К. Д. Ушинский о педагогике, как науке и искусстве icon

К. Д. Ушинский о педагогике, как науке и искусстве



НазваниеК. Д. Ушинский о педагогике, как науке и искусстве
Дата конвертации22.07.2012
Размер33.11 Kb.
ТипРеферат
К.Д. Ушинский о педагогике, как науке и искусстве


К. Д. Ушинский о педагогике, как науке и искусстве В статье « О пользе педагогической литературы» Ушинский писал: «Нимедицина, ни педагогика не могут быть названы науками в строгом смыслеэтого слова». Однако ему же принадлежат и такие слова: «Педагогика – ненаука, а искусство». В конце 19 в. нередко можно было услышать суждения, будто ни ктодругой, как сам Ушинский отказывал Педагогике в праве называться наукой.Однако сам Ушинский рассматривал этот вопрос достаточно обстоятельно. К вопросам о соотношении науки и искусства воспитания как практическойучебно-воспитательной деятельности К.Д. Ушинский обращался с первых шаговна научно-педагогическом поприще, в самых первых своих педагогическихтрудах, к которым относятся: «Лекции о камеральном образовании» (1846-1848), «О пользе педагогической литературы»(1857), «О народности вобщественном воспитании» (1857), а также во всех тех работах, где имисследовались различные факторы и средства, которые могут быть использованы в целенаправленной учебно-воспитательной деятельности. В своих работах Ушинский говорил, что предмет 0всех наук и каждой изних в отдельности не остается постоянным, но является историческиизменчивым. Он не соглашался с теми немецкими философами и психологами, которыевсе, что только можно представить в систематическом изложении, называлинаукой, в результате чего исчезали границы между наукой и практическойдеятельностью, а правила именовались законами. Ушинский считал, что главнымпризнаком науки должен служить ее предмет исследований, завершающихсяоткрытием истины, вытекающей из самой сущности вещей. Ушинский так жеговорил: «возле всякой науки может образоваться искусство, которое будетпоказывать, каким образом человек, может извлечь выгоды в жизни, пользуясьположениями науки; но эти правила пользования наукой не составляют ещенауки…» Для доказательства своей точки зрения Ушинский приводил аргументы,согласно которым искусство практического приложения выводов науки можетсостоять из бесконечного множества бесконечно изменяющихся правил,определяемых произвольными желаниями человека. Выводы науки имеют вполнеобъективный характер, тогда как в искусстве их практического примененияпреобладает субъективное начало. В отличии от правил, которые могутизменяться в зависимости от воли и желания человека, «истины науки неизменяются произвольно, а только развиваются; и это развитие состоит в том,что человек от причин более видимых восходит к причинам более глубоким,или, что все равно, приближается более и боле к сущности предмета». В отличии от своих предшественников Ушинский вдруг утверждает, чтопедагогика не наука, а искусство, что неправильно было считать педагогику имедицину искусством лишь на том основании, что они изучают практическуюдеятельность и стремятся творить то, чего нет. Неправильно считать, чтолюбая теория, любая наука, приложенная к практике, перестает быть наукой истановится искусством. Н.К.
Гончаров считал, что Ушинский не проявлял последовательности врешении вопроса о педагогике как науке или искусстве. Разграничение педагогики как науки, с одной стороны, и педагогики какискусства воспитания – с другой, имело место в тех случаях, когда Ушинскийраскрывал отличие педагогики от тех наук, которые не преследовали другихцелей, кроме изучения сущности предметов и явлений, изучения закономерных,объективных, от воли человека независящих связей между предметамиявлениями. Смысл противопоставления искусства воспитания таким наукам приэтом заключался в указании на практические задачи и цели педагогики –совершенствование воспитательной деятельности на научной основе. Официальной педагогике , которая основывалась на божественномоткровении, он противопоставлял свое понимание связи искусства воспитания сдействительной, а не мифологической наукой о человеке, которая одна толькои должна служить основанием практической педагогической деятельности. Для педагогики представляют интерес науки, «из которых почерпает знаниясредств, необходимых ей для достижения ее цели… все те науки, в которыхизучается телесная или душевная природа человека, и изучается притом не вмечтательных, но в действительных явлениях». К данной науке Ушинский имел свой индивидуальный подход, согласнокоторому педагогика должна быть «собранием фактов, группированных настолько, насколько позволяют сами эти факты». К.Д. Ушинский доказывал, что если большинство наук только открываетфакты и законы, но не занимается разработкой их приложения и практическойдеятельности, то педагогика существенно отличается в этом отношении. Задачу педагогики Ушинский видел в «изучении человека во всехпроявлениях его природы со специальным приложением к искусству воспитания».Практическое же значение педагогики заключается в том, чтобы «открыватьсредства к образованию в человеке такого характера, который противостоял бынапору всех случайностей жизни, спасал бы человека от их вредногорастлевающего влияния и давал бы ему возможность извлекать отовсюду толькодобрые результаты».




Похожие:

К. Д. Ушинский о педагогике, как науке и искусстве iconВопросы к экзамену по педагогике для поступающих в аспирантуру. Педагогика как общественная наука. Связь педагогики с другими науками. Объект, предмет и функции педагогики
Педагогика в системе наук о человеке. Общее представление о педагогике как науке
К. Д. Ушинский о педагогике, как науке и искусстве iconВопрос ы к кандидатскому экзамену по педагогике для специальностей: «13. 00. 01-Общая педагогика, история педагогики и образования»
Проблема развития личности в педагогике. Ребенок как объект воспитательно-образовательного процесса и как субъект деятельности
К. Д. Ушинский о педагогике, как науке и искусстве iconКурс лекций по социальной науке и педагогике на филологическом факультете в университете
Социальное реформирование в обществе: понятие, проблемы, направления
К. Д. Ушинский о педагогике, как науке и искусстве iconРоль методической работы моу сош п. Молодежный в повышении квалификации и развитии профессионализма педагогов учитель живет до тех пор, пока учится, как только он перестаёт учиться, в нём умирает учитель. К. Д. Ушинский
К. Д. Ушинский «Повышение профессионального уровня педагогов и формирование педагогического корпуса, соответствующего запросам современной...
К. Д. Ушинский о педагогике, как науке и искусстве iconПрограмма общеуниверситетских факультативов игити ниу вшэ спецкурс «Земное и внеземное: космос в науке, мифологии, искусстве и политике»
Преподаватель: к ф м н. Д. А. Баюк, Институт истории естествознания и техники ран
К. Д. Ушинский о педагогике, как науке и искусстве iconСтатья «Применение компьютерных технологий в обучении младших школьников» (из опыта работы) Подготовила учитель начальных классов Козлова Валентина Викторовна Санкт-Петербург 2011 в педагогике неизбежно возникают вопросы: «чему учить?»
В педагогике неизбежно возникают вопросы: «чему учить?», «зачем учить?», «как учить?», но, вместе с тем, появляется еще один: «Как...
К. Д. Ушинский о педагогике, как науке и искусстве iconМинистерство образования РФ
А ведь именно с их именами связаны изменения, которые происходили в политике, культуре, науке, искусстве. К сожалению, школьная программа...
К. Д. Ушинский о педагогике, как науке и искусстве iconМоу гимназия имени Андрея Платонова
А ведь именно с их именами связаны изменения, которые происходили в политике, культуре, науке, искусстве. К сожалению, школьная программа...
К. Д. Ушинский о педагогике, как науке и искусстве iconМоу гимназия имени Андрея Платонова
А ведь именно с этими людьми связаны изменения, которые происходили в политике, культуре, науке, искусстве. К сожалению, школьная...
К. Д. Ушинский о педагогике, как науке и искусстве iconДиалог как ценность демократического сознания
К. Д. Ушинский в своё время сказал: «В замкнутом доме легко разводятся сырость и плесень»
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы