздо выше, чем у крупных и среднихпредпринимательских структур. Российский малый бизнес обладает некоторыми отличающими его от малыхпредприятий зарубежных стран особенностями. Наиболее значимыми из нихявляются:совмещение в рамках одного малого предприятия нескольких видовдеятельности, невозможность в большинстве случаев ориентироваться наоднопродуктовую модель развития;стремление к максимальной самостоятельности, в то время как значительнаячасть зарубежных малых предприятий работает на условиях субподряда,франчайзинга и т.п.;общий низкий технический уровень и низкая технологическая оснащенность всочетании со значительным инновационным потенциалом;высокий уровень квалификации кадров малого бизнеса в связи с оттоком такихспециалистов из государственного сектора экономики;низкий управленческий уровень, недостаток знаний, опыта и культуры рыночныхотношений;высокая степень приспособляемости к сложной экономической обстановке,усугубляемой дезорганизацией в системе государственного управления инарастающей криминализацией общества;неразвитость системы самоорганизации и инфраструктуры поддержки малыхпредприятий;стремление успешно функционирующих малых предприятий выйти за рамкилокальных рынков, в том числе и на международные рынки;работа в условиях отсутствия полной и достоверной информации о состоянии иконъюнктуре рынка, неразвитость системы информационных, консультационных иобучающих услуг.1.2 Место малых предприятий в экономической системе Сектор малого предпринимательства является неотъемлемым, объективнонеобходимым элементом любой развитой хозяйственной системы, без которогоэкономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться.Хотя «лицо» любого развитого государства составляют крупные корпорации, аналичие мощной экономической силы - крупного капитала в значительной мереопределяет уровень научно - технического и производственного потенциала,подлинной основой жизни стран с рыночной системой хозяйствования являетсямалое предпринимательство как наиболее массовая, динамичная и гибкая формаделовой жизни. Именно в секторе малого предпринимательства создается ициркулирует основная масса национальных ресурсов, которые являютсяпитательной средой для среднего и крупного бизнеса. Социальная значимость малых предприятий определяется массовостьюгруппы мелких собственников - владельцев малых предприятий и их наемныхработников, общая численность которых является одной из наиболеесущественных характеристик любой страны с развитой рыночной экономикой.Именно эта группа деятельного населения обслуживает основную массупотребителей, производя комплекс продуктов и услуг в соответствии с быстроизменяющимися требованиями рынка. При этом необходимо учитывать следующиеважнейшие социальные факторы:развитие малых предприятий способствует постепенному созданию широкого слоямелких собственников (среднего класса), самостоятельно обеспечивающихсобственное благосостояние и достойный уровень жизни, являющихся основойсоциально-экономических реформ, гарантом политической стабильности идемократического развития общества;занятие малым бизнесом является не только источником средств ксуществованию, но и способом раскрытия внутреннего потенциала личности;объективно неизбежная реструктуризация экономики вынуждает все большеечисло граждан заняться самостоятельной предпринимательской деятельностью;сектор малого предпринимательства способен создавать новые рабочие места (вмировой хозяйственной системе, по данным ООН, малые и средние предприятияявляются работодателями почти для 50% трудового населения всего мира), аследовательно, может обеспечить снижение уровня безработицы и социальнойнапряженности в стране (так, например, в США за период 1976 - 1990 гг.крупные и средние предприятия потеряли соответственно 500 и 850 тыс.рабочих мест, а сектор малого предпринимательства за тот же период создал4,1 млн новых рабочих мест, обеспечивая 65% чистого прироста рабочих местпо стране);массовое развития малых предприятий способствует изменению общественнойпсихологии и жизненных ориентиров основной массы населения, являетсяединственной альтернативой люмпенской психологии и социальномуиждивенчеству. Политическое влияние малого бизнеса в различных странах достаточновелико, поскольку эта социальная группа давно стала основойсформировавшегося среднего класса, наиболее представительного по своейчисленности и являющегося выразителем политических предпочтенийзначительной части населения. Существенная роль малых предприятий в экономической жизни стран срыночной системой хозяйствования определяется тем, что в этом сектореэкономики действует подавляющее большинство предприятий, сосредоточенабольшая часть экономически активного населения и производится примернополовина валового внутреннего продукта. Так, удельный вес малых предприятийв таких странах, как Япония, Германия, превышает 95%. Из 880 тыс.промышленных предприятий Японии только 4 тыс. имеют более 300 работающих и700 - более 1000 работающих. В странах ЕС количество предприятий счисленностью занятых свыше 500 человек не превышает 12 тыс. Сектор малого предпринимательства динамично осваивает новые видыпродукции и экономические ниши, развивается в отраслях, непривлекательныхдля крупного бизнеса, и т.д. Важнейшими особенностями малых предприятийявляется способность к ускоренному освоению инвестиций и высокаяоборачиваемость оборотных средств. Еще одной характерной чертой малыхпредприятий является активная инновационная деятельность, способствующаяускоренному развитию различных отраслей хозяйства во всех секторахэкономики. Например, в США количество внедренных новшеств на одногоработающего в секторе малых предприятий в два раза превышает аналогичныйпоказатель для крупных предприятий. Эти качества при массовом развитиисектора малых предприятий дают возможность совершить энергичный рывок всоциально-экономическом развитии и позволяют накопить в короткий периодсредства для устойчивого развития других отраслей хозяйства страны, чтовеликолепно подтверждается опытом Германии, Японии, Южной Кореи, Китая,Испании и других стран. В аспекте воздействия малого предпринимательства на важнейших агентоврыночных отношений целесообразно выделить его роль в формированииконкурентной среды. Крайне важна функция малого бизнеса как амортизатораколебаний экономической конъюнктуры. Несомненна, далее, роль малогопредпринимательства как катализатора научно-технического и технологическогопрогресса. Не случайно в США, к примеру, девять из каждых десяти новыхтехнологических идей рождаются в малых фирмахПо оценкам специалистов, на его долю приходится около половины всехизобретений и научных разработок. Уже сегодня актуальна и будетактуализироваться далее экологическая (природоохранительная) функция малогопредпринимательства.Таким образом, исследование воздействия малого предпринимательства наразнообразные общественные процессы позволяет сделать вывод об объективновысокой социально - экономической значимости его функций.В содержании функций малых предприятий ныне появляются новые«чрезвычайные»составляющие, обусловленные необходимостью смягчения кризиса в экономике исоциально-политической сфере. Экономическое значение малых предприятийобъективно возрастает в силу того, что они призваны:1.Значительно и без существенных капитальных вложений расширитьпроизводство многих потребительских товаров и услуг (в первую очередьдля беднейших слоев, составляющих ныне большинство населения) сиспользованием местных источников сырья;2.Принять активное участие в конверсии через подключение к сетикооперационных связей и использование высвобождающихся ресурсов;3.Приблизить производство товаров и услуг к потребителю, помочьвыравниванию условий жизни в населенных пунктах различных масштабов;4.Вовлечь в производство часть материальных и финансовых средств населения,ранее использовавшихся исключительно для личного потребления;5.Создать благоприятные предпосылки для трудоустройства части рабочей силы,высвобождающейся на крупных предприятиях ( в первую очередь, относящихся вВПК);6.Ускорить демонополизацию производства, развитие конкуренции, оптимизациюразмерной структуры рыночных субъектов;7.Послужить источником ощутимых бюджетных поступлений.Место малых предприятий предопределено объективными экономическимизакономерностями, поскольку оно примерно одинаково вне зависимости отособенностей политического уклада, истории развития страны, отраслевойструктуры экономики и других факторов. Поэтому и для России неизбежно достижение аналогичных показателейуровня развития малых предприятий, жизненно необходимого для эффективногофункционирования рыночной экономики и социально-политической стабилизацииобщества. Для этого требуется глубокое, длительное и целенаправленноереформирование всей экономической системы. В условиях России, находящейся на начальном этапе развития рыночныхотношений, именно создание и энергичное развитие сектора малогопредпринимательства должно стать основой социальной реструктуризацииобщества, обеспечивающей подготовку населения и переход всего хозяйствастраны в мир рыночной экономики.2.1 Этапы развития малого бизнеса в России В реформировании российской экономики еще со времен перестройки малыепредприятия взяли на себя роль создателя почвы для новой системыхозяйствования. И вполне закономерно, что к настоящему времени, поофициальным данным, на долю частных субъектов малого предпринимательства вобщем количестве частных, государственных и муниципальных, общественныхмалых предприятий приходится 84%. Малые предприятия, располагая 3,4%стоимости основных средств экономики России и 14% числа занятых, производят12% ВВП и дают 1/3 всей прибыли по народному хозяйству. Это говорит ошироких, но еще далеко не полностью раскрытых внутренних возможностяхразвития малого предпринимательства. В 90-е годы стабильно росла доля малых предприятий в общем объемеВВП. Это - весомый факт, особенно на фоне продолжающегося спада практическиво всех сферах российской экономики. По официальным статистическим даннымГоскомстата РФ на 1.10. 1997 г. в России насчитывалось 844,4 тыс. малыхпредприятий (по сравнению с их количеством на 1 января 1997 г. ростсоставил 2%) , на которых было занято 8,3 млн. человек, в том числе напостоянной основе - 6,2 млн. В отраслевой структуре доминирует торгово-посредническая деятельность, а в региональной структуре - Центральныйэкономический район с ядром в Москве (Приложение 1,2). По состоянию на 1октября 1997 г. каждое малое предприятие (20,6% от их общего количества)функционировало в Москве. По другим регионам малые предприятия наиболеешироко представлены в Санкт-Петербурге - 11,9% от их общего количества,Тюменской области - 4,1%, Московской и Свердловской областях - по 3,7%. В развитии малого предпринимательства за последние несколько летнаметились кардинально новые тенденции, выразившиеся в первую очередь всущественном замедлении темпов роста числа малых предприятий. Если вначале 90-х годов для динамики развития малых предприятий был характеренустойчивый рост как их числа ( за 1992 г. их количество увеличилось в 1,2раза; за 1993 г. - в 1,5 раза), так и количество занятых при среднегодовыхзначениях приростов на уровне около 80%, то в 1994 г. прирост числа малыхпредприятий составил лишь 3,7%, а в 1995 г. впервые наблюдалось абсолютноесокращение их числа на 2,2%. Для углубленного понимания нынешней ситуации с развитием российскихмалых предприятий необходимо критически рассмотреть некоторые страницы их«новейшей истории». Российское малое предпринимательство в своем становлении за последние10 лет уже прошло 2 этапа и находится накануне вхождения в новый четвертыйэтап. Первый и наиболее яркий из них наблюдался в условиях бывшего СССР вконце 80-х годов. Огромные льготы всех видов, в том числе за счет средствгосбюджета, в целом более благоприятное положение дел в экономикеобусловили отношение к данному периоду как к «золотому веку» малогопредпринимательства. Действительно, происходило очень быстрое и легкоенакопление капиталов, развивались производство дефицитных товаров широкогопотребления и сфера всевозможных и столь же дефицитных тогда бытовых услуг,розничной торговли, общественного питания и пр. В годы перестройки малый бизнес включился в общий, всяческиподдерживаемый правительством процесс бурного развития кооперативногодвижения. И разгосударствление, и обучение широких масс населения основампредпринимательства происходили через развитие кооперации и малого бизнеса. Изнанкой «золотого века» было, однако, то, что малые предприятиявыполняли роль канала перекачки ресурсов командно - управляемыхгоспредприятий в теневую экономику. Средства практически навсегда уходилииз сферы накопления и не использовались для развития национальногопроизводства и его инфраструктуры. Необходим был кардинально иной экономический курс, который воплотилсяуже в новой России в реформах типа шоковой терапии. Начался новый, второйэтап в развитии российского малого предпринимательства. 1992 год - год шоковой терапии - характеризовался самыми высокими ссередины 80-х годов темпами роста числа малых предприятий (в 2,5 раза) ичисленности занятых в них. Этот факт носит феноменальный характер,поскольку осуществленная тогда либерализация цен и введение налоговогопрессинга сильно подорвали финансовую базу малого предпринимательства.Бурная инфляция привела, с одной стороны, к обесценению сбереженийнаселения, а с другой - к резкому увеличению процентных ставок банковскогокредита. Это вызвало настоящий паралич инвестиционной деятельности, непреодоленный до сих пор. Статистические данные показывают, что абсолютным лидером по увеличениючисла малых предприятий стала тогда сфера науки и научного обслуживания,сельское хозяйство, материально - техническое снабжение и общаякоммерческая деятельность. В то же время в 1992 г. в общей структурероссийского малого предпринимательства произошло резкое уменьшение долималых предприятий в сфере материального производства. По широко распространенному мнению, модель шоковой терапии быламалоконструктивна для быстрого и эффективного развития экономики страны и,в частности, сферы малого предпринимательства. Но следует признать, чтовместо своего рода кормушки с сильным криминальным оттенком, что былоприсуще периоду перестройки, в сфере малого предпринимательства сталаобразовываться нормальная конкурентная прорыночная среда, характеризующаясяборьбой малых предприятий за выживание на основе повышения качества иразнообразия товаров и услуг. Сказанное, правда, не означает, чтокриминальные структуры оставили малый бизнес в покое. Феноменальный рост числа малых предприятий в 1992 г. имеет своеобъяснение. Бурное развитие торгово - посреднического малогопредпринимательства стало ответной реакцией на подрыв первоначальнойфинансовой базы. Либерализация внешней торговли еще в условиях бывшего СССРи снятие запретов на частную торговлю внутри страны создали благоприятныеусловия для любой торговой деятельности. Падение потребительского платежеспособного спроса торговое малоепредпринимательство тогда активно компенсировало импортом товаров, хотя ине очень качественных (типа продукции китайского производства), нопользовавшихся ажиотажным спросом у российского потребителя. В целом ситуация 1992 г. может быть охарактеризована общепринятымтермином «грюндерство». Малое предпринимательство было составным элементомэтого массового процесса учредительства. Банки, биржи, страховые фирмы,крупные частные и полугосударственные акционерные предприятия возникали повсей России в невероятных количествах. Люди впервые в жизни получилисвободу для самостоятельной предпринимательской деятельности, правозаниматься финансовым планированием, что ранее было абсолютной монополиейгосударственных структур и их чиновников. Многие малые предприятияпоявлялись на свет не в силу экономической целесообразности, не имея какой- либо программы долговременного развития, а только из общей надежды, мечтыих организаторов на достаточно абстрактную «лучшую жизнь». В определенномсмысле психологические ожидания скорого процветания доминировали надтрезвым экономическим расчетом и даже здравым смыслом. Грюндерство, как показывает исторический опыт, всегда ограничено вовремени. Уже к 1995 г. оказались практически исчерпаны ниши и возможностисверхприбыльной торгово - посреднической деятельности. Многие из возникшихранее малых предприятий преимущественно торгово - посреднической или,например, научно - консультационной ориентации либо прекратили своесуществование, либо диверсифицировались. Такая ситуация закономерно должнабыла генерировать новые тенденции в развитии российского малогопредпринимательства. Обозначился очередной, третий этап качественныхизменений в динамике и структуре малого предпринимательства,сопровождающийся, как было отмечено выше, значительным сокращением приростачисла малых предприятий. Главными причинами приостановки роста числа малых предприятий являлисьрезкое сужение границ сфер, характеризовавшихся легко достигаемой высокойдоходностью, исчерпание психологических ожиданий беспредельных финансовыхвозможностей самостоятельной предпринимательской деятельности. В нормальнойрыночной экономике малое предпринимательство в большинстве случаев и подоходности, и по границам потенциальных возможностей уступает среднему икрупному бизнесу. В экономике России стала прослеживаться тенденция к началу новой,рыночной концентрации и централизации капиталов, а также самойхозяйственной деятельности. Получил развитие процесс поглощенияпредприятий. На кардинальное замедление прироста числа малых предприятий в 1994 -1995 гг. повлияло и завершение перерегистрации малых предприятий, созданныхеще по законам бывшего СССР. Действующие малые предприятия в ходеперерегистрации принимали новые организационные формы, а прекратившие своюработу - просто ликвидировались. Поскольку величина числившихсязарегистрированными, но реально не функционировавших малых предприятий быладостаточно велика, их официальная ликвидация внесла существенный вклад вобщее замедление темпов роста числа малых предприятий России. Замедление роста числа малых предприятий объясняется еще и тем, что непроявил свою силу - и в экономическом, и в социальном плане - такой мощныйфактор увеличения числа малых предприятий, как рост безработицы. Несмотряна все прогнозы ее бурного увеличения, вплоть до 1996 г. официальнаябезработица оставалась на уровне 2-3% экономически активного населения,хотя реальная безработица могла быть на порядок выше. Но тем не менееофициальный статус работающих, пока он действует, создает социально -психологический эффект, при котором люди отказываются заниматься инойсамостоятельной деятельностью, в том числе пробовать свои силы в сферемалого бизнеса. Резкий спад темпов прироста числа малых предприятий по-разному нашелотражение в отдельных отраслях. Хотя и несколько замедлившись, но впервыеза несколько прошедших лет опережающими темпами увеличилось количествомалых предприятий за январь - октябрь 1997 г. в отраслях: здравоохранение,физическая культура и социальное обеспечение (на 36,9%), культура иискусство (на 20,2%), операции с недвижимым имуществом. Уменьшилось числомалых предприятий, работающих в отраслях науки и научного обслуживания на7,0%, связи - на 4,5%, занимающихся общей коммерческой деятельностью пообеспечению функционирования рынка - на 3,9%. Малые предприятия в борьбе за выживание научились самостоятельноприспосабливаться к сложностям рынка. Так, для повышения своейжизнеспособности малые предприятия активно диверсифицируют хозяйственную иинвестиционную деятельность. Более, чем половина малых предприятийнеторгового профиля помимо основной деятельности в 1995 г. занималась еще иторговлей как несложной, но относительно прибыльной деятельностью с быстрымсроком оборачиваемости капиталов. А торговые капиталы все чаще устремляютсяв производство, хотя и в самых простых его формах. Для закрепления и дальнейшего развития позитивных тенденций ростароссийского малого предпринимательства, кардинального расширения поля егодеятельности требуется активизация государственной поддержки малыхпредприятий на всех уровнях. В первую очередь в поддержке нуждается сферакредитования и страхования малого бизнеса, стимулирование егоинвестиционной активности.2.2 Состояние и проблемы совершенствования системы государственнойподдержки и финансирования малых предприятий Анализ ситуации в России свидетельствует о том, что малое предприятиеначинает играть все более весомую роль в развитии национальной экономики.Фактически за все годы реформ именно малый бизнес был единственным растущимсектором экономики, обеспечивающим отдачу вложенных средств и эффективноеиспользование ресурсов. Он вбирал в себя основную часть трудовогонаселения, высвобождаемого из других секторов, снимая тем самым острыесоциальные проблемы. Из этого следует, что вопросы поддержки и развитияпредпринимательства, и в первую очередь малого бизнеса, неизбежно должнывыдвигаться в центр государственной политики. Анализ содержания существующих программ в области государственнойподдержки малых предприятий позволяет вскрыть их наиболее существенныенедостатки:1) рассогласованность , "нестыковку" элементов программ, в частностианалитических разделов и блока основных мероприятий;2) декларативность, неконкретность поставленных задач;3) слишком широкий спектр планируемых мероприятий, ведущий к распылению ибез того скудных средств;4) как следствие всего вышеназванного - нереалистичность, необоснованностьожидаемых конечных результатов. В развертывании комплекса практических мер господдержки, нацеленных наперелом негативных тенденций в развитии российского малого бизнесанеобходимо четкое выделение трех главных направлений: 1. Наведение элементарного порядка во внешней среде малогопредпринимательства. 2. Осуществление регулирующего воздействия на его внутреннююсреду, прежде всего по линии оказания избирательной прямой ресурсной (впервую очередь финансовой) поддержки малых предприятий. 3. Организационное самосовершенствование системы господдержки. Для обеспечения стабильности внешней среды малого предпринимательстванеобходимо осуществить как минимум:1) реформирование налогообложения и совершенствование правовой базы2) защиту субъектов малого бизнеса от преступных посягательств3) устранение административных барьеров4) улучшение условий сбыта5) содействие развитию кооперационных связей с крупным бизнесом.1) Следует категорически запретить практику постоянного пересмотраналогового законодательства в течение финансового года, тем более заднимчислом. Толкование налогового законодательства и определение порядка егоприменения должно стать исключительной прерогативой Федерального СобранияРФ. Финансовые и налоговые службы и другие органы исполнительной властидолжны быть лишены такого права. Абсолютный предел налоговых изъятий не должен превышать критическийуровень 45 - 50% от ВВП, при более высоких ставках начинается массовоебегство от налогов, что в конечном итоге приводит к снижению налоговой базыи спаду производства. В России величина налоговых изъятий в совокупности сплатежами во внебюджетные фонды и другими обязательными отчислениямипревысила критический уровень. Все это приводит к тому, что главнымспособом приспособления представителей малых предприятий к этим явлениямстала практика ухода в тень.2) Пренебрежительное отношение государства к малому собственнику выражаетсяи в том, что он остается незащищенным от проявлений организованнойпреступности, рэкета, коррупции. По имеющимся данным, преступнымиформированиями контролируется 41 тыс. крупных и средних хозяйственныхсубъектов, в том числе 1500 государственных предприятий, 4000 акционерныхобществ и около 600 банков. В таких условиях единственно возможнымиспособами выживания предпринимателя является его интеграция илисотрудничество с криминальными элементами и вовлечение в теневую экономику,методы которой обеспечивают относительную стабильность и защищенность длямалых предприятий.3) Рассматривая проблемы развития малого бизнеса в России, неизбежноприходится затрагивать вопросы взаимоотношений между предпринимателями иразличными властными структурами. К сожалению, они весьма далеки отсовершенства. В своей деятельности предприниматели постоянно сталкиваются сразнообразными препятствиями, создаваемыми органами власти на федеральном,региональном и местном уровнях, которые существенно затрудняют созданиеновых фирм, мешают им выходить на рынок и успешно развиваться. По антимонопольному законодательству федеральным органамисполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ иместного самоуправления запрещается принимать акты и совершать действия,направленные на:введение ограничений на создание новых хозяйствующих субъектов, а такжеустановление запретов на осуществление отдельных видов деятельности;установление запретов и иных ограничений на вывоз и продажу товаров изодного региона РФ в другой;выдачу хозяйствующим субъектам указаний о приоритетном заключении договоровили о первоочередной поставке товаров определенному кругу покупателей;предоставление отдельным хозяйствующим субъектам необоснованных льгот,ставящих их в преимущественное положение по отношению к другимпредприятиям, действующим на данном рынке, и др. Но практика показывает повсеместные нарушения антимонопольногозаконодательства в различных субъектах Российской Федерации.4) Главное направление поддержки малого предпринимательства в области сбыта- обеспечение участия субъектов малого бизнеса в производстве продукции длягосударственных нужд. Установление обязательной квоты на размещениегосзаказов на малых предприятиях (не менее 15% от общего объема) дает имгарантированный рынок сбыта продукции и услуг, позволяет оптимальнопланировать свою производственную и финансовую деятельность.5) В условиях рыночных отношений основными формами интеграции крупных имелких хозяйственных структур являются: субподряд, франчайзинг, венчурноефинансирование, лизинг. В результате их использования:1) возрастает стабильность внешней среды малого предприятия;2) происходит взаимовыгодное движение информационных, технологических,сырьевых, кадровых, финансовых ресурсов. По данным Администрации малого бизнеса США, к концу пятого годасуществования разорялись лишь 14% франчайзинговых предприятий, тогда какдля независимых малых форм хозяйствования этот показатель составил более65%. В настоящее время в системе франчайзинга в России работают известныезарубежные компании: "Пицца Хат", "Баскин Роббинс", "Рибок" . Перспективным представляется развитие и создание франчайзинговыхсистем в таких сферах деятельности, как: предприятия питания,строительство, услуги по трудоустройству, бытовое обслуживание населения,заправка и обслуживание автомобилей, гостиницы и мотели. Развитиюфранчайзинга в России в современных условиях препятствует рядобстоятельств: отсутствие специальной нормативно-правовой базы и должногоинформационного обеспечения, недостаточная осведомленность предпринимателей о возможностях и особенностях такого способа ведения бизнеса, нехватказнаний, необходимых для его осуществления, отсутствие соответствующихконсультационных структур, а также общие проблемы финансово-кредитногохарактера. Значение такой формы взаимодействия крупного и мелкого производства,как лизинг объективно обусловлено самим ходом российских экономическихреформ. С одной стороны, многие крупные предприятия (в первую очередь ВПК)не используют значительную часть производственных фондов, с другой стороны,подавляющая масса мелких производителей не располагает адекватнойматериальной базой и не имеет финансовых средств для закупки необходимойтехники. Применение лишь 20% незадействованного сегодня оборудованияпозволило бы произвести в секторе малого предпринимательства продукции на500 трлн. рублей. И хотя на начало 1996 г. в России насчитывалось около 25 активныхлизинговых компаний, практически лишь Московская лизинговая компания (МЛК)специализируется на работе с малым бизнесом. Перспективы развития в России венчурного финансирования в качествеформы интеграции крупных и мелких структур, как представляется, связаныпрежде всего с реализацией потенциала финансово-промышленных групп.Взаимодействие последних с малыми инновационными фирмами эффективноспособствовало бы разрешению противоречия между невостребованностьютворческих возможностей российских ученых и необходимостью кардинальногообновления технической основы фактически всех отраслей народного хозяйства;это в определенной мере решило бы и проблему "утечки умов". В настоящее время в России осуществляется ряд программ венчурногофинансирования сферы малого бизнеса со стороны зарубежных финансовыхинститутов, таких, как Европейский банк реконструкции и развития,Агентство США по международному развитию, Управление по кредитованию иразвитию (Германия) и др. организаций. Их опыт в реализации схем венчурногофинансирования малого бизнеса может представлять интерес для российскихбанков и других финансовых институтов. Реализация экономического потенциала малых предприятий во многомзависит от условий их финансирования. Финансовая поддержка малого предпринимательства должна носитьстимулирующий и выборочный характер. Стимулировать надо прежде всегожизнеспособные хозяйственные структуры, деятельность которых отвечаетцелям и направлениям социально-экономической политики, поддержка не должнапринимать форму основного источника увеличения дохода и повышениярентабельности. Государственную политику стимулирования малого предпринимательстванадо проводить с учетом приоритетности главных направлений сферыпроизводства. Во многих развитых странах налоги на прибыль предприятия,которое занимается производственной деятельностью, не превышают 20 - 30%его прибыли и при этом строго дифференцируются в зависимости от выпускаемойпродукции. Налоги на коммерческое посредничество значительно выше.Например, в США они достигают 90 - 95%. Такой механизм стимулирует переливкапитала в производство. Российская же налоговая система одинакова и дляпроизводителя, и для посредника. И пока не будет устранен этот парадокс,бегство капитала малого бизнеса из производства в сферу обращения непрекратится. Можно выделить несколько направлений совершенствования существующейсистемы поддержки инвестиционной деятельности малого бизнеса:1. Развитие научно-аналитического и информационного обеспечения механизмаинвестиционной поддержки сферы малого бизнеса. Главной задачей здесьявляется разработка системы приоритетов финансирования по основнымнаправлениям развития малого предпринимательства и обоснование мероприятийпо их реализации с целью отражения интересов всех уровней: федерального,регионального и самих малых предприятий.2. Усиление целевой направленности и перенесение центра тяжести процессаактивизации инвестиционной деятельности малых предприятий на региональныйуровень.3. Развитие перспективных форм финансирования и поддержки сферы малогобизнеса. Особое внимание должно быть обращено на следующие моменты:развитие системы кредитования с целью увеличения количества получателейфинансовой поддержки и облегчения доступа малых предприятий к коммерческимкредитам предполагает расширение сети финансовых институтов, осуществляющихкредитование малых предприятий на льготных условиях: пониженный процент;более продолжительный срок кредитования; снижение требований к залоговомуобеспечению; бесплатное консультирование.Развитие механизма гарантий по инвестиционным кредитам, предоставляемымпредприятиям малого бизнеса, должно включать наличие государственныхгарантий коммерческим банкам, участвующим в финансировании этихпредприятий.Механизм финансово-кредитной поддержки малого бизнеса призванспособствовать развитию новых форм сотрудничества малых предприятий вобласти кредитования - обществ взаимного кредитования. Создание системпроизводственного и технологического обслуживания малого бизнесапредполагает учет того обстоятельства, что в настоящее время существеннымрезервом для формирования определенных элементов инфраструктуры малогобизнеса может стать использование имущества и производственных площадейнесостоятельных предприятий при их ликвидации, реорганизации илиперепрофилировании.Необходимо развитие системы страхования инвестиций. На Западе страхованиевоспринимается как неотъемлемый механизм перераспределения риска. Егоповышенный уровень на предприятиях малого бизнеса предъявляет особыетребования к работе страховых компаний.роль агентств поддержки малого бизнеса в развитии кредитно-финансового иинвестиционного механизмов сферы малого бизнеса. Выделяют следующие виды институтов поддержки малогопредпринимательства:1. Финансовые, в том числе фонды поддержки малого предпринимательства,специализированные банки, финансовые корпорации, страховые фонды и т.д.2. Лизинговые компании.3. Бизнес-инкубаторы, технопарки, промышленные полигоны, агенства и центрыразвития малого бизнеса.4. Центры (пункты) информационного обеспечения.5. Учебные центры. Формирование инфраструктуры наиболее интенсивно идет в Воронежской,Новгородской, Пензенской, Самарской, Свердловской областях и в Москве, внекоторых субъектах РФ; при этом активно используются внутренние финансовыевозможности и ресурсы. При некоторых позитивных сдвигах в рассматриваемом отношенииобнаруживаются, однако, серьезные проблемы и деформации. Так, например, вомногих регионах объекты инфраструктуры отсутствуют или существуют лишь набумаге.Приложение 1Отраслевая структура малого предпринимательства (в %)----------------------------------------------------------------------------------------------------------- Отраслевая структура Отраслевая структураСтруктура производства числа МП полной численности продукции поосновным занятых на МПотраслям МП------------------------------------------------------------------------------------------------------------Промышленность14,6 24,0 20,0Сельское хозяйство 1,1 0,8 0,3Лесное хозяйство 0,05 0,05Транспорт и связь 2,3 2,2Строительство 16,6 29,9 16,3Торговля и общественноепитание 42,7 24,6 50,5Материально-технич.снабжение и сбыт 1,8 1,3 6,0Информационноеобслуживание 0,8 0,5 0,2Общая коммерческаядеятельность 4,8 3,9 2,5Прочая деятельность вматер. производстве 1,5 1,4 0,7Бытовые услуги,жилищное хозяйство 1,8 1,1 3,3Здравоохранение, спорт,социальное обеспечение 1,9 1,3 0,1Народное образование 0,9 1,0 0,04Культура и искусство 0,90,7 0,06Наука 5,6 5,3Финансы, пенсионноеобеспечение 1,3 0,9Прочие 1,05 3,15 ----------------------------------------------------------------------------------------------------------- Приложение 2Региональная структура малого предпринимательства-------------------------------------------------------------------------------------------Экономические районы Доля в общем числе МП-------------------------------------------------------------------------------------------Центральный (в т.ч. Москва) 30,5 (20,0)Северный 2,9Северо-западный 9,6Волго-Вятский 2,9Центрально-Черноземный 2,7Поволжский 9,6Северо-Кавказский 9,8Уральский 10,6Западно-Сибирский 10,5Восточно-Сибирский 5,2Дальневосточный 5,0------------------------------------------------------------------------Список литературы1. Айказян А. Малое промышленное предпринимательство: о реальных инвесторахи выборе (поиске) инвестиционных проектов // РЭЖ - 1998 - №32. Архипов А., Баткилина Т., Калинин В. Государство и малый бизнес:финансирование, кредитование и налогообложение // Вопросы экономики - 1997- №43. Афанасьев В., Крылова Е. Малое предпринимательство в решении проблемызанятости // РЭЖ - 1996 - №104. Блинов А. Малое предпринимательство и большая политика // Вопросыэкономики - 1996 -№75. Виленский А. Этапы развития малого предпринимательства в России //Вопросы экономики - 1996 -№76. Малые предприятия и рабочие места // Человек и труд - 1996 - №87. Малый бизнес в России: оценка ситуации (из доклада Российской ассоциацииразвития малого предпринимательства) // Общество и экономика - 1996 - № 9-10, 11-128. Митрофанова Н. Малый бизнес в тени - государству жарко // Экономика ижизнь - 1998 - №209. Орлов А. Малое предпринимательство: старые и новые проблемы // Вопросыэкономики - 1997 - №410. Посеешь бизнес - пожнешь налоги // Экономика и жизнь - 1998 - 1998 -№2411. Социально - экономическое положение России в 1997 году (материалГоскомстата РФ) // Общество и экономика - 1997 - № 9-1012. Цыганов А. Предприниматель и власть: проблемы взаимодействия // Вопросыэкономики - 1997 - №613. Шулус А. Становление системы поддержки малого предпринимательства вРоссии // РЭЖ - 1997 - № 5-6, 7 14.Инвестиционная поддержка малого предпринимательства // РЭЖ - 1998 - №5




Похожие:

Малый бизнес iconГрафик проведения занятий по общеуниверситетскому факультативу «Малый и средний бизнес в России» кафедры теории и практики взаимодействия бизнеса и власти в 2010/2011 учебном году
Дисциплина «Малый и средний бизнес в России», имеющая статус общеуниверситетского факультатива, предусмотрена в объеме 48 часов (из...
Малый бизнес iconГрафик проведения занятий по общеуниверситетскому факультативу «Малый и средний бизнес в России» кафедры теории и практики взаимодействия бизнеса и власти в 2010/2011 учебном году
Дисциплина «Малый и средний бизнес в России», имеющая статус общеуниверситетского факультатива, предусмотрена в объеме 48 часов (из...
Малый бизнес iconГрафик проведения занятий по общеуниверситетскому факультативу «Малый и средний бизнес в России» кафедры теории и практики взаимодействия бизнеса и власти в 2012/2013 учебном году в Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики»
Дисциплина «Малый и средний бизнес в России», имеющая статус общеуниверситетского факультатива, предусмотрена в объеме 260 часов...
Малый бизнес iconМалый бизнес

Малый бизнес iconМалый бизнес и налоговая политика

Малый бизнес iconМалый Бизнес: проблемы и перспективы

Малый бизнес iconМалый и средний бизнес 2020-2040

Малый бизнес iconМалый бизнес место и роль в экономике

Малый бизнес iconМалый бизнес, его проблемы и перспективы развития

Малый бизнес iconМалый бизнес: особенности и проблемы развития в современной России

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы