Свободные экономические зоны Казахстана icon

Свободные экономические зоны Казахстана



НазваниеСвободные экономические зоны Казахстана
Дата конвертации22.07.2012
Размер373.04 Kb.
ТипРеферат
Свободные экономические зоны Казахстана


Министерство науки и высшего образованияКарагандинский учебный центр университета «Кайнар»Кафедра общих наук Курсовая работа по учебной дисциплине: МЭО на тему: Свободные экономические зоны Казахстана и опыт их создания за рубежом Выполнил: студент группы МЭО21 Б.А. Баймамыров Проверил: преподаватель Н.И. Козлова Караганда, 1999План Введение 3 Глава 1. Свободные экономические зоны 4 Требования к системе управления 16 Глава 2. Специальные экономические зоны 19 Проблемы функционирования правового режима специальных экономических зон22 Глава 3. Свободные экономические зоны: американский опыт 31 Зоны внешней торговли 31 Предпринимательские зоны 40 Технологические парки 44 Введение Успех проводимых реформ в Казахстане во многом зависит от умелого поискаи нахождения приоритетных направлений промышленной и региональной политики,которые на сегодняшний день еще не до конца сформировались. С другойстороны, стратегия Правительства на ускоренное проведение реформ и жесткийконтроль над бюджетными расходами находятся под постоянной критикой состороны общественности и влиятельных лоббистских группировок. Нам думается,что в такой ситуации одним из позитивных шагов на пути трансформацииэкономики может стать организация национальной системы свободныхэкономических зон (СЭЗ), которая пока не включена в список приоритетныхзадач Правительства. Между тем назревшая потребность во всестороннейлиберализации экономики, а также ряд особенностей казахстанскогопостсоциалистического развития, включая этносоциальные, дают основанияполагать, что данный вопрос заслуживает несравненно большего к себевнимания. При этом создание национальной системы свободных экономическихзон в Казахстане требует учета местной специфики и изучения зарубежногоопыта. В данной работе я попытаюсь показать становление и проблемы созданияи функционирования СЭЗ в Казахстане и обобщить опыт тех стран, в которыхорганизация свободных экономических зон имела положительный результат. В первой главе рассматривается сущность экономических зон и причины ихсоздания. Во второй главе анализируется становление СЭЗ в Казахстане и их проблемыв развитии. В третьей главе, посвященной мировому опыту создания СЭЗ,рассматриваются СЭЗ США. Глава 1. Свободные экономические зоны Заметным явлением мирового хозяйства второй половины XX века являются т.н. «свободные (специальные) экономические зоны» (СЭЗ). Свободные экономические зоны получили широкое распространение во многихстранах. В середине 90-х годов в мире функционировало более 4-х тысячразного рода СЭЗ (от таможенных зон до технопарков, от зон свободнойторговли до оффшорных зон). По оценкам западных специалистов, к 2000 годучерез различные свободные экономические зоны будет проходить до 30%мирового товарооборота. Международные корпорации в поисках льготных условийдля своей деятельности рассматривают СЭЗ как благоприятные образования, гдеможно получить сверхприбыль.
Крупнейшие международные корпорации считаюторганизацию собственного производства в свободных экономических зонахважнейшим направлением своей экспансии. Свободные экономические зоны представляют собой часть национальногоэкономического пространства, где используется особая система льгот истимулов, не применяемая в остальных частях страны. Как правило, СЭЗ — этов той или иной степени обособленная географическая территория. В научных публикациях и отчетах международных организаций дляхарактеристики разного рода зон используется термин «свободныеэкономические зоны». Однако этот термин не в полной мере отражает сущностьэтого явления. Так, во многих из них применяемые экономические правила,рычаги, специальные административные законы отнюдь не освобождают отопределенного правового и хозяйственного режима, а лишь облегчают его,предоставляют льготы, стимулирующие предпринимательство. Фактическигосударство лишь сокращает масштабы своего вмешательства в экономическиепроцессы. Для большинства развивающихся стран свободные зоны по существу являютсяспециальными в смысле экстерриториальности, по условиям уровня жизниработников зоны, концентрации производственного потенциала и др. В силуэтого для таких зон больше подходит термин «специальные экономическиезоны». Для чего создаются свободные экономические зоны? Почему они получилитакое распространение в мире? Создание свободных экономических зон рассматривается их учредителями какважное звено в реализации принципов открытой экономики. Их функционированиесвязывается с либерализацией и активизацией внешнеэкономическойдеятельности. Экономика свободных экономических зон имеет высокую степеньоткрытости внешнему миру, а таможенный, налоговый и инвестиционный режимблагоприятен для внешних и внутренних инвестиций. Фактически свободные экономические зоны представляют своеобразные«ловушки» для мигрирующих в масштабах мирового хозяйства капиталов. Помимо привлечения иностранного капитала, задействуемого для активизацииэкономических процессов внутри страны, создание производственных свободныхэкономических зон увязывают стремя основными задачами: — стимулирование промышленного экспорта и получение на этой основевалютных средств; — рост занятости; — превращение зон в полигон по опробованию новых методов хозяйствования,полюса роста национального хозяйства. Важной причиной образования свободных экономических зон является то, чточасто страна не желает полностью открывать свою экономику для притокаиностранного капитала или всеобъемлюще использовать особый инвестиционныйклимат и поэтому использует частичную, локальную открытость в видеспецзоны. Мировой опыт создания и функционирования свободных экономических зонсвидетельствует о том, что наряду с зонами, созданными для углубленияинтеграции с мировым рынком стимулирования международных экономическихсвязей (зоны свободной торговли, экспортно-производственные, таможенные идр.), существуют зоны с особым режимом поощрения соответствующих видовдеятельности и отраслей производства. Например, зоны поощрения развитияотсталых районов, индустриализации отсталых районов. Поэтому причины и целисоздания свободных экономических зон в каждом конкретном случае могутотличаться друг от друга. Так, в промышленно развитых странах, таких какСША, Великобритания, свободные экономические зоны создавались дляреализации региональной политики, направленной на оживление мелкого исреднего бизнеса в депрессивных районах. В этих целях предпринимателям(мелким и средним) предоставлялась большая, чем в других районах страны,свобода деятельности и значительные финансовые льготы. Эти программы неимели специальной ориентации на привлечение иностранного капитала. С подобной же целью создавались свободные экономические зоны и вразвивающихся странах, что обеспечивало превращение ранее отсталых районовв динамично развивающиеся. Однако в отличие от промышленно развитых стран вэтих государствах упор при создании свободных экономических зон был сделанна привлечение иностранного капитала. Организационно-функциональная структура свободных экономических зондостаточно многообразна. Иногда довольно трудно классифицировать ту илииную свободную экономическую зону однозначно, поскольку они обладаютчертами многих зон. Российскими специалистами разработана примернаяклассификация по признаку хозяйственной специализации — по профилюдеятельности большинства хозяйствующих в зоне фирм (см. схему 3).Центральное место в классификации свободных, экономических зон отводитсязонам промышленной обработки.[pic] При организации свободных экономических зон используют два различныхконцептуальных подхода: территориальный и функциональный (точечный). Впервом случае зона рассматривается как обособленная территория, где всепредприятия-резиденты пользуются льготным режимом хозяйственнойдеятельности. Согласно второму подходу, зона — это льготный режим,применяемый к определенному виду предпринимательской деятельностинезависимо от местоположения соответствующей фирмы в стране. Примером реализации первого подхода являются свободные экономическиезоны Китая, зона «Манаус» (Бразилия), многие экспортно-производственныезоны в развивающихся странах. Результатом второго подхода являются«точечные» зоны, представленные отдельными предприятиями (оффшорные фирмы,магазины «дьюти фри»). Одной из простейших форм свободных экономических зон являются свободные(беспошлинные) таможенные зоны (СТЗ). Эти зоны, как и свободные торговыезоны, относятся к зонам первого поколения. Они существуют с ХVII-XVIII вв.Эти зоны представляют собой транзитные или консигнационные склады дляхранения, упаковки и незначительной обработки товаров, предназначенных дляэкспорта. Такие зоны часто называют бондовыми складами или свободнымитаможенными территориями. Свободные таможенные зоны освобождаются оттаможенных пошлин на ввоз и вывоз товаров. Они имеются во многих странах. Зоны свободной торговли (ЗСТ) также широко распространены в мире.Наибольшее развитие зоны свободной торговли получили в США. Их созданиепредусмотрено специальным законом США от 1934 г., целью которого былопоощрение торговли, ускорение торговых операций, сокращение торговыхиздержек. Такие зоны представляют собой ограниченные участки территории США, впределах которых установлен льготный по сравнению с общим режимхозяйственной, в т. ч. внешнеэкономической деятельности. Законом былоустановлено, что при каждом официальном порте прибытия может быть создана,по крайней мере, одна внешнеторговая свободная зона. В соответствии с существующим законодательством США зоны свободнойторговли, действующие на территории страны, подразделяются на зоны общегоназначения и специализированные (субзоны). Зоны общего назначения занимаютнебольшое пространство (несколько кв. км) и находятся за пределаминациональной таможенной территории. В них осуществляются операции поскладированию и переработке ввезенных товаров (упаковка, сортировка,маркировка, доработка и т. п.). Субзоны создаются для отдельных крупных компаний, деятельность которыхвыходит за рамки зон общего назначения. В субзонах производится экспортнаяили импортозамещающая продукция. Субзоны являются результатом использованиякомбинации режимов зон свободной торговли и импортозамещающихпроизводственных зон. К середине 90-х годов в США насчитывалось около 500зон свободной торговли. К числу простейших зон свободной торговли можно отнести специальныемагазины «дьюти фри» в крупных международных аэропортах. С точки зрениярежима, они рассматриваются как находящиеся за пределами государственныхграниц. К зонам свободной торговли относятся также и традиционные свободныегавани (порты) со льготным торговым режимом. Промышленно-производственные зоны относятся к зонам второго поколения.Они возникли в результате эволюции торговых зон, когда в них стали ввозитьне только товар, но и капитал, заниматься не только торговлей, но ипроизводственной деятельностью. Промышленно-производственные зоны создаются на территории со специальнымтаможенным режимом, где производится экспортная или импортозамещающаяпродукция. Эти зоны пользуются существенными налоговыми и финансовымильготами. Наибольшее распространение, особенно в развивающихся странах,получили экспортно-производственные зоны (ЭПЗ). Современная модель такихзон берет начало от зональной структуры, созданной в 1959 г. в ирландскомаэропорту Шэннон. Наибольший эффект от таких зон был получен в «новыхиндустриальных странах». Логика образования экспортно-производственных зон была предопределенаэкономикой развивающихся стран, когда с середины 60-х годов возникланеобходимость стимулирования промышленного экспорта и занятости за счетпритока иностранных капиталов. Технико-внедренческие зоны относятся к зонам третьего поколения (70-80-егоды). Они образуются стихийно или создаются специально с государственнойподдержкой вокруг крупных научных центров. В них концентрируютсянациональные и зарубежные исследовательские, проектные, научно-производственные фирмы, пользующиеся единой системой налоговых и финансовыхльгот. Наибольшее число технико-внедренческих зон функционирует в США, Японии,Китае. В США их называют технопарками, в Японии — технополисами, в Китае —зонами развития новой и высокой технологии. Самый известный в мире и крупнейший в США технопарк «Силикон Вэлли»(Кремниевая Долина) дает 20% мирового производства средств вычислительнойтехники и компьютеров. В нем занято около 20 тыс. работников. Всего в СШАболее 80 подобных зон. В Японии в рамках специальных правительственныхпрограмм создано два десятка технополисов на базе ведущих научныхорганизаций. В КНР подобные зоны также создаются, как правило, в ходереализации государственных планов по развитию науки и техники. В середине90-х годов в Китае функционировало более 50 зон развития новой и высокойтехнологии. Характерно, что в азиатских «новых индустриальных странах»технико-внедренческие зоны формируются как инновационные центры сложившихсяэкспортно-производственных зон, которые уже находятся в достаточной степениразвития как экспортно-производственные зоны, и им требуется переориентацияна выпуск наукоемкой продукции. Сервисные зоны представляют собой территории с льготным режимомпредпринимательской деятельности для фирм и организаций, оказывающихразличные финансово-экономические, страховые и иные услуги. К числу сервисных зон относятся оффшорные зоны (ОЗ) и налоговые гавани(НГ). ОЗ и НГ привлекают предпринимателей благоприятным, валютно-финансовым, фискальным режимом, высоким уровнем банковской и коммерческойсекретности, лояльностью государственного регулирования. Главное требование от компании, зарегистрированной в оффшорной зоне ипретендующей на получение налоговых и иных льгот, — это не быть резидентомстраны, где находится оффшорный центр, и не извлекать на его территорииприбыль. Налоговые гавани отличаются от оффшорных зон тем, что в них (НГ)все фирмы (как местные, так и иностранные) получают налоговые льготы на всеили некоторые виды деятельности. В настоящее время в мире насчитываетсяболее 300 оффшорных центров. Среди них налоговых гаваней около 70. К числу стран, где уже давно функционируют оффшорные компании, —Лихтенштейн, Панама, Нормандские острова, остров Мэн (Британия), Антильскиеострова, Гонконг, Мадейра, Либерия, Ирландия, Швейцария и др. В последнеедесятилетие оффшорные зоны появились на Мальте, Маврикии, в Западном Самоа,Израиле, Малайзии (о. Лабуан) и других странах. Промышленные, торговые, банковские, страховые и другие компании воффшорных зонах либо вообще не подлежат налогообложению (Ирландия,Либерия), либо облагаются небольшим паушальным налогом (Лихтенштейн,Антильские острова, Панама, остров Мэн и др.). В Швейцарии, например,установлен более низкий размер налога, который может и не взиматься приопределенных условиях. Льготный режим в оффшорных зонах определяется такжеотсутствием валютных ограничений, свободным вывозом прибылей, низкимуровнем уставного капитала, отсутствием таможенных пошлин и сборов дляиностранного инвестора, экстерриториальностью и др. Для стран, организующихоффшорные зоны, выгода состоит в привлечении дополнительных иностранныхкапиталов, получении дохода от пребывания зарегистрированной компании воффшорной зоне, создании дополнительных рабочих мест для местныхспециалистов, что в целом способствует развитию национальной экономики. Оффшорный бизнес концентрируется, как правило, в банковском, страховомделе, морском судоходстве, операциях с недвижимостью, в трастовой(доверительной) деятельности, во всех видах экспортно-импортных операций, вконсалтинге. По некоторым оценкам, капитал, задействованный в сфереоффшорного бизнеса, достигает 500 млрд. долл. В нем участвуют почти 2 млн.вкладчиков (юридических и физических лиц), и каждый год регистрируетсянесколько тысяч новых компаний, увеличивающих объемы оффшорнойдеятельности. Деятельность оффшорных зон оценивается специалистами весьманеоднозначно. Многие сходятся во мнении, что оффшорные центры зачастуюявляются местом отмыва «грязных денег» и разного рода банковских афер. Комплексные зоны образуются путем установления особого, льготного посравнению с общим, режима хозяйственной деятельности на территорииотдельных административных образований. К ним можно отнести 5 специальныхэкономических зон Китая, «открытые районы» КНР, а также бразильскую зону«Манаус», территорию «Огненная Земля» в Аргентине, зоны свободногопредпринимательства, создаваемые промышленно развитыми странами вдепрессивных районах. В 90-е годы активизируются процессы по формированию международныхсвободных экономических зон. Так, имеется проект создания специальнойэкономической зоны Туманган (Туманцзян). Эта свободная экономическая зонадолжна быть создана на стыке границ России, Китая и КНДР. Проект рассчитанна 20 лет, его стоимость на первом этапе оценивается в 90-110 млрд. долл. СЗЗ предполагает участие Японии, Южной Кореи, Монголии, Китая, КНДР иРоссии. В свободной экономической зоне будет построен крупный порт,многочисленные промышленные предприятия с использованием китайской икорейской рабочей силы. Россия должна будет поставлять на эти предприятиясырье для переработки. Предприниматели, организовавшие производство всвободной экономической зоне, будут пользоваться рядом льгот.Предусматривается, что зоны будут иметь гибкие границы, к участию всовместном освоении могут подключаться также и сопредельные районы. Отработка деловых контактов не на межгосударственном, а на региональномуровне привела к появлению т. н. еврорегионов, как формы организациивнешнеэкономического взаимодействия. Еврорегион представляет собойдобровольное объединение пограничных областей различных государств, преждевсего в хозяйственной сфере, с целью интенсификации связей друг с другом.Высшие органы власти каждой страны, осуществляющей свою деятельность врамках еврорегиона, делегируют данной области полномочия, способствующиеинтенсификации приграничных хозяйственных и иных связей. Активную роль всоздании еврорегионов играют Польша, Словакия, Чехия, Венгрия, а такжеУкраина и Беларусь. К середине 90-х годов созданы еврорегионы «Карпаты»,«Буг», «Померания». В 1994 г. подписано соглашение о создании российско-китайской торговойприграничной зоны в районе китайского города Суйфэнхэ. Совместноеобразование или использование приграничных свободных экономических зон ссопредельными странами ближнего и дальнего зарубежья, особенно на границе сКитаем, Финляндией, Норвегией, в Калининградской области, можетспособствовать развитию приграничной торговли, реализации крупныхсовместных проектов на основе использования сырьевых ресурсов ипроизводственных мощностей обеих сторон, прежде всего российских. Общей характерной чертой различных видов свободных экономических зонявляется наличие благоприятного инвестиционного климата, включающего в себятаможенные, финансовые, налоговые льготы и преимущества по сравнению собщим режимом для предпринимателей, существующим в той или иной стране.Конкретные льготы и стимулы имеют некоторые количественные отличия по зонамразных стран; по существу они, как правило, сходны. В сегодняшней России приоритеты промышленной и региональной политики ещене сформировались, линия правительства на быстрое проведение реформ ижесткий контроль над бюджетными расходами находится под постоянным огнемкритики со стороны влиятельных лоббистских группировок. В такой ситуацииорганизация национальной системы свободных экономических зон не включена всписок приоритетных задач. Между тем назревшая потребность во всестороннейлиберализации экономики, а также ряд особенностей российскогопостсоциалистического развития, включая этносоциальные, дают основанияполагать, что данный вопрос заслуживает несравненно большего к себевнимания - при любом подходе к осуществлению реформ и независимо отперсонального состава кабинета министров. Попытаемся в этой связи обобщитьопыт организации свободных зон за рубежом и проанализировать их функции иперспективы в России. Требования к системе управленияВыбор модели административно-хозяйственного управления зоной зависит от еетипа и размера территории, особенностей государственного устройства страны,развитости частного сектора и т.п. Однако общим к принципиальным моментомявляется то. что зона. будучи локальной социально-экономической системой,должна располагать и локальной, относительно обособленной системойхозяйственного управления, то .есть находиться вне юрисдикции отраслевыхминистерств и центральных ведомств. курирующих различные сферы экономики.Определенная хозяйственная обособленность зоны отражается и на характере еебюджетных взаимоотношений с вышестоящими органами административно-территориального управления. Подобная специфика создает основу дляконфликтов.Конфликты могут возникать как на межведомственном уровне (по поводу системыуправления и юрисдикции в зонах), так и между зоной и различнымигосударственными инстанциями (последние склонны использовать в своихинтересах ее экономическую свободу). Для предотвращения конфликтовнеобходимо:- создание функциональной структуры управления зоной во главе садминистрацией, которая наделяется (в случае относительно крупных зон)значительными властными полномочиями, включая делегированные различнымиведомствами;- наличие в стране государственного органа по координации и контролю заразвитием зон, обладающего достаточной властью для зашиты интересовпоследних. Желательно, чтобы этот орган имел надведомственный статус(например, входил бы в административные структуры при президенте страны) ине подпадал пол опеку какого-либо специализированного министерства;- непосредственное подчинение администрации зоны (особенно крупных зон)уполномоченному государственному органу, минуя все промежуточныеадминистративно-территориальные властные инстанции.Упомянутые льготы могут применяться в самых различных комбинациях. Опытпоказывает, что в относительно крупных производственных зонах лучшеиспользовать не территориальный, а функциональный подход, когда преференцииполучают не вес находящиеся на данной территории предприятия, а только теиз них, которые отвечают целям и задачам развития зоны. В крупных зонахкомплексного типа система льгот может быть основана на сочетаниитерриториального и функционального подходов: базовый, универсальный похарактеру применения набор преференций дополняется льготами,локализованными в рамках определенных участков зональной территории, атакже специальными льготами, ''пронизывающими" экономику зоны погоризонтали (территориальный разрез) и по вертикали (отраслевой разрез). В целом вся система предоставляемых льгот должна служить инструментомреализации имеющихся сравнительных преимуществ данной территории, а немеханизмом компенсации отсутствующих здесь факторов развития. Важно такжепринять во внимание, что при нынешних масштабах распространения свободныхзон в мировом хозяйстве налоговые льготы - далеко не главный стимул дляпритока в зону иностранного капитала. Более существенными в этом отношениимогут оказаться сегодня такие факторы, как политическая стабильность,инвестиционные гарантии, качество инфраструктуры, квалификация рабочейсилы. упрощение административных процедур, а также возможность получения навнутреннем рынке относительно дешевых кредитов. Вместе с тем все названныепреимущества "срабатывают" лишь в сочетании с базовыми преференциями,предопределяющими типовую специфику данной зоны. Глава 2. Специальные экономические зоны Первые свободные экономические зоны в Казахстане появились в 1991 году:Жайрем-Атасуйская в Жезказганской области. Алакульская и Жаркентская вТалдыкорганской области, субзона на базе предприятия "Талдыкорганвнештранс"в Талдыкоргане, Лисаковская в Костанайской области и свободная торговаязона "Атакент" в г. Алматы. Еще ряд областей (Атырауская, Восточно-Казахстанская, Карагандинская и Мангистауская) были объявлены свободнымиэкономическими зонами. Однако первый опыт образования СЭЗ не достигзадуманных целей из-за несовершенного правового и организационногомеханизма функционирования, не было достаточной самостоятельности в решениифинансовых, налоговых и других вопросов. Вновь создаваемые специальные экономические зоны представляют собойограниченные территории РК, на которых действует особый правовой режим. Согласно статье 3 вышеназванного указа, СЭЗ «создаются в целяхускоренного развития регионов для активизации вхождения экономикиреспублики в систему мировых хозяйственных связей, созданиявысокоэффективных экспортоориентированных производств. освоения выпускановых видов продукции, привлечения инвестиций. отработки правовых нормрыночных отношений, внедрения современных методов управления ихозяйствования, а также решения социальных проблем». Реформирование экономической системы привело в движение рыночныемеханизмы, что предполагает интеграцию в мировую экономику за счетразнообразных форм торгового и делового сотрудничества. СЭЗ, являясьинструментом ускорения регионального развития. оказывают положительноевоздействие на экономику, что и показывает опыт других стран. Намеждународной конференции в Бишкеке (октябрь, 1997 г.), посвященнойпроблемам развития свободных экономических зон, СЭЗ рассматривались какточки экономического роста и интеграции стран и регионов. Показатели экономического роста Лисаковской специальной экономическойзоны свидетельствуют о стабилизации экономического положения в регионе. Содня образования Лисаковской СЭЗ в 1993 г. объем промышленного производстваувеличился в 22,9 раза, рост производства в 1997 г. составил 74%. Объемрозничного товарооборота в том же году к уровню 1996 г. составил 129,5%.Сохранились действующие предприятия, созданы десятки новых в легкой ипищевой промышленности, что позволило расширить ассортимент выпускаемойпродукции. Динамичное развитие получили хозяйствующие субъекты малого исреднего предпринимательства, удельный вес которых в общей сумме доходовбюджета значительно увеличился (59.8%). Административный совет получилвозможность вовремя и в полном объеме финансировать проекты, осуществлятьтекущие платежи по выплате заработной платы и пенсий. Первый год работы Акмолинской СЭЗ характеризуется оживлением иоздоровлением промышленных предприятий, наблюдается ежемесячный ростобъемов выпускаемой продукции на 1,5-2%. Средства фонда экономического исоциального развития были направлены на реализацию программы СЭЗ,обустройство и расширение новой столицы. Придание статуса специальной экономической зоны городу Кызылордепозволило осуществить мероприятия по возобновлению работы длительнопростаивающих предприятий, освоению новых производств, оказанию поддержкималому и среднему предпринимательству, привлечению инвестиций. Таблица 1 Нормативы отчислений СЭЗ в бюджет в % в 1996-2000 гг.|СЭЗ |1996 |1997 |1998 |1999 |2000 ||Акмолинская |40 |40 |40 |40 |40 ||Лисаковская |20 |25 |30 |35 |40 ||Жайрем-Атасуйская |10 |10 |20 |30 |40 ||Кызылординская |- |20 |40 |40 |40 | В 1997 г. объем продукции в нефтедобывающей промышленности увеличился на3.0%. а легкой -в 3.4 раза и пищевой промышленности – на 57,8%.Производство сельскохозяйственных жаток возросло в 23 раза. запасных частейк сельхозмашинам - в 4 раза. бумаги - в 2.3 раза, нефти - на 2,7%, швейныхизделий - на 34%. хлеба и хлебобулочных изделий - на 31,4%, кондитерскихизделий - в 4.1 раза. Предприятиями города освоен выпуск оконных жалюзи(ТОО "Ансар", ТОО "Темирхан"), муки пшеничной (ДТОО "Айдан Агро"),фруктовых соков (АО "Сыр-Шарабы"). Возобновлено производство нетканыхматериалов в ДТОО "Айдан ФНМ". обуви - в ДТОО "Айдан-обувь', яиц. мясаптицы - в ДТОО "Айдан-Аккус". Малые предприятия увеличили объемпроизводства в 3.1 раза. В настоящее время в регионе действуют 7 совместных предприятий, из них 4- по разработке нефтегазовых месторождений. В течение 1997 г. в развитиеКызылординской СЭЗ было вложено и освоено 1,8 млрд. тенге (23.8 млн. долл.США) иностранных инвестиций, на стадии рассмотрения находятся проекты насумму 62.5 млрд. тенге (821.8 млн. долл. США). Таким образом, создание и становление СЭЗ в Казахстане позволяетосуществлять экономические реформы в регионах: развивать производствопромышленных товаров, привлекать инвестиции, создавать дополнительныерабочие места и обеспечивать занятость населения, расширять поставки навнутренний рынок конкурентоспособных товаров и услуг производственного инепроизводственного назначения. Проблемы функционирования правового режима специальных экономических зон Правовой режим СЭЗ в РК предусматривает особые условия функционированиядля финансовой и банковской деятельности. налогообложения, таможенногорегулирования. государственной регистрации юридических лиц, лицензирования.пребывания иностранных граждан. Административные советы могут формировать финансовые фонды или. в случаесовпадения границы СЭЗ с границей административно-территориальной единицы,единый бюджет. Поэтому бюджеты Акмолинской, Кызылординской и ЛисаковскойСЭЗ одновременно являются и бюджетами соответственно гг. Акмолы, Кызылорды,Лисаковска. В Жайрем-Атасуйской СЭЗ формируется финансовый фонд, так какона включает в себя территории г. Каражала, п. Жайрем, п. Шалгинский иземли запаса Жезказганской области. В доход финансового фонда или бюджетаСЭЗ зачисляются общегосударственные и местные налоги и сборы, уплачиваемыеюридическими и физическими лицами, зарегистрированными на территории СЭЗ вкачестве налогоплательщиков. Платежи в специальные фонды, предусмотренныедействующим законодательством, не могут быть источниками формированияфинансового фонда (бюджета). По Кызылординской СЭЗ такое формирование доходной части бюджетаувеличило последний в 1997 г. почти в два раза в сравнении ссоответствующим периодом прошлого года. Кроме того, объем субвенций для Кызылординской области уменьшился с54,3% в 1996 г. до 27,0% в 1997 г. Аналогично динамика доходов бюджетаЛисаковской СЭЗ свидетельствует о постоянном росте объема бюджета.Поступление доходов в бюджет по, Лисаковской СЭЗ составило 165%. поКызылординской - 112,6%. Особенности формирования финансов позволяют иметьСЭЗ значительные денежные средства для выполнения социально-экономическихпрограмм развития региона. Взаимоотношения финансового фонда (бюджета) СЭЗ с вышестоящим бюджетомопределяются через долговременный стабильный норматив отчислений от общейсуммы доходов, поступающих в финансовый фонд (бюджет) (табл. 2), чтоспособствует развитию не только зоны, но и региона в целом. Особый правовой режим по финансам предусматривает, что административныйсовет специальной экономической зоны может учреждать целевые финансовыефонды, а том числе фонд экономического и социального развития. Такой фондобразован всеми СЭЗ РК, кроме того, по Акмолинской предусмотренообразование фонда инвестиций, связанного с обустройством новой столицы, поЖайрем-Атасуйской - фонда социальной защиты. Целевые финансовые фонды СЭЗ образуются за счет свободных бюджетныхсредств, отчислений и сборов неналогового характера. доходов от проведенияторгов, зональных лотерей, займов. добровольных взносов и пожертвованийюридических и физических лиц, а также иных источников. не запрещенныхдействующим законодательством. Средства фонда экономического и социального развития направляются нафинансирование мероприятий, предусмотренных программами развития СЭЗ, насоздание и расширение мощностей по производству товаров народногопотребления и оказанию услуг населению, на подготовку кадров и другие цели.В частности, из фонда экономического и социального развития КызылординскойСЭЗ в 1997 г. было профинансировано 29 субъектов малого бизнеса на общуюсумму 110 млн. тенге и 13 субъектов индивидуального предпринимательства насумму 2.48 млн. тенге. Налогообложение на территории СЭЗ осуществляется в соответствии сНалоговым кодексом РК, который предусматривает для хозяйствующих субъектовльготный режим: подоходный налог с юридических лиц взимается в размере 20%(против 30%). Кроме льготы по подоходному налогу с юридических лиц, в соответствии сЗаконом РК "О государственной поддержке прямых инвестиций" хозяйствующимсубъектам для реализации приоритетных проектов могут предоставляться льготыи преференции: - в виде государственных натурных грантов; - на срок до 5 лет с момента заключения контракта - в виде пониженияставки подоходного налога, земельного налога и налога на имущество до 100%основной ставки, а также на последующий период до 5 лет - в пределах неболее 50% основной ставки. Льготы предоставляются Государственным комитетом РК по инвестициям. Дляспециальных экономических зон целесообразно было бы ввести егоуполномоченный орган, потому что установленная льгота по подоходному налогус юридических лиц неконкурентна со льготным режимом, предусмотренным ввышеназванном законе и более благоприятным для инвесторов в другихрегионах, чем в СЭЗ. Учитывая происходящие реформы в финансово-кредитной и налоговой системереспублики, а также опыт других стран, добившихся успехов в областидейственности налоговой политики СЭЗ (например, США. Китай), становитсяочевидной необходимость совершенствования налогового режима в СЭЗ, вчастности установление дополнительных льгот. Таможенное регулирование регламентируется соответствующими указамиПрезидента РК. Территория СЭЗ рассматривается как находящаяся внетаможенной территории Республики Казахстан, и на ней действует режимсвободной зоны. Он предусматривает освобождение от таможенных пошлин иналогов ввозимого оборудования, сырья, материалов, а также других товаров,необходимых для выполнения производственных операций. При вывозе товары.произведенные или подвергнутые переработке на территории СЭЗ, тожеосвобождаются от таможенных пошлин. Организовав предприятие в СЭЗ, можнобеспошлинно ввозить оборудование и сырье и беспошлинно же вывозить готовуюпродукцию. Остальные товары при ввозе с территории СЭЗ на другие территориии вывозе за пределы РК облагаются таможенными пошлинами в зависимости отстраны происхождения. Учитывая. что хозяйствующие субъекты имеют еще иналоговые льготы, можно отметить, что режим таможенного оформления СЭЗстимулирует производство, выпуск экспортоориентированной продукции. В табл.3 рассмотрены особенности таможенного регулирования СЭЗ на примеренекоторых видов товаров при ввозе и использовании их для производственныхцелей. Наличие налоговых и таможенных льгот делает привлекательным климат СЭЗдля потенциальных инвесторов. В Кызылординской СЭЗ уже работают совместныепредприятия по добыче нефти и газа, и есть конкретные предложения поорганизации производства лекарственных препаратов (Индия), обуви (Турция),расширению производства мяса кур (Испания), выпуску прохладительныхнапитков (Израиль)и др. Необходимо отметить, что специальные экономические зоны имеютпринципиальное отличие от свободных таможенных зон. и если в последних непредусмотрено освобождение розничной продажи товаров от таможенных пошлин иналогов. то эта норма не может быть приемлемой для СЭЗ. Товары народногопотребления ввозятся на территорию СЭЗ, как правило, для их реализациинаселению, поэтому целесообразно освободить там розничную продажу товаровот таможенных пошлин и налогов. Банковская деятельность осуществляется в соответствии с банковскимзаконодательством, для иностранных инвесторов на территории СЭЗпредусмотрено право открытия счетов в национальной или иностранной валюте. Государственная регистрация юридических лиц, а также учетная регистрацияфилиалов и представительств юридических лиц в соответствии с указомПрезидента РК должна производиться уполномоченным органом Министерстваюстиции непосредственно на территории зоны. Однако внесенные изменения встатью 13'Указа Президента РК, имеющего силу закона, от 26 января 1996 г. №2823 значительно ухудшили условия регистрации юридических лиц, особенносовместных предприятий с участием иностранного капитала, вынужденных теперьпроходить регистрацию только в Министерстве юстиции. Исходя из того. чтопорядок регистрации юридических лиц должен быть упрощенным, необходимо,чтобы хозяйствующие субъекты, организующие СП, регистрировались на этой жетерритории. В мировой практике регистрацию хозяйствующих субъектовосуществляют органы управления на территории СЭЗ, поэтому видитсяцелесообразным восстановление порядка регистрации юридических лиц.Таблица 3 Особенности таможенного регулирования специальных экономических зон|Наименование товара |На общих основаниях |На условиях КСЭЗ || |сбор |пошлина |акциз |НДС |Всего |сбор |пошлина |акциз |НДС |Всего ||Спирт этиловый |0,2% |1ЭКЮ за |3,5 ЭКЮ |20% |20,2%+ 4,5|0,2% |- |- |- |0,2% ||неденатурированный | |1 л |за 1 л | |ЭКЮ за 1 л| | | | | ||Бензин |0,2% |5,0% |31 ЭКЮ |20% |25,2%+ 31 |0,2% |- |- |- |0,2% || | | |за 1 т | |ЭКЮ за 1 т| | | | | ||Дизельное топливо |0,2% |5,0% |6 ЭКЮ за|20% |25,2%+ 31 |0,2% |- |- |- |0,2% || | | |1 т | |ЭКЮ за 1 т| | | | | ||Табачное сырье |0,2% |5,0% | |20% |25,2% |0,2% |- |- |- |0,2% ||Лаки, краски. Шпаклевки. |0,2% |5,0% | |20% |25,2% |0,2% | | | |0,2% ||Мастики и чернила. | | | | | | | | | | ||Типографские краски | | | | | | | | | | ||Фото-и кинотовары |0,2% |10% | |20% |30,2% |0,2% |- |- |- |; 0,2%||Древесина и изделия из нее |0,2% |20% | |20% |40,2% |0,2% |- |- |- |0,2% |Лицензирование деятельности, осуществляемой хозяйствующими субъектами натерритории СЭЗ. производится в соответствии с действующим законодательствомРК. Порядок пребывания иностранных граждан установлен соответствующимзаконодательством РК и международными соглашениями, участником которыхявляется республика. Для выполнения функций по оформлению въезда, выезда,транзита и пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства и ихтранспортных средств на территории СЭЗ центральными исполнительнымиорганами создаются отдельные подразделения соответствующих государственныхорганов. Однако отсутствие консульских пунктов и агентств на территорииотдельных СЭЗ сдерживает оперативное оформление порядка пребыванияиностранных граждан. Изучение опыта СЭЗ РК показало, что в целях эффективногогосударственного регулирования экономики, обеспечения их нормальногофункционирования необходимо совершенствование нормативно-правовой базы СЭЗ.Для этого следует: во-первых, предусмотреть государственную регистрацию юридических лиц, атакже учетную регистрацию филиалов и представительств юридических лиц натерритории специальной экономической зоны через уполномоченные органыМинистерства юстиции РК: во-вторых, предусмотреть в статье 74 Указа Президента РК. имеющего силузакона, от 20 июля 1995 года № 2368 "О таможенном деле в РеспубликеКазахстан" дополнение о том, что на территориях специальных экономическихзон, на которых действует режим свободной таможенной зоны, можетпроизводиться розничная продажа товаров для внутреннего потребления; в-третьих, необходимо внесение изменений и дополнений в действующиезаконодательные акты по расширению полномочий административных советов иувеличению льгот и преференций. Вызвано это тем. что хозяйствующиесубъекты, осуществляющие деятельность на территории специальнойэкономической зоны, порой оказываются в менее выгодных условиях, чемнаходящиеся за ее пределами. Административные советы, призванные решатьпрактически все вопросы, касающиеся деятельности СЭЗ, не имеютсоответствующих полномочий. Более того. в специальных экономических зонахдругих стран для инвесторов обеспечены более привлекательные условия, чем вКазахстане. К примеру, отечественные предприниматели предпочитаютустанавливать свои взаимоотношения со свободной экономической зоной"Бишкек" ввиду ее большей привлекательности, чем с СЭЗ Казахстана. Внесение дополнений и изменений в соответствующие нормативные акты будетспособствовать улучшению правового режима функционирования специальныхэкономических зон и позволит обеспечить ускоренное экономическое развитиеданных регионов. Глава 3. Свободные экономические зоны: американский опыт В США в настоящее время существуют три основных типа СЭЗ: зоны внешнейторговли, предпринимательские зоны и технологические парки. Каковы жеособенности, механизм и основные направления деятельности каждого из этихтипов? Зоны внешней торговли Первые ЗВТ, создававшиеся на основе Закона о зонах внешней торговли(1934 г.) преследовали цели глубже вовлечь США в мировую торговлю путемрасширения (с помощью таможенных льгот) экономической активности наопределенных территориях, а также добиться снижения уровня безработицы,масштабы которой в стране были чрезвычайно велики в период «великойдепрессии». В соответствии с Законом, в составе Министерства торговли СШАбыл создан Комитет по зонам внешней торговли, занимающийся рассмотрением иутверждением заявок на организацию этих зон, а также регулирующийдеятельность их администрации. В 1950 ив 1991 гг. в указанный Закон быливнесены существенные поправки и дополнения. направленные на расширениедеятельности ЗВТ и ее диверсификацию. Согласно существующему законодательству, ЗВТ, действующие на территорииСША, подразделяются на зоны общего назначения и специализированные(субзоны). Зоны общего назначения (они располагаются, как правило, околоили на территории портов и аэропортов) находятся вне пределов юрисдикциитаможенной службы США. Типичная ЗВТ общего назначения имеет сдаваемые варенду площади для хранения товаров, размещенный там же дистрибьютерныйцентр с доступом к любым способам транспортировки; в большинстве таких зонимеются также площадки промышленных парков, на которых пользователи зонмогут располагать свое хозяйство, коммунальные услуги предоставляются наоснове публикуемых тарифов для государственных компаний. Сфера деятельности зон общего назначения (представляющих американскийвариант того, что в международной практике называется зоной свободнойторговли или свободной гаванью) в основном охватывает складирование,сортировку, упаковку и перевалку товаров без их дополнительной обработки: аряде случаев допускается незначительная обработка реэкспортируемыхиностранных товаров. Такие зоны создаются на основе разрешения, выдаваемогоКомитетом по зонам внешней торговли различным организациям, существующимпри правительстве штата или при местных властях (например администрациипорта, комитетам по промышленному развитию штата или графства. агентствам икорпорациям по экономическому развитию и т.д.). Важным условием созданияэтих зон является внесение ими вклада в хозяйственное развитие штата илиграфства, в повышение уровня занятости, расширение торговли. Управляютсязоны государственными или частными компаниями, с которыми организации,получившие разрешение на создание зон, заключают контракты. Первые торговые зоны общего назначения располагались в крупных портах —в Нью-Йорке, Новом Орлеане, Сан-Франциско. Окленде, Лос-Анджелесе и Сиэтле.В 50-е годы подобные зоны были созданы в Толедо (штат Огайо), Бей-Каунти(штат Мичиган). Маягуэс (штат Пуэрто-Рико) и Гонолулу (штаг Гавайи). Однакоболее всего количество зон общего назначения увеличилось в 70—80-е годы,что отразило рост внешней торговли США и усиление конкурентной борьбы на ихвнутреннем рынке. В этот период подобные зоны создавались не только приморских портах и международных аэропортах, но также в городах, не имеющихвыхода к океану, но играющих важную роль во внешней торговле (из 52созданных в 1970 г. зон общего назначения 24 были расположены в городах, неимеющих выхода к океану или Великим озерам). Важную роль в этом процессе,помимо возросшего объема торговли США, сыграли активизация деятельностииностранных корпораций на внутреннем рынке, быстрый рост различных видовэкспортных операций, что привело к созданию в стране новой торговойинфраструктуры. Специализированные зоны (субзоны) организуются в интересах компаний(обычно крупных), деятельность которых выходит за рамки зон общегоназначения, и ориентированы только на одного пользователя. Такие зонысоздаются решением руководства зон общего назначения, утверждаемымКомитетом по внешнеторговым зонам, для организации той или иной частнойкомпанией сборочных заводов или различных промышленных производств.Поскольку статус субзоны является вторичным по отношению к статусу зоныобщего назначения и, как правило, предоставляется уже существующимпроизводствам, для его получения не требуется отдельного законодательства.Обычно субзоны представляют собой площадки частных заводов, уже имеющихлицензии Комитета по зонам внешней торговли на совершение операций, итехнически являются частью зон общего назначения, хотя территориальноразмешаются за их пределами, а иногда даже значительно удалены от них.Создание субзон преследует цели развития экспортного потенциала,налаживания импортозамещающих производств. Впервые специализированные зоны возникли в 1952 г. после внесения вЗакон 1934 г. дополнения, разрешающего создавать в общих ЗВТ промышленные(в том числе сборочные) производства, и вначале стали временными площадкамидля проведения торговых ярмарок. Первая специализированная зона, в которойбыли размешены производственные мощности, была утверждена Комитетом позонам внешней торговли в 1962 г. в г.Пенуэлос (Пуэрто-Рико), где компания«Юнион карбайд», получив разрешение на закупку неквотированного объемасырой нефти для выпуска необходимой продукции, построила нефтехимическийзавод. В 1980 г. в США насчитывалось семь специализированных зон, имевшихразличные льготы в торговых операциях с сырой нефтью, транспортным иконторским оборудованием, текстилем и стальными трубами. В середине 80-хгодов в субзонах было разрешено создавать предприятия по сборке различныхузлов и блоков компьютеров, электронно-вычислительной техники, телефонныхаппаратов, холодильных установок и автомобилей. Именно льготы, получаемыеавтомобильными компаниями в этой сфере бизнеса, способствовали дальнейшемуросту числа специализированных зон. Торговые зоны общего назначения в большинстве случаев компактнорасполагаются на одном участке и занимают небольшие, в несколько сот акров(1 акр = 0,4 га) территории (бывают, правда, и исключения, когда эти зоны всилу производственной необходимости расширяются и занимают несколькоземельных участков, находящихся в одном районе, но не смежных]. Большинствозон общего назначения имеет в своем составе одну или две, а иногдатри—четыре специализированные зоны, а в зоне общего назначения,расположенной в Канзас-Сити (штат Миссури), действует 6 субзон. Практика показывает, что большинство создаваемых зон функционируетэффективно. Только незначительная их часть по ряду объективных исубъективных причин не смогла выполнить поставленные перед ними задачи. В последние 25 лет в США наблюдался быстрый рост количества ЗВТ: за1975—1992 гг. число зон общего назначения увеличилось с 17 до 190, аспециализированных зон — с 2 до 259. Сейчас на рассмотрении Комитета позонам внешней торговли находятся заявки на открытие еще около 70 зон.Вместе с тем в виду неэффективности часть ЗВТ была закрыта (за 195 5—1992гг. — тринадцати), деятельность отдельных была приостановлена (за 1939—1981 гг. — пяти), права некоторых (за 1988— 1990 гг. — трех) были переданыдругим зонам. К настоящему времени ЗВТ существуют в 48 штатах практически натерритории всей страны. География их размещения свидетельствует о том, чтонаибольшая концентрация ЗВТ отмечается либо в штатах, имеющих выход к морюили океану (Техас — 26 зон, Нью-Йорк — 13, Флорида — 12, Калифорния — 7зон), либо в штатах, не имеющих выхода к водным артериям, но располагающихкрупными промышленными комплексами (Огайо — 8 зон, Индиана и Иллинойс — по6, Аризона и Мичиган — по 5, Северная Каролина — 4 зоны). Помимо удобногогеографического положения создание ЗВТ диктовалось комплексомэкономических, производственных и социальных факторов. Широкому распространению СЭЗ способствуют в первую очередь различныельготы, которые предоставляются компаниям (как местным. так и иностранным),действующим на их территории. Главные из них таковы. 1. Таможенные пошлины и внутренние налоги США, если таковые должнывзиматься, уплачиваются только тогда, когда товары перевозятся из зонывнешней торговли на территорию таможни и предназначаются для внутреннегопотребления. 2. Товары, находящиеся в ЗВТ, не облагаются таможенными пошлинами и сних не взимаются акцизные сборы; частная собственность компаний илиотдельных лиц, находящаяся на территории зоны, освобождается от взиманияфедерального и местного налогов. 3. Товары, которые экспортируются из ЗВТ в третьи страны, не облагаютсятаможенными пошлинами, внутренними налогами и не подлежат квотированию. 4. Товары, экспортируемые из зоны внешней торговли, благодаря хорошоотлаженной на ее территории системе охраны не требуют больших страховыхзатрат. 5. Таможенная процедура при экспорте товаров из ЗВТ сведена к минимуму. 6. Товары, запрещенные для импорта в США, не ввозятся на территорию ЗВТ.Исключение делается для товаров, предназначенных для последующего импорта вСША, если они пройдут соответствующую переработку в зоне согласнотребованиям американской таможенной службы. 7. Импорт товаров из ЗВТ на территорию США осуществляется в соответствиис процедурой, позволяющей импортеру уплачивать таможенную пошлину либо натовар, поступивший в ЗВТ, либо на иностранные компоненты, использованные впроцессе его переработки. Тем самым импортеру предоставляется правовыбирать меньшую пошлину. 8. Импортеры продукции таких отраслей промышленности, как судо- иавтомобилестроение, производство конторского и промышленного оборудования,нефтепродуктов, а также продукции, собираемой или производимой в ЗВТ, приввозе конечного продукта на таможенную территорию США освобождаются отуплаты так называемого инверсированного или обратного тарифа. Механизмустановления последнего предусматривает более высокие пошлины на узлы иотдельные блоки, нежели на готовую продукцию с большей долей добавленнойстоимости. Освобождение от такого тарифа позволяет, например, автомобильнымкомпаниям США. осуществляющим в ЗВТ сборку различных узлов и блоков издеталей внутреннего и импортного производства, при их ввозе на таможеннуютерриторию США уплачивать пошлину в размере 2.5% ад валорем (ставка,которая применяется при импорте готовых автомобилей), а не обычную 4-11%(ставка на импорт комплектующих деталей), В 90-е годы около 90%экономической активности в ЗВТ было связано с деятельностью фирмобрабатывающей промышленности (главным образом автомобилестроительной),стремившихся избежать оплаты инверсированного тарифа при импорте товаров изЗВТ для обеспечения работы своих предприятий на территории США, что давалоим существенную экономию и повышало конкурентоспособность выпускаемойпродукции. Для многих компаний крайне важна также отсрочка уплаты импортных пошлинна период нахождения иностранных товаров в пределах ЗВТ (до момента ихвыпуска на таможенную территорию США), а также невзимание пошлин в случаереэкспорта ранее ввезенных в зону иностранных товаров. По этим причинаммногие дистрибьютеры товаров иностранного производства располагаются натерритории ЗВТ. Несмотря на, как правило, существующий запрет розничнойторговли на территории зон, компании розничной торговли, располагающие наэтих территориях свои склады, также выигрывают от отсрочки уплаты импортныхпошлин. О масштабах и основных направлениях деятельности зон внешней торговлиСША свидетельствуют следующие данные. В 1992 г. общая стоимость товаров,которые были завезены и переработаны в ЗВТ, достигла 93,8 млрд. долл. (посравнению с 102 млн. в 1970 г.), в том числе в зонах общего назначения 10,7млрд. и в специализированных зонах — 83,1 млрд. долл. В конце 90-х годовобщая стоимость товаров, ежегодно ввозимых в ЗВТ, составляла уже 130-150млрд. долл. Расширение хозяйственной деятельности ЗВТ происходит главным образомблагодаря росту сборочных предприятий и производству готовой продукции набазе использования как местных, так и зарубежных материалов (средипоследних — компоненты и узлы автомобилей, сырая нефть, оборудование дляпроизводства аудиотехники, конторское и оптическое оборудование, компонентыи узлы для телевизоров и электронной техники). Основные пользователи субзон— заводы по сборке автомобилей (в 1996 г. их было около 40), на нихприходится 63% всего объема выполняемых в зонах работ. Товарыотечественного производства составляют 75% от общего объема завозимых в ЗВТтоваров (в субзонах их доля еще выше — более 80%). В настоящее время взонах внешней торговли обоих типов действует более 2,8 тыс. фирм. главнымобразом американских, а число занятых составляет около 320 тыс. человек. Таким образом, зоны внешней торговли, глубоко интегрированные вэкономику страны. вносят заметный вклад в ее социально-экономическоеразвитие, прежде всего стимулируя американские компании с помощью льготногоналогового режима производить в самих США различные виды готовой продукции,более конкурентоспособной по сравнению с иностранной продукцией,продаваемой на американском рынке. Деятельность зон внешней торговли такжеблаготворно влияет на инвестиционный климат в стране, противодействуятенденции сокращения рабочих мест и способствуя росту внешней торговли(через ЗВТ проходит 2% импорта и около 1,5% экспорта страны). Возрастаетроль этих зон и в обеспечении потребностей внутреннего рынка — в начале 90-х годов здесь было реализовано 88% продукции, производимой иперерабатываемой в ЗВТ. В последние годы США прилагают большие усилия в направлении повышенияэффективности зон внешней торговли и их ориентации на расширение экспорта итранзитной торговли США. С этой целью в начале 90-х годов на федеральномуровне была разработана специальная программа, нацеленная на повышениеэффективности зон и постепенную переориентацию их деятельности с импортныхна экспортные операции. В соответствии с этой программой были приняты мерыпо оказанию поддержки американских фирм, действующим в ЗВТ в тех отраслях,где существует жесткая конкуренция со стороны иностранных компаний. В числетаких мер — изменение практики и процедуры получения экспортных лицензий. Предпринимательские зоны Предпринимательские зоны (ПЗ) возникли в США как порождениенеоконсервативного варианта региональной политики, направленной наоживление мелкого и среднего бизнеса в депрессивных районах, главнымобразом в городских, путем предоставления предпринимателям большей свободыдеятельности и значительных финансовых льгот. Эти зоны стали важнымицентрами регионального развития, основанного на трех «д»: дерегламентация,дефискализация и дебюрократизация. По юридическому статусу предпринимательские зоны в США подразделяются натри типа — федеральный, штатный и местный. Относящиеся к тому или иномутипу зоны создаются, соответственно, решениями правительственных органов нафедеральном, штатном и местном уровнях. Власти, обращающиеся за разрешениемна создание ПЗ к вышестоящим государственным органам, должны четкообозначить свои обязательства по отношению к этим образованиям. Так, властиштата, получающие подобные разрешения в Министерстве жилищногостроительства и государственного управления, должны указать, какие льготы(налоговые, административные и др.) на уровне штата предоставляютсясоздаваемой зоне. ПЗ обычно расположены в экономически депрессивных районах крупныхгородов, имеющих наиболее высокий уровень безработицы. Они охватывают, какправило, районы площадью от 2,5 до 5 кв. км (в некоторых случаях — до 13кв. км), не имеют огороженных пределов и выделяются лишь статусомрасположенных там компаний. ПЗ всех типов образуются и действуют на основе правительственныхпрограмм, принимаемых исполнительной властью США на различном уровне. Так,в соответствии с программой развития предпринимательских зон на уровнештатов, принятой в 1980 г., подобные зоны были созданы в 36 штатах. Однакокаждый штат в силу своих социально-экономических особенностей имеетсобственное законодательство, регулирующее создание и функционирование зон.Первая ПЗ, находящаяся под юрисдикцией штата, была организована во Флоридев 1980 г. Государственная программа федеральных предпринимательских зон былапринята в 1987 г. на основе Закона о жилищном строительстве. В соответствиис этой программой было создано 100 федеральных предпринимательских зон.Жизнь вскоре потребовала внесения существенных корректив в действующуюпрограмму, что привело к принятию Конгрессом США в начале 90-х годов рядазаконов, направленных на повышение эффективности создаваемых ПЗ. Для получения статуса предпринимательской зоны район, выделяемый дляэтих целей, должен отвечать ряду требований, наиболее важные из которыхтаковы: более 70% жителей данного района должны иметь личный или семейныйдоход ниже 80% среднего дохода жителей данного города или всей страны;уровень безработицы в этом районе должен быть значительно вышесуществующего во всем городе или во всей стране. Основные ограничения, касающиеся организации ПЗ всех типов управления,распространяются на срок, на который они создаются. В большинстве штатов онсоставляет 10—20 лет (в штате Коннектикут — б, в штате Кентукки — 7 лет).Федеральные предпринимательские зоны создаются на 20 лет, и в дальнейшемрешением исполнительной власти срок может быть продлен. На федеральном уровне ПЗ организуются и курируются Министерствомжилищного строительства и городского развития после получения и утверждениясоответствующей заявки от правительства штата или местных властей. Наместном уровне предпринимательские зоны управляются муниципальнымиорганами. В 700 городах и пригородных районах США действуют свыше 1400предпринимательских зон всех уровней. Быстрое распространение этих зонобъясняется уже упоминавшимися экономическими и другими льготами,предоставляемыми действующим на их территории американским компаниям дляразвития производства и увеличения занятости. На федеральном уровне — этопятипроцентная скидка на налоги. выплачиваемые при строительных и ремонтныхработах, налоговые скидки предприятиям за каждого дополнительно принятогона работу (до 2 тыс. долл. на одного человека), отмена налога на увеличениестоимости капитала. На уровне различных штатов — это пятидесятипроцентнаяскидка на доходы предприятия (штат Коннектикут), стопроцентные скидки сналога на продажи оборудования (штат Луизиана) и строительных материалов(штат Канзас), на основной капитал (штат Вирджиния). Более 70% всехналоговых льгот получают предприниматели, которые создают в ПЗ новыерабочие места. Помимо экономических стимулов на предпринимателей, действующих в зонах,распространяется и ряд других льгот (в частности, упрощенная процедураведения документации, снижение требований к стандартам по охране окружающейсреды и нормам безопасности). Правительства некоторых штатов предоставляютзонам прямую поддержку. Так, в штате Коннектикут создан специальный фонд вразмере 1 млн. долл. для финансирования деятельности предприятий,расположенных в зонах штата. Федеральное правительство и власти штатов продолжают политику расширенияорганизации ПЗ и предоставления им новых льгот. Одна из причин такойполитики состоит в том, что создание этих зон, не ложась тяжелым бременемна бюджета всех уровней, способствует повышению деловой активности вдепрессивных районах страны и уменьшению размеров безработицы. Благодаряраспространению ПЗ в США было создано или сохранено в 1987 г. 80 тыс.рабочих мест, в 1991 г. — около 95 тыс. Функционированиепредпринимательских зон способствует также сокращению бюджетныхассигнований на различные социальные программы для проживающих в них ипостепенному увеличению налоговых поступлений в бюд-жеты различных уровнейот предприятий и граждан в результате оживления экономической деятельностии увеличения числа занятых. Следует особо отметить, что предпринимательские зоны ориентированы восновном на решение внутриэкономических задач посредством опоры на местныйкапитал и рабочую силу. Технологические парки В отличие от зон свободной торговли и предпринимательских зон длясоздания технологического парка обычно не требуется разрешения того илииного правительственного органа. Условием их создания является наличиеопределенной среды, характеризующейся сочетанием соответствующихгеографических, экономических, научных и социальных факторов. В последниегоды некоторые штаты стремятся искусственно создавать у себя такую среду,используя различные стимулы. Нельзя не отметить, что в современных условияхтехнопарки играют важную роль в повышении конкурентоспособности США намировом рынке и в развитии национальной базы для высокотехнологичныхпроизводств. Подавляющая часть парков не получает каких-ли




Похожие:

Свободные экономические зоны Казахстана iconСвободные экономические зоны Казахстана и опыт их создания за рубежом

Свободные экономические зоны Казахстана iconСодержание Введение Глава Свободные экономические зоны как явление в экономике
Свободные экономические зоны как явление в экономике
Свободные экономические зоны Казахстана iconСвободные экономические зоны в России

Свободные экономические зоны Казахстана iconСвободные экономические зоны: оффшорные центры

Свободные экономические зоны Казахстана iconСвободные экономические зоны в мировом хозяйcтве

Свободные экономические зоны Казахстана iconСвободные экономические зоны в мировом хозяйстве

Свободные экономические зоны Казахстана iconСвободные экономические зоны и проблемы их становления в Молдове

Свободные экономические зоны Казахстана iconСвободные экономические зоны: виды и цели создания

Свободные экономические зоны Казахстана iconСвободные экономические зоны России и перспективы их развития

Свободные экономические зоны Казахстана iconСвободные экономические зоны в рф: проблемы создания и функционирования

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы