Учение Платона об идеальном государстве icon

Учение Платона об идеальном государстве



НазваниеУчение Платона об идеальном государстве
Дата конвертации29.07.2012
Размер164.32 Kb.
ТипРеферат
Учение Платона об идеальном государстве


Министерство общего и профессионального образования РФ Дальневосточный государственный технический университет Кафедра политических и правовых учений РЕФЕРАТ на тему: «Учение Платона об идеальном государстве» Выполнил студент гр.Р-481 Долгов А.В. Проверила преподаватель Булах С.А. Владивосток 1997 Содержание Введение 3 Утопия Платона 4 Заключение 18 Список использованной литературы 18 Введение Всего 9 лет не дожил Платон до Херонейской битвы и до Панэллинскогоконгресса в Коринфе, означавших конец политической самостоятельностиГреции. Новой эпохой был эллинизм, период крупного рабовладения с егоогромными военно-монархическими империями, поглотившими старый классическийполис. Платон ничего не знал о наступающей огромной эпохе. Но, как и всепринципиальные люди его времени, он судорожно искал выход из окружавших егосоциально-политических отношений. Выходом для него оказалась утопия. В истории политических учений утопия Платона является одной из самыхзнаменитых. Она одновременно представляет и отражение ряда реальных чертсовременных Платону государств, например, Египта, и критику ряданедостатков греческих полисов, и рекомендует взамен отвергнутых идеальныйтип общежития. Маркс показал, что источником платоновского государства были егонаблюдения над общим строем Египта. Он показал также, что идеальноегосударство Платона представляло собой лишь афинскую идеализациюегипетского кастового строя. Утопия Платона Платону рисовалось идеальное государство во главе с философами,созерцателями чистых и вечных идей, которых защищают воины и которым всежизненные ресурсы доставляют свободные земледельцы и ремесленники. Основным принципом идеального государственного устройства Платонсчитает справедливость. Это понятие наполнено у Платона экономическим,политическим и социальным содержанием. По разъяснению Платона, каждому гражданину справедливость отводитособое занятие и положение. Господство справедливости сплачиваетразнообразные и даже разнородные части государства в гармоническое целое. Наилучшая государственная система должна обладать рядом чертнравственной, экономической и политической организации, которые в своемсоединительном действии обеспечивают решение самых важных задач. Такоегосударство должно обладать силой собственной организации и средствами еезашиты, достаточными для сдерживания и отражения враждебного окружения, во-вторых, оно должно осуществлять систематическое и достаточное снабжениевсех членов общества необходимыми для них материальными благами. В-третьих,оно должно руководить духовной деятельностью и творчеством. Выполнение всехэтих трех задач означало бы осуществление «идеи блага» как высшей идеи,правящей миром. В утопическом государстве Платона необходимые для общества виды работразделены между специальными разрядами граждан, но в целом образуютгармоничное сочетание.
За основу для распределения граждан государства по разрядам Платонвзял различия между отдельными группами людей соответственно ихнравственным задаткам и свойствам. Однако рассматривал Платон эти различияпо аналогии с разделением производительного труда. Именно в разделениитруда Платон видит фундамент всего современного ему общественного игосударственного строя. При этом основная мысль Платона состоит в утверждении, что потребностиграждан, составляющих общество, разнообразны, но способности каждого лица кудовлетворению этих потребностей ограничены. «Каждый из нас сам для себябывает недостаточен и имеет нужду во многих». Отсюда прямо выводитсянеобходимость возникновения общежития, или города: «Когда один из наспринимает других, либо для той, либо для иной потребности, когда, имеянужду во многом, мы располагаем к сожитию многих общников и помощников -тогда это сожитие получает у нас название города». Для Платона характерно, что значение разделения труда он рассматриваетне с точки зрения работника, производящего продукт, а исключительно с точкизрения потребителей, принадлежащих к классу рабовладельцев. «Работникдолжен приспособляться к делу, а не дело к работнику». В разделении труда Платон видит не только основу распадения обществана сословия, но и основной принцип строения государства. Главная задача трактата Платона о государстве - проблема благой исовершенной жизни общества в целом и его членов. Наисовершеннейшее благо обладает четырьмя главными доблестями: 1. Мудрость 2. Мужество 3. Сдерживающая мера 4. Справедливость Под мудростью Платон понимает высшее знание, или способность датьдобрый совет, когда речь идет о государстве в целом. Такое знание -охранительное, а обладают этим знанием правители государства. Мудрость -это доблесть, свойственная весьма немногим - философам, - и это не столькодаже специальность по руководству государством, сколько созерцаниезанебесной области вечных и совершенных идей - доблесть, в основе своейнравственная. Как утверждает Платон, только при правителях-философах государство небудет знать царящего в нем настоящее время зла. Но для достижения благоденствия правители должны быть не мнимыми, аистинными философами: под ними Платон разумеет только «любящих созерцатьистину». Вторая доблесть - мужество. Оно так же свойственно лишь небольшомукругу лиц, хотя в сравнении с мудрыми этих лиц больше. В отличие от мудрости и мужества, третья доблесть совершенногогосударства, или сдерживающая мера, есть уже не качество особого класса, адоблесть, принадлежащая всем членам государства. Там, где она налицо, всечлены общества признают и соблюдают принятый в совершенном государствезакон и существующее в нем правительство, сдерживающее и умеряющее дурныепорывы. Сдерживающая мера приводит к гармоничному согласию лучших и худшихсторон. Четвертая доблесть - справедливость. Ее наличие, ее торжество вгосударстве и обусловлено сдерживающей мерой. Именно в силу справедливостикаждый класс, каждый разряд в государстве и каждый отдельный человекполучает для исполнения и осуществления свое особое дело, к которому егоприрода наиболее способна. Классическая точка зрения Платона, его социальный и политическийаристократизм, восхищение обществом египетского типа с его кастовым слоем,с характерным для него трудным осуществлением перехода из одной касты вдругую получили чрезвычайно яркое выражение в платоновском пониманиисправедливости. В этом понятии для Платона нет ничего уравнительного,сглаживающего или отрицающего различия классов. Менее всего Платонстремится к тому, чтобы уделить гражданам и классам граждан одинаковыеправа. Всеми силами он хочет оградить свое идеальное государство отсмешения классов, от исполнения гражданами одного класса обязанностей ифункций граждан другого класса. Он прямо характеризует справедливость какдоблесть, не допускающую возможности подобного смешения. Наименьшей бедой,по его мнению, было бы смешение или совмещение различных специальностейвнутри класса работников производительного труда: если, например, плотникстанет делать работу сапожника, а сапожник - работу плотника или если кто-либо из них захочет делать и то, и другое. Но было бы хуже, просто гибельнодля государства, если бы какой-то ремесленник или промышленник пожелал бызаняться воинским делом, а воин, неспособный и неподготовленный, посягнулбы на функцию управления, или если кто-нибудь захотел бы одновременносовершать все эти дела. Даже при наличии первых трех видов доблести многоделание и взаимныйобмен занятиями причиняют государству величайший вред и поэтому могут бытьназваны злодеянием. И наоборот, делание своего будет справедливостью исделает город справедливым. Все три класса в равной мере необходимы идеальному государству и,взятые все вместе, являют великое и прекрасное. В соответствии со всем сказанным разумное устройство совершенногогосударства, по Платону, должно основываться прежде всего на потребностях.В городе-государстве («полисе») должны существовать многочисленные, четкодифференцированные отрасли общественного разделения труда. В нем должныбыть не только работники, добывающие средства питания для граждан,строители жилищ, изготовители одежды и обуви, но и работники,изготавливающие для всех них орудия и инструменты их специального труда.Кроме них необходимы еще производители всевозможных вспомогательных работ,например, скотоводы, доставляющие средства перевозки людей и грузов,добывающих шерсть и кожу. Потребность во ввозе необходимых продуктов и товаров из других странтребует производства в государстве излишка товаров для внешней торговлиими, а также увеличения числа рабочих, изготавливающих соответствующиетовары. В свою очередь развитая торговля требует деятельности посредников покупле-продаже, по ввозу и вывозу. Таким образом, к уже рассмотреннымразрядам разделения труда присоединяется такой же необходимый длягосударства разряд торговцев. Этим усложнение разделения труда неограничивается: возникает потребность в различных разрядах лиц, участвующихв перевозках товаров. Торговля, обмен товарами и продуктами необходим государству не толькодля внешних сношений, но и внутри государства. Отсюда Платон выводитнеобходимость рынка и чеканки монеты как единицы обмена. В свою очередьвозникновение рынка порождает разряд специалистов рыночных операций: мелкихторговцев и посредников, скупщиков и перепродавцов. Платон считает необходимым также специальный разряд обслуживающихнаемных работников, продающих свои услуги за плату. Указанными разрядами специализированного общественного трудаисчерпываются работники, производящие для государства продукты либо так илииначе способствующие производству и потреблению. Все эти разряды, вместевзятые, составляют низший класс граждан в иерархии платоновского идеальногогосударства. Над классом, разделенным по отраслям специализированного трудаработников, или ремесленников, у Платона стоят высшие классы - воинов(стражей) и правителей (философов). Государством у Платона руководят, как и в олигархии, немногие. Но вотличие от олигархии, где правителями отнюдь не бывают ни самые одаренные,ни наилучшим образом подготовленные, в государстве Платона правителямимогут стать только лица, способные хорошо управлять государством. Во-первых, в силу природных задатков, во-вторых, вследствие долголетнейпредварительной подготовки. Философы: Участь большинства людей, придерживающихся установившегося житейскогоопыта - знание теней, теней в пещере, где они сидят спиной к истиннойпрекрасной жизни. Только мудрецы-философы могут избавить свою душу оттелесного гнета и воспарить в мир вечных идей, постичь его, и с этихсверхчувственных позиций рассматривать все человеческие дела. Платон дал на словах образец совершенного государства, понимая, что онне в состоянии доказать возможности устроения такого государства. Однако, по его мнению, «стоит произойти одной-единственной перемене...и тогда преобразится все государство». Эта перемена: «пока в государствахне будут царствовать философы, либо т.н. нынешние цари и владыки не станутблагородно и основательно философствовать, и это не сольется воедино -государственная власть и философия, и пока не будут в обязательном порядкеотстранены те люди - а их много, - которые ныне стремятся порознь либо квласти, либо к философии, до тех пор государствам не избавиться от зол, даи не станет возможным для рода человеческого и не увидит солнечного светато государственное устройство. ... Людям трудно признать, что иначеневозможно ни личное их, ни общественное благополучие». Кого же именно он называет философами, утверждая, что именно онидолжны править? Платон был уверен, что некоторым людям по самой их природе подобаетбыть философами и правителями государства, а всем прочим надо заниматься неэтим, а следовать за теми, кто руководит. Платон признает, что междупроисхождением человека из того или иного класса и его нравственными иинтеллектуальными свойствами нет необходимой связи: люди, наделенныевысшими нравственными и умственными задатками, могут родиться в низшемобщественном классе, и, наоборот, рожденные от граждан обоих высших классовмогут оказаться с низкими душами. Поэтому в обязанности правителей входит обязанность и правоисследовать нравственные задатки детей и распределять их между тремяосновными классами государства. «Если в душе вновь родившегося окажется«медь» или «железо», его надлежит без всякого сожаления или снисхожденияпрогнать к земледельцам и ремесленникам. Но если у ремесленника родитсямладенец с примесью «золота» или «серебра», то он должен быть причисленлибо к классу правителей, либо к классу воинов». Для Платона важно было строго отделить высшие классы от низшего. Чтоже касается вопроса о том, каким образом работники специализированноготруда должны подготавливаться к квалифицированному выполнению своихфункций, то в подробности его Платон не входит. Все его вниманиесосредоточено на воспитании воинов (стражей) и на определении тех условийих деятельности и существования, которые закрепляли бы свойства,порожденные в них воспитанием. Укреплению идеального государства должна служить строгая системавоспитания и образования, обеспечивающая достаточную профессиональную ифизическую подготовку всех сословий. Каждому сословию соответствует свойуровень образования. Совокупность гимнастики, музыки и математике -обязательный круг образования, достаточный для стражей. Наиболее способныемогут обучиться диалектике, после овладения которой они переходят в другуюпрофессиональную группу - философов-правителей. Весьма важна для жизни и благополучия общества потребность вспециалистах военного дела. Но это уже не разряд среди прочих разрядовработников. Это особая, высшая в сравнении с ремесленниками часть общества,особый класс. Выделение воинов в особую отрасль общественного разделениятруда необходимо не только ввиду важности их профессии, но и в силу особойее трудности, требующей и особого внимания, и технического умения, испециальных знаний, специального опыта. Платон постулирует для своего утопического государства полное якобыединомыслие его классов. Постулат этот обосновывается у него ссылкой напроисхождение всех людей от общей матери-земли. Именно поэтому, считаетПлатон, воины должны считать всех остальных граждан этого государствасвоими братьями, но вразрез с этим постулатом работники хозяйственноготруда третируются как люди низшей породы. Их следует охранять единственнодля того, чтобы они могли без помех исполнять лежащие на них обязанности,но никак не ради их самих. Философы добиваются от воинов, чтобы те помогалиим, как собаки помогают пастухам пасти стадо тружеников хозяйства. Полная обособленность классов платоновского утопического государствасказывается даже во внешних условиях их существования. Так, воины не должныпроживать в местах, где живут работники производительного труда. Постоянноеместопребывание воинов - лагерь, расположенный так, чтобы, наблюдая идействуя из него, воинам было удобно возвращать к повиновению всехвосставших против установленного порядка, а также легко отражать нападениенеприятеля, откуда бы он ни явился. Люди - существа слабые, подверженные искушению, соблазнам и порчевсякого рода. Чтобы избежать этого, необходим нерушимо соблюдаемый стройжизни - определить и предписать его могут только правители-философы. Вплатоновской утопии на первый план выдвигается нравственный принцип. Из исследования отрицательных типов государств Платон вывел, будтоосновная причина порчи человеческих обществ и государственных систем вгосподстве материальных интересов и в их влиянии на поведение людей. Поэтому устроители наилучшего государства должны не толькопозаботиться об организации правильного воспитания именно воинов-стражей,но и установить такой порядок общежития, при кот устройство жилищ и правана имущественные блага не могли бы стать помехой ни для высокойнравственности воинов, ни для безупречного исполнения ими воинской службы,ни для надлежащего отношения их к людям своего класса и других классовобщества. Согласно Платону основная черта этого порядка - лишение воинов правана собственность. Все, что им необходимо, они должны получать от работниковпроизводительного труда, и притом в количестве не слишком малом, не слишкомбольшом. Питание воинов происходит в общих столовых. Весь распорядок и рамкижизни стражей направлены на ограждение их от губительного влияния личнойсобственности и в первую очередь от тлетворного влияния денег. Для стражей возможно лишь соединение мужчин с женщиной для рождениядетей, семья для них в сущности невозможна. Как только рождается младенец, его отбирают у матери и передают наусмотрение правителей, которые лучших из новорожденных направляют ккормилицам, а худших обрекают на гибель в скрытом месте. Впоследствииматери допускаются к кормлению младенцев, но в это время они уже не знают,какие дети рождены ими, а какие - другими женщинами. Все стражи-мужчинысчитаются отцами всех детей, а все женщины - общими женами всех стражей. Для Платона осуществление этого постулата означает достижение высшейформы единства в государстве. Общность жен и детей в классе хранителей государства завершает то, чтобыло начато общностью имуществ и потому есть для государства причина еговысочайшего блага Общность достояния, отсутствие личной собственности делает невозможными возникновение судебных имущественных тяжб и взаимных обвинений. Отсутствие имущественных раздоров внутри класса воинов сделает поПлатону невозможным ни раздор внутри низшего класса работников, нивосстание их против обоих высших классов. В конце своего описания проектируемого им государства Платон самымирадужными красками изображает блаженную жизнь членов такого общества,особенно воинов-стражей. Жизнь их прекраснее жизни победителей олимпийскихсостязаний. Содержание, которое они получают как плату за свою деятельностьпо охране общества, дается и им самим, и их детям. Они почитаются прижизни, они удостаиваются почетного погребения после смерти. Платона почти не занимают вопросы устройства жизни и трудапроизводящего класса, вопросы его быта, его морального состояния. Платоноставляет за рабочими принадлежащее им имущество и лишь обусловливаетпользование этим имуществом. Он ограничивает его условиями, которыепродиктованы вовсе не заботой о жизни и благополучии рабочих, а толькосоображениями о том, что требуется для того, чтобы они хорошо и вдостаточном количестве производили все необходимое для двух высших классов- правителей и воинов. Вот в общей форме эти условия.1. Устранение из жизни рабочих главного источника нравственной порчи - противоположных полюсов богатства и бедности. Богатые ремесленники перестают радеть о своем деле, бедные и сами не в состоянии из-за отсутствия необходимых орудий хорошо работать и не могут хорошо обучать своей работе учеников.2. Ограничение функций рабочего одним-единственным видом специализированного общественного труда. Это тот его вид, к которому работник наиболее способен по своим природным задаткам, но который определяется не им самим, а предписывается правителями государства.3. Строжайшее повиновение. Оно обусловлено всем строем убеждений рабочего и прямо следует из основной для него доблести - сдерживающей меры. К самому труду как таковому, отношение Платона не толькобезразличное, но скорее даже пренебрежительное. Неизбежностьпроизводительного труда для существования и благосостояния общества в целомне делает в глазах Платона этот труд привлекательным или достойнымпочитания. На душу труд действует принижающим образом. В конце концов онудел тех, у кого способности скудны и для кого нет лучшего выбора. Втретьей книге «Государства» есть место, где Платон помещает кузнецов,ремесленников, перевозчиков на весельных судах, а их начальников рядом схудыми людьми - пьяницами, бешеными и непристойно ведущими себя. Всем такимлюдям по Платону, не только не следует подражать, но и внимания обращать наних не следует. Руководство платоновских правителей ограничивается требованием, чтобыкаждый разряд работников выполнял только одну, указанную ему свыше отрасльработы. Ни о каком планировании процесса производства у Платона нет и речи.Точно так же нет речи и ни о каком обобществлении средств производства. Бросается в глаза то, что в платоновской теории разделения труда испециализации отсутствует, даже не называется класс рабов. Но в этом нетничего удивительного. Проект Платона рассматривает разделение труда вгосударстве только между его свободными гражданами. Платон не забыл орабстве. Рабство просто вынесено у него за скобки. Многие исследователи Платона ломали себе голову по поводу положениякласса земледельцев и ремесленников в идеальном государстве. Многиеполагали, что это рабы, что это означает у Платона увековечиваниерабовладельческого государства. Однако его ремесленники не рабы, онисвободны, в меру той свободы, которая допускается в идеальном государстве. Они уже по одному тому не могут быть у Платона рабами, что два егосословия - философы и воины - лишены всякой частной собственности, т.е.землевладельцы и ремесленники им принадлежать не могут. Более того, толькоэтому сословию предоставлена у Платона экономическая свобода. Члены егопроизводят продукты потребления, самостоятельно их продают, входят вэкономические отношения с иностранцами. Все это строжайше запрещенофилософам и воинам. Платон не раз ссылается на социально-политический строй Спарты с еегосударственными крепостными. Можно было бы говорить о государственномкрепостничестве в идеальном государстве Платона. В сущности, все сословия у Платона закабалены одним - служениемвечному и абсолютному миру идей. Разделение умственного и физического труда у Платона абсолютизированои увековечено на все времена: одни только мыслят и воюют, другие толькокормят. Разделение труда, преподносимое Платоном в виде абсолютной нормы,несомненно, заимствовано из практики рабовладельческой формации и доведенодо степени египетского кастового строя. Аскетически строй свое идеальное государство Платона, однако мало ктообращает внимание на слова Платона о том, что взрослый или ребенок,свободный или раб, мужчина или женщина, словом, все целиком граждане должныбеспрестанно петь самому себе очаровывающие песни. Игра, пение, пляски, эстетическое наслаждение - это, по мысли Платона,реальное воплощение божественных законов, так что всё государство, со всемиего мирными обычаями и со всеми его войнами, есть только бесконечноехудожественное самоутверждение: «Надо жить, играя», - говорит Платон. Цель жертвоприношений, песнопений и плясок - отразить и победит враговв битвах. Здесь даже трудно отличить, где божественный, непреклонный иаскетический закон, и где тут пляски и вечная игра. В утопии Платона не только выражены представления философа обидеальном государственном порядке, но и отражены важнейшие чертыдействительного, реального античного полиса - далекие от намеченногоидеала. Сам того не замечая и не желая, Платон обнажает классовоепроисхождение и классовую тенденцию своей утопии. Сквозь идеализирующиеочертания изображаемой Платоном гармонии ясно проступает противоположностьвысших рабовладельческих классов и низших классов, резко обособленных другот друга. Недостаточно обосновано у Платона созерцание идей, которое являетсяпрофессией сословия философов. Что они созерцают, кроме небесного свода сего вечно правильными, механически и геометрически размеренными движениями?Общественные отношения, возникающие по законам геометрии или астрономии,являются отношениями чертежника к его чертежу. Если одно сословие толькочертит, а другое является только чертежом, то это близко к тому, чтообыкновенно называется рабовладением. Следовательно, независимо от своегонепосредственного содержания, утопия Платона в конечном счете отражаетрабовладельческую основу эпохи разложения греческих полисов. Платон остался до конца верен строгим и суровым идеалам старой Греции,в спартанско-критском духе. В идеальном государстве Платона не только работники напоминают рабов,но и члены двух высших классов не знают полной и истинной свободы.Субъектом свободы и высшего совершенства оказывается у Платона не отдельнаяличность и даже не отдельный класс, а только все общество, все государствов целом. Это государство существует ради самого себя, ради своего внешнеговеликолепия, что касается гражданина, то его назначение только в том, чтобыспособствовать красоте его построения в роли служебного члена. Всепризнаются лишь как всеобщие люди. Сам Платон говорит об этом наияснейшимобразом. «Законодатель, - поясняет он, - заботится не о том, чтобы сделатьсчастливым в городе особенно один какой-нибудь род, но старается устроитьсчастье целого города, приводя граждан в согласие с убеждением инеобходимостью... и сам поставляет в городе таких людей, не пуская ихобращаться, куда кто хочет, но располагая ими применительно к связностигорода». Заключение Воззрение Платона на государство и на роль в нем личности имеет всечерты реакционной социальной утопии. Кого могла спасти в текатастрофические времена такая утопия? Практически она имела нулевоезначение даже при сочувствии к намерениям Платона со стороны некоторыхгосударственных и общественных деятелей. Платон был объявлен буржуазными историками предтечей теорий социализмаи коммунизма, что отрицалось советской наукой. То, что на Западе называлиплатоновским коммунизмом, в СССР называли коммунизмом потребления, вотличие от теории научного коммунизма, то есть коммунизма производства.Коммунизм Платона - и исторически, и политически не признавался советскимиисториками результатом исследования, а более того, такая формула считаласьпублицистическим мифом новейшего антикоммунизма. Но в этой утопии есть и положительная черта. С редким реализмом Платонпонял характерную для античного полиса связь единичного с целым,зависимость личности от более широкого целого, обусловленность индивидагосударством. Поняв эту связь, Платон превратил ее в норму задуманного импроекта идеального общественно-политического устройства. Список использованной литературы1. В.Ф.Асмус «Платон». М.: Мысль, 19752. А.Ф.Лосев, А.А.Тахо-Годи «Платон. Аристотель». Серия ЖЗЛ. М.: «Молодая гвардия», 19933. Платон. Сочинения в 4-х томах. М.: Мысль, 1964




Похожие:

Учение Платона об идеальном государстве iconКонтрольная работа по дисциплине Политология Тема: «Политическая мысль античности»
Учение Платона об идеальном государстве
Учение Платона об идеальном государстве iconЯ не хотел бы жить в идеальном государстве Платона, потому что целый ряд его высказываний и утверждений представляются мне субъективными и недостаточно обоснованными
Социальная структура должна соответствовать социально-психологической структуре человека, а в государстве Платона данное, с моей...
Учение Платона об идеальном государстве iconУчение Платона о государстве

Учение Платона об идеальном государстве iconУчение Платона об идеях и о государстве

Учение Платона об идеальном государстве iconУчение Платона о государстве и законах

Учение Платона об идеальном государстве iconРеферат Предмет: Философия Тема: Учение Платона о государстве План реферата Проблема государственного устройства. Личность Платона. Государство Платона
При этом некоторые люди считают лучшим сильное, боеспособное государство с хорошей экономикой, другие государство, в котором каждый...
Учение Платона об идеальном государстве iconФилософия Платона: теория идей, учение о обществе и государстве. Содержание
...
Учение Платона об идеальном государстве iconРеферат по дисциплине "Философия" на тему «Философия Платона. Платон о государстве»
Так проблема общественного, государственного устройства перерастает в проблему понимания блага, человеческих ценностей и свободы...
Учение Платона об идеальном государстве iconРеферат по дисциплине "Философия" на тему «Философия Платона. Платон о государстве»
Так проблема общественного, государственного устройства перерастает в проблему понимания блага, человеческих ценностей и свободы...
Учение Платона об идеальном государстве iconВариант 2 Выберите правильный ответ
Кому из мыслителей прошлого принадлежит мысль, что в идеальном государстве должны править философы-мудрецы
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы