Сальвадор Дали король сюрреализма icon

Сальвадор Дали король сюрреализма



НазваниеСальвадор Дали король сюрреализма
Дата конвертации21.07.2012
Размер137.7 Kb.
ТипРеферат
Сальвадор Дали - король сюрреализма


Содержание1. Введение2. Из истории и предыстории сюрреализма3. Сюрреализм и фрейдизм4. Сюрреализм и ницшеанство5. Сюрреализм Сальвадора Дали6. Заключение7. Список использованной литературы Введение Сальвадор Дали - "король сюрреализма" стал известен в нашей странеотносительно недавно. В сентябре (1994) закончилась ретроспективнаявыставка его работ на Крымском валу "Дали без границ". Эта выставка собралаогромное количество почитателей таланта художника и просто любопытных. Сон и явь, бред и действительность перемешаны и неразличимы, так чтоне понять, где они сами по себе слились, а где были увязаны между собойумелой рукой художника. Фантастические сюжеты, чудовищные галлюцинации,гротеск в сочетании с виртуозной живописной техникой - именно этопривлекает меня и, возможно, других зрителей в произведениях Дали. Скорее всего, имея дело с этим художником и человеком, надо исходитьиз того, что буквально все, что его характеризует (картины, литературныепроизведения, общественные акции и даже житейские привычки) следовало быпонимать как сюрреалистическую деятельность. Дали очень целостен во всехсвоих проявлениях. Читая его "Дневник одного гения", понимаешь, что это непросто дневник, а дневник сюрреалиста. Читая о Дали, о его шокирующихпублику выходках, понимаешь, что и вся его жизнь была жизнью сюрреалиста.Если верить его "Дневнику", он даже хотел превратить кусок реального мира всвоей каталонской резиденции в подобие своей сюрреалистичекой картины,усеяв берег множеством слоновьих черепов, специально выписанных для этойцели из тропических стран. По мнению А.Якимовича (1), "сюрреализм, действительно, есть не течениев искусстве, а именно тип мышления, способ взаимодействия с миром и,следовательно, стиль жизни. Сюрреализм стремился по-новому поставить ирешить коренные вопросы бытия и экзистенции человека, на меньшее он несоглашался". Поэтому, чтобы понять и осмыслить творчество и личность СальвадораДали, необходимо, хотя бы в общих чертах, познакомиться с тем, чтоскрывается под названием сюрреализм. Из истории и предыстории сюрреализма. Сюрреализм (2) (от французского surrealisme - буквально сверхреализм)- модернистское направление в искусстве ХХ века., провозгласившееисточником искусства сферу подсознания (инстинкты, сновидения,галлюцинации), а его методом разрыв логических связей, замененныхсубъективными ассоциациями. Главными чертами сюрреализма являются пугающаяпротивоестественность сочетания предметов и явлений, которым придаетсявидимая достоверность. Сюрреализм возник в Париже в 20-х годах. В это время вокруг писателя итеоретика искусства Андре Бретона группируется ряд единомышленников - этохудожники Жан Арп, Макс Эрнст,литераторы и поэты - Луи Арагон, Поль Элюар,Филипп Супо и др. Они не просто создавали новый стиль в искусстве илитературе, они, в первую очередь, стремились переделать мир и изменитьжизнь.
Они были уверены в том, что бессознательное и внеразумное началоолицетворяет собой ту высшую истину, которая должна быть утверждена наземле. Свои собрания эти люди называли термином sommeils - что означает"сны наяву". Во время своих "снов наяву" сюрреалисты (как они себя назвали,позаимствовав слово у Гийома Апполинера) занимались странными вещами - онииграли. Их интересовали случайные и бессознательные смысловыне сочетания,которые возникают в ходе игр типа "буриме": они поочереди составляли фразу,ничего не зная о частях, написанных другими участниками игры. Так однаждыродилась фраза " изысканный труп будет пить молодое вино". Целью этих игрбыла тренировка отключения сознания и логических связей. Таким образом избездны вызывались глубинные подсознательные хаотические силы. Что до Дали, так он в это время (в 1922 г.), восемнадцати лет отроду,поступил в Высшую школу изящных искусств в Мадриде; сдружился с поэтомФедерико Гарсией Лоркой; с оргомным интересом штудировал труды ЗигмундаФрейда. Тем временем в Париже Сюрреалистическая группа А.Бретона объединиласьс группой художника Андре Массона, который стремился создавать картины ирисунки,освобожденные от контроля сознания. А.Массон разрабатывалоригинальные приемы психотехники, призванные отключить "рацио" и черпатьобразы из сферы подсознательного. В результате этого слияния в 1924 г.появился "Первый манифест сюрреализма", написанный Андре Бретоном ипереведенный на все европейские языки, был также основан журнал"Сюрреалистическая революция" ("La Revolution surrealiste"). С этоговремени сюрреализм стал действительно интернациональным движением,проявившимся в живописи, скульптуре, литературе , театре, киноискусстве.Десятилетие с 1925 г. (первая общая выставка сюрреалистов) по 1936 г.("Интернациональная сюрреалистическая выставка" в Лондоне , экспозиция"Фантастическое искусство, дада и сюрреализм" в Нью-Йорке и другие)ознаменовалось триумфальным шествием сюрреализма по мировым столицам. К этому времени С.Дали примкнул к сюрреалистам и принимал участие вих выставках. В формировании творческого пути и личности Дали важное место занимаетпредшествовавшее сюрреализму течение - дадаизм. Дадаизм или искусство дада( это словечко - не то детский лепет, не то - бред больного, не тошаманское заклинание) - это дерзкое, эпатирующее "антитворчество",возникшее в обстановке ужаса и разочарования художников перед лицомкатастрофы - мировой войны,европейских революций. Это течение в 1916-1918гг. смущало покой Швейцарии, а затем прокатилось по Австрии, Франции иГермании. Дадаизм в принципе отвергал всякую позитивную эстетическуюпрограмму и предлагал "антиэстетику". Для дадаистов все "разумное, доброе,вечное" потерпело крах, мир оказался безумным, подлым, эфемерным. Программададаистов заключалась в разрушении любого стиля, любой эстетики посредством"безумия". Главным видом деятельности дадаистов стало абсурдизированноезрелище, воинствующая "антихудожественность", которая, в частности,выразилась в использовании предметов фабричного производства вхудожественных композициях. Напрмер, выставка живописи и графики дадаистовв Париже в 1921 г. происходила в темноте, зрители при входе осыпалисьругательствами, устроители выставки мяукали, играли в догонялки, изредказажигали спички и т.п. Бунт дадаистов был недолгим и к середине 20-х годовисчерпал себя. Однако богемный анархизм дадаистов сильно повлиял на Дали ион стал верным продолжателем их скандальных выходок. Дадаисты первыми положились на Случай как на главный рабочийинструмент.Художники стали бросать на холст краски, предоставляя красочномувеществу и силе броска самим образовывать иррациональные конфигурации. Самтворец рассматривался при этом как орудие, марионетка каких-то мировых сил.Сюрреалистическое отношение к бессознательному, к стихии хаоса прямовырастает из дадаистского "посева". Однако направленность творческойактивности у сюрреалистов была иной : не просто разрушительной, асозидательной, но через разрушение. Итак, по-мнению Макса Эрнста (одного из основоположников сюрреализма)- одним из первых революционных актов сюрреализма было то, что он настаивална чисто пассивной роли так называемого автора в механизме поэтическоговдохновения и разоблачал всяческий контроль со стороны разума, морали иэстетических соображений. Чтобы освободиться от "контроля разума"сюрреалисты применяли два вида приемов. Это были чисто механические методы"охоты за случайностью" (например, подкладывали под лист бумаги шероховатыеповерхности и натирали бумагу сухими красками, получая при этомфантастические конфигурации, напоминавшие заросли фантастического леса -техника "фроттажа"). Ведущие мастера не могли удовлетвориться такими примитивными методами.Они добивались и внутренней, личностной иррациональности, отключения разумана уровне психической жизни. Для этого практиковались своеобразные формызрительного самогипноза. "Завораживающая" сила, как известно, проявляетсяпри длительном наблюдении языков пламени, движения облаков и т.п. Переход от "механических" приемов к "психическим" (илипсихоаналитическим) постепенно захватил всех ведущих мастеров сюрреализма. Андре Массон сформулировал три условия бессознательного творчества: 1 - освободить сознание от рациональных связей и достичь состояния,близкого к трансу; 2 - полностью подчиниться неконтролируемым и внеразумным внутреннимимпульсам; 3 - работать по возможности быстро, не задерживаясь для осмыслениясделанного. Под этими рекомендациями мог бы подписаться и Сальвадор Дали. Сам Дали возлагал большие надежды на освобождающую силу сна, поэтомупринимался за холст сразу же после утреннего пробуждения, когда мозг ещеполностью не освободился от образов бессознательного. Иногда он вставалсреди ночи, чтобы работать. По сути дела, метод Дали соответствует одному из фрейдовских приемовпсихоанализа: записывание сновидений как можно скорее после пробуждения(считается, что промедление приносит с собой искажение образов сна подвоздействием сознания). Для понимания философии сюрреализма и феномена Дали, вособенности, необходимо остановиться на философии бессознательного, т.е.на идеях Зигмунда Фрейда в отношении искусства. Сюрреализм и фрейдизм Фрейдистские взгляды настолько были усвоены многими лидерамисюрреализма, что превратились в их способ мышления. Они даже не вспоминалио том, из какого источника взято то или иное воззрение или подход. Так,Макс Эрнст развивал свое зрительное воображение, созерцая предметыприхотливой, иррациональной формы. Тем самым он разумеется использовалсоветы Леонардо да Винчи - но, безусловно, они были восприняты через призмуФрейда, который по-своему интерпретировал эту склонность к завороженномусозерцанию разводов на старой стене или причудливых скал, возбуждающих ввоображении неожиданные образы и комбинации. Чисто "фрейдистским" методомпользовался и Дали, который писал картины в еще не совсем проснувшемсясостоянии, пребывая хотя бы частично во власти сновидения, о чем ужеговорилось раньше. Доверие к иррациональному, преклонение перед ним как перед источникомтворчества было у Дали абсолютным, не допускающим никаких компромиссов."Все мои притязания в области живописи состоят в том, чтобыматериализовать с самой воинственной повелительностью и точностью деталейобразы конкретной иррациональности"(3).Это, по сути дела, клятва верности фрейдизму. Считается и не без оснований,что именно Сальвадор Дали был чуть ли не главным проводником фрейдистскихвзглядов в искусстве ХХ века. Не случайно он был единственным изсовременных художников, кто сумел встретится с престарелым, больным изамкнутым Фрейдом в его лондонском доме в 1936 году. В то же самое времяДали удостоился одобрительного упоминания Фрейда в его письме к СтефануЦвейгу - тоже случай уникальный, поскольку Фрейд совершенно неинтересовался современными ему течениями живописи. По признанию Дали, для него мир идей Фрейда означал столько же,сколько мир Священного Писания означал для средневековых художников илимир антиной мифологии - для художников Возрождения. Проявлением этой внутренней связи является и то обстоятельство, чтоДали часто цитирует, перефразирует, пересказывает мысли Фрейда в своем"Дневнике". К примеру, Дали пишет: "Ошибки всегда имеют в себе нечтосвященное. Никогда не пытайтесь исправлять их. Наоборот: их следуетрационализировать и обобщать. После того станет возможным сублимироватьих"(3). Это одна из самых общеизвестных идей фрейдизма, согласно которойошибки, обмолвки, остроты - суть неконтролируемые выбросы кипящей, бродящейматерии подсознания, которая таким образом прорывает застывшую корку "Эго".Не удивительно поэтому, что "Дневник" открывается цитатой Фрейда. Далиотносился к Фрейду, по сути дела, как к духовному отцу и никогда ни в чемне проявил непослушания, не усомнился ни в одном слове. Дали позволял себе быть непочтительным к кому угодно, он доходил допределов сюрреалистической раскованности, апеллируя в своей живописи илисловесных высказываниях к каким угодно "властителям дум".Среди великих людей он почитал безоговорочно одного только Фрейда - подобнотому как среди родственников и близких людей он никогда не задел одну лишь"Галарину". Можно привести и другие примеры почитания Фрейда СальвадоромДали и другими сюрреалистами. Идеи венского психолога и мыслителя имелиособый смысл для этих людей, потому что фрейдизм был жизненно важен длясюрреалистов и был, быть может, одним из главных факторов подъема и успехаих доктрины. Однако было бы упрощением думать, что сюрреалисты работали порецептам Фрейда или "иллюстрировали" его идеи. Фрейдизм помогал им в иномплане. Сами концепции сюрреалистов получали мощную поддержку со стороныпсихоанализа и других открытий фрейдизма. И перед собой и перед другими ониполучали весомые подтверждения правильности своих устремлений.Они не моглине заметить, что "случайностные" методы раннего сюрреализма (напр. фроттаж)соответствовали фрейдовской методике "свободных ассоциаций",употреблявшейся при изучении внутреннего мира человека. Когда позднее вискусстве Дали и др. художников утверждантся принцип иллюзионистского"фотографирования бессознательного", то нельзя не вспомнить о том , чтопсихоанализ выработал технику "документального реконструирования "сновидений. Кроме того, психоанализ обращал первостепенное внимание именнона те состояния души, которые прежде всего интересовали и сюрреалистов(сон, психические расстройства, детская ментальность, первобытная психика,свободная от ограничений и запретов цивилизации). Таким образом, нельзя непризнать параллельности интересов, точек зрения, методов и выводовсюрреализма и фрейдизма. Опытные данные замечательного психолога, его проницательность,глубокое знание человеческой натуры подтверждали и освящали устремлениясюрреалистов. Более сильного союзника трудно было найти.Обновленная Фрейдом психология привлекала к себе широкое внимание ивыглядела как новый взгляд на человека, на его историю, его религию, егоискусство. Новая психология доказывала, что бессознательная жизнь людей -бурная, активная и во многом определяющая поведение, идеи, творческиевозможности человека - развивается по таким законам, которые не имеютничего общего ни с моралью, ни с рассудком, ни с "вечными ценностями".Фрейдизм приводил к тому выводу, что величайший на свете праведникподсознательно равнодушен к заповедям морали, а лучшему мыслителю разум нестолько помогает, сколько мешает.Европейское человечество уже давно было погружено в споры о сущности,пределах и необходимости нравственности: имморализм Фридриха Ницше малокого оставил равнодушным. Но фрейдизм вызвал более широкий резонанс. Он небыл просто философским тезисом. Он был более или менее научным течением, онпредлагал и предаполагал опытную проверяемость своих постулатов и выводов,он разрабатывал клинические методы воздействия на психику - методы,дававшие несомненный успех. Фрейдизм укоренился не только науниверситетских кафедрах и в сознании интеллектуалов, он неудержимозавоевывал себе место в более широких сферах общественного бытия. И онисключал мораль и разум из самих основ жизнедеятельности человека, считаяих вторичными и во многом даже обременительными образованиями цивилизации. Семья, религия, государство,заповеди, правила этики, логическиепонятия, эстетические нормы с позиций фрейдизма следовало понимать какнечто условное. Безусловна же и абсолютна бессознательная жизнь со всемисвоими особыми законами, сложившимися задолго до того, как появилисьпонятия о добре и зле, о боге, о разуме. Фрейдизм впечатляюще доказывал,что нельзя недооценивать значения подсознания или считать его чем-товторостепенным. Оно не рудимент, не атавизм, который изредка прорывается вснах, обмолвках, болезненых маниях. Фрейдизм открыл дорогу "фрейдистскойистории искусства". Благодаря фрейдизму сюрреализм получил возможностьнастаивать на том, что он не беспочвенная фантазия, не выдумка анархистов,а новое слово в понимании человека, искусства, истории, мысли. Это былатакая солидная опора, что уже не приходится удивляться влиятельности ираспространенности сюрреализма, его всеохватности до середины ХХ века. Дали и ницшеанство. Выше уже было сказано, что европейская культура XX в. испытала влияниефилософско-художественной прозы Фридриха Ницше, который в своихпроизведениях ("По ту сторону добра и зла" 1886г.) выступал с критикойбуржуазной культуры и проповедовал эстетический имморализм, т.енигилистическое отношение ко всяким нравственным принципам. В книге "Такговорил Заратустра" 1883-84гг. Ницше создал миф о "сверхчеловеке", при этомкульт сильной личности сочетался у него с романтическим идеалом "человекабудущего". Сальвадор Дали был последовательным представителем ницшеанства XXв.Дали читал и почитал Ф.Ницше, вел с ним диалоги в своих картинах и своихписаниях. В "Дневнике одного гения" неоднократно упоминается Ницше. Далиписал:"Заратустра казался мне героем грандиозных масштбов, чьим величиемдуши я искренне восхищался... Настанет день и я превзойду его своимвеличием!"(3). Слова "сверхчеловек - смысл жизни"(4) - стали одним издевизов Дали. В его "Дневнике" читаем: "Самое главное на свете - это Гала иДали. Потом идет один Дали. А на` третьем месте - все остальные, разумеетсявключая и нас двоих". И разумеется, что гениальнейший из гениев, спасительчеловечества и творец нового мироздания не обязан подчиняться правиламповедения всех прочих людей. Сальвадор Дали неукоснительно помнит об этом ипостоянно напоминает о своей исключительности весьма своеобразнымиспособами: рассказывает о том, о чем "не принято" говорить по причинезапретов, налагаемых стыдом; пишет на одной из своих картин: "Я ненавижусвою мать", которую искренне любил; совершает шокирующие публику поступки,например, прибывает в Сорбонну на свою лекцию о "Кружевнице" Вермеера иНосороге на белом "ролс-ройсе", набитом тысячью качанов цветной капусты илистреляет на Монмартре из аркебузы по гравировальному камню, создавая темсамым иллюстрации к "Дон Кихоту". Сюрреализм Сальвадора Дали Сам Дали так пишет о том, как начиналось его сюрреалистическоетворчество: "Но вот случилось то, чему суждено было случиться, - явилсяДали. Сюрреалист до мозга костей, движимый ницшеанской "волей к власти", онпровозгласил неограниченную свободу от какого-либо эстетического илиморального принуждения и заявил, что можно идти до конца, до самых крайних,экстремальных пределов в любом творческом эксперименте, не заботясь ни окакой последовательности или преемственности"(3). Для сюрреализма в том виде, как его исповедовал Дали, нет ни политики,ни интимной жизни, ни эстетики, ни истории, ни техники и ничего другого.Есть только Сюрреалистическое Творчество, которое превращает в нечто новоевсе то, к чему оно прикасается. Дали прикасался буквально ко всему, что было существенно для человекаего времени. Его картины не обошли таких тем, как сексуальная революция("Загадка желания", "Великий мастурбатор") и гражданские войны ("Лицовойны", "Предчувствие гражданской войны"), атомная бомба ("Ядерный крест")и нацизм ("Загадка Гитлера"), католическая вера ("Распятие", "Христос св.Иоанна") и наука, классическое искусство музеев и даже приготовление еды. Ипочти обо всем он высказывал что-то немыслимое, что-то шокирующеепрактически всех здравомыслящих людей. И этот вызов был не только еголичным делом, это было целью сюрреализма. Дали действительно былсюрреалистом до мозга костей. В сюрреалистические образы превращалось все,что он делал или говорил. Дали всерьез пестовал и культивировал своесюрреалистическое "Я" теми самыми способами, которые особенно ценились ипочитались всеми сюрреалистами. В глазах "разумных и нравственных" людейрадикальная философия сюрреализма, взятая совершенно серьезно и без всякихоговорок (как у Дали), вызывает протест. В той или иной степени Дали обошелся дерзко, провокационно,парадоксально, непочтительно буквально со всеми теми идеями, принципами,ценностями, явлениями и людьми, с которыми он имел дело. Это относится кполитическим силам ХХ века, к собственной семье, к правилам приличий, ккартинам старых мастеров. Он взял идеи сюрреализма и довел их до крайности.В таком виде эти идеи действительно превратились в динамит, разрушающий всена своем пути, расшатывающий любую истину или принцип, если они опираютсяна основы разума, порядка веры, добродетели, гармонии, идеальной красоты -всего того, что стало в глазах радикальных новаторов искусства и жизнисинонимом обмана и безжизненности. Парадоксальные суждения Дали обискусстве приводили в ярость как сторонников радикального авангардизма, таки консерваторов-традиционалистов. С одной стороны он проповедовал"музейный стиль" в живописи, а с другой стороны - предлагал разрушитьисторический центр Барселоны, чтобы постоить на этом месте город будущего.Дали настроил против себе своих друзей-сюрреалистов, которые стали еговсерьез отрицать и опровергать.Но бессмысленно упрекать Дали в непоследовательности, т.к. алогизм ииррациональность - его программа и его стихия. Именно таков был методтворчества Дали и в жизни, и в искусстве. Он похож на рискованныйэксперимент со смыслами и ценностями европейской традиции. Дали словноиспытывает их на прочность, сталкивая между собой и причудливо соединяянесоединимое. Но в результате создания этих чудовищных образных и смысловыхамальгам явно распадается сама материя, из которой они состоят. Дали опасендля тихого и уютного устройства человеческих дел, для человеческого"благосостояния", потому что он дискредитирует смысл и ценности культуры.Он дискредитирует и религию и безбожие, и нацизм и антифашизм, и поклонениетрадициям искусства, и авангардный бунт против них, и веру в человека иневерие в него. Заключение По-видимому, можно утверждать, что задача изучения основ сюрреализмане есть чисто искусствоведческая или чисто литературоведческая иликиноведческая задача. Сюрреализм в действительности есть не течение вискусстве, а именно тип мышления, система ментальности, способвзаимодействия с миром и, соответственно, стиль жизни. Когда один из журналистов спросил Сальвадора Дали, что же такоесюрреализм, художник ответил: " Сюрреализм - это Я". Список использованной литературы1. А.К.Якимович "Сюрреализм и Сальвадор Дали": Вступительная статья."Дневник одного гения" М.: "Искусство", 1991, с.5-43.2. Советский энциклопедический словарь. М:"Советская энциклопедия", 1980.3. Сальвадор Дали."Дневник одного гения". М:"Искусство" 1991.4. Ф. Ницше. "Сочинения в двух томах", т.2, М:"Мысль", 1990.




Похожие:

Сальвадор Дали король сюрреализма iconИз истории и предыстории сюрреализма
Сальвадор Дали "король сюрреализма" стал известен в нашей стране относительно недавно. В сентябре (1994) закончилась ретроспективная...
Сальвадор Дали король сюрреализма iconСальвадор Дали

Сальвадор Дали король сюрреализма iconСюрреализм и Сальвадор Дали

Сальвадор Дали король сюрреализма iconСюрреализм и Сальвадор Дали

Сальвадор Дали король сюрреализма iconСальвадор Дали и сюрреализм

Сальвадор Дали король сюрреализма iconСюрреализм и Сальвадор Дали
Сюрреализм (от французского surrealisme буквально сверхреализм) модернистское направление в искусстве, появившееся после первой мировой...
Сальвадор Дали король сюрреализма iconРеферат на тему: Сюрреализм и Сальвадор Дали
Сюрреализм (от французского surrealisme буквально сверхреализм) модернистское направление в искусстве, появившееся после первой мировой...
Сальвадор Дали король сюрреализма icon„Сальвадор Далі король сюрреалізму
Сон І уява, марення І дійсність перемішані І нерозрізнені, так що не зрозуміти, де вони самі по собі злилися, а де були ув'язані...
Сальвадор Дали король сюрреализма iconЭстетика сюрреализма

Сальвадор Дали король сюрреализма iconВведение "Сюрреализм не партия, не ярлык, а единственное в своём роде состояние духа, не скованное ни лозунгами, ни моралью. Сюрреализм-полная свобода человеческого существа и право его грезить. Я не сюрреалист, я сюрреализм." С. Дали
Отрывок из книги Сальвадора Дали ”Тайная жизнь Сальвадора Дали, написанная им самим. О себе и обо всем прочем” 24
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы