Особенности древнегреческой мифологии icon

Особенности древнегреческой мифологии



НазваниеОсобенности древнегреческой мифологии
Дата конвертации23.07.2012
Размер166,99 Kb.
ТипРеферат
Особенности древнегреческой мифологии


Сущность Греческой мифологии становится понятной только при учетеособенное первобытнообщинного строя греков, воспринимавших мир как жизньодной огромной родовой общины и в мифе обобщавших все многообразиечеловеческих отношений и природных явлений. Греческую мифологию следуетрассматривать не как привычную и неподвижную картину (хотя и прекрасную),но постоянно изменяющеюся в социальном и историческом контексте античногомира. Образы Аполлона, красивого юноши с лирой в руках, Афродиты,исполненной женственности и привлекательности, Афины Паллады — воительницы,относятся к определенному периоду развития греческой мифологии. Такимипериодами являются древнейший хтонический (от греч ((??, земля), илифессалийский, олимпийский, классический или героический. В героическийпериод происходит централизация мифологических образов вокруг мифологии,связанной с горой Олимп, и начинается переход к художественно развитому истрогому героизму. По мере разложения общинно родовой формациискладываются утонченные формы героической гомеровской мифологии. В дальнейшем наивная мифология — своего рода единственная формапервобытного мышления — гибнет как самостоятельное творчество и приобретаетслужебный характер, став одной из форм художественного выражения разногорода религиозных, социально-политических, моральных и философских идейрабовладельческой полисной идеологии, превращается в философскую аллегорию,широко используется в литературе и искусстве. Сведения о греческой мифологии дошли до нас в огромном количествепамятников письменной литературы: художественной и научной. Основнымиисточниками изучения греческой мифологии являются «Илиада» и «Одиссея»Гомера. Миф у Гомера излагается как объективное явление, сомнений, вреальности которого у автора не возникает. Иное отношение к мифологии уГесиода, жившего в период становления греческой полисной системы иидеологии. Он собирает и сводит воедино мифы и генеалогии богов, излагаеткосмогоническую систему в связи с историей происхождения богов(«Теогония»), обнаруживая большую склонность к хтонической мифологии. Вклассической лирике (7—5 вв. до н. э.), где мифология служит средством дляпередачи самоощущений и излияний личности, миф сам по себе в значительноймере блекнет, но в нем выдвигаются неведомые Гомеру и Гесиоду моменты.Греческая драма (5 в. до н. э. — Эсхил, Софокл, Еврипид) явилась синтезомвнеличного, созерцательного эпоса и личного субъективного самоощущения влирике. В трагедии судьба, рок — вся эта трудно усваиваемая безднаантичного пессимизма получила свою логику, историю, свои образы. Изкомедиографов к образам греческой мифологии обращался Аристофан (5 в. дон. э.). Эллинистическая поэзия — Феокрит, Бион, Мосх (4-3 вв. до н. э.) идругие авторы — дает ряд мелких и изящных мифологических образов.Немаловажный мифологический материал, изобилующий экзотическими именами,содержат гимны Каллимаха (3 в. до н. э.). Из поэтов-александрийцев особенноинтересен Аполлоний Родосский (3 в. до н. э.), нарисовавший рядвыразительнейших картин из мифологии аргонавтов, из поздних авторов — КвинтСмирнский (4 в, н. э.), изложивший в поэме «После Гомера» события послесмерти Гектора до взятия Трои, и Нонн Панополитанский (5 в.), который впоэме «Дионисовы песни» сообщает много фактов в связи с рождением и жизньюДиониса. Источниками для изучения греческой мифологии, являются также трудыФилострата Старшего и Филострата Младшего (3 в. н. э.), Каллистрата (4 в.)и эпиграмматистов (Мелеагр, 1 в. до н. э., и др.). Из собраний гимнов важны т. н. Гомеровские гимны, пять из которых (кАполлону — два, к Гермесу, Афродите и Деметре) возникли в классическийпериод (но позже «Илиады» и «Одиссеи»), остальные — в эллинистическуюэпоху. В т. н. Орфических гимнах, восходящих к 6 в. до н. э., носоставленных в целом в 3-2 вв. до н. э., содержатся эпитеты богов,помогающие анализировать мифологические образы. Третье собрание гимнов —гимны Прокла (5 в. н. э.) резюмируют работу античной мифологической мыслинад рядом центральных образов. Сведения по греческой мифологии содержатся в произведениях римскихавторов 1 в. до н. э. — 2 в. н. э. (Овидий, Вергилий, Гораций, ЛукрецийКар, Тибулл, Проперций, Апулей, Стаций, Лукиан, Силий Италик),«Метаморфозы» Овидия представляют собой по существу мифологическуюэнциклопедию. При изучении греческой мифологии используются сочинения историков:Геродота (5 в. до н. э.), Полибия (3-2 вв. до н. э.), ДиодораСицилийского, Дионисия Галикарнасского, Тита Ливия (1 в. до н. э.),географа Страбона (1 в. н. э.), а также сохранившиеся во фрагментахсочинения логографов и генеалогов Гекатея, Акусилая, Асклепиада и других.Среди этих авторов выделяются Ферекид и Гелланик, у которых находим целуюкосмогонию. Из антикваристов-археологов выделяется Павсаний (2 в. н. э.), которыйпутешествовал по Греции и свои описания памятников старины уснащалразнообразными мифологическими сюжетами. Сведения по греческой мифологиисодержатся также у Варрона (2- 1 вв. до н. э.). Греческая философия тесно связана с греческой мифологией, философыразных эпох стремились осмыслить греческую мифологию в целом и отдельныемифы. Одним из стоиков, Луцием Аннеем Корнутом (1 в. н. э.) составленоруководство по греческой мифологии. Из сочинений эклектиков и философовпозднего эллинистического периода особенный интерес представляют сочиненияПлутарха (1-2 вв. н. э.) и Атенея (3 в. н. э.), а также Цицерона (1 в. дон. э.), дающего классификацию богов. У неоплатоника Плотина (3 в. н. э.)содержатся сведения о ряде важных мифологических образов и трактат обЭроте, у Порфирия (3 в. н. э.) — ценные фрагменты из ранних авторов ирассуждение «О пещере нимф». Обширные комментарии Порфирия к «Илиаде» и«Одиссее» послужили источником для позднейших комментаторов Гомера — Цеца иЕвстафия, а его сочинение «О статуях» — источником для Евсевия и Макробия.Философия греческой мифологии была систематизирована Проклом (5 в. н. э.),большое количество известий о древнейших теогониях и космогониях собраноДамаскием (5-6 вв.). Мифографы — собиратели и излагатели мифов — появились в Греции непозднее 5 в. до н. э. К ним относятся софист Гиппий, а также ряд раннихисториков и философов: Геродор Гераклейский, Анаксимен Лампсакский,Асклепиад Трагильский, Гераклид Понтийский, Дикеарх Мессенский. ДионисийСамосский составил генеалогические таблицы и изучал трагические мифы.Ученику Аристотеля Палефату принадлежит сборник мифологических рассказовпод названием «О невероятном». Особенно много для собирания и толкования древних мифов сделалиалександрийцы (4-2 вв. до н. э.): Каллимах, Истр, Филостефан, ЛисимахАлександрийский, Аполлодор Афинский (ему приписывают обширнуюмифологическую «Библиотеку», дающую подробное изложение теогонии иглавнейших мифических родословных Девкалиона, Инаха, Агенора, Пеласга,Атланта, Асопа, Кекропа и Пелопа). Аполлодор излагает мифы по Гомеру,Гесиоду и особенно трагикам. Собранный материал послужил источником длямногих позднейших схолий. Из собирателей более позднего времени следуетупомянуть Филодема (труд «О благочестии»), Дидима (послужившего, по-видимому, источником для схолий к Софоклу, Еврипиду и Пиндару) и Феона(послужившего источником для схолий к Каллимаху, Никандру, Ликофрону,Феокриту и Аполлонию Родосскому). Из грамматиков выделяется Парфений Никейский (1 в. до н. э.), авторсочинения «О любовных страстях». Из мифологов — Гигин (1 в. до н. э. - 1 в.н. э.). Позднее мифографы делятся на две группы: собиратели мифов«превращений» и «звездных» мифов. К первой группе относятся НикандрКолофонский, Антигон Каристийский и Бой (их сочинения — прямые источники«Метаморфоз» Овидия), а также Антонин Либерал — автор 41 рассказа о«превращениях» (вероятно, 1 в. до н. э.). Ко второй группе мифографовотносятся Эратосфен (3 в. до н. э.), которому приписываются «Катаетеризмы»(букв. «Превращения в звезды»); Арат Солский (4-3 вв. до н. э.) с его«Феноменами», где в стихотворной форме излагаются мифы о звездах; анонимныекомментарии к Арату; «Астрономия», приписываемая Гигину. Из христианскихапологетов для греческой мифологии важен «Протрептик» КлиментаАлександрийского (3 в. н. э.). На рубеже 5 и 6 вв. появилась книга мифов Фульгенция, подражавшегоисторику Птолемею Хенну (1 в. н. э., известному по «Библиотеке» Фотия инекоторым цитатам из Евстафия и Цеца); она отличалась часто некритическимотношением к мифографическим источникам. Иоанну Педиасиму принадлежитсочинение о 12 подвигах Геракла, созданное на основе «Библиотеки»Аполлодора. Известны очень поздняя анонимная обработка в прозе «Метаморфоз»Овидия и сочинение некоего Гераклита, содержащее 39 мифов. Большую ценность представляют сочинения трех мифографов 7 в.,известных под названием Ватиканских мифографов. Эти авторы, заимствуя другу друга, а также из Сервия и поздней комментаторской литературы, дают всистематическом виде обзор всей античной мифологии. Изложение изобилуетмножеством разного рода вариантов и отдельных редкостных мелочей. Общая характеристика греческой мифологии. При рассмотрении греческой мифологии в развитии в пределах каждогоотдельного мифа устанавливаются и прослеживаются разновременные рудименты(т. е. остатки прежних эпох), которые сосуществуют с ферментами нового,возникающего в сюжете мифа. Например, в мифе о рождении Афины Паллады вполном вооружении из головы Зевса, проглотившего свою забеременевшуюсупругу Метиду, можно различить остатки фетишистских представлении иканнибализма, предшествовавшие развитому патриархату, примат мужскогоиндивидуума над женским и символику мудрости верховного божества —свидетельства патриархата, наконец, гротеск, свойственный времени распадаобщинно родовой формации и начальному периоду греческой классики. Один и тот же мифологический мотив может и составлять основноесодержание мифа, и играть второстепенную роль. Для эпохи последовательногозооморфизма отождествление солнца с быком является центральным содержаниеммифа о солнце, так же как совиный вид Афины Паллады — основное в содержаниимифа. Но в гомеровской мифологии в связи с тем, что центральное содержаниемифа о солнце для этого времени было уже антропоморфическим, солнце,воплощенное в быке, стало рудиментом. Аналогичен по своему происхождениюрудиментарный характер совоокости Афины Паллады у Гомера с изменениемосновного содержания мифа. Греческая мифология в ее наиболее развитом, т.н. классическом,состоянии представляет собой мифологию героическую, а не стихийно-демоническую (эти два типа мифологии относятся к хтонической мифологии).Героическая микология связана с периодом патриархата, однако, в нейпрослеживаются главнейшие типы хтонических рудиментов. Это, прежде всегогенетические рудименты, указывающие нахождение: Ахилл — сын морской богини,Ио — дочь аргосской реки Инах и др. Субстанциальные рудименты основаны наотождествлении разного рода предметов или существ: луна — корова, солнце —бык, Инах - река и царь Аргоса и др. Многочисленны ипостасные элементы:Агамемнон — ипостась Зевса; Ифигения — ипостась Артемиды и т.д. Огромноеколичество рудиментов имеет метаморфозный, или оборотнический, характер:Зевс вступает в брак с Данаей в виде золотого дождя, с Семелой — в видегрома и молнии, с Европой — в виде быка и др. Из иконографическихрудиментов (т.е. относящихся к внешнему виду определенного мифологическогоперсонажа) в мифах фигурирует змеиный хвост у Кадма, рот и копыта у Пана,совиные глаза у Афины, коровьи у Геры и т.д. Некогда самостоятельные божества, демоны или герои выступают в видезакостеневших внешних придатков (атрибутивные рудименты) к другимперсонажам, орел и Ника около Зевса; сова или змея около Афины и др. Тому или иному мифологическому образу постоянно сопутствуют такжефункциональные рудименты: перун Зевса, лук и стрелы Аполлона, трезубецПосейдона, жезл и крылатые сандалии Гермеса и др. Если рудимент мифаотражает его прошедшее, то фермент указывает на будущее развитие мифа. УГесиода эхидна — полузмея-полудева, она прекрасна, но зловредна, ненавистналюдям. Этот мотив отвержения эхидны — элемент в мифе, объясняющийстремление человека обуздать стихийные силы природы. Тантал наказан зачеловеческое жертвоприношение; это, — несомненно, фермент,свидетельствующий о позитивных сдвигах в морали. Прометей у Гесиодапредставлен заурядным обманщиком, вздумавшим перехитрить самого Зевса. Ноименно этот момент противодействия Зевсу в дальнейшем лег в основуэсхиловской концепции Прометея-богоборца. Между составляющими миф элементами устанавливаются не толькохронологические, но и самые разнообразные смысловые связи, образующиемифологические комплексы. Один из таких комплексов — комплекс-интерполяция— состоит из отдельных смысловых элементов, связанных более или менеемеханически. Примером такого комплекса является гомеровское представление отенях в загробном мире, которое дается в XI песне «Одиссеи». Если комплекс-интерполяция понимается как объединение в одно целое чуждых друг другуэлементов без всякой мотивировки, то комплекс-компиляция есть объединениеэлементов, также несходных или противоположных, но это объединение ужеопределённым образом мотивировано. Аполлон, Артемида и Лето первоначальнобыли демонами совершенно разного происхождения, никак между собой несвязанными. Их объединение — Аполлон и Артемида как дети Лето от Зевса —есть мифологический комплекс-компиляция. Олимпийская семья богов,образовавшаяся в результате объединения европейских и малоазиатскихбожеств, — тоже компиляция, поскольку присоединённые азиатские божествастали трактоваться как дети Зевса и Геры. Оба типа мифологических комплексов (интерполяция и компиляция), атакже бесконечно разнообразные приближения то к одному, то к другому такомутипу встречаются в античной мифологии постоянно. Например, Диомед товступает в бой с богами и ранит их, то заявляет о невозможности вступать вборьбу с богами. Прометея наказывают в одном случае раз навсегда, безвсякой надежды на освобождение, в другом — его освобождает Геракл. Вгреческой мифологии может быть выделен также монолитно-художественныймифологический комплекс, в котором все элементы мифа составляют одно целое.Примером такого комплекса является образ сирен у Гомера. Это — полуптицыполуженщины; они поют такими завлекающими, чарующими голосами, что всякийпутник высаживается на берег, но сирены тут же его уничтожают, поэтому уних на берегу целые горы человеческих костей и гниющих остатков. В этомобразе совмещаются художественный восторг и гибель, т. е. красота и смерть.С другой стороны, у Гомера в этом мифе совмещаются различные эпохикультурного социального развития: наряду с фетишизмом и людоедствомхарактерная для Гомера высокоразвитая эстетическая культура. В т. н. полярном комплексе противоположные по смыслу элементы в силуименно общей художественной идеи даны сразу: и во всей своейпротивоположности, и во всём своём тождестве. Например, самый «светлый» богЗевс вступает в брак с самой «темной» богиней Персефоной, и от этого бракарождается Загрей. Загрея ещё младенцем растерзывают и поедают титаны. Но иззолы испепелённых Зевсом титанов происходят люди, которые поэтому являютсяносителями и титанического, и дионисийского начала. Афина горгона убиваетгоргону Медузу и оттого сама перестаёт быть горгоной. Либитина — любовь исмерть одновременно. При исследовании греческой мифологии необходимо также учитывать еёгеографическое распространение (т. н. географическая мифология) иисторические особенности тех или иных местностей, к которымприурочиваются события, излагаемые в разных античных мифах. Например, Эдипанельзя оторвать от Фив, мифы о Тесее относят к Афинам, о Менелае и Елене —к Спарте и др. Доолимпийский период. Процесс жизни воспринимается первобытным сознанием в беспорядочнонагромождённом виде, окружающее материализуется, одушевляется, населяетсякакими-то непонятными слепыми силами. Все вещи и явления в сознаниипервобытного человека исполнены беспорядочности, несоразмерности,диспропорции и дисгармонии, доходящей до прямого уродства и ужаса. Земля ссоставляющими её предметами представляется первобытному сознанию живой,одушевлённой, всё из себя производящей и всё собой питающей, включая небо,которое она тоже рождает из себя. Как женщина является главой рода,матерью, кормилицей и воспитательницей в период матриархата, так и земляпонимается как источник и лоно всего мира, богов, демонов, людей. Поэтомудревнейшая мифология может быть названа хтонической. В её развитиипрослеживаются отдельные этапы. На раннем этапе, т. е. на стадиисобирательно-охотничьего хозяйства, сознание ограничено непосредственночувственным восприятием, непосредственно видимыми и осязаемыми вещами иявлениями, которые одушевляются, на них переносятся социальные функцииобщинно родовой формации. Такая вещь, с одной стороны, насквозьматериальная, с другой — одушевлённая первобытным сознанием, есть фетиш, амифология — фетишизм. Древний человек понимал фетиш как средоточиемагической, демонической, живой силы. А так как весь предметный мирпредставлялся одушевлённым, то магической силой наделялся весь мир, идемоническое существо никак не отделялось от предмета, в котором онообитало. Например, Зевс — верховное божество в позднейшей греческоймифологии — почитался первоначально в городе Сикионе (Пелопоннес) в видекаменной пирамиды, на Ликейской горе в Аркадии — в виде колонны. Геру вгороде Феспиях (Беотия) представляли как обрубок древесного ствола, а наострове Самое — в виде доски. Аполлона представляли пирамидой, его матьЛето на Делосе — необработанным поленом и др. Несмотря на всё позднейшее идейно-художественное развитие такихобразов, как Зевс, Гера, Аполлон, Афина Паллада, Афродита, Эрот, хариты,Геракл и др., их продолжали почитать в виде камней и кусков дерева(обработанных и необработанных) даже в период наибольшего расцветагреческой цивилизации. Примером архаического фетиша является дельфийскийомфал, или «пуп земли». Когда-то Рея, желая спасти от своего мужа Кроносановорождённого Зевса, дала ему вместо младенца Зевса завёрнутый в пелёнкикамень, который и был проглочен Кроносом. Извергнутый Кроносом, он былпомещён в Дельфах как центр земли («пуп земли») и стал почитаться каксвятыня: его облачали в разные одежды и умащали благовониями. Винограднаялоза и плющ, хотя первоначально и не связывались с Дионисом (которыйвначале был богом производительных сил природы вообще), в дальнейшем прочновошли в его мифологию. Об этом свидетельствует множество эпитетов Диониса,связанных либо с самим этим растением, либо с вином как продуктомвиноградной лозы. «Виноградный», «многогроздный», «виноносец»,«виноразливатель» и др. — главные эпитеты Диониса, а название одного издионисовских праздников Боги и демоны греческой мифологии По мере развития производящего хозяйства человек начинаетинтересоваться вопросами производства вещей, их составом, их смыслом ипринципами их строения Тогда то человек научился отделять «идею» вещи отсамой вещи, а так как вещами являлись фетиши — отделять идею фетиша отсамого фетиша, т. е. отделить магическую силу демона вещи от самой вещи —так совершился переход к анимизму. Как и фетишизм, анимизм имел своюисторию. Вначале существовало представление, что демон вещи настольконеотделим от самой вещи, что с ее уничтожением он тоже прекращает своесуществование (подобно нимфам дерева гамадриадам, умирающим вместе спорубкой самого дерева). В дальнейшем росло представление осамостоятельности этих демонов, которые не только отличаются от вещей, но испособны отделяться от них и сохраняться в течение более или менеедлительного срока после уничтожения этих вещей (подобно нимфам деревадриадам уже остающимся в живых после уничтожения самого дерева).Первоначальный анимизм связан с представлением о демонизме как о некоейсиле, злой или (реже) благодетельной, определяющей судьбу человека. УГомера имеется много примеров именно такого безыменного, безликого,внезапно действующего совершенно неожиданного и страшного демона.Олимпийские боги тоже бывают страшными, но они имеют человеческий вид,имена, к ним можно обращаться с просьбами, с ними возможно общение. Но то,что Гомер называет демоном, часто совершенно противоположно этому. Это естьименно мгновенно возникающая и мгновенно уходящая страшная и роковая сила,о которой человек не имеет ни какого представления, которую не можетназвать по имени и с которой нельзя вступить ни в какое общение, т. к. этотдемон еще не имеет никакой фигуры и никакого лица, никакого вообщеочертания. Внезапно нахлынув неизвестно откуда, он мгновенно производиткатастрофу и тут же бесследно исчезает. Демон — это первоначально тавнезапно действующая сила, о которой человеку ничего не известно, егозаконченного образа еще не существует, но он уже не является фетишем. Вдальнейшем в результате освоения мифологическим мышлением этих демоновпоявляются демоны отдельных вещей, событий, обладающие, разной силойвоздействия на человеческую жизнь и природу. С момента, когда преждебезличный демон получает ту или иную индивидуализацию, происходит переходот преанимизма к анимизму. Боги и демоны греческой мифологии мыслятсяобычно как существа материальные, чувственные. Они обладают самымобыкновенным телом, хотя оно возникает из разных видов материи. Еслидревние греки представляли себе, что самая грубая и тяжелая материя — этоземля, вода же есть нечто более разреженное, а воздух еще тоньше, чем вода,и тоньше воздуха огонь, то и демоны состояли из всех этих стихий. Боги жесостояли из материи еще более тонкой, чем огонь, а именно — из эфира. Миксантропическими (т. е. соединившими в себе черты человека иживотного) демонами являются сирены (полуптицы полуженщины), кентавры(полукони полулюди). Все это примеры невыделенности в первобытномчеловеческом сознании человека из природы, рас сматривавшею себя какнеотъемлемую ее часть Стихийно чудовищная гератологическая мифология эпохи матриархата(Медуза, горгоны, Сфинкс, эхидна, Химера — чудовища женского пола) получаетобобщение, и завершение в образе Великой матери или богини матери. Вклассическую эпоху Греции эти образы были оттеснены на задний план, но вглубинах догомеровской истории в эпоху матриархата происходит возрождениеархаики, тератологическая мифология (и, прежде всего культ богини-матери)имела огромное значение. Олимпийский период В мифологии этого периода, связанного с переходом к патриархату,появляются герои, которые расправляются с чудовищами и страшилищами,некогда пугавшими воображение человека. Вместо мелких богов и демонов появляется один главный, верховный богЗевс. Богами патриархального уклада жизни стали Афина Паллада и Аполлон,которые славятся мудростью, красотой и художественно-конструктивнойдеятельностью. Гермес из прежнего примитивного божества превратился впокровителя всякого человеческого предприятия, включая скотоводство,искусство, торговлю, он водит по дорогам земли и даже сопровождает души взагробный мир. Не только боги и герои, но и вся жизнь получила в мифахсовершенно новое оформление. Прежде всего, преображается вся природа,которая раньше была наполнена страшными и непонятными для человека силами.Власть человека над природой значительно возросла, он уже умел болееуверенно ориентироваться в ней (вместо того, чтобы прятаться от неё),находить в ней красоту, использовать природу для своих надобностей. Еслираньше нимфы рек и озёр — океаниды или нимфы морей — нереиды, а также нимфыгор, лесов, полей и др. — это воплощения дикости и хаоса, то теперь природапредстаёт умиротворенной и поэтизированной. Власть над морской стихиейпринадлежит не только грозному Посейдону, но и довольно мирному и мудромубогу морей Нерею. Рассеянные в природе нимфы становятся предметомпоэтического любования. Всем правил Зевс, и все стихийные силы оказались в его руках. Преждеон сам был и ужасным громом, и ослепительной молнией, не было никакогобожества, к кому можно было бы обратиться за помощью против него. Теперь жегром и молния, равно как и вся атмосфера, стали не больше как атрибутамиЗевса. Греки стали представлять, что от разумной воли Зевса зависит, когдаи для каких целей пользуется он своим перуном. Характерно окружение Зевсана Олимпе. Около него Ника («победа») — уже не страшный и непобедимыйдемон, но прекрасная крылатая богиня, которая является только символом мощисамого же Зевса. Фемида раньше тоже ничем не отличалась от земли и быластрашным законом её стихийных и беспорядочных действий. Теперь онавоспринимается как богиня права и справедливости, богиня правопорядка,находящаяся возле Зевса как символ его благоустроенного царства. ДетьмиЗевса и Фемиды являются горы — весёлые, прелестные, благодетельные, вечнотанцующие богини времён года и государственного распорядка, справедливейшимобразом ниспосылающие с неба атмосферные осадки путём открывания изакрывания небесных ворот. Рядом с Зевсом также и Геба — символ вечнойюности, и мальчик-виночерпий Ганимед, некогда похищенный с земли Зевсом-орлом. Даже мойры — страшные и неведомые богини рока и судьбы, управлявшиевсем мирозданием, трактуются теперь как дочери Зевса и ведут блаженнуюжизнь на Олимпе. Мудрое, весёлое и изящное окружение характерно и дляАполлона с его музами, и для Афродиты с её Эротом и другими игривымидемонами любви, с её харитами, с её вечными танцами, улыбкой и смехом.Человеческий труд также получил своё дальнейшее отражение в мифологии: поповелению богини земледелия Деметры Триптолем разъезжает по всей земле иучит всех законам земледелия. Звери приручаются человеком — отголосок этогосохранился в мифе о Геракле, усмирившем диких коней Диомеда. Гермес и Панследят за стадами и не дают их никому в обиду. Появляются мифические образызнаменитых художников (среди них Дедал), которые поражают мир своимиоткрытиями и изобретениями, своим художественно-техническим творчеством.Дедал построил на Крите знаменитый лабиринт, великолепные здания дляспасшего его царя Кокала, площадку для танцев Ариадны, соорудил крылья длясвоего полёта с сыном Икаром (рассказ об этом и о трагической гибели Икарадан Овидием в «Метаморфозах», VIII 183—235). Посейдон и Аполлон строятстены города Трои. Характерен миф об Амфионе, своей игрой на лирезаставляющем камни складываться в стены города Фивы. Сохранилисьмифологические предания о таких необыкновенных певцах, как Мусей, Орфей,которым приписываются черты, характеризующие их как деятелей восходящейцивилизации. Подвиги Геракла — вершина героической деятельности. Этот сын Зевса исмертной женщины Алкмены — истребитель разного рода чудовищ (немейскогольва, лернейской гидры, керинейской лани и стимфалийских птиц), победительприроды в мифе об авгиевых конюшнях и борец против матриархата в мифе опоясе, добытом у амазонки Ипполиты. Тема победы смертного человека над природой звучит и в другихгреческих мифах олимпийского периода. Когда Эдип разгадал загадку Сфинкс,она бросилась со скалы. Когда Одиссей (или Орфеи) не поддалсязавораживающему пению сирен и невредимо проплыл мимо них, сирены в тот жемомент погибли.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Особенности древнегреческой мифологии icon1. Особенности древнегреческой мифологии и возникновение философии. Милетская школа. Проблема первоначала. Философия Гераклита. Стихийная диалектика Гераклита. Религиозные представления древних греков
Особенности древнегреческой мифологии и возникновение философии. Милетская школа. Проблема первоначала. Философия Гераклита. Стихийная...
Особенности древнегреческой мифологии iconПисьменная работа
В древнегреческой мифологии говорится, что бог Вулкан изобрел машину, которая изготавливала длинные и тонкие нити из теста – прообраз...
Особенности древнегреческой мифологии iconКонтрольная работа 1 вариант Особенности скульптуры додинастического периода
Назовите особенности ордеров древнегреческой архитектуры Назовите элементы одежды Древних римлян
Особенности древнегреческой мифологии icon“античная цивилизация. Наследие древнегреческой литературы.” Автор: Иванов И. И класс: 11 “А” Преподаватель: Петров П. П. г. N-ск, 1997. Содержание. I. Исторические предпосылки возникновения древнегреческой литературы. 2 Предмет и значение литературы Древней Греции. 2 Античное рабовладельческое обще

Особенности древнегреческой мифологии iconТема: Существа и духи славянской мифологии. Цель
Цель- познакомить учащихся с существами и духами славянской мифологии, воспитать добрые чувства к старине, привитие унт
Особенности древнегреческой мифологии iconДревнегреческая мифология. Особенности мифологического мышления. Оcновные циклы мифов
Античная литература выросла на основе мифологии, которая теснейшим образом связана с периодом доклассового общества
Особенности древнегреческой мифологии iconБожества древних славян
Карпат) по Центральной и Восточной Европе от Эльбы (Лабы) до Днепра и от Южных берегов Балтийского моря до севера Балканского полуострова...
Особенности древнегреческой мифологии iconСюжеты и герои славянской мифологии Что мы знаем о славянской мифологии?
Доказать, что мифология древних славян не менее богата, чем мифология античности и других народов
Особенности древнегреческой мифологии iconОдно из ключевых понятий древнегреческой мифологии и соответcтвенно всего античного искусства это рок. Рок или судьба тяготеет в той или иной мере над каждым персонажем, только боги не подвластны судьбам
В проявлении таинственных роковых сил безымянные творцы мифов усматривали скрытые закономерности жизненных процессов. Рок в восприятии...
Особенности древнегреческой мифологии iconОсобенности раннегреческой философии. Ионийская школа
Малой Азии, Средиземноморья, Причерноморья и Крыма, в эллинистических государствах Азии и Африки, в Римской империи. (Нередко философия...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы