Иван Сергеевич Тургенев. Жизнь и творчество (доклад) Иван Сергеевич Тургенев Жизнь и творчество доклад icon

Иван Сергеевич Тургенев. Жизнь и творчество (доклад) Иван Сергеевич Тургенев Жизнь и творчество доклад



НазваниеИван Сергеевич Тургенев. Жизнь и творчество (доклад) Иван Сергеевич Тургенев Жизнь и творчество доклад
Дата конвертации22.07.2012
Размер152.64 Kb.
ТипДоклад
Иван Сергеевич Тургенев. Жизнь и творчество (Доклад)


Иван Сергеевич Тургенев Жизнь и творчество. Доклад подготовлен Егоровым Михаилом учеником 10 «А» класса 112 школы. Иван Сергеевич Тургенев. Иван Сергеевич Тургенев происходил из дворянской среды. Такаябиографическая констатация для нас привычна: из этой среды вышлобольшинство крупнейших русских писателей XIX столетия. И, может быть,привычка-то как раз и мешает нам видеть парадоксальность самого этогофакта. Семья, в которой он родился и вырос, могла бы служитьвыразительнейшим примером того, как крепостничество уродует характеры самихгоспод. Его мать. Варвара Петровна, - говорить нужно сначала ипреимущественно о ней, потому что она была фактически главойдома,—происходила из богатой провинциальной помещичьей семьи Лутовиновых.Судьба как будто нарочно позаботилась о том, чтобы эта женщина с детскихлет и до самого замужества испытала на себе все превратности и все обиды,какие только могли быть изобретены в обстановке помещичьего всевластия ибезответственности. Для матери, вышедшей замуж за другого, ее дочь от первого бракаоказалась помехой, а отчим издевался над падчерицей, по-видимому, простопотому, что за нее заступиться было некому. В конце концов девушка должнабыла бежать из дому. Кров она нашла у родного дяди - Ивана ИвановичаЛутовинова. Но и там ее ожидало то же - и надругательства. Кончилось тем,что старик деспот прогнал племянницу, и она должна была искать пристанища учужих людей. Но вскоре дядя умер в одночасье, и она оказалась наследницейвсего его большого состояния, включавшего в себя и то самое Спасское,которое известно теперь в всем мире. Поздней осенью 1815 года в Спасское приезжал молодой, необычайнокрасивый отпускной кавалергард Сергей Николаевич Тургенев. На ВарваруПетровну он произвел сильное впечатление, и она сразу же приняла меры. Каквспоминает близкая и сочувствующая ей современница, она через своихзнакомых велела передать Сергею Николаевичу, «чтоб он смело приступил кформальному предложению, потому что отказа не получит». Характерная чертанравов: с чего бы, кажется» Сергею Николаевичу заробеть? Принадлежал он кстаринной дворянской фамилии, ведущей свою родословную со времен ВасилияТемного; участвовал в Отечественной войне и за храбрость, проявленную вБородинской битве, был награжден Георгиевским крестом, а теперь служил водном из привилегированных гвардейских полков. Но Варвара Петровна хорошознала, что делала: она не слыла красавицей и была на много лет старшеСергея Николаевича, но зато она была богатой невестой, а он — «нищий»: уего отца—при большой, семье - крепостных душ было всего что-то около 140. Отношения в этой семье определялись довольно строго. Иллюзий не было,Сергей Николаевич, должно быть, даже и не пытался посягать на прерогативыВарвары Петровны как полновластной и самовластной хозяйки всего семейногосостояния. В доме царила атмосфера отчужденности и еле сдерживаемоговзаимного раздражения.
Супруги сходились, пожалуй, только в одном - встремлении дать своим детям наилучшее образование. На это не жалели ниденег, ни собственных усилий. Они внимательно следили за их прилежанием,входили во все подробности их ежедневных занятий и т. п. Уже в раннемдетстве будущий писатель хорошо говорил и писал по-французски, по-немецки ипо-английски; особое внимание в семье Тургеневых обращали на овладениеродным языком: судя по его письмам, двенадцатилетний Иван Тургеневдостаточно свободно ‘и непринужденно для своих лет умел выразить инеподдельную сердечность, и не по годам развитую наблюдательность, и свойврожденный юмор. Но когда речь заходила о его детстве, Тургенев чаще всего вспоминал отом, в чем особенно резко сказывались крепостнические порядки и обычаи ихсемьи. Варвара Петровна считала телесные наказания универсальной меройвнушения; само собой понятно, что предназначена она была прежде всего длякрепостных, но применяла она ее и к детям. Их секли за все: за невыученныйурок, за не понятую взрослыми шутку или за невинную, пустячную шалость,секли по подозрению и чуть ли не на всякий случай. В 1827 году Тургеневы всей семьей переехали в Москву - главнымобразом с той целью, чтобы продолжить образование детей. В те годысостоятельные дворяне предпочитали обучать своих детей не в казенныхучебных заведениях, а в частных. Так поступили и Тургеневы: вскоре послеприезда в Москву Иван был определен сначала в пансион Армянского института,а через несколько месяцев в пансион Вейденгаммера. Однако не прошло и двухлет, как его взяли и оттуда, и в дальнейшем никаких попыток поместитьТургенева в какой-нибудь пансион или гимназию уже не предпринималось.Подготовку к поступлению в университет он продолжал и завершил подруководством домашних учителей. Тургенев учился в Московском университете всего только один год; в1834 году он вместе с отцом и старшим братом, поступившим в Петербургскоеартиллерийское училище, переехал в Петербург и стал студентом тамошнегоуниверситета, который через два года и окончил. Однако впоследствии онговорил о Московском университете едва ли не чаще, чем о Петербургском,всегда отдавая предпочтение первому, перед вторым. Петербургский университет с самого своего основания был постоянно поднепосредственным неусыпным надзором правительства, что, разумеется,сказывалось на всех сферах университетской жизни. В Московском университетехотя бы по одной только дальности расстояния труднее было водворить стольвожделенную для николаевской администрации казенную благопристойность.Воспитанники Московского университета особенно дорожили традициямивольнолюбивой студенческой общественности. У Петербургского университета были и свои преимущества, вособенности для тех, кто учился на словесном факультете. Он находился вцентре тогдашнего литературного движения: Пушкин, Крылов, Жуковский, Гоголь— все они жили в Петербурге. Это не могло не сказываться и науниверситетской жизни. Большим влиянием в университете и на словесномфакультете пользовался ‘профессор П. А.Плетнев, поэт и критик, один изближайших друзей Пушкина, тот самый Плетнев, которому великий поэт посвятилсвоего «Евгения 0негина». Писал он тогда много и смотрел на свою литературную работу, по-видимому, вполне серьезно. Убедительным подтверждением и того и другогоявляется его письмо профессору А. В. Никитенко от 26 марта 1837 года: «Яколебался, должен ли я был послать драму, писанную мною 16 лет, мое первоепроизведение, - я столько вижу в ней недостатков, и вообще весь план ее мнетеперь так не нравится, что если б я не надеялся на Вашу снисходительность,а главное, если б я не думал, что по первому шагу можно по крайней мерепредузнать будущее, я бы никогда не решился бы Вам ее послать... Тургенев не любил вспоминать о своих студенческих литературныхопытах; самое начало своего писательства он отодвигал почти на десять лет —уже в сороковые годы. Очевидно, главным образом поэтому большая частьнаписанного им в университетские годы и не дошла до нас. С точки зрениязрелого, взыскательного художника, Тургенев был прав: сохранившиеся образцыего писаний не поднимаются над уровнем литературного ученичества. Но дляисторика литературы и для всякого, кто хочет понять, как пробивались первыеростки тургеневского дарования, они имеют неоценимое значение. Он начинал свою писательскую деятельность в переходное для русскойлитературы: время. Это были годы после-декабрьской реакции. Та частьдворянства, из среды которой вышли декабристы, была деморализована. «Людьмиовладело глубокое отчаяние и всеобщее уныние. Высшее общество с подлым инизким рвением спешило отречься от всех человеческих чувств, от всехгуманных мыслей. Не»было почти ни одной аристократической семьи, котораяне имела бы близких родственников в числе сосланных, и почти ни одна неосмелилась надеть траур или выказать свою скорбь». Увлечение молодого Тургенева стихами Бенедиктова также былопредопределено прежде всего условиями времени. На фоне той унылости,которая царила в стихах запоздалых подражателей Жуковского, стихиБенедиктова выделялись бодростью тона, размашистой энергией речи. Однакоэти свойства могли предопределить лишь первое впечатление. При ближайшемрассмотрении стихи Бенедиктова обнаруживали закоренелую и, так сказать,стихийную консервативность их автора. Бенедиктов готов был украситьстиховыми узорами самые отвратительные явления николаевскойдействительности. Казарменные нравы он воспевал как воплощение рыцарства; спрямолинейностью лакея, допущенного в гостиную, он приходил в восторг от«ароматной сферы балов» и т.п. Он простодушно признавался, что больше всегоего вдохновляли «очи огневые, да кудри темные, да перси наливные».Разумеется, эти предметы требовали соответствующих средств выражения.Бенедиктов довел одно из свойств романтического стиля— сложнуюметафоричность — до крайней степени напряженности и вычурности. Урок, заочно полученный от Белинского, был одним из важнейшихмоментов во всей писательской судьбе Тургенева. Ведь дело состояло нетолько в исправлении ошибок неопытного вкуса, хотя и это само по себе нетак уж мало. Согласие с Белинским предполагало изменение взглядов не толькона искусство, но и на саму жизнь и, стало быть, на отношение искусства кжизни: от поисков небывалого,, «великого» (недаром зрелый Тургенев назоветшколу романтиков 30-х годов «ложно-величавой» школой) необходимо былопереходить к изучению реальной действительности - во всех ее ипостасях;наступала пора наблюдений и анализа. Теперь наряду с литературнымизанятиями Тургенев много времени посвящал изучению философии. Интерес кфилософии был настолько серьезен, что Тургенев намеревался посвятить себяпрофессорской деятельности—именно по кафедре философии. Желаниеусовершенствоваться главным образом в этой области знаний и привелоТургенева в Берлинский университет. В этом, уже третьем, университете Тургенев с большими перерывамипровел около двух лет. Он усердно изучал там Гегеля под руководством егоортодоксальных учеников и вместе с тем внимательно следил за выступлениямилевых гегельянцев, во многом с ними соглашаясь; но, по-видимому, самымзначительным моментом его тогдашних философских штудий было знакомство ссочинениями Л. Фейербаха; позднее Тургенев скажет, что из всех философовГермании «Фейербах—единственный человек, единственный характер иединственный талант» Тургенев изучал тогда не только философию, но и литературу—немецкую,французскую, английскую, итальянскую,— и искусство почти во всех егосферах. И все, что он знал, он знал основательно, не из третьих рук. О немможно сказать, что он был эрудитом в самом точном и высоком смысле этогослова. Но книги не были единственным источником знаний; студентом он многопутешествовал по Европе; музеи, мастерские художников, театры — видел онмного, и много удержала его беспримерно обширная память. Однако он не былпохож на туриста, озабоченного только тем, чтобы не пропустить какой-нибудьдостопримечательности. В нем смолоду обнаружилась склонность любовновсматриваться в народную жизнь, где бы судьба ни свела его с ней.Путешествуя в те годы по странам Западной Европы, он наблюдал, сравнивал ирешал... В феврале 1843 .года состоялось личное знакомство Тургенева сБелинским. Белинский был старше Тургенева на семь лет, но ни тот, ни другойне замечали этой разницы. В своем отношении к молодым литераторам Белинскийменьше всего напоминал снисходительного мэтра, мудреца, изрекающего истины,лишь ему одному ведомые. Он принадлежал к числу тех истинно мудрых людей,которые готовы учиться, у всякого, кто владеет полезными сведениями. Новыйзнакомец в этом смысле был для него особенно интересен. Тургенев не принадлежал у. числу тех писателей, к кому широкое.признание приходит скоро или даже сразу, как, например, к Достоевскому,который после опубликования первого же его романа «Бедные люди» сталзнаменитостью; в этом смысле и другие сверстники Тургенева—И. А. Гончаров,В. Д. Григорович—на первых порах были гораздо счастливее его. В 1838—1842годах он писал мало и только лирику. Но ни одно из немногих опубликованныхим стихотворений не привлекло внимания ни читателей, ни критики. Отчасти,может быть, по этой причине он все большей больше внимания уделял поэме (спреимуществом эпического начала в ней) и драме. На этом пути его и ожидалпервый успех: в апреле 1843 года вышла в свет его поэма «Параша», а вначале мая этого года появился очередной номер «Отечественных записок», вкотором была напечатана большая безоговорочно хвалебная рецензия на ,нееБелинского. Среди произведений зарождавшейся тогда «натуральной» школы «Параша»не выделялась какой-то особой оригинальностью; незаурядным явлением влитературе она стала главным образом благодаря рецензии Белинского, хотя онвед речь, по существу, не столько о самой поэме, сколько о свойствахталанта Тургенева в целом. Тут еще раз во всей своей силе обнаружиласьнеповторимая способность Белинского видеть в первых, еще далеких отсовершенства произведениях того или иного писателя самые коренные свойстваего таланта. Вот как в этой рецензии определены основные свойства талантаТургенева: «...верная наблюдательность, глубокая мысль, выхваченная изтайники русской жизни, изящная и тонкая ирония, под которою скрываетсястолько чувства, - все это показывает в авторе, кроме дара творчества, сынанашего времени, носящего в груди своей все скорби и вопросы его» ^ Этистроки похожи на пророчество задним числом, кажется, что такие заключениямог сделать только человек, хорошо изучивший все последующее творчествоТургенева. В «Литературных и житейских воспоминаниях» Тургенев признался, чтокогда он прочитал эту статью, то от горячих похвал критика «почувствовалбольше смущения, чем радости» '. Это признание нуждается в поправке навремя: автор «Записок охотника», «Дворянского гнезда», «Отцов и детей»,наверно, уже не мог думать о своей ранней поэме без снисходительной улыбки.Однако смущение, о котором он говорит, вполне вероятно: - Тургенев ивначале 1840-х годов не переставал сомневаться в своем художническомпризвании, и статья учителя не только ободряла молодого писателя, но иобязывала его, давала критерий требований к самому себе и меруответственности перед собственным талантом, перед литературой, передобществом. Тургенев написал небольшую, горячую статью на смерть Гоголя, которуюпредседатель петербургского цензурного комитета запретил на том основании,что Гоголь — «лакейский писатель». Тогда Тургенев переслал статью в Москву,и там она стараниями его друзей — Боткина и Феоктистова — была напечатана.Немедленно было назначено расследование; данные, полученные приперлюстрации тургеневских писем, и результаты наблюдений осведомителей былисрочно обработаны, и Дубельт представил начальнику Третьего отделенияОрлову проект «всеподданнейшего» доклада, в итоговой части которого былосказано: «...Находя, с одной стороны, что в нынешнее время литераторыявляются действующими лицами во всех бедственных для государства смутах ина них необходимо обращать строгое внимание, ас другой стороны, - чтоТургенев должен быть человек пылкий и предприимчивый, я полагал быпригласить Тургенева в 3-е отделение соб. е. и. в. канцелярии, а Боткина иФеоктистова к московскому генерал-губернатору, сделать им строжайшеевнушение, предупредить их, что правительство обратило на них особеннобдительное внимание, и учредить за ними надзор полиции». В окончательномтексте этого документа Орлов по каким-то неизвестным причинам несколькосмягчил и тон обвинений и саму меру пресечения: вместо .гласногополицейского надзора он предложил секретное наблюдение, то есть то, что ужебыло и до этого. Царю не понравилась эта «снисходительность». В своейрезолюции (она приводится со всеми красотами стиля и вольностямиорфографии) написал следующее: «Полагаю этого мало, а за явное ослушаниепосадить его на месяц под арест и выслать на жительство на родину подприсмотр, а с другими предоставить г. Закревскому распорядиться по мере ихвины». Во исполнение царской воли 28 апреля 1852 года Тургенев былводворен на съезжую 2-й адмиралтейской части. Даже по тем временам караоказалась слишком жестокой; само собой напрашивалось предположение, чтозаметка о Гоголе была не единственной виной писателя. Так понимал этой самТургенев. Вот что он писал своим друзьям во Францию: «Я нахожусь подарестом в полицейской части по высочайшему повелению, за то, что на печаталв одной московской газете статью в несколько строк о Гоголе. Это толькопослужило предлогом — статья сама по себе совершенно незначительна. Но наменя уже давно смотрят косо. Потому привязались к первому представившемусяслучаю... Мои арест, вероятно, сделает невозможным печатание моей книги вМоскве» (Письма, II, 395—396). К счастью, последнее предположение неоправдалось: «Записки охотника» после некоторой задержки вышли в свет вавгусте 1852 года. После освобождения из-под ареста Тургенев должен бы без промедления изадержек отправиться к месту своей ссылки - в родовое село Спасское-Лутовиново. Полтора год продолжалось это уединение. В первые месяцы его неувлекала даже охота; творческая работа почти остановилась. Тогдашние егописьма наполнены жалобами на одиночество, настойчивыми просьбами посетитьего и слова ми самой искренней и горячей благодарности тем, кто хотьненадолго приезжал к нему в Спасское. Как литератор, он всегда испытывалострую потребность в общении со своими собратьями по ремеслу, с людьми,любящими знающими искусство. Теперь встречи и беседы с людьми литературнымимнениями которых он дорожил, были для него особенно необходимы. «Отцы и дети» вызывали, по-видимому, самую ожесточенную полемику вовсей истории русской литературы XIX столетия. Полностью принял Базарова ипровозгласил его полным воплощением качеств революционного поколения 60-хгодов один Д. И. Писарев. Антонович назвал Тургенева реакционером. Тургеневв пылу раздражения резко отзывался не только об Антоновиче, но и оНекрасове и о Чернышевском. Полемика вокруг «Отцов и детей» напугала его. Сначала ему казалось,что он уж больше никогда не добьется взаимопонимания с тем читателем,мнением которого он дорожил больше всего,— взаимопонимания с молодымчитателем своего времени. В связи с этим в Сознании Тургенева возникла тематрагической судьбы художника; он снова пережил полосу сомнений всобственном художническом призвании. Прямым выражением этих настроений былаповесть «Призраки», в которой Тургенев развивает мысль о том, чтохудожническая мысль и художническая фантазия, в сущности, бессильны передглубокими тайнами жизни и перед тайнами народного сознания. В эти же годыон, подобно Пушкину, в его знаменитом стихотворении «Сеятель», усомняетсядаже в плодотворности деятельности человека на благо общества. Именно обэтом и идет речь в его повести «Довольно». Тем, что обыкновенна называютуспехом у публики, он, по-видимому, уже не дорожил и все настойчивее думало прекращении своей литературной деятельности... Но когда речь идет оТургеневе, эти слова — успех у публики—требуют особого пояснения. «Искреннепризнаюсь, что я воспитана страхе почтеннейшей публике и что не вижуникакого стыда угождать ей и следовать духу времени»'. Эти строки написалПушкин. Он знал, что дух времени не всегда и не полно воплощается в мнениипублики; он знал, как она многолика и непостоянна, как подвержена влиянияммоды. Он, сам испытавший великую благосклонность публики, видел, что онавсе та же «почтеннейшая публика», нарасхват покупает бездарные лакейски-услужливые романы Булгарина. Однако ж он хорошо понимал и другое: истинныйпоэт может обратиться только к той публике, которая дана ему судьбой; и онобязан долгом человечности пробуждать в ней «чувства добрые». Тургенев и в этом смысле был похож на Пушкина. За свою долгую ине очень-то легкую жизнь и литературе он видел всякое: были годы, когда онбыл любимцем публики, ион находил в себе достаточно мужества и житейскоготакта, чтобы не делать вид, будто это сочувствие его нисколько не радует.Позднее, на протяжении целого ряда лет, он был предметом ожесточенныхнападение и справа и слева; он сердился на публику за ее холодность,отбивался, впадал в уныние, жаловался, грозился «положить перо»—и... ни наминуту не переставал терпеливо следить за тем, что волновало публику, начем сосредоточились ее интересы. Его неизменное, внимание к жизни общества,неотступные думы о судьбах родной, страны помогли ему и на этот раз. Онпришел к мысли, что та острота общественной борьбы в стране, которая былатак характерна для 60-х годов, не выражает всей глубины общественныхпроцессов. Ему казалось тогда, что Россия несколько десятков лет можетразвиваться спокойно главное препятствие на пути ее прогресса— крепостноеправо — было отменено. Поэтому всякая борьба против реформационной политикиправительства ему казалась вредной. Именно эта мысль и лежит в основе егоромана «Дым». . " Никогда еще сила тургеневского отрицания не выступала так открыто ипрямо. Тургенев главные свои удары направил против крепостнической реакции.Генеральская компания, собирающаяся вокруг Ратмирова - это люди чуждые нетолько народу, но и России. Не случайно Тургенев заставляет их действоватьза границей: там они чувствуют себя непринужденнее, чем дома; в России онислужат, подчиняются или распоряжаются, интригуют и только здесь живут,наслаждаются жизнью. Они враждебны, всему новому, всему, что хотя быкосвенно связано с идеей свободы. Здесь Тургенев, как и в годы создания«Записок охотника», еще раз возвращается к своей мысли о том, чтодворянская среда, оторванная от народа и противопоставившая себя народу,враждебна человечности, враждебна искреннему человеческому чувству,враждебна красоте. В критике, и современной Тургеневу и позднейшей, много спороввызывает вопрос о положительной программе Тургенева, как она выражена вэтом романе. Современникам казалось, что Потугин является выразителеммнений самого Тургенева. На первый взгляд это как будто бы так и есть.Мысль о том, что России нужна цивилизация, что ее нужно лечить«гомеопатическими средствами», то есть улучшать общественный бытпостепенно, терпеливо внедряя элементы европейской культуры, - это давняяизлюбленная мысль Тургенева. «Литературная деятельность Тургенева,— писал Салтыков-Щедрин внекрологической статье о Тургеневе, - имела для нашего общества руководящеезначение, наравне с деятельностью Некрасова, Белинского и Добролюбова. Икак ни замечателен сам по себе художественный талант его, но не в немзаключается тайна той глубокой симпатии и сердечных привязанностей, которыеон сумел пробудить к себе во всех мыслящих русских людях, а в том, чтовоспроизведенные им жизненные образы были полны глубоких поучений. Тургенев был человек высокоразвитый, убежденный и никогда непокидавший почвы общечеловеческих идеалов. Идеалы эти он проводил в русскуюжизнь с тем сознательным постоянством, которое и составляет его главную инеоцененную заслугу перед русским обществом. В этом смысле он являетсяпрямым продолжателем Пушкину и других соперников в русской литературе не знает». Заключение. Принято говорить, что искусство проверяется временем. Это правда. Новедь само-то время—вещь не только «необычно длинная», но и сложная. Теперь-то мы знаем, сколько относительности в этом понятии и как по-разномупереживается нами эта реальность — время. Поглощенные нашими ежедневнымиделами—крупными и мелкими,—мы обыкновенно не замечаем его, но бывает и так— правда, весьма редко,— что оно вдруг предстанет перед нами всецеликом—чуть ли не от эпохи строительства древнеегипетских оросительныхсистем до событий сегодняшнего утра. И чаще всего это происходит Подвоздействием подлинного искусства. Россия, какой она была сто с лишним лет тому назад, какой знал ееТургенев, изменилась так, как она не изменилась, может быть, за целуютысячу лет до него. В сущности, все, что мы встречаем на первом плане егопроизведений, безвозвратно ушло в прошлое. Время давно уже разрушилопоследние остатки подавляющего большинства тех барских усадеб, которые такчасто встречались на дорогах этого писателя; сама недобрая память опомещиках и о дворянстве в его целом в наше время очень заметно потеряла всвоей социальной остроте. И русская деревня уже не та. Но, оказывается, судьбы его героев, таких далеких от нашей жизни,возбуждают в нас самый непосредственный интерес; оказывается, все, чтоненавидел Тургенев, в конце концов ненавистно и нам; что он считал хорошим,чаще всего является таковым и с нашей точки зрения. Конечно, во многом мы сним не можем согласиться, но только у самых самодовольных (они же, поубеждению Тургенева, и самые ограниченные) людей может появиться при этомчувство превосходства: мы и спорим с ним, как с нашим современником—мудрыми добрым. Художник победил время. М.Еремин




Похожие:

Иван Сергеевич Тургенев. Жизнь и творчество (доклад) Иван Сергеевич Тургенев Жизнь и творчество доклад iconИван Сергеевич Тургенев. Жизнь и творчество Иван Сергеевич Тургенев. Жизнь и творчество
Иван Сергеевич Тургенев происходил из дворянской среды. Такая биографическая констатация для нас привыч­на: из этой среды вышло большинство...
Иван Сергеевич Тургенев. Жизнь и творчество (доклад) Иван Сергеевич Тургенев Жизнь и творчество доклад iconИван Сергеевич Тургенев 1818-1883 Родился в богатой дворянской семье
С. Н. Тургенев и В. П. Тургенева в имении Спасское-Лутовиново (Мценский уезд Орловской губернии) прошли детские годы будущего писателя,...
Иван Сергеевич Тургенев. Жизнь и творчество (доклад) Иван Сергеевич Тургенев Жизнь и творчество доклад iconКонтрольная работа Задание Соедините фамилии писателей и поэтов с их полным именем. Гоголь Александр Сергеевич Пушкин Михаил Юрьевич Лермонтов Николай Васильевич Лесков Иван Сергеевич Тургенев Николай Семёнович
Задани Определите жанр, назовите фамилию автора данного произведения. Соедините стрелками
Иван Сергеевич Тургенев. Жизнь и творчество (доклад) Иван Сергеевич Тургенев Жизнь и творчество доклад iconДоклад подготовлен Егоровым Михаилом учеником 10 «А» класса 112 школы
Иван Сергеевич Тургенев происходил из дворянской среды. Такая биографическая констатация для нас привыч­на: из этой среды вышло большинство...
Иван Сергеевич Тургенев. Жизнь и творчество (доклад) Иван Сергеевич Тургенев Жизнь и творчество доклад iconТургенев Иван Сергеевич (1818 1883) Детство род имение Спасское-Лутовиново
...
Иван Сергеевич Тургенев. Жизнь и творчество (доклад) Иван Сергеевич Тургенев Жизнь и творчество доклад iconИван Сергеевич Тургенев
Без гнезда Кубок Чья вина? На распутье (Гсркулес) Завидово Деревня (Стихотворения в прозе) Февраль 1878 1, 2 Разговор (две горы)...
Иван Сергеевич Тургенев. Жизнь и творчество (доклад) Иван Сергеевич Тургенев Жизнь и творчество доклад iconИ. С. Тургенев в Буживале Жизнь и творчество Тургенева в буживале (Франция)Автор: Степура Антон Юрьевич. Студент математического колледжа буживаль мы с Виардо приобрели здесь прекрасную виллу в трех четвертях часа

Иван Сергеевич Тургенев. Жизнь и творчество (доклад) Иван Сергеевич Тургенев Жизнь и творчество доклад iconЖизнь и творчество И. Бунина Реферат По литературе Ученика 9б класса Кухаренко Олега 2000 год Жизнь и творчество И. А

Иван Сергеевич Тургенев. Жизнь и творчество (доклад) Иван Сергеевич Тургенев Жизнь и творчество доклад iconЛ. Н. Андреев. Жизнь и творчество|Студент V курса ||вечернего отделения ||2 англ группы ||Рудомёткин Андрей || || || ||Преподаватель – || ||Авраменко А. П. | Москва 2001 Л. Н. Андреев. Жизнь и творчество. Андреев Леонид Николаевич (9 (21). 1871, Орел – 12 1919, д. Нейвала, Финляндия) – прозаик, драм

Иван Сергеевич Тургенев. Жизнь и творчество (доклад) Иван Сергеевич Тургенев Жизнь и творчество доклад iconОсип Мандельштам. Жизнь и творчество министерство образования РФ тверской лицей «Осип Мандельштам. Жизнь и творчество»

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы