Профессиональное самоопределение старшеклассников icon

Профессиональное самоопределение старшеклассников



НазваниеПрофессиональное самоопределение старшеклассников
Дата конвертации22.07.2012
Размер379,1 Kb.
ТипРеферат
Профессиональное самоопределение старшеклассников


Министерство народного образования РФ БрГТУ Кафедра психологии Психология профессионального образования.Реферат: Профессиональное самоопределение старшеклассников.Выполнил: Никулин А.Ю.Проверила: Иванова М.В. Братск 2001г. Содержание. 1. Введение: Профориентация учащихся на современном этапе. 2. Выбор профессии . 2.1.Мотивационно-ценностное отношение в профессиональном становлении студентов. 2.2. Профессиональное самоопределение и самосознание 2.3. Профессиональное самоопределение и профконсультация 2.4. Методы диагностики профессионального самосознания и ценностных ориентаций3. ПОИСК СМЫСЛОВЫХ ОПОР ЛИЧНОСТИ НА ПЕРЕЛОМАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА. 3.1. Стадии профессионального становления 3.2. Кризисы профессионального становления 3.3. Методы работы в переломные периоды профессионального выбора4. ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УСТАНОВОК ПОДРОСТКОВ НА ЭТАПЕ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ. 4.1. Типологии профессионального выбора 4.2. Методы диагностики профессиональных установок 1. Введение . Профориентация учащихся на современном этапе. На современном этапе определены основные требования кобщеобразовательной школе. Это развитие индивидуальных способностейучащихся, расширение дифференцированного обучения в соответствии с ихзапросами и склонностями , развитие сети специализированных школ и классовс углубленным изучением различных предметов, обеспечение соответствияуровня среднего образования требованиям научно-технического прогресса. Реализация современных требований, предъявляемых кобщеобразовательной школе , значительно активизировала разработку научных ипрактических проблем профориентации. Можно выделить ряд направлений ,способствующих решению практических вопросов профессиональногосамоопределения подрастающего поколения. К ним относятся : системапрофориентации , вооружающая школьников необходимыми знаниями дляориентации в мире профессий , умениями объективно оценивать своииндивидуальные особенности ( руководитель Б.А.Федоришин, Киев);диагностические методики изучения личности школьников в целях оказанияиндивидуальной помощи в выборе профессии (В.Д.Шадриков, Москва); (ВоронинН.П., Ярославль; Забродин Ю., Москва); теоретические и методические основыпроф. консультации молодежи, банк профессиокарт (Е.А.Климов, Москва);системный подход к профориентации школьников (В.Ф.Сахаров,Киров;Н.К.Степаненков, Минск); общественно-значимые мотивы выбора профессии(Е.М.Павлютенков, Комсомольск-на-Амуре); особенности профориентациистудентов в условиях высшей школы (Н.Ш.Шадиев, Ташкент; П.А.Шавир, Тюмень ;Н.Н.Чистяков, Кемерово); формирование элементов духовной культуры впроцессе подготовки учащихся к сознательному выбору профессии(Г.П.Шевченко, Луганск). Однако, несмотря на некоторые положительные результаты,профориентация в современных условиях всё ещё не достигает своих главныхцелей – формирования у учащихся профессионального самоопределения,соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросамобщества в кадрах, его требованиям к современному труженику .Существеннымтормозом развития профориентации является то, что она, как правило ,рассчитана на некоторого усредненного ученика; отсутствует индивидуальный, дифференцированный подход к личности выбирающего профессию; используютсяв основном словесные , декларативные методы, без предоставления возможностикаждому попробовать себя в различных видах деятельности , в том числе и визбираемой. Многие города и районы не обеспечены текущей информацией опотребностях в кадрах ; слабо осуществляется подготовка квалифицированныхспециалистов - профориентаторов. О низкой результативности профориентационной работы со школьникамисвидетельствуют и противоречия, связанные с профессиональнымсамоопределением учащихся: между их склонностями, способностями итребованиями избираемой профессии; осознанием уровня своего общего развитияи возможностью менее квалифицированной работы ; их притязаниями и реальнымивозможностями заполнения вакантных мест ; склонностью и представлениям опрестиже профессии ; желанием заранее попробовать себя в избираемойпрофессиональной деятельности и отсутствием таковой возможности в школе иближайшем её окружении; несоответствием здоровья , характера, привычектребованиям ,предъявляемым профессией и др. Данные противоречия можноотнести к группе внутренних , личностно-психологических. Но не менее значимы и противоречия социально – экономические : междувозросшими требованиями к современному специалисту и действующими формами иметодами , сложившимися на основе представлений об экстенсивных путяхразвития народного хозяйства, его кадрового обеспечения; профессиональнымипланами молодежи с высоким уровнем образования и экономическойнеобходимостью народного хозяйства заполнить вакантные рабочие места стяжелым физическим трудом; потребностью общеобразовательной школы и другихсоциальных институтов в специалистах – профориентаторах и отсутствиемстабильной комплексной подготовки их в вузах страны ; необходимостьюкоординации и интеграции профориентированных воздействий и решением еёузковедомственными путями и средствами. Анализ накопленного опыта в области теории и практики профориентации, выявленных противоречий, путей их развития и решения позволяет следующимобразом сформулировать определение профориентации : это многоаспектная ,целостная система научно – практической деятельности общественныхинститутов , ответственных за подготовку подрастающего поколения к выборупрофессии и решающих комплекс социально – экономических , психолого –педагогических и медико – физиологических задач по формированию ушкольников профессионального самоопределения , соответствующегоиндивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрахвысокой квалификации. Система профориентации является подсистемой общей системы трудовойподготовки школьников , непрерывного образования и воспитания , целькоторых – всестороннее развитие личности , гармоническое раскрытие всехтворческих сил и способностей, формирование духовной культуры подрастающегопоколения. Она реализуется решением комплекса вышеназванных задач ,обеспечивающих профессиональное самоопределение учащихся. Профориентация , являясь целостной системой , состоит извзаимосвязанных подсистем (компонентов), объединенных общностью целей ,задач и единством функций. Организационно – функциональная подсистема -деятельность различных социальных институтов , ответственных за подготовкушкольников к сознательному выбору профессии, выполняющих свои задачи ифункциональные обязанности на основе принципа координации. Логико-содержательная подсистема – профессиональное просвещениеучащихся, развитие их интересов и склонностей, максимально приближенных кпрофессиональным ; профессиональная консультация , профессиональный подбор, социально – профессиональная адаптация. Личностная подсистема – личность школьника рассматривается в качествесубъекта развития профессионального самоопределения. Последнеехарактеризуется активной позицией, т.е. стремлением к творческойдеятельности , самовыражением и самоутверждением в профессиональнойдеятельности ; направленностью , т.е. устойчивой доминирующей системоймотивов , убеждений , интересов , отношением к усваиваемым знаниям иумениям , социальным нормам и ценностям; уровнем нравственной иэстетической культуры ; развитием самосознания ; представлением о себе ,своих способностях , особенностях характера. Процесс профессионального самоопределения обусловлен расширением иуглублением творческой , общественно –значимой (трудовой ,познавательной,игровой ,коммуникативной ) деятельности учащихся, формированиемнравственной .эстетической и экологической культуры. Управленческая подсистема предполагает сбор и обработку информации опроцессах, явлениях или состоянии системы профориентации , выработкупрограммы действий , регулирование процесса реализации и разработкурекомендаций по её совершенствованию. Программа управления профориентациейшкол является составной частью управления социально-экономическим развитиемрайона , города, региона. Все подсистемы профориентации взаимосвязаны между собой и в этойвзаимосвязи приобретают новые , интегративные качества .Системапрофориентации выполняет диагностическую , обучающую , формирующую иразвивающую функции. Профориентация является непрерывным процессом и осуществляетсяцеленаправленно на всех возрастных этапах. 2. Выбор профессии. Цели профориентации продиктованы обществом , его задачами ,потребностями. Ведущей целью в деятельности учителя является подготовкашкольников к сознательному выбору профессии. На основе общейстратегической цели и главных задач профориентации учитель ставит передсобой задачу и более близкие , конкретные цели: вооружение учащихсяопределёнными знаниями , формирование умений и навыков , раскрытиетворческих возможностей и потребностей , воспитание эстетического сознания, нравственности и т.д. В результате это определит уровень развитияличностных качеств школьников. В зависимости от степени воспитанностиучеников их цели могут быть направлены на решение близких и болееотдалённых , как социально значимых , так и личных целей. Деятельность,ограниченная постановкой и реализацией эгоистических целей , приобретаетпотребительский характер , а не созидательный , тем самым ограничиваяразвитие полноценной личности. Своеобразными оказываются результаты деятельности педагогов ивоспитанников в процессе профориентации. Продукт деятельности педагогавоплощается в психическом облике школьников – в их знаниях , умениях ,навыках, чертах личности , мировоззрении , духовных потребностях . Созданиеценностей предметного и идеального характера , осознание собственного роста ( интеллектуального , нравственного, эстетического , творческого и т.д.),стремление к более сложной и совершенной деятельности – результатдеятельности ребенка. Продукт деятельности школьников – конкретный выбор профессии , вкотором реализуются их знания , умения , познавательные возможности. Онидолжны осознавать вместе с учителем , что выполняемая трудовая подготовка вшколе должна быть не имитационной вне личностного участия изаинтересованности , не формальной , а именно общественно- полезной ,воспитывающей нравственно , физически и духовно здорового человека .Об этомговорилось ещё в учениях выдающихся педагогов – мыслителей прошлыхстолетий. Необходимо помочь школьнику выбрать именно ту профессию , чтобытребования , которые она предъявляет к работающему , совпадали с еголичностными качествами и возможностями. Неоценимую помощь человекуответить на важнейшие вопросы : кто я ? чего я хочу ? что я могу ?, окажетпсиходиагностика – одно из самых молодых направлений в психологии. Вот главные принципы этой области знаний.1.Всеобщая талантливость. Бесталанных нет, а есть занятые не своим делом.2.Взаимное превосходство. Если у вас что-то получается хуже , чем у других,- значит, что-то должно получиться лучше. Ищите.3.Неизбежность перемен. Ни одно суждение о человеке не может считатьсяокончательным. Хотя бы потому , что если сегодня у вас есть возможностьузнать что-то новое , то завтра вы уже будете чуточку другим. Методы психодиагностики позволяют делать выводы с помощью тестов.«Тест» по-английски значит «короткое испытание», «проба», их применяют дляопределения способностей человека и прогнозирования его поведения оченьдавно. Один из первых психологических тестов описан в Библии , в книгесудей. Войскам полководца Гедеона , уставшим после изнурительного перехода, предстояла тяжелая битва с маданитянами. Чтобы отобрать наиболее стойкихбойцов, полководец велел им напиться из источника. Часть уставших бойцов,став на четвереньки, жадно пили воду. Другие , не теряя достоинства ,черпали её ладонями. Они-то и составили потом отборный отряд. В прошлом веке английский учёный Ф.Гальтон впервые использовал тестыдля измерения умственных способностей человека. С тех пор было созданооколо 10 тысяч тестов , с помощью которых их авторы надеялись выяснить всечто угодно – от профессиональной пригодности работника до степени егоискренности. «Жизнь отчетливо указывает на две категории людей – художников имыслителей – писал И.П.Павлов. – Между ними резкая разница. Одни –художники во всех их родах: писатели , музыканты ,живописцы и т.д. –захватывают действительность целиком , сплошь , сполна , живуюдействительность , без всякого дробления , без всякого разъединения. Другие– мыслители – именно дробят её и тем самым как бы умерщвляют её , делая изнеё какой-то временный скелет , и затем только постепенно как бы сновасобирают её на части и стараются таким образом оживить , что вполне им всё-таки и не удаётся».Выяснить свою принадлежность к художникам или мыслителям по биологическимпризнакам поможет несложный экспресс анализ (см. приложение 1).По мнению авторов этого теста , совпадающие результаты тестирования разныхлюдей говорят о психологической совместимости личностей, в то время какполные антиподы совместимы очень редко. Сочетание ЛЛЛЛ соответствует художественному типу, а ПППП присущемыслителям. Но поскольку в чистом виде эти типы встречаются нечасто, тоостальные сочетания в какой-то мере отражают существующее многообразиепсихологических структур. Предложенная классификация – лишь первый шаг кпознанию самого себя. Ответив на вопросы (приложение 2), пользуясь одиннадцатибальнойсистемой , можно также определить к какому типу относиться ребёнок. Говорить , кто из них умнее , нет смысла , поскольку речь идёт лишь одвух специфических особенностях человеческого восприятия мира. Мыслитель сослабыми художественными задатками вряд ли добьётся успехов в науке .Верно идругое: если художественный тип заметно преобладает над мыслительным , топрежде чем посвятить себя точным наукам , стоит серьёзно подумать. Неследует ,конечно , делать вывод , будто человеку на роду написано бытьхудожником , если у него на первом месте этот тип мышления. Затонебесполезно знать , что подавляющее большинство художников , скульпторов ,музыкантов , актеров имеют более или менее выраженные черты этого типа. Но что делать, если ученик считает , что недобрал нужных баллов ?Тут-то учитель и должен вмешаться и дать совет не отчаиваться, а большеработать над собой. Сумела же обыкновенная женщина ,которой, как известно,до недавних пор был закрыт путь на флот, стать капитаном дальнего плавания,а инвалид , обречённый из-за травмы позвоночника провести остаток жизни впостели – победить судьбу и вернуться в цирк. Таких людей, сумевших сделатьсебя , множество. Такие примеры прибавят ребятам сил – ведь волю инастойчивость ничем не заменить. 2.1 Мотивационно-ценностное отношение в профессиональном становлении студентов. В пору юности все определенней и отчетливей складываетсяиндивидуальный облик каждого молодого человека, все яснее выступают те егоиндивидуальные особенности, которые в своей совокупности определяют складего личности. Старшеклассники существенно отличаются друг от друга не только потемпераменту и по характеру, но и по своим способностям, потребностям,стремлениям и интересам, разной степенью самосознания. Индивидуальныеособенности проявляются и в выборе жизненного пути. Выбор профессии иовладение ею начинается с профессионального самоопределения. На этом этапеученики должны уже вполне реально сформировать для себя задачу выборабудущей сферы деятельности с учетом имеющегося психологического ипсихофизиологического ресурсов. В это время у учащихся формируютсяотношения к определенным профессиям, осуществляется выбор учебных предметовв соответствии с выбранной профессией. Согласно, И. Кону, профессиональное самоопределение человеканачинается далеко в его детстве, когда в детской игре, ребенок принимает насебя разные профессиональные роли, и проигрывает связанные с ним поведения.И заканчивается в ранней юности, когда уже необходимо принять решение,которое повлияет на всю дальнейшую жизнь человека. Экспериментальноеизучение (Шалионов Р.М.) значимости мотивов учебной деятельности ипрофессионального выбора подростков и юношей определяющие значение вучебной деятельности приобретают мотивы самоопределения и узкопрактические,в выборе профессии – мотивация «на себя». Причем, доминирующая мотивациявыбора профессии у юношей не подвержена изменению с возрастом. У девушекпроисходит переход от мотивации на общественные нужды к общей мотивации напрофессию. [27; с 15]. Как отмечают исследования (С.Е. Фескиной, Н.Л. Ивановой, Н.В.Комусовой), развитие профессиональной направленности студентов в ВУЗеопределяется предшествующими и более ранними формами выраженияположительного отношения к профессии и стоящие за этим отношением мотивы.Было обнаружено, что ведущими мотивами поступления в ВУЗ является увлечениеучебным предметом и интересом к профессии. [49; с 252]. А поскольку общей конечной целью обучения в ВУЗе являетсяпрофессиональная подготовка специалистов, то отношение студентов к своейбудущей профессии можно рассматривать как форму и меру принятия конечныхцелей обучения. Наиболее обобщенной формой отношения человека к профессииявляется профессиональная направленность (становление), котораяхарактеризуется как интерес к профессии и склонность заниматься ею. Н.В.Кузьмина выделяет такие свойства профессиональной направленности, какобъективность, специфичность, сопротивляемость, валентность,удовлетворенность, обобщенность, устойчивость. [49; с 236]. Учебная мотивация складывается из оценки студентами различных аспектовучебного процесса, его содержания, форм, способов организации с точкизрения их личных индивидуальных потребностей и целей, которые могутсовпадать или не совпадать с целями обучения. Как уже было указано, студенческий возраст приходится на период раннейюности и зрелости. Это возраст, когда завершается созревание личности,складывается мировоззрение, формируются ценностные ориентации, установки.По сути, это период, в котором осуществляется переход от детства к началувзрослой жизни, соответствующей степени ответственности, самостоятельности,способности к активному участию в жизни общества и в своей личной жизни, кконструктивному решению различных проблем, профессионального становления.Юношеский возраст, по Эриксону, строится вокруг процесса идентичности,состоящего из серии социальных, и индивидуально-личностных выборов,идентификации, профессионального становления. И наряду с таким сложнымличностным развитием, большое место занимает именно профессиональноестановление студентов, которое осуществляется в рамках учебнойдеятельности. Становление будущего специалиста как высококвалифицированногоспециалиста, по мнению В.А. Якунина, Н.В. Нестеровой, возможно лишь присформированном мотивационно-ценностном отношении в его профессиональномстановлении. Н.Б. Нестерова, анализируя психологические особенности развитияучебно-познавательной деятельности студентов, разделяет весь периодобучения на три этапа: I этап (I курс) Характеризуется высокими уровневыми показателямипрофессиональных и учебных мотивов, управляющие учебной деятельностью.Вместе с тем они идеализированы, так как обусловлены пониманием ихобщественного смысла, а не личностного. II этап (II, III курс) Отличается общим снижением интенсивности всехмотивационных компонентов. Познавательные и профессиональные мотивыперестают управлять учебной деятельностью. III этап (IV-V курс) Характеризуется тем, что растет степень осознанияи интеграции различных форм мотивов обучения. [49, с 354]. Авторы занимающиеся изучением студенчества попытались выделитькритерии типизации студентов. Так, В.Т. Лисовский и А.В, Дмитриев, помимоотношения к учебе, ввели такие основания, как научная и общественно-политическая активность, общая культура и коллективизм. В результате имибыло выделено шесть типов студентов. Несмотря на полноту описания илегкости нахождения аналогов к выделенным типам среди студенчества, даннаятипизация оказывается ограниченной ситуацией обучения в ВУЗе и лишь условноможет быть распространена на будущую деятельность. В этом отношении болеепредпочтительно выглядит типология студентов американского колледжа,полученная Д. Готлибом и Б. Ходкинсом. Ими выделены следующие типыстановления в профессии: Тип «W» (профессионалы). Они относятся к учебе как к инструментуподготовки к будущей профессии. Выполняют лишь столько домашних заданий иупражнений, сколько требуется для того, чтобы не остаться на второй год. Помнению большинства «профессионалов»», основная причина того, что ониучатся, - это получение профессиональной подготовки и образования. Тип «X» (нонконформисты). Эти студенты ищут в преподаваемых предметах,знания о жизни вообще на основе собственного выбора. Не выходят избиблиотек. По их мнению, учебное заведение существует для того, чтобыудовлетворить их жажду знаний и любопытство к жизни. Тип «Y» (академики). Эти студенты приближаются к типу «X» с тойразницей, что академики тоже живут книгами, не отрываются от других формобщественной жизни. Они стараются выделиться, как можно лучше сдатьэкзамены. Тип «Z» (студенческие деятели). Эти студенты большое внимание уделяютобщественным формам жизни, чем самой науке. Вполне вероятно, что общая направленность сложившейся структурыинтересов данных типов сохраняются и в их дальнейшей деятельности. Однако стремление авторов найти универсальное основание типологии,позволяющей как бы предугадать пути развития профессионала, особенно яркопроявляется в попытках определить уровни профессиональной направленностистудентов. Так, Э.Ф. Зеер выделяет следующие типы студентов попрофессиональной направленности: I тип – студенты с положительной профессиональной направленностью,которая представляет ситуацию соответствия личности выбранной профессии,что предполагает связь между доминирующих, ведущих мотивов с содержаниемпрофессиональной деятельности. II тип – студенты окончательно не определившиеся в своем выборепрофессии. Для них приемлем компромисс между неопределением, иногданегативным отношением к профессии и продолжением обучения в ВУЗе,перспективой в дальнейшем работать по этой профессией. III тип – студенты с негативным отношением к профессии. Мотивация ихвыбора обусловлена общественными ценностями высшего образования. Они имеютслабое представление о профессии. Здесь ведущий мотив выражает потребностьне столько в самой деятельности, сколько в различных связанных с нейобстоятельствах. Таким образом, как видно из последней типизации, студенты различаютсясвоей мотивированностью к деятельности. Известно, что учебная деятельность полимотивирована, так как процессобучения совершается для учащихся не в личном вакууме, а в сложномвзаимопереплетении социально-обусловленных процессов. Поэтому, основнойпроблемой любого профессионального образования является переход отактуально осуществляющейся учебной деятельности студентов к усвояемой имипрофессиональной деятельности; с позиции общей теории деятельности, такойпереход идет прежде всего по линии трансформации познавательных мотивовстудента в профессиональные мотивы специалиста. То есть, одним из ведущих вобщем мотивационном синдроме учения являются познавательные ипрофессиональные мотивы, взаимообусловленное развитие которых составляетдинамику взаимных трансформаций познавательных и профессиональных мотивовстудента. [с 21; 9]. Исходя из данного положения, можно сделать вывод отом, что мотивация у студентов на протяжении его обучения в ВУЗепретерпевает некоторые изменения, т.е. мотивация имеет свою динамику откурса к курсу. О.С. Гребенюк, изучая формирование интереса к учебной и трудовойдеятельности у учащихся средних профтехучилищ, выделил уровни развитиямотивации учебно-трудовой деятельности: I уровень (низкий) характеризуется малочисленными положительнымимотивами учебной и трудовой деятельности. В основном это мотивы избеганиянеудобств, дискомфорта или узколичные. Познавательные интересы аморфны,ситуативны. II уровень – проявляется интерес к учебному материалу, всеположительные мотивы связаны лишь с результативной стороной, ориентированына успех, достижение результата, учение выступает в качестве средствадостижения цели. III уровень – сформированность всех компонентов, мотивация четкая,направленность познавательных мотивов их устойчивая. IV уровень – отличает глубокое осознание мотивов, общаяцелеустремленность. [38]. Такое выделение уровней, по мнения О.С. Гребенюк, важно дляорганизации обучающего процесса для учащихся с разным уровнем мотивации. Анализируя имеющуюся литературу по данной проблеме мы пришли к выводу,о том что профессиональное становление учебной деятельности студентовнаходится на начальном уровне своего научного изыскания. В основном,исследования проведенные на студенческих группах посвящены изучению влияниямотивации на успешность обучения студентов в ВУЗе. Так, например, висследованиях М.М. Лапкина и Н.В. Яковлева, было установлено, чтоуспешность обучения в ВУЗе зависит от многих аспектов психофизическойактивности. Одним из этих факторов успеваемости, являются, по их мнению,мотивационная составляющая деятельности. [с 134; № 17]. Аналогичный результат был получен в исследовании В.А. Якунина, Н.И.Мишкова, «оказалось, что «сильные» и «слабые» студенты отличаются друг отдруга не по уровню интеллекта, а по мотивации учебной деятельности» [с 58;№ 2]. Путем экспериментального исследования было получено так же, чтомаксимальная удовлетворенность избранной профессией наблюдается у студентовI курса. В дальнейшем этот показатель неуклонно снижался, вплоть до 5 курса(А. Реан, 1988). Однако, несмотря на то, что незадолго до окончания ВУЗаудовлетворенность профессией оказывается наименьшей, само отношение кпрофессии становится положительным. Причем, в некоторых случаях снижениеудовлетворенности логично было бы связать с уровнем преподавания вконкретном ВУЗе. [2]. Существует так же экспериментальное положение (Н.И. Крылов) о том, чтоу большинства учащихся интерес к содержательной стороне профессии какведущий мотив выбора представлен в значительно меньшем числе случаев,нежели побочные основания поскорее стать материально состоятельным, закомпанию с друзьями и т.д. [36]. Причем, как указывает В.Н. Обносов, студенты, не имеющие достаточнополного и правильного представления о своей будущей профессии к концуобучения реже демонстрируют намерение работать в дальнейшем по изучаемойспециальности (I курс – 98%, II курс – 89%, III курс –62%). Однако, наиболее интересным на наш взгляд являются исследования Юпитова А.В., Зотова А.А., касающиеся ситуации профессиональногосамоопределения студентов. Исходя из данных авторов; именно студенты I и IIкурса испытывают тревогу по поводу новой непривычной для учащихся среды иболее свободного характера организации занятий. Основной причиной обращенийпервокурсников за помощью являются смысложизненные связи «Правильно ли япоступил?», «Ту ли профессию я выбрал?». Как видно из вышеизложенного, устудентов первых курсов наблюдается неустойчивость мотивации и преобладаниемотивации боязни неудачи. При ответе на вопрос «Какую работу вы хотели бы получить послеокончания ВУЗа?» Авторами (Юпитова А.В., Зотова А.А.) были полученыследующие данные: свою специфическую деятельность больше всего выбираютстуденты I курса – 53%, и V курса – 44, 6%, и менее всего студенты IIIкурса – 25, 5%. При этом прослеживается определенная динамика значимостимотивов для студентов при выборе предстоящей деятельности. Эта динамика припереходе от младших курсов к старшим стабильно снижается доля студентов,руководствующихся мотивом познания, одновременно возрастает доля тех, ктонамерен строить свои отношения на основе престижности будущей профессии. Юпитова А.В. и Зотова А.А. указывают так же на то, что с I по V курсрастет неудовлетворенность тем, что дал им университет в профессиональномплане. [39; с 24]. 2.2. Профессиональное самоопределение и самосознание. Процесс профессионального самоопределения включает развитие самосознания,формирование системы ценностных ориентации, моделирование своего будущего,построение эталонов в виде идеального образа профессионала. Личностноесамоопределение человека происходит на основе освоения общественновыработанных представлений об идеалах, нормах поведения и деятельности. Внастоящее время социальная ориентация во многом определяет профессиональноесамосознание человека, его профессиональное самоопределение ипрофессиональный выбор.Специфические моменты самосознания, формирование Я-концепции, включающейобраз «Я-профессионала», зависят от степени согласованности идеального иреального «образа-Я» и идеального и реального образа профессии. Соотношение«Я-реального» и «Я-идеального» определяет требование человеку к себе.Потребности в удовлетворении собственного «Я» (самоуважении, собственнойзначимости и компетентности) должна реализоваться в самоутверждении исамовыражении человека в его стремлении проявить себя. Не только познание, но и осуществление себя формирует самосознаниечеловека, его «внутреннее-Я», его мотивацию. Осуществление себя в профессии включает формирование образа профессии,особенно на этапе выбора сферы профессиональной деятельности. Образ будущей профессии достаточно сложное образование, включающееэмоциональные и когнитивные компоненты. Соответствие эмоционально-оценочныхкомпонентов существенным содержательным компонентам профессии делает выборобоснованным и реальным. Для обоснованности профессионального выборанеобходимо также, чтобы требования со стороны профессии соответствоваливозможностям человека. В противном случае в самосознании человеканакапливается отрицательный жизненный опыт, формируются своеобразныеспособы решения встающих перед ним задач — уход от проблем, ихигнорирование и т.д. 2.3. Профессиональное самоопределение и профконсультацияВ современном обществе актуально и остро встает проблема конкретнойпсихологической помощи людям в их профессиональном самоопределении. Задачапсихолога в этой ситуации состоит в том, чтобы дать человекупсихологические средства разрешения его личностных проблем, связанных спрофессиональным самоопределением. Психологи могут на основе диагностикиэтих психологических проблем помочь человеку в совершении профессиональноговыбора, или обеспечить предпосылки к совершению этого выбора в будущем.Для решения психологических проблем в профессиональном самоопределенииличности недостаточно дать рекомендации о том, какая профессия подходит, акакая не подходит индивиду. Психолог-консультант должен обеспечить условия,стимулирующие рост человека, в результате чего консультируемый сам мог бывзять на себя ответственность за тот или иной профессиональный выбор.Психологическое консультирование прежде всего помогает человеку увидеть иосознать свои проблемы, стимулирует развитие личности, очерчивает зонувозможных действий для разрешения проблем, высвечивает сильные и слабыестороны индивидуальности, намечает реальные шаги к успеху. Важнейшиммоментом профессионального консультирования является поиск индивидуальноговоздействия, адекватного конкретной психологической проблеме каждогочеловека. Определение зоны ближайшего профессионального развития являетсяпсихологическим основанием для выбора способов и методов. Прежде всегонеобходимо определить, насколько запрос консультируемого (т.е. то, и чем онвидит свою проблему) соответствует реальной проблеме профессиональногосамоопределения человека, а затем подвести его к этой реальности. Длядиагностики психологических проблем, связанных с профессиональнымсамоопределением, иногда бывает достаточно беседы психолога сконсультируемым, но в большинстве случаев требуется проведение комплексногодиагностического обследования с помощью психологических методик,позволяющих определить: — ценностные ориентации и установки; — ближайшие и перспективные жизненные планы и профессиональные намерения; — уровень сформированности представлений о профессии; — уровень развития самооценки; — способности, склонности и интересы; — уровень развития профессиональной мотивации; — личностные особенности; — реальные жизненные условия (семейные отношения, здоровье, материальное обеспечение и пр.). Информации, полученной в результате такого комплексного обследования, какправило, бывает достаточно, чтобы определить специфику психологическихпроблем данного индивида. Иногда предварительная беседа с консультируемымпозволяет ограничить круг необходимых диагностических методик для выявленияпредполагаемой психологической проблемы. Здесь важным является наблюдениеза поведением консультируемого во время общения и обследования (что емуинтересно, что неинтересно, что трудно, что непонятно, в чем проявляетсяего познавательная активность, эмоциональное отношение, отказы и т.д.). Можно выделить ряд типичных психологических проблем, связанных спрофессиональным самоопределением личности. К ним прежде всего относятся: 1. Рассогласование идеального и реального образа выбираемой профессии. 2. Представления о своих личных ценностных ориентациях не соответствуют своим представлениям о ценностях, обеспечивающих успех в профессиональной деятельности в новых экономических и социальных структурах. 3. Рассогласование реальной и идеальной мотивации профессионального выбора 4. Неадекватная самооценка. Решение любых психологических проблем связано прежде всего с осознанием ипринятием этих проблем, с развитием самосознания человека. Люди, стоящие напороге профессионального выбора, обладают особым психологическим настроем ксамопознанию. Для них характерны: стремление разобраться в себе, оценкасвоих возможностей в современном мире, в том числе и в профессиональном,стремление оценить, какие условия могут способствовать, а какие мешатьвхождению в мир профессии. Наибольшей сензитивностью в развитиипрофессионального самосознания обладают люди старшего школьного июношеского возраста, для которых проблема профессионального и личностногосамоопределения является насущной и актуальной. В условиях профессионального консультирования, наряду с использованиемклассических методик, направленных на изучение личностных особенностей,интересов, склонностей и способностей, особое внимание следует уделитьметодикам, исследующим самосознание и самооценку человека. Знания наиболеезначимых и актуальных параметров самосознания и самооценки позволяют вопределенной мере определить способы психологического воздействия. Коррекция идеального образа профессии и идеального образа «Я» связана сосознанием профессиональных ценностей и образованием новых ценностныхориентации. Коррекция реального «Я» связана с осознанием своихвозможностей, с опытом новых переживаний и новых отношений человека сокружающим миром и с собой. 2.4. Методы диагностики профессионального самосознания и ценностныхориентаций Использование в профессиональном консультировании методик, направленныхна выявление самосознания и самооценки человека, дает не толькодиагностический, но и, в некоторой степени, психокоррекционный эффект. 1) В практике профессионального консультирования применяется, например,методика И. Кона описания себя: «Кто я есть» и «Я через 5 лет».(Инструкция: «Напишите сочинение на тему «Кто я есть» и на тему «Я через 5лет»). Эта методика позволяет прежде всего выявить содержательныекомпоненты самосознания, наиболее актуальные его параметры. Самоописаниепозволяет определить: 1)социально-ролевую самоидентичность (к какой общности человек себяотносит в настоящий момент, к какой он хотел бы себя отнести, с кем он себяидентифицирует), 2)ориентацию человека на свои специфические признаки и качества, которыеотличают его от других и по которым он сравнивает себя с другими, 3)способность делать прогнозы в отношении себя, место профессии в общемжизненном контексте человека. У молодых людей, обеспокоенных своим профессиональным будущим,стремящихся учиться в профессиональном учебном заведении или получитьпрофессию в процессе работы, наблюдается опережающее развитие в оценкесвоих личностных качеств по сравнению с оценкой своих профессиональныхкачеств. Учащиеся лучше представляют себя как личность вообще, то есть всовокупности моральных, физических, интеллектуальных качеств, своихинтересов и склонностей, но в меньшей степени имеют представления о своемпрофессиональном «Я». Имеющиеся различия в самооценке прежде всего касаются ее содержательныхкомпонентов. Одни знают о себе больше, другие меньше; определенные качестваличности, способности, значимые на данный момент, подвергаются анализу иоценке, другие, в силу их неактуальности, человеком не оцениваются (хотя имогут быть оценены по ряду параметров). Существуют такие личностныесвойства и качества, которые не включаются в сферу осознания и самооценки,человек просто не может оценить себя по ряду параметров. 2) Для выявления не только содержательных, но и оценочных параметровсамосознания можно использовать различные модификации методикиДембо—Рубинштейн для самооценки с помощью размещения себя на шкале. Шкалысамооценки должны включать как профессионально значимые, так иобщеличностные качества, что позволяет определить место и значение вструктуре самооценки профессионально значимых качеств. Могут бытьпредложены, например, такие шкалы для оценивания: ум, сила, доброта,способности, воля, ответственность, активность, общительность, успешность,справедливость, смелость, уступчивость, вспыльчивость, упрямство,осторожность, решительность, самостоятельность, трудолюбие,целеустремленность, здоровье, счастье. Каждая шкала — отрезок длиной 10 см,Результат выражается в баллах, равных числу сантиметров от начала шкалы доотметки испытуемого на шкале. Инструкция: допустим на этом отрезке расположены все люди: 1 10 воля Слева — самые безвольные, справа — самые волевые. Нужно крестикомотметить свое место на этой шкале. Для каждого качества слева на шкалебудет минимум этого качества, справа — максимум. Результаты самооценки служат основанием для беседы и дальнейшегообследования. Необходимо особенно выделить те параметры самооценки которыевызывают затруднения при их оценивании. Успех в решении психологических проблем всегда связан с выбором. Выборпроисходит на основании того, что человек считает наиболее важным иправильным на основании ценностей, сформированных в его прошлом опыте.Поэтому диагностика ценностных ориентаций человека дает возможностьполучить представление о его проблемах, сопоставляя ценности между собой ис реальными условиями, в которых эти ценности могут находить, или ненаходить свое утверждение. Такое сопоставление возможно с помощью методик,позволяющих ранжировать ценности или сравнивать представление о своихценностях с реальным поведением. Для ранжирования ценностей может бытьпредставлен либо список ценностей (таких, например, как работа,образование, семья, материальное благополучие, здоровье, дружба, хобби,слава, богатство, власть и пр.), либо список высказываний типа: «Я быхотел, чтобы моя работа ...» — была по заслугам оценена другими; — была для меня интересной; — приносила большие доходы; — была полезной и нужной людям; — доставляла мне радость и удовольствие и т.д. Ранжирование ценностей позволяет определить, в чем совпадают личныеценности с общественными, с профессиональными и групповыми ценностями.Анализ конкретных ситуаций, связанных с выбором того или иного решения,позволяет сравнить реальные ценности с идеальными представлениями о своихценностях. Выявление ценностных ориентации позволяет определитьвзаимоисключающие ценности, что именно человек игнорирует в ситуации выбораальтернативных ценностей, уточнить свои позиции в связи с возникающимипроблемами, переоценить свои ценности. Выявление ценностей позволяетопределить сферу, в которой человек готов нести полную ответственность засебя и за свои действия в решении своих проблем. В первую очередьнеобходимо определить, какие ценности человек считает самыми важными. Этопроясняет направление развития целей его деятельности. Затем необходимопроанализировать и рассмотреть возможные варианты последствий и сделатьвыбор, принять определенное решение. Очень важным методом для диагностики профессиональных ориентаций оптантаявляется беседа. Представление человека о себе необходимо увязать спредставлениями о выбираемой профессии, поэтому вся беседа строится навыявлении этих представлений и их сопоставлении. Можно попроситьконсультируемого описать какие, по его мнению, виды работ приходитсявыполнять в данной профессии и какие для этого необходимы знания, умения инавыки. Что больше всего ценится в данной профессии, какими качествамиобладает человек, добившийся успеха в данной профессии? В беседе необходимоопределить, по каким причинам консультируемый выбирает ту или инуюпрофессию, кто одобряет и кто осуждает его выбор, почему, и какие доводыпри этом кажутся ему убедительными. Хорошо использовать конкретные примеры.Например, обсудить, кто из близких или знакомых имеет такую профессию, радичего он ее выбрал и ради чего выбирает ее консультируемый, какое будущее уэтого человека, и как консультируемый видит свое будущее и т.п. Дальнейшие шаги в диагностике психологических проблем профессиональногосамоопределения личности связаны с умением консультанта выделить те вопросыдля обсуждения, которые помогут человеку лучше уяснить себе, что от неготребуется, чтобы адаптироваться в современном профессиональном мире. Работа по повышению уровня самосознания и самооценки позволяет учащимсявыйти на осознание уровня мотивации профессионального выбора реальнодействующих и желаемых мотивов труда, обострить психологическиепротиворечия, которые могут заставить учащихся решать проблемупрофессиональных поисков или профессионального выбора, а не ждать готовыхпредложений и указаний. В некоторых случаях человеку бывает недостаточно профессиональнойконсультации для решения его проблемы и требуется специальнаяпсихокоррекционная работа. Особенно эффективными, как показывает опыт,методами психокоррекционной работы со старшеклассниками, имеющими трудностив профессиональном самоопределении, являются групповые методы активногообучения и, в частности, социально-психологические тренинги. 3. ПОИСК СМЫСЛОВЫХ ОПОР ЛИЧНОСТИ НА ПЕРЕЛОМАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА Одним из центральных и в этом смысле судьбоносных в жизни каждогочеловека, в его профессиональной карьере, является вопрос о поиске, выбореи овладении профессией. Сегодняшний деловой и профессиональный мир остро нуждается впрофессионально мобильных людях, готовых грамотно принимать самостоятельныерешения и нести ответственность за их проведение в жизнь, способных успешнои эффективно находить и реализовывать себя в изменяющихся социально-экономических условиях в связи с поиском, планированием, выбором иустройством своей профессиональной карьеры. Даже бывалого взрослогочеловека такие вопросы и требования могут поставить в тупиковое, казалосьбы, безвыходное положение. Это тем более справедливо для подростков,заканчивающих школу, и только вступающих о самостоятельную трудовую жизньмолодых людей. Именно поэтому на педагогах, школьных психологах,наставниках подрастающего поколения и, прежде всего, на самих учащихся,входящих в жизнь молодых людях, лежит огромная ответственность. Выполнениеэтой работы, имеющее целью прежде всего личностный рост и развитиеучащихся, предполагает по возможности более полное и всестороннееиспользование всего арсенала накопленных в психологии данных, средств иметодов. В этом отношении представляют несомненный интерес и могутоказаться полезными результаты психологического исследования структуры идинамики процесса профессионального становления личности, полученные влаборатории профессионального обучения и воспитания, ныне лабораториипрофессионального развития личности Психологического института РАО. Нередко у молодых людей, выпускников школ, бытует мнение, что приобщениек профессии выступает всего лишь как «передача—прием» профессиональныхзнаний, умений и навыков. Однако в действительности дело обстоит далеко нетак просто. Профессиональное становление представляет собой достаточносложный, длительный, весьма подвижный, многоплановый и подчаспротиворечивый процесс, в котором отчетливо выделяются четыре стадии. (поТ.В. Кудрявцеву.). 3.1. Стадии профессионального становления: Первая стадия профессионального становления личности связана сзарождением и формированием профессиональных намерений под влиянием общегоразвития личности и первоначальной ориентировки в различных сферах трудовойдеятельности, в мире труда и мире профессий. Психологическим критерием успешности прохождения этой стадии являетсясоответствующий общественным потребностям (как бы мы теперь сказали —требованиям рынка труда) и потребностям самой личности выбор профессии илиспециальности. Вторая стадия — это период профессионального обучения и воспитания, тоесть целенаправленной подготовки по избранной профессиональной деятельностии овладения всеми тонкостями профессионального мастерства. Психологическим критерием успешного прохождения этой стадии являетсяпрофессиональное самоопределение личности, то есть формирование отношения ксебе как к субъекту избранной деятельности и профессиональнойнаправленности, в которой достаточно четко отражаются установки на развитиепрофессионально значимых качеств (иногда их называют профессиональноважными качествами — ПВК.). - Третьи стадия — активное вхождение в профессиональную среду, отражающеепереход учащегося к новому типу деятельности — к профессиональному труду вразных его формах в условиях реального производства, выполнение служебныхобязанностей и т. п. Психологическим критерием успешного прохождения данной стадии служитактивное овладение профессией в условиях реального трудового процесса ипроизводственных отношении, нахождение себя в системе трудовых коллективов. Четвертая стадия предполагает полную или частичную реализациюпрофессиональных устремлений и возможностей личности в самостоятельномтруде. Психологический критерий успешного прохождения этой стадии — степеньовладения операциональной стороной профессиональной деятельности, уровеньсформированности профессионально значимых качеств личности, отношения ктруду, мера мастерства и творчества. 3.2. Кризисы профессионального становления При этом выяснилось, что практически на всем протяжении процессапрофессионального становления и развития переход от одной стадии к другойчасто может сопровождаться возникновением у человека тех или иныхтрудностей и противоречий, а нередко и кризисных ситуаций. Существенным приэтом является то, что смена одних стадий процесса профессиональногостановления другими не всегда бывает жестко привязана к определенномувозрастному этапу, биографическому периоду. Она отражает психологическийвозраст профессионально-личностного становления, развития и зрелостичеловека. Например, один учащийся, будучи, скажем, только в пятом илиседьмом классе, может под влиянием родителей или в результатевзаимодействия с представителями увлекшей его профессии, чтения специальнойлитературы, самообучения или саморазвития оказаться на второй стадиипроцесса профессионального становления. Другой же, даже окончивпрофессиональное учебное заведение, может не удовлетворять психологическимкритериям первой стадии. Сходные проблемы и кризисы могут, как оказалось, возникать и частореально возникают не только при переходе от одной стадии процессапрофессионального становления к другой, но и внутри отдельных стадий этогопроцесса. Как показывают наблюдения, анализ опыта организациипрофессиональной подготовки, в практике учебно-воспитательной работыпрофессиональных учебных заведений разных типов нередки случаи, когда уже кконцу первого, а особенно часто на втором или третьем (в зависимости оттипа учебного заведения) году обучения, у учащегося может изменитьсяотношение к процессу овладения профессией. Это так называемый отрицательныйсиндром 2-го — 3-го года профподготовки. Они разочаровываются в своемпрофессиональном выборе, а иногда даже задумываются о смене учебногозаведения и перемене специальности. При этом существенно то, что все этоможет иметь место при неплохих в целом показателях (учебных оценках)успешности обучения и выполнения заданий во время прохождения практики. Этоозначает, что дело здесь не в способностях. В психологическом плане вподобных случаям складывается своего рода парадоксальная ситуация:учащийся, объективно находясь в стенах профессионального учебногозаведения, то есть на второй стадии процесса профессионального становления,субъективно, т.е. психологически, вновь оказывается на пороге лишь первойстадии этого процесса, а может быть даже лишь на подступах к ней. Говоряиначе, в процессе профессионального становления возможно и обратное,регрессивное движение. Возможность появления таких ситуаций обратногодвижения в процессе профессионального становления и развития личноститребует к ним особенно пристального внимания со стороны педагогов, школьныхпсихологов и самих учащихся. Знание индивидуальной динамики и хода процессапрофессионального становления и развития каждого конкретного учащегося,осознание каждым из них своих собственных личностных особенностей являетсянепременным психологическим условием своевременного оказанияпсихологической помощи в преодолении возникающих здесь проблем изатруднений. 3.3. Методы работы в переломные периоды профессионального выбора Совершенно ясно, что для оказания такой помощи недостаточно ограничитьсялишь внешней наблюдаемой стороной этих явлений. Здесь важно знать болееглубокие психологические причины, а не только их следствия, ивоздействовать именно на эти причины. В чем же суть этих причин и средствих учета и устранения. При объяснении этих ситуаций очень часто апеллируют к интересам учащихся,к их роли в процессе профессионального становления. Изменение отношения кпроцессу профессионализации по избранной специальности, разочарование вней, появление чувства неудовлетворенности в этих случаях пытаются найти вснижении или угасании интереса к процессу профессионального обучения, кизбранной профессии, к самому профессиональному учебному заведению, выборкоторых первоначально был сделан, казалось бы, вполне самостоятельно иосознанно. Проблема интереса, как и проблема способностей, несомненноотносится к числу тех психологических проблем, которые являются важнейшимидля практической педагогики и психологии. Поиск ответа на этот вопрос часто приводит к выводу о том, что изменениефиксируемого практическими психологами отношения учащихся к процессуовладения профессией оказывается связанным с тем, что либо получаемаяпрофессия, либо процесс овладения ею, либо сама реальная жизнь впрофессиональном учебном заведении открывается учащимся какими-то новымисторонами, к восприятию которых и взаимодействию с которыми они не былиготовы. В их психологической и практической подготовке к поиску и выборупрофессиональной карьеры, овладению профессиональным мастерством, в ихмотивационной сфере, на которой базируется вся трудовая и профессиональнаянаправленность личности, имеются серьезные изъяны и дефекты. В результатепроисходит изменение, переосмысление тех оснований, причин, мотивов ицелей, по которым, .и ради достижения и удовлетворения которых, учащиесявыбирали профессию, поступали в профессиональное учебное заведение. Такогорода переосмысления и представляют собой трансформацию смысловых опор исмысловых отношений учащихся к процессу профессионализации, которые инередко реально приводят к перестройке всей смысловой сферы личности, идраматически проявляют себя в распаде будущего профессионального «Я», вутрате смысла бытия, о чувстве потери себя. Каждый год, таким образом, происходит обновление около 500 видов труда, аесли взять нашу нынешнюю действительность, когда за считанные последниегоды появилось множество совершенно новых профессий — брокер, дилер,маклер, коммивояжер, рекламный агент, маркетолог, менеджер, предпринимательи т.п. И все это при сроках профессиональной подготовки от 1—1,5 до 3—5лет. Поэтому учащийся должен быть все время готов к переквалификации, кпереподготовке и обновлению своих профессиональных знаний и умений.Профессиональная подготовка в настоящее время все более и более становитсянепрерывным процессом, постепенно превращается в процесс непрерывногообразования и профессионального развития личности. В психологическом плане эта объективная противоречивая ситуация выступаетдля человека как одно из субъективных условий, определяющих его настрой ивнутреннее отношение, в которых протекает процесс его профессионализации.Профессиональное развитие и совершенствование особенно на начальных этапахпроцесса профессионального становления, может стать причиной дестабилизацииотношения учащихся к выбору профессии и процессу овладения ею. Последнеепроявляет себя в падении интереса, появлении чувства тревоги, ввозникновении некоторой неуверенности в возможности выбрать дело, котороемогло бы стать смыслом жизни, и которому человек мог бы посвятить себя повозможности более полно. Суть такого рода неуверенности кратко, но,разумеется, с долей условности, можно выразить словами: «Сколько ни учись,все равно придется переучиваться. Зачем я в таком случае буду стараться.»Вот почему профконсультанту и практическому психологу важно оценитьвозможности и отношение каждого конкретного учащегося к профессиональномуобучению и направленность его личности на продолжение профессиональногосовершенствования. Именно их диагностика позволит говорить о наличии илиотсутствии у того или иного учащегося смысловых опор личностного роста впроцессе поиска и выбора профессиональной карьеры. Мы уже говорили, что те или иные проблемы и кризисы в профессиональномстановлении и развитии личности могут возникать не только при переходе отодной стадии к другой, но и внутри отдельных стадий. В связи с проблемойпсихологической готовности человека, делающего профессиональную карьеру, кпереподготовке и обновлению своих профессиональных знаний и умений, инаправленности его личности нанепрерывное продолжение профессиональногосовершенствования и развития, особого внимания заслуживает проблемапрофессиональной стагнации. Это явление обнаруживает себя на достаточнопоздних стадиях профессионализации личности и проявляется в остановке,прекращении профессионального роста и развития. Интересные данные, в связис этим явлением, можно найти в работе Л.М.Митиной (1994). Автор показывает,что учителя с большим стажем работы, накопив достаточную, по их мнению,теоретическую и практическую базу преподаваемого предмета, приемы исредства для достижения поставленной цели, имен большой практический опыт,нередко прекращают свое профессиональное самообразование и самовоспитание.Более того, довольно часто учителя со стажем в новой информации ищут нестолько новизну, сколько подтверждение своему опыту, что, по принципуположительной обратной связи, неизбежно усиливает явление стагнации. Всеэто еще раз подчеркивает, сколь важно знать отношение и готовность человекак профессиональному обучению и его продолжению. Ниже приводится небольшой тест для первичной экспресс-оценки отношения иготовности учащихся к профессиональному обучению. В своем исходном вариантетест был предложен в книге Э.Чапмена (1990) «Ваши первые 30 дней (Созданиеимиджа профессионала на новом месте работы)» и на русском языке представленВ.А. Поляковым в книге «Технология карьеры», тест был модифицирован дляучащихся. 3.3.1. ТЕСТ «КАК ВЫ ОТНОСИТЕСЬ К ОБУЧЕНИЮ» (Адаптация и модификация для учащихся — Ю.А. Кореляков) Инструкция: ниже приведены восемь пар высказываний. Оцените своеотношение к высказываниям в каждой паре следующим образом: если выполностью согласны с высказыванием, расположенным слева, то на шкале этойпары высказываний отметьте знаком «х» цифру 10, если — с высказыванием,расположенным справа, то на той же шкале знаком «х» отметьте цифру 1.Промежуточные варианты ответов отмечаются тем же знаком «х» у цифр от 9 до5, если вы больше, но все-таки не совсем, склонны согласиться свысказыванием, расположенным слева, и от 5 до 2 — с высказыванием,расположенным справа.|Лучше приступать к | |Лучше полагаться на уже||работе, зная, что вам |1 2 3 4 5 |имеющиеся у вас знания ||есть чему поучиться |6 7 8 9 10 | ||Лучше делать так, как | |Лучше делать по-своему,||принята в том месте, | |пока не скажут делать ||где вы стали работать,|1 2 3 4 5 |иначе ||пока не будет |6 7 8 9 10 | ||уверенности, что ваш | | ||способ лучше | | ||Обычно выполнить | |Существует только один ||работу можно не |1 2 3 4 5 |способ правильно ||единственным способом |6 7 8 9 10 |выполнить работу ||В первый месяц | |Руководству нет дела до||поступления на работу | |обучения, важна только ||обучение может |1 2 3 4 5 |производительность ||оказаться важнее, чем |6 7 8 9 10 | ||производительность | | ||Задавая вопросы можно | |Задавая вопросы вы ||эффективно обучаться |1 2 3 4 5 |раздражаете коллег и || |6 7 8 9 10 |выглядите глупо ||Высказывая желание | |Высказывая желание ||учиться, вы | |учиться, вы ||демонстрируете |1 2 3 4 5 |демонстрируете ||правильное отношение к|6 7 8 9 10 |собственную ||работе | |беспомощность ||Признать, что вам | |Признать, что вам нужна||нужна помощь лучше, |1 2 3 4 5 |помощь, означает ||чем наделать ошибок |6 7 8 9 10 |расписаться в своей || | |несостоятельности ||Вас приняли на работу | |Вас приняли на работу ||за то, что вы можете | |для выполнения ||обучаться, а не за те |1 2 3 4 5 |определенной ||знания, которые уже |6 7 8 9 10 |деятельности ||есть | | | Обработка результатов: (при первичном обсчете показателей) производитсяпутем суммирования цифр (баллон), отмеченных знаком «х» по всем шкалам. Чембольше баллов получает обследуемый в суммарной оценке, тем лучшим(позитивным) является его отношение и готовность к обучению. При вторичнойобработке данных производится более тонкая, дифференцированная качественнаяоценка результатов. С этой целью цифры, отмеченные обследуемым знаком «х»,соединяются последовательно от одной шкалы к другой отрезками прямой линии.Примеры такого соединения для четырех обследуемых представлены наприведенных на рис.1 шкалах и обозначены цифрами I, II, III, IV. Чем болееспрямленной оказывается линия, соединяющая все восемь шкал, тем болеевыраженной является характеристика отношения и готовности обследуемого кпрофессиональному обучению: • I — ярко выраженное сильное положительное; • II — ярко выраженное слабое отрицательное; • III — ярко выраженное нейтральное (безразличное) отношение; • IV — слабо выраженное положительное отношение к профессиональному обучению. Результаты работы с тестом дают возможность каждому обследуемому и работающему с ним педагогу получить представление об отношении данного обследуемого к профессиональному обучению и готовности к его продолжению. Практический психолог и профконсультант в результате обследования и получения информации о направленности личности учащегося, его отношении к продолжению профессионального совершенствования и развития имеет возможность реализовать дифференцированный подход в работе с каждым конкретным учащимся. Приведенный тест может проводится не только индивидуально, но и в группе. В последнем случае появляется возможность получить обобщенное представление о настрое этой группы по такому важному параметру, как отношение к продолжению профессионального развития и совершенствования. Для этого необходимо, сложив индивидуальные показатели всех обследуемых, поделить полученную сумму на количество обследованных. Наличие этих данных позволит учесть и использовать закономерности и средства социально-психологического воздействия на личность. [pic] Рис. Пример графической обработки теста "Как вы относитесь к обучению» 4. ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УСТАНОВОК ПОДРОСТКОВ НА ЭТАПЕ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ 4.1. Типологии профессионального выбораСреди этапов профессионального развития, этап выбора профессии имеетнаибольшее значение.Существует много психологических исследований, посвященных ситуации выборапрофессии.1). Чебышева В.В. и Галкина О.И. выделяют 2 возможные ситуации выборапрофессии:выбор профессии как осуществление в плане решений достаточно сформированныхспособностей и интересов; выбор профессии как возможность проверить свои силы, накопить трудовойопыт, чтобы потом сделать более обоснованный профессиональный выбор.2) Аналогичный подход реализован в исследованиях В. Джайде. Он выделяетследующие типы профессионального выбора: I. Характеризуется повышенной зависимостью подростка от обстоятельств жизни, неопределенностью собственных желаний и их непостоянством, в целом – пассивностью. II. При достаточной решительности и самостоятельности имеются лишь мало дифференцированные склонности. III. Подросток в состоянии сам сделать выбор профессии, который соответствовал бы его достаточно выраженным склонностям и способностям. 3) Похожие основания усматриваются в подходе, который осуществляют Ф.Седлак, Х Бройер. Б. Зовинец, которые дают следующие характеристики разнымтипам подростков, выбирающих профессию: первый тип — безразличный, меркантильный, второй — нерешительный, фантазирующий, третий — послушный, безответственный, четвертый — целеустремленный, уверенный . 4) Достаточно с




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Профессиональное самоопределение старшеклассников iconПрофессиональное самоопределение старшеклассников

Профессиональное самоопределение старшеклассников iconИсследование «Влияние самооценки старшего школьника на его профессиональное самоопределение»
Рассмотрение проблемы влияния самооценки в старшем школьном возрасте на профессиональное самоопределение старшеклассника в психолого-педагогической...
Профессиональное самоопределение старшеклассников iconПрофессиональное самоопределение старшеклассников
Е. М. Павлютенков, Комсомольск-на-Амуре); особенности профориентации студентов в условиях высшей школы (Н. Ш. Шадиев, Ташкент; П....
Профессиональное самоопределение старшеклассников iconН. Л. Иванова (гу-вшэ) Самоопределение личности и проблемы подготовки специалистов для современного бизнеса
Работа выполнена при поддержке индивидуального исследовательского гранта гу-вшэ 2007 г. «Социальное и профессиональное самоопределение...
Профессиональное самоопределение старшеклассников iconПрофессиональное самоопределение российской молодёжи в 90-е годы

Профессиональное самоопределение старшеклассников iconТема: профессиональное самоопределение педагогов в свете новой парадигмы образования
В данном направлении профессиональное развитие рассматривается как динамический и непрерывный процесс, детерминируемый внутренней...
Профессиональное самоопределение старшеклассников iconПрофессиональное самоопределение учащихся средствами технологической подготовки
Современная ситуация требует поднятия качественного уровня профессионального и личностного самоопределения
Профессиональное самоопределение старшеклассников iconПрофессиональное самоопределение учащихся средствами технологической подготовки
Современная ситуация требует поднятия качественного уровня профессионального и личностного самоопределения
Профессиональное самоопределение старшеклассников iconПримерный перечень вопросов к экзамену по дисциплине «Основы профориентологии»
Профессиональное самоопределение личности на разных стадиях становления личности
Профессиональное самоопределение старшеклассников iconМоу «Кривская средняя общеобразовательная школа» Обучается 145 учащихся из 16 населенных пунктов 4 сельских советов
Социально профессиональное самоопределение обучающихся старших классов сельской школы
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы