Н. А. Бердяева Смысл истории министерство образования российской федерации кафедра Всеобщей истории Реферат icon

Н. А. Бердяева Смысл истории министерство образования российской федерации кафедра Всеобщей истории Реферат



НазваниеН. А. Бердяева Смысл истории министерство образования российской федерации кафедра Всеобщей истории Реферат
Н.А. Бердяева Смысл истории МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКО
Дата конвертации29.07.2012
Размер105,25 Kb.
ТипРеферат
Работа Н.А. Бердяева Смысл истории


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Кафедра Всеобщей истории Реферат по историографии Тема: Работа Н.А. Бердяева "Смысл истории" Выполнил: студент 881 гр. IV курса Исторического факультета Фамилия: Бурмасов Имя: Игорь Отчество: Андреевич Сургут 2002 Бердяев Николай Александрович (1874-1948 гг.) - дворянин, философ,участник революционного студенческого движения. Выступал против реакциицарского правительства, и политики военного коммунизма большевиков. Былвыслан из России в 1922. В 1924 перебрался в Париж и обосновался в егопригороде - Кламаре. Всего его перу принадлежит более 500 книг и статей.Дружеские узы в разное время связывали его с С.Н.Булгаковым,Д.С.Мережковским, Е.Н.Трубецким, В.Ф.Эрном, П.А.Флоренским, О.Шпенглером,М.Шелером. Ж.Маритеном, Э.Жильсоном, Э.Мунье, Г.Марселем, Р.Ролланом,А.Жидом. Помогал французскому Сопротивлению во время войны. В 1946 емувозвращено гражданство СССР, но на родину он не вернулся. Взгляды Бердяевасформировались под влиянием трудов Гераклита, Оригена, Григория Нисского,Я.Беме, Ф.М.Достоевского и Л.Н.Толстого. Н.А. Бердяева обычно причисляют к русским религиозным философам, или,что еще удивительнее, к православным экзистенциалистам. Основная идеяБердяева состоит в том, что свобода не детерминирована бытием, неопределяется даже Богом, но имеет примат над ними и открывает возможностьтворчества нового, еще не бывшего в мире. Таким образом, Бердяев относитсяк объективным идеалистам. А что касается православия, то вряд ли его можноназвать именно православным философом, - его взгляды - это взгляды еретика.Он сам называл себя "верующий вольнодумец". Религия веками занималасьтеодицеей (оправданием Бога), а Бердяев занимался антроподицеей(оправданием человека). Его работа - "Смысл истории" была написана в 1918 году, но вышла лишьво времена его жизни в Париже. Во времена двух последних русских революцийон находился в Москве. Как и в первую русскую революцию, Бердяев не верил врусскую интеллигенцию и ее способность что-либо успешно преобразовать. Онвидел переустройство России лишь на национальной культурной основе, потомувсячески порицал марксистов, а времена революционного народничества итеррора вовсе называл мракобесием. В его работах отчетливо звучит мысль отом, что мировые войны и революции, потрясшие человечество, показалитщетность и бессмысленность всех попыток насильственного социальногопереустройства, - "как ни перекраивай человеческий муравейник, онмуравейником и останется". К русским революциям он относился крайнеотрицательно, и говорил, что они превратили Россию в бездыханный труп, убиввсе русское. Из этого можно сделать вывод, что Бердяев - сторонникконсерватизма и аристократии. К либерализму, демократии, социализму Бердяевотносился равно отрицательно. Социализм, по его мнению, это не освобождениетруда, а освобождение от труда. Большинство аристократов в революцию кричали, что большевики - этонемецкие евреи, засланные для разрушения России. Бердяев, в своих трудах,не склонен к ярому антисемитизму, а даже наоборот: он говорит о том, чтобез евреев не было бы христианства, и далее: ненависть к евреям -нехристианское чувство. Но реально, все же, он был очень близок к тому,чтобы "повесить" все беды России на евреев. Ведь он считал, что социализм имарксизм, которые так сильно ненавидел, имеют корни в еврействе и иудаизме.Из этого можно заключить, что его взгляды несколько эклектичны. Ничего оригинального в историософских построениях Н.А. Бердяева нет.Все основные идеи содержались еще в труде Аврелия Августина "О градебожьем" (413-427). Труд епископа Ж. Б. Боссюэ "Рассуждение о всемирнойистории" (1681), в котором излагалась в основном та же концепция, был явныманахронизмом, но когда же подобного рода взгляды пропагандируются в началеXX в., то их совершенно невозможно принять всерьез. А когда единомышленникН.А. Бердяева С.Н., - Булгаков в своем труде "Свет невечерний" (1917)выводит экономику из первородного греха, то нормальному человеку становитсякак-то не по себе. История по Бердяеву - свершение, имеющее внутренний смысл, некаямистерия, имеющая свое начало и конец. Первопричиной истории и ее цельюявляется Христос. Движение истории по Бердяеву - спиралевидное, цикличное.И это движение повторяется без конца. Бердяев различал "историческое" и "историзм": "историзм" относится кисторической науке, имеющей дело с эмпирическим, или феноменальным миромисторических событий, совершающихся в разорванном времени одно последругого, вытесняющих это другое; "историческое" - сфера философии истории.В нем раскрывается ноуменальная сущность бытия и духовная сущность самогочеловека. В философии истории философ раскрыл механизм обездушивания культуры иее перехода в цивилизацию. Б. отверг нормативную этику и противопоставил ейэтику творчества, в которой корень зла усматривается в объективациирезультатов творчества. Проблема исторического неразрывно связана с вопросом о природе испецифики времени, о соотношении времени и вечности, потому что историяесть процесс во времени, укорененном в вечности. Бердяев соглашается сКантом, относящим время к формам чувственного созерцания феноменальногомира, ноуменальный же мир - царство вечности, законы которой не поддаютсячеловеческому восприятию. Но он решительно расходится с ним в истолкованиисвязи между временем и вечностью. В частности, он различает три времени:время космическое, историческое и экзистенциальное, или "метаисторическое".Время космическое равномерно и имеет метрическое измерение. В нем каждоесобытие неповторимо. Время экзистенциальное не измеряется метрически, здесьнет различия между прошлым и будущим, концом и началом, но совершаетсявечная мистерия духа. История происходит в своем историческом времени. Ноона не начинается и не кончается в нем. По Бердяеву, нет ничего важней дляисторического познания, как установление должного отношения к прошлому ибудущему, необходимо преодолеть тот культ будущего, во имя которогоразличные теории прогресса приносят в жертву настоящее, а разрыв междувечным и временным - препятствие на пути создания подлинной философииистории. Философия истории - пророчество о будущем и прошлом, и никакойдругой философии истории, кроме профетической, быть не может. Профетическойявляется не только философия истории Библии и Августина, но философияистории Гегеля, Сен-Симона, Конта, Маркса. Человек есть существо историческое. История же использует человека вкачестве материала для нечеловеческих целей. И в этом смысле вся историяделалась и делается как преступление. Она развивается по законамантичеловеческой морали. В ней господствуют эгоизм, борьба классов, войнымежду государствами, насилие всякого рода. В абсолютной свободе, совершенно иррациональной - разгадка трагедиимировой истории. Свобода есть метафизическая основа истории, котораярассматривается Бердяевым как драма, или мистерия свободы в отношенияхмежду Богом и человеком. Свобода придает напряжение, драматизм ихотношениям. В результате человеческая судьба есть не только земная, но инебесная, не только историческая, но и метафизическая судьба, не толькочеловеческая драма, но и драма Божественная. С этих позиций Бердяев проводит последовательную критику теориипрогресса, с ее верой в светлое будущее человечества: "в истории нет прямойлинии совершающегося прогресса добра, прогресса совершенства, в силукоторого грядущее поколение стоит выше поколения предшествующего; в историинет и прогресса счастья человеческого - есть лишь трагическое все большее ибольшее раскрытие внутренних начал бытия, раскрытие самых противоположныхначал, как светлых, так темных, как божественных, так и дьявольских, какначал добра, так и начал зла. В раскрытии этих противоречий и в выявленииих и заключается величайший внутренний смысл исторической судьбычеловечества. Проблема отношения человека и истории, по Бердяеву, разрешиматолько на почве эсхатологии, т.е. философии истории как учения о концеземной истории и ее завершении в вечности, в Царстве Божием. Но наступлениеего не придет само собой или милостью Божией. Оно “уготовляется человеком”,зависит от его творческих усилий, - в этом он очень близок протестантизму. Смысл истории, у Бердяева, в ее аннулировании, ее снятии; в том, чточеловек устремлен, как стрела, к будущему, где мертвенностьобъективированного бытия будет побеждена, где будет торжествовать полностьютворческий дух, где он будет играть, где он будет расцветать. Поэтомуэсхатология, для Бердяева, не была чем-то устрашающим. Он говорил о том,что человек должен приближать конец мира, что человек должен стремиться кэтому моменту преображения бытия. По Бердяеву, христианство - исторично, оно есть откровение Божие, и посвоей природе динамично, это стремительная сила истории, в отличие откультуры античности, которая статична. Христианство в своей природе имеетюдаистическое и эллинское начала. Эллинское начало дало красоту и эстетику,а иудаизм - динамичность. Именно христианство раскрывает свободу творящегосубъекта. Восточные культуры и религии, - культуры Индии и Китая, веданта втом числе, свободу творящего субъекта якобы раскрыть не могут. Возникаетвопрос: какой критерий Бердяев положил в основу своей оценки? Может бытьотношения человека с Богом? Если так, то конечно, для него, религии Индии иКитая - ересь, язычество. Но что же тогда делать с тем фактом, что к концу20 века восточные религии стали именно освобождать людей в творческомплане? Почему все больше творческой элиты становятся адептами восточныхкультов?Но в начале века в России этого явления не было, как не было его и наЗападе. Потенциал восточных культов еще не был задействован в мировойкультуре, потому Бердяев склонен был так утверждать. Бердяев также говорил, что христианство избавило человека древнегомира от ужасов, испытанных в действии демонов природы. Оно дало пониманиеприроды - как мертвого, дьявольского. И дало возможность позитивногопонимания, естествознания, техники.В язычестве, пишет он, невозможно было бы построить железные дороги,телеграфы - это нарушило бы покой демонов. Но в главе о вхождении машины в жизнь человека он говорит, что машинапорабощает. То есть, сначала он рассматривает прогресс, как сугубоположительное, затем - как сугубо отрицательное. Мне же в этом отношениипоказалось странным то, почему Бердяев не задался вопросом: "Зачем древнемучеловеку тратить свои силы на все это?"У древних людей были совсем другие приоритеты. Они жили в гармонии сприродой. А эта ценность стала на первое место только в конце 20 столетия,когда начались экологические бедствия. Бердяеву эти бедствия не знакомы,так как он жил в то время, когда машины еще только начинали входить в жизньчеловека. Жизнь было еще не столь механизирована и автоматизирована. Крометого, Бердяев отрицательно относится к природе и язычеству потому, что длянего - это олицетворения дьявольских сил. Он не может признать того, чтоистинно русской религией является то самое славянское язычество,составляющее фундамент православного здания в России. Он не может признатьэтого, и потому говорит, что христианство по характеру - натуральная,природная религия. Для Бердяева чувство связи с природой - наивное чувство,как и для большинства религиозных людей начала века. В конце века люди изменят свои взгляды под напором "железного века",натиска машин. Бердяев не может признать того, что христианство, породившеемашины, позитивизм, не может обуздать "своих детей", и может привести лишьк окончательной гибели Земли. Следовательно тенденция, выделеннаяБердяевым, в корне не верна. А это проистекает из того, что Бердяев жил вдругое время, и не мог знать то, к чему окончательно приведет христианскаямораль человечество. Касаясь Ренессанса, Бердяев говорит, что данное явления сталовозможным в силу того, что на протяжении средневековья человекконцентрировал свои силы, будучи монахом или рыцарем. Именно это сбережениесил и дало расцвет культуры Ренессанса. В этом отношении Бердяев "открыл новый закон": закон сохранениятворческой силы. По его утверждению, творческие силы, видите ли,накапливаются и со смертью человека продолжают свое существование. То есть,творческие силы не зависят от существования конкретного человека? Если нет,тогда каким образом они могли накапливаться и где? Что: в те далекиевремена науке был известен способ сохранения творческих сил вне физическоготела человека? Мне кажется, что господин Бердяев и здесь несколькоперестарался. Он своими высказываниями принижает значение гениальности.Видимо, он никогда не задавался вопросом: "А почему не все люди обладаюттворческими силами (если творческие силы, по его мнению, остаются вобществе даже после смерти гения)?" Люди могут повторить творение гениянесколько раз, но что-то более прекрасное (не обладая творческимпотенциалом) они создать не в силах. Значит и тут Бердяев в корне не прав,выделяя причину Ренессанса. Оценивая явление Ренессанса, Бердяев говорит, что оно было нехристианским, а антихристианским. Переход от средневековья к новому времени- переход от Божьего к человеческому. Но в Италии не было разрыва скатолицизмом! На что Бердяев отвечает тем, что в Италии были сглажены всепротиворечия с католицизмом, так как итальянская народность отличаласькультом, эстетикой, в отличие от германцев, у которых ренессанс вылился вреволюцию. Для БердяеваРенессанс - возрождение языческих начал. Это возрождение не удалось идостичь успеха не могло, так как это возрождение языческое. По Бердяеву, гуманизм - закваска новой истории. Гуманизм отрицаетподобие человека - Богу. Потому он губителен. Он понижает ранг человека. Вновое время существовали гуманистические монархии. "Государство - это я" -принцип гуманистической монархии, аристократизма. Гуманизм демократии былответом ответ на гуманизм аристократии. Мне кажется, что Бердяев этимвыразил стержень идеологии своего класса, - ведь он дворянин, аристократ.Конец гуманизма Бердяев видит в двух вариантах: 1) Ницшианском,-индивидуалистический конец 2)Марксистском: коллективистический конец. "Ренессанс и гуманизм по своей природе аристократичны. А демократиялишь губит их" - вот истина для всех аристократов, включая Бердяева. Именноклассовые рамки ограничивают сознание данного философа. "В демократиичеловек чувствует себя глубоко одиноким, покинутым, оставленным.Самоутверждение человека ведет к самоистреблению человека. Возрождение -это достояние народов юга, Реформация - достояние народов севера" - в этомпроявился географический детерминизм, свойственный большинству мыслителейначала века. Для Бердяева свобода - это свобода человека перед богом. Реформация жеуничтожила эту свободу. Это, для Бердяева, еще один аргумент противреволюции. Гуманизм, по Бердяеву, несет в себе революцию. Он неизбежновырождается в революцию. Революция не могла осуществить прав человека и егосвободы. Она потерпела неудачу. Преследуя цель лишить демократов исоциалистов основы их идеологии (основных свобод), Бердяев говорит о том,что права человека, забывающие права Бога, истребляют себя и не освобождаютчеловека. А социализм это лишь реакция на неудавшуюся революцию. Социализм,по Бердяеву, есть извращенное теократическое учение. Далее, он говорит, чтов Великую Французскую Революцию действовало начало человеческой свободыпротив воли Провидения, против божественной воли. А реакция на революцию -есть действие Необходимости. Наполеон, по Бердяеву, и был оружием тойНеобходимости. "Контрреволюция и диктатура - это кара за ложьгуманистической свободы" - так об этом писал Бердяев. Итак, подходя к завершению, поставим вопрос: а что же Бердяев сампредлагал для исправления создавшегося при нем положения вещей? Читаем: "Вэпоху Ренессанса человек растратил все силы, и перестал ощущать себя, своюособость. Для возврата сил необходим возврат к средневековому аскетизму" -Каково? Бердяев опоздал со своими призывами вернуться к "светлому" прошломукак минимум на двадцать лет. Это философия конца века девятнадцатого, ноникак не двадцатого. Именно в 20 веке потерпели крушение все надежды ичаянья идеологов "возвращения": идеи Ницше умерли в фашизме, а идеисоциалистов - в коммунизме. Идеи были разными, но конец у них один. Фашизми социализм, коммунизм - их зачатки содержатся в демократии, и используютсяею в качестве регулятивов, но не как стержень жизни государства. Так чтовысказываясь насчет смерти гуманизма, Бердяев проявил классовый эгоизм.Гуманизм для аристократов, таких как он, навсегда умер. Гуманизм дляостальных - только зарождался. Он так и не смог смириться с тем, что егопотенции перестали совпадать с требованиями времени. В проанализированной мной работе, Бердяев предстает пред намичеловеком весьма недовольным тем, что творилось в его время, жаждущимвозврата. Он похож в своих измышлениях на попа-эмигранта, которому в Россиихорошо жилось, пока не пришли социалисты. Запад ему тоже пришелся не понраву, и вот, "сидя у разбитого корыта" он проклинает современный мир изовет всех с собой обратно, в средневековье, "тянет в свое болото".




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Н. А. Бердяева Смысл истории министерство образования российской федерации кафедра Всеобщей истории Реферат iconМинистерство образования и науки российской федерации российский государственный торогово-экономический университет кафедра Российской и мировой истории
Учебно-методический комплекс по истории российской и мировой культуры составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Н. А. Бердяева Смысл истории министерство образования российской федерации кафедра Всеобщей истории Реферат iconРеферат по книге Бердяева «Смысл истории». План Введение
Из собственно литературныхых работ Бердяева, кроме ранней статьи о Метерлинке в сб. "Sub specie aeternitatis" [1907], следует отметить...
Н. А. Бердяева Смысл истории министерство образования российской федерации кафедра Всеобщей истории Реферат iconКафедра отечественной истории Казанского (Приволжского) федерального университета
Казанского (Приволжского) федерального университета, Центр истории Северной Европы и Балтии Института всеобщей истории ран проводят...
Н. А. Бердяева Смысл истории министерство образования российской федерации кафедра Всеобщей истории Реферат iconПрисудить премию имени Н. И
Н. И. Кареева 2009 года доктору исторических наук Репиной Лорине Петровне (Учреждение Российской академии наук Институт всеобщей...
Н. А. Бердяева Смысл истории министерство образования российской федерации кафедра Всеобщей истории Реферат iconПрограмма дисциплины дпп. В. 03 Источниковедение всеобщеи истории цели и задачи дисциплины в учебном процессе. Целями дисциплины «Источниковедение всеобщей истории»
Целями дисциплины «Источниковедение всеобщей истории» является знакомство студентов с комплексом наиболее значимых исторических источников...
Н. А. Бердяева Смысл истории министерство образования российской федерации кафедра Всеобщей истории Реферат iconМагистратура по специальности Актуальные проблемы всеобщей истории Кафедра всеобщей истории Историко-филологического факультета тгпу
Историко-филологического факультета тгпу, имеющая большой опыт подготовки студентов по специальности «История», «История с дополнительной...
Н. А. Бердяева Смысл истории министерство образования российской федерации кафедра Всеобщей истории Реферат icon«Проблемы методологии изучения и преподавания современной истории» 29 сентября 2009 г в Москве состоится Международная конференция «Проблемы методологии изучения и преподавания современной истории»
Организаторы конференции Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Академический учебно-научный центр ран –...
Н. А. Бердяева Смысл истории министерство образования российской федерации кафедра Всеобщей истории Реферат iconРеферат состоит из
Российской Федерации в системе послевузовского профессионального образования» №189 от 05. 07 2005 г допуск к сдаче кандидатского...
Н. А. Бердяева Смысл истории министерство образования российской федерации кафедра Всеобщей истории Реферат iconВ. И. Ленин политический деятель и человек министерство здравоохранения российской федерации пермская государственная медицинская академия кафедра истории, политологии, социадогии и биоэтикиреферат

Н. А. Бердяева Смысл истории министерство образования российской федерации кафедра Всеобщей истории Реферат iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию «пермский государственный технический университет» кафедра государственного управления и истории
Именно от них в первую очередь зависит эффективная деятельность органов государственной власти и местного самоуправления
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы