Правоохранительная деятельность в РФ и ее основные направления icon

Правоохранительная деятельность в РФ и ее основные направления



НазваниеПравоохранительная деятельность в РФ и ее основные направления
Дата конвертации23.07.2012
Размер126.18 Kb.
ТипРеферат
Правоохранительная деятельность в РФ и ее основные направления


Оглавление контрольной работы по дисциплине «Правоохранительные органы» на тему «Правоохранительная деятельность в РФ и ее основные направления»Введение - 3 -Раздел 1. Понятие правоохранительной деятельности - 5 -Раздел 2. Основные функции правоохранительной деятельности и общаяхарактеристика органов, осуществляющих ее. - 9 -Раздел 3. Основные направления правоохранительной деятельности в РФ -12-Заключение. - 14 -Список использованной литературы - 15 - Введение Переход к рыночной экономике, реформирование политической структурывласти повлекли за собой глубокие перемены во всех сферах жизни российскогообщества. Деятельность государства и его органов охватывает многие сферыгосударственной и общественной жизни. Решение проблем, связанных собеспечением нормального функционирования экономики в целом, ее отраслей иконкретных хозяйственных организаций, осуществление внешней политики,создание условий для развития культуры, науки и образования, поддержаниеобороноспособности и охрана государственной безопасности страны, а такжемногие другие функции — таково содержание этой многообразной имногоплановой деятельности. Одно из центральных мест в ней занимает выполнение задач пообеспечению правопорядка и законности, защите, прав и свобод человека,охране прав и законных интересов государственных и негосударственныхорганизаций, трудовых коллективов, борьбе с преступлениями и инымиправонарушениями. Эти задачи — предмет заботы в первую очередь государстваи его органов, о чем в той или иной форме говорится, к примеру, в ст. 2, 7,ч. 1 ст. 45, ст. 71, 72, 114 Конституции РФ. В частности, в ст. 2недвусмысленно сказано: «Человек, его права и свободы являются высшейценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека игражданина – обязанность государства». Эта же идея содержится в ч. 1 ст.45: «Государственная защита прав и свобод человека и гражданина вРоссийской Федерации гарантируется». По своей сути эти и другиеконституционные предписания требуют, чтобы все государственные органывыполняли указанную функцию. Одновременно граждане, разумеется, не лишаютсявозможности отстаивать всеми законными способами свои права и свободы,активно добиваться выполнения государственными органами возложенных на нихполномочий, всемерно содействовать им. Для подавляющего большинства государственных органов диапазон ихдеятельности не замыкается, естественно, на решении названных, хотя ивесьма важных, но все же конкретно ограниченных задач — задачнепосредственной охраны законности и правопорядка, защиты прав и свободчеловека, борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. У них на первомплане другие задачи — решение текущих и перспективных вопросовхозяйственного строительства, культуры, науки, образования,обороноспособности и государственной безопасности, внешней политики,экономического сотрудничества с другими странами и т. д. Некоторые функциипо охране правопорядка и законности они выполняют как бы попутно, наряду сосуществлением своих основных задач. Обеспечением правопорядка и законности специально занимаетсязначительно меньший круг органов, те, которые существуют только или главнымобразом для выполнения такой роли. Их принято именовать органами охраныправопорядка, т. е. органами, которые призваны охранять установленныйКонституцией РФ, другими законодательными и правовыми предписаниями порядокжизни и деятельности государства и общества, российских граждан и иных лиц,проживающих в России. Раздел 1. Понятие правоохранительной деятельности Чтобы понять суть критериев, которыми следовало бы руководствоватьсяпри отнесении тех или иных государственных органов к числуправоохранительных, весьма важно уяснить признаки деятельности, получившейв известной мере условное, но уже ставшее привычным наименование –«правоохранительная деятельность». Данное понятие является сравнительномолодым. Оно введено в юридический обиход всего лишь в конце 50-х — начале60-х гг. По сравнению с возрастом других терминов и понятий, которымипользуются юристы, это «младенческий» возраст. Отчасти этим и можно было быобъяснить тот факт, что понятие «правоохранительная деятельность» еще не«устоялось». Вокруг него идут активные споры, высказываются разныесуждения. А вместе с этим и разные мнения о том, какие органы надо считатьправоохранительными. В действующем законодательстве по данному поводучетких указаний нет. В соответствии с существующими доктринальными разработкамирассматриваемый вид государственной деятельности обладает рядомсущественных признаков[1]. Один из них проявляется в том, что такая деятельность можетосуществляться не любым способом, а лишь с помощью применения юридическихмер воздействия. К ним принято относить меры государственного принуждения ивзыскания, регламентируемые законами. Например, если совершенопреступление, то может быть назначено наказание, установленное уголовнымзаконодательством, или иная мера воздействия, допускаемая по закону; еслиимуществу причинен ущерб, не влекущий уголовной ответственности, то можетбыть возложена обязанность возместить этот ущерб; если по заключенномудоговору не выполнено обязательство, скажем, об изготовлении какого-тоизделия или оказании каких-то услуг, то возможно применение имущественнойсанкции; если кто-то управлял автомашиной в нетрезвом виде, то его можнолишить водительских прав и т. д. Среди мер юридического воздействия важноеместо отводится также мерам предупреждения противоправных действий, ихпрофилактике, допускаемой лишь в установленных пределах. Вторым существенным признаком правоохранительной деятельности являетсято, что применяемые в ходе ее осуществления юридические меры воздействиядолжны строго соответствовать предписаниям закона или иного правового акта.Только они могут служить основанием применения конкретной меры воздействияи четко определять ее содержание. Орган, применяющий такое воздействие,обязан пунктуально выполнять соответствующие предписания. Например, если позакону за впервые совершенное мелкое хулиганство допускается, в частности,штраф в размере от одной десятой до половины минимальной месячной оплатытруда, то данная мера взыскания может быть применена только в этихпределах. В-третьих, характерным для правоохранительной деятельности является ито, что она реализуется в установленном законом порядке, с соблюдениемопределенных процедур. К примеру, приговор суда, назначающий уголовноенаказание, освобождающий от него или оправдывающий подсудимого, может бытьпостановлен только после проведенного судебного разбирательства ивсестороннего обсуждения судом всех вопросов, конкретно обозначенныхпроцессуальным законом. Такое обсуждение должно проходить в совещательнойкомнате, с обеспечением тайны совещания и соблюдением других процедурныхправил. Законом установлены свои правила и для разбирательства дел о другихправонарушениях. По соответствующим правилам проводится разбирательствоимущественных споров, споров, связанных с увольнением, и т. д. Во всякомслучае для принятия решения о применении или неприменении юридических мервоздействия предусматриваются устанавливаемые законом конкретные правила,подлежащие обязательному исполнению. Их нарушение может повлечь за собойпризнание решения незаконным и недействительным. Наконец, существенным признаком правоохранительной деятельностисчитается то, что ее реализация возлагается, прежде всего, на специальноуполномоченные государственные органы, комплектуемые соответствующимобразом подготовленными служащими — по большей части юристами, а такжеспециалистами, обладающими познаниями в других областях. В их распоряжениепредоставляются необходимые материальные и технические средства.Организация и деятельность таких государственных органов детально ивсесторонне регламентируются в законодательном порядке, в том числе путемустановления особых процедурных (процессуальных) правил для решениянаиболее ответственных вопросов. Все это в совокупности направлено наобеспечение оперативности, обоснованности, законности и справедливостипринимаемых названными органами решений о применении юридических мервоздействия, направленных на охрану права от уже допущенных илипредполагаемых нарушений. С учетом сказанного можно определить понятие того, что принято считатьправоохранительной деятельностью. Как видно по приведенным признакам и ихкраткой характеристике, к ней следовало бы относить такую государственнуюдеятельность, которая осуществляется с целью охраны права специальноуполномоченными органами путем применения юридических мер воздействия встрогом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленногоим порядка. Вопрос о задачах правоохранительной деятельности, как и вопрос о еесодержании, пока что в законодательном порядке специально не решен. Но этоне значит, что у нее нет своих задач. Они есть, и о них можно судить посодержанию ряда законодательных актов, в которых в той или иной меререшаются вопросы организации и основ деятельности различныхправоохранительных органов. К таким актам можно отнести, например, Закон обезопасности, Закон о милиции, Закон о судоустройстве, УПК и некоторыедругие. В ст. 1 Закона о безопасности, в частности, подчеркнуто, чтоосновными объектами, которые должны защищаться системой государственныхорганов, являются «личность — ее права и свободы, общество — егоматериальные и духовные ценности, государство — его конституционный строй,суверенитет и территориальная целостность». Это положение и следовало бы считать основным ориентиром при раскрытиисодержания задач правоохранительной деятельности. Во всяком случае, в немчетко обозначены те ценности, которые должны охраняться. По закону охрана названных ценностей возложена на все государственныеорганы, в том числе, естественно, и на правоохранительные. Это и составляетсуть задач последних. Раздел 2. Основные функции правоохранительной деятельности и общая характеристика органов, осуществляющих ее. По своему содержанию правоохранительная деятельность не являетсяодносложной. Ее многоплановость проявляется в относительном разнообразиивыполняемых социальных функций, содержание которых предопределяетсяосновными направлениями данного вида государственной деятельности. К числутаких направлений (функций) следовало бы относить: — конституционный контроль; — правосудие; — организационное обеспечение деятельности судов; — прокурорский надзор; — выявление и расследование преступлений; — оказание юридической помощи и защита по уголовным делам. Каждое из этих направлений нацелено на достижение конкретных, «своих»результатов: устранение нарушений предписаний Конституции РФ; справедливоеразбирательство и разрешение гражданских и уголовных дел; создание условийдля нормальной деятельности судов; выявление и устранение нарушений законас помощью средств прокурорского реагирования; раскрытие преступлений иизобличение лиц, виновных в их совершении, подготовка материалов длярассмотрения конкретных дел в суде; предоставление всем, кому этонеобходимо, квалифицированной юридической помощи, особенно тем лицам,которые привлекаются к уголовной ответственности. Достижение этихрезультатов в конечном счете обеспечивает выполнение упомянутых выше задачправоохранительной деятельности, несмотря на своеобразие и специфичностьметодов, используемых в процессе реализации конкретных функций(направлений). Существенным является и то, что все названные функции (направления)взаимосвязаны и дополняют друг друга. Здесь необходимо особо отметить, чтосреди них важное место занимают первые две – конституционный контроль иправосудие. Их реализация по своей сути означает претворение в жизнь взначительной мере того, что в наши дни принято именовать судебной властью.Как известно, эта ветвь государственной власти должна стать главныматрибутом правового государства, продвижение к которому объявлено одной изосновных целей переустройства российской государственности в ближайшембудущем. Такое государство немыслимо без эффективного конституционногоконтроля и уважаемого всеми правосудия. От их развития и расширения влиянияв обществе и государственном механизме зависит многое. Но дело не только вэтом. Правосудие — такая функция правоохранительной деятельности, котораяимеет прямое отношение к осуществлению наиболее значительных прав изаконных интересов человека и гражданина, государственных инегосударственных организаций, должностных лиц[2]. Его задачам подчиненовыполнение практически всех других правоохранительных функций. Например,правосудие по уголовному делу не может быть осуществлено законно,обоснованно и справедливо, если это дело не будет предварительнорасследовано компетентными органами всесторонне и полно, если не будутвыявлены ими все необходимые доказательства и т. д[3]. Поэтому о правосудиивполне можно говорить как о сердцевине правоохранительной деятельности вцелом. Для выполнения названных функций правоохранительной деятельностисуществуют конкретные органы, которые соответственно и именуютсяправоохранительными. В наши дни вопрос о круге такого рода органов решаетсяпо-разному: одни относят к ним большее количество, а другие — меньшее. Этотразнобой объясняется прежде всего тем, что данный вопрос в законодательномпорядке прямо и однозначно не урегулирован, равно как нерешен и вопрос опонятии правоохранительной деятельности. С учетом данного выше определения правоохранительной деятельности ихарактеристики ее функций (направлений) к правоохранительным органам можноотносить прежде всего суды (Конституционный Суд РФ и все прочие суды),органы юстиции, прокуратуру, а также некоторые из тех органов, которыепризваны выявлять и расследовать преступления[4]. Среди них следственные аппараты органов прокуратуры, контрразведки ивнутренних дел, а равно государственные учреждения, которые вправе вестидознание по уголовным делам (милиция, пожарная охрана, командиры воинскихчастей, должностные лица таможенной службы и налоговой полиции, капитаныкораблей, находящихся в дальнем плавании, начальники зимовок и некоторыедругие) или оперативно-розыскную деятельность (например, органыконтрразведки и внешней разведки, оперативные подразделения Главногоуправления охраны РФ, должностные лица пограничных войск). В течение длительного времени считалось бесспорным, что суд являетсяодним из правоохранительных органов, причем основным. Однако в последниегоды это положение нередко оспаривается. Высказывается мнение, что суды неследует относить к правоохранительным органам. Они-де являются органамисудебной власти, и их нельзя включать в одну “команду” с органамипрокуратуры и исполнительной власти (юстиции, внутренних дел и т. д.). Ноих сторонники упускают из виду, по крайней мере, два существенныхобстоятельства. Во-первых, отнесение того или иного органа к числуправоохранительных отнюдь не означает лишения его независимости иподчинения другим однородным органам. Во-вторых, исключение судов из числаправоохранительных органов неизбежно приведет к отрицанию того, что ониуполномочены заниматься охраной права. И данное положение практически никтоне оспаривает. Раздел 3. Основные направления правоохранительной деятельности в РФ. От функций необходимо отличать основные направления деятельностиправоохранительных органов. Эти категории находятся в разных плоскостях ивзаимно дополняют общую характеристику организации и деятельностиправоохранительных органов[5]. Если функции связаны с задачами, которыерешают правоохранительные органы в борьбе с преступлениями и инымиправонарушениями, то основные направления определяют цели деятельностиправоохранительных органов, которые вытекают из правовой политикигосударства.[6] Исходя из сказанного следует, что правоохранительные органы должнынаходится вне политики различных партий и остальных политических групп. Ноэто вовсе не означает, что они не должны принимать участие в осуществленииправовой политики государства, которая в настоящее время определяетсяКонституцией Российской Федерации, федеральными законами, другими законамии иными нормативными актами, принятыми в установленном порядке, в целяхсоздания правового государства и гражданского общества в России(перспективная цель), сокращения преступности и всех правонарушений(ближайшая цель) путем: - принятия новых федеральных законов, других законов и иных правовых актов, направленных против преступности и всех правонарушений; - совершенствования системы и деятельности правоохранительных органов, обязанных противодействовать преступности и всем правонарушениям, с разграничением их полномочий и компетенции; - установления принципиальных, исходных положений устройства, организации и деятельности правоохранительных органов, направленных на сокращение преступности и всех правонарушений; - взаимодействия правоохранительных органов при выполнении возложенных на них функций; - определения новых юридических и научно-технических средств, методов и приемов противодействия преступности и всем правонарушениям; - возложения обязанности оказывать содействие правоохранительным органам в борьбе с преступностью и всеми правонарушениями на другие государственные органы, государственные, общественные и частные организации, а также население с установлением пределов их участия в этой деятельности; - развития финансовой и иной материально-технической базы для деятельности правоохранительных органов при противодействии преступности и всем правонарушениям. Таковы основные направления организации и деятельностиправоохранительной деятельности, которые детализируются в различныхсистемах правовой политики государства (гражданско-правовой, уголовно-правовой, административно-правовой, процессуальной и др.) в переходный оттоталитаризма к демократии период, к сожалению, воспринятый многимигражданами как обретение неограниченной свободы действий, включаяигнорирование законов, определяющих рамки законопослушного поведения. Заключение. Завершая работу, необходимо подвести итоги, сделать основные выводы. Признание и защита прав и свобод граждан являются конституционнойобязанностью государства, всех его органов, учреждений и организаций. Безтакого всестороннего подхода невозможна реализация этих прав и свобод. В тоже время, когда нарушение прав и свобод граждан другими лицами илигосударственными органами, учреждениями и организациями связано снарушением конкретных правовых норм об ответственности за преступления илииные правонарушения, когда возникает необходимость пресечения такихдействий или восстановления нарушенных прав, - эта обязанность возлагаетсяна правоохранительные органы. В Российской Федерации существует большая и развитая системаправоохранительных органов. Их структура четко определена ирегламентирована. Различные органы и структуры могут регулировать социально-правовую деятельность практически во всех сферах жизни общества. Подпись __________ Дата _________ Список использованной литературы 1. Баскаков В. И. Прокурорский надзор: Учеб. – М.: БЕК, 2003. — 342с. 2. Божьев В. П. Правоохранительные органы РФ: Учеб. – М.: Спарк, 2001. – 314с. 3. Воронцова С. А. Правоохранительные органы и спецслужбы РФ. История и современность. – Ростов н/Д: Феникс, 1999. — 440с. 4. Галков В. А. Правоохранительные органы в Российской Федерации: Учеб. Пособие. — Белгород, 2002. — 481с. 5. Громов Н. А. Уголовный процесс России: Учеб. Пособие. – М.: Юристъ, 1998. – 433с. 6. Гуценко К. Ф. Правоохранительные органы: Учеб. – М.: Зерцало, 2001. – 260с. 7. Тонков Е. П. Кнайкин В. С. Правоохранительные органы Российской федерации: Учеб. Пособие. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2002. – 224с. 8. Фокин В.М. Правоохранительные органы Российской Федерации М.: 2001 год.-----------------------[1] Тонков Е. П. Кнайкин В. С. Правоохранительные органы Российскойфедерации: Учеб. Пособие. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2002.[2] Божьев В.П. Правоохранительные органы РФ: Учеб. – М.: Спарк, 2001. –C.14[3] Громов Н.А. Уголовный процесс России: Учеб. Пособие. – М.: Юристъ,1998. – С.25[4] Галков В.А. Правоохранительные органы в Российской Федерации: Учеб.Пособие.- Белгород, 1996. – С.21[5] Божьев В.П. Правоохранительные органы РФ: Учеб. – М.: Спарк, 2001. –С.32[6] Божьев В.П. Правоохранительные органы РФ: Учеб. – М.: Спарк, 2001. –С.45




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Правоохранительная деятельность в РФ и ее основные направления iconЛекции Семинары: он ос зн зс зсв вопросы к экзамену Литература
Основные виды профессиональной деятельности, к которым осуществляется подготовка в рамках учебной дисциплины: нормотворческая, правоприменительная,...
Правоохранительная деятельность в РФ и ее основные направления icon1. Правоохранительная деятельность. Понятие
Россия будет развиваться эволюционным путём на базе согласия всех основных слоёв общества при полном и безусловном соблюдении прав...
Правоохранительная деятельность в РФ и ее основные направления iconПравоохранительная деятельность. Понятие
Россия будет развиваться эволюционным путём на базе согласия всех основных слоёв общества при полном и безусловном соблюдении прав...
Правоохранительная деятельность в РФ и ее основные направления iconСеминары: об осб зн зс зсв литература экз вопросы Контр работа: зн зс зсв министерство образования и науки российской федерации государственное образовательное учреждение
Основные виды профессиональной деятельности, к которым осуществляется подготовка в рамках учебной дисциплины: нормотворческая, правоприменительная,...
Правоохранительная деятельность в РФ и ее основные направления iconПрограмма школы управления «Деятельность библиотек в условиях административных реформ»
Основные направления и формы поддержки библиотечного обслуживания населения муниципальных образований из областного бюджета в 2009...
Правоохранительная деятельность в РФ и ее основные направления iconОсновные направления работы Основные направления работы
Консультирование учащихся, их родителей (законных представителей) и педагогов по конкретным межличностным проблемам
Правоохранительная деятельность в РФ и ее основные направления iconГ. А. Крылова / Основные направления работы: Информационно-методическое обеспечение; Деятельность методического объединения учителей начальных классов; Педсоветы, семинар
Вовлечение педагогов в поиск наиболее эффективных приемов, путей и форм организации образовательного процесса
Правоохранительная деятельность в РФ и ее основные направления iconГ. А. Крылова / Основные направления работы: Информационно-методическое обеспечение; Деятельность методического объединения учителей начальных классов; Педсоветы, семинар
Вовлечение педагогов в поиск наиболее эффективных приемов, путей и форм организации образовательного процесса
Правоохранительная деятельность в РФ и ее основные направления iconПриказ Министерства образования и науки РФ от 14 января 2011 г. N 20 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта
Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования...
Правоохранительная деятельность в РФ и ее основные направления iconВопросы к экзамену «Педагогика» 6 курс I. Раздел «Введение в педагогическую деятельность»
...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы