Политическая власть: сущность и структура. Содержание|Введение. |2 ||Природа власти. |3 ||Структура власти. |7 ||Виды власти |14 ||Заключение. |15 ||Литература. |16 |Введение. Власть служит основой политики. Именно она отличает политику от другихсфер жизни общества (экономической, социальной, духовн icon

Политическая власть: сущность и структура. Содержание|Введение. |2 ||Природа власти. |3 ||Структура власти. |7 ||Виды власти |14 ||Заключение. |15 ||Литература. |16 |Введение. Власть служит основой политики. Именно она отличает политику от другихсфер жизни общества (экономической, социальной, духовн



НазваниеПолитическая власть: сущность и структура. Содержание|Введение. |2 ||Природа власти. |3 ||Структура власти. |7 ||Виды власти |14 ||Заключение. |15 ||Литература. |16 |Введение. Власть служит основой политики. Именно она отличает политику от другихсфер жизни общества (экономической, социальной, духовн
Дата конвертации22.07.2012
Размер86,24 Kb.
ТипЛитература
Политическая власть. Сущность и структура


Тема: Политическая власть: сущность и структура. Содержание|Введение. |2 ||Природа власти. |3 ||Структура власти. |7 ||Виды власти |14 ||Заключение. |15 ||Литература. |16 |Введение. Власть служит основой политики. Именно она отличает политику от другихсфер жизни общества (экономической, социальной, духовной и др.). Власть оказывается наиболее таинственным явлением в политике, природукоторого выявить непросто. Что заставляет человека, общество подчинятсякому-либо или чему-либо: боязнь насилия или желание повиноваться? Своейтаинственностью и неопределенностью власть никого не оставляла равнодушнымк себе: ею восхищались и ее проклинали, возвышали до небес и «втаптывали вгрязь». Попробуем разобраться, что же такое «Политическая власть», какова еесущность и структура.Природа власти.Поведенческий подход. Данный подход характеризует власть как особенную сущность, носителемкоторой выступает отдельная личность и она отождествляется с вещью илисилой, обладание которой дает право на повелевание. Природа властиобъясняется биологической и психической природой человека, а для приданияей большей величественности и могущества она наделяется такими ценностнымихарактеристиками, как божественный характер, справедливость,ответственность и др.Социологический подход. Наиболее распространенным (в данном контексте) является определениевласти немецким социологом М. Вебером. Он считал что в основе властных отношений лежат отношения господства иподчинения и понимал власть как способность одного индивида (в определенныхсоциальных условиях) проводить собственную волю вопреки сопротивлениюдругого индивида. А американский социолог Т. Парсонс, расширяя границысоциального субъекта (до группы, организации, общества), обратил вниманиена две характерные черты власти. Первая – это способность принимать решения и добиваться ихобязательного выполнения. Вторая – это способность общества мобилизовать свои ресурсы длядостижения общих целей.Поведенческое понимание власти.Бихевиоризм. Введение в политическую науку бихевиоризма, оказало заметное влияние наполитическую мысль, и было связано с именами американских ученых Ч.Мерриама, Г. Лассуэла и английского исследователя Дж. Кэтлина. Самполитический процесс они рассматривали как столкновение индивидуальныхстремлений к власти, в которой побеждает самый сильный. Баланс стремлений квласти политических сил обеспечивается системой политических институтов.Нарушение равновесия политических сил приводит к кризисам и конфликтам вобществе.Психоаналитическая и неофрейдистская концепция власти. Основной тезис данных концепций: власть есть способ господствабессознательного над человеческим сознанием. Индивид подчиняется силам, находящимся вне его сознания. Подавляярациональные мотивы поведения, манипуляция обеспечивает доминированиеиррациональных начал в политической деятельности: страха, агрессивности,стремления к разрушению и деструктивности.Социологическое понимание власти. Строится на анализе власти в контексте социальных условий еевозникновения и функционирования с учетом доминирующих в обществеценностей, традиций и предпочтений. Имеется несколько трактовок данногоподхода.Структурно-функциональный анализ. Его основатель американский социолог Т. Парсонс рассматривает властькак отношение неравноправных субъектов, поведение которых обусловленовыполняемыми ими социальными ролями, например, управляющих и управляемых.При этом под социальной ролью понимается ожидаемое от человека поведение,соответствующее занимаемому им статусу. Согласно этому принципу властьвыполняет ряд жизнеобеспечивающих функций: предписывает субъектам выполнятьобязанности, налагаемые на них обществом, и мобилизует ресурсы длядостижения общих целей.Социальная конфликтология. Основатели социальной конфликтологии К. Маркс,Ф. Энгельс, В.И. Ленин, рассматривали власть как отношения господстваодного класса и подчинение другого класса. Природа данного господстваобусловлена экономическим неравенством: местом и ролью класса вэкономической системе общества. Однако сведение властных отношений к классовым сужает их объем.Социальное неравенство не исчерпывается только классовыми различиями. Оноболее многообразно и дополняется профессиональными, этническими,половозрастными, культурными и другими различиями. Поэтому точнее было бысказать: власть оказывается везде, где есть неравенство. В связи с этим власть следует отличать от господства. «Господство» – более узкое понятие, чем «власть», и связано сприменением силы. Применение силы может выражаться в физическом насилии,экономическом принуждении, давлении коллектива. Власть же можетосуществляться и без применения силы, основываться на авторитете (т.е.вероятности добровольного подчинения).Структура власти. Основными компонентами власти являются ее субъект, объект. Средства (ресурсы) и процесс, приводящий в движение все ее элементы ихарактеризующийся механизмом и способами взаимодействия субъекта и объекта.Субъект власти воплощает ее активное, направляющее начало. Им может бытьотдельный человек, организация, общность людей, например, народ или дажемировое сообщество, объединенное в ООН. Субъекты политической власти имеют сложный, многоуровневый характер: еепервичными субъектами являются индивиды, вторичными - политическиеорганизации, субъектами наиболее высокого уровня, непосредственнопредставляющими во властных отношениях различные общественные группы и весьнарод, - политические элиты и лидеры. Связь между этими уровнями можетнарушаться. Так, например, лидеры нередко отрываются от масс и даже отприведших их к власти партий (например, выборы в Государственную Думу1999г.). Субъект определяется содержанием властного отношения через приказ(распоряжение, команду). В приказе предписывается поведение объекта власти,указываются (или подразумеваются) санкции, которые влечет за собойвыполнение или невыполнение распоряжения. От приказа, характерасодержащихся в нем требования во многом зависит отношение к нему объекта,исполнителей - второго важнейшего элемента власти.Объект власти. Власть - всегда двустороннее, асимметричное взаимодействие, сдоминированием воли властителя. Она невозможна без подчинения объекта. Еслитакого подчинения нет, то нет и власти, несмотря на то, что стремящийся кней субъект обладает ярко выраженной волей властвования и даже мощнымисредствами принуждения. В конечном счете, у объекта властной воли всегдаесть пусть крайний, но все же выбор - погибнуть, но не подчиниться, чтонашло, в частности, свое выражение в свободолюбивом лозунге "лучше умереть,сражаясь, чем жить на коленях". Масштабы отношения объекта к субъекту властвования простираются отожесточенного сопротивления, борьбы на уничтожение до добровольного,воспринимаемого с радостью повиновения. Качества объекта политическоговластвования определяются, прежде всего, политической культурой населения.Понятие ресурсов власти. Важнейшей социальной причиной подчинения одних людей другим являетсянеравномерное распределение ресурсов власти. В широком смысле ресурсывласти представляют собой "все то, что индивид или группа могутиспользовать для влияния на других". Т.е. ресурсы власти - это все тесредства, использование которых обеспечивает влияние на объект власти всоответствии с целями субъекта. Ресурсы, наряду с субъектом и объектом, выступают одним из важнейшихоснований власти. Они могут использоваться для поощрения, наказания илиубеждения. Структурные основания политической власти - законы, суд,государственный аппарат, отряды принуждения, партийная дисциплина,авторитет лидера, центральные и региональные структуры. Руководствуясьантропологическим принципом, выделяют такие типы оснований политическойвласти как: V страх, V интерес, V убеждение.Виды власти. Особенности различных элементов власти (субъекта, объекта, ресурсов)могут использоваться в качестве оснований ее типологий. Одной из наиболее содержательных классификаций власти является ееделение в соответствии с ресурсами, на которых она основывается, на: V экономическую; V социальную; V духовно-информационную; V принудительную (которую часто называют политической в узком значении этого слова, хотя это не совсем точно); V политическую в широком, собственном значении этого слова. В зависимости от субъектов, власть делится на: V государственную; V партийную; V профсоюзную; V армейскую; V семейную и т.п. По широте распространения выделяются: V мегауровень - международные организации, (ООН, НАТО и т.п.); V макроуровень - центральные органы государства; V мезоуровень - подчиненные центру организации (областные, районные и т.п.) V микроуровень - власть в первичных организациях и малых группах. Возможна классификация власти по функциям ее органов, например: V законодательная; V исполнительная; V судебная. по способам взаимодействия субъекта и объекта власти – V демократическая; V авторитарная и т.п.Взаимодействие политической и других властей. Политическая власть характеризуется рядом отличительных признаков: V легальностью в использовании силы в пределах государства; V верховенством, обязательностью решений для всякой иной власти. Политическая власть может ограничить влияние мощных корпорация, СМИ и других учреждений или вовсе ликвидировать их; V публичностью, т.е. всеобщностью и безличностью. Это означает, что политическая власть в отличие от приватной, (личной власти, которая существует в небольших группах) с помощью права обращается от имени всего общества ко всем гражданам; V моноцентричностью, наличием единого центра принятия решений. В отличие от политической власти экономическая, социальная и духовно- информационная власти полицентричны. В рыночном демократическом обществе существует, как известно, много независимых собственником, социальных фондов и т.п.; V многообразием ресурсов. Политическая власть, и особенно государство, использует не только принуждение, но и экономические, социальные и культурно-информационные ресурсы.Виды власти Каждое государство имеет свой политический режим. Политический режимозначает совокупность приемов, методов, форм, способов осуществленияполитической государственной власти в обществе, характеризует степеньполитической свободы, правовое положение личности в обществе и определенныйтип политической системы, существующей в стране. Режим - управление, совокупность средств и методов осуществленияэкономической и политической власти господствующего класса. В современном мире можно говорить о 140-160 режимах, которыенезначительно отличаются друг от друга. Античный философ Аристотель дает два критерия, по которым можнопровести классификацию: V по тому, в чьих руках власть; V по тому, как эта власть используется. «Правильные» формы государства (по Аристотелю): V монархия (власть одного человека), V аристократия (власть в руках немногих «лучших»), V полития (власть большинства из средних в имущественном отношении людей). «Неправильные» формы государства - те, при которых стоящие у властилюди действуют в собственных интересах, не заботясь о благе общества.К «неправильным» формам (по Аристотелю) относятся: V тирания (власть в руках тирана), V олигархия (у власти кучка богачей), V демократия (контроль общества (большинства) над властью). Демократия понималась как форма государства, в котором властьпринадлежит всем или большинству свободных граждан, подчиняющихся закону.Такое представление о демократии сохранялось вплоть до конца 1868 года, асо времен Великой французской революции понятие демократии сталоприменяться не к формам, а к принципам политического устройствагосударства. Выделяют два основных демократических принципа: свобода иравенство. Одна из достаточно простых, широко распространенных, классификацийполитических режимов - деление их на тоталитарные, авторитарные идемократические. Типология политических режимов: V демократический политический режим; V либеральный политический режим; V авторитарный политический режим; V тоталитарный политический режим.Заключение. Власть - это специальный социальный институт, который упорядочиваетсоциальные отношения и поведение индивида. Политическая власть - определяетвоздействие на поведение масс, групп, организаций с помощью средств,которыми обладает государство. В отличие от нравственной и семейной властиполитическая власть носит не личностно-непосредственный, а общественно-опосредованный характер. Политическая власть проявляется в общих решениях ирешениях для всех, в функционировании институтов (президент, правительство,парламент, суд). В отличие от правовой власти, регулирующей отношения междуконкретными субъектами, политическая власть мобилизует на достижение целейбольшие массы людей, регулирует отношения между группами во времястабильности, общего согласия. Воля к власти у одних дополняется потребностью других присоединиться квластной воле, идентифицировать себя с ней, подчиниться ей.Литература. 1. Ильин В.В. Философия власти. МГУ 1993. 2. Мухаев Р.Т. Политология. – М.: Издательство «ПРИОР», 1997. 400с. 3. Полунина Г.В. Политология. – М.: «Акалис»1996. 4. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. –М.,1995. 5. Радугин А.А. Политология. – М.: Центр 1996.----------------------- ВЛАСТЬ Источники власти. Авторитет, сила, престиж, закон, богатство, знание, харизма, тайна, интерес, и др. Функции власти. Господство, руководство, регуляция, контроль, управление, координация, организация, мобилизация. Ресурсы власти. Принуждение, насилие, убеждение, поощрение, право, традиции, страх, мифы и т.д. Объекты власти. Индивид, социальная группа, масса, класс, общество и т.д. Субъекты власти. Государство и его институты, политические элиты и лидеры, политические партии.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Политическая власть: сущность и структура. Содержание|Введение. |2 ||Природа власти. |3 ||Структура власти. |7 ||Виды власти |14 ||Заключение. |15 ||Литература. |16 |Введение. Власть служит основой политики. Именно она отличает политику от другихсфер жизни общества (экономической, социальной, духовн iconПолитическая власть: сущность и структура
Власть служит основой политики. Именно она отличает политику от других сфер жизни общества (экономической, социальной, духовной и...
Политическая власть: сущность и структура. Содержание|Введение. |2 ||Природа власти. |3 ||Структура власти. |7 ||Виды власти |14 ||Заключение. |15 ||Литература. |16 |Введение. Власть служит основой политики. Именно она отличает политику от другихсфер жизни общества (экономической, социальной, духовн iconКонтрольная работа по дисциплине «Политология» Тема №13 Политическая власть
Структура и ресурсы политической власти. Принцип разделения властей. Понятие «легитимность власти»
Политическая власть: сущность и структура. Содержание|Введение. |2 ||Природа власти. |3 ||Структура власти. |7 ||Виды власти |14 ||Заключение. |15 ||Литература. |16 |Введение. Власть служит основой политики. Именно она отличает политику от другихсфер жизни общества (экономической, социальной, духовн iconЛедяев В. Г. Политическая власть: концептуальный анализ*
В концептуальном анализе власти и ее форм определение понятия "политическая власть" имеет особое значение, поскольку власть в сфере...
Политическая власть: сущность и структура. Содержание|Введение. |2 ||Природа власти. |3 ||Структура власти. |7 ||Виды власти |14 ||Заключение. |15 ||Литература. |16 |Введение. Власть служит основой политики. Именно она отличает политику от другихсфер жизни общества (экономической, социальной, духовн iconЛедяев В. Г. Политическая власть: концептуальный анализ*
В концептуальном анализе власти и ее форм определение понятия "политическая власть" имеет особое значение, поскольку власть в сфере...
Политическая власть: сущность и структура. Содержание|Введение. |2 ||Природа власти. |3 ||Структура власти. |7 ||Виды власти |14 ||Заключение. |15 ||Литература. |16 |Введение. Власть служит основой политики. Именно она отличает политику от другихсфер жизни общества (экономической, социальной, духовн iconСодержание: 2 введение 3 Конституция – основа судебной власти 6
«тот выше, кто может подписывать законы». Судебную власть Локк считал элементом исполнительной власти
Политическая власть: сущность и структура. Содержание|Введение. |2 ||Природа власти. |3 ||Структура власти. |7 ||Виды власти |14 ||Заключение. |15 ||Литература. |16 |Введение. Власть служит основой политики. Именно она отличает политику от другихсфер жизни общества (экономической, социальной, духовн iconСодержание Введение правительство РФ понятие, функции, полномочия Взаимодействие правительства РФ с другими участниками законотворческого процесса Заключение список литературы Введение
Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную....
Политическая власть: сущность и структура. Содержание|Введение. |2 ||Природа власти. |3 ||Структура власти. |7 ||Виды власти |14 ||Заключение. |15 ||Литература. |16 |Введение. Власть служит основой политики. Именно она отличает политику от другихсфер жизни общества (экономической, социальной, духовн iconВласть есть бремя
И каждое из множества существующих определений власти отражает ту или иную ее грань. Невозможно дать исчерпывающую дефиницию: слишком...
Политическая власть: сущность и структура. Содержание|Введение. |2 ||Природа власти. |3 ||Структура власти. |7 ||Виды власти |14 ||Заключение. |15 ||Литература. |16 |Введение. Власть служит основой политики. Именно она отличает политику от другихсфер жизни общества (экономической, социальной, духовн iconИзучение власти в политической антропологии. История и современность содержание
В основном, ученые занимались, прежде всего, вопросами передачи власти, ее происхождением, но сама сущность этого феномена редко...
Политическая власть: сущность и структура. Содержание|Введение. |2 ||Природа власти. |3 ||Структура власти. |7 ||Виды власти |14 ||Заключение. |15 ||Литература. |16 |Введение. Власть служит основой политики. Именно она отличает политику от другихсфер жизни общества (экономической, социальной, духовн iconЦентральные места в политических науках отведены государству, власти и властным отношениям. Объяснить однозначно, что такое власть трудно, так как власть проявляется в нашей жизни в различных аспектах
Кому словарю, где мы встретим такое определение: “ Власть — центральное, организационное и регулятивно–контрольное начало политики;...
Политическая власть: сущность и структура. Содержание|Введение. |2 ||Природа власти. |3 ||Структура власти. |7 ||Виды власти |14 ||Заключение. |15 ||Литература. |16 |Введение. Власть служит основой политики. Именно она отличает политику от другихсфер жизни общества (экономической, социальной, духовн iconКонтрольные вопросы к зачёту по дисциплине «Политология»
Политическая власть. Её отличие от других видов власти экономической, военной, рыночной и т д
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы