Экологический менеджмент icon

Экологический менеджмент



НазваниеЭкологический менеджмент
Дата конвертации22.07.2012
Размер291.54 Kb.
ТипРеферат
Экологический менеджмент


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОЛВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ РЕФЕРАТ по курсу «Экологический менеджмент» Вариант №20Студент: Серикова Ю.С. гр. ЭМ-17Преподаватель: Гришков И.О. Екатеринбург 2003 СодержаниеГлава 1. Рассмотрение и разъяснение статей Закона РФ об охране окружающей и природоохранной среды………………………… 3 1. статья 33 об «Экологической экспертизе»…………………… 3 2. статья 42 «Требование в области охраны окружающей среды при эксплуатации объектов сельскохозяйственного назначения»…………………………………………………….. 5 3. статья 81 о «Принципах международного сотрудничества в области охраны окружающей среды»………………………… 7Глава 2. Органы экологической сертификации. Структура. Задачи. Принципы. …………………………………. .10Глава 3. 3.1. Рыночные методы оценки природных ресурсов………………. 14 3.2. Пути управления проблемой истощения сырьевых ресурсов России………………………………………………… 16 3.2.1. ресурсный потенциал…………………………………………… 16 3.2.2. природопользование в условиях перехода к устойчивому развитию………………………………………... 18 3.2.3. программа действий на национальном уровне………………… 18Список литературы ……………………………………………………………. 22 -2-Глава 1:1.1. Статья 33. Экологическая экспертиза 1. Экологическая экспертиза проводятся вцелях установления соответствия планируемой хозяйственной и иной деятельности требованиям в области охраны окружающей среды. 2. Порядок проведения экологической экспертизы устанавливается федеральным законом об экологической экспертизе.Согласно этому Закону, экологическая экспертиза основывается на принципепрезумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемойхозяйственной или иной деятельности. Это означает, что обязанностьюзаказчика («хозяина» намечаемой деятельности) является прогноз воздействиянамечаемой деятельности на окружающую среду и обоснование допустимостиэтого воздействия. Заказчик также обязан предусмотреть необходимые меры позащите окружающей среды и именно на нем лежит бремя доказательстваэкологической безопасности намечаемой деятельности. Зарубежный опытсвидетельствует о высокой экономической эффективности экологическойэкспертизы. Агентство по охране среды в США осуществило выборочный анализзаключений о воздействии на среду. В половине исследованных случаевотмечено снижение общей стоимости проектов за счет осуществленияконструктивных природоохранных мероприятий.Т.о. экологическая экспертиза призвана решать проблемы управления охранойприроды, сочетание отраслевого и территориальных принципов. Экологическойэкспертизе должны подвергаться все проекты хозяйственной и инойдеятельности, которые могут оказывать вредное воздействие на окружающуюсреду. Эти проекты должны содержать материалы по оценке воздействия наокружающую среду (ОВОС), которая проводится заказчиком проекта.Промышленно развитые страны, раньше столкнувшиеся с проблемой ухудшениясостояния природной среды, были вынуждены начать разработку методик исистем экспертиз.
Они начали проводится с 1965 года – в США, с 1973г. –Канаде, с 1976г – во Франции и Испании, с 1977г – в Нидерландах, с 1979г –в Китае и т.д. В нашей стране экспертные комиссии при Госкомприроде былисозданы лишь в 1988 г. В настоящее время для оценки воздействия наокружающую среду используется 6 специальных методов: 1) групповой экспертизы; 2) контрольного списка; 3) картографического положения; 4) блок-схемы; 5) матричный метод; 6) моделирование.Последние 2 метода широко используются при экологических экспертизах взарубежных странах. Так при матричном методе в матрицу включают -3-информацию:- по компонентам природной среды (климатические параметры – t0, влажность,ветер, земельные ресурсы, водные объекты и т.п.);- по видам хозяйственной деятельности (шахты, обогатительные фабрики ит.д.)с указанием индикаторов техногенного воздействия.Например, в США, при проведении экспертизы различных проектов хозяйственныхсооружений используют матрицы, в которые вводят более 80 компонентовокружающей среды с учетом типов воздействий (шум, вибраций, отвалы,лесоразработки и т.д.)Т.о. задачами экологической экспертизы являются:1. Определение уровня экологической опасности намечаемой деятельности;2. Проверка соответствия проектируемой деятельности требованиямприродоохранного законодательства3. Определение степени обоснованности предусмотренных проектом мер поохране природы.В законе установлено, что «Порядок проведения экологической экспертизыустанавливается федеральным законом об экологической экспертизе»Экспертиза проводится органами Госкомэкологии на основе принциповзаконности, научной обоснованности, комплексности, гласности и с участиемобщественности. В ней не должны участвовать лица, заинтересованные каким-либо образом в ее исходе. Для оценки процедуры экспертизы и законностисоставления проекта полезно участие квалифицированных юристов. Следуетобязательно включать в состав комиссии экономистов. Экологическуюэкспертизу должны проходить также по инициативе органов местногосамоуправления и ранее принятые программы. Главный принцип: реализацияпроекта, подлежащего экологической экспертизе, без положительногозаключения государственной экологической экспертизы, запрещается и неподлежит финансированию.Выносимый на экспертную оценку проект отражает, как правило, задачиприродопользования – эксплуатацию природных ресурсов в интересахпредпринимателя, народного хозяйства. Экспертная же комиссия, включающая восновном экологов, учитывает мнение лиц, проживающих на данной территории.Это территориальный фактор, стремящийся к экологическому благополучию.Решение экологических споров во многом зависит от объективности и научностиподходов. Закон об экологической экспертизе определяет официальноуполномоченные органы в области экологической экспертизы. Это Комитет поохране окружающей среды и его территориальные органы. Эти организацииимеют исключительное право на проведение государственной экологическойэкспертизы. Не следует смешивать государственную экологическую экспертизу сиными смежными мероприятиями, не обладающими правовыми статусами:экологическими исследованиями, научными оценками, экологическими прогнозамии т.п., имеющими нередко те же цели, но не обеспеченными соответствующими -4-нормами права.1.2.Статья 42. Требования в области охраны окружающей среды при эксплуатацииобъектов сельскохозяйственного назначения 1. При эксплуатации объектов и сельскохозяйственного назначения должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, проводиться мероприятия по охране земель, почв, водных объектов, растений, животных и других организмов от негативного действия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду. 2. Сельскохозяйственные организации осуществляющие производство заготовку и переработку сельскохозяйственной продукции, иные сельскохозяйственные организации при осуществлении своей деятельности должны соблюдать требования в области охраны окружающей среды 3. Объекты сельскохозяйственного назначения должны иметь необходимые санитарно-защитные зоны и очистные сооружения, исключающие загрязнения почв, поверхностных и подземных вод, водосборных площадей и атмосферного воздуха.В отношении этого закона можно сказать, что никакая другая отрасльобщественного производства не связана так с использованием природныхресурсов, как сельское хозяйство. Ведь труд земледельца и животноводства –это по существу использование природы, окружающей нас естественной средыдля удовлетворения потребностей человека. Поэтому, сельское хозяйствонеобходимо рассматривать как огромный, постоянно действующий механизмохраны, культивирования живых природных богатств, и подходить к немуследует еще под одним углом зрения – охраны окружающей среды. Поэтому вусловиях аграрного производства использование природных ресурсов и преждевсего, земли должно сочетаться с мерами по охране окружающей среды. Плодытруда человека на земле – это самая необходимая предпосылка жизни каждогообщества, на какой бы ступени развития оно не находилось. В сельскомхозяйстве земля выступает не только местом деятельности и территориальнойоперационной базой, но и, прежде всего, служит в качестве орудия и главногосредства производства. Тысячелетиями считалось, что сельское хозяйствоявляется другом природы. Оно ближе к природе по своей сущности, широкоиспользует силы природы непосредственно в производственном процессе и,казалось бы, более других отраслей экономики заинтересовано в том, чтобыприрода была чистой, живой, плодотворной. Но в прошедшем столетии закороткий срок положение изменилось коренным образом. В результате внедренияв сельское хозяйство индустриальных методов производства изменилосьсоотношение сил между природой и сельскохозяйственной отраслью экономики.Применение сложной и тяжелой машинной техники, химизация и мелиорацияземель, концентрация производства, особенно в животноводстве, сделалиприроду весьма уязвимой перед лицом современного -5-сельскохозяйственного производителя. В современных условиях развитиясельского хозяйства его отрицательное воздействие на природу во многихслучаях становится более серьезным, чем влияние других отраслейобщественного производства. Именно с развитием сельского хозяйства связанырост дефицитности водных ресурсов на обширных территориях нашей страны,уменьшение видового разнообразия растительного и животного мира, засоление,заболачивание и истощение почв, накопление в почве и воде ряда особостойких и опасных загрязнителей природной среды. Традиционно считалось, чтоосновными нарушителями природного равновесия являются промышленность итранспорт, а возможное вредное влияние сельского хозяйства на окружающуюсреду недооценивалось. Однако еще в 60-х годах на первое место позагрязнению выдвинулось сельское хозяйство. Это связано с двумяобстоятельствами. Первое – это строительство животноводческих ферм иотсутствие какой-либо очистки образующихся навозосодержащих отходов и ихутилизации. Крупные животноводческие комплексы и птицефабрики в современныхусловиях остаются самыми вредными загрязнителями окружающей среды. Общийобъем отбросов животноводства в крупных странах измеряется миллиардамитонн. На скотооткормочной площадке, где, например, 10 тыс. голов скота,ежедневно накапливается до 200 тонн навоза. Например, один толькосвиноводческий комплекс на 100 тыс. голов или комплекс крупного рогатогоскота на 35 тыс. голов могут дать загрязнение, равное загрязнениюокружающей среды, производимому крупным промышленным центром с населением400-500 тыс. человек. В зоне животноводческих комплексов и птицефабрикатмосферный воздух загрязнен микроорганизмами, пылью, аммиаком и другимипродуктами жизнедеятельности животных, часто обладающими неприятнымизапахами (свыше 45 различных веществ). Эти запахи могут распространяться назначительное расстояние (до 10 км), особенно от свинокомплексов. Второе –нарушение норм и правил применения минеральных удобрений и ядохимикатов,которые вместе с дождевыми потоками и подземными водами попадают в реки иозера, нанося серьезный ущерб бассейнам крупных рек, их рыбным запасам и растительности. Применение минеральных удобрений ихимических средств защиты растений в целях повышения урожайностисельскохозяйственных культур заострили экологическую проблему.Агрохимизация, в отличие от загрязнения природы отходами промышленногопроизводства, является целенаправленной деятельностью. Удобрения ипестициды через почву загрязняют продукты питания, что сказывается наздоровье человека. Это в конечном итоге сказывается на состоянии окружающейсреды в целом и представляет потенциальную опасность для здоровья людей.Сокращение поставок и объемов применения пестицидов в последние годыпривело к существенному снижению загрязнения ими водоисточников, почв ирастениеводческой продукции.Однако потенциальную угрозу для окружающей среды представляют -6-запрещенные, непригодные для дальнейшего использования пестициды, объектыхранения и применения ядохимикатов. Складские помещения, используемые дляхранения ядохимикатов, в том числе и запрещенных к применению, зачастуюнаходятся в аварийном состоянии либо не приспособлены для этих целей. Свыше30% хозяйств в Российской Федерации не располагают специализированнымиплощадками для заправки техники, протравливания семян и мойки транспортныхсредств. Особую опасность представляет загрязнение окружающей среды врезультате нарушения правил хранения, транспортировки и примененияминеральных удобрений пестицидов.Поэтому в сфере общественного производства серьезным источником загрязненияокружающей среды, наряду с промышленностью и транспортом, становится исельское хозяйство. На мой взгляд, соблюдение требований этого законанеобходимо, ведь речь, по существу, идет о здоровье людей и о бережномподходе к национальному богатству страны. Более того, это вопросы ибудущего. От их решения зависят условия, в которых будут жить последующиепоколения. Игнорирование требований экологического законодательства приорганизации и ведении современного сельскохозяйственного производстваможет привести как к огромным потерям для самого сельского хозяйства, так ипричинить трудновосполнимый ущерб окружающей среде.1.3. Статья 81. Принципы международного сотрудничества в области охраны окружающей средыРоссийская Федерация осуществляет международное сотрудничество в областиохраны окружающей среды в соответствии с общепризнанными принципами инормами международного права и международными договорами РоссийскойФедерации в области охраны окружающей среды.По моему мнению Р.Ф. должна осуществлять международное сотрудничество, таккак основная особенность глобальных проблем состоит в том, что ни однастрана самостоятельно не может с ними справиться. Наша природная средаявляется составной частью планетарной экологической системы, и решениетаких глобальных проблем, как охрана озонового слоя, борьба странсграничным переносом загрязняющих веществ, предотвращениеантропогенного изменения климата, сохранение биоразнообразия,лесовосстановление и других, в государственном масштабе нереально безобъединения усилий всего мирового сообщества. В основе глобальныхэкологических проблем лежат процессы и явления планетарного масштаба,затрагивающие основы существования человеческой цивилизации, поэтому ихрешение требует участия всего мирового сообщества.На необходимость общечеловеческих усилий для предотвращения разрушенияэкосистемы планеты указывал еще в начале 20 в. В.И.Вернадский в контекстесвоей концепции ноосферы. Впоследствии результаты моделированияглобального развития подтвердили вывод о том, -7-что страна мира должны более ответственно подходить к решению экологическихпроблем на основе международного сотрудничества. В наши дни государствадобровольно делегируют часть своих прав международным организациям, которыеот их общего имени вводят рациональные нормы природопользования. В этомпроцессе проявляются деидеологизация межгосударственных отношений,«верховенство общечеловеческой идеи», что в значительной степенисодействует и оздоровлению международного политического климата.Современная система международного экологического сотрудничества объединяетследующие основные направления: 1) парламентское сотрудничество, состоящее в координации законодательной деятельности и обеспечивающее решение межгосударственных экологических проблем путем разработки модельных (рекомендательных) законов в сфере экологии; 2) взаимодействие исполнительных структур отдельных государств, ориентированное на координацию разработки и реализации экологических проблем под эгидой ООН; 3) конвенционное регулирование природоохранной деятельности путем заключения договоров и других видов международных соглашений, предполагающих единый подход разных стран к решению конкретных экологических проблем; 4) научно-техническое сотрудничество, направленное на обмен научно- технической информации, совместную реализацию природоохранных проектов, комплексное использование научных разработок, совместное осуществление экспертиз и т.п.; 5) экологическое сотрудничество общественных организаций, деловых кругов, проведение международных экологических форумов и т.д.Р.Ф. участвует в деятельности международных природоохранных органов иорганизаций: Организации Объединенных наций по вопросам образования, наукии культуры (ЮНЕСКО); Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП); Всемирныйметеорологической организации (ВМО); Европейской экономической комиссии ООН(ЕЭК); Международном союзе охраны природы (МСОП); Продовольственной исельскохозяйственной организации ООН (ФАО); Всемирной организацииздравоохранения (ВОЗ); Международного агентства по атомной энергии(МАГАТЭ); Межправительственной морской консультативной организации (ИМКО);Глобальной системы мониторинга окружающей среды (ГСМОС). Контроль природной среды осуществляется в соответствии с национальными имеждународными природоохранными программами. Наиболее известны программыЮНЕСКО –Международная научная программа «Человек и биосфера» (МАБ),принятая в 1970 г. в Стокгольме, Международная гидрологическая программа(МГП). Наша страна участвует и в совместной программе ЮНЕСКО и ЮНЕП пообразованию в области охраны окружающей среды, в программе Международногокомитета по -8-окружающей среде (СКОПЕ).В решении проблем охраны окружающей среды принимают активное участиеспециальные организации ООН, Международная организация труда (МОТ),Международная организация гражданской авиации (ИКАО), Всемирная организацияинтеллектуальной собственности (ВОИС), Комиссия международного права (КМП),региональные экологические комиссии для Европы, Азии, Африки и ЛатинскойАмерики.Большую роль в деле охраны природы играют и межправительственныерегиональные организации, работающие вне системы ООН: Евратом, Европейскийсовет, Европейское экономическое общество, Азиатско-Африканскийюридический совет. В природоохранную деятельность включилось 545неправительственных международных организаций: Всемирный Совет Мира,Всемирная федерация профсоюзов, Всемирная федерация по охране животных,Международный туристический союз, Международный союз архитекторов,Международное общество почвоведов, Всемирный фонд охраны живой природы,Международная юридическая организация и др.Важные вопросы международного сотрудничества в области охраны природырешаются и благодаря многосторонним и двусторонним программам.Двусторонний характер носят большинство проектов ЮНЕП, а многосторонний –МАБ, ГСМОС, ФАО, ВОЗ, ЮНЕСКО, ВМО, МАГАТЭ, Программа исследованийглобальных атмосферных процессов (ПИГАП), Объединенная глобальная системаокеанских станций (ОГСОС). -9-Глава 2. Органы экологической сертификации. Структура. Задачи. Принципы.Государственным органом, ответственным за формирование и реализациюгосударственной политики в области сертификации, установление общих правили рекомендаций по проведению сертификации на территории России, являетсясогласно Закону «О сертификации продукции и услуг» Госстандарт России.Управление сертификацией продукции и услуг в отдельных областяхосуществляют уполномоченные министерства и ведомства. В сфере охраныокружающей среды таким органом является Государственный комитет РФ поохране окружающей среды.С учетом роли Госстандарта России в сертификации Главное управлениеэкономики природопользования Минприроды в декабре 1993 г. вышло вГосстандарт с предложением о взаимодействии Госстандарта и Минприроды вработах по стандартизации, метрологии и сертификации в областирегулирования использования природных ресурсов, охраны окружающей среды иэкологической безопасности продукции и технологических процессов.Соглашение о взаимодействии, подписанное в апреле 1993 г., предусматриваетего основные принципы и направления по вопросам экологической сертификации:- разработку и пересмотр нормативных документов, подготовку законопроектови предложений о пересмотре действующих законодательных актов по вопросамстандартизации, метрологии и сертификации в области охраны окружающейсреды;- обеспечение функционирования системы государственного метрологическогоконтроля и надзора в области охраны окружающей среды;- организацию работ по обязательной сертификации объектов окружающей среды,природных ресурсов, отходов производства и потребления, продукции, товаров(работ и услуг), технологических процессов и аттестации производств поэкологическим нормам, нормативам, правилам и требованиям.Существует достаточно развитая система органов экологической сертификации,включающая:- органы по экологической сертификации- испытательно-аналитические лаборатории (центры).Возглавляет систему органов Государственный комитет РФ по охране окружающейсреды, который:- определяет номенклатуру объектов, подлежащих экологической сертификации,а также нормативные документы, на соответствие которым проводитсяэкосертификация;- аккредитует органы по экосертификации и испытателньно-аналитическиелаборатории (центры), организует подготовку и аттестацию экоаудиторов иосуществляет инспекционный контроль за их деятельностью; -10-- ведет Реестр системы экологической сертификации;- устанавливает Знак соответствия системы экологической сертификации иправила его применения;- устанавливает цены и тарифы на проведение экосертификации;- рассматривает апелляции по результатам экосертификации и аккредитации;- обеспечивает участников системы экологической сертификации изаинтересованные организации информацией по экосертификации;- взаимодействует с зарубежными и международными организациями по вопросамэкосертификации, принимает решения о присоединении к международным системами соглашениям по экосертификации;- обеспечивает принятие в установленном порядке решений о признанииэкосертификатов, выданных зарубежными и международными организациями;- осуществляет функции органа по экосертификации при его отсутствии;- осуществляет координацию работ в системе экологической сертификации и поее взаимодействию с другими системами сертификации.Для выполнения названных функций Госкомэкология России создает рядспециальных подразделений: Руководящий комитет по экосертификации, Научно-техническую комиссию по экосертификации, Научно-методический центр системыэкологической сертификации. На Госкомэкологии лежит задача координации ихработы. В случае необходимости Госкомэкология привлекает к работе другиеисследовательские и испытательные организации. При этом Руководящий комитетпо экосертификации призван вырабатывать общую политику по развитию исовершенствованию системы экологической сертификации в стране иподготавливать программы по разработке природоохранных нормативов для целейсертификации.Научно-техническая комиссия по экосертификации, формируемая изпредставителей соответствующих подразделений Госкомэкологии России иорганов государственного контроля и надзора, других организаций всоответствии с их специализацией, аккредитованных органов поэкосертификации, выполняет следующие функции:- обоснование выбора и организация разработки проектов нормативныхдокументов, на соответствие требованиям которых проводится обязательнаяэкосертификация;- рассмотрение предложений по актуализации нормативных документов,устанавливающих экологические требования и правила процедур этойсертификации для отдельных групп объектов;- взаимодействие с техническими комитетами по стандартизации приГосстандарте России;- участие в проведении экосертификации отдельных групп объектов;- участие в рассмотрение материалов аккредитации органно по экосертификациии испытательно-аналитических лабораторий.Научно-методический центр системы экологической сертификации отвечает за: -11-- подготовку предложений по совершенствованию и развитию системыэкологической сертификации;- разработку проектов правил и процедур в системе экосертификации;- аккредитацию органов по экосертификации (по поручению федеральногооргана);- аккредитацию испытательно-аналитических лабораторий (центров);- подготовку и заключение (по поручению федерального органа) лицензионныхсоглашений с аккредитованными органами по экосертификации и испытательно-аналитическими лабораториями (центрами);- выполнение иных функций.Непосредственную деятельность по сертификации ведут органы по экологическойсертификации. Они осуществляют в частности, следующие функции:- формируют (комплектуют) и актуализируют фонд нормативных документов;- разрабатывают организационно-методическую документацию, необходимую дляосуществления их деятельности;- принимают и рассматривают заявки на сертификацию;- готовят решения по ним и взаимодействуют с заявителями;- определяют в каждом конкретном случае испытательно-аналитическуюлабораторию (центр) и орган по проверке (если она необходима) производства,организуют испытания и проверку производства;- сертифицируют объекты в закрепленной за органами по экосертификации сфередеятельности, выдают экосертификаты;- приостанавливают либо отменяют действие выданных заявителямиэкосертификатов;- предоставляют заявителю (по его требованию) необходимую информацию впределах своей компетенции;- ведут перечень сертифицированных объектов и представляют соответствующиеданные для включения в Реестр системы экологической сертификации;- осуществляют инспекционный контроль за экосертифицированными объектами;- участвуют в аттестации экоаудиторов и осуществляют инспекционный контрольза их деятельностью, если это предусмотрено при аккредитации.Испытательно-аналитические лаборатории (центры) проводят анализы ииспытания и результаты оформляют протоколом.Работа по экологической сертификации организуется путем создания системсертификации однородной продукции, в которых устанавливаются правиласертификации с учетом особенностей ее производства (то же самое – длятехнологических процессов объектов и природных ресурсов). Госкомэкологияделегирует свои полномочия органам по сертификации и испытательнымлабораториям на основе их аккредитации. Если в системе -12-экологической сертификации аккредитованы несколько органов по сертификацииодной и той же продукции, то заявитель вправе провести сертификацию в любомиз них.Деятельность органов по экологической сертификации и испытательно-аналитических лабораторий (центров) осуществляется на основе лицензионногодоговора, заключенного с Госкомэкологией России.Органами по экосертификации и испытательно-аналитическими центрами,аккредитуемыми в системе экологической сертификации, могут бытьтерриториальные подразделения Госкомэкологии России и подведомственные емуорганизации или другие независимые организации, имеющие статус юридическоголица. Процедура аккредитации испытательно-аналитической лаборатории(центра) может быть заменена решением Госкомэкологии о признаниирезультатов аккредитации этой лаборатории (центра) -13-Глава 33.1. Рыночные методы оценки природных ресурсовВ рыночной экономике цена всегда используется как индикатор полезности тогоили иного товара. Однако с подобным подходом возникают сложности, еслирынок товара с учетом всех имеющихся полезных свойств отсутствует. Крометого, цены на товары могут быть искажены посредством государственногорегулирования цен или субсидирования производства товаров и услуг.Следовательно, для того чтобы оценить природные ресурсы, мы должныскорректировать существующие цены на природные ресурсы для более точногоотражения социальных ценностей, а также оценить неоцененные потребительныесвойства природных ресурсов.Подобный подход позволяет оценить так называемую общую экономическуюстоимость природного ресурса, которая оказывается значительно больше, чемпрямая рентная оценка природного ресурса, даже скорректированная с учетомнесовершенства рынка. На рис.1 приведена классификация потребительныхстоимостей природного ресурса, которые включаются в его общую экономическуюстоимость. Данная схема демонстрирует, что общая ценность природногоресурса существует как ценность для каждого конкретного потребителя и какпотребительская стоимость, когда индивиды не получают прямой выгоды отиспользования ресурса, но ценят его с точки зрения важности для будущихпоколений или из моральных убеждений, что без этого ресурса жизнь на Землестанет беднее. Частные ценности делятся на прямые (от непосредственногопроизводственного или непроизводственного потребления ресурсов) и косвенные(выполнение природным ресурсом средозащитных функций). Отдельно существуетценность отложенной альтернативы, когда потребитель ценит возможностьиспользования ресурсов в будущем. Важно учитывать, что частныепотребительные стоимости ресурсов оцениваются прежде всего на основеоценивания ценности их использования Непотребительные стоимостиоцениваются как аппроксимация желания потребителя платить за консервациюприродных ресурсов для себя или для будущих поколений. Двигаясь слеванаправо вдоль схемы, потребитель утрачивает ощущение стоимости ресурса,ресурс дематериализуется. Это и определяет подходы к методам оценкиприродных ресурсов. Прямые потребительные стоимости могут оцениваться спомощью любых методов, включая методы рентной оценки. Однако наличиенеучтенных компонентов общей экономической ценности ресурса обуславливаетзаниженные цифры рентной оценки. Косвенные потребительные стоимости тожемогут оцениваться с помощью методов рентной оценки, а также посредствомопросов населения с целью определения готовности платить. Стоимостьотложенной альтернативы, стоимость наследия и стоимость существования могутбыть оценены только на основе опросов населения с целью выявления ихготовности платить за эти ценности. Стоимостные оценки природных ресурсовбывают двух видов: -14- затратные и ценовые. При освоении конкретного вида ресурса рассчитываюти оценивают суммарные и удельные затраты на его освоение и добычу.Стоимостные оценки могут быть фактические и прогнозные, рассчитанные дляпредполагаемых к освоению природных ресурсов. Например, всегдарассчитываются капитальные затраты на строительство отдельного рудника,шахты, нефтедобывающей установки и т.д., и текущие затраты на ихфункционирование, например на один год. Общие приведенные затраты,отнесенные к одному году и суммарной добыче ресурсов за этот период, атакже удельные затраты на добычу единицы ресурса являются важнейшимпоказателем экономической эффективности добычи природных ресурсов.Природные ресурсы могут оцениваться по рыночным ценам – внутренним илимировым – на конкретные виды ресурсов и сырья, например лес, рыбу, металлы,нефть, газ. В качестве стоимостных используются рентные оценки природныхресурсов, например в виде дифференциального дополнительного рентного доходана единицу природного ресурса, когда, имеется несколько месторожденийодного ресурса, но эти месторождения находятся в разных условиях освоения.При этом за счет одного и того же объема затрат могут быть получены разныеобъемы природных ресурсов. Следовательно, при единой рыночной ценеизвлекается дифференциальный доход, т.е. рента. Рентные оценки необходимыпри расчете ренты для однородных природных ресурсов страны, например угля,нефти и т.п.3.2. Пути управления проблемой истощения сырьевых ресурсов в России3.2.1. Ресурсный потенциалВ последние десятилетия загрязнение воздуха, воды и почвы показало, чтоокружающую среду нельзя, как предполагалось все время в течение столетий,использовать безгранично. Никогда еще ущерб, нанесенный окружающей среде,не принимал таких больших масштабов, и никогда еще региональные отклоненияне были столь малы. Характер современного производства, которыйрассматривает лишь самые первые непосредственные успехи и постоянно необращают внимание на последующие результаты, долгое время игнорировалпроблему истощения ресурсов. Природа все еще используется как бесплатныйресурс. При этом среди используемых природных ресурсов необходимо различатьистощаемые (например, железная руда, нефть) и возобновимые (например, лес,животный мир). То, что ресурсы окружающей среды небесконечны, такжепоказывает ее использование в качестве «мусорного ведра» при ееограниченной способности принимать отходы, вредные вещества и т.д. Нострана не обделена природными ресурсами. По территории, площади лесов,запасам пресной воды, древесины, природного газа, железных руд и алмазовРоссия – первая в мире; по запасам нефти и газового конденсата, угля,никеля, калийных солей, площади биосферных заповедников – вторая. Этоопределяет особую роль России в мире. Но есть острая проблема истощения -16-сырьевых ресурсов России. Минерально-сырьевые ресурсы – полезныеископаемые, доступные для промышленного использования. Они относятся кневозобновимым природным ресурсам и служат фундаментом материальногопроизводства и благополучия страны. Это основная статья российскогоэкспорта – 67-70% валютных поступлений (половина – нефть и газ). В странеразведано около 20 тыс. месторождений полезных ископаемых (разрабатываются37%). Крупные и уникальные месторождения (около 5%) содержат почти 70%запасов и обеспечивают 50% добычи. В России свыше 10% мировых запасовнефти, треть – газа, 11% - угля, 26% - полиметаллических руд. Поразведанным запасам золота, платины и платиновых металлов мы вторые в мире,алмазов и серебра – первые. В стране много апатитов, калийных солей,плавиковогошпата и других неметаллических полезных ископаемых. В России естьпрактически все полезные ископаемые в количестве, достаточным дляэкономической независимости. Особенно велики запасы полезных ископаемых дляполучения тепла, энергии и конструкционных материалов. По многим полезнымископаемым Россия богаче любого континента или части света. Запасы на душунаселения у нас выше среднемировых по нефти – в 5,5 раз, газу – в 13,5,углю – в 4,6, железной руде – 10,7. Богата страна также золотом, алмазами,цветными и редкими металлами.В то же время в минерально-сырьевой базе страны накопилось немало проблем:- качество добываемого сырья падает из-за сложностей разработки многихместорождений и суровых условий их освоения;- эти условия ухудшаются в связи с выработкой лучших месторождений ипереходам в отдаленные и неосвоенные районы;- слабо освоены шельф, дно океана, а также коренные месторождения золота;- разведочный задел прошлых лет исчерпан, и запасы уменьшаются;- мало примеров комплексного освоения ресурсов;- нет стимулов к рациональному использованию ресурсов и развитию новыхтехнологий;- намечается дефицит отдельных минералов (марганец, хром, титан, цирконий,самородная сера);- в ряде промышленных районов ощущается нехватка местного сырья (скажем,для металлургии на Южном Урале);- мощности горных предприятий снижаются, а многие из них нерентабельны.Решать эти проблемы начали с пересмотра выданных лицензий. В результатевыяснилось: все сколько-нибудь значимые запасы уже поделены, причем у рядакомпаний запасы избыточны. Это ведет к появлению «неестественных» монополийв основных нефтегазодобывающих и рудных районах на базе гигантскихплощадей, розданных по лицензиям в 1990-х годах. Чтобы изменить ситуацию,надо управлять ресурсами страны по единой государственной программе,руководствуясь единой государственной политикой. -17-3.2.2. Природопользование в условиях перехода к устойчивому развитиюПри переходе к устойчивому развитию стратегия природопользования должнабыть направлена на:- снижение загрязнения окружающей среды;- сокращение потребления природных ресурсов;- неистощительное использование возобновляемых природных ресурсов;- формирование необходимого развития резерва минеральных ресурсов;- эффективное использование первичного природного сырья;- создание экономических условий для предпринимателей;- ликвидацию почвы для экономических преступлений;- международное сотрудничество.3.2.3. Программа действий на национальном уровнеЭкономическая оценка природных ресурсов. Эффективно управлять природнымиресурсами невозможно без их экономической оценки. Она, в частности,необходимо для:- планирования развития страны и регионов;- учета стоимости ресурсов в экономических активах страны и прилицензировании;- решения любых вопросов, связанных с рациональным природопользованием.В связи с отсутствием такой оценки государство в процессе приватизациипотеряло десятки миллиардов долларов и несет серьезные потери и поныне.Изменения налоговой политики. Переход к устойчивому развитию требуеткоренного изменения налоговой политики. Нынешняя имеет чисто фискальныйхарактер, стимулирующей роли не играет, создает условия для вывоза капитала(природной ренты) за рубеж, для сокрытия налогов, других экономическихпреступлений. Россия первой в мире может перейти на более совершенныесоциально-экономические отношения, реализуя право каждого члена общества наприродные ресурсы всей страны и равную долю благ, получаемых от них. Дляэтого надо дать предпринимателю возможность использовать землю и природныересурсы на правах долгосрочной программы в обмен на уплату обществуприродной ренты (дополнительный доход, получаемы без затрат труда за счетлучших природных условий производства). Она должна стать основой ростаобщественного благосостояния. Выплаты ренты, соответствующей местоположениюи качеству используемых природных ресурсов, сделает конкуренцию на рынкечестной – ни у кого не будет никаких преимуществ, кроме добытых собственнымтрудом и способностями. При новом налогообложении зарплата и прибыльцеликом останутся рабочим капиталом. Это будет «заработанный доход», и нанего не вправе покушаться государство, у которого появится новый источникпополнения бюджета – природная рента. Эти условия будут такжеспособствовать:- формированию отношений к природным ресурсам страны как к собственномубогатству; -18-- превращению природной ренты в основу доходной части бюджета;- росту поступлений в бюджет (за счет невозможности уклонения от уплатыналогов) и благосостояния общества;- заинтересованности в результатах труда, ибо заработанное не будетоблагаться налогом;- прекращению «утечки» природной ренты за рубеж;- переходу на ресурсосберегающие технологии (жизнь заставит экономить).От сырьевой экономики – к инновационной. Значительный ресурсный потенциалтаит и опасность – при таких природных богатствах возникает соблазнповременить с дорогостоящим переводом экономики с привычного экстенсивногона интенсивный путь развития с глубокой переработкой сырья. Но вперспективе экстенсивный путь ведет в тупик. При таком сценарии развитияРоссия обречена на все большее отставание от передовых стран. Поэтому ужесейчас необходим комплекс мер, способствующих перестройке всей экономики. ВРоссии сегодня есть два богатейших источника сырья. Первый – ее уникальныеприродные ресурсы, второй – транжирящее их хозяйство (толькоэнергосбережение могло бы сократить энергопотребление вдвое; похожаяситуация и с другими ресурсами). Все сильнее сказывается и нерациональнаяструктура экономики с множеством отраслей, низкая производительность трудав промышленности и сельском хозяйстве, высокий износ основных фондов,достигший на многих предприятиях критической величины. Вот почему у насстолько аварий. Так что без структурной перестройки экономики и еетехнического перевооружения нам все равно не обойтись. По сравнению сразвитыми странами Россия запоздала с техническим перевооружениемпромышленности и сельского хозяйства, но сегодня главное – не упуститьвозможности, минуя эту стадию, осуществить прорыв к высокотехнологическим,наукоемким производствам, позволяющим получать продукцию выше качеством применьших затратах труда, энергии, сырья и давления на окружающую среду. Дляэтого потребуется: Государственное кредитование технического перевооружения предприятий(размер кредита определяет количество сэкономленного сырья и разницамировой и внутренний цен на него; возврат произойдет за счет роста экспортасырья, так что государство ничего не теряет; Прогрессивный налог на перерасход ресурсов (нормы определяются лучшимимировыми достижениями; экономически налог обоснован – допустившиеперерасход возместили бы обществу упущенную выгоду в результате удорожанияпервичного природного сырья); Совершенствование экологических платежей (экологические платежи должныопределяться исходя из затрат на устранение ущерба окружающей среде; покаже предприятиям выгоднее платить штрафы, чем вкладывать средства в охрануприроды). Центр высоких технологий займется:- организацией исследований, проведением конкурсов и выделение грантов -19-победителям на выполнение работ;- созданием банка данных по высоким технологиям;- сертификация технологий- разработкой пилотных проектов;- организацией конкурсов инвесторов на реализацию высокотехнологическихпроектов.Такой центр для разработки и внедрения высоких технологий вприродопользовании можно создать в системе МПР на базе его научныхподразделений.Формирование резерва полезных ископаемых. Как уже отмечалось, уровеньиспользования, охраны и воспроизводства природных ресурсов во многомопределяет экономический рост и эффективность производства в стране.Поэтому для перехода России к устойчивому развитию прежде всего необходимообеспечить сбережение, охрану и воспроизводство природных ресурсов, а такжеприрост запасов полезных ископаемых, чему в ФЦП уделено особое внимание.Экологические ограничения. Природа наша прекрасная и щедрая, но нежная ихрупкая – нельзя переступать определенную черту, чтобы не допустить гибелиприродных систем и избежать экологической катастрофы. Кое-где мы ужеподошли к ней вплотную. Поэтому при переходе к новой модели развития такважно ввести систему экологических ограничений на хозяйственнуюдеятельность, с учетом которых должно осуществляться развитие и размещениепроизводительных сил.Система подготовки и принятия решений призвана свести к минимумунеблагоприятные последствия принятых мер при непременном соблюденииследующих требований:- приоритет охране природы;- соответствие мировому уровню используемых техники и технологий;- учет интересов органов государственной власти, инициатора хозяйственнойдеятельности, инвестора и жителей;- неотъемлимый элемент системы – оценка воздействия на окружающую среду тойили иной деятельности, намечаемой в соответствии с принимаемым решением.Сибирь и Дальний Восток занимают 75% территории России и по площадипревосходят любую страну мира. Здесь сосредоточены огромные богатства,освоение которых с привлечением дополнительных трудовых ресурсов (преждевсего – русскоязычного населения стран СНГ и Балтии) имеет важноестратегическое и геополитическое значение. Этот регион мало заселен, и егонаселение с каждым годом сокращается. Смертность здесь превышаетрождаемость, идет отток населения в Европейскую часть страны. По оценкамдемографов, численность населения на территории Урала до Сахалина за 15-20лет может сократиться с 32 до 8-10 млн человек. Между тем в граничащем сэтим регионом Китае с его гигантским населением (1,3 млрд) уже давноощущается дефицит пригодных для освоения площадей. -20- Китай вскоре превратиться в супердержаву с огромным промышленнымпотенциалом и военным потенциалом, в сферу жизненных интересов которойнеизбежно попадут Сибирь и Дальний Восток. Уже сейчас все больше китайцевправдами и неправдами оседают там, и, если не обращать на это внимание,экспансия возрастет. Не исключено, что и США, Япония и Корея объявят регионзоной своих интересов, мотивируя это противодействием Китаю. С учетом этогоСибирь и Дальний Восток должны иметь бесспорные приоритеты в освоении изаселении. В первую очередь это относится к зоне Байкало-Амурскоймагистрали (БАМ). Эта магистраль, построенная в стратегических целях, нынемало загружена. Она имеет прямой выход в страны Азиатско-Тихоокеанскогорегиона с бурно развивающейся экономикой и устойчивым ростом потребленияприродного сырья. В зоне БАМа располагаются крупные месторождения: Южно-якутский угольный бассейн, Удоканское месторождение редких металлов и др.Вдоль БАМа сосредоточены значительные запасы древесины, которые покапрактически не используются, но на основе концессий могут быть вовлечены вхозяйственный оборот. БАМ вполне мог бы стать плацдармом интенсивногоосвоения Восточной Сибири и Дальнего Востока, включая богатейшиенефтегазовые месторождения дальневосточного шельфа. Особая роль в развитииданного региона принадлежит Байкалу, где сосредоточено около 20 % мировыхзапасов пресной воды. Байкальская вода с глубин 400-1000 м служит эталономчистоты. Она имеет постоянный состав и слабую минерализацию (около 0,1г/л). Состав ионов обеспечивает ее высокие вкусовые качества. Добавляямикроэлементы, ее можно с успехом использовать и в лечебных целях. ВодуБайкала можно не только бутилировать, но и по трубопроводамтранспортировать на большее расстояние (скажем, в Азиатско-Тихоокеанскийрегион, где пресной воды не хватает). Это сулит значительный экономическийэффект. Особое внимание следует уделить развитию транспорта в регионе.Начать можно было бы с реконструкции Транссибирской магистрали ипревращения ее в основную транспортную артерию между Европой и Азией.Перспективны железнодорожные перевозки через Сибирь и Дальний Восток последующим направлениям: Европа – Россия – Китай и страны Индокитая; Европа – Россия – Япония и страны Тихоокеанского бассейна; Европа – Россия –Аляска – Канада – США.Рассматривается также создание Северосибирской железнодорожной магистрали икруглогодичное использование Северного морского пути на базе создаваемыхтяжелых экранопланов НВА-1000. Проблемы Сибири и Дальнего Востока нерешить, не создав условий, которые привлекли бы сюда людей (бесплатныйпереезд, выделение субсидий на жилье и обустройство, достойная зарплата,опережающее развитие инфраструктуры, налоговые льготы и другие видыгосударственной поддержки). Освоению здешних богатств способствовало бы ипривлечение иностранных инвестиций на основе концессий, соглашений оразделе продукции и т.п. Список литературы: 1. Бринчук М.М. Экологическое право (право окружающей среды): уч-к М.:Юрист, 1998 – 688 с. 2. Дерябин В.А. Общий экологический менеджмент. Курс лекций. Изд. УМЦ- УПИ. Ек., 2000 г. 3. Протасов В.Ф. Экология, здоровье и охрана окружающей среды в России. Учебное и справочное пособие – М: Финансы и статистика, 1999-672 с.:ил. 4. Шимова О.С., Соколовский Н.К. Основы экологии и экономика природопользования: Учебник- Мн.: БГЭУ, 2001 -368 с 5. Варламов А.А., Хабаров А.В. Экология землепользования и охрана природных ресурсов. – М.: Колос, 1999. – 159 с.: ил 6. Голуб А.А., Струкова Е.Б. Экономика природных ресурсов М.: Аспект Пресс, 1998 – 319 с 7. Региональное природопользование: методы изучения, оценки и управления / П.Я. Бакланов, П.Ф.Бровко, Т.Ф. Воробьева и др.: Под ред. П.Я. Бакланова, В.П.Каракина: Учебное пособие. –М.: Логос, 2002 -160с.: ил. 8. Чернышов В.И. Системные основы экологического менеджмента: Учебное пособие / Под ред. Ю.П.Козлова. –М.: Изд-во РУДК 2001 -314 с.:ил. -22-




Похожие:

Экологический менеджмент iconРабочая программа дисциплины экспертиза безопасности
Пререквизиты: «Экология», «Метрология, стандартизация и сертификация», «Управление охраной окружающей среды (экологический менеджмент)»,...
Экологический менеджмент iconЭкологический менеджмент и его связь с социально-экологическим маркетингом

Экологический менеджмент iconДокументи
1. /УМК по Экологический менеджмент ЗО.doc
Экологический менеджмент iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Экологический менеджмент (название) Специальность
Дисциплина входит в региональный компонент цикла общих гуманитарных и естественнонаучных и изучается по выбору
Экологический менеджмент iconНовые поступления в библиотеку март 2010 г
Экологический атлас России / Министерство природных ресурсов рф, Федеральный экологический фонд рф, мгу им. М. В. Ломоносова. Географический...
Экологический менеджмент iconВопросы к экзамену по дисциплине «Техногенные системы и экологический риск»
«Техногенные системы и экологический риск» для студентов 3 курса, обучающихся по направлению
Экологический менеджмент iconНаправление ооп 080200 Менеджмент
Профиль подготовки финансовый менеджмент, Производственный менеджмент, Маркетинг, Информационный менеджмент
Экологический менеджмент iconВопросы для самоконтроля Сформулируйте понятия «экологический мониторинг»
Сформулируйте понятия «экологический мониторинг», «объект экологического мониторинга», «мониторинг факторов загрязнения», «мониторинг...
Экологический менеджмент iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Техногенные системы и экологический риск (название) цикла опд. Ф. 12
Учебно-методический комплекс «Техногенные системы и экологический риск» составлен в соответствии с требованиями Государственного...
Экологический менеджмент iconРейтинг лист по дисциплине "Методы и приборы контроля окружающей среды и экологический мониторинг"
Методы и приборы контроля окружающей среды и экологический мониторинг”. Число недель 16
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы