Понятие и признаки государства icon

Понятие и признаки государства



НазваниеПонятие и признаки государства
Дата конвертации29.07.2012
Размер186.02 Kb.
ТипРеферат
Понятие и признаки государства


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВЫСШЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ , УПРАВЛЕНИЯ И ПОЛИТОЛОГИИ КУРСОВАЯ РАБОТА Студента группы Ю-12Д Юрова Алексея Васильевича По курсу : «ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА» На тему :«ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА» Консультант: доктор юридических наук Губанов Андрей Васильевич г. Москва 15.04.1999г. СодержаниеI. ВведениеII. Понятие и признаки 1. Что такое государство? 2. Этапы развития государства 3. Признаки и функцииIII. Проблемы российской государственности 1. Президентская или парламентская система? 2. Зависимость против независимости 3. Форма и содержаниеIV. ЗаключениеV. Литература I. Введение Любое государство создается самим народом для того, чтобы возложить нанего функцию организации самозащиты. Выбор формы правления, политическогорежима происходит взависимости каких-либо особенностей; географических,климатических, исторических условий. Государство представляет собой совокупность людей, соединившихся водно целое под эгидой ими же установленного общего закона и создавшихсудебную инстанцию, правомочную улаживать конфликты между ними и наказыватьпреступников. От всех прочих форм коллективности (семей, господскихвладений) государство отличается тем, что лишь оно воплощает политическуювласть, т.е. право во имя общественного блага создавать законы длярегулирования и сохранения собственности, а также право применять силуобщества для исполнения этих законов и защиты государства от нападенияизвне. Кризис политической власти в России заставил многих пересмотреть своивзгляды на демократическое государство. СССР существовал за счет жесткойидеологии, тоталитарного режима. Когда же Горбачев попытался привнестидемократические принципы (реально), советская система рухнула. Попыткапостроить западную демократию привела к тому, что мы имеем сегодня. На фоневсего этого важно разобратся хотя в понятии самого государства и выяснитьналичие государственных перспектив у России. II. Понятие и признаки 1. Что такое государство? Государство - основной институт политической системы общества,организующий, направлябщий и контролирубщий совместнуб деятельность иотношения людей, общественных групп, классов и ассоциаций. Государствопредставляет собой центральный институт власти в обществе иконцентрированное осуществление этой власть политики. Поэтому три явления —государство, власть и политика отождествляются. Теория государстваохватывает три группы генетических и функциональных проблем, связанных стриединой основой происхождения, формирования и существования государства :1) общественной, 2) классовой и 3) политико-правовой и организационно-структурной основой гос. деятельности, “государственным формализмом”(Гегель). В зависимости от акцента на одной из этих основ сложились три различныхподхода к исследованию государства: 1. политико-философский или политико-научный, идущий от античной традиции, при котором государстворассматривается как средство решения “общих дел” (Республика) ирегулирования отношений правителей (власти) и народа (общества), а такжекак средство, обеспечивающее политическую жизнь самого народа и человека(Аристотель); 2. классовый как порождение разделения общества на классы иорудие классовой борьбы, согласно марксистской традиции: “Государство естьмашина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы держать вповиновении одному классу прочие подчиненные классы” (В. И. Ленин) иопределению Ф. Энгельсом государства как “... государства самогомогущественного, экономически господствующего класса, который при помощигосударства становится также политически господствующим классом иприобретает таким образом новые средства для подавления и эксплуатацииугнетенного класса”; 3. правовой или организационно-структурный — какисточник права и закона, организующее жизнь общества и деятельность самогогосударства и его структур в системе политических и общественных отношений. Таким образом, выделяются три ряда политических отношений, которыеохватывает государство, и три его основные функции: организационная,управляющая, преследующая общие цели — сохранения и жизнедеятельности,достижения общего блага, единства, установления порядка, регулированиявзаимоотношений государства и народа, нации, этноса; специфическая функциягосподства и подавления, государство выступает не только как средствоборьбы и усмирения, но и как источник конфликтов в отношениях междуклассами и государством; функция “юридического государства” — создаватьправовую систему и управлять ею, регулировать работу государственногоаппарата и отношения государства и общества со всеми присущими емуобщественными отношениями (социальными, экономическими, правовыми и др.) 2. Этапы развития государства История государства — сложный и многообразный процесс, опосредованныймногими историческими, региональными особенностями каждой эпохи, спецификойлокальных цивилизаций (греко-римской, древневосточных, средневековых эпохна Востоке и на Западе), общественно-экономических формаций и другимифакторами. Тем не менее возможна обобщенная генетическая и историческаясхема эволюции государства, состоящий из нескольких основных этапов. I этап. На ранней стадии становления государства сохраняются остаткипервобытной (военной) демократии, чередуются ( в античной Европе)республиканские и монархические, деспотические режимы и формы правления. Внеполно сформированном обществе резко дифференцируются не классовыеструктуры, а существуют членения на свободных и несвободных, т. е. насвободных граждан — членов общества, которые делятся в свою очередь наклассы (родовая знать, свободные ремесленники, крестьяне, торговцы, воины,представители мира искусства — скульпторы, художники, поэты) с очевиднымделением на правящую верхушку общества и подчиненные низы (в Риме делениена патрициев и плебеев) и рабов, а также различные категории полусвободных.Это еще не сложившееся общество поскольку экономическая деятельность(основное производство, часть торговли и ремесел) была уделом несвободных,не входивших в общество, не имевших ни гражданских, ни политических прав.Две функции государства четко различаются — устройство общих дел всообществе свободных и господство- подавление по отношению к порабощенным.Вождизм, унаследованный от первобытных форм власти, закрепляется вмонархических и имперских формах, переходящих и в следующий этап развитиягосударства. II этап. Средние века и начало Нового времени (XVI в.). Сохраняетсясильная деспотическая, монархическая власть с преобладающими отношениямигосподства и владения: страна и поданные (народ) — собственность монарха(“государевы люди”). Разрушенные, но еще сохраняющиеся по типу отношенийкровно-родственные связи порождают власть сеньореального вида, связывающуюсеньора и его вассалов. Сильная деспотическая власть и государствоотождествляются, доминирует абсолютистская, монархическая форма правления.На Востоке и на Западе сохраняются формы неэкономического принуждения.Государство доминирует в обществе, как и дисциплина страха. Начиная с XIIIв. в Европе и на основе ее истории на протяжении последних трех столетийэтого периода постепенно формируются предпосылки и основы государстваНового времени. Ведущим процессом развития государства стала концентрациявласти на расширяющейся социальной и экономической базе, вплоть дозаполнения всего пространства политических отношений. Этот процесс опиралсяна овладение государством властью принадлежащей ему территории (устранениеполицентризма власти, феодальной разобщенности провинций, объединениеземель) вместе с централизацией и концентрацией власти и её прогрессирующейдеперсонализацией, т. е. замену отношений личной вассальной преданностимонарху и, в целом, отношений вассалитета организованным государственнымаппаратом управления, в котором ведущую роль играли не отношения личнойзависимости, а служебные отношения и функции, т. е. политическаяорганизация власти. Более ранняя инициатива церкви — организоватьполитическое единство Запада и отдельных стран на религиозной основе последлительной борьбы светской и церковной власти была преодоленагосударственным строительством на экономической и социально-политическойоснове. Отсюда и возникает государственно- территориальная пространственнаяорганизация общества с институциональной, а не личной дисциплиной. III этап. В то время, как на Востоке закреплялись монархические иимперские формы государства, стабилизировались архаические общественныеструктуры со значительной долей личной (рабской или крепостной)зависимости, неэкономическим принуждением, военно-феодальными политическимиструктурами власти и на значительных пространствах и у многих народов ещене существовало никаких развитых форм государственности, в Европезавершался процесс образования наций, формирования общенационального рынка,языковой и культурной консолидации большинства стран. XVII в. стал периодомподготовки гражданского общества со сформированными социальными иклассовыми структурами, сложившимися товарно-денежными отношениями,изживавшимися остатками неэкономического принуждения. Среди многихисторических изменений этого процесса — формирование личности нового типа,выход из хаоса феодальных усобиц и межгосударственных войн — одно изосновных — образование равной государству, уравновешивающей его власть,стороны политических отношений — общества суверенного народа, котороевысвобождается из-под гнета государства и способно стать равным емупартнером, участником политического прогресса и вступать в договорные(конституционные) отношений с центральной властью. Начавшаяся за много столетий до того борьба за права и свободы человека,равенство и равноправие общества получила новый импульс, ускорившийформирование общества и государства. Активизируется идея гражданскогоразвития общества и преобразования власти государства: абсолютизма какодной из его форм правом, разумом, превращая его в правовое государство.Полного развития гражданские отношения достигли много позже. Но становлениегосударства Нового времени гражданская, культурная, экономическаяконсолидация и унификация общества оставались господствующей, но неединственной тенденцией, как и создание унитарного (единообразного)государства. Не менее древней традицией было создание многонациональныхимперий из главенствующего, центрального государства — метрополии инескольких или многих присоединенных, присоединившихся или завоеванныхстран или народов, не успевших построить собственную государственность либоутративших её. Имперские образования нестойки, хотя могут просуществоватьдостаточно долго (Римская, Византийская, Российская империи). Причины ихраспада многообразны (внешние завоевания, внутреннее социальноеразложение), но в этих процессах неизменно обнаруживается тенденция кобразованию национального государства, т. е. к выделению из имперскогоцелого (союза, конгломерата, колониальной структуры). Самостоятельноегосударство наиболее пригодно для развития этнической общности,консолидирующейся в нацию. Эта закономерность особенно отчетливо сказаласьв XX в. — Эпохе общемировой интенсификации общественного, экономического инационального развития, разрушившего последние империи. Если имперское государство — отвергнутая историей альтернативаунитарному государству, то федеративное или конфедеративное устройствогосударства оказалось жизнеспособным и отвечающим требованиямобщественного, политического, экономического и культурного развития.Федеративное государство — наилучший выход их конфликта между унитарностью,господством центра и подчинением окраины, неравномерностью процессовразвития и стремлением к национально-государственному обособлению частейуже сложившегося государства. Федерация в этом смысле — это реализациясвободы и взаимодействия одновременно. Она становится прообразом следующейстадии общественного и политического развития — интеграции государства —экономической, политической, культурной, союза социально однородных иравноправных государств, объединения нового, неимперского типа, такого, какевропейская интеграция.IV (современный) этап эволюции государства отмечен расширением федеративныхи конфедеративных процессов, борьбой за и против таких объединений ипоявлением условий для новой, современной государственности и первыхинтеграций. Эти условия включают: углубление демократического процесса,создание основ гражданского общества и правового государства, нового,динамического типа социального и экономического развития на новойматериальной основе; формирование динамических, способных на быстрые иадекватные ответные реакции на изменение условий и окружения механизмовстабилизации государства, восстановление равновесия сил и порядка вобществе; стабильность государства благодаря равновесию власти и общества,возможность политического единства государства. 3. Признаки и функцииГосударство всех времен и типов характеризуется рядом устойчивых,общеисторических признаков и функций. К ним относятся: обязательноеформирование правящих сил на той или иной социальной и классовой основе;наличие характерной политической организации — политической системы,структур центральной и периферийной власти и отношений между ними;обязательное расширение государственной территории в связи с осуществлениемего внешнеполитических функций; ряд обязательств перед страной и народом:поддерживать внутренний мир и порядок, защищать подвластную территорию,регулировать классовые, социальные, национальные, экономические отношения,преследовать цели общего блага; ряд монопольных прав: монополиянеэкономического принуждения, исключительное право издавать обязательныедля всех законы, исключительное право эмиссии денежных знаков, правоопределять и взымать налоги и сборы, выпускать займы и т. д. III. Проблемы российской государственности 1. ПРЕЗИДЕНТСКАЯ ИЛИ ПАРЛАМЕНТСКАЯ СИСТЕМА? Одна из наиболее живо дискутируемых проблем - сравнительные достоинства инедостатки президентских и парламентских систем с точки зрения перспективдемократического развития . Значение этого аспекта трудно переоценить. В выборе институтов нетничего более важного, чем форма правления: президентская,полупрезидентская, парламентская или какая-то гибридная. Выбор политическихинститутов особенно важен в период перехода к демократии. Принципиально важны различия между главами исполнительной власти всоответствующих системах: президентами и премьер-министрами. Президенты,сочетающие церемониальный блеск главы государства и реальнуюадминистративную власть, превращаются в полусакральные фигуры, в отличие отдаже весьма популярных премьеров. Для полноты картины добавим, чтопрезидент обычно - верховный главнокомандующий и порой лидер правящейпартии ( партийной коалиции). Есть и другие точки зрения, особенно когда речь идет о новыхдемократиях. В частности, отмечают, что в «третьем мире» выживаемостьпарламентских демократий немногим выше, чем президентских. В отношении бывших социалистических стран полемика идет в ином русле.Говорят о малопродуктивности жёсткого противопоставления президентских ипарламентских систем, необходимость более тонкого и дифференцированногоподхода к сложным политическим процессам в постсоциалистическом мире,отдавая должное вкладу восточноевропейских президентов в укреплениедемократических основ новой власти. С одобрением отмечают, что в последниегоды предметом анализа и обсуждения стали и промежуточные формы -полупрезидентские республики и парламентские режимы с сильнойисполнительной властью ( типа аденауэровской «канцлердемократии»). Этоособенно важно для понимания происходящего в бывшем социалистическомлагере. Ведь постсоветские и постюгославские государства выбрали - пустьформально - полупрезидентские режимы, а страны Центральной Европы -парламентские системы, во многом похожие на немецкую. Тем не менее многие признают, что, хотя формальные различия вконституционном устройстве постсоциалистических государств, возможно, нестоль велики, в реальной жизни они движутся в разных направлениях. В товремя как в Центральной Европе все попытки президентов увеличить своювласть жестко блокируются правительствами и парламентами, в бывшихСоветском Союзе и Югославии президенты уверенно поднимаю оппонентов.Вероятно, существует невидимая грань, за которой объём президентскихполномочий становиться губительным для зарождающихся демократий. Всё же большинство исследователей скептически оцениваютдемократический потенциал президентских систем. Они констатируют, что послевторой мировой войны в демократическом мире нормой был парламентаризм.Однако в 80-е и 90-е гг. Новые демократии в Латинской Америке, Азии,Восточной Европе и бывшем Советском Союзе, за редкими исключениями,выбирают президентскую республику. Специалисты ставят под сомнениеразумность этого выбора, приводя следующие доказательства. Между 1973 и 1989 гг. в 77 из 168 государств хотя бы в течении одногогода существовали демократические режимы. Если исключить из их числа 24старые демократии, входящие в Организацию экономического сотрудничества иразвития, то остаётся 53 страны. 28 из них были парламентскимиреспубликами, 25 - президентскими. На протяжении рассматриваемого периода(1973-1989 гг.) демократиями в течении десяти лет подряд оставались 17 из28 парламентских республик (67%) и только 5 из 25 президентских(20%).Другими словами, уровень выживаемости парламентских демократий был в3 раза выше, чем президентских. Та же тенденция проявляется в 93 государствах, получивших независимостьмежду 1945 и 1979 гг. В 80-е гг. только 15 из них можно былоклассифицировать как устойчиво демократические. Все они входили в число 41государства, которые в момент обретения независимости избрали парламентскуюформу правления. Среди 52 стран, которые выбрали другие формы организации(36 - президентские республики, 3 - полупрезидентские республики, 13 -монархии), ни одна не достигла стадии устойчивой демократии.Конечно эти цифры не надо абсолютизировать. В частности, на корректностьсравнений влияют следующие обстоятельства. Если оставить в сторонепостсоциалистический мир, то президентские системы чаще других выбираютлатиноамериканские и африканские государства с их тяжелым грузомнерешенных проблем, оставшихся от прошлого. Парламентской системе отдаютпредпочтение в Европе и бывших британских колониях (среди них многоостровных мини-государств с населением более полумиллиона человек), где,как правило, существуют более благоприятные условия для утверждениядемократических институтов. 2. ЗАВИСИМОСТЬ ПРОТИВ НЕЗАВИСИМОСТИ. Эти важные поправки существенно корректируют, но не перечеркиваютсравнения, которые остаются не в пользу президентских республик. Стольразные судьбы политологи объясняют большей открытостью, гибкостью,профессионализмом парламентских систем: правительство, опирающееся наполитическое большинство; большая управляемость в условияхмногопартийности4 для глав правительств - возможность и необходимостьдействовать строго в конституционных рамках; длительные политическиекарьеры, позволяющие накопить опыт и наладить отношения. Рассмотрим этиважнейшие отличия двух систем подробнее. Опора на большинство в парламенте развязывает правительству руки,избавляет его от необходимости искать сомнительные, обходные пути. Этаобычная практика в парламентских республиках для президентских режимовчасто остаётся недосягаемой мечтой. Возьмем страны «третьего мира», гдехотя бы существовало демократическое правление в период 1973-1987 гг. Впарламентских демократиях правительства опирались на поддержку большинствазаконодателей 38% пребывания у власти, в президентских - 48%. Другимисловами, большую часть времени президентские кабинеты были правительствамименьшинства, не имеющими поддержки парламента. В парламентских системах многопартийность осложняет, но не отравляетжизнь. Даже небольшие партии, входящие в правящую коалицию, представлены вправительстве и заинтересованы в его выживании. Вкушая плоды власти, они несклонны раскачивать лодку. Так, с 1945 по 1987 г. в индустриально развитыхдемократиях парламентского типа 111 из 345 были правительствами меньшинствасо среднем сроком жизни 14 месяцев. Тем не менее ничего страшного непроизошло, политические системы справились с повышенной нагрузкой безособого труда. В президентских системах стимулы для межпартийного сотрудничествагораздо слабее. В отличии от коалиционного правительства президентствонеделимо. Президент может пригласить членов других партий в свой кабинет,но на индивидуальной основе, не как участников коалиции. Поэтому логикаборьбы за власть быстро выталкивает парламентариев, порой включаяоставшихся за бортом администрации депутатов от правящей партии в рядаоппозиции. Происходит взаимоблокировка, парализующая власть. Суть парламентаризма - взаимозависимость исполнительной изаконодательной власти. Премьер и его (её) правительство не могут выжитьбез хотя бы пассивной поддержки парламентского большинства. Скованные однойцепью - исполнительная власть в праве распустить парламент, а парламент вправе выразить недоверие правительству, - они застрахованы от патовыхситуаций. Суть президентской системы - независимость ветвей власти друг от друга.Президент и парламент избирается народом со своими самостоятельнымимандатами на фиксированный срок. Если они сойдутся в клинче, как нередкобывает, из него почти невозможно выйти законным путем. Не имеющийпарламентского большинства президент испытывает сильный соблазн править припомощи декретов в обход парламента. В свою очередь парламенту, чтобы убратьполитически изолированного или действующего в разрез с Конституциейпрезидента, надо прибегнуть к сложной политико-судебной процедуре(импичменту), успешно осуществление которой требует мобилизации всехвластных ресурсов. Поэтому в президентских системах велик риск прогрессирующей эскалациикризиса: социально-экономического - в политический, конституционного - вкризис власти. Поэтому в поисках выхода конфликтующие стороны, лишенныезаконных средств, часто апеллируют к армии. Поэтому неизменным спутникомпрезидентских режимов являются военные перевороты. Парламентские системы создают более благоприятные условия дляпрофессиональной политической карьеры. Президентские министры приходят иуходят и обычно не возвращаются. Если взять все министерские назначения вЗападной Европе, Соединенных штатах и Латинской Америке с 1950 по 1980 г.,то процент «долгожителей», не единожды занимавших министерский пост, впарламентских демократиях почти в три раза выше, чем в президентских.Парадоксально, но факт: в парламентских кабинетам люди почти каждый раззадерживаются почти в два раза дольше, чем в президентских. Объяснение простое. Часто не имеющие парламентского большинствапрезиденты вынуждены менять своих министров как перчатки, чтобы умаслитьзаконодателей и заручится их поддержкой по наиболее важным для себявопросам. На протяжении президентства такие ситуации возникают снова иснова, и всякий раз приходиться приносить кого-то в жертву. В парламентских системах сами министры являются важным факторомстабильности. Представляя свои партии в коалиционных кабинетах, онискрепляют политическое большинство. Для их ухода из правительства нужныочень серьёзные основания (личные причины, внутрипартийная борьба, переходпартии в оппозицию). Правда, и у президентских систем есть свои преимущества. Экспертыобращают наше внимание на такие их характеристики, как прямой избраниеглавы исполнительной власти всем населением страны, более широкиевозможности волеизлияния граждан, открываемые сочетанием президентских ипарламентских выборов, раскрепощённость законодателей, не несущих прямойответственности за действия правительства. 3. Форма и содержаниеИзъяны президентских режимов заставляют искать спасительные рецепты.Некоторые предлагают начать оздортвление систем с сокращения числапарламентских партий путем изменения избирательного законодательства. Приэтом они считают необходимым не терять чувство реальности, посколькуискусственное насаждение двухпартийной системы может принести только вред.Действительно, партии являются живыми образованиями, продуктомисторического творчества и плохо поддаются одминистративному воздействию. Сравнивая различные политические системы, кое-кто отдает предпочтениеполупрезидентской. С практичечкой точки зрения проблема заключается вограниченности опыта успешного функчионирования полупрездентских систем(Франция и Финляндия). Еще более радикальным решением явлется движение отпрезидентства к парламетаризму. Его шансы на успех тоже во многомопределяются состоянием партийной системы. Чем сильнее и дисциплинированнееполитические партии, тем лгче перейти к парламентской системе. Несмотря на все противопоказания, многие постсоциалистические странывыбрали президентскую форму правления. Вряд ли это можно объяснить лишьнезнанием прецедентов. В сторону президентства постсоциалистический мирразворачивали мощные силы. Кдюч к пониманис их природы дает анализ степенипреемственности на уровне элит. Чем она выше, чем прочнее позиции старойноменвлатуры в новой системе влати, ткм вероятнее выбор президентскоймодели политического устройства. Симпатии к президентству или парламентаризму определяются логикоя борьбыза властные ресурсф. Представители старых элит, поднаторевшие в коридорахвласти, предпочитабт президентство, потому сто так легче держать все подконтролем, не поднуская чужаков. Новые люди, поднявшиеся наантикоммунистической волне, выбирают парламентскую систему, поскольку онаим открывает более широкие возможности доступа к власти. В итоге, кто и начем делает акцент, определяет перспективы демократии. Многочисленные неконсолидированные демократии, существующие всовременном мире, являют собой пеструю картину. В половиненеконсолидированных демократий политичечкие и гражданские права в основномсводятся к более или меннее свободным выборам. Все остальное — ваастьзакона, права собственности, разделение властей, свобода слова, собраний,вероисповедания — не гарантировано. Это т. н.”нелиберальные демократии”. Наосновании исторического опыта Запада можно утвержрать, что конституционныйлиберализм заложил прочные основы современной демократии, но “нелиберальныедемократии” не создают предпосылок для утверждения гражданских прав исвобод. Российская “суперпрезидентская” республика скорее относится к“нелиберальным демократиям”. Специалисты определяют ее как“делегированную”, т. е. внешне похожую на современную представительнуюдемократию, но по сути далекую от нее. Она соответствует минимальнымформальным критериям демократического устройствва, но по своей политическойпрактике больше напоминает авторитаризм. Разработанная не латиноамериканском материале концепция “делегированнойдемократии” сфокусирована на фигуре законно избранного президента, высоковознесшегося над партиями, парламентом, судом, другими политическимиинститутами. Он — воплощение нации и правит по своему усмотрению.Фактически он не подотчетен некому, поскольку существующие институтыслишком слабы, стобы уравновешивать и контролировать президентскую власть.Ближайшими родственниками таких режимов являются цезаризм, каудилизм,бонапартизм, что говорит само за себя. IV. Заключение Государство возникает из предгосударственных форм власти вождя племениили союза племен, шамана, жреца вместе с образованием общества, т. е.упорядоченной свокупности далее вместе с общественным разделением труда,появлением частной собственности, социальной дифференциацией членовобщества и образованием классов, а следовательно, вместе с отношениямиимущественного, социального и функционального неравенства и возникновениемполитики, организующей и регулирующей общественные отношения и ее новойинституциональной формы — власти с органами управления и контроля. Таким образом, государство — результат и фактор общественного развития,одновременного формирования политической и социальной организации общества.В условиях особой опасности народ, как правило, выбирает тоталитарный типгосударства. Важно отметить, что основными функциями государства являются —охранительная и управленческо-обеспечительная. Менее чем за десятилетие Россия сполна познала все прелести “сильного”президентства отечественного образца. Даже если абстрагироваться отличности Бориса Ельцина, остается фундаментальная проблеманеконтролируемой, нестабильной и неэффективной власти. В условияхсистемного кризиса общества она представляет собой постоянный источникповышенной опасности. Политологи полагают, что российская демократия вращается в порочномкругу. Она порождается слабостью демократических ценностей, норм,институтов и консервирует это состояние. Даже президенты мало что могутизмения, ибо они всесильны и бессильны одновременно. Следует отметить: для каждой нации, народа есть свои губительные формыгосударственности. Особенности государственности или становления каких-либоформ государства следует искать в итории того или иного народа, в егоменталитете. V. Литература Лекции Губанова Андрея Васильевича1. «Основы государства и права» под ред. О. Е. КутафинаЮрист 1996г.2. А. И. Демидов, А. А. Федосеев «Основы политологии» М. 1995г. 3.«Политология на российском фоне» - Учебное пособие( РАУ; Москва( Изд(«Луч»( 1993 г( 4( «Политология» - под. ред. Д( С( Клементьева; Москва( Изд( «Знание»(1997 г(5. Лазарев В.В. «Общая теория права и государства» Москва 1996г.6. Хропанюк В.Н. «Теория государства и права» Москва 1996г.7. Лившиц Р.З. «Современная теория права» Москва 1996г.8. Марченко М.Н. «Теория государства и права» Москва 1996г.




Похожие:

Понятие и признаки государства iconМосковский государственный институт
Понятие государства. Основные подходы к определению государства. Сущность государства. Признаки государства
Понятие и признаки государства iconВопр ос ы к зачету по «теории государства и права» – 1 мо
Понятие и отличительные признаки органа государства. Классификация органов государства
Понятие и признаки государства iconВопр ос ы к зачету по «теории государства и права» – 1 мо
Понятие и отличительные признаки органа государства. Классификация органов государства
Понятие и признаки государства iconМетодические указания Цель семинара дать характеристику государства как особой формы общности людей. Для этого необходимо рассмотреть различные определения государства, существовавшие в разные исторические периоды и показывавшие сущность государственной организации.
Понятие государства. Основные подходы к определению государства. Сущность государства. Признаки государства
Понятие и признаки государства iconСущность, основные признаки и функции государства. Причины и условия его возникновения
В этом значении говорят, например, о российском, американском, немецком и др государствах. Однако данное определение не раскрывает...
Понятие и признаки государства icon1. Право: понятие и признаки. Функции права. Право
Предмет и методы исследования: 1) исходя из функций теория государства и права проявляет взаимодействия общества с государством и...
Понятие и признаки государства iconФормы государства
Цель данной работы — показать, как связаны формы государства с его историческим типом, раскрыть само понятие “формы государства”,...
Понятие и признаки государства iconИдеи правового государства и его основные признаки
Взгляды современных исследователей государства и права на проблему правового государства
Понятие и признаки государства iconКонтрольная работа по дисциплине «Правоведение» на тему «Понятие и признаки юридического лица. Брачно-семейные отношения: понятие и правовое регулирование»
«Понятие и признаки юридического лица. Брачно-семейные отношения: понятие и правовое регулирование»
Понятие и признаки государства iconСодержание Стр. Теория Сущность, основные признаки и функции государства. Причины и условия его возникновения Формы государственного правления и формы государственного устройства.
Формы государственного правления и формы государственного устройства. Понятие правового государства
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы