Предпринимательство icon

Предпринимательство



НазваниеПредпринимательство
Дата конвертации22.07.2012
Размер324.46 Kb.
ТипРеферат
Предпринимательство


План. Введение__________________________________1 1.Содержание и признаки предпринимательства 1.1.Экономическая природа предпринимательства_______________________3 1.2.Цели и мотивы предпринимательскойдеятельности________________________________9 1.3.Социально-экономическая эволюцияпредпринимательства________________________12 2. Предпринимательство как экономическая категория. 2.1.Предпринимательство как факторпроизводства_______________________________14 2.2.Предпринимательская способность и предпринимательскийдоход__________________21 2.3.Организационно правовые формыпредпринимательства________________________24 3.Предпринимательский потенциал России____30 Заключение_______________________________34Список использованной литературы___________37 Введение. Предпринимательство - одна из важнейших составляющих современнойэкономики. В странах рыночной экономики предпринимательство получилоширокое распространение и составляет подавляющую часть среди всех форморганизаций. За последние десять лет в России появились миллионыпредпринимателей и собственников. В связи с приватизацией за государствомосталась лишь часть организаций и предприятий, а остальные перешли вчастное владение. Основную часть российского предпринимательства составляетмалый и средний бизнес. Основной задачей предпринимателя являетсяуправление предприятием, которое включает в себя рациональное использованияресурсов, организацию процесса на инновационной основе и хозяйственномриске, а также ответственность за конечные результаты своей деятельности. Общественный характер предпринимательства означает не толькодеятельность участвующих в нем агентов, но и наличие в общественномхозяйстве определённых условий позволяющие реализовать присущиепредпринимательству функциональные признаки. Совокупность таких условийсоставляет среду предпринимательства, важнейшими элементами которойявляются экономическая свобода и личная заинтересованность. Экономическаясвобода является определяющим признаком предпринимательской среды. Дляпредпринимателя наличие экономической свободы – это не только возможностьзаниматься тем или иным видом деятельности и иметь равный доступ к ресурсами рынкам, но и морально-этическая санкционированность предпринимательскойдеятельности. Личная заинтересованность выступает движущим мотивомпредпринимательства, поэтому обеспечение условий для присвоения полученныхрезультатов, извлечения и накопления дохода является определяющим условиемпредпринимательской среды. Переход к рыночной системе хозяйствования — это переход к экономикепредпринимательского типа. Создание условий для развитияпредпринимательства является важнейшей составляющей трансформационныхизменений переходной экономики. В этой связи выявление сущностных признакови закономерностей развития предпринимательства имеет чрезвычайно важноезначение. Содержание и признаки предпринимательства 1.1.Экономическая природа предпринимательства. Предпринимательство служит предметом изучения многих дисциплин.
Отсюда и множественность его трактовок и определений. Сущность жепредпринимательства, как экономической категории, обусловлена его природойи признаками как специфического вида хозяйственного поведения, способностьюхозяйствующих субъектов реагировать на потенциальный источник выгоды. Предпринимательство — это инициативная, связанная с хозяйственнымриском и направленная на поиск наилучших способов использования ресурсовдеятельность, ведущаяся с целью извлечения дохода и приумножениясобственности. По своей экономической природе предпринимательство неразрывно связанос рыночным хозяйством и является его продуктом. Как свойство хозяйственнойдеятельности внешне оно проявляется в стремлении извлечь дополнительнуювыгоду в процессе обмена. Между тем, сам по себе обмен еще не являетсяисточником предпринимательства. Он становится таковым, когда превращается всоставное звено единого хозяйственного оборота, а производство для обменастановится определяющей функцией хозяйствующих субъектов. Товарноепроизводство исторически и генетически является исходным пунктомпредпринимательства. Обмен же, во-первых, стимулирует поиск новыхвозможностей, т.е. инициативу. Во-вторых, именно в процессе обменапредприниматель усматривает источник возможной выгоды, являющейсяодновременно и мотивом, и оценкой успеха предпринятой им инициативы. В-третьих, сталкиваясь в процессе обмена с подобными себе лицами,предприниматель воспринимает свою деятельность как состязательную. Вчетвертых, как механизм удовлетворения общественных потребностей, обменобусловливает общественный характер предпринимательской деятельности. Экономическая природа предпринимательства характеризуется через егопризнаки: инициативу, коммерческий риск и ответственность, комбинированиефакторов производства, новаторство. Предпринимательство — инициативная деятельность. Постоянное стремлениек поиску нового, будь то производство новых товаров или освоение новыхрынков, одним словом, поиск новых возможностей извлечения выгоды —отличительная черта предпринимателя. Предпринимательская инициатива — этостремление к реализации возможностей, предоставляемых самим процессомрыночного обмена, осуществляющегося к взаимной выгоде участников этогопроцесса. Предпринимательство следует ассоциировать не с обманом инасилием, а с извлечением выгоды посредством удовлетворения общественныхпотребностей — с "духом ненасильственного приобретательства". Хотя инициатива является свойством человеческой натуры, проявление еев качестве функционального признака предпринимательской деятельностиобусловлено самой природой рыночного хозяйства. Инициируя свои начинания,любой предприниматель, несомненно, опирается на обладание некимипреимуществами, дающими ему уверенность в успехе. Такие преимущества могутбыть извлечены из самой рыночной среды, к примеру, из-за асимметрииинформации. Лица, обладающие большей информацией, получают известныепреимущества, что и порождает инициативу как стремление использовать их ксобственной выгоде. Инициатива требует известной хозяйственной свободы. Когда уровеньрегламентации предпринимательской деятельности слишком высок, инициативнаяактивность снижается, оборачиваясь деловой стагнацией. В этом смыслесоздание условий для активизации инициативы у субъектов хозяйствования-ключевая задача перехода к предпринимательству. Однако асимметрия информации создает и известную неопределенность вдеятельности предпринимателя. Неопределенность возникает как в связи счисто рыночными свойствами — изменение конъюнктуры, цен и предпочтенийпотребителей, так и в силу специфики предпринимательства, выраженной,прежде всего, в непредсказуемой реакции рынка на предлагаемые решения.Таким образом, вся окружающая предпринимателя действительностьпредставляется в виде неподвластной ему неопределенности, что и порождаеткоммерческий риск. Хотя риск и является органической компонентой предпринимательскойдеятельности, само предпринимательство не связано со склонностью к риску.Нацеленность предпринимателя на обращение рыночной неопределенности и своюпользу выступает решающим фактором при принятии им решений. Не человеческиекачества в виде склонности к безрассудному риску, а предполагаемоевознаграждение заставляет предпринимателя идти на риск. Поэтомувеличина принимаемого им на себя риска напрямую зависит от вероятногоувеличения дохода. Коммерческий риск отличается от риска вообще тем, что основывается натрезвом расчете и учете возможных отрицательных последствий. Стремление куспеху здесь всегда уравновешивается хозяйственной ответственностью.Сопровождающая риск хозяйственная ответственность ставит передпредпринимателем задачу овладения риском и управления им. И если упразднитьрыночную неопределенность не в силах предпринимателя, то снизить риск емувполне мод силу. Наиболее известным механизмом снижения риска являетсястрахование, позволяющее трансформировать риск в незначительныедополнительные издержки. Проблема, однако, состоит в том, что новаторскийхарактер предпринимательской деятельности чрезвычайно затрудняетдостоверную оценку вероятного риска, сужая, тем самым, возможностиприменения страхования именно в сфере предпринимательства.Предпринимательская же инициатива, наоборот, предполагает создание новых,ранее не встречавшихся ситуаций, вероятный исход которых оценить оченьтрудно, а порой невозможно. Следовательно, возможности для страхованияименно предпринимательской деятельности снижаются. Другой способ снизитьриск — это разделить его с другими заинтересованными лицами. Между тем,способствуя снижению риска (возможные потери для отдельного участника),этот способ подрывает предпринимательскую мотивацию, так какпредпринимательский доход будет разделен среди участников предприятия. Противоречие, возникающее между мотивированным стремлением к риску ижеланием снизить степень риска, может быть разрешено путем создания системыуправления риском. В самом общем виде такая система должна включать: -выявление источников риска и последствий деятельности в условияхриска; -адаптивные мероприятия по преодолению возможных негативныхпоследствий. Риск как свойство предпринимательской деятельности характеризует нетолько специфику предпринимательства. Он имеет и общеэкономическоезначение. Присутствие риска заставляет предпринимателя скрупулезноанализировать варианты возможных альтернатив, выбирая лучшие и наиболееперспективные из них, что ведет к прогрессивным сдвигам в производительныхсилах и росту эффективности общественного производства. С другой стороны,присутствие риска в предпринимательской деятельности требует применения вотношении ее определенных ограничений и регламентации. Стремясь к повышению доходности ресурсов, предприниматель прибегает кнаиболее рациональным способам их применения. Наиболее очевидной формойповышения эффективности располагаемых ресурсов является их перемещение нарынки, где их альтернативная ценность больше и они принесут больший доход.Такая деятельность называется арбитражированием. Арбитражирование легкообнаружить в сфере торговли и биржевой деятельности. При всем различии формпроявления для него характерны: а) использование неравновесных рыночных ситуаций как источника новыхвозможностей; б) стремление к рационированию распределения ресурсов как источникудополнительного дохода; в) содействие установлению рыночного равновесия черезперераспределение благ. Перемещение ресурсов в целях их более эффективногоприменения — лишь общая формула более сложного по содержанию процессаповышения эффективности использования ресурсов. Другой, более сложной посодержанию формой повышения эффективности применения ресурсов являетсякомбинирование факторов производства. Суть его состоит в поиске наиболеерационального варианта сочетания факторов путем замещения одного факторадругим. Варьируя факторами производства, предприниматель не простообеспечивает переход к более эффективному применению ресурса, но и,проявляясь в новых технологиях, обеспечивает поступательный ходобщественных производительных сил. В процессе индустриализации экономикикомбинирование на основе "принципа замещения" становится определяющимфактором извлечения дохода, а "дух рационализма" пронизывает все содержаниепредпринимательства и отождествляется с ним. В то же время было бы непростительным упущением сводить сутькомбинирования только к вопросу эффективности использования ресурсов.Предприниматель комбинирует и в сфере более сложных параметров,обеспечивающих устойчивость самой предпринимательской структуры. Когдарыночный механизм по каким-либо причинам: дефицитность ресурсов,нестабильности поставок, трудности контроля по выполнению обязательств необеспечивает должного уровня, предприниматель начинает комбинировать сэлементами самого механизма. Он изымает отдельные элементы из рыночнойсферы и включает их в структуру собственной организации, изменяя характермеханизма перераспределения ресурсов. Поэтому содержание функциикомбинирования шире "принципа замещения", а само оно может выступатьфактором преобразования механизма распределения ресурсов. 1.2.Цели и мотивы предпринимательской деятельности. Являясь общественной по своему характеру, предпринимательскаядеятельность направлена на удовлетворение общественных потребностей. Нопредприниматель принимает на себя имущественный риск не изблаготворительных побуждений. Выраженный в доходе материальный интерес —побудительный мотив предпринимательской деятельности. Следует, правда,иметь в виду, что не всякий доход есть результат предпринимательства. Онвыступает таковым лишь в том случае, когда представляется результатомлучшего использования факторов производства. Поэтому различного родарентные доходы, проценты на капитал не могут рассматриваться в качестведоходов от предпринимательства. В реальной действительностипредпринимательский доход представляется в форме экономической прибыли,выступающей непосредственной формой мотивации предпринимательства. Каковаже цель предпринимателя? С тех пор, как гипотеза о стремлении предпринимателя максимизироватьсвою прибыль была введена в научный оборот, она не однократно подвергаласьразличного рода критике. Дело в том, что с усложнением иерархическойорганизации фирм произошло рассредоточение функциональных признаковпредпринимательства среди участников предпринимательского процесса. Цельформируется уже под влиянием интересов представителей различных сторон,участвующих в реализации предпринимательской функции, и не может выражатьсяв терминах максимизации. С другой стороны, предприниматель не может нереагировать на внешние воздействия, приспосабливаясь к изменениям рыночнойситуации, что предполагает конкретизацию и дифференциацию целевых установокна краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные. В конечном счете все этоприводит к модификации целевых устремлений предпринимателя в управленческиеориентиры, будь то рост объема продаж или освоение нового сегмента рынка,достижение лидирующего положения в отрасли или экономический рост фирмы. Это не означает, что прибыль утрачивает роль целевого ориентирапредпринимательства. Хотя целевые установки фирм могут быть различны, и ктому же меняться под влиянием внутренних и внешних факторов, любая из нихдопустима при одном непременном условии — обеспечении приемлемой нормыприбыли. Такое ограничение не случайно и обусловлено той ролью, которуюприбыль играет во всем процессе предпринимательства. Прибыль являетсяисточником дохода предпринимателя и развития фирмы, служит показателемэффективности использования ресурсов и оценки инвестиционных возможностей,наконец, оценкой успеха и психологическим стимулом. Это говорит о том, чтодаже внешне не проявляясь, прибыль, все же, занимает главенствующее место виерархии целей предпринимателя. Таким образом, как управленец-хозяйственник предприниматель стремитсяк обеспечению стабильных условий для реализации и развития своейпредпринимательской функции. С этой стороны его задача состоит вуравновешивании разнонаправленных сил, позволяющих эффективно осуществлятьпредпринимательскую функцию в долгосрочной перспективе. В то же время,реализуя функцию собственника, он должен обеспечить наибольшую доходностьот примененных ресурсов, выражающуюся в максимизации прибыли. Разрешениеэтого противоречия может иметь самые разные формы, но все они, в конечномсчете, сводятся к обеспечению приемлемой нормы прибыли. Удовлетворенностьприбылью означает не что иное, как компромисс между различными сторонамипредпринимательской функции. 1.3.Социально-экономическая эволюция предпринимательства. Предпринимательство — историческая категория. Оно не является чем-тоокончательно сложившимся и застывшим. Меняются его содержание и форма,расширяется сфера приложения. Развитие предпринимательства, являющегосяпродуктом рыночного хозяйства, неразрывно связано с эволюцией последнего.Исторически исходным пунктом приложения предпринимательской инициативы былаторговая деятельность. Поскольку производство в своей массе еще не былоориентированно для работы на рынок, деятельность купцов была нацелена наиспользование существовавших несоответствий между спросом и предложением, аисточником их дохода служили разницы в ценах перемещаемых с рынка на рыноктоваров. Поэтому в данный период функциональное содержаниепредпринимательства ограничивалось использованием возникавших рыночныхнеравновесий, а его доминирующим признаком была сопряженность с высокойстепенью риска. По мере углубления товарного характера общественного хозяйства,особенно с переходом к индустриальной стадии производства, приоритетнойсферой приложения предпринимательства становятся отрасли материальногопроизводства. Теперь уже не поиск наиболее привлекательных рынков, а поискнаиболее рациональной комбинации применяемых факторов производствастановится условием предпринимательского успеха. Усложнение деятельностиповлекло за собой усложнение и предпринимательской функции, обусловившее еерассредоточение. Предпринимательская функция перестает быть монополиейсобственника. Постиндустриальная стадия с характерными для нее ростом ролинематериальной деятельности, динамичности и социализации производстваустановила иные ориентиры и приоритеты хозяйствования. Важнейшим впредпринимательской деятельности становится не приспособление к меняющимсяусловиям, а способность преобразовывать сами условия хозяйствования,предугадав перспективу развития общественного производства. Не просторациональное использование ресурсов, а рационализация самой формы и способахозяйствования выступает ключевым моментом деятельности предпринимателя.Предпринимательство все в большей мере охватывает сферу финансов и научнойдеятельности, где его инновационная функция может раскрыться наиболееполно, становясь, в то же время, коллективно выполняемой функцией. Работаяна перспективу, предприниматель не может руководствоваться текущими целями.Его устремления приобретают стратегический характер, а главной цельюстановится не максимизация частного результата, а обеспечение финансовойустойчивости предпринимательской организации. Достичь указанного результатаможно, только мобилизовав усилия всего коллектива организации, чтопредусматривает вовлечение в предпринимательский процесс всех егоучастников. Дух рационализма сменяется духом демократизма и социальнойинтеграции. По мере эволюции предпринимательства менялась и его социальная оценка.Оформившаяся еще в античное время и позднее закрепленная в догматаххристианства печать морально-этической неполноценности предпринимательскойдеятельности как "греховной" и "недостойной", довлела над ней в течениестолетий. В обществе, покоящемся на патриархальном хозяйстве, с егоразмеренным и неизменным ритмом жизни, инициативная деятельность,направленная на изменение устоявшегося уклада, не могла восприниматьсяиначе. Со становлением индустриального типа производства, когдарациональное использование ресурсов и новаторство определяющими факторамиустойчивого экономического роста, общественное восприятиепредпринимательской деятельности становится более адекватным. Конечно, былобы ошибкой видеть в предпринимательстве некую подвижническую деятельность.Однако, столь же несправедливо было бы акцентировать внимание лишь на егоприобретательской мотивации, упуская из виду выполняемую им созидательнуюработу. Предпринимательство как экономическая категория 2.1.Предпринимательство как фактор производства. Феномен предпринимательства выступает в качестве неотъемлемогоатрибута рыночного хозяйства. Хотя история предпринимательства уходитвглубь веков, современное его понимание сложилось в период становления иразвития капитализма. В экономической теории понятие «предприниматель» появилось в XVIII в.и часто ассоциировалось с понятием «собственник». У его истоков стояланглийский экономист Р. Кантильон, впервые внесший термин «предприниматель»в экономическую теорию. По Кантильону, предприниматель — это человек снеопределенными, нефиксированными доходами (крестьянин, ремесленник,торговец, разбойник, нищий и т. д.). Он покупает чужие товары по известнойцене, а продавать свои будет по цене, ему пока неизвестной. Отсюда следует,что риск — главная отличительная черта предпринимателя, а его основнаяэкономическая функция состоит в приведении предложения в соответствие соспросом на различных товарных рынках. А. Смит также характеризовал предпринимателя как собственника, идущегона экономический риск ради реализации какой-то коммерческой идеи иполучения прибыли. Он сам планирует и организует производство,распоряжается его результатами и т. п. Аналогичного взгляда на функцию предпринимателя в рыночной экономикепридерживался и крупный французский экономист конца XVIII — начало XIX вв.Ж.-Б. Сэй, характеризовавший его как лицо, которое берется за свой счет ириск и в свою пользу произвести какой-нибудь продукт. Он подчеркивалактивную роль предпринимателя как экономического агента, комбинирующегофакторы производства как посредника, обладателя знаний и опыта. Сэйдовольно подробно описал специфические свойства предпринимателя и характерего доходов, часть которых является платой за его редкиепредпринимательские способности. Крупный вклад в разработку теории предпринимательства внесли немецкийэкономист В. Зомбарт и австрийский экономист И. Шумпетер. Предпринимательпо Зомбарту — это «завоеватель» (готовность к риску, духовная свобода,богатство идей, воля и настойчивость) «организатор» (умение соединятьмногих людей для совместной работы) и «торговец» (умение убеждать людейкупить свои товары, пробуждать их интерес, завоевывать доверие). Описываяцели предпринимателя, Зомбарт главной среди них выделяет стремление кпроцветанию и росту своего дела, а подчиненной — рост прибыли, посколькубез него невозможно процветание. И. Шумпетер называет предпринимателем человека, берущегося заосуществление новых комбинаций факторов производства и тем самымобеспечивающего экономическое развитие. При этом Шумпетер считал, чтопредприниматель не обязательно является собственником производства,индивидуальным капиталистом — им может быть и управляющий банка илиакционерного общества. По существу, объединение в одном лице собственника и предпринимателястало разрушаться как раз в период появления кредита. Любой коммерческийбанк не является собственником всего капитала, который он пускает в оборот.Как правило, его собственность распространяется на уставной фонд, которыйможет представлять собой относительно небольшую величину. Наиболее зримо отделение предпринимательства от собственностиобнаруживается в акционерных обществах. В условиях акционерной,корпоративной экономики собственность как юридический факт утрачивает своираспорядительные прерогативы. Власть на производстве перемещается отсобственности к организации, роль собственности становится все болеепассивной. Вместо реальных физических предметов, с которыми традиционносвязывалось понятие собственности, акционер владеет лишь клочком бумаги,титулом собственности. Над самими предпринимателями он, собственник акции,имеет весьма условный контроль. Однако он и не несет ответственности зарезультаты деятельности корпорации. Такую ответственность несут менеджеры. Таким образом, развитие кредитных отношений и переход национальногобогатства из формы индивидуальной частной собственности в формусобственности корпораций влечет за собой отделение собственности отраспоряжения предпринимательства. Итак, мы выяснили, что между предпринимателем и собственником нетжесткой связи, что предпринимательство в своей основе не является функциейтолько собственника, в нем могут участвовать лица, непосредственно неявляющиеся субъектами права собственности. Что же представляет собой предпринимательство с точки зренияэкономической определенности? В научной литературе предлагается егорассматривать в трех аспектах: как экономическую категорию; как методхозяйствования; как тип экономического мышления. Для характеристики предпринимательства как экономической категориицентральной проблемой является установление его субъектов и объектов.Субъектами предпринимательства могут быть, прежде всего, частные лица(организаторы единоличного, семейного, а также более крупногопроизводства). Деятельность таких предпринимателей осуществляется как наоснове собственного труда, так и с привлечением наемного.Предпринимательская деятельность может осуществляться также группой лиц,связанных между собой договорными отношениями и экономическим интересом.Субъектами коллективного предпринимательства выступают акционерныеобщества, арендные коллективы, кооперативы и т. д. В отдельных случаях ксубъектам предпринимательства относят и государство в лице егосоответствующих органов. Таким образом, в рыночной экономике существуют триформы предпринимательской деятельности: государственная, коллективная,частная, каждая из которых находит свои «ниши» в хозяйственной системе. Объектом предпринимательства является осуществление наиболееэффективной комбинации факторов производства с целью максимизации дохода.Новые всевозможные способы комбинации экономических ресурсов, по мнению И.Шумпетера, являются главным делом предпринимателя и отличают его отобычного хозяйственника. Предприниматели комбинируют ресурсы с цельюизготовления нового, неизвестного потребителям блага; открытия новыхспособов производства (технологий) и коммерческого использования ужесуществующего товара; освоение нового рынка сбыта; освоение новогоисточника сырья; проведения реорганизации в отрасли для создания своеймонополии или подрыва чужой. Для предпринимательства, как метода ведения хозяйства, главнымусловием является самостоятельность и независимость хозяйствующихсубъектов, наличие у них определенной совокупности свобод и прав — повыбору вида предпринимательской деятельности, по формированиюпроизводственной программы, по выбору источников финансирования, доступу кресурсам, по сбыту продукции, установлению на нее цен, распоряженияприбылью и т. д.. Самостоятельность предпринимателя следует понимать в томсмысле, что над ним нет руководящего органа, указывающего, что производить,сколько тратить, кому и по какой цене продавать и т. д. Но предпринимательвсе время находится в зависимости от рынка, от динамики спроса ипредложения, от уровня цен, т. е. от сложившейся системы товарно-денежныхотношений. Вторым условием предпринимательства является ответственность запринимаемые решения, их последствия и связанный с этим риск. Риск всегдасвязан с неопределенностью, непредсказуемостью. Даже самый тщательныйрасчет и прогноз не могут устранить фактор непредсказуемости, он являетсяпостоянным спутником предпринимательской деятельности. Третьим признаком предпринимательства является ориентация надостижение коммерческого успеха, стремление к увеличению прибыли. Но такаяустановка не является самодовлеющей в современном бизнесе. Деятельностьмногих предпринимательских структур выходит за рамки чисто экономическихзадач, они принимают участие в решении социальных проблем общества,жертвуют свои средства на развитие культуры, образования, здравоохранения,охрану окружающей среды и т. д. Предпринимательство как особый тип экономического мышленияхарактеризуется совокупностью оригинальных взглядов и подходов к принятиюрешений, которые реализуются в практической деятельности. Центральную рольздесь играет личность предпринимателя. Предпринимательство — это не родзанятий, а склад ума и свойство натуры. Быть предпринимателем — значит,делать не то, что делают другие, — считал И. Шумпетер. «Нужно обладатьособым воображением, даром предвидения, постоянно противостоять давлениюрутины. Нужно быть способным найти новое и использовать его возможности.Нужно уметь рисковать, преодолевать страх и действовать не в зависимости отпроисходящих процессов — самому эти процессы определять». Предпринимателем в его деятельности движет воля к победе, желаниеборьбы, особый творческий характер его труда. Что касается интеллекта предпринимателя, то он, по мнению И.Шумпетера, сильно ограничен и избирателен. он направлен на весьма узкийкруг явлений, которые предприниматель изучает досконально. Ограниченностькругозора не позволяет предпринимателю сравнивать много различных вариантовдостижения своей цели и предаваться долгим колебаниям. В нашей отечественной литературе предпринимательство такжерассматривается через призму хозяйственного искусства, экономического иорганизационного творчества, свободного проявления инициативы, новаторства,готовности к риску и т. д. ради получения прибыли. И это вполнеестественно: ведь управление есть своего рода «искусство возможного». Темболее что речь идет об управлении и организации производства в условияхвозрождения рыночного, конкурентного хозяйства, где индивидуальныесклонности, навык, сметка играют не последнюю роль. 2.2.Предпринимательская способность и предпринимательский доход. Предпринимательскую способность можно определить как один изэкономических ресурсов, влияющих на характер и темпы экономическогоразвития. В состав данного ресурса следует включать, прежде всего,предпринимателей, к которым относятся, в первую очередь, владельцыкомпаний, менеджеры, не являющиеся их собственниками, а также организаторыбизнеса, сочетающие в одном лице владельцев и управляющих. Помимо собственно предпринимателей, т. е. непосредственных носителейпредпринимательских способностей, в состав данного ресурса следует включатьвсю предпринимательскую инфраструктуру страны, а именно действующиеинституты рыночной экономики, т. е. банки, биржи, страховые компании,консультативные фирмы. Наконец, к данному ресурсу, несомненно. относятсяпредпринимательская этика и культура, а также предпринимательский духобщества. В целом предпринимательский ресурс можно охарактеризовать какособый механизм реализации предпринимательских способностей людей,основанный на действующей модели рыночной экономики. Уникальность значения предпринимательского потенциала состоит в том,что именно благодаря ему приходят во взаимодействие прочие экономическиересурсы — труд, капитал, земля, наука. Инициатива, риск и умениепредпринимателей, помноженные на рыночный механизм, позволяют смаксимальной эффективностью использовать все прочие экономические ресурсы,стимулировать экономический рост. Как показывает опыт многих стран срыночной экономикой, их экономические достижения, в том числе темпыэкономического роста, инвестиционная активность, технологическиенововведения, напрямую зависят от реализации предпринимательскогопотенциала. Так, экономический курс, ориентированный на поддержкупредпринимательства, уменьшение государственных расходов и государственногорегламентирования, позволил США и ряду других западных стран весьмаэффективно преодолеть многие экономические трудности 80—90-х гг. Можно утверждать, что предпринимательская способность как ресурс болееэффективно реализуется в условиях максимально либеральной экономическойсистемы, не обремененной чрезмерной государственной бюрократией, имеющейтакже устоявшиеся предпринимательские традиции и соответствующеезаконодательное оформление. При этом очевидно, что залогом успешнойреализации предпринимательского потенциала являются, прежде всего, самипредприниматели, их квалификация и уровень образования, способность братьна себя ответственность и инициативу, умение ориентироваться в высококонкурентной среде, а также их чувство социальной ответственности. В странах с высоким предпринимательским потенциалом важную роль обычноиграет малый и средний бизнес, являющийся питательной средойпредпринимательства, своего рода «кузницей» предпринимательских кадров. ВСША, например, 40% ВНП создается на предприятиях малого и среднего бизнеса.Государство оказывает предпринимательству широкую поддержку. В стране,наряду с поддерживающим предпринимательство федеральным органом —Администрацией малого бизнеса, при органах исполнительной власти на местахдействуют 19 тыс. региональных комиссий по экономическому развитию,призванных способствовать развитию бизнеса в конкретном регионе, роступроизводства перспективных товаров и услуг, имеющих спрос в даннойместности. Кроме того, в США в середине 90-х гг. действовало около 600 такназываемых предпринимательских инкубаторов, т. е. специализированныхгосударственных и частно государственных учреждений, осуществляющихмногоплановую поддержку вновь создающимся компаниям. Такой бизнес-инкубатортерриториально объединяет новые компании под одной крышей и способствует их«выращиванию» и становлению. Предпринимательская способность как ресурс имеет свою специфическуюоплату — предпринимательский. В реальной хозяйственной жизни его трудновыделить, тем не менее, это не абстрактная экономическая категория.Предпринимательский доход — это та плата, которую получает предпринимательза свои организаторские способности по объединению и использованиюэкономических ресурсов, за риск убытков от использования этих ресурсов, захозяйственные инициативы (инновации) и монопольную рыночную власть. В экономической теории предпринимательский доход делят на две части:нормальную и экономическую прибыль. К первой относят как бы гарантированныйдоход предпринимателя, своего рода его заработную плату; ко второй — платуза риск, инновации, монопольную власть. Понятно, что величинапредпринимательского дохода колеблется, прежде всего, за счет второйсоставляющей, т.е. экономической прибыли. 2.3.Организационные формы предпринимательской деятельности в России. Один и тот же тип организации предпринимательской деятельности можетвключать в себя неоднородные по своему характеру отношения имущественныхправомочий, принципов организации и управления, что требуетсоответствующего их правового оформления. Поэтому на практикепредпринимательская деятельность осуществляется в конкретных хозяйственно-правовых формах, отражающих не только функциональные особенности самихорганизационных форм, но и национальные особенности правового режимастраны. В Российской Федерации структура хозяйственно-правовых формопределена введенным в действие с 1 января 1995г. Гражданским Кодексом РФ,который подразделяет всех участников предпринимательской деятельности поюридическому статусу на физических и юридических лиц, а по целидеятельности — на коммерческие и некоммерческие организации. К физическим лицам отнесены граждане, осуществляющиепредпринимательскую деятельность без образования юридического лица под своюимущественную ответственность. Эта группа лиц представлена индивидуальнымипредпринимателями и крестьянскими хозяйствами. Юридическими лицами признаются организации, в том числе и создаваемыеотдельными гражданами, которые имеют обособленное имущество,самостоятельный баланс, могут приобретать имущественные и неимущественныеправа и отвечают своим имуществом по возникающим в отношении ихобязательствам. Юридические лица дифференцированы, во-первых, по целидеятельности на коммерческие и некоммерческие организации, во-вторых, взависимости от характера правомочий учредителей — в отношении имуществаюридического лица. Одну группу составляют хозяйственные товарищества иобщества, производственные и потребительские кооперативы, являющиесяюридическими лицами, в отношении которых их участники имеют обязательныеправа, то есть определенные законом и учредительным договором. Другаягруппа юридических лиц, на имущество которых участники имеют правособственности, представлена унитарными предприятиями и финансируемымисобственником учреждения. В-третьих, в зависимости от особенностейорганизации, юридические лица подразделяются на ряд видовых форм. Коммерческой организацией является предпринимательскоеобразование, преследующее извлечение прибыли в качестве основной цели своейдеятельности. К ним относятся: хозяйственные товарищества и общества,унитарные предприятия и производственные кооперативы. Коммерческиеорганизации могут быть созданы только в предусмотренных ГражданскимКодексом РФ правовых формах, и ни в каких других. Хозяйственные товарищества и общества являются наиболеераспространенной формой коммерческих образований. Они могутучреждаться гражданами, юридическими лицами и учреждениями с разрешения ихсобственника. Только государственным и муниципальным органамзаконодательство запрещает быть участниками хозяйственных товариществ иобществ. Главной особенностью этих форм является долевое участие в капиталеи то, что все имущество, как созданное за счет вкладов учредителей, так иприобретенное в процессе деятельности, принадлежит участникам на правесобственности. Высшим органом их управления является собрание всехучастников, обладающее исключительной компетенцией. Разграничительнымпризнаком для этих форм являются различия в форме объединения вкладчиков.Товарищества представляют собой образования, построенные на началахчленства и объединения капитала, в то время как общества,— только наобъединении капиталов. Это не формальное различие, так как онообусловливает, с одной стороны, степень хозяйственной ответственностиучредителей, а с другой, — характер их взаимоотношений с созданнойпредпринимательской структурой. Учредители товарищества несут полнуюсолидарную ответственность по его обязательствам, тогда как хозяйственныйриск участников общества ограничен их вкладом. Товарищество предполагаетнепосредственное личное участие учредителей в деятельности и управлении им.Взаимоотношения же общества и его учредителей строятся на основегражданских правоотношений, то есть гражданского договора. Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме полногохозяйственного товарищества и товарищества на вере. Полное хозяйственное товарищество (ПХТ) — основанное на долевойсобственности объединение закрытого типа с ограниченным числом участников,несущих полную ответственность по обязательствам товарищества всем своимимуществом. Оно может быть учреждено не менее чем двумя лицами. Поэтому вслучае, когда в действующем товариществе остается единственный участник,оно должно быть ликвидировано или преобразовано в иную форму. Товарищество на вере (коммандитное) — объединение закрытого типа,включающее, наряду с участниками, несущими полную имущественнуюответственность по обязательствам товарищества, вкладчиков, ответственностькоторых ограничивается размером внесенного вклада. Товарищество на вере создается по тем же основаниям, что и полноетоварищество, с тем лишь отличием, что должно включать в себя вкладчиков(коммандитистов), по крайней мере, одного. В случае же выбытия всехвкладчиков оно должно быть ликвидировано или преобразовано в иную форму. Хозяйственные общества могут создаваться в форме «Общества сограниченной ответственностью», «Общества с дополнительнойответственностью» и «Акционерного общества». Общество с ограниченной ответственностью — организационная формапредпринимательства, основанная на объединении капитала ограниченного числаучастников, не несущих имущественной ответственности по обязательствамобщества. Общество с ограниченной ответственностью может быть учреждено однимили несколькими участниками, число которых не должно превышатьзаконодательно устанавливаемого предела их численности. В своейдеятельности общества данного типа руководствуются подписанным учредителямиУчредительным договором и утвержденным ими Уставом, отражающих основныеположения организации и управления обществом. Формирование активов обществаосуществляется за счет вкладов учредителей. И хотя капитал общества сограниченной ответственностью разделен на доли, общество не вправевыпускать акции и подобные им ценные бумаги. Минимальный размер уставногофонда для обществ данного типа регулируется законодательно и должен быть неменее 100 минимальных месячных оплат труда, причем в случае снижения объемачистых активов общества ниже установленной величины общество ликвидируется. Общество с дополнительной ответственностью — организационная формапредпринимательства, основанная на объединении капиталов ограниченногочисла участников, принимающих на себя определяемую ими дополнительнуюимущественную ответственность по обязательствам общества. Акционерное общество (АО) — образование на основе объединениякапиталов путем эмиссии акций, участники которого не несут имущественнойответственности по его обязательствам иначе как в размере стоимостиприобретенных ими ценных бумаг общества. Отличительной особенностью АО является разделение его капитала наопределенное число акций, распределяемых среди участников, что, однако, неисключает создания АО одним лицом, выступающим в этом случае держателемвсего пакета акций. Учитывая специфику функционирования АО, формированиеего капитала регламентируется законодательно. Уставной фонд АО складываетсяиз номинальной стоимости акций, размещаемых среди учредителей. При этом егоминимальная величина определена в 1000 минимальных месячных оплат труда, аоткрытая подписка на акции допускается только после полной оплатыучредителями уставного фонда. Увеличение уставного фонда для покрытияубытков не допускается, а его уменьшение возможно только после уведомленияоб этом всех кредиторов. АО также не вправе выплачивать дивиденды, как дополной оплаты уставного фонда, так и в случае, когда чистые активы обществаменьше уставного фонда или могут стать меньше его после выплаты дивидендов.Использовать же такой инструмент увеличения активов, как облигации, АОмогут только после третьего года своего существования и на сумму, непревышающую размер уставного фонда. В то же время закон допускаетвозможность преодоления указанных требований при условии обеспечениявыпуска облигаций третьими лицами. Управление АО осуществляется через общее собрание акционеров, имеющееисключительную компетенцию, и исполнительные органы, в качестве которыхмогут выступать как непосредственно управляющий орган, осуществляющийтекущее руководство, так и Совет директоров или Наблюдательный совет, есличисло акционеров более пятидесяти. При этом компетенция исполнительныхорганов АО и порядок принятия решений регулируются не только Уставомобщества, но и законодательством об акционерных обществах. Ликвидация АО может быть проведена на добровольной основе по решениюобщего собрания либо в установленном законом порядке. АО может бытьпреобразовано в общество с ограниченной ответственностью. 3.Предпринимательский потенциал России. Характер предпринимательского потенциала России обусловлен переходнымсостоянием российской экономики. С одной стороны, Россия продемонстрироваласпособность к быстрому формированию предпринимательской инфраструктуры исамого класса предпринимателей, тем более что сами эти понятия напротяжении многих предшествовавших десятилетий воспринимались исключительнонегативно. С конца 80-х гг. в стране образовались тысячи рыночныхинститутов, возникли миллионы собственников. С другой стороны, многие рыночные структуры делают лишь первые шаги,например рынок ценных бумаг (фондовый рынок). Остается весьма заметной долягосударства, как в национальном богатстве, так и в собственностиакционированных и частично приватизированных предприятий. Есть всеоснования полагать, что в силу многих исторических и культурных традицийРоссия сохранит значительный государственный сектор и в будущем. Весьмавелика, будет и роль государственного регулирования в экономике. При этомодной из характерных черт переходной экономики России является тесноепереплетение частного и государственного капитала, заметная рольгосударственного аппарата, а значит, и государственногопредпринимательства. Одновременно с этим сохраняется сильная зависимостьчастных предпринимателей (как сохранивших свои позиции прежних директоровприватизированных государственных предприятий, так и новых менеджеров,возглавивших вновь созданные коммерческие структуры) от органовгосударственного управления и их многочисленных чиновников, имеющихогромные возможности для контроля за деятельностью частного бизнеса, егоразрешения или запрещения, часто небескорыстно. Нельзя не отметить специфику состава формирующегося российскогопредпринимательского класса. Согласно проведенным исследованиям, 61%российской бизнес элиты являются выходцами из прежней советскойноменклатуры (партийной, комсомольской, хозяйственной) со всеми присущимией традициями клановой закрытости, специфической моралью и привычкойфункционировать в контролируемой государством высокомонополизированнойэкономике. Часть этих кадров сумела адаптироваться к требованиям рынка,успешно осваивает новые знания и стиль поведения, другая продолжаетруководить предприятиями и фирмами во многом по старинке, полагаясь главнымобразом на личные связи и покровительство государственных чиновников. Довольно пестрым является и «не номенклатурный» сегмент российскогопредпринимательства: здесь и рядовые граждане, прежде всего молодежь,активно работающая в бизнесе (в основном в мелкорозничной и «челночной»торговле, не требующей значительного первоначального капитала, впосреднических услугах), и высококвалифицированные специалисты, открывающиеконсультативные фирмы, например, в области управления, программногообеспечения. Расширяется малый бизнес в сфере ремонта, строительства итехнического обслуживания. К сожалению, немалая часть новогопредпринимательства вышла из прежнего «теневого» бизнеса и находится подпрямым контролем криминальных структур. Криминальные структуры втягивают всвою орбиту и вполне «чистый» бизнес, облагая его всевозможными поборами.Рэкет стал почти неотъемлемой частью российского предпринимательства 90-хгг. Таким образом, исходные рубежи для формирования российскогопредпринимательского класса являются далеко не самыми благоприятными.Потребуется немало лет и усилий для выращивания не только умелых и опытных,но и «цивилизованных» предпринимателей. Пожалуй, одним из ключевыхфакторов, наряду с продолжением либеральных экономических реформ, являетсясистема образования, способная дать нынешним и будущим российскимпредпринимателям не только современные управленческие знания, но и привитьопределенную систему моральных ценностей, выработать новуюпредпринимательскую этику, широко распространившуюся в развитых странах.Учитывая весьма высокий образовательный и квалификационный уровеньроссийских трудовых ресурсов, развитую систему образования, возможности дляэтого имеются. Другой ключевой фактор — осознание предпринимателями своейсоциальной ответственности. В такой стране, как Россия, где чувствосоциальной справедливости обострено, а от руководителя ожидают решениясоциальных проблем его подчиненных, предприниматели могут статьпотенциально более важным элементом общественно-политической жизни, чем внекоторых странах с развитой рыночной экономикой. Еще одна важная задача — перевести большинство старых российскихпредприятий (фирм) на рельсы рыночной экономики за счет учета воздействиярынка не только на его внешние условия хозяйствования, но и на внутренние,т. е. перестроить отношения в рамках компаний, внедрить современную системууправления, расширить экономическую демократию. Чрезвычайно важнойпредставляется также задача формирования на приватизированных иакционированных предприятиях новой культуры отношений между работниками,многие из которых стали одновременно и собственниками, и управляющими,осознания акционерами своих прав и обязанностей. В этой связи чрезвычайно важны роль и усилия государства, а такжедругих общественных институтов (образования, средств массовой информации идр.), направленные на формирование цивилизованного класса предпринимателейв нашей стране, законодательное и организационное обеспечение этогопроцесса. Заключение. Эффективные меры государственного регулирования экономики не только невраждебны интересам предпринимательства, но и стимулируют его. Эксцессы нецивилизованного, “дикого” рынка вызывают апатию и ощущениебезысходности у многих из тех, кто заинтересован в поисках оптимальногопути развития отечественного бизнеса. Происходит это в значительной степенииз-за того, что за пределами действия государственных рычагов (прежде всегоэкономических и законодательных) оказались: -перевод капиталовложений и прибыли из России в зарубежные страны; -не денежные формы расчетов; Традиционные меры государственного воздействия и российскоезаконодательство оказались в этом отношении неэффективными. Во-первых, налоговое законодательство, направленное на борьбу сманипуляцией ценами и с искажением показателей прибыли, не обеспечиваетконтроля за движением отечественных капиталов, поскольку налоговая служба— в зачаточном состоянии. Во-вторых, нынешняя кредитно-денежная политика не в состояниипредотвратить массовый отток капиталов в другие страны, не содержитэлементов эффективного стимулирования производства. Далее. Антимонопольное законодательство принимается слабо, не препятствуясуществованию сверхмонополий. Отраслевые монополии бесконтрольно диктуютсвои условия, блюдя собственные интересы, зачастую не совпадающие синтересами социально-экономического развития страны. Естественно, когда приоритет отдается рыночным механизмам, объемгосударственного регулирования сокращается. Но при всех условияхгосударство резервирует за собой следующие важные функции: -координация интересов частного бизнеса и национальной экономики вцелом (отсутствует, получение, тем или иным способом, доступа к бюджетнымресурсам остается, в настоящее время, самым прибыльным бизнесом, чтонаправляет частную инициативу в разрушительное для национальных интересоврусло); -обеспечение социальной защиты малоимущих и нетрудоспособных(присутствует на уровне обеспечения выживания); -антимонопольные меры, контроль за соответствием деятельностивнешнеэкономических структур государственным интересам, экспортныйконтроль; -таможенные тарифы, налоги, кредитная политика; -стимулирование научно-технического прогресса. Многие экономические законы РФ предполагает регулирование развитойрыночной инфраструктуры, а реально не имеют механизма его реализации из-засохранившихся государственных монополий и отсутствия конкуренции. Анализсостояния отечественного законодательства говорит о том, что многие законырегулируют рыночные отношения, пока не существующие в российскойдействительности. Вероятно, иногда это результат бездумного копированиязападных образцов правовых актов. Необходимо тесное взаимодействие государственных органов скоммерческими структурами в целях стимулирования новых технологий. Какпоказывает опыт промышленно развитых стран, экспериментальные ивнедренческие разработки невозможны, если государство не создает длякоммерческих структур благоприятный климат, включающий, в частности,налоговые льготы. Формально российское государство налоговоезаконодательство предусматривает такие льготы, но, судя по всему, они недостаточны. Требуется стимулирование перспективной инвестиционнойдеятельности с помощью продуманной фискальной и кредитно–денежной политикойгосударства.Список использованной литературы:1.Экономика: Учебник/Под ред. доц.А.С.Булатова.2-е изд., перераб. И доп.-М.:Издательство БЕК,1999-816с.2.Курс экономики: Учебник 2-е издание дополненное/Под ред. Б.А. Райзберга.-М.:Инфра-М,1999.-716с.3.Курс экономической теории: общие основы экономической теории. Микроэкономика, макроэкономика, переходная экономика: Учебноепособие/Руководитель авторского коллектива и научный редактор профессорА.В.Свиридович - М.: МГУ им. М.В.Ломоносова. Издательство ДИС, 1997.-736с.4.Курс экономической теории: Учебник/Под ред. проф. М.Н.Чепурина и проф.Е.А. Киселёвой




Похожие:

Предпринимательство icon«Молодежное предпринимательство в Республике Татарстан на 2012 – 2016 годы»
Цели, задачи, индикаторы оценки результатов долгосрочной целевой программы Молодежное предпринимательство
Предпринимательство icon«Молодежное предпринимательство в Республике Татарстан на 2012 – 2016 годы»
Цели, задачи, индикаторы оценки результатов долгосрочной целевой программы Молодежное предпринимательство
Предпринимательство iconДля итоговой государственной аттестации выпускников тгпи им. Д. И. Менделеева по специальности 050502. 65 (030600) технология и предпринимательство
Содержание государственного экзамена по специальности 050502. 65 – «Технология и предпринимательство»
Предпринимательство iconОценочные и диагностические средства для итоговой аттестации выпускников тгспа им. Д. И. Менделеева по специальности 050502. 65 (030600) технология и предпринимательство
Содержание государственного экзамена по специальности 050502. 65 – «Технология и предпринимательство»
Предпринимательство iconКоллегова О. Теневая экономика и предпринимательство в России
России. Кроме того, предпринимательство относительно новое явление в России, следовательно не имеет должной базы в экономической...
Предпринимательство iconСеминар кафедры экономики и цоа «Практическая экономика и предпринимательство» Московского института открытого образования (миоо)
Вступительное слово Калинина Наталия Николаевна, заведующая кафедрой экономики, руководитель цоа «Практическая экономика и предпринимательство»...
Предпринимательство iconПрограммы «Молодежное предпринимательство в Республике Татарстан на 2012 – 2016 годы» в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. №209-фз «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»
Об утверждении долгосрочной целевой программы «Молодежное предпринимательство в Республике Татарстан на 2012 – 2016 годы»
Предпринимательство icon«Предпринимательство: ответ на глобальные вызовы XXI века» 16 мая 2011 г. Информационное письмо уважаемые студенты и аспиранты!!!
Башгу приглашает Вас принять участие во II всероссийской научно-практической конференции «предпринимательство: ответ на глобальные...
Предпринимательство iconПрограмма дисциплины "Технологическое предпринимательство"  для направления
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080500. 68 "Бизнес-информатика",...
Предпринимательство iconПрограмма дисциплины Предпринимательство и модели бизнеса в Интернет для направления 080500. 68 «Бизнес-информатика»
Предпринимательство и модели бизнеса в Интернет для направления 080500. 68 «Бизнес-информатика» подготовки магистра
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы