Массовая и Элитарная культура icon

Массовая и Элитарная культура



НазваниеМассовая и Элитарная культура
Дата конвертации29.07.2012
Размер88,2 Kb.
ТипРеферат
Массовая и Элитарная культура


Министерство образования Российской Федерации Новосибирская Государственная Академия Экономики и Управления Кафедра философии РЕФЕРАТ ПО ТЕМЕ: Массовая и Элитарная культура Выполнил студент группы БК-11 Новиков Е. А. Проверил преподаватель Демидов В.П. Новосибирск 2001 г. Оглавление. РЕФЕРАТ ПО ТЕМЕ: 1 Оглавление. 2 Вступление. 3 Понятие культуры. 4 Культуры в культуре. 4 Диалог культур. 9 Проблемы современной отечественной культуры. 11 Диаграмма. 12 Краткий вывод. 13 Литература. 13 Вступление.Уважаемый читатель, извольте отнять у ВАС несколько драгоценных минутВАШЕГО времени, что бы ознакомить ВАС с темой ''Массовая и Элитарнаякультура'',(по-моему представлению) как новые ветки в культуре нашеговремени, которые в большей или меньшой степени проявились именно в конце20-ого века, конечно, похожие культуры были и раньше (см. Диалог культур),но проявлялись по-другому ,так как были другие времена и законы.Мною было прочитано немало книг и рефератов по данной теме , что-то ядобавил в свой реферат перефразировав своими словами, для более удобногопонимания. Так как разные люди пишут по-разному(т.е. каждый имеет свойиндивидуальный подчерк показа своих мыслей через какой-либо материал). Новсё-таки моей основой была книга Л.Ф. Иванова. Понятие культуры.[1]Культура — цемент здания общественной жизни. И не только потому, что онапередается от одного человека к другому в процессе социализации и контактовс другими культурами, но также и потому, что формирует у людей чувствопринадлежности к определенной группе. По всей видимости, члены однойкультурной группы в большей мере испытывают взаимопонимание, доверяют исочувствуют друг другу, чем посторонним. Их общие чувства отражены в сленгеи жаргоне, в любимых блюдах, моде и других аспектах культуры.Культура не только укрепляет солидарность между людьми, но и являетсяпричиной конфликтов внутри групп и между ними. Культуры в культуре.В рамках определенной исторической эпохи в мире всегда существовалиразличные культуры: интернациональная и национальная, светская ирелигиозная, взрослая и молодежная, западная и восточная. В современномобществе особое значение приобрели «массовая» и «элитарная культура».«Массовая культура» сформировалась одновременно с обществом массовогопроизводства и потребления. Радио, телевидение, современные средства связи,а затем видео- и компьютерная техника способствовали её распространению. Взападной социологии «массовая культура» рассматривается как коммерческая,поскольку произведения искусства, науки, религии и т.п. выступают в ней вкачестве предметов потребления, способных при продаже приносить прибыль,если они учитывают вкусы и запросы массового зрителя, читателя, любителямузыки.Как и в любом другом виде коммерции, неотъемлемой частью «массовойкультуры» является реклама. Некоторые издательства, кинокомпании тратят до15-20% прибыли на рекламирование своей продукции и на изучение вкусов еёпотребителей. В соответствии с запросами зрителей коммерческий кинематографпредлагает набор фильмов ужасов, мелодрам, боевиков, секс-фильмов и т.п.Учитывая потребности молодежи в самоутверждении, её стремление к лидерству,в кино и литературе Запада появился соответствующий герой - некий суперментипа знаменитых Джеймса Бонда(007), Рембо, Индианы Джонса, наделенныхтакими качествами, как смелость, решительность, ловкость. Они всегдаодерживают победы.Зачинателями «массовой культуры» были бизнесмены Голливуда(США). Ониразработали целую систему производства подобных фильмов, которые сегоднязаполонили экраны кинотеатров мира. Не случайно сейчас всё чаще говорят охудожественной экспансии американского кинематографа в Европе, Азии иЛатинской Америке. Подобной коммерциализации подверглись такжекнигопечатание, пресса, живопись, фотография.Несколько слов о влиянии «массовой культуры» на психику человека. Вслед заавстрийским психологом З. Фрейдом большинство исследователей считают , чтопри потреблении «массовой культуры» действует механизм «внушения изаражения». Человек как бы перестаёт быть самим собой , а становитьсячастью массы, сливаясь с ней. Он заражается «коллективным настроением» итогда слушает рок-музыку или смотрит кино в большом зале, и тогда, когдасидит дома у телевизора. При этом люди часто создают себе кумиров изкинозвёзд, ведущих телепрограмм, модных модельеров чему в большей мереспособствует создаваемая вокруг них реклама.У американского писателя Эла Моргана есть роман «Великий человек». Передего героем- скромным репортером внезапно открывается блестящая перспективаприобрести популярность. В автомобильной катастрофе умирает известный актерГерб Фуллер, и репортеру предлагают сделать специальную передачу о нём. Онвстречается с людьми близко знавшими актёра, кумира многих американцев. Но…после каждой встрече выявляется более чудовищные несоответствие междумифическим и действительным Фуллером. Великий человека деле оказалсяничтожным пьяницей, развратником, циником и невежей. «Мы создали Фуллера изрваных тряпок»-откровенно сказал могущественный президент теле сети.«Могу лишь ещё добавить по этому схожие ситуации про заграничныхкиноактёров: не все актёры( того же США или других стран) играют в театрахили театрально образованны, как у нас( у нас куда не глянь –все народные,заслуженные артисты России). Там же проще: умеешь хорошо владеть своеймимикой лица ( Джим Керри), прыгать как клоун и кривляться ( Джим Варни),иметь хорошую фигуру ( Памела Ли Андерсон), ругаться матом-скороговоркой(А.Допкинс) –всё, ты актёр! Я так говорю, потому что знаюбиографию некоторых нынешних зарубежных актёров( она зачастую не оченьидеальна)[2] »«Массовую культуру» называют по-разному: развлекательным искусством,искусством «анти-усталости», кичем( от немецкого жаргонизма «халтура»),полу культурой. В 80-х гг. термин «массовая культура» стали употреблятьреже, поскольку он скомпрометирован тем, что использовался исключительно вотрицательном смысле. В наши дни его заменило понятие «популярнаякультура», или «поп-культура». Характеризуется её, американский психолог М.Белл подчеркивает:«Эта культура демократична. Она адресована вам людям безразличия классов, наций, уровня бедности и богатства. Кроме того, благодарясовременным средствам массовой коммуникации людям стали доступны многиепроизведения искусства, имеющие высокую художественную ценность».«Массовой культуре», или «поп культуре», часто противопоставляют «элитарнуюкультуру», сложную по содержанию и трудную для неподготовленного восприятиюкультуру. К ней обычно относят фильмы Феллини, Тарковского, книги Кафки,Белля, Базена, Воннегута, картины Пикассо, музыку Дюваля, Шнитке.Произведения, создаваемые в рамках этой культуры рассчитаны на узкий кругтонко разбирающихся в искусстве людей и служат предметом оживленных споровсреди искусствоведов и критиков. Но массовый зритель, слушатель может необратить на них никакого внимания или не понять.Коммерческая выгода не является целью для создателей «элитарных»произведений искусства, стремящихся к новаторству, полному самовыражению ихудожественному воплощению своих идей. При этом возможно проявлениеуникальных произведений искусства, которые иногда( как случилось, например,с фильмами Ф. Копполы и искусства Б. Бертолуччи, с картинами СальвадораДали и М. Шемякина) приносят их создателям не только признание, но инемалый доход, становясь очень популярными.«Популярная культура» и «элитарная культура» не враждебны друг другу.Достижения, художественные приёмы, идеи «элитарного искусства » черезнекоторое время перестают быть новаторскими и перенимаются «массовойкультурой», повышая её уровень. В то же время «популярная культура»,приносящая прибыль, даёт возможность кино компаниям, издательствам, домаммоделей оказывать поддержку творцам «элитарного искусства».Весьма специфической областью культуры конца двадцатого в. являетсякультура народная. Она разворачивается между классической фольклорнойтрадицией, из которой вырастает, и вышеупомянутой «массовой культурой».Этим, собственно, и определяется её многоликость. Диапазон жанров здесьнеобычайно велик: от героического эпоса, заговоров и обрядовых танцев,хранители и исполнители которых ещё остались в сельских местностях дозлободневного анекдота и песенной традиции, порожденной теми или инымиполитическими событиями (например, баллады об афганской войне). Особойформой этой культуры является детский, и в частности школьный, фольклор.Отношения народной культуры с «массовой культурой» противоречивы. С однойстороны, «массовая культура» навязывает народному творчеству определённыйобраз мышления и выражения. В тоже время сама эта культура подпитывается отнародной. Например, эстрадные исполнители часто используют элементыфольклорной музыки. А обращение к различным традиционным сюжетам, скажем, клегендам о короле Артуре, в современных фильмах ведёт к их популяризации ипобуждает некоторых зрителей обратиться к первоисточнику.Естественно, дальше это приводит (обычно) к более прогрессирующимрезультатам. Нежели (по отношению к «массовой культуре») бессмысленноепросматривание бездымных, умопомрачающих (извиняюсь за каламбур) боевиков,или «страшилок». Диалог культур.Как уже отмечалось «массовая культура» и «элитарная культура»взаимодействуют друг с другом. Поговорим подробнее о диалоге культур и отом , что является результатом этого диалога. Для примера рассмотримразвитие национальных культур и их взаимодействие.Источники национальных различий культур следует искать в историческихусловиях их формирования. Эти различия имеют глубокие корни, отражающиеособенности общественной жизни той или иной социально-исторический илиэтнической общности людей, её взаимосвязи с природой. Культурные различия-один из источников многообразия исторического процесса, придающих емукрасочность и многомерность. Каждая национальная культура неповторима,уникальна. И эта неповторимость, незаменимость особенно бережного отношения ней.Вместе с тем уже в античной цивилизации шел процесс взаимодействия культур.По мере того как история становилась всемирной, возникали предпосылки длявзаимообогащения культур как в рамках отдельных много- национальныхгосударств, так и в масштабах всего человечества. Научно-техническийпрогресс, общие тенденции в развитие образования, огромная подвижностьнаселения, мировое разделения труда- эти и другие факторы способствуютдальнейшей интернационализации культуры и общественной жизни, усилению иуглублению взаимо- проникновению культур, но в то же время порождают иразнообразные проблемы. Интернационализация встречает сопротивление там,где она насаждается насильственно. В некоторых освободившихся отколониальной зависимости странах стремлению к обособления национальнойкультуры является своеобразной формой протеста против неоколониализма изасилья «массовой культурой». В условиях интернационализации обостряются проблемы сохранения культурымалочисленных народов. Так, у некоторых народностей Севера нет своейписьменности, и родной язык постепенно забывается в процессе постоянногообщения с другими народами.Подобные проблемы можно разрешить лишь благодаря диалогу культур, но приусловии , что это должен быть диалог «равных и разных». Положительнымпримером может служить существование в Швейцарии нескольких государственныхязыков. Здесь созданы равные возможности для развития культур всех народов.Диалог предполагает также взаимопроникновение, взаимообогащение культур. Неслучайно культурный обмен ( выставки, концерты, фестивали и т.д.) сталдоброй традицией в жизни современной цивилизации. В результате диалогасоздаются общечеловеческие культурные ценности, важнейшими из которыхявляются нравственные нормы, и в первую очередь такие, как гуманизм,милосердие, взаимопомощь. Проблемы современной отечественной культуры.Кризисная ситуация, сложившаяся в России, с особой силой проявляется вдуховной жизни общества. Положение в культуре нашего отечества оцениваетсякак крайне тяжёлое и даже катастрофическое. При неисчерпаемом культурномпотенциале, накопленном предшествующими поколениями и нашимисовременниками, началось духовное обнищание народа. Массовое бескультурье-причина многих бед.Упадок морали, ожесточенность, рост преступности и насилия- злая поросль напочве бездуховности. Некультурный врач безразличен к страданиям больного,некультурный человек равнодушен к творческим поискам художника,некультурный строитель строит пивной ларёк на месте храма, некультурныйземледелец уродует землю…(этот ряд можно продолжить, но это введёт в уныниемоего читателя). Вместо родной речи, богатой пословицами и поговорками,язык, засоренный иноземными словами, блатными словечками, а то инецензурной бранью. Сегодня под угрозой разрушения то , что столетиямисоздавали интеллект, дух, талант нации, разрушаются старинные города,гибнут книги архивы, произведения искусства, утрачиваются народные традициимастерства. Опасность для страны представляет бедственное положение науки иобразования( ниже приложена диаграмма). Диаграмма.По международным стандартам интеллек-туализации выработанным по инициативеЮНЕСКО [3].|Дата |50-е |60-е |Нач.80 |1985 |1990 |1995 |2001 ||(год) | | | | | | | ||Место |3 |8 |30 |42 |50 |5 |2 |[pic]Главные соперники России в естественных науках: Китай, США, Канада. Краткий вывод.Конечно же эти сведения не показатель, и были достигнуты определеннымииндивидами (личностями, которые, скорей всего, были в «элитарнойкультуре»). Значит надо больше стремиться к созданию такой высокообразованной молодёжи( с детства). Правда и от «массовой культуры» мы некуда не денимся- там где большие деньги, нет здравого смысла. И люди всегдабудут делать то , что им нравиться. Литература.1.Аргументы и факты \ Общество.-2001.-№10652. Л.Ф. Иванов \ Человек и общество.-5-е изд., перераб. и допол.-М.-19993.Элитарное и массовое в русской худ. Культуре.-19964. Гуревич П. С \ Человек и культура.-19985. http://www.referat.ru/[pic]-----------------------[1] С моей( автора) точки зрения.[2] Высказанное- личное мнение автора реферата( может быть и неверное).[3] Сведения из газеты «Аргументы и факты»( см. Литературу).




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Массовая и Элитарная культура iconРеферат массовая и элитарная культура
Культура это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального...
Массовая и Элитарная культура iconIii. Культура народная, элитарная и массовая
Субстанциональный – существен-ный, основной (от лат substantia сущность), функциональный (от лат function деятельность, отправление),...
Массовая и Элитарная культура iconСдм. 09 Современная массовая литература как явление культуры
Задачи: дать целостное представление о понятиях «массовая культура», «массовая литература»
Массовая и Элитарная культура iconСоветская массовая культура 30 акад часов Спецкурс «Советская массовая культура»
Характер этих норм и ценностей в советской массовой культуре определялся ситуацией тоталитарного общества
Массовая и Элитарная культура iconЦенности и функции культуры. Человек как творец и продукт культуры
«Культура Древней Руси», «современная культура», и т п. Культура характеризует также народы: культура готов, славянская культура...
Массовая и Элитарная культура iconСоветская массовая культура: жанровое кино. 30 акад часов Спецкурс «Советская массовая культура: жанровое кино»
Поэтому изучение структуры и механизмов функционирования советского жанрового кинематографа позволит нам приблизиться к пониманию...
Массовая и Элитарная культура iconСоветская массовая культура: жанровое кино. 30 акад часов Спецкурс «Советская массовая культура: жанровое кино»
Поэтому изучение структуры и механизмов функционирования советского жанрового кинематографа позволит нам приблизиться к пониманию...
Массовая и Элитарная культура iconАмериканская литература: элитарная и массовая
Одиночество и неумение идти в фарватере жизни основная тема современной американской литературы, заявленная в послевоенный период,...
Массовая и Элитарная культура iconДокументи
1. /билеты/Артефакт как культурная форма.docx
2. /билеты/Глобализация...

Массовая и Элитарная культура iconДокументы
1. /Массовая культура.doc
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы