Использование исторического опыта для совершенствования работы органов управления, нии, кб icon

Использование исторического опыта для совершенствования работы органов управления, нии, кб



НазваниеИспользование исторического опыта для совершенствования работы органов управления, нии, кб
Дата конвертации22.07.2012
Размер97.51 Kb.
ТипРеферат
Использование исторического опыта для совершенствования работы органов управления, НИИ, КБ


Н.С. Волгин Использование исторического опыта для совершенствования работыорганов управления (ОУ), научно-исследовательских институтов (НИИ),конструкторских бюро (КБ) Влияние истории на жизнь общества многогранно и многопланово. Врамках данной темы целесообразно рассмотреть два направления использованияисторического опыта в жизни общества: формирование (совместно с экономикой)нации из населения региона; выполнение функции метода для выявлениязакономерностей в различных областях жизни общества. 1. Опыт, содержание истории как инструмента формирования нации.Плодотворно следующее образное представление нации с точки зрения влиянияна нее "текущего" опыта, опыта истории: нация - это дерево; его кронасвязана с атмосферой, что обуславливает влияние на дерево -нациюнастоящего; корни дают питание этому дереву из глубины веков; совместноевлияние кроны и корней определяют жизнь и эволюцию нации. Зачем лицам, составляющим коллективы ОУ, НИИ, КБ знать и учитыватьэти обстоятельства? Дело в том, что ранее на формирование и эволюцию нациитребовались века и десятилетия. Современные СМИ позволяют деформироватьнацию за считанные годы (2(. Предварительно громят экономику, захватываютСМИ. Затем с помощью СМИ ощипывают крону дерева - нации, обрубают частькорней. Например, россиянам уже более десяти лет злонамеренно твердят, чтопредыдущие 70-80 лет их жизни - позор, который надо забыть. Между тем,именно в этот период страна на собственном опыте ознакомила мир с большимивозможностями плановой экономики (ею восхищался А. Эйнштейн (8(,использовал Ф.Д. Рузвельт, взяли на вооружение цивилизованные страны мира,достигшие поэтому экономических успехов), освободила мир от ужасов фашизма,вывело человечество в космос. Под воздействием СМИ могут стремительноменяться национальные черты характера (менталитет нации) в нужном дляврагов направлении. Органам управления силами (войсками) надо знатьизменение качеств личного состава кораблей и частей, т.к. они (качества)влияют на тактику, оперативное искусство, решение вопросов стратегическогоприменения сил, методы управления, содержание воспитательной работы сличным составом. Специалисты НИИ, КБ не могут разрабатывать эффективныесистемы оружия и технических средств без учета качеств обслуживающеголичного состава, создателей систем. Общеизвестно, что М.И. Кошкинразработал шедевр танкостроения мира - танк Т-34 - в том числе и благодаряправильному видению "поля будущего боя", учета особенностей экипажейтанков, составов коллективов предприятий, создающих эти танки (7(. Известныи примеры пагубных последствий неучета указанных обстоятельств (6(. Какправило, для выявления необходимой исполнителям информации требуетсяизучение больших периодов жизни общества с использованием для этогоэкспресс-исторических (в динамике управления, "по горячим следам")исследований.
Часто необходимы геополитические, геоэкономические прогнозы,включающие и рассмотрение эволюции противников (9(. Методология такихисследований - большая самостоятельная тема. Однако их аксиоматикунеобходимо изложить здесь же. Аксиома № 1. Ключ к изучению законов истории общества нужно искать нев головах людей, а в экономике общества (И.В.Сталин, 1938 г.) Аксиома № 2. Чтобы действие было успешным, необходимы два условия.Первое - правильное определение конечной цели действия. Вторая - правильноеопределение способа достижения конечной цели (Аристотель, 4 в. до н. э.). Аксиома № 3. Всякая достаточно богатая непротиворечивая формальнаясистема непременно неполна (Гедель, 1931 г.). 1-е следствие из аксиомы № 2. Во всяком действии нужно видеть цель испособ ее достижения. 2-е следствие из аксиомы № 2. Если цель действия не объявлена илимаскируется, ее нужно выявить, анализируя способы действий и учитываяправило: "Кому выгодно?" Следствия из аксиомы № 3. Всякая непротиворечивая формальная системавсегда является частью более обширной формальной системы или (и)взаимодействует с другими системами. 2. Опыт, содержание истории как инструмент совершенствования методаработы специалистов ОУ, НИИ, КБ используется для: а) выявления объективно обусловленных тенденций развития висследуемых сферах жизни общества и факта рождения новых областей теории ипрактики в этих сферах; б) совершенствования методов работы специалистов в этих новыхобластях. Изложим тему на примере, ставшем уже историей. В 1961 г. дальновидныйначальник ВМА адмирал Ю.А. Пантелеев распорядился ввести в академииизучение исследования операций (ИО). В России - СССР имелся большой опытуспешного использования математического моделирования (то есть именно ИО)для целей практики. Однако многими специалистами ИО этот опыт историиигнорировался, а педалировалась связь ИО с кибернетикой. Кибернетика же 50-60-х годов делала упор на ложно понятую общность процессов управления внеживой и живой (различной) природе. Для всех практиков в областиуправления было очевидным, что управление лапкой муравья, механизмом ибригадой кораблей имеет сходство чисто внешнее - наличие контурауправления, а различие принципиальное - отсутствие (два первых примера) иналичие (последний пример) творчества человека. Отрицание ложных догмкибернетики переходило в отрицание ИО. Для выявления роли и места ИО при управлении силами и техническимисистемами было проведено историческое исследование с использованиемприведенной выше аксиоматики. Подробно оно изложено в (1(, здесь излагаетсятезисно. Чтобы управлять, надо предвидеть, чтобы предвидеть, необходимо знатьзакономерности управляемых процессов, а для этого необходимы методы ихвыявления. Исторически первыми методами были использование накопленногоопыта и качественный анализ, логика (основы методов логики разработалАристотель в 4 в. до н.э.). Усложнение структуры армии и флота потребовало внедрения новогоинструмента познания - натурного моделирования. В военной области еговпервые применил Петр I, чьи "потешные походы" были моделями боев. Его делопродолжил и П.А. Румянцев, А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков и др. Военные игры накартах (разновидность натурных моделей) использовал Наполеон, их методикуразрабатывали прусские офицеры Рейсвицы (отец и сын) в начале 19 в. Деловыеигры - натурное моделирование в административных и экономических структурах- начали активно применяться с середины 20 в. Однако натурное моделирование не способно раскрывать многие свойствауправляемых процессов, зачастую требует чрезмерно больших ресурсов,времени. Появилось математическое моделирование (ММ). Вскоре возникла ещеодна важная причина использования ММ - острое противоречие междустремлением увеличивать время разработки обоснованных решений, планов инеобходимостью уменьшать это время для повышения темпов управления.Разрешение этого противоречия возможно лишь при автоматизации процессовуправления с использованием ЭВТ, что требует ММ. Так сталь ясны объективная неизбежность появления методов ИО, их рольи место в процессе управления - быть одним из методов познаниязакономерностей управляемых процессов. Установлено также, что в ходепоследовательного формирования старые методы познания обогащаются за счетновых, новые используют многое из аппарата старых методов. Но что вызываетнеобходимость разработки новых методов? Использование аксиомы №1 позволяетвыявить цепочку зависимостей: совершенствование орудий и средствпроизводства ( создание новых средств и систем вооруженной борьбы (усложнение структуры армии и флота ( усложнение закономерностей, ускорениетемпов вооруженной борьбы ( потребность в новых инструментах познания.Важный вывод: этот процесс не остановится на ныне достигнутом уровне, т. к.не иссякли причины его стимулирующие. Руководители должны разрабатывать,выявлять новые методы с учетом предупреждения Гегеля: "Новое рождается какересь, а умирает как предрассудок". Как применять ИО в ходе управления? Следуя аксиоме №2 вначале былавыявлена цель ИО, т.е. использования ММ. Для этого (см. аксиому №3) былисовместно изучены свойства ММ вооруженной борьбы, особенности управлениясистемами оружия, технических средств и силами, возможности ЭВТ (1(.Выявленная цель ИО при управлении силами: повышение эффективностипринимаемых решений и планов, оперативности их подготовки и проведения вжизнь. Но при разработке способов достижения этой цели (аксиома №2) впервую очередь необходимы методы разработки системы направлений, целейоптимизации вырабатываемых решений и планов. Было решено проанализировать опыт истории, выявить победоносныевоенные операции, успешные проектно-конструкторские работы; отобрать те изних, где успех был достигнут за счет эффективных решений и планов; выявитьстиль творчества (эвристику) руководителей, добившихся успеха; на основаниианализа полученных результатов разработать методы творчества руководителейс учетом возможностей современных методов ИО, компьютерных и информационныхтехнологий. Были проанализированы стили творчества генерала А.А. Брусиловапри разработке им замысла победоносного Брусиловского прорыва (1916 г.) исоветского авиаконструктора Р.Л. Бартини при создании им в начале 30-хгодов истребителя "Сталь-5", который впервые в СССР превысил скорость 400км/час. Описание способов изучения стиля творчества руководителей -самостоятельная тема. Изложим лишь полученные результаты. 1. Стили успешного творчества руководителей в различных рассмотренныхобластях - оперативно-стратегической и проектно-конструкторской - сходны вглавном. 2. Для обеспечения взаимосвязанной системы направлений, целейоптимизации используется закон диалектического метода познания о единстве иборьбе противоположностей. Его применение гарантирует разработку системыпротивоположных альтернатив с их сильными и слабыми сторонами, что и естьсистема целей оптимизации. 3. Полученная система оптимизируется как единое целое, для чегоразрабатывается метод оптимизации. Он включает все методы познания (см.выше). Один из них является главным, цементирующим остальные. У Брусиловаэто были логические построения, у Бартини - математическое моделирование. 4. Использование закона о единстве и борьбе противоположностейоткрывает возможность комбинированного использования для указаннойоптимизации как способа "развязать узел" (применить методы формальной, втом числе математической оптимизации альтернатив), так и способа "разрубитьузел", используя открытия, творческие находки для разрешения противоречий.Например, у Брусилова ими являлись первые в мире массовые аэрофотосъемки,наступление пехоты за огневым валом артиллерии, создание специализированныхартгрупп, инженерная подготовка атаки и т. д.; у Бартини - создание обводовсамолета, при которых встречный поток воздуха увеличивал скорость самолетана 10-15% (аналогия - движение яхты в крутой бейдевинд) и т.д. 5. Применение такого стиля творчества руководителя обеспечиваетвыработку решений, планов, которые повышают эффективность болеезначительно, чем это возможно лишь за счет увеличения сил, средств,ресурсов. Поучительным также оказалось рассмотрение стиля творчестванеудачников - людей, не добившихся успеха, потерпевших поражение из-занедостатков своих решений, планов (при прочих благоприятных условиях). Былипроанализированы эвристики, примененные при выработке решений на неудачныенаступательные операции под Верденом (1916 г.), на р. Сомма (1916 г.), уКамбрэ (1917 г.), а также при работе наших авиационных КБ над созданием вначале 30-х годов скоростного истребителя. Основным пороком творчестванеудачников было неумение мыслить диалектически, т. е. неумение, иногданепонимание необходимости, выявлять систему альтернатив с их сильными ислабыми сторонами. Это обуславливало невозможность осуществлять оптимизациюс учетом конкретных условий, занижало возможность творческих находок ипорождало шаблон. Шаблон же - условие необходимое и достаточное длянеудачи, разгрома даже при преимуществе в силах и средствах (1, 3(. Результаты исследований, изложенных выше, породили замысел: вооружитьвыявленной эвристикой творческой работы, свойственной талантливымодиночкам, все командные (научные) кадры всех инстанций по горизонталям ивертикалям управления (научной работы). Для этого был регламентированпроцесс поиска направлений оптимизации (1, 3, 4(. Комплексную оптимизациювыявленных систем альтернатив обоснованно предлагается осуществлять сцементирующим использованием ММ в сочетании с другими методами выявлениязакономерностей, объективного обоснования решений и планов. Чтобыиспользовать ММ в динамике творческой деятельности разработана организацияматематического обеспечения управления (МОУ) и обосновано создание системыМОУ (его материальной основы): кадры специалистов, аппаратных средств ивидов обеспечения МОУ - специального математического, программного,информационного, - ориентированных на модульное формирование моделей.Необходимая система принципов, методов и их обоснование названы"Методологией эвристической оптимизации с использованием математическогомоделирования" и содержится в работах (1, 3(. В работе (4( изложена важнаячастная задача - порядок включения методологии в конкретную областьтворческой деятельности. Заключение Опыт истории - незаменимый инструмент познания настоящего,обоснования методов работы в новых условиях. Анализ исторического опытасвидетельствует о следующих важных тенденциях в областях управления, работыНИИ, КБ. Объективно сформировалась необходимость в методологииэвристической оптимизации с использованием математического моделирования.Преимущество над противником (конкурентом) в использовании этой методологиигарантирует успех даже при отсутствии превосходства в силах, ресурсах.Поэтому в этой области развернется борьба. Мы в ней имеем начальноепреимущество - наличие собственных подготовленных кадров. Не утрачены еще итрадиции ускоренного развития науки. Но необходима четкая организацияработы. Достижение целей боевого и повседневного управления силами,организации при этом воспитательной работы с личным составом, а такжесоздание систем и средств вооруженной борьбы делают необходимымпрогнозирование состояния общества в будущем. Это породило актуальнуюпроблему разработки научно обоснованной методологии экспресс-историческихисследований жизни общества. История военного искусства, других областей деятельности людей должнапополниться новым разделом - изучением стиля творчества (эвристики)командиров, руководителей, научных работников. Цель - совершенствование ихтворческой работы. Идет процесс одновременного повышения требований как к эффективностиприменения сил, средств, технологий, так и к темпам их совершенствования(5(. Вывод: 21-й век будет веком оптимизации и модульного формированиясистем. Август 2000 г. Литература: Волгин Н.С. "Исследование операций", СПб: ВМА, 1999 г. Волгин Н.С. "Системный подход при анализе результатов управляемыхпроцессов, опыта истории и при прогнозировании", СПб: НТТР:// Referat.Comintern. ru. (VPO. zip); www. bank referatov. ru.Волгин Н.С., Волгин П.Н., Чурилов Ю.А. "Основы методологии эвристическойоптимизации с использованием математического моделирования", СПб: ВМА, 2000г. Волгин Н.С., Волгин П.Н., Грачев М.Н., Попович В.В. "Основы теориииспользования эвристической оптимизации и математического моделирования привыработке командиром решения",СПб: ВМА,2000 г. Грабин В.Г. "Оружие победы", М.: Политиздат, 1989г. Новиков-Прибой А.С. "Цусима", Саранск: Мордовское книжное издательство,1983 г. Резник Я.Л. "Сотворение брони", М: Воениздат, 1983 г. Эйнштейн А. "Наши разногласия ничтожно малы по сравнению с опасностью,которая нам угрожает", Журнал "Новое время"№16,1948 г. Яковлев Н.Н. "ЦРУ против СССР", М.: Молодая гвардия, 1983 г.




Похожие:

Использование исторического опыта для совершенствования работы органов управления, нии, кб iconИспользование исторического материала на уроках математики (из опыта работы)
Широко используются элементы историзма в преподавании литературы: в обрисовке исторического фона литературного творчества того или...
Использование исторического опыта для совершенствования работы органов управления, нии, кб icon«Организация как объект управления. Направления совершенствования управления организацией»
Характеристика структуры управления ОАО «бмз» и необходимость ее совершенствования
Использование исторического опыта для совершенствования работы органов управления, нии, кб iconИспользование ресурсов интернет для совершенствования коммуникативных навыков на урок
Использование ресурсов интернет для совершенствования коммуникативных навыков на уроках изобразительного искусства в коррекционной...
Использование исторического опыта для совершенствования работы органов управления, нии, кб iconСеминар для руководителей и полномочных представителей органов управления образованием и руководителей образовательных учреждений по распространению опыта реализации
Для руководителей и полномочных представителей органов управления образованием и руководителей образовательных учреждений
Использование исторического опыта для совершенствования работы органов управления, нии, кб iconСеминар для руководителей и полномочных представителей органов управления образованием и руководителей образовательных учреждений по распространению опыта реализации
Для руководителей и полномочных представителей органов управления образованием и руководителей образовательных учреждений
Использование исторического опыта для совершенствования работы органов управления, нии, кб iconСеминар для руководителей и полномочных представителей органов управления образованием и руководителей образовательных учреждений по распространению опыта реализации
Для руководителей и полномочных представителей органов управления образованием и руководителей образовательных учреждений
Использование исторического опыта для совершенствования работы органов управления, нии, кб iconСеминар для руководителей и полномочных представителей органов управления образованием и руководителей образовательных учреждений по распространению опыта реализации
Для руководителей и полномочных представителей органов управления образованием и руководителей образовательных учреждений
Использование исторического опыта для совершенствования работы органов управления, нии, кб iconСеминар для руководителей и полномочных представителей органов управления образованием и руководителей образовательных учреждений по распространению опыта реализации
Для руководителей и полномочных представителей органов управления образованием и руководителей образовательных учреждений
Использование исторического опыта для совершенствования работы органов управления, нии, кб iconСеминар для руководителей и полномочных представителей органов управления образованием и руководителей образовательных учреждений по распространению опыта реализации
Для руководителей и полномочных представителей органов управления образованием и руководителей образовательных учреждений
Использование исторического опыта для совершенствования работы органов управления, нии, кб iconОписание опыта работы
Использование элементов разноуровневого обучения для развития познавательной деятельности обучающихся с целью повышения качества...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы