Сходства и различия философии Средневековья и Возрождения icon

Сходства и различия философии Средневековья и Возрождения



НазваниеСходства и различия философии Средневековья и Возрождения
Дата конвертации22.07.2012
Размер133,74 Kb.
ТипРеферат
Сходства и различия философии Средневековья и Возрождения


Введение. Сначала стоит сказать пару слов о философии обеих эпох. Средневековая философия Запада и Востока- это прежде всего философиядоиндустриального, или феодального, общества, для которого характерногосподство теологии и религии. Коренные изменения произошли в эпоху Возрождения, которая создала своюблестящую культуру. Базисом, на котором выросла культура Возрождения, сталигородское хозяйство в период его перехода в капиталистическое. В своей работе я пытаюсь сравнить эти эпохи в тех аспектах философии,которые кажутся мне наиболее важными. Я использую не учения какого-тоодного философа эпохи, а наиболее характерные положения разныхпредставителей своего времени.Человек. Взаимоотношения человека и Бога. Человек, согласно учению Фомы Аквинского(1225-1274), соединяет всебе природу материальных тел- растений и животных- и обладает сверх тогоразумной душой и свободой воли. Душа нематериальна, бессмертна и свободна всвоих решениях. Субъективно человек действует свободно, но всё, что он делает,делает через него Бог. Своим предвечным решением Бог одних людей избрал дляспасения и блаженства в будущей жизни, других для осуждения на вечные мукив аду. В этом суть знаменитого в истории христианства учении о божественномпредопределении. Исходя из иерархической системы ценностей, в которой высшее благоотождествляется с Богом, а зло- с материальным миром, церковь разрабатываетучение о восхождении человеческой души к Богу как высшей цели человеческогосуществования. Средневековая мораль основывается на представлении огреховной, низменной природе человека: в результате грехопадения Адамачеловек лишился своего идеального первобытного состояния. « Человек- естьсобрание мерзостей, пища червей »,- писал один из средневековых богословов.Только искупительная жертва Иисуса Христа способна избавить человечество от его мучений, и только через посредство церкви, приняв её таинства, человекможет искупить свой грех и достигнуть вечного блаженства. Таким образом,цель человеческого существования переносится в загробный мир, земная жизньлишь приготовление к смерти. Презрение к миру, потребностям человека, к телу, к радостям инаслаждениям, к земному преходящему счастью, к богатству, к славе считалосьважнейшим требованием добродетели.. Самоуничижение, смирение, отречение отсамого себя, самобичевание- всем этим человек мог надеяться стать угоднымбогу. Организатор ордена «францисканцев», ставшего оплотом церкви, 3 Франциск Ассизский (1181-1226) проповедовал полный отказ от какой-либособственности. Он учил ненавидеть человеческое тело со всеми его пороками игрехами, презрение и отвращение надо питать к нему, ибо все люди по своейже вине несчастные и гнусные, отвратительные черви. Культура эпохи Возрождения получила название гуманизма (от лат. humanus- человеческий, человечный). Вся культура Возрождения, её философиянаполнена признанием ценности человека как личности, его права на свободноеразвитие и проявление своих способностей. Итальянский гуманист Л. Валла(1407-1457) утверждал, что жизнь- высшая ценность, а поэтому весь процессжизнедеятельности должен быть стремлением к наслаждениям и благу, какчувству радости. Валла отказывается рассматривать человека в духе аристотелевско -томистской традиции, согласно которой человек считался причастным к Богучерез двойственный характер души как неразумной и разумной, смертной ибессмертной. Валла полагает, что душа есть нечто единое, хотя и выделяеттакие её функции, как память, разум, воля. Он считает ощущения единственнымисточником познания мира и моральной деятельности. Наслаждение определяетсяВаллой, как «благо, к которому всюду стремятся и которое заключается вудовольствии души и тела», именно наслаждение объявляется «высшим благом». Л.Валла подчеркивает различие между тем, как он понимает высшее благо,и тем, что под высшим благом понимает Августин. У Августина высшее благо-это блаженство, связанное с познанием высших абсолютных истин и самогоБога. У Валлы высшее благо- это любое наслаждение, получаемое человеком всвоей жизнедеятельности, если оно является его жизненной целью. Аскетическим добродетелям он противопоставляет светские добродетели:добродетель не только в перенесении бедности, но и в том, чтобы разумнопользоваться богатством; не только в воздержании, но и в браке; не только впослушании, но и в том, чтобы мудро управлять. Попытка вывестинравственность из природы человека была очень важной для идеологиигуманизма. Бог рассматривается, прежде всего, как творческое начало, в уподоблениикоторому- главная задача и предназначение человека. И задачей философииоказывается не противопоставление в человеке божественного и природного,духовного и материального начал, а раскрытие их гармонического единства. Гуманисты, как правило, не отвергают ни сотворения человека богом, нибессмертия души. В атеизме их обвиняли враги и то редко, не всех и, какправило, без достаточных оснований. Но в своём учении о человеке ониисходят прежде всего из представления о «природе человека». Основываясь напредставлениях о человеческой природе, строят они и человеческуюнравственность, учение о человеческом благородстве, концепцию достоинствачеловека. «То, что присуще нам от природы, менее всего 4достойно осуждения»,- заявляет Поджо Браччолини. Гуманизм рассматривает место человека в мире не с точки зрениягрехопадения и спасения, а как проблему достоинства человека. Достоинствозаключено прежде всего в признанной за человеком возможности возвыситься от«дикого», «варварского», «животного» состояния до истинно человеческого.Это истинно человеческое состояние есть результат осуществления заложенныхв человеке возможностей к совершенствованию. Заложенные в нем богом, онитребуют для своего осуществления собственных усилий человека, культурнойтворческой деятельности. Высшим результатом деятельности человека, высшим осуществлениемчеловеческого достоинства, по мнению гуманистов, является его«божественность», т.е. возвышение человека до того, по чьему образу иподобию он сотворён. Гуманистическая философия поддерживает в человеке деятельное начало.«Человек рождается не для того, чтобы влачить печальное существование вбездействии, а чтобы работать над великим и грандиозным делом. Этим онможет, во-первых, угодить богу и почтить его и, во-вторых, приобрести длясамого себя наисовершеннейшие добродетели и полное счастье»,- такформулирует важнейший вывод гуманистической этики Леон Баттиста Альберти. На первый план в учении о достоинстве человека выдвигается величие егоума и подвига, величие духа, величие гения. Наука, культура и религия. Исходным пунктом философских размышлений средневековья стали догматыСвященного писания. Предпочтение отдавалось вере, а не знанию: религии, ане науке. Создавая легенду о смиренной и непротивящейся никакому злусвятости, церковь активно пропагандировала скептическое отношение к силамчеловеческого разума, говоря о тщете мудрости и знания. Характерной чертойсредневековой философии является теоцентризм- обращение к Богу, егосущности, как первопричины и первоосновы мира. Двигаясь к истине, разум может вступить в противоречие с догматамиверы, при этом, как утверждал Ф. Аквинский, противоречие между двумяположениями всегда означает, что одно из них ошибочно. А так как вбожественном откровении, по его мнению, не может быть ничего ошибочного, тоиз этого следует, что ошибается разум, а не вера. Церковь враждебно относилась к «языческой» философии древнего мира,особенно к материалистическим учениям. Именно поэтому усвоение философскогонаследия античности происходило частями, пристрастно, допускалось восновном распространение идеалистических идей, подкрепляющих религиозныедогматы. 5 В европейской философии материализм в средние века не имел такого распространения и влияния на культуру, как на Востоке. Он пробивался вформе такой тенденции, как номиналистическая (от лат. nomen – имя,название) философия, которая появилась наряду с так называемым реализмом всхоластике и исходила из того, что сначала существуют отдельные вещи-предметы и явления, а затем их отражения в общих понятиях, трактуемых какимена, названия вещей. Однако господствующей формой идеологии быларелигиозная идеология, которая из философии стремилась сделать служанкубогословия. Основными формами развития философской мысли в период раннегосредневековья были апологетика и патристика. Дело в том, чтораспространение христианства в Европе, в Византии, эллинизированных центрахПередней Азии и Северной Африки происходило в упорной борьбе с инымирелигиозными и философскими течениями. При этом против христианства широкоиспользовалась философия неоплатонизма. Именно в этот период возникаетапологетика как философское обоснование и защита христианства. Вслед за апологетикой появляется патристика (от лат. pater- отец)-философские учения «отцов церкви». К XIII веку относится расцвет западноевропейской схоластики (от лат.schole - школа)- это философия, господствовавшая в школьном преподавании ивсецело зависящая от теологии. Обоснование, защита и систематизациянезыблемых религиозных догматов абстрактным, логическим путём – такова былаосновная задача схоластики. В последствии слово «схоласт» стало синонимомнауки, оторванной от жизни, далёкой от наблюдения и опыта. Главным длясхоластов вопросом был вопрос об отношении знания к вере. При этом ониисходили из тезиса о первенстве и главенстве веры над знанием. В XI веке развёртывается борьба в самой схоластической философии междуноминализмом и реализмом. Изначально был поставлен истинно схоластическийвопрос: Как понимать- Бог един, но троичен в лицах: Бог-отец, Бог-сын и Бог-дух святой? Однако развернувшаяся полемика вышла далеко за пределы этоговопроса и приобрела подлинно философский характер: вылилась фактически врассмотрение диалектики единичного и общего. Реалисты говорили о реальномсуществовании общих понятий- «универсалий»: «человеке вообще», «домевообще» и т.д. Универсалии, утверждали они, реально существуют до вещей ипорождают вещи. Этот крайний реализм своим источником имел учение Платона о«мире идей» и «мире вещей». Номиналисты утверждали, что «универсалии сутьимена после вещей». Реальны лишь единичные вещи, например, люди, дома, а«человек вообще», «дом вообще»- это просто слова или названия, с помощьюкоторых люди обобщают в род единичные предметы. Умеренные номиналистыдопускали существование общего в человеческих понятиях как отражениесходных черт в единичных вещах. 6 Если реализм рассматривал общее как нечто идеальное и предшествующеевещи, т.е. фактически разрабатывал идеалистическую концепцию связи общего иединичного, то номинализм был своеобразным выражением материалистическогорешения этой проблемы. Таким образом, спор реалистов и номиналистов явилсяфилософским, так как в нём фактически обсуждались проблемы единичного иобщего, их диалектика. Создателем католической теологии и систематизатором схоластики считаютФому Аквинского(1225-1274). Используя основные идеи Аристотеля о форме иматерии, он всецело подчиняет им учение религии. Ничто материальное безформы не существует, а форма зависит от высшей формы- Бога. Бог же существочисто духовное. Только для телесного мира необходимо соединение формы сматерией. К тому же материя пассивна. Активность ей даёт форма. Аквинский предлагает свои доказательства существования Бога, которыеиспользует и современная католическая церковь. В эпоху Возрождения было сделано много научных открытий, но самоеглавное- была сломлена диктатура церкви. Именно это явилось важнейшимусловием расцвета культуры и науки в эпоху Возрождения. Вся культура Возрождения, её философия наполнена признанием ценностичеловека как личности, его права на свободное развитие и проявление своихспособностей. Утверждается новый критерий оценки общественных отношений-человеческий. Новая культура и философия появились в Италии. В дальнейшем Возрождениеохватило и ряд стран Европы: Францию, Германию и др. Именно та роль,которую играла античная культура в становлении культуры новой эпохи, иопределила название самой этой эпохи, как эпохи Возрождения, илиРенессанса. Каковы же основные черты философии эпохи Возрождения? Во-первых, этоотрицание «книжной мудрости» и схоластических словопрений на основеисследования самой природы; во-вторых, использование прежде всегоматериалистических произведений философов античности- Демокрита, Эпикура; в-третьих, тесная связь с естествознанием; в-четвёртых, исследование проблемычеловека. Превращение философии в антропоцентрическую по своейнаправленности. Исследователи различают два периода в развитии философииэпохи Возрождения: 1.Реставрация и приспособление античной философии ктребованиям нового времени-XVв. 2.Возникновение собственной своеобразнойфилософии, основным течением которой была натурфилософия-XVIв. Натурфилософия зачастую носила пантеистический характер, т.е. прямо неотрицая существование Бога, она отождествляла его с природой. НиколайКузанский(1509-1588) сближает Бога с природой, приписывая последнейбожественные атрибуты и прежде всего бесконечность в пространстве. Н.Кузанский высказал ряд диалектических идей применительно к 7пониманию природы: он увидел единство противоположностей, единое имножество, возможность и действительность, бесконечность и конечность вприроде. Глубокие идеи были высказаны им в теории познания. Он обосновал понятиенаучного метода, проблему творчества- безграничность возможностей человека,особенно в сфере познания. Вместе с тем и в познании проявляется пантеизм:Бог заранее есть всё, что только может быть. Одним из величайших гениев эпохи Возрождения был Джордано Бруно(1548-1600). Он отбросил все церковные догматы о сотворении мира, о якобы имевшемместо начале мира и грядущем его конце; развил гелиоцентрические идеиКоперника, утверждая, что существует бесконечное множество миров вовселенной. Вместе с тем Бруно много писал о Боге. Он признавал всеобщуюодушевлённость материи. Но его Бог- это Вселенная, которая одновременно итворящая и творимое, и причина и следствие. Пантеизм в этих рассужденияхналицо. Нет Бога, стоящего над миром и диктующего ему свои законы: Бограстворён в природе. Натурфилософские взгляды Бруно соединяются сэлементами стихийной диалектики, которую во многом он черпает из античныхисточников. Он отмечал постоянную изменчивость всех вещей и явлений. Немаловажное философское значение имеют труды Галилео Галилея(1564-1642). Его открытия положили начало ожесточённой полемике со схоластами ицерковниками, отстаивавшими аристотелевско-птолемеевскую идею мира. Галилейпризывал отбросить все фантастические построения и изучать природу опытнымпутем, искать естественные, собственно природные причины объясненияявлений. С его точки зрения, все явления можно свести к их точномуколичественному соотношению. А поэтому, полагал он, математика и механикалежат в основе всех наук. Он был страстным пропагандистом опыта как пути,который только и может привести к истине. Он считал, что к истине могутпривести два метода: резолютивный и композитивный. Резолютивный, илианалитический, метод означает разложение исследуемого явления на болеепростые элементы, его составляющие. Композитивный- это синтетический метод,состоящий в осмыслении явления как целостности. Оба эти метода всегдаприменяются совместно и образуют научную методологию, которая включаеттакже эксперимент. Бог выступает у Галилея как перводвигатель, который сообщил движениепланетам. Дальше природа стала обладать своими собственными объективнымизакономерностями, которые должны изучать науки. Взгляд на государство и общество. При феодальном строе наряду с феодальной собственностьюсуществовало частное хозяйство ремесленников и крестьян, основанное на 8их личном труде. И хотя феодал мог продать и купить работника, он не имелправа его убить. Такое развитие производственных отношений требовало ихсоциально-психологического и идеологического подкрепления. Религия являлась господствующей идеологией феодального общества всредние века, как на Западе, так и на Востоке. Церковь в этот период былакрупнейшим феодалом. К тому же и политически она была наиболеецентрализованной организацией. Духовенство фактически было единственнымобразованным классом. В своём сочинении «О правлении государей» Аквинский рассматриваетчеловека прежде всего как социальное существо, а государство какорганизацию, заботящуюся о благе народа. Сущность власти он связывает снравственностью, в частности с добром и справедливостью, и даже говорит оправе народа выступать против тиранов, которые отказывают людям всправедливости. Фома Аквинский предлагает к рассмотрению и проблему о двух законах:«естественном законе», который Бог вложил в умы и сердца людей, и«божественном законе», который определяет превосходство церкви надгосударством и гражданским обществом, ибо земная жизнь- это толькоприготовление к будущей духовной жизни. Власть государя должна бытьподчинена высшей- духовной власти. Во главе её на небе- Христос, а на Земле- Папа Римский. Рассматривая те же формы политической власти, что иАристотель, Аквинский отдавал предпочтение монархии. Все виды власти, вконечном счете, идут от Бога. Философское учение, разработанное церковью, не исчерпывало собойвоззрений эпохи феодализма. Сложная социальная структура феодальногообщества порождала нравственные идеи и представления, соответствующиеположению и интересам отдельных сословий. Так, городское сословиевырабатывало новое представление о человеке, свободное от суровогоаскетизма проповедуемого богословами; много внимания уделялось ими вопросуоб истинном благородстве человека, которое определяется не знатнымипредками, а личными достоинствами. Коренные изменения в духовной жизни европейского общества, во взглядахчеловека произошли, однако, гораздо позже. Они связаны с эпохойВозрождения. Новая культура возникла в революционную эпоху- в эпоху первыхатак нарождавшейся буржуазии на устои феодальных отношений, в эпохувозникновения национальных государств и подрыва духовной диктатурыкатолической церкви- главной твердыни средневекового мировоззрения. К проблеме права обращается Поджо Браччолини(1380-1459). Он пытаетсятрезво оценивает бесправное положение и тяжёлую судьбу простого народа, ноон, подобно другим гуманистам, не симпатизирует народным массам. Отношениек народной массе, как к стаду животных, не заслуживающему никакоговнимания, становится обычным почти для всехпоследующих гуманистов. 9 Новая эпоха перехода от феодализма к капитализму вызвала к жизни новыепредставления о сущности общества, которая понималась как сумма независимыхдруг от друга индивидуумов. Одним из первых буржуазных социологов стал флорентийский общественныйдеятель Никколо Макиавелли(1469-1527). В своих произведениях он доказывает,что побудительными мотивами деятельности людей являются эгоизм,материальный интерес. Люди, писал Макиавелли, скорее забудут смерть отца,чем лишение имущества. Флорентийский социолог отвергает религиозную концепцию, согласнокоторой государство зависит от церкви как, якобы, высшей власти на земле.Он обосновывает необходимость светского государства, определяет правовыеустановления от предписаний религии, которым придаётся преимущественноморальный смысл. Макиавелли заявляет, что церковь расшатала устои государственнойвласти, пытаясь соединить в своих руках духовную и светскую власть,ослабила в людях стремление служить государству. Поскольку благополучие и сила государства составляют, по учениюМакиавелли, высший закон политики, для достижения этой цели пригоднывсякие, в том числе и самые аморальные, средства- подкупы, убийства,отравления, вероломство. Благоразумному государю следует избегать техпороков, которые могут лишить его государства, от остальных жевоздерживаться по мере сил, но не более того. Политика, которую рекомендует Макиавелли- политика кнута и пряника.Основы её получили наименование макиавеллизма- беззастенчивого инеразбирающегося в средствах достижения тех или иных целей. Крупными представителями социально-философской мысли XVIв.,обосновывавшими необходимость создания сильного государства, были воФранции- Жан Боден, в Польше- Анджей Моджевский. Таким образом, мы видим, что государство считалось благом ив средниевека, и в эпоху Возрождения. Заключение.Философия Возрождения кажется мне более близкой, наиболее приемлемой длясегодняшнего времени. Однако нельзя утверждать, что философия средневековьяоторвана от действительности или основана на неправильных идеях. Ведь этиидеи возникли не на пустом месте, они тоже имели обоснование, другое дело,что сегодня они кажутся нам не совсем уместными. Опять же необходимоучесть, что выдвинуты они были в другое время. И кто знает, может быть,через пару столетий положения средневековой философии вновь станутгосподствующими. 10 Список использованной литературы 1. Гуманистические ценности европейских цивилизаций и проблемы современного мира: Учебное пособие. СПб.: Специальная литература, 1999 г. 2. Философия: Учебник/Под ред. проф. В.Н.Лавриненко.-М.: Юристъ, 2001 г. 3. Дж. РЕАЛЕ, Д. АНТИСЕРИ. Западная философия от истоков до наших дней. Том 3. Новое время. –ТОО ТК «Петрополис», 1996г. 11 СПбГТИ(ТУ) Кафедра философии 2-ой факультет, II курс, группа 213 РефератТема: Сходства и различия философии средневековья и эпохи ВозрожденияСтудент: Ефимова Ю.А. СодержаниеВведение 3Человек. Взаимоотношения человека и Бога 3Наука, культура и религия 5Взгляд на государство и общество 8Заключение 10Список использованной литературы 11




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Сходства и различия философии Средневековья и Возрождения iconКонтрольная работа по дисциплине: «Философия» тема: «Философия Возрождения»
И. Хейзинги, «осенью Средневековья». Исходя из того, что эпоха Возрождения является периодом, отличным от Средневековья, можно не...
Сходства и различия философии Средневековья и Возрождения iconСходства и различия
Целью реферата является познакомить читателя с основными макроэкономическими теориями. В дальнейшем будут рассмотрены кейнсианская,...
Сходства и различия философии Средневековья и Возрождения icon1. Философия Древнего Востока и основные особенности античной философии
Древнего Востока, античная философия, философия средневековья и эпохи Возрождения, философия Нового времени, развитие отечественной...
Сходства и различия философии Средневековья и Возрождения iconКонтрольная работа по философии на тему: «Философия эпохи Возрождения» содержание введение
Гуманистическая направленность и социально-философское содержание философии возрождения
Сходства и различия философии Средневековья и Возрождения icon1. Основные формы материализма и идеализма в философии античности
Дайте сравнительную характеристику философии Древнего Востока и философии Древней Греции (восточной и западноевропейской философских...
Сходства и различия философии Средневековья и Возрождения iconСравнительный анализ культуры Средневековья и Возрождения

Сходства и различия философии Средневековья и Возрождения iconГорода Западной Европы и России: Сравнительный Анализ Группа
Найти главные сходства и различия между Западно-европейскими и российскими городами
Сходства и различия философии Средневековья и Возрождения iconПримерный перечень вопросов к зачету по дисциплине «Тренинг профессиональной наблюдательности» (курсы по выбору)
Понятия наблюдательность, наблюдение, наблюдаемый, наблюдающий. Сходства и различия
Сходства и различия философии Средневековья и Возрождения iconРеферат по культурологии на тему: «Древнегреческая и древнеримская культура: сравнительный анализ»
Приложение. Основные черты сходства и различия культуры Древней Греции и Древнего Рима 23
Сходства и различия философии Средневековья и Возрождения iconДетская психология в учениях Античности, Средневековья и эпохи Возрождения

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы