Библейские и мифологические мотивы в творчестве П. П. Рубенса План Мастер своего дела Мифология в искусстве Персей и Андромеда и другие работы гения 4 icon

Библейские и мифологические мотивы в творчестве П. П. Рубенса План Мастер своего дела Мифология в искусстве Персей и Андромеда и другие работы гения 4



НазваниеБиблейские и мифологические мотивы в творчестве П. П. Рубенса План Мастер своего дела Мифология в искусстве Персей и Андромеда и другие работы гения 4
Дата конвертации23.07.2012
Размер131.85 Kb.
ТипРеферат
Библейские и мифологические мотивы в творчестве П.П. Рубенса


План 1. Мастер своего дела 2. Мифология в искусстве 3. Персей и Андромеда и другие работы гения 4. Заключение Много ли найдется художников, которые на вершине славы сталибы изучать и копировать произведения других живописцев? Много ли такихмастеров, которые в зрелом возрасте, постоянно совершенствуя свое умениерисовать и писать красками, смиренно учиться у более, с их точки зрения,талантливых коллег? Таким был великий фламандский живописец XVII века ПетрПауль Рубенс. Это имя стоит в ряду самых прославленных художников мира. Его творчество было связующим звеном двух художественных культур –эпохи Возрождения и XVII столетия. Оно пронизано подлинным новаторством,стремлением открыть для искусства еще не изведанные пласты реализма. На протяжении всего своего творческого пути он неустанно стремилсяпостичь тайны мастерства. Сам Рубенс был одареннейшим колористом ирисовальщиком, гениальным сочинителем композиций, наделенным могучейфантазией. Но он обладал также колоссальной работоспособностью, постоянносовершенствовал и тренировал свой глаз, руку, понимание формы и цвета. Этоневероятное трудолюбие помогло ему не только создать множествопроизведений, из которых почти половина большие монументальные полотна, нои обрести поразительную свободу и виртуозность кисти. Питер Пауль Рубенс был человеком разносторонне образованным. Онпоражал обширными познаниями в самых различных науках, свободно владелнесколькими языками, интересовался современной литературой и философией.Кроме того, он превосходно знал античную историю, мифологию, литературу иискусство. Будущий художник родился в маленьком немецком городке Зигене в 1577году в семье потомственных жителей Антверпена. В грозные годы Нидерландскойреволюции его отец, Ян Рубенс, вынужден был бежать из родного города,спасаясь от преследования испанских властей. Семья бедствовала в изгнании.Возвратиться в Антверпен стало возможным только после смерти отца. Ян Рубенс был юристом. По всей видимости, именно он привил своемусыну интерес к учению, дал первоначальные знания латыни и истории. В 1589 году Петера Пауля Рубенса отдали в латинскую школу, где онпроучился около двух лет. Его мать, Мария Пейпелинкс, пишет в своемзавещании, что Петер Пауль и его старший брат Филипп еще подростками ушлииз дома и стали сами зарабатывать на жизнь. Рисовать Рубенс стал еще в раннем детстве, живописи обучался вмастерских известных художников Антверпена. В настоящее время известнонесколько десятков рисунков молодого Рубенса с фигур и композиций немецкихмастеров XVI века. Этот прием изучения человеческой фигуры в движении путемперерисовки, он сохранял довольно долгое время. В 1598 голу молодой художник вступил в гильдию св. Луки – объединениеантверпенских живописцев, получив право работать самостоятельно. Однакозаказов в Антверпене было мало. Уже три десятилетия шла война.
Испаниястремилась вернуть северные позиции Нидерландов, объявившие себя в ходенационально-освободительного движения свободной, независимой республикойГолландией. Южные нидерландские провинции, которые называли иначеФландрией, во главе с Антверпеном оказались не в силах сбросить гнетиспанского владычества. Разоренную страну покидали голодные, обнищавшиежители, переселяясь в другие края… Весной 1600 года Рубенс уезжает в Италию, где проводит восемь лет.Его необыкновенный талант был сразу же замечен. Мантуанский герцог ВинченцоГонзага сделал его своим придворным живописцем. Рубенс объездил многиегорода Италии, стремясь увидеть произведения выдающихся мастеров эпохиВозрождения: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Корреджо, Мантеньи, Тициана,Веронезе, Тинторетто. Во Флоренции в церкви Сан Лоренцо его внимание привлекла капеллаМедичи со статуями Микеланджело. Его, северянина, поразила пластическаясвобода и образная сила произведений великого флорентийца. Он рисуеталлегорическую статую «Ночь» с основной точки зрения, а потом, на этом желисте, с позиции, с которой обычный зритель не может ее видеть. Рубенсучился у Микеланджело свободному выявлению выразительности и красотычеловеческого тела. Благодаря рисунку Рубенса мы можем представить себе гениальную, давноисчезнувшую композицию Леонардо «Битва при Ангиари». В главной сценевсадники в ожесточенной схватке сражаются за знамя. Сложное сплетениефигур, предельное напряжение действия и человеческих чувств, переданныеЛеонардо, оказываются близкими поискам самого Рубенса. Спустя десять лет оннапишет одну из самых замечательных своих картин, «Битву греков самазонками», где постарается достичь леонардовской силы в сложноймногофигурной композиции. Предметом глубочайшего изучения для Рубенса оставалось античноеискусство. Он писал: «Я глубоко преклоняюсь перед величием античногоискусства, по следам которого я пытался следовать, но сравниться с которымя не смел и помыслить». Работая с античными памятниками, Рубенс ставилперед собой различные задачи. Прежде всего надо было проникнуться духомантичности, - гражданственным содержанием искусства, крепостью и силой духадревних. Известно, что художник зарисовывает сцены с арки Константина,колонны Траяна, стремясь уловить характерную осанку, волевую твердостьжеста, достоинство поведения римлян. Потом он использует свои наблюдения вряде работ. В статуях и рельефах древних Рубенс хотел открыть не только канонпостроения фигуры, но как бы сам пульс биения той давней жизни. Так,манерой моделировки, распределением световых пятен он часто снимаетощущение камня. В античных статуях его очаровывает спокойное благородствопозы, захватывает предельная экспрессия. Рубенс охотно вводит пластическиемотивы, подмеченные в античных произведениях, в свои композиции. Античноеискусство всегда помогало ему найти должную меру между жизненным иидеальным началом. Перенеся в картину изображение живой модели, он освобождает ее отвсего случайного. Идеал Рубенса обладает всем полнокровием жизни, хотя визвестной мере он сочинен художником. Рисуя, Рубенс применял разные техники. Набросок композиции он делалпером, бистром. Любил рисовать углем с подцветкой сангиной, мелом,белилами. Созданию картины у него обычно предшествовало сочинениекомпозиции – сначала в рисунке пером или в более поздний период – кистью назагрунтованной доске. Затем он исправлял и завершал основное распределениемасс и цветов в эскизе. В переводе эскиза в большой формат Рубенсу помогалиего ученики. Многие из них были талантливыми художниками. Однако никто немог сравниться с ним в мастерстве. Кроме того, Рубенс делал этюды голов,фигур, которые потом переносились на большой холст. После он проходил своейкистью всю поверхность картины, подправляя сделанное учениками, и иногдаперерабатывал заново. Писал он обычно, как и предшествующие емунидерландские живописцы, на доске, покрытой светлым грунтом, накладываятонкие, прозрачные лессировочные слои красок. Мастерская появилась у него уже по возвращении в Антверпен. Без неевообще было бы немыслимо создание таких грандиозных живописных циклов, какдекоративное оформление тридцати девятью картинами церкви св. КарлаБорромея в Антверпене, как серия «Жизнь Марии Медичи», состоящая издвадцати четырех монументальных полотен. Рубенс был монументалистом попризванию. Но технике фрески он предпочел масляную живопись. И достигвиртуозной манеры письма как в необыкновенном фактурном разнообразии, так ив умении придать картине праздничный декоративный характер. Быстрота его работы изумляла современников. Известно, что знаменитую картину «Поколение волхвов» (Антверпен, музей)высотой в пять метров он написал в 1624 году за одиннадцать дней. Создаваябольшие декоративные полотна, Рубенс рассчитывал тот эффект, который онибудут производить в определенном архитектурном ансамбле. Большое значениеон придавал архитектурному обрамлению своих произведений. Рубенс обладал универсальным гением. Бесконечно разнообразие тем исюжетов его произведений, их жанровое богатство – от парадного портрета долирического пейзажа. Но важнее всего необычайная широта охвата явленийжизни, мира и человека. Его искусство жизнерадостно и полно веры в героизм,волю, энергию людей. Рубенс был глубоко национальным художником, бесконечно преданным своейстране. Любимыми созданиями его кисти стали пейзажи его Фландрии, картины,где мы видим крестьян, крепких, здоровых людей, для которых труд привычен,легок и радостен. Знаток искусства XVII века Роже де Пиль дает такой портрет художника: «Он привлекал всех достоинствами, которые приобрел сам, и прекраснымикачествами, дарованными природой. Он был высокого роста и обладалвеличественной осанкой, черты лица имел правильные, щеки румяны, волосырусые, глаза его блестели, но не слишком ярко; он казался жизнерадостным,мягким и вежливым. Он отличался приветливым обхождением, ровным нравом,легкостью в разговоре, живым и проницательным умом; говорил размеренно,очень приятным голосом. Все это придавало его словами естественнуюкрасноречивость и убедительность. Он мог без труда разговаривать, занимаясьживописью; не прерывая работы, непринужденно беседовал с теми, кто приходилего навестить. Казалось бы, многое в его жизни отвлекало от регулярных занятий, тем неменее, жил он очень размеренно. Он вставал всегда в четыре часа утра иобязательно начинал день слушанием мессы, потом он принимался за работу,имея всегда при себе наемного чтеца, читающего ему вслух какую-либо хорошуюкнигу, обычно Плутарха, Тита Ливия или Сенеку. Он необычайно любил свойтруд и потому жил всегда так, чтобы работать легко, не нанося ущерба своемуздоровью. Он работал таким образам до пяти часов вечера, затем садился наконя и отправлялся на прогулку за город, или на городские укрепления, иликак-либо иначе старался дать отдых своему уму. По возвращении с прогулки онобычно находил у себя дома нескольких друзей, пришедших отужинать с нимвместе, умножая тем самым застольные удовольствия. Однако он терпеть не могизлишества в вине и пище, а также в игре. Самым большим удовольствием длянего было проехаться на каком-нибудь прекрасном испанском коне, прочитатькнигу или заняться разглядыванием своих медалей, своих агатов, сердоликов идругих резных камней, прекрасным собраниям которых он располагал. Он редко посещал своих друзей, но принимал посетителей так любезно, чтовсе любители изящного, все ученые и просто иностранцы любого звания,приезжавшие в Антверпен, приходили к нему поглядеть на него самого и на егохудожественную коллекцию, одну из лучших в Европе. Он редко делал визиты,имея на то свои причины, однако никогда не отказывал живописцам, если тепросили его прийти взглянуть на их работы. С отеческой добротой онвысказывал им свое мнение, а иногда брал на себя труд подправить ихкартины. Он никогда не осуждал чужих произведений и находил нечто хорошее влюбой манере». Рубенс скончался в 1640 году. Он оставил большую школу учеников ипоследователей во Фландрии, в том числе таких мастеров живописи, как А.Ван-Дейк, Ф.Снейдерс, Я.Иорданс. Четыре столетия прошло со дня рождения Рубенса, но его творчествоостается для нас и по сей день образцом жизнерадостного и вдохновенногореалистического искусства. Как уже упоминалось, в работах Рубенса часто встречались библейские имифологические сюжеты. Вернемся к этой теме и рассмотрим подробнее этусторону творчества художника на примере некоторых его картин. Но, дляначала найдем определение самому понятию - христианская мифология. Христианская мифология – это комплекс представлений, образов,наглядных символов, связанных с религиозной доктриной христианства иразвивающихся во взаимодействии этой доктрины с фольклорными традицияминародов.Образы новозаветных повествований трансформированные и опосредованныевторичной мифологизацией в апокрифической письменности и народныхверованиях, оказали универсальное воздействие на художественное творчество.Вплоть до раннего средневековья включительно литература и особенноизобразительное искусство акцентирует мотивы царственной небесной славы(очень долго темы «страстей» Христа и страданий мучеников остаются редкимии трактуются условно). Позднее средневековье открывает эмоциональныевозможности «подражания Христу» в его земном унижении, сочувствиястраданиям девы Марии; на византийско-славянском Востоке появляется новаячувствительность, например, в изображении Голгофы или оплакивания Христа,на Западе, особенно германском, она соединяется с резким натурализмом визображении истерзанных тел Христа и мучеников. Античная мифология стала одной из главных тем творчества Рубенса.Однако его искусство было далеко от классических античных образов. ДляРубенса античность – не идеальный образец, которому надо следовать, авысокий пример восприятия жизни во всей ее чувственной красоте. Рубенс не раз возвращался к теме «Вакханалии». На одноименной картинеон изобразил Силена, наставника бога вина Вакха, в окружении фантастическихжителей лесов, козлоногих сатиров и сатиресс. Эти причудливые существа,исполненные необычной мощи, могут быть прекрасны, как люди, инепосредственны, как животные. Они олицетворяют стихийно-жизненное началои, подобно человеку, зверю, плодам и деревьям, являются созданиямивсемогущей природы. Все в картине пронизано ощущением жизненного напора,преизбыточности и великолепия. Все действующие лица находятся в бурномдвижении: красивая белокурая сатиресса и чернокожая негритянка с усилениемподдерживают опьяневшего Силена; сатир, висящий на дереве, дразнит тигра;дети с жадностью приникли к груди своей матери. Природа бесконечноразнообразна в своих формах и красках: нежная светло-розовая кожа рядам сгрубым красновато-коричневым телом, пышная растительность на фоне грозовогонеба. Густой золотистый фон пронизывает горячие краски картины, наложенныесвободными широкими мазками. Один из самых прославленных шедевров великого фламандского живописца –«Персей и Андромеда». Картина исполнена художником в начале 1620-х годов –пору яркого расцвета таланта мастера. Интересы Рубенса отличалисьисключительной широтой. Только их перечисление свидетельствует оренессансном богатстве натуры художника. Так, в 1620-е годы он руководитработой граверов и живописцев своей обширной мастерской, оформляет книгидля антверпенского издательства Плантена, делает картоны для шпалер,выполняет проекты скульптурных рельефов и различных изделий художественногоремесла, наконец, смолоду интересуясь архитектурой, выпускает в 1622 годудвухтомный увраж «Дворцы Генуи с их планами, фасадами и разрезами». С начала 1620-х годов разворачивается и общественная деятельностьРубенса: он активно проявляет себя на дипломатическом поприще, отстаиваяинтересы своей родины. Но при разнообразии занятий главной его страстьюоставалась живопись. Недаром он назвал ее «любимой профессией». Путь жеРубенса как живописца исполнен стремления к совершенствованию. Егоискусство развивалось только по восходящей линии, не зная спадов и неудач.Одной из бесспорных вершин творчества стала картина «Персей и Андромеда». Рубенс обратился к любимому им миру античности, но, как всегда, по-своему пересказал миф. Сюжет картины заимствован из поэмы Овидия«Метаморфозы». Карель ван Мандер, первый биограф нидерландских живописцев,перевел ее на голландский язык и в 1604 году включил в свою знаменитую«Книгу о художниках». Прославленный греческий герой Персей, сын громовержца Зевса и аргосскойцаревны Данаи, «одолитель змеевласой Горгоны», чей взгляд превращал всеживое в камень, пролетал однажды над морем. Внезапно он увидел скалу сприкованной к ней дочерью царя Эфиопии Кефея – красавицей Андромедой. Онабыла наказана за «материнский язык»: ее мать, царица Кассиопея, похваляласьтем, что Андромеда прекраснее всех морских нимф, дочерей владыки морейПосейдона. И во искупление этих дерзких слов Андромеду принесли в жертвуморскому чудовищу, которого Посейдон наслал на «Кефеевы долы». Персеяпленила чудесная красота девушки. В жестокой схватке он убил чудовище иосвободил Андромеду. Наградой Персею стала любовь прекрасной царевны, иблагодарные родители с радостью отдали ее в жены герою. Но перипетии сюжета мало интересовали Рубенса. Художник, правда,изобразил на картине волшебные предметы, которые помогли Персею одолетьГоргону Медузу и убить морское чудовище: крылатые сандалии на ногах Персея,одолженные ему вестником олимпийских богов, Гермесом, серповидный меч напоясе героя, зеркальный щит с привязанной к нему отрубленной головойГоргоны Медузы и волшебный шлем владыки царства мертвых Аида (шапка-невидимка) в руках амура. Все эти детали, ровно как и включение вкомпозицию возникшего из крови Горгоны крылатого коня Пегаса, на которомприлетел Персей в царство Кефея, и тело морского чудовища, были нужныживописцу затем, чтобы ввести зрителя в атмосферу античной сказки. Сама жеона для Рубенса явилась лишь поводом воспеть земное человеческое чувство исоздать упоительный гимн жизни, молодости, красоте. В стремительном полете богини Славы, венчающей Персея лавровым венком,в торжественной поступи героя, складках развевающегося за его спиной плаща,во всех элементах картины, приподнятом ее ритме и ликующем колористическомстрое находит выражение настроение радости и ликования, звучит близкаяРубенсу тема победного апофеоза. Но не эта тема, перекликающаяся состроками Овидия, описывающего, как после бритвы «рукоплесканье и кликнаполнили берег и в небе сени богов…», не героика самого подвига Персеяопределяют пафос картины. Ее настроение рождается из сопоставления,контраста бурного, переполняющего Персея мощного чувства и тихой, трепетнойрадости Андромеды, склонившейся навстречу своему освободителю, из слияниядвух, устремленных друг к другу начал – сильного, мужественного и мягкого,нежного, женственного. Конечно, с античными источниками Рубенс обращаетсядостаточно свободно и эфиопскую царевну наделяет чертами румяной,пышнотелой, белокурой и белокожей фламандской красавицы. Вся словносотканная из света и воздуха, она является взору Персея, подобно Афродите,возникающей из морской пены. Поразительная светоносность отличает палитру художника. Светом онпередает живую теплоту тела и холодный блеск металла, лоснящуюся конскуюгриву и легкость переливающегося золотыми и алыми отсветами шелка. Причем,как и в более ранние годы, основу палитры Рубенса составляют чистые,насыщенные, звучные краски. Локальные цвета – красный, синий, темно-зеленыйи золотисто-желтый образуют главный красочный аккорд картины. Однакоощущение исключительного колористического богатства и гармонии композициибазируется не только на их равновесии. В большой степени оно достигаетсямягкостью и плавностью переходов от одного красочного пятна к другому.Рубенс добивается этого, применяя широкую гамму цветных теней и рефлексов. Важным принципом живописного метода мастера был отказ от применения втенях пастозности, белил и черной краски. Вот что говорил ученикам самхудожник: «Начинайте писать ваши тени легко, избегая водить в них даженичтожное количество белил, они могут быть вводимы только в светах. Здеськраски могут наноситься корпусно. Белила нарушают прозрачность,золотистость тона и теплоту ваших теней, ваша живопись не будет болеелегка, но сделается тяжелой и серой». Перефразируя итальянца Беллори,одного из первых биографов Рубенса, с полным правом можно сказать окартине, что она «как будто исполнена единым движением кисти и одушевленаединым дыханием». По картинам Рубенса легко можно представить себе жизнь Фландрии XVIIвека. Крупные размеры полотен, свободная манера письма, мощность красочныхформ соответствовали торжественной пышности храмов, украшению замков знати,городских особняков дворянства и богатой буржуазии. Оптимизм образовРубенса во многом выразил характер его эпохи, где много значила уверенностьлюдей в сегодняшнем дне, хотя искусству этого мастера не были чужды идраматические чувства. Рубенс жил в то время, когда широкое развитие вискусстве Европы получил стиль барокко. Он был величайшим живописцем этогостиля и одним из его создателей. Но его творчество далеко выходило за рамкиэтого направления. В мастерской художника создавались крупноформатные религиозныекомпозиции, мифологические сцены, циклы декоративных панно, пейзажи,портреты. Для большинства произведений мастера относящихся к самым разнымжанрам, характерна динамика контрастных форм, полных энергии и обладающихбольшой эмоциональной выразительностью. Звучная красочность, полнокровнаяживописная лепка тел, пластическая насыщенность мотивов свойственны такимразным произведениям, как «Похищение дочерей Левкиппа», «Снятие с креста»,«Крестьянский танец». В цикле картин для французской королевы Марии Медичи,который включает 21 полотно, Рубенс широко использует аллегории,мифологических персонажей, которые, тем не менее, не выглядят условными,настолько они правдивы и жизненно убедительны. Этот грандиозныйдекоративный ансамбль оказал большое воздействие на развитие историческойживописи в Европе. Творчество Рубенса не только определило своеобразие фламандской школыживописи, но и решительно повлияло на судьбы всего европейского искусства. Список литературы1. Энциклопедический словарь юного художника. Под ред. Алпатова М.В., М. 1983 г.2. И.А.Антонова.“Шедевры государственного музея изобразительных искусств им.А.С.Пушкина”., М. 1986 г.3. Мифы народов мира. Энциклопедия в двух томах. Под ред. С.А.Токарева. М. 1982 г.4. Rudiger Klessmann “The Berlin Gallery” London, 1971.




Похожие:

Библейские и мифологические мотивы в творчестве П. П. Рубенса План Мастер своего дела Мифология в искусстве Персей и Андромеда и другие работы гения 4 iconУрок литературы 11 класс Тема: «Библейские мотивы в творчестве Бориса Пастернака» Учитель Фролова И. М
Помочь ученикам понять и осознать, как библейские мотивы отразились в творчестве Б. Пастернака
Библейские и мифологические мотивы в творчестве П. П. Рубенса План Мастер своего дела Мифология в искусстве Персей и Андромеда и другие работы гения 4 iconБиблейские мотивы в произведении М. Булгакова Мастер и Маргарита реферат тема: Библейские мотивы в романе «Мастер и Маргарита»

Библейские и мифологические мотивы в творчестве П. П. Рубенса План Мастер своего дела Мифология в искусстве Персей и Андромеда и другие работы гения 4 iconБиблейские мотивы в творчестве М. Ю. Лермонтова

Библейские и мифологические мотивы в творчестве П. П. Рубенса План Мастер своего дела Мифология в искусстве Персей и Андромеда и другие работы гения 4 iconТема: «Библейские мотивы в творчестве Б. Пастернака». (Семинарское занятие, 2 часа) Цели и задачи урока
Межпредметные связи: изобразительное искусство и литература, музыка и литература, история и литература
Библейские и мифологические мотивы в творчестве П. П. Рубенса План Мастер своего дела Мифология в искусстве Персей и Андромеда и другие работы гения 4 iconПлан Мастер своего дела
Таким был великий фламандский живописец XVII века Петр Пауль Рубенс. Это имя стоит в ряду самых прославленных художников мира
Библейские и мифологические мотивы в творчестве П. П. Рубенса План Мастер своего дела Мифология в искусстве Персей и Андромеда и другие работы гения 4 iconБиблейские мотивы в лирике Тютчева

Библейские и мифологические мотивы в творчестве П. П. Рубенса План Мастер своего дела Мифология в искусстве Персей и Андромеда и другие работы гения 4 iconМифологические мотивы в повести А. и Б. Стругацких Понедельник начинается в субботу

Библейские и мифологические мотивы в творчестве П. П. Рубенса План Мастер своего дела Мифология в искусстве Персей и Андромеда и другие работы гения 4 icon1. Мастер своего дела
Таким был великий фламандский живописец XVII века Петр Пауль Рубенс. Это имя стоит в ряду самых прославленных художников мира
Библейские и мифологические мотивы в творчестве П. П. Рубенса План Мастер своего дела Мифология в искусстве Персей и Андромеда и другие работы гения 4 iconВ нашем прекрасном крае живёт такой же прекрасный человек
Чернов дмитрий петрович. Мастер своего дела, чудесный художник. Он пишет удивительные картины. На его холстах мы узнаём родные места:...
Библейские и мифологические мотивы в творчестве П. П. Рубенса План Мастер своего дела Мифология в искусстве Персей и Андромеда и другие работы гения 4 iconМинистерство образования Российской Федерации. Совершенствование реалистического метода в зарубежном изобразительном искусстве. Импрессионизм в творчестве К. Моне (1840-1926) и Э. Дега (1834-1917) (творческая работа)
Совершенствование реалистического метода в зарубежном изобразительном искусстве. Импрессионизм в творчестве К. Моне (1840-1926) и...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы