Тема нравственности в современной литературе icon

Тема нравственности в современной литературе



НазваниеТема нравственности в современной литературе
Дата конвертации22.07.2012
Размер32.45 Kb.
ТипРеферат
Тема нравственности в современной литературе


Тема нравственности в современной литературе. /По повести В. Тендрякова «Шестьдесят свечей»/ 1. Что есть добро и зло? 2. В чем причина нравственного вырождения? Об ответственности человека перед обществом. Художественная литература учит нас познавать мир, исследоватьдействительность. Лучшие произведения современных писателей открывают намтакие стороны жизни, которые мы даже не пытались осмысливать. Художникислова жаждут от нас понимания : что есть добро? Что зло? Что такое истина?Какова же ответственность человека перед обществом? «Что ты есть и почему ты собой недоволен?» - спрашивает автор повести«Шестьдесят свечей» В. Тендрякова. Сюжетной основой его произведений являются критические ситуации,которые важны для того, чтобы выявить причину случившегося : почему хорошиеребята, выпускники школы, едва не стали соучастниками убийства? Почемураспалась вполне благополучная семья? Как случилось, что сын застрелилсобственного отца? В повести «Шестьдесят свечей» В. Тендряков рассказывает нам обучителе истории Николае Степановиче Ечевине, только что отпраздновавшемсвоё шестидесятилетие. В потоке поздравительных телеграмм учитель вдругнаталкивается на письмо, в котором неизвестный автор пишет о себе, что онничтожество, человек без профессии, без семьи, хотя не вор и не преступник. Человек, написавший письмо учителю, называет себя «представителемчеловеческих отбросов» и считает, что этим он обязан не столько своемухарактеру, сколько ему, учителю истории, Николаю Степановичу. И какокончательный приговор звучат последние слова : «Вы, Николай Степанович,искалечили меня! Я не вижу иного способа заставить меня выслушать, как -убить Вас!...Пусть суд надо мной станет судом над Вами ». Читая это произведение, я невольно подумал : а всегда ли достаточнодля оценки деятельности человека одних достижений?Ведь у Николая Степановича побед и достижений было очень много. Его успехиочевидны и заметны. Их легко можно измерить процентом успеваемости,успехами бывших учеников. Как тут не вспомнить Гришу Бухалова ,воспитанного Николаем Степановичем и геройски погибшего за Родину? Да, успехи и достижения педагогического труда очевидны и заметны, апотери же зачастую бывают скрыты, да и забываются легче. Вот ведь забыл жестарый учитель про Сергея Кропотова , автора невероятного письма, котороетолкнуло Николая Степановича к серьёзным размышлениям . Он попытался«Разглядеть себя с изнанки». Это привело его к неожиданному пересмотру всейсвоей жизни. Еще вчера благополучный и самоуверенный человек, Николай СтепановичЕчевин вдруг ощутил, что «нет уверенности ни в чём, смута и страх в душе»;вспомнил, перед сколькими же людьми оказывается он виноват! Предал своегоучителя Ивана Семёновича Граубе, свою подругу, первую любовь - Таню,искалечил жизнь не только Сергею Кропотову, но и дочерям, особенномладшей, да и жене своей ....
Пытаясь разобраться в себе, почему же он стал виновником разрушенных судеб, Ечевин понял одно : боязнь самостоятельного мнения, страх взять насамого себя ответственность стали причиной его поступков . Этот страх явился его жизненным, более того - педагогическимпринципом. Ведь против Граубе Ечевин выступил только потому, чтоиспугался, как бы не подума--, что он «против коллектива». Сергею Кропотову, вступившемуся за честь своего оклеветанного отца,Николай Степанович внушал: «Не следует кричать и возмущаться,противопоставлять себя коллективу ». Именно после этого разговора и«сломалась» судьба Сергея, поверившего учителю, и начал он «сиротеть ».Стремительно . Сиротеть и портиться.» Больше всего боится Николай Степанович самостоятельности мысли. Надсочинением десятиклассницы он размышляет : «Поощри самостоятельность, а Зояв следующий раз выкопает чьи-то заплесневелые суждения, манера присваиватьсебе «не наши» взгляды станет нормой. Зоя начнет не так глядеть, как глядятдругие, не так думать, не так поступать. Значит, противопоставленныйобществу человек». Плодом педагогического труда Николая Степановича является ЛёваБочаров, который заявляет своему учителю : «Вы подскажите, а я скажу. То,что нужно. Всегда готов ... Мне, Николай Степанович, наплевать на царяИвана и не наплевать на оценку, которую вы поставите в журнал». Итак, попытка переложить на кого-либо ответственность за собственные суждения не проходит бесследно, она оборачивается равнодушием, на которомможет вырасти самое страшное преступление. Недаром любимая ученица Николая Степановича, хорошо усвоившая уроки,заявляет, что для неё не главное, казнил ли Иван Грозный безвинных людей ,-куда важнее, что при нем была присоединена Казань и началоськнигопечатание. Для неё дороже всего собственное спокойствие иблагополучие. Вот так происходит падение нравственности, отсутствие у человекасамостоятельности суждения, рождение страха взять на себя ответственностьза происходящее вокруг . Повесть В. Тендрякова заставила меня серьёзно задуматься надвопросами : что добро? Что зло ? Что есть истина ? Можно ли жить так, какглавный герой повести?




Похожие:

Тема нравственности в современной литературе iconТема деревни в современной литературе

Тема нравственности в современной литературе iconПроблемы нравственности в зарубежной литературе

Тема нравственности в современной литературе iconПрограмма по татарской литературе Внеклассное чтение
Каждое его произведение может восприниматься как уроки воспитания нравственности, человечности, гуманности
Тема нравственности в современной литературе iconПланы семинарских занятий (очная форма обучения, нормативные сроки) тема 3 тема 4 тема 5 тема 6 тема 7 тема 8 тема 9 тема 10 тема 11 тема 12 тема 13 тема 14 тема 15 тема 16 тема 17 тема 18 тема 19 тема 20 тема 21 тема 22 тема 23 тема 24 тема 25 тема 26
Понятие и соотношение предмета и объекта науки. Предмет теории государства и права
Тема нравственности в современной литературе iconЭкология в современной литературе

Тема нравственности в современной литературе iconЧеловек и природа в современной литературе

Тема нравственности в современной литературе iconОбраз учителя в современной литературе

Тема нравственности в современной литературе iconКонцепция принятия управленческого решения в современной литературе

Тема нравственности в современной литературе iconКонспект урока Учитель 1 квалификационной категории Медунцова Ксения Сергеевна Учебно-методический комплект: Э. П. Козлов «Азбука нравственности». Предмет: «Азбука нравственности»
Цель: формирование у учащихся понятия нравственного сознания о бескорыстном поведении
Тема нравственности в современной литературе iconГородская научно практическая конференция создание рабочей тетради по литературе Зауралья для учащихся 5,6 классов моу города Кургана
Значение изучения произведений писателей Зауралья для формирования нравственности ребёнка: собиратели зауральского фольклора: А....
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы