Миграция рабочей силы icon

Миграция рабочей силы



НазваниеМиграция рабочей силы
Дата конвертации23.07.2012
Размер362,01 Kb.
ТипРеферат
Миграция рабочей силы


ВВЕДЕНИЕ Активно происходящий во всем мире процесс интернационализациипроизводства сопровождается интернационализацией рабочей силы. Трудоваямиграция стала частью международных экономических отношений. Миграционныепотоки устремляются из одних регионов и стран в другие. Порождаяопределенные проблемы, трудовая миграция обеспечивает несомненныепреимущества странам, принимающим рабочую силу и поставляющим ее. Наблюдающаяся в последние десятилетия интенсификация процессовмиграции выражается как в количественных показателях, так и в качественных:изменяются формы и направления передвижения трудовых потоков. Одним из проявлений интернационализации и демократизациихозяйственной и социально-культурной жизни человечества, а такжепоследствий острых межнациональных противоречий, прямых столкновений междустранами и народами, чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий являютсякрупномасштабные внутристрановые и межстрановые перемещения населения итрудовых ресурсов в разных формах. Это - – добровольные мигранты,пользующиеся правами и возможностями, предоставленными им мировойцивилизацией и международными рынками труда для выбора места жительства иработы. Это – беженцы и вынужденные мигранты, покидающие отчий кров не посвоей воле, а под давлением «обстоятельств». Мировое сообщество, еще недавно не ощущавшее непосредственно размеры,особенности и последствия миграционных процессов на международном уровне,столкнулось с необходимостью координации усилий многих стран по разрешениюострых ситуаций и коллективному регулированию миграционных потоков. 1.ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ МИГРАЦИИ РАБОЧЕЙ СИЛЫ. Международная трудовая миграция – это перемещение из однойстраны в другую рабочей силы. Она непосредственно связана, прежде всего, спроблемой вывоза капитала, в значительной мере определяется внутреннимизакономерностями его движения, хотя речь идет о передвижении товара«особого рода». На чем она основана? Объективно возможность международноймиграции рабочей силы формируется в силу появления национальных различий вразмерах заработной платы – так традиционно принято рассматриватьэкономическую сущность переселенческихдвижений. Но это, однако, лишь один, пусть даже сущностный, аспект даннойпроблемы. Другой, реальный, заключается в существовании органическойбезработицы в отдельных странах, особенно развивающихся. Поэтому не всегдаправомерно объяснение переселенческих движений наемного труда лишьфакторами, связанными со стремлением продать свою способность к трудуподороже. Часто речь идет о крупных массивах переселенцев, готовыхработать «за кусок хлеба». Совершенно иначе обстоит дело с миграциейрабочей силы в рамках собственно индустриальных стран, в которых естьвозможность выбора и конкретной профессии, и конкретной работы. Думается, втрадиционных подходах к проблеме ощущается явный перекос в сторону«классовости» и «объективности» – вместо анализа конкретной ситуации,складывающейся в процессе общения людей в сфере международно-трудовойдеятельности. Навряд ли здесь нам помогут положения «капитала» при всей ихкажущейся универсальности. Хотя бы потому, что речь не может вообще идти о«железном законе обнищания пролетариата», законе классовой борьбы, да имногом другом, с чем история не согласилась. Можно понять причины миграциитрудового населения из развивающихся стран в развитые или миграции изменее экономически развитых европейских стран в более индустриальноразвитые – из Турции, Испании, Португалии в Англию, Францию, ФРГ, Бенилюкс,Скандинавию и т.д. Но какие экономические основы действуют на миграциюнаселения между США и Канадой, Англией и США, в перемещениях огромной массылюдей между странами ЕС, то есть между экономически развитыми странами,находящимися на «одно-порядковом уровне» с точки зрения социальных,культурных, бытовых условий жизни населения? По всей видимости, естьтакие факторы, не всегда экономические, которые влияют на миграционныепроцессы. Это факторы гуманитарного, культурного, экологического,психологического, правового порядков. Они будут усиливаться по меревыравнивания уровней социально-экономического развития стран, укрепленияинтеграционного потенциала, а в первую очередь в странах ЕС, и – самоеглавное, – когда проблема поиска хлеба насущного перестанет бытьпервоочередной проблемой. Все это делает проблему международной миграциирабочей силы в развитых странах сложной, связанной отнюдь не только ссобственно экономическими факторами, но и возрастания значения такихпонятий, как «социальный комфорт», социально-политические условия,социально-культурные, психологические и т.д. Массовая миграция стала одним из характерных явлений жизнимирового сообщества второй половины ХХ века. Международная (внешняя)миграция существует в разных формах: трудовой, семейной, рекреационной,туристической и др. Международный рынок рабочей силы охватываетразнонаправленные потоки трудовых ресурсов, пересекающих национальныеграницы. Международный рынок труда объединяет национальные и региональныерынки рабочей силы. Международный рынок труда существует в форме трудовоймиграции. На начало 1995 г. в мире насчитывалось более 35 млн. трудящихся-мигрантов против 3,2 млн. в 1960 г. Если считать, что на каждоготрудящегося-мигранта приходится 3 иждивенца, то численность мигрирующегонаселения в середине 90-х годов превышает 100 млн. человек. Международный рынок рабочей силы существует наряду с другими мировымирынками: например, товаров и услуг, капитала. Рабочая сила, перемещаясь изодной страны в другую, предлагает себя в качестве товара, осуществляетмеждународную трудовую миграцию. Причинами миграции рабочей силы являются факторы как экономического,так и неэкономического характера. К причинам неэкономического типаотносятся: политические, национальные, религиозные, расовые, семейные и др. Причины экономического характера кроются в различном экономическомуровне развития отдельных стран. Рабочая сила перемещается из стран снизким уровнем жизни в страны с более высоким уровнем. Объективновозможность миграции появляется вследствие национальных различий в условияхзаработной платы. Существенным экономическим фактором, определяющим миграцию рабочейсилы, является наличие органической безработицы в некоторых странах, преждевсего, слабо развитых. Важным фактором международной трудовой миграцииявляется вывоз капитала, функционирования международных корпораций.Транснациональные корпорации способствуют соединению рабочей силы скапиталом, осуществляя либо движение рабочей силы к капиталу, либоперемещают свой капитал в трудоизбыточные регионы. Развитие средств транспортной связи, в свою очередь, способствуетсущественному развитию международной трудовой миграции. Основу миграционных потоков составляют рабочие, в меньшей степени,служащие. Международная трудовая миграция поначалу возникает как стихийноеявление, но постепенно государство охватывает ее своим регулированием.Вместе с тем до последнего времени в международной трудовой миграциисохраняется значительный элемент рыночной стихии. В середине ((( века было отмечено самое значительное явление вистории современной миграции населения. В 40-е годы ((( столетия произошелвзрыв эмиграции из Ирландии в США, вследствие т. н. «картофельного голода» Широкомасштабная миграция в начале 80-х годов ((( в. из Италии истран Восточной Европы в США была связана с падением цен на европейскуюпшеницу. Поток миграции резко замедлился вследствие ухудшения экономическойконъюнктуры в США и снова набрал силу в ходе экономического оживления. Причинами широкомасштабной миграции рабочей силы стали аграрноеперенаселение в некоторых европейских странах, безработица, болееблагоприятные условия работы в США и, конечно, благоприятные условия дляширокого развития собственного дела, повышением уровня жизни. Новая волна миграции из Европы в США отмечена в 20-е годы. К ужеупомянутым причин следует добавить трудности послевоенной жизни в Европе. После 2-й мировой войны отмечают три новых потока в миграции рабочейсилы в США. Во-первых, это «утечка умов», устойчивый потоквысококвалифицированных специалистов и членов их семей в Северную Америку.Во-вторых, потоки беженцев из Венгрии (1956 г.) и из Вьетнама (1974-1975гг.). В-третьих, самым крупным потоком этого периода является наплыврабочей силы из Мексики и стран Карибского бассейна. Если в первых двух случаях причины были главным образом политические,переселенческие, то в последнем случае – чисто экономические. Международное разделение труда как высшая ступень развитияобщественного территориального разделения труда между странами,предусматривающая устойчивую концентрацию производства определеннойпродукции в отдельных странах, предусматривает наличие в различных странахтрудовых ресурсов различного объема и квалификационного состава. Широкаятрактовка международного разделения труда как обособление отдельных видовчеловеческой деятельности необязательно подразумевает его последующуюкооперацию – основанный на международном разделении труда устойчивый обменмежду странами продуктами, производимыми ими с наибольшей эеономическойэффективностью. Но если такая кооперация осуществляется, то происходить онаможет в двух формах: международного обмена товарами (международнойторговли), произведенными на основе разделения труда, либо на основемежгосударственного перемещения самого труда – международной трудовоймиграции. Виды трудовой миграции. Различают внутреннюю миграцию рабочей силы, происходящую междурегионами одного государства, и внешнюю миграцию, затрагивающую несколькостран. Наука международной экономики занимается внешней миграцией рабочейсилы и ее экономическими причинами. Основные понятия, используемые приизучении проблем международной миграции, следующие: Миграция рабочей силы – переселение трудоспособного населения изодних государств в другие сроком более чем на год, вызванное причинамиэкономического и иного характера. Иммиграция – въезд трудоспособного населения в данную страну из-за еепределов. Эмиграция – выезд трудоспособного населения из данной страны за еепределы. Миграционное сальдо – разность иммиграции из страны и эмиграции встрану. “Утечка мозгов” – международная миграция высококвалифицированныхкадров. Реэмиграция – возвращение эмигрантов на родину на постоянное местожительства. Международная миграция рабочей силы возникла многие столетия назад иза прошедшее с тех пор время претерпела серьезные изменения (Первыммассовым перемещением трудящихся в новое время стал целенаправленный завозрабов из Африки на Американский континент, в результате чего в XVІІ-XІX вв.население Африки не только не увеличилось, но и сократилось. После запретарабства в США началась вторая крупная волна эмиграции из стран Старогосвета в страны Нового света. Если в первой половине прошлого векапреобладала международная миграция промышленных рабочих, то к концупрошлого столетия наиболее активными мигрантами стали разоривщиесякрестьяне. После Второй мировой войны на мировой рынок труда вышла научнотехническая интеллегенция и квалифицированные рабочие. Общее количество мигрантов поддается лишь весьма приблизительнойоценке. Считается, что в мире в середине 90-х гг. постоянно около 125 млн.человек находились за пределами тех стран, гражданами которых они являются.В последние годы в мире переезжают из страны в страну около 7 млн., вЗападной Европе – 6,5 млн., Латинской Америки – 4 млн., странах БлижнегоВостока и Северной Америки – 3 млн. человек. На труде иммигрантов держатсяцелые отрасли промышленности: во Франции ј занятых в строительстве и 1/3 вавтомобилестроении – иммигранты, в Бельгии половина всех горняков –иммигранты, в Швейцарии 40% строительных рабочих – иммигранты). Наиболееалтивная теоретическая разработка проблем международной миграции началась сконца 60-х годов в рамках моделей экономического роста. Их основная идеязаключается в том, что международное перемещение рабочей силы, как одногоиз факторов производства, оказывает на темпы экономического роста, еепричиной являются межстрановые различия в оплате труда. Сторонникинеоклассического подхода, в соответствии с которым каждый человек получаети потребляет предельный продукт своего труда, считают, что эмиграцииприводит к росту благосостаяния принимающей страны, причем экономическоеразвитие государства, из которого происходит эмиграция, остается прежнимили, во всяком случае, не ухудшается. Неокейнсианцы признавали возможность ухудшения в результате миграцииэкономического положения страны, экспортирующей рабочую силу, особенно еслиэмигрируют высококвалифицированные работники. В этой связи широкообсуждалась идея введения налога на “утечку мозгов”, доходы от которогопредлагалось передавать в распоряжение ООН и использовать на нуждыразвития. В последние годы акцент в анализе миграции сместился наисследование аккумуляции человеческого капитала как эндогенного фактораэкономического роста стран. Исходя из того, что накопленный человеческийпотенциал является важнейшей предпосылкой экономического развития, в рамкахэтой группы моделей международная миграция является одним из объясненийразличий в темпах экономического роста между странами. Экономические эффекты миграции. Международная миграция рабочей силы может осуществляться как поэкономическим, так и по внешнеэкономическим причинам. В число последнихвключаются политические и религиозные причины, объединение и распадгосударств, природные бедствия, войны, экологические проблемы, причиныличного характера. Каждая из этих и многие другие неэкономические причиныспособны привести и приводят к крупным межгосударственным перемещениярабочей силы, которые будут иметь те же экономические последствия, что имеждународная миграция рабочей силы, по экономическим причинам, подкоторыми понимаются главным образом межстрановые различия в оплате труда. 2. ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ – ХАРАКТЕРНАЯ ОСОБЕННОСТЬ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШИНИЙ. Проблема международной трудовой миграции в настоящее время существуетв двух аспектах: во-первых, миграция рабочей силы из развивающихся стран вразвитые; во-вторых, миграция между развитыми странами. Резервуароммеждународной миграции первого типа в значительной мере остаетсяклассическое «аграрное перенаселение» в РС. Это находит свое наглядноепроявление, например, в миграции крестьян и полупролетариатов изпограничных штатов Мексики в США, из ассоциированных членов ЕЭС в этистраны. Дело, однако, не исчерпывается избыточным крестьянским или полукрестьянским населением. Огромные масштабы приобрела миграция изразвивающихся стран специалистов высшей квалификации («утечка умов»). Этотфактор серьезно обескровливает развивающиеся страны и одновременноподпитывает развитые государства в части экономики огромных объемовсредств, объективно необходимым для обеспечения специалистами новыхнаправлений индустриального развития. В 70-80-е годы удельный весиностранцев среди инженеров в США составил более 10%, врачей – более 20%. В середине XIX века было отмечено самое значительное явление вистории современной миграции населения. В 40-е годы XIX столетия произошелвзрыв эмиграции из Ирландии в США. Новая волна миграции из Европы в США отмечена в 20-е годы. После 2-й мировой войны отмечают три новых потока в миграции рабочейсилы в США. Во-первых, это устойчивый поток высококвалифицированныхспециалистов и членов их семей в Северную Америку. Во-вторых, потокибеженцев из Венгрии (1956 г.), Вьетнама (1974-1975 гг.), а также с Кубы(1980 г.). В-третьих, самым крупным потоком этого периода является наплыврабочей силы из Мексики и стран Карибского бассейна. В Европе после 2-й мировой войны, в особенности с начала 60-х годов,также отмечены достатсчно интенсивные процессы миграции рабочей силы.Рабочая сила из Испании, Португалии, Греции, Югославии активноиспользовалась в экономике промышленно развитых стран Европы. Можно выделить 5 направлений международной миграции рабочей силы: 1) миграция из развивающихся в промышленно развитые страны; 2) миграция в рамках промышленно развитых стран; 3) миграция рабочей силы между развивающимися странами; 4) миграция рабочей силы из бывших социалистических стран в промышленно развитые страны (сходна с миграцией из развивающихся в промышленно развитые); 5) миграция научных работников, квалифицированных специалистов из промышленно развитых в развивающиеся страны. Для промышленно развитых стран иностранная рабочая сила изразвивающихся стран означает обеспечение ряда отраслей, инфраструктурныхслужб необходимыми работниками, без которых невозможен нормальныйпроизводственный процесс, а иногда просто нормальная повседневная жизнь.Например, во Франции эмигранты составляют 25% всех занятых в строительстве,1/3 в автомобилестроении. В Бельгии они составляют половину всех шахтерев,в Швейцарии – 40% строительных рабочих. Международная миграция рабочей силы, существующая в рамкахпромышленно развитых стран, связана в большей степени с неэкономическимифакторами, чем с экономическими. Однако и для промышленно развитых странхарактерно такое явление как “утечка умов”. Например из Европы в США. Особо следует отметить международную миграцию рабочей силы в рамкахстран ЕС. В ЕС принята “Хартия основных социальных прав рабочих ЕЭС”(подписанная 9 декабря 1989 г.). В разделе I “Хартии” записано: 1) “Каждый работник ЕЭС должен иметьправо свободного перемещения по территории Сообщества, подчиняясь правилами ограничениям, обусловленным общественным порядком, общественнойбезопасностью и здоровьем”; 2) “свобода перемещения должна давать правокаждому работнику выбрать любое занятие или профессию в ЕЭС на основепринципов равноправия, касающихся трудоустройства, условий труда исоциальной защиты в принимающей стране”. В “Хартии” декларируется, что строительство единого экономическогопространства подкрепляется ее социальным обеспечением. По мнению некоторых специалистов, воплощение принципов свободногоперемещения внутри ЕС может привести к тому, что высококвалифицированныекадры, инженеры могут концентрироваться в наиболее развитых регионах.Низкоквалифицированные работники окажуться менее мобильными. Результатом миграции рабочей силы внутри ЕС может стать ее демпинг.Так, португальские предприятия отправляют своих рабочих на строительство воФранцию и ФРГ на условиях оплаты труда, устанавливаемых ниже национальныхстандартов. В последние годы растет миграция рабочей силы между развивающимисястранами. Главным образом это миграция между новыми индустриальнымистранами и странами арабских эмигрантов, странами-членами ОПЕК, с однойстороны, и иными развивающимися странами – с другой. Так, например, впослевоенные годы (60-80-е годы) особенно был заметен приток рабочей силы вГонконг из Китая, Вьетнама и других стран Юговосточной Азии. Активноимпортировал рабочую силу Сингапур. В Кувейте и Саудавской Аравии,например, было занято до 1 млн. человек рабочих из Йемена. Существует миграция рабочей силы из промышленно развитых вразвивающиеся страны. В основном – это сравнительно небольшой потокквалифицированных кадров из стран Европы и Северной Америки в развивающиесястраны. Особо следует сказать о миграции рабочей силы в рамках бывшихсоциалистических стран, а также в СНГ. В свое время бывший СССРимпортировал рабочую силу из Болгарии, Вьетнама, Северной Кореи. Свозникновением Российского государства к числу этих стран добавилисьрабочие из Китая. В настоящее время, по официальным данным, в Росситрудятся 40 тыс. китайцев. Наряду с организованным импортом рабочей силы изКитая имеет место стихийный приток мигрантов из Китая на территорию России.По некоторым оценкам российских специалистов, существует “опасностьколонизации” российского Дальнего Востока и Сибири его многонаселеннымсоседом. Большой приток рабочей силы отмечается в столице России. В Москвеработают иностранные рабочие и специалисты из 78 стран мира. Иммигрантысоставляют 46% московских строителей, 34% работников столичного транспорта. В середине 90-х годов активизировалась миграция рабочей силы в Россиюиз стран ближнего зарубежья: Украины, Беларусии, Молдовы. Причины этоймиграции чисто экономические – рабочие из этих стран едут на заработки.Основные экспортеры рабочей силы в Москву: Украина – 32% от общейчисленности работающих иностранцев, Турции – 22%, СФРЮ – 8%, Молдова – 4%,Беларусь – 3%. Одна из самых главных причин использование иностранной рабочей силыиз стран ближнего зарубежья в приграничных регионах – ее экономическаявыгодность. Прежде всего – низкие транспортные расходы на доставку рабочейсилы, а также отсутствие существенных затрат на размещение и обустройство вслучае маятниковой миграции. Наиболее актуальная проблема, которая может возникнуть в областиимпорта рабочей силы из стран ближнего зарубежья к началу 2000 года,связана с волной нелегальных трудящихся-иммигрантов, которую трудно решитьиз-за “прозрачности” российских границ со странами СНГ и либеральногоиммграционного законодательства. Помимо миграции рабочей силы существует проблема беженцев ивынужденных переселенцев. По оценкам экспертов ООН, 7 млн. человек вреспубликах бывшего СССР покинули за 4года (с 1991 – 1995 гг.) места своегопостоянного проживания. В России, по различным оценкам, находятся от 500 до700 тыс. беженцев из дальнего зарубежья. Многие из них находятся натерритории России незаконно, а количкство беженцев и вынужденныхпереселенцев из стран СНГ, по оценкам специалистов, достигает 5 млн.человек. В странах СНГ проживает около 25 млн. русских. При неблагоприятнойэкономической и политической конъюнктуре в этих странах многие из них такжемогут оказаться в числе мигрантов. Какое влияние оказывает миграция рабочей силы на страны,импортирующие и экспортирующие рабочую силу? Страны, принимающие рабочую силу, получают при этом следующиепреимущества: . повышается конкурентоспособность производимых страной товаров вследствие уменьшения издержек производства, связанных с более низкой ценой иностранной рабочей силы; . иностранные рабочие, предъявляя доплнительный спрос на товары и услуги, стимулируют рост произвобства и дополнительную занятость в стране пребывания; . при импорте квалифицированной рабочей силы принимающая страна экономит на затратах на образование и профессиональную подготовку; . иностранные рабочие часто рассматриваются как определенный амортизатор в случае кризисов и безработицы. Они первыми могут быть уволены; . иностранные работники не обеспечиваются пенсиями и не учитываются при реализации разного рода социальных программ. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР)утверждает, что иммигранты улучшают демографическую картину развитых стран,страдающих старением. Во Франции, Германии, Швеции 10% всех новорожденныхпоявляются в семьях переселенцев. В Швейцарии – 24%, а в Люксембурге –почти 38%. Вместе с тем, хотя замедляется общий темп старения населениястраны, на соотношение раждаемости и смертности коренных жителей этастатистика не влияет никоим образом. Нельзя не сказать и о некоторых отрицательных моментах, связанных симпортом рабочей силы. К ним следует отнести возникновение элементовсоциальной напряженности в обществе (при занятии тех рабочих мест, накоторые претендуют местные работники), межнациональная неприязнь и др. Для стран, экспортирующих рабочую силу, в свою очередь, также имеетсяцелый ряд преимуществ. Основные из них следующие. 1. Экспорт рабочей силы рассматривается как важный источник поступления СКВ в страну. По данным МВФ, средняя норма прибыли при экспорте товаров составляет 20%, услуг – 50%, а от экспорта рабочей силы значительно выше. Так, бывшая Югославия в 80-е годы имела поступление от экспорта товаров и услуг ежегодно около 10 млрд. долл., фактическая прибыль от этого экспорта составляла примерно 2,5 млрд. долл. От экспорта же рабочей силы только в виде переводов страна получала 3,5 млрд. долл., а по возвращении работников домой из-за рубежа еще столько же. В итоге, фактические поступления достигали 7 млрд. долл. Экспорт рабочей силы является фактически главным источником валюты для Югославии. Поступления от экспорта рабочей силы в 90-е годы возрастают у развивающихся стран наиболее высокими темпами – 10% в год. Получая ежегодно значительные суммы от этого источника, многие развивающиеся государства стали специализироваться на трудовых услугах, экспорт которых стал важнейшим источником валютных доходов. Так, например, для АРЕ эксплуатация Суэцкого канала в конце 80-х годов давала прибыль 970 млн. долл. в год, туризм – 600 млн. долл., переводы эмигрантов – более 3 млрд. долл. В Йемене переводы эмигрантов в отдельные годы в 30 раз превышали от экспорта. По данным на начало 90- х годов, около 40 стран мира имели в своих поступлениях из-за рубежа не менее 100 млн. долл. от мигрантов, а 10 стран – более 1 млрд. долл. По данным МВФ, частные переводы, включаемые в доходную часть платежных балансов, на 90% состоят от поступлений эмигрантов. 2. Экспорт рабочей силы означает уменьшения давления избыточных трудовых ресурсов и, соответственно, социального напряжения в стране. 3. Бесплатное для страны-экспортера обучение рабочей силы новым профессиональным навыкам, знакомство с передовой организацией труда и др. В то же время страны-экспортеры капитала сталкиваются и с некоторыминегативными явлениями. Главное – это «утечка мозгов», оттокквалифицированных, инициативных кадров, столь необходимых национальнойэкономике. Исторически, как засвидетельствовал в своем наставлении МихайлоЛомоносов, международная миграция – явление далеко не новое. В условияхнеразвитости статистики и пограничной системы потоки международныхмигрантов на протяжении нескольких столетий вообще не фиксировалисьгосударственными органами. Да и сегодня определить точно объемымеждународного перемещения этого важнейшего фактора производствапредставляется довольно-таки сложным делом. Количественные показатели. Наиболее приемлемыми количественными показателями межстрановогоперемещения трудовых ресурсов являются показатели, фиксируемые в платежномбалансе. Как и в других случаях, нерезидентом считается частное лицо,находящееся в стране менее года. Если чкловек пребывает в стране болеегода, то в целях статистического учета он переклассифицируется в резиденты.В статистике платежного баланса показатели, связанные с миграцией рабочейсилы, являются частью баланса текущих опнраций и классифицируются по тремстатьям: . Трудовой доход, выплаты занятым – зарплаты и прочие выплаты наличными или натурой, полученные частными лицами-нерезидентами за работу, выполненную для резидентов и оплаченную ими. В эту категорию включаются также и все выплаты резидентов в пенсионные, страховые и иные фонды, связанные с наймом на работу нерезидента. К кругу частных лиц-нерезидентов относятся все иностранные работники, находящиеся в данной стране менее года, в том числе сезонные рабочие, приезжающие в данную страну на временные заработки, а также местный персонал иностранных посольств. . Перемещение мигрантов – оценочный денежный эквивалент стоимости имущества мигрантов, которое они перевозят с собой, перемещаясь в другую страну. При этом вывоз имущества мигрантов в натуре показывается как экспорт товаров из страны, а его оценочный денежный эквивалент (как бы оплата за этот экспорт) – по данной статье. . Переводы работников – пересылка денег и товаров мигрантами своим родственникам, оставшимся на родине. В случае пересылки товаров учитывается их оценочная стоимость. Принципиальная разница между статьей «трудовые доходы» (которая вплатежных балансах некоторых стран называется «выплаты занятым») и статьями«перемещения мигрантов» и «переводы работников» заключаются в том, что встатье «трудовые доходы» учитываются доходы нерезидентов, т.е. временно(сроком до 1 года) находящихся в данной стране. В тоже время статья«перемещения мигрантов» и «переводы работников» показываются доходы ирасходы резидентов, т.е. мигрантов, которые уехали с родины и остались зарубежом, по крайней мере, более чем на год. Эти две статьи объединяются врамках текущих операций в группу частных неоплаченных переводов. Частные неоплаченные переводы – оценочный денежный эквивалентимущества, перемещаемого мигрантами в момент их отъезда за границу ипоследующих пересылок товаров на родину. Включает статьи «перемещениемигрантов» и «переводы работников». На практике точно определить, по какой именно статье должныфиксироваться те или иные международные переводы, довольно сложно. Человекизначально может поехать за рубеж просто на временные заработки, но затемпо каким-либо причинам задержаться там более чем на год, став мигрантом. Инаоборот, люди, намеревавшиеся эмигрировать за рубеж навсегда, чьеимущество было зарегистрировано, как переводы работников, вдруг решаютсявернуться на родину, не прожив за рубежом и года. Общее правило, котороедействует в донном случае, заключается в том, что учет ведется по состояниюна момент пересечения границы, и если даже позже выясняется, что записьбыла произведена неверно, ее, тем не менее, обычно не пересматривают. Масштабы миграции. По приблизительным оценкам, ежегодное миграционное сальдо к середине90-х годов составляло примерно 1 млн. человек, т.е. в принимающие страныприезжало в среднем на 1 млн. человек больше, чем уезжало. По прогнозам, вближайшие годы в связи со стабилизацией мировой экономики миграционноесольдо будет сокращаться. Наиболее крупные выплаты трудового дохода частным лицам- нерезидентамосуществляют Швейцария, ФРГ, Италия, Япония, Бельгия, США. В развивающемсямире наиболее активно иностранную рабочую силу используют ЮАР, Израиль,Малайзия, Кувейт. Наиболее крупные переводы частного характераосуществляются из основных развитых стран (США, Германии, Японии,Великобритании) и новых индустриальных и нефтедобывающих развивающихсястран (Кореи, Саудовской Аравии и Венесуэлы). Основными получателямипереводов из-за рубежа являются развитые страны, в основном за счетперевода части зарплат работников иностранных подразделений ТНК,военнослужащих, размещенных за рубежом, сотрудников загранаппарата. Вомногих развивающихся странах масштабы переводов частного характерасоставляют 25-50% доходов от товарного экспорта (Бангладеш, Марокко,Буркина-Фасо, Египет, Греция, Ямайка, Малави, Пакистан, Португалия, Шри-Ланка, Судан, Турция). В Иордании, Лесото, Йемене переводы достигают 10-50%ВНП. С теоретической точки зрения доходы страны-экспортера рабочей силыдалеко не ограничиваются переводами эмигрантов из-за рубежа, хотя они исоставляют их основную долю. В числе прочих доходов, которые увеличиваютсовокупный ВНП и благоприятно сказываются на платежном балансе, - налоги,накладываемые на фирмы по трудоустройству за рубежом, прямые и портфельныеинвестиции эмигрантов в экономику родной страны, сокращение расходов наобучение, здравоохранение и других расходов социального характера, которыепокрываются для эмигрантов другими странами. Возвращаясь на родину,мигранты, по оценкам, привозят с собой столько же накоплений, сколько имибыло переведено через банки. Более того, приобретя опыт работы за рубежом иповысив свою квалификацию, мигранты привозят этот опыт домой, в результатечего страна бесплатно получает дополнительные квалификационные кадры. Эмиграция оказывает весьма ощутимое положительное воздействие наэкономику трудоизбыточных стран, поскольку отъезд работников за рубежсокращает масштабы безработицы. Так, в 70-е годы египетское правительство,принимая программы борьбы с безработицей, специально закладывало в нихстимулирование эмиграции в страны Персидского залива. В Пуэрто-Рико закон оминимальной зарплате исходил из того, что, по меньшей мере, треть рабочейсилы переедет в США. «Утечка мозгов» является серьезной проблемой для большинстваразвивающихся стран, особенно в Африке (Малави, Судан, Заир, Замбия).Однако «утечка мозгов» в большинстве случаев прекращается, когдаэкономическое положение страны улучшается. Так, индийские ученые,вернувшиеся на родину после того, как они несколько лет работали ввысокотехнологических американских корпорациях в районе Силиконовой долины,стали основоположниками развития индийской промышленности по созданию новыхкомпьютерных программ. Экономические эффекты иммиграции зачастую упрощенно описывают какотрицательные, поскольку рабочие, приезжающие из-за рубежа, сокращаютколичество рабочих мест и увеличивают безработицу среди коренногонаселения. Не отрицая существования такой проблемы, необходимо, однакоотметить, что иммигранты привносят новый опыт, знания и навыки. США, Канадаи Австралия – страны, возникшие в результате иммиграции. В других странахиммигранты привносят динамизм в экономическое развитие целых отраслей.Примером могут служить китайские промышленные рабочие в Индонезии иМалайзии, предприниматели из Гонконга в Канаде, индийские и ливанскиебизнесмены в Африке, иорданские и палестинские служащие в нефтедобывающихстранах Персидского залива. Более того, иммигранты во многих странахзаполняют вакансии, на которые все равно нет претендентов среди местногонаселения. Неквалифицированные работники из Турции и Северной Африкисоставляют 60-80% иммиграции в ФРГ, Францию. На тяжелую работу охотнонанимаются палестинцы в Израиле, индонезийцы в Малайзии, боливийцы вАргентине. Более того, некоторые отрасли производства, дающие, в том числеэкспортный доход для стран, не выжили бы без иммигрантов. В числе примеров– горнорудная промышленность ЮАР, сельскохозяйственные плантации вДоминиканской Республике, Малайзии и Испании, каучуковая и резиноваяпромышленность Малайзии. Нельзя, разумеется, отрицать и негативные последствия иммиграции,которые в развитых странах связаны, прежде всего, с понижением, врезультате притока иммигрантов, реальных зарплат неквалифицированнойрабочей силы. Например, в США один из каждых четырех занятых с образованиемменее 12 классов – иммигранты. Иммигранты занимают места в секторах,производящих не торгуемые товары, которые в противном случае могли быперейти к местным рабочим, в результате торговли оказавшимся вытесненнымииз секторов, производящих торгуемые товары. По мере того как развивалось международное движение рабочей силы,создавались и совершенствовались методы государственного управлениямиграционными потоками. Городничий – местная государственная власть, - каквидно, решал проблему размещения солдат, мигрирующих с одного места службына другое, просто: приказывал купцам принять их на постой, и все. В нашевремя государственное регулирование миграции, разумеется, обзавелось болееизощренными механизмами, но главный из них остается прежним – закон, т.е.государственный приказ. Механизм контроля миграции. В то время как большинство стран мира продвигаются по путилиберализации своей внешней торговли, практически все они применяют меры,ограничивающие международную миграцию. Как было показано выше, миграцияприводит к росту совокупного объема производства, хотя распределениеэкономических выгод от миграции далеко не равномерно. Однако положительныеэкономические эффекты миграции могут перекрываться негативными эффектами,которые тоже имеют место. Один из них – финансовое бремя, котороеиммигранты возлагают на бюджет более развитых стран. Особенно четко этопроявляется, когда развитые страны близко расположены или даже граничат сменее развитыми государствами. Типичным примером являются, с одной стороны,США, Мексика и страны Карибского бассейна, с другой стороны – Франция истраны Магриба, Германия и Турция. Такое близкое соседство приводит кнаплыву не только легальных, но и нелегальных иммигрантов, которые требуютфинансовых расходов либо для материальной поддержки, либо для депортации.По оценкам, в США постоянно находится около 4 млн., а в Западной Европе –около 3 млн. нелегальных иммигрантов. Практически все государства мира регулируют процесс трудовой миграциинаселения, чтобы из общего потока потенциальных мигрантов получить длясвоей экономики нужных работников. С этой целью во всех промышленноразвитых странах созданы государственные органы, которым поручено решениевопросов, связанных с перемещением иностранной рабочей силы черезнациональные границы. Например, в США вопросами трудовой миграции занимаются многиефедеральные органы. Государственный департамент имеет специальное Бюро поконсульским вопросам, которое устанавливает порядок предоставления въездныхвиз, контролирует их выдачу и ведет учет. В Министерстве юстиции существуетСлужба иммиграции и натурализации, на которую возложен контроль засоблюдением правового режима въезда и пребывание иностранцев наамериканской территории, а также их задержание и депортация, если онинарушают действующее законодательство США. Министерство труда определяет,не окажется ли иммигрант обузой для американской экономики, не лишит ли онкакого-либо американца рабочего места. Взвесив все обстоятельства, Службаиммиграции и натурализации может предоставить иммигранту разрешение напроживание в США. Примерно аналогичные органы регулирования трудовой миграциисуществуют в Германии и Норвегии, Турции и Греции, Ирландии и Зимбабве,Польше и Словакии и других странах. Проблемы, которые несет с собой международная миграция рабочей силы,привела к созданию широкой системы государственного и межгосударственногорегулирования. Вмешательство государства в международное движение рабочейсилы началось значительно раньше, чем его участие в регулированиимеждународной торговли. Уже в конце XVIII века в Англии были принятызаконы, запрещавшие промышленным рабочим эмигрировать за границу. В теченииXIX века многие европейские страны принимали законы, ограничивавшие въезднежелательных лиц. Тогда же страны стали заключать двухсторонние конвенции,регулирующие миграцию, часть из которых действует по настоящее время. Законодательства большинства стран, регулирующие въезд иностранцев,прежде всего, проводят четкое различие между иммигрантами – людьми,переезжающими в страну на постоянное место жительства, и не иммигрантами –людьми, приезжающими в страну временно и/или не претендующими там, напостоянное место жительства (см. приложение табл. 2.3). Несмотря на то, чтоне иммигранты зачастую могут находиться и работать в принимающей стране втечение продолжительного периода времени, наиболее важным с экономическойточки зрения является регулирование трудовой миграции. Обычно государственное регулирование осуществляется через принятиефинансируемых из бюджета программ, направленных на ограничение притокаиностранной рабочей силы (иммиграции) либо на стимулирование мигрантов квозвращению на родину (реэмиграции). Регулирование иммиграции. Одним из важных методов регулирования иммиграции работников являетсязаключение международных соглашений, которые могут быть дву- имногосторонними. Их основная цель состоит в том, чтобы ввестиколичественные ограничения в процесс трудовой миграции. Двухсторонние соглашения принимают вид межправительственных илимежведомственных договоров. В обоих случаях в качестве уполномоченныхвыступают ведомства по труду. Например, в Финляндии – Министерство труда, ав Швейцарии – Федеральное ведомство промышленности, ремесел и труда.Подписанные соглашения реализуются следующим образом: запрос о кандидатах-мигрантах направляется в уполномоченный орган своего государства, которыйизучает его соответствие условиям соглашения и переправляет егоуполномоченному органу принимающей страны. Многосторонние соглашения получили распространение в Западной Европе.Между ее странами на различных уровнях в последнее время происходятпереговоры о проведении единой иммиграционной политики. Так, в январе 1991г. на Венской конференции было принято совместное коммюнике с цельюнейтрализации волны неконтролируемой эмиграции из стран бывшего СССР. Большинство принимающих стран используют селективный подход прирегулировании иммиграции. Его смысл заключается в том, что государство непрепятствует въезду тех категорий работников, которые нужны в даннойстране, ограничивая въезд всем остальным. Перечень желательных иммигрантовварьируется от страны к стране, но обычно они относятся к данной изследующих категорий: . работники, готовые за минимальную плату выполнять тяжелую, вредную, грязную и неквалифицированную работу, - строительные, подсобные, сезонные, вахтенные, муниципальные рабочие; . специалисты для новых и перспективных отраслей – программисты, узкоспециализированные инженеры, банковские служащие; . представители редких профессий – огранщики алмазов, реставраторы картин, врачи, практикующие нетрадиционные методы лечения; . специалисты с мировым именем – музыканты, артисты, ученые, спортсмены, врачи, писатели; . крупные бизнесмены, переносящие свою деятельность в принимающую страну, инвестирующие капитал и создающие новые рабочие места. Проблемами трудовой иммиграции занимаются государственные институтыпринимающих стран, действующие на основе национального законодательства, атакже подписанных двухсторонних и многосторонних соглашений. Обычно вразрешении проблем иммиграции задействованы как минимум три государственныхведомства: министерство иностранных дел, ведающее через свое консульскоеуправление выдачей въездных виз, министерство юстиции в лице службы поиммиграции или иные органы пограничного контроля, которые непосредственноисполняют определенный законом режим въезда, и министерство труда,надзирающее за использованием иностранной рабочей силы. В США, например, всоответствии с законом об иммиграции проблемами иммиграции занимаются:государственный департамент, в рамках которого действует Бюро поконсульским вопросам, определяющее визовый режим; министерство юстиции влице своего подразделения – Службы иммиграции и натурализации, главнаязадача которой – претворять в жизнь все положения иммиграционногозаконодательства; министерство труда определяет, не идет ли трудоустройствоиммигрантов вразрез с интересами сокращения безработицы среди граждан своейстраны. Поощряется иммиграция лиц со стажем работы по специальности ивысокой профессиональной подготовкой, которая оценивается по специальноразработанной методике. Иммигрант должен в течение последних пяти лет,непосредственно предшествующих его приезду в США, иметь минимум два годастажа работы по специальности, требующей минимум двухгодичной подготовки.Минимальный уровень образования иммигрантов должен соответствовать уровнюамериканской школы (12-летний курс обучения). В США не допускаютсянаркоманы, лица, страдающие психическими заболеваниями. Состояние здоровьядолжно быть подтверждено справкой сертифицированного медицинскогоучреждения. Экономические критерии иммиграции также достаточно жесткие: 10тыс. иммигрантских виз выдается иностранцам, вложившим в экономику СШАболее 500 тыс. долл. Однако это само по себе не гарантирует получения видана жительство: например, в 1993 г. из 225 подобных заявлений отиммигрантов, готовых инвестировать, 140 было отклонено. В большинстве стран разрешение на въезд иммигранту выдается наосновании подписанного контракта с нанимателем о его трудоустройстве изаключения министерства труда о том, что данная работа, поскольку требуетспециальных навыков или по другим причинам, не может выполняться местнымирабочими. В некоторых странах перед выдачей разрешения на въездпотенциального иммигранта его работодатель обязан получить согласиеминистерства внутренних дел и профсоюзов данной отрасли. Нормативно-правовая база для иммиграции в большинстве принимающихстран предоставлена огромным количеством законов и подзаконных актов.Основные черты иммиграционного законодательства следующие: . Профессиональная классификация. Законодательства всех принимающих стран устанавливают жесткие требования к уровню образования и стажу работы по специальности. Минимальным требованием к образованию считается окончание полного курса средней школы или профессионально- технического училища, что должно подтверждаться соответствующим дипломом. В большинстве случаев диплом необходимо подтверждать или оценивать в принимающей стране на предмет соответствия требований к специалисту в соответствующей сфере в данной стране требованиям, предъявлявшимся к выпускнику по данной специальности в стране – экспортере рабочей силы. Приоритет при найме на работу отдается принимающими странами специалистам, имеющим как минимум 3-5 лет стажа работы по специальности. Могут потребовать также и рекомендательные письма. Для большинства профессий необходимы квалификационные гарантии в виде диплома о высшем или специальном образовании. Например, в Австралии считают законными следующие российские дипломы – инженеров промышленного производства, специалистов по компьютерам и бухгалтеров, а также свидетельства о профессиональном образовании слесарей-монтажников, электромехаников, рабочих-металлопрокатчиков. В Австралии принимают специалистов с профессиональным стажем не менее трех лет. А в Омане, ОАЭ и Катаре даже для поваров необходим стаж не менее 5 лет. . Ограничение личного характера. Разумеется, законодательство принимающих стран предъявляет жесткие требования к состоянию здоровья иммигрантов. В страны не допускаются наркоманы, психически больные люди, люди, зараженные вирусом СПИД. Иммигранты обязаны представить справку о состоянии своего здоровья, заверенную консульским учреждением принимающей страны, или пройти специальное медицинское обследование. В США в соответствии с иммиграционным актом 1990 г. не допускаются наркоманы и лица, страдающие различными видами психических заболеваний. А шведские и норвежские фирмы-наниматели проводят предварительное медицинское и психологическое тестирование иностранных кандидатов на въезд. Возрастной ценз иммигрантов устанавливается законодательством в зависимости от отрасли промышленности, в которой они намереваются работать. Обычно он колеблется в пределах 20-40 лет. К примеру, Швеция и Норвегия нуждаются в буровиках-нефтяниках в возрасте от 20 до 40 лет. В Объединенных Арабских Эмиратах требуются врачи и средний медицинский персонал в возрасте 20-45 лет. Наконец, чрезвычайно серьезными являются законодательные требования к политическому и социальному облику иммигранта, которая иначе называется социальная «чистота», что считается важным моментом для сохранения социальной и политической стабильности принимающей страны. В США ограничивается въезд в страну членов коммунистических партий или любой другой партии тоталитарного типа. Чаще всего законодательно запрещено иммигрировать лицам, ранее судимым за уголовные преступления, членам террористических и профашистских организаций. В соответствии с законом США въезд в страну закрыт: 1. Иностранцам, которые имеют заразные болезни, психические заболевания, представляющие опасность для них самих и окружающих, или являются наркоманами; 2. Иностранцам, осужденным в связи с уголовным преступлением, имевшим в прошлом две и больше судимостей с общим сроком приговора более 5 лет лишения свободы, приезжающим для занятия проституцией или изобличенным в занятии проституцией в течение последних 10 лет, изобличенным в перевозке наркотиков или совершившим преступление на территории США; 3. Иностранцам, целью въезда которых в США являются шпионаж, саботаж, нарушение правил экспорта, свержение американского правительства, участие в террористических акциях; иностранцам, которые были членами или сотрудничали с коммунистическими и другими тоталитарными партиями; иностранцам; иностранцам, которые в сотрудничестве с нацистской партией Германии принимали участие в преследованиях других лиц по расовым, национальным и политическим причинам; иностранцам, занимающимся геноцидом; 4. Иностранцам, которые не могут содержать себя и будут обузой для американского общества (потребуют выплат бюджетных пособий); 5. Иностранцам, которые не получили разрешения Департамента труда на занятие квалифицированной или неквалифицированной работой в США, и иностранцам, окончившим иностранные медицинские учебные заведения и не прошедшим экзамена в США на право занятие врачебной деятельностью; 6. Иностранцам, депортированным из США в течении последнего года, которые пытались получить визу путем подлога или искажения информации, которые помогали другим иностранцам въехать на территорию США с нарушением закона. По американскому закону лица, состоявшие в коммунистических и других тоталитарных партиях, могут быть допущены на территорию страны только в случае, если представят доказательство, что причастность к упомянутым организациям не была добровольной, имела место до достижения данным лицом 16- летнего возраста, объяснялась необходимостью заработать на жизнь, прекратилась не менее чем за 2 года до подачи ходатайства (для партии, осуществляющей руководство в данном иностранном государстве, - не менее чем за 5 лет). . Количественное квотирование. Большинство стран, принимающих иммигрантов, устанавливают их максимальное количество. Количественные квоты могут вводиться в рамках всей экономики в целом, определяя максимальную долю иностранной рабочей силы в числе всех трудовых ресурсов; в рамках отдельных отраслей, определяя максимальную долю иностранных рабочих в числе всех занятых в данной отрасли; в рамках отдельных предприятий, определяя максимальную долю иностранных рабочих на одном предприятии; либо как ограничение на общее количество иммигрантов, приезжающих в страну в течение года. Количественное квотирование является весьма жестким методом государственного регулирования импорта рабочей силы и обычно определяется соответствующими законами, за соблюдением которых надзирают правоохранительные органы. . Экономическое регулирование. Оно вводит определенные финансовые ограничения, обеспечивающие сокращение численности иммигрантов. Что касается юридических лиц, то в некоторых странах фирмы имеют право нанимать иностранную рабочую силу только по достижении определенного объема оборота и продаж или после внесения определенных платежей в государственный бюджет. Частные лица имеют право иммигрировать, только если они готовы инвестировать в экономику принимающей страны определенную законом сумму, доказать легальность происхождения этих денег и создать определенное количество рабочих мест. По законодательству некоторых стран за оформление иммиграции и трудоустройство на местное предприятие иммигранты обязаны платить. Некоторые льготы предоставляются для руководящего состава корпораций, имеющих право заключать сделки от ее лица, состоятельным иностранцам, готовым использовать труд местных граждан в домашнем хозяйстве. . Временные ограничения. Законодательства большинства стран устанавливают максимальные сроки пребывания иностранных работников на их территории, по истечении которых они должны либо покинуть принимающую страну, либо получить от компетентных органов разрешение на продление своего пребывания в ней. Зачастую для лиц, имевших в принимающей стране статус стажеров или студентов, предусматриваются жесткие правила, не позволяющие продлить свое пребывание в ней, требующие обязательного выезда на родину, пребывания там минимум в течение нескольких лет, только после чего они приобретают право вновь приехать в принимающую страну. . Географические приоритеты. Практически каждая страна, принимающая иммигрантов, законодательно устанавливает географическую и национальную структуру иммиграции. Она обычно регулируется с помощью количественных квот на въезд иммигрантов из определенных стран. Иногда, чтобы избежать обвинений в предвзятости и нарушении прав человека, правительства проводят в рамках географических квот лотереи на право иммигрировать между представителями из разных стран из одного географического региона. В США, например, географическая структура иммиграции, устанавливается законодательно. Так, для того, чтобы на не дискриминационной основе обеспечить сбалансированность иммиграции разных национальностей, в США ежегодно проводится лотерея в соответствии с программой диверсификации иммигрантских виз DV-1. На основании статистики иммиграции за предшествующие пять лет, устанавливаются страны, экспортирующие наибольшее количество рабочей силы в США. Затем на основе специально разработанных формул определяется квота каждой страны, граждане которой имеют право участвовать в лотерее. Чем больше была иммиграция из данной страны за предыдущие пять лет, тем меньше квота этой страны в лотерее. В 1996 финансовом году в лотерее разыгрывалось 55 тыс. иммигрантских виз. Из них на все страны Африки приходилось 20 200 виз, Азии – 6837 виз (все страны, кроме Китая, Тайваня, Индии, Филиппин, Вьетнама и Южной Кореи), Европы – 24 549 виз (все страны, кроме Великобритании и ее зависимых территорий), Северной Америки – 8 виз (только Багамы), Океании – 817 виз (все страны), Южной Америки, Центральной Америки и Карибского бассейна – 2589 виз (все страны, кроме Мексики, Ямайки, Сальвадора и Доминиканской Республики). Для того чтобы участвовать в лотерее, сообщение о которой публикуется в газете многих стран мира, достаточно просто к определенному сроку послать по указанному адресу в Национальный визовый центр письмо, сообщив свое имя, год и место рождения, те же данные о жене/муже и детях, обратный адрес и страну, гражданами которой являются участники лотереи. Эти данные закладываются в компьютер, который затем и делает случайную выборку потенциальных обладателей виз. Выигрыш в лотерее не означает, что виза выдается автоматически. Все равно требуется подать заявление, предоставить набор требуемых по закону документов, необходимых для выполнения иммиграционных формальностей, и уплатить госпошлину в размере 200 долл. . Запреты. Явные и скрытые запреты нанимать иностранную рабочую силу обычно содержаться в законах о профессиях, которыми иностранцам заниматься запрещено. Явные запреты прямо перечисляют отрасли или специальности, в которых работать иностранцам нельзя. Скрытые запреты, напротив, устанавливают перечень отраслей или специальностей, в которых могут работать только граждане данной страны, перекрывая тем самым доступ к ним иностранцев. Обычно для любых передвижений иммигранта, изменения специальности, смены места роботы требуется получать дополнительное разрешение иммиграционных властей, которые могут и отказать в его выдаче. Разумеется, запрещена нелегальная иммиграция, которая в большинстве стран пресекается полицейскими методами, которые, правда, далеко не всегда эффективны. Законодательно устанавливаются санкции за нарушение порядкаиммиграции. Они могут накладываться как на самих мигрантов, так и на тех,кто помогает им незаконно въехать в страну или нанимает их на работу.Незаконное проникновение в страну считается преступлением. За егосовершение предусматриваются депортация, денежные штрафы и/или тюремноезаключение. Подобное преступление, совершенное повторно, карается повторнойдепортацией, большим денежным штрафом и более длительными срокамизаключения. За незаконное посредничество или наем на работу нелегальногоиммигранта, которые также считаются преступлением, предусматриваютсянастолько крупные штрафы, что они могут вести к разорению некоторыхнебольших фирм и предприятий. Стимулирование реэмиграции. В условиях давления со стороны профсоюзов, которые видят в наплывеиммигрантов главную причину безработицы, правительства многих западныхстран с начала 70-х годов стали принимать активные меры по стимулированиювыезда иммигрантов назад на родину. В числе традиционных государственныхмер реэмиграции следующие: . Программы стимулирования реэмиграции. Они включают широкий круг мероприятий, начиная с мер по принудительной репатриации незаконных иммигрантов до оказания материальной помощи иммигрантам, желающим вернуться на родину. В западноевропейских странах (ФРГ, Франция, Нидерланды) принимались программы материального поощрения реэмиграции, предусматривающие выплаты выходных пособий при добровольном увольнении иммигрантов и их отъезде на родину. В некоторых случаях пособия выплачивались при одном только заявлении иммигранта о его желании покинуть принимающую страну, в других – через некоторое время после его фактического возвращения домой. Причем получение выходного пособия лишало иммигранта права повторно въехать в принимающую страну. Выплаты пособия осуществлялись за счет средств, накопленных в фонде социального страхования или пенсионном фонде в результате отчислений предприятием, нанявшим иммигранта на работу. Хотя считалось, что такой способ финансирования не возлагает дополнительного бремени на расходную часть бюджета, на практике бюджетные расходы оказались также весьма значительными в результате необходимости создания электронной системы государственного учета иммигрантов и выплаты пособий. Эффективность программ стимулирования реэмиграции остается весьма низкой. . Программ профессиональной подготовки иммигрантов. В качестве средства, которое могло бы побудить иммигранта вернуться на родину, правительства отдельных стран (Франция, ФРГ, Швейцария) рассматривают программы профессионального образования иммигрантов. По логике этих программ, получив образование в развитой стране, иммигранты смогут рассчитывать на более высокооплачиваемую и престижную работу, что и побудит их вернуться на родину. Однако интерес со стороны иммигрантов к участию в таких программах оказался довольно низким по той причине, что приобретение специальности само по себе не гарантировало получение работы по этой специальности на родине. Поэтому большинство иммигрантов предпочитали сохранить свои существующие, работы в развитых странах, чем реэмигрировать и пытаться найти лучшую работу на родине. . Программы экономической помощи странам с массовой эмиграции. Развитые страны заключают соглашения со странами-экспортерами рабочей силы об инвестиции части переводов работников на родину и части государственных средств в создание новых предприятий в развивающихся странах, которые могли бы стать мес




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Миграция рабочей силы iconКонтрольная Работа по дисциплине «Мировая экономика» на тему «Международная миграция рабочей силы»
Внутренняя миграция происходит между регионами одного государства, а внешняя – между различными государствами. В данной контрольной...
Миграция рабочей силы iconРеферат по дисциплине «Микроэкономика» на тему «Миграция рабочей силы» Выполнил студент 1 курса Кадыров А. А. Проверил преподаватель Лисовская Л. М. Прага 2002 План
Международная миграция явление далеко не новое. В условиях неразвитости статистики и пограничной системы потоки мигрантов вообще...
Миграция рабочей силы iconРеферат на тему: «Международная миграция рабочей силы»
Трудовая миграция стала частью международных экономических отношений. Миграционные потоки устремляются из одних регионов и стран...
Миграция рабочей силы iconМеждународная миграция рабочей силы

Миграция рабочей силы iconМеждународная миграция рабочей силы

Миграция рабочей силы iconМеждународная миграция рабочей силы

Миграция рабочей силы icon1. основы международной миграции рабочей силы
Трудовая миграция стала частью международных экономических отношений. Миграционные потоки устремляются из одних регионов и стран...
Миграция рабочей силы iconПредметом данной является международная миграция рабочей силы
Наблюдающаяся в последние десятилетия интенсификация процессов миграции выражается как в количественных показателях, так и в качественных:...
Миграция рабочей силы iconОглавление введение 2 Эмиграция рабочей силы. Проблема «утечки умов» 3 Особенности иммиграционных потоков в Россию 6 Заключение 9 Введение Международная трудовая миграция становится все более заметным явлением в мирохозяйственных процессах.
Международная трудовая миграция становится все более заметным явлением в мирохозяйственных процессах
Миграция рабочей силы iconПричины международной миграции 5 рабочей силы
Таким образом, человечество в целом выигрывает от миграции рабочей силы, а совокупный объем мирового производства возрастает за счет...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы