Журнально-публицистическая деятельность М. Б. Салтыкова-ЩедринаПодготовил: студент 3-его курса озотюрин Р. Ю. Публицистическая и редакторская деятельность М. Е. Салтыкова Щедрина в«Отечественных записках» явилась новым этапом той работы, которую он началеще в «Современнике» icon

Журнально-публицистическая деятельность М. Б. Салтыкова-ЩедринаПодготовил: студент 3-его курса озотюрин Р. Ю. Публицистическая и редакторская деятельность М. Е. Салтыкова Щедрина в«Отечественных записках» явилась новым этапом той работы, которую он началеще в «Современнике»



НазваниеЖурнально-публицистическая деятельность М. Б. Салтыкова-ЩедринаПодготовил: студент 3-его курса озотюрин Р. Ю. Публицистическая и редакторская деятельность М. Е. Салтыкова Щедрина в«Отечественных записках» явилась новым этапом той работы, которую он началеще в «Современнике»
Дата конвертации23.07.2012
Размер70,08 Kb.
ТипРеферат
Журнально-публицистическая деятельность М.Б. Салтыкова-Щедрина


Воронежский государственный университетФакультет журналистикиРЕФЕРАТ НА ТЕМУ: Журнально-публицистическая деятельность М.Б. Салтыкова-ЩедринаПодготовил:студент 3-его курса ОЗОТюрин Р.Ю. Публицистическая и редакторская деятельность М.Е. Салтыкова Щедрина в«Отечественных записках» явилась новым этапом той работы, которую он началеще в «Современнике». В «Отечественных записках» сатирик работал 16 лет, с1868 по 1884 г.; его произведения появлялись почти в каждой книжке и вомногом определяли характер и на правление журнала. Начиная свое сотрудничество в «Отечественных записках», писательопубликовал в 1868—1869 гг. два цикла: «Признаки времени» и «Письма опровинции». И в том и в другом произведении Салтыков-Щедрин, как бы подводяитог прожитому после реформы десятилетию, ставит вопросы: что изменилось вжизни России после реформы 1861 г.? Почему общественный подъем 60-х годовне принес ожидаемых результатов? В чем причина неудачи революционногодвижения? Эти проблемы волновали всех сотрудников «Отечественных записок» иих читателей. Салтыков-Щедрин увидел причину неудачи борьбы против самодержавия втом, что слишком неоднородно было «движение реформаторов», как он условноназывал движение 60-х годов. Хотя крепостное право юридически было отменено, пережитки феодализмаоказались настолько живучими, что сатирик имел полное право признать:крепостное право живет во всем — «в нашем темпера менте, в нашем образемыслей, в наших обычаях, в наших поступках. Все, на что бы мы ни обратилинаши взоры, все из него выходит и на него опирается» (т. 7, с. 150). Оценивая другие реформы 60-х годов, Салтыков-Щедрин так женедвусмысленно раскрыл их крепостническую сущность. Салтыков-Щедрин верно раскрыл классовую природу земств, антинародныйхарактер многих их начинаний. Никогда не выступая против земств как органовместного самоуправления, он был лишь против засевших в них крепостников-помещиков, которые прилагали все силы к сохранению своих привилегий. Признаки времени с господствующим капиталистическим устремлением кнаживе - «хищничеством» — и политической пассивностью народа,задавленного нуждой, не могут ободрять писателя. Он сокрушается, что среди«легковесных» нет места идеалам 40—60-х годов, однако не теряет веры влучшее будущее: «Как ни обширно кладбище, но около него ютится жизнь» (т.7, с. 94). В 1872—1876 гг. Салтыков-Щедрин печатает на страницах «Отечественныхзаписок» два новых публицистических произведения: «Дневник провинциала вПетербурге» (1872) и «Благонамеренные речи» (1872—1876). Оба эти циклапосвящены преимущественно дальнейшему развитию капитализма в России иотражению этого процесса в политической жизни страны. Писатель одним из первых в русской литературе создал типические образыпредставителей русской буржуазии 70—80-х годов и ее идеологов — либералов.Разоблачение либерализма становится одной из главных тем его литературнойдеятельности. На фоне торжества буржуазного предпринимательства становится отчетливовиден идиотизм запуганного обывателя. Писатель смело осуждает политическуюреакцию конца 60-х годов, критикует последующие реформы царскогоправительства, судебную в частности, затеянные для того, чтобы приспособитьсамодержавный режим к нуждам капиталистического развития. Особое место в цикле занимает рассказ о Дерунове, содержащийбеспощадную характеристику «опоры» современного общества «Дерунов не столп! — заявляет в конце очерка Салтыков-Щедрин. — Он нестолп относительно собственности, ибо признает священною толь ко лично емупринадлежащую собственность. Рассматривая общественную жизнь в годы реакции, Салтыков-Щедринтипичным явлением русской действительности называет «молчалинство».Безразличие к насущным вопросам современности, стремление к личномублагополучию господствует в либеральном обществе. Молчалины всюду. Ихугодливость, карьеризм не означают, однако, что они играют только пассивнуюроль. Все они — люди беспринципные, готовые снести любое оскорбление, еслионо будет оплачено. Цинизм, моральная и политическая нечистоплотность,продажность являются неотъемлемым качеством преуспевающих адвокатов,журналистов и литераторов. Но именно эти качества и определяют их будущеепоражение. Салтыков-Щедрин, верно понимая характер русского капитализма какявления, обусловленного историческим развитием, не признавалкапиталистические отношения вечными и неизменными. После поездки по Европе Салтыков-Щедрин печатает в «Отечественныхзаписках» цикл очерков «За рубежом» (1880). Симпатизируя передовой,революционной Франции, восхищаясь ее прогрессивными традициями, онбеспощадно разоблачает современную французскую буржуазию, затоптавшую изалчности и страсти к наживе славные идеалы якобинцев. Сатирик развеял ореолмнимой революционности, возникший вокруг буржуазных республиканцев, которыезащищали в прессе и парламенте капиталистические порядки. В очерках «За рубежом» писатель признал милитаризм важнейшей чертой вполитике и настроениях немецкой буржуазии. Упоенная победой над Францией в1870—1871 гг., Германия мечтала занять главенствующее положение в Европе.Салтыков-Щедрин высмеял эту претензию и заклеймил наглость прусскойвоенщины. «Зарубежное» в очерках Салтыкова-Щедрина постоянно и теснопереплетается с «отечественным». В аллегорической сцене — диалоге между«мальчиком без штанов» и «мальчиком в штанах» — сатирик ставит вопрос охарактере дальнейшего развития России и приходит к выводу, что она, так жекак многие европейские страны, пойдет по пути капиталистического развития.Но русский народ, не опутанный мещанским филистерством, еще не пропитанныйбуржуазной законностью, как это случилось с немецким «мальчиком в штанах»,сумеет свести счеты с Колупаевым и добиться освобождения от всякойэксплуатации. Все сопоставления русских и западноевропейских общественныхотношений даны в очерках под углом зрения перспектив революционногоразвития России. «Письма к тетеньке» (1881—1882), «Современная идиллия» (1877—1883) ипублицистические произведения, написанные после закрытия «Отечественныхзаписок», рисуют русское общество в период обострения революционной борьбыи реакции, наступившей вслед за разгромом движения народников. Яркой сатирой на царский суд и расправу является сценка «Злополучныйпискарь, или Драма в Кашинском окружном суде». В наиболее обобщенном видетупость и реакционность царской бюрократии была воплощена писателем вобразе ретивого начальника, который решил закрыть Америку. Не менее злую сатиру на либеральную прессу, явно повернувшую в конце 70-х годов к монархизму, содержит цикл «В среде умеренности и аккуратности».Прототипом газеты «Чего изволите?» и ее редактора, Молчалина 2-го, явилсяСуворин, издатель газеты «Новое время». Сатирик вводит читателей во все тайны редакционной кухни и пародийнораскрывает сущность основных жанров буржуазной газеты: передовой статьи,фельетона, корреспонденций. Пустословие возведено здесь в принцип, и толькоодна мысль беспокоит редактора: как бы при всем либерализме дать каждойфразе такой оборот, чтобы не осталось и тени недоверия к начальству!Щедринское выражение «Чего изволите?» было очень удачным и прочноукрепилось за газетой Суворина «Новое время». Позднее, в условиях реакции 80-х годов, Салтыков-Щедрин еще не разобращается к характеристикам буржуазной и монархической прессы в России.Редактор «Красы Демидрона», бывший тапер публичного дома Иван ИвановичОчищенный («Современная идиллия»), сам признается, что он не имеетникакого влияния на газету. Все зависит от издателей — содержателейувеселительных заведений. Скандальная хроника, порнография, социальнаядемагогия — вот основное содержание газеты «Краса Демидрона» в 80-е годы. Публицистика Салтыкова-Щедрина 70—80-х годов - это подлиннаяреволюционно-демократическая летопись всей пореформенной России. Резкость инепримиримость сатиры были отражением убежденности писателя в том, чтонеобходимо решительно покончить с царизмом и эксплуататорами. Салтыков-Щедрин был и остается непревзойденным мастеромпублицистической сатиры, замечательным художником слова. В своем творчествеон часто прибегал к иносказанию, гиперболе, иронии, фантастике. Писатель быстро и верно умел подметить новое в экономике, политике,литературе. Это умение позволило ему раньше других, уже в на чале 70-хгодов, создать яркие, типические образы. Огромная сила сатирического обобщения, типизации— яркая индивидуальнаяособенность стиля Салтыкова-Щедрина. Он мог схватывать явления в ихстановлении, росте. Недаром Гончаров говорил, что для изображения неустановившегося в жизни нужен талант Щедрина, признав тем самым способностьсатирика верно и своевременно улавливать новое в жизни. Салтыков-Щедрин был мастером эзоповского языка. Немного найдетсяписателей и публицистов, которые могли бы сравниться с ним в искусствеобходить цензурные рогатки. Вслед за Герценом и Чернышевским он блестящепользовался в подцензурной печати иронией и по праву мог повторить словаГерцена, назвавшего иронию «утешительницей» и «мстительницей». Несмотря на многочисленные иносказания, на условность употребления рядаслов и оборотов речи, читатель, по свидетельству самого сатирика, хорошопонимал его. Неистощимо языкотворчество Салтыкова-Щедрина. Он был очень чуток,внимателен к структуре родного языка, идиомам и поговоркам и негодовал налиберально-буржуазных газетчиков, коверкавших речь в угоду своимневзыскательным читателям. У него чрезвычайно сильно развито чувство слова,огромен словарный запас, поразительно умение использовать многозначностьслов. Как никто, писатель умел выявить нужный смысловой оттенок в слове ис его помощью охарактеризовать любое жизненное явление, поведениеотдельного человека или целой социальной группы. Сатирик в совершенствепостиг язык так называемого образованного общества — язык чиновников,адвокатов, либеральных писателей и журналистов, законодательных учреждений— и пародировал его в своих произведениях. Столь же хорошо знал он речьнарода, крестьян, язык русских летописей. Для характеристики различных сторон русской жизни 70—80-х годовСалтыков-Щедрин охотно вводил в свои произведения литературные персонажи:Молчалина, Чацкого, Рудина, Глумова, Ноздрева и многих других — и заставлялих действовать. Это избавляло его от необходимости подробно характеризоватьпрошлое «героев» своего времени. Сохраняя первоначальный портрет,литературные персонажи жили в произведениях Салтыкова-Щедрина второйжизнью. В изменившихся исторических условиях их характеры и поведениераскрывались с новых сторон, а литературное прошлое помогало уяснитьклассовую сущность и общественную роль живых представителей различныхсословий в 70—80-е годы. Писатель постоянно стремился сделать своих противников смешными, ибосмех — великая сила. В подцензурных же условиях этот способ борьбы оставался подчасединственно возможным, ибо кто мог позволить себе в легальной прессепатетический гнев или прямое осуждение позорящего Россию самодержавия?!Смех сатирика, злой и безжалостный, был направлен на расшатывание основсуществующего строя, что прямо соответствовало тогда интересам народа.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Журнально-публицистическая деятельность М. Б. Салтыкова-ЩедринаПодготовил: студент 3-его курса озотюрин Р. Ю. Публицистическая и редакторская деятельность М. Е. Салтыкова Щедрина в«Отечественных записках» явилась новым этапом той работы, которую он началеще в «Современнике» iconЖурнально-публицистическая деятельность М. Б. Салтыкова-ЩедринаПодготовил: студент 3-его курса озотюрин Р. Ю. Публицистическая и редакторская деятельность М. Е. Салтыкова Щедрина в«Отечественных записках» явилась новым этапом той работы, которую он началеще в «Современнике»

Журнально-публицистическая деятельность М. Б. Салтыкова-ЩедринаПодготовил: студент 3-его курса озотюрин Р. Ю. Публицистическая и редакторская деятельность М. Е. Салтыкова Щедрина в«Отечественных записках» явилась новым этапом той работы, которую он началеще в «Современнике» iconЖурнально-публицистическая деятельность М. Б. Салтыкова-Щедрина Журнально-публицистическая деятельность М. Б. Салтыкова-Щедрина Публицистическая и редакторская деятельность М. Е
М. Е. Салтыкова Щедрина в «Отечественных записках» явилась новым этапом той работы, которую он начал еще в «Современнике». В «Отечественных...
Журнально-публицистическая деятельность М. Б. Салтыкова-ЩедринаПодготовил: студент 3-его курса озотюрин Р. Ю. Публицистическая и редакторская деятельность М. Е. Салтыкова Щедрина в«Отечественных записках» явилась новым этапом той работы, которую он началеще в «Современнике» iconКонспект по биографии и творческой деятельности Салтыкова-Щедрина, Лескова, Толстого, Чехова
Задание по произведению «История одного города» Салтыкова-Щедрина. Расставить в правильном порядке названия глав повести
Журнально-публицистическая деятельность М. Б. Салтыкова-ЩедринаПодготовил: студент 3-его курса озотюрин Р. Ю. Публицистическая и редакторская деятельность М. Е. Салтыкова Щедрина в«Отечественных записках» явилась новым этапом той работы, которую он началеще в «Современнике» iconГ о. Тольятти Разработка уроков для 10 класса по теме: «Сказки М. Е. Салтыкова Щедрина» (опыт православного прочтения) Учитель русского языка и литературы моу сош №54 Сивова Н. Н. Урок
Цель урока: Ознакомить учащихся с мировосприятием Салтыкова Щедрина; определить глубинную связь между «Сказками» и Ветхим и Новым...
Журнально-публицистическая деятельность М. Б. Салтыкова-ЩедринаПодготовил: студент 3-его курса озотюрин Р. Ю. Публицистическая и редакторская деятельность М. Е. Салтыкова Щедрина в«Отечественных записках» явилась новым этапом той работы, которую он началеще в «Современнике» iconКурсовая на тему: Поэтика цветовых и звуковых обозначений в романе Салтыкова-Щедрина «История одного города»
I. Поэтика произведений М. Е. Салтыкова – Щедрина в трудах литературоведов
Журнально-публицистическая деятельность М. Б. Салтыкова-ЩедринаПодготовил: студент 3-его курса озотюрин Р. Ю. Публицистическая и редакторская деятельность М. Е. Салтыкова Щедрина в«Отечественных записках» явилась новым этапом той работы, которую он началеще в «Современнике» iconСказки Салтыкова-Щедрина и русские народные сказки
Цель моей работы: раскрыть смысл сказок Салтыкова-Щедрина,рассказать про русские народные сказки и выявить что между ними общего
Журнально-публицистическая деятельность М. Б. Салтыкова-ЩедринаПодготовил: студент 3-его курса озотюрин Р. Ю. Публицистическая и редакторская деятельность М. Е. Салтыкова Щедрина в«Отечественных записках» явилась новым этапом той работы, которую он началеще в «Современнике» iconОппозиционно-публицистическая деятельность А. И. Герцена за рубежом на примере Вольной русской типографии и Колокола

Журнально-публицистическая деятельность М. Б. Салтыкова-ЩедринаПодготовил: студент 3-его курса озотюрин Р. Ю. Публицистическая и редакторская деятельность М. Е. Салтыкова Щедрина в«Отечественных записках» явилась новым этапом той работы, которую он началеще в «Современнике» iconМир обывателей в произведениях Салтыкова-Щедрина

Журнально-публицистическая деятельность М. Б. Салтыкова-ЩедринаПодготовил: студент 3-его курса озотюрин Р. Ю. Публицистическая и редакторская деятельность М. Е. Салтыкова Щедрина в«Отечественных записках» явилась новым этапом той работы, которую он началеще в «Современнике» iconУважаемые учащиеся 10 класса «А»! Я предлагаю вам подумать над следующими заданиями после прочтения Сказок и романа М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города»

Журнально-публицистическая деятельность М. Б. Салтыкова-ЩедринаПодготовил: студент 3-его курса озотюрин Р. Ю. Публицистическая и редакторская деятельность М. Е. Салтыкова Щедрина в«Отечественных записках» явилась новым этапом той работы, которую он началеще в «Современнике» iconБилеты по литературе, 11 класс. Билет №19: Художественные особенности сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина (на примере одной сказки) Стихотворения Юрия Живаго в романе Б. Л. Пастернака- "Доктор Живаго"

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы