Тема: структурно-функциональная организация и механизмы деятельности центральной нервной системы icon

Тема: структурно-функциональная организация и механизмы деятельности центральной нервной системы



НазваниеТема: структурно-функциональная организация и механизмы деятельности центральной нервной системы
Дата конвертации23.07.2012
Размер148,33 Kb.
ТипРуководство
скачать >>>

ФИЗИОЛОГИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ


ЗАНЯТИЕ №1.


Тема: структурно-функциональная организация и механизмы деятельности центральной нервной системы.

Цель занятия: формирование представлений о структурно-функциональной организации ЦНС, рефлекторном принципе ее деятельности.


Вопросы для самоподготовки

  1. Физиологические свойства и функции нейронов и клеток глии. Функции ЦНС. Гематоэнцефалогичесий барьер.

  2. Синаптическая организация ЦНС. Медиаторные системы мозга.

  3. Особенности возникновения и распространения возбуждения в ЦНС.

  4. Современные представления о формах и механизмах торможения в ЦНС. Функциональное значение процесса торможения.

  5. Координационная и интегрирующая деятельность ЦНС. Принцип доминанты.

  6. Понятие о нервном центре. Свойства нервных центров.

  7. Рефлекторный принцип регуляции. Виды рефлексов. Единство и особенности регуляторных механизмов.


Задание для самостоятельной работы и демонстрации.

  1. Определение зависимости времени рефлекса от силы раздражителя (по Тюрку).

  2. Анализ рефлекторной дуги сгибательного рефлекса.

  3. Определение времени ахиллова рефлекса.

  4. Центральное торможение спинномозговых рефлексов (И.М. Сеченов).

  5. Иррадиация возбуждения в ЦНС (опыт со стрихнином).


Обязательная литература

    1. Физиология человека. Под ред. В.М. Смирнова – М., «Медицина», 2001. стр. 29-33, 37-38, 94-113.

    2. Физиология плода и детей. под ред. В.Д. Глебовского. М., «Медицина», 1988, стр. 168-173.

    3. Руководство к практическим занятиям по физиологии. Под ред. Г.И. Косицкого. М., «Медицина», 1988, стр. 95-97, 103-105.

    4. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии: учебное пособие для студентов высшего профессионального образования. Под ред. С.М. Будылиной, В.М. Смирнова 3-е издание. – М. Мздательский центр «Академия» 2010, стр. 39-43, 45-46, 48-50, 52-54.



Контрольные вопросы


  1. В чем заключается преимущество нервной регуляции функций по сравнению с гуморальной?

  2. Какой принцип лежит в основе деятельности ЦНС? Нарисуйте схему его реализации.

  3. Какие нейроны называются полисенсорными? Какие процессы обуславливают их сложную интегративную функцию?

  4. От чего зависит время рефлекса?

  5. Какая форма торможения лежит в основе регуляции деятельности мыщц-антагонистов?

  6. Какой из медиаторов выполняет тормозную функцию на уровне спинного мозга, в синапсах головного мозга? Какие еще медиаторы вам известны?



ЗАНЯТИЕ №2.


Тема: Физиология спинного мозга, структур ствола мозга, участие их в регуляции мышечного тонуса, движений.

Цель занятия: Формирование представлений о физиологической роли спинного, продолговатого, среднего мозга, центральных механизмах регуляции мышечного тонуса.


Вопросы для самоподготовки


  1. Рефлекторная деятельность спинного мозга. Клинически значимые рефлексы. Спинальный шок.

  2. Участие спинного мозга в регуляции мышечного тонуса, роль гамма-эфферентной системы.

  3. Рефлекторная деятельность продолговатого мозга, его роль в регуляции мышечного тонуса.

  4. Структурно-функциональная организация среднего мозга.

  5. Ретикулярная формация ствола мозга: особенности структурно-функциональной организации, восходящие и нисходящие влияния на структуры мозга.

  6. Значение статических и стато-кинетических рефлексов в координации двигательной активности (таблица).

  7. Рефлекторная деятельность ребенка в неонатальном периоде и в грудном возрасте.



Установочные тонические рефлексы (реакции, направленные на сохранение нормального положение тела в пространстве).


  1. Статические рефлексы проявляются при изменении положения, не связанного с перемещением тела:




Рефлексы позы

Выпрямительные рефлексы

Возникают

при изменениях положения головы по отношению к туловищу в пространстве:

с рецепторов лабиринтов,

с проприорецепторов мышц шеи и сухожилий.

при нарушении нормальной позы:

выпрямление головы (с рецепторов лабиринтов), выпрямление туловища

(с рецепторов мышц шеи, кожи, туловища, с рецепторов сетчатки глаза).


Направлены

на сохранение нормальной позы при угрозе ее нарушения

на восстановление нормальной позы в условиях ее нарушения

Выражаются

в перераспределении мышечного тонуса разгибателей, предотвращающем нарушение равновесия.

в последовательном восстановлении нормального положения головы и всего тела в пространстве.




  1. Стато-кинетические рефлексы проявляются при ускорениях прямолинейного и вращательного движений.




Рефлексы при вращении тела

Рефлексы при прямолинейном движении в вертикальном направлении.

Возникают

при вращении тела в пространстве (с лабиринтов полукружных каналов)


при быстром подъеме и спуске – лифтные рефлексы.

при приземлении – рефлексы приземления

(с рецепторов лабиринтов, отолитового аппарата и полукружных каналов).

Направлены

На сохранение положения тела в пространстве при вращательном движении

На сохранение положения тела в пространстве при подъеме, спуске и приземлении

Выражаются

В изменениях тонуса мышц головы и глаз (нистагм глаз, головы), а так же туловища и конечностей

При подъеме – в сгибании и последующем разгибании головы, туловища и конечностей; при спуске – в обратной последовательности тех же реакций; при приземлении – конечности принимают положение, способное поддержать равновесии тела при встрече его с землей.



Задание для самостоятельной работы и демонстрации

  1. Наблюдать явление спинального шока на лягушке.

  2. Изучить различные спинальные (на лягушке) и сухожильные (на человеке) рефлексы.

  3. Изучить установочные рефлексы (рефлексы позы и выпрямительные рефлексы) в опытах на морской свинке.

  4. Наблюдать нарушения статических рефлексов после выключения вестибулярного аппарата (опыт на морской свинке).



Методические указания к заданию № 4

У морской свинки выключают один из лабиринтов. Для этого, положив животное на бок, вливают ему в наружный слуховой подход несколько капель хлороформа и удерживают в этом положении в течение 3-5 минут. Через несколько минут животное начинает поворачивать голову. При попытке вернуть голову в нормальное положение встречаем сопротивление со стороны сокращающихся мышц шеи. Изменяется поза животного и распределение тонуса мышц конечностей. Отмечают появление нистагма и манежных движений. Исследуют шейные и лабиринтные рефлексы поддержания и изменения позы. Обращают внимание на положение глаз при насильственном удержании головы в нормальном положении.

Вливанием хлороформа в другое ухо выключают второй лабиринт. При этом восстанавливается симметрия в распределении тонуса и утрачиваются лабиринтные рефлексы. При опускании животного головой вниз, голова уже не принимает нормального положения – теменем вверх.


Обязательная литература

      1. Физиология человека. Под ред. В.М. Смирнова – М., «Медицина», 2001. стр. 114-129, 150-155.

      2. Физиология плода и детей. под ред. В.Д. Глебовского. М., «Медицина», 1988, стр. 174-179.

      3. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии: учебное пособие для студентов высшего профессионального образования. Под ред. С.М. Будылиной, В.М. Смирнова 3-е издание. – М. Мздательский центр «Академия» 2010, стр. 54-55, 57-58, 60-65.

      4. Руководство к практическим занятиям по физиологии. Под ред. Г.И. Косицкого. М., «Медицина», 1988, стр. 106-114.



Контрольные вопросы

  1. Почему спинальные животные не могут поддерживать нормальную позу?

  2. Какие нейроны спинного мозга участвуют в осуществлении вегетативных рефлексов?

  3. Каковы взаимоотношения ядра Дейтерса и красного ядра ствола мозга, как это влияние отражается на тонусе мышц конечностей?

  4. Почему продолговатый мозг является жизненно важной структурой мозга? Какие центры расположены в нем?

  5. В какой последовательности совершаются выпрямительные рефлексы у кошки в воздухе при падении спиной вниз?

  6. В чем заключается суть и физиологическое значение зрительного нистагма при изменении скорости вращения животного?



ЗАНЯТИЕ №3.


Тема: физиология структур промежуточного мозга, мозжечка, конечного мозга.

Цель занятия: формирование представлений о принципах деятельности надсегментарных структур мозга; процессах управления в живых системах.


Вопросы для самоподготовки:

  1. Функциональная организация и связи мозжечка, его функции.

  2. Таламус – коллектор афферентных путей. Функции различных ядер таламуса. Роль таламуса в интегративной деятельности мозга.

  3. Гипоталамус – высший подкорковый вегетативный центр интеграции соматических, вегетативных, и эндокринных функций организма.

  4. Структурно-функциональная организация лимбической системы мозга. Круг Пейпеца.

  5. Функции базальных ганглиев конечного мозга.

  6. Структурно-функциональная организация коры больших полушарий. Представления о локализации функций в коре. Межполушарные взаимоотношения.

  7. Системный принцип регуляции. Функциональные системы.



Задание для самостоятельной работы и демонстрации

  1. Нарушения двигательной активности лягушки после удаления мозжечка.

  2. Мозжечковые пробы человека.

  3. Электроэнцефалография.



Методическое указание к заданию №1

У лягушки вскрывают черепную коробку. Для этого сначала делают поперечный разрез кожи немного позади носовых отверстий, затем латерально с обеих сторон на 1,5-2 см кзади, кожный лоскут отрезают. Таким же поперечным разрезом рассекают тонкую костную покрышку, для чего кончик лезвия ножа вводят в полость черепа, скользя по внутренней поверхности кости, чтобы не поранить мозг. Поперечным разрезом удаляют этот костный отрезок. Тщательно останавливают кровотечение ватным тампоном. Тонким скальпелем пересекают мозжечок вдоль и одну половину удаляют. Через пять минут после операции наблюдают за поведением лягушки. Отмечают изменение позы в спокойном положении, изменение координации и направления движения при прыжке, плавании.


Методические указания к заданию №2

Мозжечковые пробы

  1. Поза Ромберга (статическая): поставить пятки и носки вместе, закрыть глаза, вытянуть руки, раздвинуть пальцы.

  2. Пальце-носовая проба: сначала с открытыми, а потом с закрытыми глазами указательным пальцем левой и правой руки попадают в кончик носа.

  3. Выявление дизметрии: с закрытыми глазами в позе Ромберга опустить одну руку, затем поднять ее до уровня второй.

  4. Выявление адиадохокинеза: быстро вращать кисти вытянутых рук, при положении мозжечка такие движения будут асинхронными.



Обязательная литература

1. Физиология человека. Под ред. В.М. Смирнова – М., «Медицина», 2001. стр. 129-147, 38-44.

2. Физиология плода и детей. под ред. В.Д. Глебовского. М., «Медицина», 1988, стр. 179-181.

3. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии: учебное пособие для студентов высшего профессионального образования. Под ред. С.М. Будылиной, В.М. Смирнова 3-е издание. – М. Мздательский центр «Академия» 2010, стр. 58-60.

4. Руководство к практическим занятиям по физиологии. Под ред. Г.И. Косицкого. М., «Медицина», 1988, стр. 116-117, 251-252.


Контрольные вопросы


    1. У собаки 2 месяца тому назад удален мозжечок. Какие изменения, симптомы нарушения двигательной функции можно обнаружить у этого животного?

    2. Повреждение какой структуры мозга дает симптомы болезни Паркинсона?

    3. От специфических и неспецифических ядер таламуса к коре больших полушарий направляются нервные волокна. Чем отличается ход этих волокон?

    4. При раздражении какой структуры мозга наблюдается расширение зрачков и глазных щелей, учащение сердцебиения, сужение сосудов и повышение артериального давления, а также увеличивается уровень адреналина, норадреналина в крови, тормозится моторная функция желудка и кишечника?

    5. При раздражении каких ядер гипоталамуса наблюдается у кошки ярко выраженная реакция мнимой ярости, резко увеличивается потребность в воде, возникает жажда?

    6. Какая система мозга оказывает на кору больших полушарий восходящее активирующее влияние, в чем это проявляется на ЭЭГ?

    7. Раздражая электроды, вживленные в мозг, во время глубокого сна, кошка пробуждается, одновременно регистрируются изменения на ЭЭГ. В какие структуры мозга вживлены электроды? Какие ритмы регистрируются на ЭЭГ во время сна у кошки и при пробуждении? Кто впервые провел этот эксперимент?



ЗАНЯТИЕ №4

Тема: нервная регуляция вегетативных функций; методы изучения функций центральной нервной системы.

Цель занятия: формирование представлений об организации и основных функциях вегетативной нервной системы; знакомство с современными электрофизиологическими методами исследования функций ЦНС.


Вопросы для самоподготовки

    1. Структурно-функциональные особенности рефлекторной дуги вегетативного рефлекса.

    2. Роль симпатической системы в регуляции функций организма.

    3. Влияние парасимпатической системы на деятельность внутренних органов.

    4. Особенности вегетативного рефлекса.

    5. Ганглии вегетативной нервной системы, замыкательная и интегративная функции вегетативной нервной системы.

    6. Центры вегетативной нервной системы.

    7. Особенности вегетативной нервной системы детей.

    8. Современные методы исследования функций ЦНС (методы ЭЭГ, метод вызванных потенциалов, микроэлектродная техника, стереотаксическая техника).



Задание для самостоятельной работы и демонстрации


      1. Холодовая проба.

      2. Принципы и техника введения электродов в структуры мозга при помощи стереотаксического прибора.

      3. Познакомиться с принципом и техникой регистрации электрической активности мозга.

      4. Поведенческие и вегетативные реакции кролика при электрической стимуляции различных структур мозга.



Методическое указание к заданию №1

Холодовая проба

В положении больного лежа подсчитывают частоту сердечных сокращений и измеряют артериальное давление. После этого кисть другой руки опускают на 1 минуту в холодную воду (температуры 4 0С), затем вынимают руку из воды и каждую минуту регистрируют артериальное давление и частоту пульса до возвращения к исходному уровню. В норме это происходит через 2-3 мин. При повышении артериального давления более чем на 20 мм рт. ст. реакция оценивается как выраженная симпатическая, менее чем на 10 мм рт. ст. – как умеренная симпатическая, а при снижении давления – как парасимпатическая.


Обязательная литература

  1. Физиология человека. Под ред. В.М. Смирнова – М., «Медицина», 2001. стр. 147-150, 155-179.

  2. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии: учебное пособие для студентов высшего профессионального образования. Под ред. С.М. Будылиной, В.М. Смирнова 3-е издание. – М. Мздательский центр «Академия» 2010, стр. 264-270.

  3. Практикум по нормальной физиологии. Под ред. Н.А. Агажданяна. М., «Высшая школа», 1983, стр. 184-193, 201-204, 205-207.



Контрольные вопросы

  1. При активации какого отдела вегетативной нервной системы наблюдается учащение пульса, дыхания, повышение уровня адреналина в крови, защитных свойств крови?

  2. В чем заключается отличие эфферентной части рефлекторной дуги вегетативного рефлекса от эфферентной части дуги соматического рефлекса?

  3. Где локализуются центры регуляции симпатического отдела, вегетативной нервной системы?

  4. Время какого рефлекса – вегетативного или соматического длиннее?

  5. В каких областях коры больших полушарий регистрируются первичные ответы?

  6. Какие ритмы регистрируются на ЭЭГ в состоянии бодрствования?

  7. Каковы методические возможности метода микроинофореза?



Вопросы коллоквиума

  1. Современные представления о структурно-функциональной организации ЦНС. Физиологические свойства и функции нейронов.

  2. Межнейронные взаимодействия. Виды синапсов, характеристика медиаторов, медиаторные системы мозга.

  3. Особенности возникновения и распространения возбуждения в ЦНС. Процессы гетерогенной конвергенции как основа интегративной функции полисенсорных нейронов.

  4. Современные представления о формах и механизмах торможения в ЦНС. Функциональное значение различных форм торможения.

  5. Основные принципы координационной деятельности ЦНС. Принцип доминанты.

  6. Понятие о нервном центре. Свойства нервных центров.

  7. Рефлекторный принцип деятельности ЦНС (понятие о рефлекторной дуге, рефлекторном кольце). Классификация рефлексов.

  8. Рефлекторная деятельность спинного мозга, участие спинного мозга в регуляции мышечного тонуса. Клинически важные рефлексы.

  9. Рефлекторная деятельность продолговатого мозга, его роль в регуляции мышечного тонуса.

  10. Структурно-функциональная организация среднего мозга. Статические и стато-кинетические рефлексы.

  11. Ретикулярная формация ствола мозга (И.М. Сеченов, Г. Мэгун, Д. Моруцци). Нисходящие и восходящие влияния ретикулярной формации на структуры ЦНС.

  12. Мозжечок, его функции.

  13. Таламус – коллектор афферентных путей. Функциональная характеристика ядер таламуса, их роль в интегративной деятельности мозга.

  14. Гипоталамус – высший подкорковый центр интеграции соматических, вегетативных и эндокринных функций организма.

  15. Участие базальных ядер в формировании мышечного тонуса и сложных двигательных программ.

  16. Структурно-функциональная организация коры больших полушарий, характеристика корковых полей. Понятие о функциональной ассиметрии полушарий.

  17. Основные физиологические свойства вегетативной нервной системы. Особенности дуги вегетативного рефлекса.

  18. Вегетативные ганглии, их замыкательная функция.

  19. Влияние симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы на функции организма, их относительный антагонизм.

  20. Вегетативные рефлексы. Центры регуляции вегетативных функций, их иерархия.



Семинарского занятия по теме

По теме: «Физиология эндокринной системы»

Цель занятия: Сформировать у студентов представления об основных особенностях эндокринной регуляции, механизмах действия гормонов, роли отдельных желез внутренней секреции в жизнедеятельности организма.


Вопросы для реферативных докладов

  1. Понятие о железах внутренней секреции, эндокринной системе, гормональной регуляции.

  2. Функциональное значение гормонов, их структурно-функциональная характеристика.

  3. Этапы биологической жизни гормонов, их основные свойства.

  4. Механизмы действия гормонов (прямое действие), рецепторы гормонов.

  5. Непрямое действие гормонов.

  6. Взаимоотношения желез внутренней секреции, механизмы их саморегуляции.

  7. Методы исследований желез внутренней секреции.

  8. Гипоталамо-гипофизарная система ее структурно-функциональная организация. Характеристика гипоталамо-заднегипофизарной системы и ее гормонов. Гормоны нейрогипофиза у детей.

  9. Характеристика гипоталамо-переднегипофизарной системы, физиологическая роль ее гормонов. Гормоны аденогипофиза у детей.

  10. Эндокринная функция поджелудочной железы и ее роль в регуляции обмена веществ.Особенности функционирования поджелудочной железы у детей.

  11. Щитовидная железа, ее гормоны, механизмы действия их на обменные процессы, функции организмов. Значение гормонов щитовидной железы в прцессах ростаразвития и дифференциации тканей у детей.

  12. Физиология паращитовидных желез, особенности секреции их гормонов у детей.

  13. Физиология надпочечников, их структурно-функциональная характеристика у детей. Роль гормонов мозгового вещества надпочечников. Особенности секреции катехоламинов у детей.

  14. Гормоны коркового слоя надпочечников, регуляция их образоваия, физиологическая роль. Особенности коры надпочечников, секреция ее гормонов у детей.

  15. Характеристика и физиологическая роль женских половых гормонов. Гормоны плаценты. Особенности развития, функционаривания яичников у девочек.

  16. Мужские половые железы, гормоны, их физиологическое значение на разных этапах онтогенеза.

  17. Понятие о тканевых гормонах, антигормонах. Физиологическая роль эпифиза и его гормона.



Вопросы для самоконтроля

  1. Что является точкой приложения гормонов?

  2. Могут ли гормоны животных действовать в организме человека?

  3. Где вырабатывается соматотропный гормон?

  4. Назвать гормоны-либерины, статины.

  5. На какие органы действует адренокортикотропный гормон?

  6. Какие гормоны относятся к гонадотропным?




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Тема: структурно-функциональная организация и механизмы деятельности центральной нервной системы iconТема: Структурно-функциональная организация и механизмы деятельности центральной нервной системы
Цель занятия: Формирование представлений о структурно-функциональной организации цнс, рефлекторном принципе ее деятельности
Тема: структурно-функциональная организация и механизмы деятельности центральной нервной системы iconКалендарный план практических занятий по анатомии человека для студентов 1 курса эколого-биологического факультета по специальности «биологи-бакалавры»
Функциональная анатомия центральной нервной системы. Функциональная анатомия периферической и вегетативной нервной системы
Тема: структурно-функциональная организация и механизмы деятельности центральной нервной системы iconНейронные комплексы и их роль в деятельности центральной нервной системы
Нервная клетка является простейшей структурной и функциональной единицей нервной системы 
Тема: структурно-функциональная организация и механизмы деятельности центральной нервной системы iconОбщая физиология центральной нервной системы и Высшей нервной деятельности

Тема: структурно-функциональная организация и механизмы деятельности центральной нервной системы iconОбщая физиология центральной нервной системы
Понятие о процессах возбуждения и торможения в центральной нервной системе. Виды торможения в ц н с
Тема: структурно-функциональная организация и механизмы деятельности центральной нервной системы iconКонтрольная работа по предмету «Теория физкультурно-спортивной деятельности»
Регуляция деятельности организма: гуморальная и нервная. Особенности функционирования центральной нервной системы
Тема: структурно-функциональная организация и механизмы деятельности центральной нервной системы iconДубынин Вячеслав Альбертович, д биол н., ст н. с. Физиология центральной нервной системы. Часть I. Общая физиология нервной системы учебное пособие
Биологический факультет мгу им. М. В. Ломоносова и кафедра психологии Московского экономико-лингвистического института
Тема: структурно-функциональная организация и механизмы деятельности центральной нервной системы icon«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия»
Микроструктура нервной ткани; онтогенез цнс; строение цнс; проводящие пути цнс и черепные нервы; вегетативная нервная система. Основная...
Тема: структурно-функциональная организация и механизмы деятельности центральной нервной системы iconАнатомия центральной нервной системы
Нервные волокна белого вещества делят на ассоциативные, комиссуральные и проекционные
Тема: структурно-функциональная организация и механизмы деятельности центральной нервной системы iconС. П. Боткин – выдающийся русский врач и ученый
Исследование влияния центральной нервной системы, "психического фактора" в развитии болезней
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы