Искусство античного Рима icon

Искусство античного Рима



НазваниеИскусство античного Рима
Дата конвертации22.07.2012
Размер77.55 Kb.
ТипРеферат
Искусство античного Рима


Московский Государственный Открытый Университет РЕФЕРАТ по культурологии Тема: Искусство античного Рима. Сорокин Константин Эдуардович 1 курс, юридический аочныйф-т шифр 1797826 Содержание:Глава 1. Искусство древнего Рима как продолжение древнегреческого.Глава 2. Отличительные черты древнеримского искусства. А. Преобладание символики и аллегории. Б. Развитие изобразительного искусства. В. Особенности архитектуры.Глава 3. Влияние на искусство древнего Рима «пространственного» фактора.Глава 4. Периодичность в развитии древнеримского искусства.Глава 5. Влияние древнеримского искусства на европейское. Глава 1. Искусство древнего Рима как продолжение древнегреческого искусства. Искусство древнего Рима, как и древней Греции, развивалось в рамкахрабовладельческого общества, поэтому именно эти два основных компонентаимеют в виду, когда говорят об "античном искусстве". Искусство Рима считаютзавершением художественного творчества античного общества. Правомерноутверждать, что, хотя древнеримские мастера продолжали традицииэллинских, все же искусство древнего Рима - явление самостоятельное,определявшееся ходом и ходом исторических событий, и условиями жизни, исвоеобразием религиозных воззрений, свойствами характера римлян, и другимифакторами. Римское искусство как особое художественное явление стали изучатьлишь в ХХ веке, по существу только тогда осознав всю его самобытность инеповторимость. И все же до сих пор многие видные антиковеды полагают, чтоистория римского искусства еще не написана, еще не раскрыта вся сложностьего проблематики.Глава 2. Отличительные черты древнеримского искусства. А. В произведениях древних римлян, в отличие от греков, преобладалисимволика и аллегория. Соответственно пластические образы эллионов уступилиу римлян место живописным, в которых преобладала иллюзорность пространстваи формы -- не только во фресках и мозаиках, но и в рельефах. Изваяния,подобные Менаде Скопаса или Нике Самофракийской, уже не создавались, заторимлянам принадлежали непревзойденные скульптурные портреты сисключительно точной передачей индивидуальных особенностей лица ихарактера, а также рельефы, достоверно фиксировавшие исторические события.Римский мастер в отличие от греческого, видевшего реальность в еепластическом единстве, больше склонялся к анализированию, расчленениюцелого на части, детальному изображению явления. Грек видел мир как бысквозь все объединявшую и связывавшую воедино поэтическую дымку мифа. Дляримлянина она начинала рассеиваться, и явления воспринимались в болееотчетливых формах, познавать которые стало легче, хотя это же приводило кутрате ощущения цельности мироздания. Б. В древнем Риме скульптура ограничивалась преимущественноисторическим рельефом и портретом, зато получили развитие изобразительныеискусства с иллюзорной трактовкой объемов и форм - фреска, мозаика,станковая живопись, слабо распространенные у греков. В. Архитектура достигла небывалых успехов как в ее строительно-инженерном, так и в ансамблевом выражении. Новым было у римлян и ихпонимание взаимосвязи художественной формы и пространства. Предельнокомпактные, концентрические в своей сущности формы классического Парфенонане исключали, а напротив, выражали открытость здания просторам, окружавшимАкрополь. В римской архитектуре, поражающей обычно своими ансамблевымиразмахами, предпочтение отдавалось замкнутым формам. Зодчие любилипсевдоперипетры с колоннадой, наполовину утопленной в стену. Еслидревнегреческие площади всегда были открыты пространству, подобно Агоре вАфинах или других эллинистических городах, то римские либо обносились, какфорумы Августа или Нервы, высокими стенами, либо устраивались в низинах. Тот же принцип проявлялся и в скульптуре. Пластичные формы греческихатлетов всегда представлены открыто. Образы, подобные молящемуся римлянину,набросившему на голову край одеяния, большей частью заключены в себе,сосредоточены. Римские мастера в скульптурных портретах концентрироваливнимание на личных, индивидуальных особенностях человека. Система римских архитектурно-пластических образов глубокопротиворечива. Компактность форм в них только кажущаяся, искусственная,вызванная, видимо, подражанием классическим образцам эллинов. Отношениеримлян к форме, объему, пространству совершенно иное, нежели у греков,основанное на принципе прорыва границ и рамок, на эксцентрической, а неконцентрической динамике художественного мышления. В этом смысле римскоеискусство -качественно новый этап эстетического освоения человекомреальности. Тяготение римских художников к классическим эллинским формам,вызывающее ощущение двойственности римских памятников, воспринимаетсясейчас как проявление своего рода реакции на заявлявшие о себе новшества.Осознавшаяся римлянами утрата цельности художественных форм нередкозаставляла их создавать постройки громадные по размерам, порой грандиозные,чтобы хоть этим восполнить противоречивость или ограниченность образов.Возможно, именно в связи с этим римские храмы, форумы, а нередко искульптурные произведения значительно превосходили размерамидревнегреческие.Глава 3. Влияние на искусство древнего Рима «пространственного» фактора. Важный фактор, воздействовавший на характер древнеримского искусства, огромное пространство его поля действия. Динамичность и постоянноерасширение территориальных рамок древнеримского искусства с включением вего сферу уже в V веке до н.э. этрусских, италийских, галльских, египетскихи других форм, с особенным значением греческих, не может быть объясненотолько свойствами римского художественного потенциала. Это процесс,связанный с развитием общеевропейского искусства, в котором римское началоиграть роль особенную - интерпретатора и хранителя художественного наследияантичной эпохи при одновременном выявлении собственно своих римскихпринципов. В римском горниле сплавлялись различные художественные ценности,чтобы в итоге появилась совершенно новая, не исключавшая, однако, традицийантичности, средневековая эстетическая практика. От пиренейских береговАтлантического океана до восточных границ Сирии, от Британских островов доАфриканского континента племена и народы жили в сфере влиянияхудожественных систем, которые диктовались столицей империи. Тесноесоприкосновение римского искусства с местным - приводило к появлениюсвоеобразных памятников. Скульптурные портреты Северной Африки поражают посравнению со столичными экспрессивностью форм, некоторые британские -особенной холодностью, почти чопорностью, пальмирские - свойственнойвосточному искусству затейливой орнаментикой декоративных украшений одежд,головных уборов, драгоценностей. И все же нельзя не отметить, что ксередине I тысячелетия н.э., в конце античности, в Средиземноморье дали осебе знать тенденции к сближению различных эстетических принципов, взначительной степени определившие культурное развитие раннегосредневековья.Глава 4. Периодичность в развитии древнеримского искусства. Конец римского искусства формально и условно может быть определенпадением Империи. Вопрос же о времени возникновения римского искусства - весьма спорный. Распространение на территории Апеннинского полуострова в Iтысячелетии до н.э. высокохудожественных произведений этрусков и грековспособствовало тому, что только начинавшее формироваться римское искусствооказывалось незаметным. Ведь долгое время, c VIII по VI в.в. до н.э., Римбыл небольшим поселением среди множества других италийских, этрусских игреческих городов и поселений. Однако даже из этого отдаленного прошлого,куда уходят истоки римского искусства, сохраняются фибулы с латинскимиименами, цисты и такие монументальные бронзовые изваяния, как Капитолийскаяволчица. Вряд ли поэтому правомерно начинать историю искусства древнегоРима, как это иногда делают, с I в. до н.э., не учитывая хотя и небольшойколичественно, но очень важный материал, который со временем, нужно думать,будет возрастать. Периодизация римского искусства - одна из самых сложных проблем егоистории. В отличие от принятой и широко распространенной периодизациидревнегреческого искусства, обозначающей годы становления архаикой, времярасцвета - классикой и кризисные века - эллинизмом, историки древнеримскогоискусства, как правило, связывали его развитие лишь со сменамиимператорских династий. Однако далеко не всегда смена династий или императора влекла за собойизменение художественного стиля. Поэтому важно определить в развитииримского искусства границы его становления, расцвета и кризиса, принимая вовнимание изменение художественно-стилистических форм в их связи с социально-экономическими, историческими, религиозно-культовыми, бытовыми факторами. Если наметить основные этапы истории древнеримского искусства, то вобщих чертах их можно представить так. Древнейшая (VII - V вв. до н.э.) иреспубликанская эпохи (V в. до н.э. - I в. до н.э.) - период становленияримского искусства. В этих широких временных границах медленно, часто впротивоборстве с этрусскими, италийскими, греческими влияниямиформировались принципы собственно римского творчества. Из-за недостаткавещественных материалов, весьма слабого освещения этого длительного периодав древних источниках дифференцировать более детально этот этап невозможно.В VIII - V вв. до н.э. римское искусство еще не могло соперничать не толькос развитым художественным творчеством этрусков и греков, но, очевидно, и сдостаточно отчетливо заявлявшей о себе художественной деятельностьюиталиков. Расцвет римского искусства приходится на I -II вв. н.э. В рамках этогоэтапа стилистические особенности памятников позволяют различить: раннийпериод - время Августа, первый период - годы правления Юлиев - Клавдиев иФлавиев, второй - время Траяна, поздний период - время позднего Адриана ипоследних Антонионов. Времена Септимия Севера, как ранее Помпея и Цезаря,при этом, очевидно, следует считать переходными. С конца правления СептимияСевера начинается кризис римского искусства.Глава 5. Влияние древнеримского искусства на европейское. Все художественное творчество Европы от средневековья до наших днейнесет на себе следы сильного воздействия римского искусства. Внимание кнему всегда было очень пристальным. В идеях и памятниках Рима многоепоколения находили нечто созвучное своим чувствам и задачам, хотя спецификаримского искусства, его своеобразие оставались нераскрытыми, а казалисьлишь позднегреческим выражением античности. Историки от Ренессанса до ХХвека отмечали в нем различные, но всегда близкие их современности черты. Вобращении итальянских гуманистов XV - XVI вв. к древнему Риму можно видетьсоциально-политические (Кола ди Риенцо), просветительско-моралистские(Петрарка), историко-художественные (Кирияк Анконский) тенденции. Однакосильнее всего воздействовало древнеримское искусство на архитекторов,живописцев и ваятелей Италии, по-своему воспринимавших и трактовавшихбогатейшее художественное наследие Рима. В XVII в. древнеримским искусствомзаинтересовались ученые других европейских стран. Это было времяинтенсивного сбора художественного материала, период "антикварный",сменивший гуманистический, ренессансный. Революция XVIII в. во Франциипробудила внимание французских ученых и художников к римскому искусству.Тогда же возникло научно-эстетическое отношение к древнему наследию.И.Винкельман, в отличие от деятелей "антикварного" периода, выступилпредставителем просветительской философии своего времени, создателемистории древнего искусства. Правда, он еще относился к римскому искусствукак к продолжению греческого. В конце XVIII - начале XIX в. древнеримскимискусством начали заниматься уже не частные лица, а государственныеучреждения Европы. Финансировались археологические раскопки, основывалиськрупные музеи и научные общества, создавались первые научные труды одревнеримских произведениях искусства. Попытки философского осмысления сущности и специфики древнеримскогоискусства были сделаны в конце XIX в. Ф.Викгофом и А.Риглем. Ценным теоретическим исследованием явилась также книга О.Бренделя"Введение в изучение искусства древнего Рима", где рассмотрены различныеточки зрения на древнеримское искусство от Ренессанса до наших дней.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Искусство античного Рима iconРеферат по культурологии Тема: Искусство античного Рима. Сорокин Константин Эдуардович
Правомерно утверждать, что, хотя древнеримские мастера продолжали традиции эллинских, все же искусство древнего Рима явление самостоятельное,...
Искусство античного Рима iconХозяйственный механизм античного рабства (на примере Древней Греции и Древнего Рима)

Искусство античного Рима iconАмпир, или "стиль империи"
Древнего Рима. Это существенное различие часто опускают, когда говорят о преемственности стилей и об Ампире как о высшей стадии развития...
Искусство античного Рима iconИскусство Рима 1-3 вв н. э

Искусство античного Рима iconИскусство древнего Рима

Искусство античного Рима iconАнтичное искусство Рима

Искусство античного Рима iconИзобразительное искусство республиканского Рима

Искусство античного Рима iconОраторское искусство древнего Рима

Искусство античного Рима iconХрамовое искусство Древнего Рима

Искусство античного Рима iconИскусство Древнего Рима с его оригинальными и совершенными памятниками живописи, архитектуры и скульптуры принадлежит к высшим достижениям мировой культуры
Перемена в общественном строе – смена республики империей, смена династий правителей Рима – непосредственно влияли на изменения в...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы