Финансовая система: сущность, структура, принципы построения icon

Финансовая система: сущность, структура, принципы построения



НазваниеФинансовая система: сущность, структура, принципы построения
Дата конвертации22.07.2012
Размер262,81 Kb.
ТипРеферат
Финансовая система: сущность, структура, принципы построения


ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы исследования. Надежная финансовая система являетсястержнем в развитии и успешного функционирования рыночной экономики инеобходимой предпосылкой роста и стабильности экономики в целом. Этасистема является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения обществаи облегчающей его повседневные операции. Следовательно, хотя структурныйпереход от в основном централизованно планируемой и контролируемойэкономики к экономике, функционирующей в соответствии с рыночнымипринципами, включает в себя многие элементы, самое важное - создатьнадежную финансовую систему. После того, как создана надежная финансоваясистема, могут развиваться рынки денег и капитала, особенно первичный ивторичный рынки национальных государственных ценных бумаг. Степень разработанности проблемы. В последние годы вопросами созданиянадежной финансовой системы и проведения государственной финансовойполитики посвящается значительное количество публикаций. Однако, единствапо теоретическим аспектам этого вопроса не достигнуто. Так, западные крупные экономисты не дают четкого определенияфинансовой политики. С. Фишер, Р. Дорнбуш и Р.Шмалензи не выделяютфинансовую политику как самостоятельное понятие. В то же время ониподходят к исследованию данной темы, расширяя определение фискальнойполитики. Аналогично рассматривают указанную проблему и некоторые другиепредставители зарубежных экономических школ. В частности К. Р. Макконнелл иС. Л. Брю совмещают понятия финансово-бюджетной и фискальной политики,определяя их как изменения, вносимые правительством в порядокгосударственных расходов и налогообложения, направленные на обеспечениеполной занятости и неинфляционного национального продукта. Марксисты, видят под финансовой политикой в первую очередьсовокупность государственных мероприятий по стабилизации финансовыхресурсов, их распределению и использованию для осуществления государствомего функций, указывая, что социальная направленность и эффективностьвоздействия финансовой политики на развитие производительных сил ипроизводственных отношений определяются объективными закономерностямиэкономического развития, общественно-политическим строем страны. Цели и задачи работы. Целью исследования является раскрытие сущности иструктуры современной финансовой системы в рыночной экономике и тенденцииее развития. Цель исследования определяет постановку следующих задач: - раскрытие основных звеньев финансовой системы; - рассмотрение главного звена финансовой системы – государственного бюджета на примере Российской Федерации; - выявить основной принцип формирования финансовой политики государства; - раскрытие процесса «финансизации» рыночной экономики. Использованная информация. При написании работы были использованыследующие источники информации: - монографические статьи; - учебники и учебные пособия; - журналы периодической печати; - всемирная сеть Интернет. Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, четырехпараграфов, заключения и списка использованной литературы. СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ3 ОСНОВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ Финансовая система – это совокупность финансовых отношений. По природесвоей финансовые отношения являются распределительными, причемраспределение стоимости осуществляется прежде всего по субъектам. Субъектыформируют денежные фонды целевого назначения в зависимости от того, какуюроль они играют в общественном производстве: являются ли непосредственнымиего участниками, организуют ли страховую защиту или осуществляютгосударственное регулирование. Именно роль субъекта в общественномпроизводстве выступает в качестве первого объективного критерияклассификации финансовых отношений. В современных условиях роль и значениегосударства во всех странах возрастают, вследствие чего возрастают изатраты общества на его содержание. Как показывает практика современнойрыночной экономики, основной причиной этой тенденции является изменениесодержания функций государства в обществе. Если причина создания государства – стремление человека к разделениютруда, то становится ясно, что главная задача государства та, ради чего онопервоначально создавалось: оно должно обеспечить наиболее эффективноеразделение труда. Оно должно создать систему, обеспечивающую удобное иэффективное разделение труда с низкой долей затрат на осуществлениетоварообмена. Доля затрат на осуществление товарообмена называетсяиздержками обращения. В издержки обращения можно включить всенепроизводственные доходы, возникающие с момента производства товара дотого, как он был потреблен. Наиболее известная и эффективная форма реализации системы,обеспечивающей разделение труда, есть система товарообмена при помощи денег– финансовая система. Финансовая система не есть только лишь сами по себе деньги. Онавключает в себя весь комплекс отношений связанных с товарообменом – это ибанки, и схема эмиссии, и механизм размножения денег (кредитная система), внее можно включить и торговые сети и многое другое: все, что способствуеттоварному обращению между субъектами производства. Система разделения труда может быть не только денежной, но и любойдругой. Если мы сможем придумать метод, при помощи которого разделениетруда будет реализовано более эффективно, нежели при помощи денег, тонаверняка мы можем заменить ей денежную систему. Например, в условиях войныгосударство практически полностью мобилизует промышленность на военныенужды и вводит директивное управление экономикой. Ясно, что в такихусловиях нет места свободному товарообмену, а деньги играют чистономинальную роль. Стало быть, механизм разделения труда, который применяется вгосударстве зависит от конкретной ситуации, в которой находитсягосударство. Различные формы реализации финансовой системы по-разному стимулируютразвитие технологий, качество продукции, удовлетворение нужд потребителей.Допустим, что одна система создает конкурентную среду, ведущую ктехнологическому прогрессу, но не позволяет сделать количественный скачок вобъемах производства в течение короткого времени, а другая системадействует наоборот – позволяет совершить быстрый скачок в короткое время,но не создает конкурентную среду. Если у нас отсталое либо разрушенноевойной государство, то мы можем применить второй вариант финансовой системына достаточно небольшой срок. После совершения рывка в объемахпроизводства, тогда, когда потенциал этой системы «выдохнется», мы должныприменить первый вариант на неопределенный исторический срок. Если мы придумаем какую-либо иную систему, хорошо обеспечивающуюразделение труда, то она может быть вполне приемлемой. Единственнымкритерием ее приемлемости может быть лишь то, насколько удобно при этомосуществляется товарообмен, насколько велики издержки, возникающие приэтом, насколько она стимулирует технический прогресс. Например, в сегодняшней России доля производственных затрат врозничной цене продукции зачастую составляет 20-30 % . Известны случаи,когда она доходит до 5-10 %. Остальное есть непроизводственные затраты:надбавленная стоимость создаваемая предпринимателем, вложившим в делокапитал, перепродавцами продукции. Все это можно включить в издержкиобращения. Они по порядку величины равны или превышают в несколько раз самипроизводственные затраты. Факт того, что издержки обращения велики, говорито том, что главная задача государства исполняется плохо. В любой системе важен любой фактор, влияющий на ее устойчивость. Еслимы хорошо изучим конкретную финансовую систему, то мы можем найти в нейслабое звено. Оно может быть, на первый взгляд, весьма незначительным. Еслимы воздействуем на него, мы можем порвать в цепи слабое звено,дестабилизировать систему и достигнуть разрушения всей системы[1]. В современных условиях финансовая система состоит их четырех звеньев –государственного бюджета, муниципальных финансов, финансов государственныхпредприятий и специальных правительственных фондов. В совокупности они исоставляют своеобразную финансовую основу социально-экономическойдеятельности государства[2]. Разные звенья финансовой системы обслуживают разные виды финансовогораспределения: внутрихозяйственное – финансами предприятий,внутриотраслевое – финансами предприятий, комплексов, ассоциаций,межотраслевое и межтерриториальное – государственным бюджетом,внебюджетными фондами. Центральное место в финансовой системе занимает государственный бюджет– самый крупный денежный фонд, который использует правительство дляфинансирования своей деятельности. За счет государственного бюджетасодержатся армия, полиция, значительная часть здравоохранения, с егопомощью государство оказывает воздействие на экономические процессы. В силу своего особого положения государственный бюджет взаимодействуетс другими звеньями финансовой системы, оказывая им при необходимостипомощь. Она производится путем передачи денежных средств из центральногогосударственного фонда муниципальным финансовым фондам, фондамгосударственных предприятий и специальным правительственным фондам. Государственный бюджет состоит из двух взаимосвязанных ивзаимодополняющих частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает,откуда поступают денежные средства для финансирования деятельностигосударства, какие слои общества отчисляют на содержание государства большевсего из своих доходов. Расходная часть показывает, на какие целинаправляются аккумулируемые государством средства. Структура бюджетных расходов и доходов и доля отдельных статей вгосударственном бюджете стран с рыночной экономикой приблизительноследующие, %[3]:|Расходы ||Затраты на социальные услуги: здравоохранение, |40 – 50||образование, социальные пособия, субсидии бюджетам | ||местных властей на эти цели. | ||Затраты на хозяйственные нужды: капиталовложения в |10 – 20||инфраструктуру, дотации государственным предприятиям, | ||субсидии сельскому хозяйству, расходы на осуществление | ||государственных программ. | ||Расходы на вооружение и материальное обеспечение внешней |10 – 20||политики, включая содержание дипломатических служб и | ||займы иностранным государствам. | ||Административно-управленческие расходы: содержание |5 – 10 ||правительственных органов, полиции, юстиции и проч. | ||Платежи по государственному долгу. |до 7 – || |8 ||Доходы ||Налоги (в том числе акцизные сборы и таможенные пошлины, |75 – 85||гербовый сбор). | ||Налоговые поступления: доходы от государственной |5 – 8 ||собственности, государственной торговли. | ||Взносы в государственные фонды социального страхования, |10 – 12||пенсионный, страхования от безработицы. | | В каждой стране структура бюджета имеет свои особенности. Онаопределяется экономическим потенциалом страны, масштабностью задач,решаемых государством на данном этапе развития, ролью государства вэкономике, состоянием международных отношений и рядом других факторов. На уровне штатов, земель областей, городов, районов действуют местныеорганы власти. Их деятельность финансируется за счет местных денежныхфондов – местных финансов. Как правило, они не являются составной частьюгосударственного бюджета, относительно самостоятельны. В современных условиях во всех странах наблюдается тенденцияопережающего роста местных финансов по сравнению с финансами центральныхправительств, что свидетельствует о возрастающей роли местных органоввласти как в экономических, так и политических процессах общества. Составными частями местных финансов являются: местные бюджеты, местныефонды специального назначения и финансы муниципальных предприятий. Местный бюджет имеет такую же структуру, как и центральный. Онвключает доходы и расходы местных органов власти, действует на территорииадминистративных единиц, органы которых его принимали. Доходная часть местного бюджета формируется за счет налоговыхпоступлений, являющихся собственностью местных органов власти, субсидий идотаций из центрального бюджета и муниципальных займов. Местные налоги, как правило, подразделяются на несколько групп. Первуюгруппу во всех странах составляют налоги, которые используютсяисключительно для формирования местного бюджета. Вторая группа отражаетспецифику налоговой системы страны. Особую группу налогов, поступающих вместный бюджет, составляют налоги на занятие торговлей и выдачу лицензий. Местные органы власти, распоряжаясь принадлежащей им собственностью,получают дополнительные средства в бюджет. Доходная часть местных бюджетов недостаточна для финансированиядеятельности местных органов власти. Поскольку их деятельность связана нетолько с выполнением местных задач, но и участием в выполненииобщегосударственных программ, правительство из государственного бюджетавыделяет им финансовую помощь в виде субсидий и субвенций. И субсидия, исубвенция – это государственная дотация местному бюджету. Несмотря на юридическую самостоятельность бюджета, тем не менее,получая из центрального бюджета 30-40% доходов, местные органы властивынуждены в своей деятельности постоянно принимать во внимание решенияцентрального правительства. В противном случае дотации могут быть сокращенылибо совсем прекращены. Несмотря на проводимую во многих странах приватизацию,государственный сектор в экономике продолжает играть большую роль. Основной источник финансов государственных предприятийопределяется их взаимоотношениями с центральным правительством. С однойстороны, они, как и все фирмы и компании страны, обязаны платить налоги вгосударственный и местный бюджет, с другой – получают субсидии изцентрального бюджета для финансирования своей деятельности. Во многихстранах в целях обеспечения формирования финансов государственныхпредприятий центральные правительства законодательно уменьшают им налоги(или совсем освобождают от уплаты налогов). Главной особенностью государственных предприятий является ихобычно невысокая рентабельность, хотя в отдельных фирмах эффективностьпроизводства не уступает частным предприятиям. Разные уровни рентабельности отражаются на формировании финансовгосударственных предприятий. Те государственные предприятия, которые всостоянии действовать рентабельно, то есть не только возмещает своииздержки производства, но и получают прибыль, имеют самостоятельный,автономный бюджет; в центральном государственном или местном бюджетахфиксируются лишь финансовые результаты их деятельности. Те предприятия,деятельность которых нельзя определять с точки зрения эффективности(поскольку производят социально значимую продукцию), финансируются изгосударственного бюджета, т.е. находятся на бюджетном финансировании. Вгосударственный бюджет включаются их доходы и расходы. Специальные правительственные фонды – важнейшее звено финансовойсистемы современных государств. По своей сущности они представляют собойденежные фонды специального назначения. Эти фонды создаются с целью финансирования выполнениявозникающих задач. Поскольку каждая страна имеет свои специфические задачи,постольку нет единой классификации правительственных фондов. К тому же ихколичество и назначение в каждой стране при переходе от одного этапаразвития к другому меняются. Правительственные фонды отличаются друг от друга в зависимостиот срока действия, цели использования, правового положения. Как правило, действие многих фондов ограничено во времени. Послеразрешения конкретной задачи необходимость в конкретном фонде отпадает.Такие фонды называются временными. Другие создаются на длительное время. Ихназывают постоянными. В зависимости от цели использования государственные специальныефонды подразделяют на следующие: - научно-исследовательские; - экономические; - социальные фонды; - фонды личного и имущественного страхования; - военные фонды; - инвестиционные фонды. Основная часть специальных фондов образуется либо за счетгосударственного бюджета, либо за счет местных бюджетов (местныеспециальные фонды). Их источником являются прямые государственные субсидииили отчисления от налоговых поступлений. Некоторые фонды (личного иимущественного страхования) образуются за счет добровольных взносовюридических и физических лиц.1.2 БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА КАК ОСНОВНОЕ ЗВЕНО ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ Центральное место в финансовой системе любого государства занимаетгосударственный бюджет – имеющий силу закона финансовый план государства(роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год. Новый Бюджетныйкодекс Российской Федерации (БК РФ) определяет бюджет как «формуобразования и расходования фонда денежных средств, предназначенных дляфинансового обеспечения задач и функций государства и местногосамоуправления». Таким образом, государственный бюджет, являясь длягосударства средством аккумулирования финансовых ресурсов, даетгосударственной власти возможность содержания государственного аппарата,армии, выполнения социальных мероприятий, реализации приоритетныхэкономических задач, т.е. выполнения государством присущих ему функций. Какправило, тип государственного устройства, сложившиеся формы управления ивзаимоотношений между членами общества определяют и особенности финансовойсистемы. В странах социалистической модели экономики, в том числе и бывшемСССР, в силу монополии государственной собственности на средствапроизводства и наличия мощного государственного аппарата основной еезадачей было обслуживание государственных потребностей. Государственныефинансы подчиняли себе и финансы предприятий и общественных организаций;даже сбережения населения, привлеченные системой сберкасс, рассматривалиськак доходы государства. Кардинальные изменения в экономике России, в ее политическомстатусе, произошедшие на рубеже 80-90-х гг., вызвали серьезнуютрансформацию бюджетного механизма. Появление новых форм собственности, иследовательно, новых субъектов хозяйствования, располагающих собственнымифинансами, повлекло изменения в системе денежных доходов; финансовые потокистало возможным регулировать в основном косвенными методами, прямоеперераспределение денежных средств значительно сократило сферу своегоприменения. После устранения всеохватывающего господства КПСС возниклапроблема разделения полномочий между законодательной и исполнительнойвластями в отношении распоряжения финансовыми ресурсами общества исоответствующей регламентации бюджетного процесса. Другим важнымнаправлением модернизации государственных финансов стало расчленениеединого государственного бюджета времен развитого социализма на трисамостоятельные части: федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации иместные бюджеты, что явилось важным шагом к демократизации финансовыхотношений. В том же направлении действовали переход к налогам как главномуспособу обеспечения доходов бюджета, отмена монополии на внешнюю торговлю ивалютные отношения, разгосударствление промышленности и т.п. Все этопривело к принципиальным изменениям и в бюджетной системе России, и в еебюджетном устройстве. БК РФ дает следующее определение бюджетной системы: «основаннаяна экономических отношениях и государственном устройстве РоссийскойФедерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета,бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетовгосударственных внебюджетных фондов». Под бюджетным устройством принятопонимать организацию бюджетной системы и принципы ее построения. Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней: первый уровень – федеральный бюджет Российской Федерации ибюджеты государственных внебюджетных фондов; второй уровень – бюджеты субъектов РФ (89 бюджетов – 21республиканский бюджет, 55 краевых и областных бюджетов, 10 окружныхбюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области, городскиебюджеты Москвы и Санкт-Петербурга) и бюджеты территориальныхгосударственных внебюджетных фондов; третий уровень – местные бюджеты (около 29 тысяч городских,районных, поселковых и сельских бюджетов). Как видно, бюджетное устройство РФ определяется еегосударственным устройством – в унитарных государствах бюджетная системаимеет два уровня – государственный бюджет и местные бюджеты (однако и вунитарных, и в федеративных государствах бюджеты нижестоящих уровней(нижестоящих государственных и административно-территориальных единиц) невходят в бюджеты вышестоящих уровней). Необходимо также отметить, что допринятия БК РФ внебюджетные фонды, являясь элементом финансовой системы(общегосударственные финансы) не включались в бюджетную систему. Бюджетноезаконодательство РФ содержит понятие «консолидированный бюджет» т.е. сводбюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории (ст.6БК РФ). Консолидированный бюджет субъекта РФ составляют бюджет самогосубъекта и свод бюджетов находящихся на его территории и муниципальныхобразований. Консолидированный бюджет РФ – это федеральный бюджет иконсолидированные бюджеты субъектов РФ. Консолидированные бюджеты позволяютполучить полное представление о всех доходах и расходах региона илиФедерации в целом, они не утверждаются и служат для аналитических истатистических целей. Федеральный бюджет Российской Федерации входит в первый уровеньбюджетной системы РФ. Федеральный бюджет – основной финансовый плангосударства, утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального закона.Именно федеральный бюджет является основным орудием перераспределениянационального дохода и ВВП, через него мобилизуются финансовые ресурсы,необходимые для регулирования экономического развития страны и реализациисоциальной политики на территории всей России. При составлении проектабюджета учитываются не только данные о прогнозируемых размерах доходовбюджета и необходимых государственных расходов; бюджет строится с учетомнеобходимости осуществления избранной экономической политик доходов, можноговорить о финансовой состоятельности местного самоуправления в России. Государственный внебюджетный фонд – форма образования и расходованияденежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектовРоссийской Федерации. Государственные внебюджетные фонды предназначены дляреализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение,социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрануздоровья и медицинскую помощь и имеют строгое целевой назначение. Расходы идоходы (бюджет) государственных внебюджетных фондов утверждаютсязаконодательными (представительными) органами в форме закона (решения)аналогично закону (решению) об утверждении государственного бюджета.Формируются государственные внебюджетные фонды в основном за счетобязательных отчислений, уплачиваемых юридическими и физическими лицами.Средства государственных внебюджетных фондов находятся в государственнойсобственности. Ранее (до принятия Бюджетного кодекса Российской Федерациивнебюджетные фонды не включались в бюджетную систему РФ, являясьсамостоятельным элементом российской финансовой системы(общегосударственные финансы). С принятием БК РФ федеральные внебюджетныефонды были включены в первый уровень бюджетной системы, фонды субъектовФедерации – во второй. В настоящее время принципы формирования,расходования, управления внебюджетными фондами регламентируются БК РФ;порядок составления, утверждения бюджетов государственных внебюджетныхфондов, составления и утверждения отчетов об их исполнении регулируетсянормами бюджетного процесса РФ. Исполнение бюджетов государственныхвнебюджетных фондов осуществляется Федеральным казначейством РоссийскойФедерации. БК РФ включает в число государственных внебюджетных фондов РФ: - пенсионный фонд Российской Федерации; - фонд социального страхования Российской Федерации; - федеральный фонд обязательного медицинского страхования; - государственный фонд занятости населения Российской Федерации. Следовательно, целевые федеральные бюджетные фонды, средства которыхконсолидируются в федеральном бюджете это: - федеральный дорожный фонд Российской Федерации; - федеральный экологический фонд Российской Федерации; - государственный фонд борьбы с преступностью; - фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы; - фонд развития Федеральной пограничной службы Российской Федерации; - фонд Министерства Российской Федерации по атомной энергии; - фонд развития таможенной системы Российской Федерации; - федеральный фонд Государственной налоговой службы и Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации;новым законодательством не включаются в состав государственных внебюджетныхфондов. Причина состоит в том, что в настоящее время средства большинствацелевых фондов консолидируются в бюджет и сами фонды утрачиваютсамостоятельность. Таким образом, реформирование системы внебюджетных фондов РФ идет вдвух направлениях: часть внебюджетных фондов утрачивают своюсамостоятельность, их средства включаются в состав бюджета, а сами фондыпередаются в состав финансовых органов, вторая часть фондов сохраняетюридическую самостоятельность, но включается в состав бюджетной системыРоссийской Федерации. Таким образом, происходит процесс централизациифинансовых средств в руках государства, устраняется излишняяполицентричность финансовой системы. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ6 ФОРМИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ФИНАНСОВ В любом обществе государство использует финансы для осуществлениясвоих функций и задач, достижения определенных целей. Важную роль вреализации поставленных целей играет финансовая политика. В процессе еевыработки и претворения в жизнь обеспечиваются условия выполнения задач,стоящих перед обществом; она выступает активным орудием воздействия наэкономические интересы. Содержание финансовой политики многогранно. Она включает следующиеважнейшие звенья: - выработку научно обоснованных концепций развития финансов. Они формируются на основе изучения требований экономических законов, всестороннего анализа состояния развития хозяйства, перспектив развития производительных сил и производственных отношений, потребностей населения; - определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период; при этом исходят из путей достижения поставленных целей, предусмотренных экономической политикой, учитываются международные факторы, возможности роста финансовых ресурсов; - осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей. Финансовая политика как специфическая область человеческойдеятельности относится к категориям надстройки. Между нею и экономическимбазисом общества существует тесная взаимосвязь. С одной стороны, финансоваяполитика порождается экономическими отношениями; общество не свободно ввыработке и проведении политики; последняя обусловлена экономикой. С другойстороны, возникая и развиваясь на основе экономического базиса, финансоваяполитика обладает определенной самостоятельностью; у нее специфическиезаконы и логика развития. В силу этого она оказывает обратное влияние наэкономику, состояние финансов. Это влияние может быть различно: в однихслучаях посредством проведения политических мероприятий создаютсяблагоприятные условия для развития экономики, в других - оно тормозится. Политические решения должны приниматься по законам экономическойлогики, на основе четкого расчета и предвидения последствий проведениянамеченных финансовых мероприятий, что позволит избежать частых, нередконепредсказуемых изменений в финансовой политике и создаст благоприятныеусловия для деятельности предприятий. В связи с этим важно отметитьогромное значение достаточного объема достоверной информации о протекающихв экономике и социальной сфере процессах, результатах проведения тех илииных мероприятий финансовой политики. Информация наряду с выводамифинансовой и политэкономической наук должна составлять необходимую базу длявыработки эффективной финансовой политики. В ней важно соблюдать принципобратной связи, служащий надежной основой для проверки правильностифинансовой политики, позитивности ее влияния на развитие экономической исоциальной сфер жизни общества. Финансовая политика должна преследовать цель повышения объема иэффективности использования финансовых ресурсов. Рост финансовой отдачи -это как лакмусовая бумажка для проверки действенности финансовой политики.Отказ от учета повышения эффективности использования финансовых ресурсовпри разработке и проведении финансовой политики может привести к распылениюсредств, сокращению источников удовлетворения постоянно растущихэкономических и социальных потребностей общества. Например, в последниедесятилетия большие и постоянно растущие суммы денежных средств ежегодновкладывались в сельское хозяйство, капитальное строительство. Однакопроизводство сельскохозяйственной продукции увеличилось крайненезначительно, снижалась эффективность капитальных вложений. Эти и другиефакты игнорировались при выработке финансовой политики, что привело крезкому ухудшению финансового положения нашей страны. При выработке финансовой политики следует исходить из конкретныхисторических условий. Они должны учитывать специфику каждого этапа развитияобщества, особенности как внутренней, так и международной обстановки,реальные экономические и финансовые возможности государства. Прямаязависимость намеченных и осуществленных расходов от объема финансовыхресурсов является свидетельством элементарного финансового благоразумия идолжна поддерживаться на всех уровнях хозяйствования. Несоблюдение этоговажнейшего требования приводит к появлению и увеличению дефицита бюджета,государственного долга, инфляционным процессам. Целью концепции финансовой политики, разработанной в современныхусловиях, является достижение более высокого уровня жизни народа на основеразвития хозяйства, всемерного повышения эффективности общественногопроизводства. Социальная направленность финансовой стратегии проявляется нетолько в изыскании возможностей увеличения финансовых ресурсов,направляемых на повышение благосостояния народа, но и в принципиально новомподходе к главной цели экономической политики. Уровень жизни выступаеттеперь величиной, определяющей развитие производства, направление иструктуру использования финансовых ресурсов. Большое значение для подъема экономики и расширений на этой основефинансовых возможностей страны имеет привлечение в ее экономику иностранныхинвестиций. Они могут осуществляться в различных форма. Мировой опытдоказывает огромную действенность прямых иностранных инвестиций. Удовлетворение тех или иных потребностей обеспечивается только приусловии наличия финансовых ресурсов. Это означает, что финансовая политикаразрабатывается и проводится с учетом реальных финансовых возможностей.Расходы могут расти только при увеличении финансовых ресурсов. При этомакцент с субсидирования потребления смещается на финансированиепроизводства. Все мероприятия экономической и финансовой политикинаправлены на предоставление возможности населению повышать свои доходы, содной стороны, и создание благоприятных условий для развитияпредпринимательской деятельности - с другой. В соответствии с кардинальнымиизменениями финансовой политики перестраивается финансовый механизм. Цельперестройки финансового механизма - усилить его воздействие наэффективность общественного производства на основе развития рыночныхотношений, обеспечить повышение эффективности использования финансовыхресурсов. В основу перестройки финансового механизма положены принципиальноновые подходы к организации финансовых взаимосвязей в народном хозяйстве,обеспечивающие всемерное развитие хозяйственной инициативы иответственности предприятий, организаций, регионов страны за конечныерезультаты работы. При рыночной экономике отпадает необходимость использовать особыефинансовые методы для повышения заинтересованности предприятий в лучшемиспользовании производственных факторов, строго регламентировать ихфинансовую деятельность. Рыночная конкуренция заставляет предприятияпостоянно заботиться об эффективности производства, повышении качествафинансового планирования, углублении внутрихозяйственного финансовогоконтроля за использованием финансовых ресурсов. В то же время возрастаетзначение финансового регулирования рыночных отношений со стороныгосударства. Оно осуществляется посредством налогообложения прибылипредприятий (через изменение ставок, налоговых льгот, дифференциациюобъектов обложения), введения дополнительных налогов (например, налог наэкспорт и импорт, налог на другие доходы, НДС), налогообложения доходовтрудящихся, финансирования целевых программ. Ожесточается системафинансовых санкций за нарушение хозяйственных договоров, качественныхпараметров выпускаемой продукции, за несоблюдение требований по охранеокружающей среды, санитарных норм и правил. Государство усиливает санкцииза несвоевременное и неполное выполнение финансовых обязательств передбюджетом и внебюджетными фондами, сокрытие прибыли и иных объектовналогообложения. Широкое развитие получает аудиторский финансовый контроль. Коренные изменения внесены в механизм государственных финансов.Формирование доходов государственного бюджета переведено на налоговуюоснову; принципиально изменилась структура расходов бюджета и системабюджетного финансирования. Широкое распространение получила системавнебюджетных фондов. Развитие рыночных отношений, усовершенствование методов управленияпривели к положительным результатам в области организации и управленияимущественным и личным страхованием: развивается кооперативное страхование,возникают акционерные страховые общества; вводятся новые виды страхования;изменяется соотношение между обязательной и добровольной формамистрахования. Улучшение страхового механизма направлено на качественноеобслуживание страхователей, повышение эффективности страхового дела.2.2 ПРОЦЕСС «ФИНАНСИЗАЦИИ» ЭКОНОМИКИ В последней четверти XX века четко проявилась тенденция«финансизации» экономики. Она заключается в том, что финансовая системаначала жить своей собственной жизнью, отодвинув на второй план свои функциипо отношению к реальной сфере экономики. В процессе «финансизации» можно выделить следующие характерные черты. Доля финансового сектора в мировом ВВП резко возросла. В развитыхстранах он стал доминировать над реальным сектором как по доле в ВВП, так ипо своей роли в экономике. Финансовые рынки значительно превзошли реальные по объемам, а цены надеривативные инструменты (часто спекулятивные) стали оказывать сильное,иногда доминирующее воздействие на рынки реальных товаров. Доля фиктивного капитала предприятий развитых стран преобладает вструктуре активов, а доходы от операций на финансовых рынках занимаютсущественное место в структуре их доходов. Население развитых стран все большую часть своих свободных средствпереводит в форму различных финансовых инструментов, а доля депозитовбанков сокращается. Значительная часть населения в решающей степенисвязывает свое благосостояние с положением на финансовых рынках: 45%американцев являются держателями акций. В процессе «финансизации» знаменитая формула Маркса Т-Д-Т сначалапреобразовалась в формулу торговли Д-Т-Д', а затем и вовсе переродилась вчисто финансовую – Д-Д'. Товар в обычном смысле выпал, его заменилфинансовый инструмент. Лозунг американского бизнеса «Делать деньги»окончательно трансформировался в «Делать деньги из денег». Финансовая сферастала как бы самодостаточной - она черпает ресурсы для своего роста в себесамой. Парадоксально, но очень похожее превращение произошло и в советскойплановой экономике. Только здесь «финансизацию» заменил процессиндустриализации. Финансы при этом играли вспомогательную роль, а основноевнимание было уделено росту промышленности. Постепенно индустриализациявышла из-под контроля общества и так же, как и «финансизация» в рыночнойэкономике, стала самодостаточной. Основные функции промышленности -обеспечение населения товарами – были отодвинуты на второй план, она всебольше начинала работать сама на себя: новые станки делали для того, чтобыпроизвести оборудование для получения металла и энергии, необходимых дляизготовления новых станков. Избыточная «самоедская» индустриализация плановой экономики исовременная финансизация рыночной имеют одну и ту же первопричину. Ееследует искать в теории экономической власти. Для увеличения своей экономической власти группа лиц, связанная сопределенной отраслью или сферой деятельности, всегда старается внедритьсвои корпоративные цели в идеологию общества. Так, группа руководителейсоветской индустрии сумела фактически заменить коммунистический лозунг «Вседля блага человека» на «Все для развития производства». Это позволило еймногие десятилетия удерживать экономическую власть, но завело страну втупик. Другая крайность наблюдается сейчас в рыночной экономике. Завоевавшаявласть информационно-финансовая мировая элита сумела через подконтрольныеей СМИ (а это почти все СМИ) внедрить в общественное сознание развитыхстран новую модель поведения – сориентированную на доминирование услуг впотреблении и финансовых инструментов в накоплениях. Это позволяет ейпрочно удерживать экономическую власть в мире. Доля золота в золотовалютных запасах государств постоянно снижается –сейчас она около 18%. За последние 40 лет США сократили свои запасы вдвое.Общие резервы всех государств в форме официальных золотых запасовоцениваются в 30 тыс. т, или в 300 млрд. долл. Общие золотовалютные резервымира можно оценить в 1,8 трлн. долл. Рекордсменом здесь Китай (220 млрд.долл.), за ним следует Япония (около 200 млрд. долл.), дальше с большимотрывом Германия (80 млрд. долл.) и США (70 млрд. долл.)[4]. Эмиссионная функция в большинстве развитых стран передана центральнымбанкам, которые законодательно отделены от финансовых органов государства.В последние годы отчетливо проявляется тенденция освобождения центральныхбанков от функций надзора и переключение их почти полностью на монетарныевопросы (Великобритания, Япония, Корея и некоторые другие страны). ДляРоссии такой путь сопряжен с риском потери контроля над развивающейсябанковской системой и пока преждевременен. Роль населения в финансовой системе существенно меняется, но в разныхстранах по-разному. Темпы роста сбережений в США быстро уменьшаются: если вначале 90-х американцы сберегали около 7% ВВП в год, то в 2000 году этотпоказатель сократился практически до нуля. Увлекшись быстрым ростом рынкаакций, американцы не только вкладывают в него все свободные средства, но иберут кредиты под залог недвижимости. Уже 45% американцев стало владельцамиакций, и это принесло им за последние 5 лет около 5 трлн. долл. Японцы, напротив, традиционно склонны к сбережениям, и государствопредпринимает сейчас усилия для увеличения доли потребления. Весной 1998года правительство Японии обнародовало один из элементов плана санациибанковской системы (Big Bang plan), который нацелен на переориентациюпотоков сбережений на фондовый рынок. С декабря 1998 года как япон-ские, так и зарубежные трастовые фонды получили возможность инвестироватьпривлеченные в Японии средства на зарубежных рынках. Сейчас большинствояпонцев (в силу недоверия к финансовой системе) хранит деньги на пенсионныхгосударственных счетах под 0,25%. На этом фоне услуги зарубежных фондов смировым именем вполне могут пользоваться спросом, по крайней мере умолодого поколения. В Японии сосредоточено 40% мировых сбережений (около 9трлн. долл.). Резкое увеличение числа лиц, самостоятельно инвестирующих относительнонебольшие суммы в акции корпораций. Сегодня достаточно иметь обычныйкомпьютер и выход в Интернет, чтобы самому активно участвовать в биржевойигре в режиме электронных торгов. Этим все шире пользуется население,особенно в США. Не имея профессиональных знаний, частные инвесторы черпаютинформацию из СМИ и сообщений консалтинговых фирм. Поэтому они подверженыкрайним эйфорическим или паническим настроениям, что делает рынок еще болеенеустойчивым. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Финансовая система это совокупность финансовых отношений, связанных стоварообменом. Финансовая система позволяет наиболее эффективно достичьодной из главных целей, ради которых создавалось государство – разделениетруда. На современном этапе выделяют четыре основных составляющихфинансовой системы: государственный бюджет, местные финансы, финансыгосударственных предприятий и специальные правительственные фонды. Государственный бюджет – основное звено финансовой системы в любомгосударстве. Устройство бюджетной системы страны определяется еегосударственным устройством. Бюджетная система России состоит из трехуровней: федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты. Спринятием нового БК РФ внебюджетные фонды были включены в первый уровеньбюджетной системы. Финансовая политика играет важнейшую роль для достижения целей,поставленных перед государством. Финансовая политика определяет основныенаправления использования финансов. С помощью финансовой политикиреализуется цель повышения эффективности использования финансовых ресурсов,достижение более высокого уровня жизни. Процесс «финансизации» заключается в том, что современная финансоваясистема отодвинула на второй план свои функции по отношению к реальнойсфере экономики. Меняется и роль населения в финансовой системе. Произошлоувеличение числа лиц, самостоятельно инвестирующих некоторые суммы в акциипредприятий.-----------------------[1] Рижинс С., Основы реальной экономики, http://chat.ru/~rigins/ore1.htm,гл. Система разделения труда и финансовая система.[2] Мамедов О.Ю., Современная экономика, Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998 г.,с. 260.[3] Булатов А.С., Экономика, М.: «БЕК», 1997 г., с. 502.[4] Мовсесян А., Современные тенденции развития мировой финансовой системы// Банковское дело в Москве, 2000 г., №10.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Финансовая система: сущность, структура, принципы построения iconГосударства и принципы ее построения
Центральный банк и система коммерческих банков; б централизованная монобанковская система; в уникальная децентрализованная банковская...
Финансовая система: сущность, структура, принципы построения iconСодержание введение глава Сущность, структура и основные принципы построения финансовых систем государства
Современные тенденции развития финансовой системы в рыночной экономике
Финансовая система: сущность, структура, принципы построения iconСущность и функции финансов, их роль в системе денежных отношений рыночного хозяйства. Финансовая политика. Управление финансами. Финансовое планирование и прогнозирование. Финансовая система, ее функции и звенья
Банковская система России: структура, этапы развития. Центральный банк и его функции. Коммерческие банки и их функции. Особенность...
Финансовая система: сущность, структура, принципы построения iconКонтрольная работа по дисциплине: «Налоги и налогообложение» на тему: «Налоговая система Российской Федерации»
Налоговая система – совокупность налогов, установленных законодательной властью и взимаемых исполнительной властью, а также методы...
Финансовая система: сущность, структура, принципы построения iconБюджетная система российской федерации бюджетная система р ф., ее структура и принципы построения
Бюд. Сис это основанная на экономические отношениях, государственном устройстве и правовых нормах совокупность федерального бюд бюд...
Финансовая система: сущность, структура, принципы построения icon"Законодательство РФ о налогах и сборах. Общие принципы построения налоговой системы РФ." Содержание: Введение 3 Законодательство РФ о налогах и сборах. 4 Общие принципы построения налоговой системы РФ. 9 Заключение 28 Список использованной литературы: 29 Введение Налоговая система Российской Федера
Законодательство РФ о налогах и сборах. Общие принципы построения налоговой системы РФ
Финансовая система: сущность, структура, принципы построения iconСамостоятельная работа по основным понятиям «Локальной сети»
Назначение и принципы построения локальных сетей. Основные понятия, принципы построения, топология, программное обеспечение
Финансовая система: сущность, структура, принципы построения iconСамостоятельная работа по основным понятиям «Локальной сети»
Назначение и принципы построения локальных сетей. Основные понятия, принципы построения, топология, программное обеспечение
Финансовая система: сущность, структура, принципы построения icon«Финансовая система и финансовая политика государства»
Из предложенных мне трех тем я выбрала «Финансовая система и финансовая политика государства». Она очень интересна, так как финансы...
Финансовая система: сущность, структура, принципы построения iconПринципы построения компьютеров
В основу построения подавляющего большинства компьютеров положены следующие общие принципы, сформулированные в 1945 г американским...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы