Предмет, цели и задачи теоретической экономики icon

Предмет, цели и задачи теоретической экономики



НазваниеПредмет, цели и задачи теоретической экономики
Дата конвертации29.07.2012
Размер172,61 Kb.
ТипРеферат
Предмет, цели и задачи теоретической экономики


Предмет, цели и задачи теоретическойэкономики Предметом исследования марксистской политэкономии в соответствии склассовым подходом к анализуобщественной жизни являлись лишь производственные отношения, основукоторых составляли отношениясобственности. Это имело существенное значение, так как из системыпроизводственных отношений выво-дились экономические закону, противоречия, классовые конфликты,необходимость диктатуры пролетари-ата и господства административно-командной системы хозяйствования. Производственные отношения – это объективно складывающиеся отношениямежду людьми в процессепроизводства, распределения, обмена и потребления жизненных благ. Это самая общая характеристика производственных отношений даетоснование утверждать, что произ-водственные отношения есть необходимая сторона общественногопроизводства. “В производстве людивступают в отношения не только к природе. Чтобы производить, людивступают в определенные связи иотношения, и только в рамках этих общественных связей и отношенийсуществует их отношение к природеимеет место производство”.([1] Мысль о том, что предметом политической экономии (теоретическойэкономики) являются обществен-ные отношения, создаваемые трудом, и законы, которым труд подчинен, былавысказана еще в XVIII векерядом экономистов, в том числе Кокленом. Наибольшее распространениеона получила среди русскихэкономистов начала XX века. Многое для этого сделал Г.В.Плеханов.Он не только определил предметполитической экономии как науки о развитии производственных отношений, нои внес существенное уточ-нение, различая собственно производственные отношения – отношениясоциально-экономические, иму-щественные, отношения собственности, и отношения производственно-организационные, относящиеся кобщественной организации производственных сил, выделяя противоречиявнутри системы общественныхотношений производства. Такое понимание предмета политической экономии как науки вошло и вучебную литературу того и по-следующих периодов. Так, в “Очерках политической экономии” В.Я.Железнов писал, что политическаяэкономия имеет предметом своего исследования общественные отношениялюдей, возникающие на почвеих хозяйственной деятельности, то есть усилий, направленных наудовлетворение разного рода потребнос-тей материальными средствами.[2] Н.И.Бухарин рассматривалпроизводственные отношения в качестве все-общей категории и определял их как “отношения между людьми в процессеобщественного труда и распре-деления продуктов этого труда”, включая техническую организацию труда. На рубеже 20-30-х годов на страницах экономической литературыразвернулась дискуссия по вопросу опредмете политической экономии, в которой приняли участиеГ.Абезгауз, А.А.Богданов, Б.С.Борилин,Н.И.Бухарин, С.Кривцов, И.И.Рубин, И.И.Степанов и многие другие.И.И.Рубин отмечал, что “политэко-номия сложилась как наука о системе производственных отношений”.А.А.Богданов и И.И.Степанов пред-ложили различать предмет политической экономии в узком смысле, то естьсоциально-трудовые отноше-ния людей (отношения прямого и косвенного сотрудничества людей впроизводстве, кооперацию, разде-ление труда и пр.), и в широком смысле, куда включались еще и отношенияприсвоения, распределения… К сожалению, сегодня среди сторонников понимания предметаполитической экономии как производст-венных отношений нет полного единства. При этом, так как политическаяэкономия сложилась как наука окапиталистических производственных отношениях, ее объявилиполитэкономией в узком смысле; а поли-тическая экономия в широком смысле, считалось, изучает экономическиеотношения не только капитализ-ма, но и других способов производства. Если же мы обратимся к мировой литературе прошлого и настоящего,то мы увидим еще большее раз-личие в толковании предмета теоретической экономики (политическойэкономии). Так например, у представителей первой школы политической экономии –меркантилистов, отражающихинтересы торговцев эпохи первоначального накопления капитала, предметомнаучных исследований былобогатство. Источником богатства объявлялась торговля, само жебогатство отождествлялось ими чаще сденьгами. Школа физиократов перенесла предмет политической экономии –национальное богатство – изсферы обращения в сферу производства. Это было величайшим достижениемэкономической науки, хотяфизиократы ошибочно считали источником “богатства” только сельскоехозяйство. Представители английской классической школы политической экономиирасширили предмет полити-ческой экономии до исследования условий производства и накопления(Смит), а также распределения(Д.Рикардо) национального богатства, создаваемого во всех отрасляхматериального производства, кудавключались: промышленность, строительство, сельское хозяйство, лесноехозяйство и др. Аналогичного мнения о предмете политической экономиипридерживаются отдельные и современныезападные экономисты, рассматривая политическую экономию как науку опроизводстве, распределении ипотреблении национального богатства. Но понимание последнего в процессеисторического развития эко-номической мысли менялось. Первоначально национальное богатствопредставляли в виде денег, затем ввиде результата производства, а сегодня в национальное богатствовключают и самого человека, его ум,его интеллект, информацию как источник последующего развития общества. Экономическая мысль прошлого сохранила и другое пониманиеполитической экономии как науки онародном или общественном хозяйстве. Немецкие экономисты В.Рошер иК.Бюхнер объявили предметомполитической экономии народное хозяйство, под которым ими понимаютсяотношения людей к внешнейприроде. А.Богданов и И.Степанов в свое время отмечали, что вошедшее вучебники определение полити-ческой экономии как “науки об общественном хозяйстве… совершенно неточно иненаучно”, ибо “в поня-тие об общественном хозяйстве входит и вся техника производства”,последнее же не включается в пред-мет политэкономии.[3] В известном всему миру учебнике М.Самуэлсона “Экономикс” средимножества определений предметатеоретической экономики (политэкономии) указывается, что экономикс –наука о повседневной деловойжизни и деятельности людей. Еще ранее А.Маршалл определял предмет теоретической экономикиили политической экономии какисследование нормальной жизнедеятельности человеческого общества:исследование богатства и частичночеловека, точнее стимулов к действию и мотивам противодействия. В этомопределении подчеркиваетсяроль человека в экономике. В современной экономической литературе распространено пониманиепредмета теоретической эконо-мии как изучение “редкости”, ограниченности ресурсов. Так,Дж.Робинсон пишет, что политическаяэкономия – это наука, которая изучает поведение людей как связь междуцелями и ограниченными средст-вами, имеющими альтернативные пути применения. И в российскойэкономической литературе появляют-ся определения теоретической экономики как науки о том, как люди стремятсяиспользовать ограниченныересурсы в производстве товаров и услуг, рационально распределяя иобменивая их, пытаясь удовлетворитьсвои безграничные потребности с целью всестороннего развитияспособностей и расширения возможнос-тей человека. Перечень определений теоретической экономики можно было бы и далеепродолжить, но в этом, дума-ется, нет необходимости. Имеет смысл согласиться с П.Самуэльсоном в том,что все определения теорети-ческой экономики (политэкономии) как науки раскрывают ее предмет с разныхсторон, ибо берутся различ-ные аспекты жизнедеятельности человека, в том числе и экономический, что непозволяет дать ему краткоеи в то же время всеобъемлющее определение. И все-таки, если принять во внимание, что большинство современныхэкономистов мира признает тео-ретическую экономику универсальной наукой о проблемах выбора ресурсов иэкономическом поведениичеловека, то наиболее общим (собирательным) и правильным можно считатьопределение теоретическойэкономики, данное доктором экономических наук, профессором А.И.Добрыниным. Общая экономическая теория – это общественная наука, котораяизучает поведение людей и групп впроизводстве, распределении и потреблении материальных благ в целяхудовлетворения потребностей приограниченных ресурсах (понимая это не в физическом смысле, хотя онимеет место, а как невозможностьполного удовлетворения потребностей всех членов общества одновременно иполно), что порождает конку-ренцию за их использование. Характеристика предмета общей теоретической экономики какизучение поведения людей и их группне означает отказ от исследования производственных отношений. Это те жепроизводственные отношения,где акцент делается не на объект отношений (средства производства,предмет потребления), а на субъектэтих отношений – человека. Такой акцент чрезвычайно важен длясоциально ориентируемого рыночногохозяйства, к формированию которого направлены современные преобразования вРоссии. Теоретическая экономика структурно включает в себя микроэкономику(поведение отдельных экономи-ческих субъектов) и макроэкономику (поведение или функционированиенациональной экономическойсистемы в целом), а также можно выделить мезоэкономику (поведениеопределенных подсистем нацио-нальной экономики или отраслей народногохозяйства) и супермакроэкономику (поведение мировой эко-номики в целом). При изучении предмета теоретической экономики с целью более четкогоего осмысления целесообразновыделять: сферу исследования – экономическая жизнь или среда, в которойосуществляется хозяйственнаядеятельность; объект исследования – экономические явления; субъектисследования – человек, группа лю-дей, государство; предмет исследования – жизнедеятельность “экономическогочеловека”, группы людей игосударства, их экономическое поведение в связи с той экономическойсредой, в которой они находятся.При этом важно подчеркнуть, что основная задача теоретическойэкономики – дать не просто описаниеэкономических явлений, а показать их взаимосвязь ивзаимообусловленность, то есть раскрыть системуэкономических явлений, процессов и законов. Еще представитель исторической школы Карл Менгер подчеркивал, чтоэкономическое знание дает неодна теоретическая экономика, а целая сеть самостоятельных конкретных экономических дисциплин сособыми задачами, предметами и логическими примерами. Конкретныеэкономические дисциплины выра-батывают систему правил, необходимых для практической деятельности, апотому относятся не к областиобщей теории, а искусства в хозяйственной практике. Важнейшая задачатеоретической экономики – быть“несущей конструкцией” не только всей системы экономических наук, но иучебных дисциплин, что явля-ется основой всей высшей экономической школы. Взаимосвязь теоретической экономики с другими наукамии экономической политикой Теоретическая экономика является методологическим фундаментом целогокомплекса наук: отраслевых(экономика торгового дела, промышленности, транспорта, строительства);функциональных (менеджмент,финансы, кредит, маркетинг, прогнозирование); межотраслевых (эк. география,демография, статистика). Теоретическая экономика – одна из общественных наук наряду систорией, философией, правом. Онапризвана раскрыть одну часть социальных явлений в жизнедеятельностичеловека, наука права – другую,наука нравственности – третью и так далее, и только общая совокупностьвсех теоретических, социальныхи исторических наук в состоянии объяснить нам всю общественную жизнь.Поэтому неправильно требо-вать проверки положений теоретической экономики на фактах действительности. Теоретическая экономика учитывает знания, достигнутые конкретными экономическими науками, атакже социологией, психологией, историей и другими науками, без учетакоторых полученные теоретичес-кой экономикой выводы могут оказаться ошибочными и ложными. Практическая значимость теоретической экономики (известная формулаОгюста Конта) в том, что зна-ние ведет к предвидению, а предвидение – к действию. Теоретическаяэкономика должна лежать в основеэкономической политики, а через нее пронизывать область хозяйственнойпрактики. Действие (практика)ведет к знанию, знание – к предвидению, предвидение – к правильномудействию. Теоретическая экономика – это не набор правил о том, как статьбогатым. Она не дает готовых ответовна все проблемы. Теория – лишь инструмент, способ осмысления экономическойдействительности. Владе-ние этим инструментом, знание основ теоретической экономики могутпомочь каждому человеку сделатьправильный выбор во многих жизненных ситуациях. У.К.Митчелл в своей основной работе “Лекции и типы экономическойтеории” (1935 год) настаивал навзаимосвязи экономических проблем с неэкономическими, в частности, спроблемами социологии, культу-ры и другими, обусловливающими психологию, поведение и мотивы деятельностилюдей в обществе. Теоретическая экономика тесно связана с экономической генетикой, ибоэкономическое развитие имеетимманентное генетическое экономическое содержание. Экономическуюгенетику сегодня определяют какнауку, которая позволяет понять внутренние механизмы динамики, соотношенияи взаимодействия наслед-ственности и изменчивости в процессе неравномерного циклическогоразвития. Передача экономическойнаследственности всегда осмыслена разумом человека и опосредована еготрудом. От теоретической экономики следует отличать экономическую политику. Теоретическая экономика развивалась в поисках ответа на проблемы,поставленные хозяйственной по-литикой, но они остаются лишь инструментом осмысления экономическойдействительности и прогнозиро-вания ее динамики. Экономическая политика – целенаправленная система мероприятийгосударства в области обществен-ного производства, распределения, обмена и потребления благ. Она призванаотражать интересы общества,всех его социальных групп и направлена на укрепление национальнойэкономики. Экономическая политика занимается нахождением вариантов решенияэкономических проблем и при-ведением в действие их механизмов. Политики, пользуясь теоретическойэкономикой, должны считатьсятакже с культурным, социальным, правовым и политическим аспектамирешаемой проблемы, если хотят,чтобы проводимая ими политика была успешной. Осуществление задачэкономической политики можетпривести к изменению экономической системы, ее совершенствованию, чтонаходит отражение в последу-ющем развитии теоретической экономики (политэкономии). Курс теоретической экономики – это научное руководство к познаниюэкономической действительнос-ти без претензий на монополию истины. Методологиятеоретической экономики Методология теоретической экономики – наука о методах изученияхозяйственной жизни, экономичес-ких явлений. Она предполагает наличие общего подхода к изучениюэкономических явлений, единое пони-мание действительности, единую философскую основу. Методологияпризвана помочь решить главныйвопрос: с помощью каких научных способов, приемов познаниядействительности теоретическая экономи-ка добивается истинного освещения функционирования и дальнейшего развитиятой или иной экономичес-кой системы. В методологии теоретической экономики можно выделить несколькоглавных подходов: . субъективный (с позиции субъективного идеализма); . неопозитивно-эмпирический (с позиции неопозитивистского эмпиризма и скептицизма); . рационалистический; . диалектико-материалистический; При субъективном подходе в качестве исходного пункта анализаэкономических явлений берется хо-зяйствующий субъект, воздействующий на окружающий мир, причем суверенное“я” абсолютно независи-мо, отсюда все равны. Объектом экономического анализа является поведениесубъекта экономики (“гомо-экономикса”), и теоретическая экономика поэтому рассматривается как наука очеловеческой деятельности,определяемой ограниченностью потребностей. Главная категория при такомподходе – потребность, полез-ность. Экономика становится теорией выбора, осуществляемогохозяйствующим субъектом из различныхвариантов. Неопозитивистско-эмпирический подход основан на более тщательномизучении явлений и их оценках.Во главу угла ставится технический аппарат исследования, который изинструмента превращения в пред-мет познания (математический аппарат, эконометрика, кибернетика ит.д.), а результатом исследованиявыступают различного рода эмпирические модели, которые здесь являютсяглавными категориями. Этотподход предполагает деление на микроэкономику – экономические проблемы науровне фирмы и отрасли,и макроэкономику – экономические проблемы в масштабе общества. Рационалистический подход ставит целью открытие “естественных”или рациональных законов циви-лизации. Это требует исследования экономической системы в целом,экономических законов, регулирую-щих данную систему, изучение экономической “анатомии” общества.Экономические таблицы Кенэ – этовершина такого подхода. Целью экономической деятельности человекаявляется стремление получитьпользу, а целью теоретической экономики – не изучение человеческогоповедения, а изучение законов,регулирующих производство, распределение общественного продукта,именно того, как это происходит(Д.Рикардо). Такой подход позволяет признавать деление общества наклассы, в отличие от субъективис-тов, представляющих общество как совокупность равных субъектов. Главноевнимание при таком подходеуделяется стоимости, цене, экономическим законам. Диалектико-материалистический подход считается единственноправильным решением научных проб-лем на основе не эмпирического позитивизма (опыта), а объективногоанализа, характеризующего внут-ренние связи явлений, существующие в реальности и в их развитии.Экономические процессы и явленияпостоянно возникают, развиваются и уничтожаются, то есть находятся впостоянном движении. Методологию нельзя смешивать с методами – инструментами,совокупностью приемов исследования внауке и воспроизведения их в системе экономических категорий и законов. Теоретическая экономика использует широкий спектр методов научногопознания. Одним из таких методов при изучении хозяйственных явленийявляется метод научной абстракции.Исследователь отвлекается от второстепенных сторон явлений, чтобы выявитьто, что в них существенно ипостоянно повторяется. Так возникают такие общие понятия, какпроизводство вообще, потребности, рас-пределение, обмен и др. При помощи абстрактного мышления шаг за шагомпроисходит раскрытие сущ-ности экономических явлений, что требует формирования определенныхлогических понятий, более илименее полно отражающих реальную экономическую действительность в ееразвитии. Логические понятия, отражающее наиболее общие и существенныестороны хозяйственной жизни об-щества, называются экономическими категориями. Такими категориями являются, например, спрос, предложение, кредит,собственность, рынок, прибыль,заработная плата и многие другие. В экономике, как и в любой другой области общественной жизни и вприроде, сквозь внешне кажущий-ся хаос и нагромождение случайностей прокладывает себе путьнеобходимость, закономерность развития.Экономические процессы в обществе управляются внутренними, присущими имзаконами – законами об-щественных действий людей или экономическими законами. В книге“Философия права” Гегель писал ополитэкономии как науке, которая делает “честь мысли”, потому что она,имея перед собой массу случай-ностей, отыскивает их законы. Всякий закон выражает собой сущностьтого или иного явления. Закон исущность – понятия однородные (однопорядковые), выражающие углублениепознания человеком явле-ний, мира. Явление шире, богаче закона, однако закон улавливает внутреннююсущность явления. Чтобы дать определение экономическому закону, необходимовспомнить философское определениезакона как устойчивого, прочного, многократно повторяющегося явленияи как выражение внутренней,существенной, необходимой, причинно-следственной, постоянной, всеобщей,качественной и количествен-ной взаимосвязи (отношения), свойственной данному явлению или процессу. Это определение можно полностью отнести и к экономическому закону.То, что не случайно, а типично,постоянно и выражает внутреннюю сущность экономических явлений ипроцессов, отражают экономичес-кие законы. Не следует смешивать экономические законы с законамиприроды, так же как и с законамиестествознания, так как имеется ряд существенных и принципиальных различий:1. Естественные законы – это законы природы, экономические – законы развития общественной жизни, хозяйственной деятельности людей;2. Естественные законы вечны, экономические – носят исторический характер;3. Открытие и применение естественных законов происходит более или менее гладко, а экономические законы встречают сильное противодействие со стороны отживающих сил общества. Экономические законы в своей совокупности образуют системуэкономических законов развития об-щества, которая включает в себя различные группы и виды законов. Метод научной абстракции хотя и важнейший, но не единственный методнаучного познания, использу-емый в теоретической экономике. Здесь активно применяются и такие методы,как анализ и синтез, индук-ция и дедукция, исторический и логический, экономико-математическоемоделирование и другие. Анализ – это мысленное расчленение изучаемого явления на егосоставные части и стороны и исследо-вание каждой из этих частей отдельно. Путем синтеза экономическая теориявоссоздает единую целостнуюкартину явлений и процессов. Широко также используются индукция и дедукция. Посредством индукции(наведения) обеспечиваетсяпереход от изучения единичных фактов к общим положениям и выводам.Дедукция (выведение) делаетвозможным переход от наиболее общих выводов к относительно частным. Анализ и синтез, индукция и дедукция применяются в теоретическойэкономике в единстве. Важное место в исследовании экономических явлений и процессовзанимает исторический и логичес-кий методы. Они не противопоставляются друг другу, а рассматриваются вединстве, поскольку историчес-ки исходный пункт исследования совпадает с исходным пунктом логическогоисследования. Однако логи-ческое (теоретическое) исследования экономических явлений и процессов неявляется зеркальным отраже-нием исторического процесса. В конкретных условиях той или инойстраны могут возникнуть экономи-ческие явления, которые не являются обязательными для господствующейсистемы хозяйствования. Еслифактически (исторически) они имеют место, то в теоретическом анализеподобные явления могут игнори-роваться. Мы можем от них отвлечься. Историк же не может их игнорировать.Он должен их описать. Используя исторический метод, теоретическая экономика исследуетхозяйственные процессы и явленияв той последовательности, в которой они в самой жизни возникали,развивались и сменялись одни другими.Такой подход позволяет конкретно и наглядно представить всеособенности различных экономическихсистем. Но он имеет недостаток, который сводится к тому, что обилиеописательного материала и частныхисторических подробностей может затруднить серьезное теоретическое изучениехозяйства. Исторический метод показывает, что в природе и обществе развитие идетот простого к сложному. При-менительно к предмету теоретической экономики это означает, что во всейсовокупности экономическихявлений и процессов необходимо выделить в первую очередь наиболеепростые явления, возникающиераньше других и являющиеся основой для их возникновения. Например, прианализе рынка таким эконо-мическим явлением является обмен товаров. Экономическим процессам и явлениям присущи качественная иколичественная определенность. По-этому теоретическая экономика широко использует математические истатистические приемы и средстваисследования, которые позволяют выявить количественную сторонупроцессов и явлений хозяйственнойжизни, их переход в новое качество. При этом широко применяетсявычислительная техника, в том числе иЭВМ. Особую роль здесь играет метод экономико-математическогомоделирования. Данный метод, являясьодним из системных методов исследования, позволяет в формализованнойформе определить причиныизменений экономических явлений, закономерности этих изменений, ихпоследствия, возможности и из-держки влияния на ход изменений, а также делает реальным прогнозированиеэкономических процессов. Спомощью этого метода создаются экономические модели. Экономическая модель – это формализованное описание экономическогопроцесса или явления, струк-тура которого определяется как его объективными свойствами, так исубъективным целевым характеромисследования. В связи с построением моделей важно отметить роль функциональногоанализа в политэкономии. Функции – это переменные величины, зависящие от других переменныхвеличин. Функции встречаются в повседневной нашей жизни, и мы чаще всего неосознаем это. Они имеют местов технике, физике, химии, экономике и так далее. Применительно кэкономике, например, можно отметитьфункциональную связь между ценой и спросом. Спрос зависит от цены. Еслиповышается цена на товар, товеличина спроса при прочих равных условиях на него уменьшается. Приэтом цена является независимойпеременной, или аргументом, а спрос – зависимой переменной, или функцией.Таким образом, можно крат-ко сказать, что спрос есть функция цены. Но спрос и цена могутменяться местами. Чем выше спрос, темвыше при прочих равных условиях цена. Следовательно, цена может бытьфункцией спроса. Экономико-математическое моделирование как метод экономическойтеории получил широкое рас-пространение в XX веке. Однако элемент субъективности в построенииэкономических моделей иногдаведет к ошибкам. Лауреат Нобелевской премии М.Аллэ писал в 1989 году, чтов течении сорока лет эконо-мическая литература развивалась в ошибочном направлении: в сторонусовершенно искусственных иоторванных от жизни математических моделей с преобладаниемматематического формализма, что пред-ставляет собой по сути дела большой шаг назад. В зарубежной экономической литературе зачастую термины “теория”,“модель”, “принципы”, “законы”используются как синонимы (К.Макконнелл и С.Брю). Большинство моделей, принципов теоретической экономики могут бытьвыражены географически и ввиде математических уравнений, поэтому при изучении теории экономики важнознать математику и уметьсоставлять графики. При изучении экономической жизни людей, их групп и всего обществавозможны, разумны и необходи-мы экономические эксперименты, хотя далеко не всегда можно предвидеть ихвсе вероятные результаты. Экономический эксперимент – это искусственное воспроизведениеэкономического явления или про-цесса с целью его изучения в наиболее благоприятных условиях и дальнейшегопрактического изменения. Сознательное массовое экономическое экспериментирование намикроуровне связано с деятельностьюР.Оуэна, П.Ж.Прудона, Ф.Тейлора, Г.Форда, а на макроуровне – с именамиДж.Кейнса и М.Фридмена. Ши-рокие эксперименты на макроуровне проводились и в бывшем СССР. В заключение уместно привести слова Дж.Кейнса о том, что “идеиэкономистов и политических мысли-телей – и когда они правильны, и когда ошибаются – имеют гораздо большезначение, чем принято думать.В действительности только они и правят миром”. [4] Отсюда проблемыэкономической организации общест-ва – это серьезные вещи, которые требуют усердных занятий и к которымнельзя относиться легкомыслен-но.-----------------------([1] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.6. С.441.[2] Железнов В.Я. Очерк политической экономии. М., 1918. С.10.[3] Богданов А., Степанов И. Курс политической экономии. Т.1. С.4-5.[4] Дж.М.Кейнс, Общая теория занятости, процента и денег. Избр. Произвед.М.: Экономика, 1993. С. 517.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Предмет, цели и задачи теоретической экономики iconКонспект лекций по теоретической грамматике современного английского языка Лекция №1 Предмет, цели, задачи курса теоретической грамматики
Краткий конспект лекций по теоретической грамматике современного английского языка
Предмет, цели и задачи теоретической экономики iconТема «предмет и задачи курса» вопрос. Предмет и задачи курса истории экономики
Учебная программа по дисциплине «История экономики» методика проведения лекций разработана к э н., ст преподавателем И. В. Ружицкой...
Предмет, цели и задачи теоретической экономики icon1. Трудовое право как отрасль права. Предмет, метод трудового права, цели и задачи трудового законодательства
Трудового права как отрасли права. Место трудового права в системе права Российской Федерации, его соотношение с другими отрасля­ми,...
Предмет, цели и задачи теоретической экономики icon1. Цели и задачи учебной практики
Ооп впо, направленные на закрепление и углубление теоретической подготовки обучающегося и приобретение им практических навыков и...
Предмет, цели и задачи теоретической экономики iconС. С. Татарченкова № Анализ Критерии оценки 1 Педагогические цели и задачи урок
Педагогические цели и задачи урока (главная дидактическая, обучающая, развивающая и воспитывающая цели)
Предмет, цели и задачи теоретической экономики icon1. Лексикология как наука о лексической системе русского языка. Предмет, цели и задачи
Лексикология как наука о лексической системе русского языка. Предмет, цели и задачи
Предмет, цели и задачи теоретической экономики iconКалендарный и рейтинг-план
История, предмет, основные проблемы, цели и задачи структура нефтегазовой гидрогеологии
Предмет, цели и задачи теоретической экономики iconСодержательная часть программы. Виды содержания. Этапы формирования химических знаний учащихся. Логическая система содержания
Цели и задачи обучения химии в школе. Понятие "учебный предмет" и "учебный курс". Основные нормативные документы, определяющие химию,...
Предмет, цели и задачи теоретической экономики iconЦели и задачи: Цели и задачи
Закрепить полученные знания о причинах пожаров и правилах поведения при их возникновении
Предмет, цели и задачи теоретической экономики iconЮнусова Розалия Ганиевна г. Казань 2012 Цели урок
Цели урока: Формирование умений решать текстовые задачи на нахождение суммы и остатка, дополнять краткую запись условия задачи, применять...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы