Этнология как наука icon

Этнология как наука



НазваниеЭтнология как наука
Дата конвертации21.07.2012
Размер292,15 Kb.
ТипРеферат
Этнология как наука


Московский психолого-социальный институт Реферат по этнологии на тему Этнология как наука Выполнила студентка гр 99-ПМ/1-10 Французова Ирина Москва 2000 Содержание: Становление этнологии как науки 3 Предмет этнологии 7 Методы этнологии 9 Связь этнологии с другими науками 12 Литература 15Становление этнологии как науки История любой области научного знания с большей или меньшей степеньюубедительности свидетельствует, что ее возникновение всегда былообусловлено практическими потребностями людей. Не является исключением истановление этнологии как самостоятельной науки. Многочисленныеисторические исследования ученых-этнологов из разных стран убеждают, что напротяжении всей человеческой истории (от первобытного состояния до нашихдней) у людей существовала и существует потребность в знаниях не только освоей жизни, традициях и обычаях, но и о культуре окружающих народов.Наличие их знаний позволяет сейчас легче ориентироваться в окружающем мире,надежней и уверенней чувствовать себя в нем. Несколько тысячелетийпродолжается накопление сведений и данных различного рода о многих народахмира, при этом уже в древности предпринимались попытки не ограничивать этизнания только простым изложением или описанием. Так, еще в античную эпохунекоторые авторы предпринимали попытки привести многочисленные эмпирическиематериалы в систему, классифицировать различные народы на основе иххозяйственных и культурных признаков. Однако эти попытки носили в основномумозрительный характер и поэтому не достигали поставленных целей. Возникновение самостоятельной науки о народах относится к середине XIXв. и также связано со многими практическими потребностями того времени, впервую очередь со стремлением объяснить различия в культурном развитиинародов, понять механизмы формирования и особенности этнической психологии,выяснить причины расовых различий народов, установить взаимосвязьэтнических особенностей и общественного устройства, определить причинырасцвета и упадка культуры и исторической роли того или иного народа. Вответ на эти проблемы и потребности стали возникать теории и концепции,складываться научные направления и школы, которые постепеннотрансформировались в единую науку о народах — этнологию. Само название науки, «этнология», образовано из греческих слов — etnos(народ) и logos (слово, наука). В античные времена древние греки применялипонятие «этнос» к другим народам (не грекам), которые отличались от нихязыком, обычаями, верованиями, образом жизни, ценностями и т.п. Вплоть до XIX в. понятие «этнология» спорадически употреблялось приописании различных этнографических процессов, но не обозначало особуюнауку. Использовать это понятие в качестве наименования новой науки онародах и культурах предложил французский ученый Жан Жак Ампер, который в1830 г. разработал общую классификацию «антропологических» (т.е.гуманитарных) наук, среди которых выделил и этнологию. Это название довольно быстро получило широкое распространение вкрупнейших европейских странах, а с середины XIX в. стало употребляться врусском языке. Официальным фактом утверждения этнологии как самостоятельной наукистало основание в 1839 г. Парижского общества этнологии. Однако это событиесразу же было ознаменовано началом острой научно-теоретической борьбыразличных направлений и школ относительно предмета, целей и места даннойнауки в системе наук. В определенной мере эти дискуссии и споры непрекратились и сегодня. Среди них одним из самых продолжительных иинтенсивных стал вопрос о содержании и смысле самого названия данной науки.В результате многолетних обсуждений сложилась довольно разнообразная ипестрая картина значений и интерпретаций понятия «этнология». Середина XIX в. оказалась весьма благоприятным временем для быстрогоразвития этиологии в ведущих западноевропейских странах. Этот процесс былстимулирован глобальной территориальной, экспансией европейцев, в ходекоторой они столкнулись с народами и культурами, совсем не похожими на ихсобственные. Колониальная политика промышленно развитых стран требоваласамых разнообразных знаний о покоренных народах. Основную массу необходимыхсведений могла дать только этнология, и поэтому новая наука пользоваласьподдержкой своих правительств. Но в зависимости от политических иэкономических интересов правительств развитие этнологии в Англии, Германии,Франции, Австрии, США имело свои особенности. Первоначально этнология развивалась как наука об отсталых, т.е. несоздавших собственной государственности, народах. В этом качестве онасуществовала вплоть до первых десятилетий XX в., когда появилисьпредставления об этносах как о своеобразных общностях людей, не зависящихот уровня их социально-экономического развития. Этот методологическийподход доминирует в этнологической науке и в настоящее время. Наиболее глубокие традиции наука о народах имела в Германии, где еще в1789 г. сформировалось научное направление Volkerkunde, ставившее своейцелью изучение неевропейских народов и культур. В 30-х гг. XIX в. дляобщего названия описаний всех других народов, сделанных немецкимипутешественниками и учеными, стал использоваться термин «этнология».Примерно с середины XIX в. понятия «Volkerkunde» и «этнология»рассматривались как равнозначные — они обозначали монографическую исравнительную науку о человеческих культурах. Синонимическое тождествопонятий «этнология» и «Volkerkunde» в немецкой науке сохраняется и сейчас.Кроме того, в немецкой науке о народах сложилось еще одно направление,получившее название «Volkskunde» (народоведение) и изучавшее главнымобразом немецкоязычные народы и их культуры. Данное направление такжесохраняется сегодня в немецкой науке. Становление этнологии в англоязычных странах шло несколько иным путем.Наука о народах там развивалась как составная часть антропологии. Появлениеантропологии как биологической науки о природе человека ученые связывают свыходом в 1596 г. в свет книги О. Гасманна с аналогичным названием. Бурноеразвитие антропологии происходило в XVIII в. благодаря колонизации,возросшему вниманию к демографическим и расовым процессам. В XIX в. вразвитых европейских странах возникли антропологические общества, имевшиецелью изучение многочисленных останков первобытных людей. Уже в серединеXIX в. многочисленные исследования черепов и скелетов неандертальцевинициировали задачу реконструкции истории человечества и культуры. Так всоставе антропологии появилось новое научное направление — социальнаяантропология. В научный оборот это название в 1906 г. ввел один изоснователей английской этнологии Джеймс Фрэзер. Этим термином он определилсвое направление этнологических исследований и его отличие от направления,которым занимался Эдвард Тайлор и которое уже тогда называли культурнойантропологией. Понятие «социальная антропология» довольно быстро получилораспространение и стало английским вариантом понятия «этнология». Внастоящее время представители английской социальной антропологииориентируют свои научные интересы на изучение различных этнических группкак носителей разнообразных культурных традиций. Этнология в США возникла несколько позднее, чем в развитых европейскихстранах. По причине этнического своеобразия США и острой проблемы расовыхотношений американская антропология изначально формировалась как наука,занимавшаяся исследованиями в области физической антропологии, расовых икультурных различий. Это направление развития американской этнологии былозадано ее основоположником Генри Льюисом Морганом, чья научная деятельностьбыла достаточно разнообразной. Его исследования систем родства впримитивных культурах, классификация типов семейно-брачных отношений,периодизация человеческой истории предопределили тематику исследованийамериканской этнологии на целые десятилетия. В середине 50-х гг. XX в.усилиями Франца Боаса научные ориентиры американской этнологии существенносужаются, и этнологи начали изучать только проблемы культурных особенностейнародов. Это направление было названо Боасом культурной антропологией(позднее данное направление стало подразумевать любые этнокультурныеисследования, т.е. стало американским синонимом понятия «этнология»). Во Франции процесс становления этнологии также отмечен специфическимособенностями. В связи с активной политикой колонизации политические кругиФранции постоянно испытывали потребность в обстоятельной и подробнойинформации об особенностях образа жизни, культуры и традиций зависимыхнародов. Поэтому наука о народах там первоначально была названа«этнографией» (от греч. etnos — народ и graphien — описание). Это названиесохранялось во Франции до конца XIX в., когда была осознана научнаянеполноценность этнографических материалов из-за отсутствия в нихисторических данных и теоретических обобщений. Благодаря дополнениюэтнографических описаний историческими и теоретическими материаламиэтнография в начале XX в. трансформировалась в этнологию (в настоящее времяэто название сохраняется). В России интерес к этническим проблемам появился во второй половинеXVIII в., когда впервые в русской общественной мысли были поставленывопросы о месте и роли России среди других народов, об исторических корняхрусского народа, об особенностях русской культуры и т.д. Значительную рольв постановке и решении этнических проблем в русской культуре сыгралодвижение славянофилов. Исходя из идеи мессианской роли России в мире, онисчитали своей задачей развитие национального самосознания русского народа,сохранение его национальной самобытности. Началом русской этнологии можно считать учреждение в 1846 г. Русскогогеографического общества. Оно было создано для выполнения не тольконаучных, но и прикладных заданий. В программу общества входило всестороннееизучение России: ее географии, природных богатств и народов.Государственные интересы требовали также сведений о народах Сибири, СреднейАзии, Кавказа. Для этого внутри общества было создано этнографическоеотделение, главная задача которого состояла в исследовании «умственныхспособностей русского народа», его способов жизни, нравов, религии,предрассудков, языка, сказок и т.д. Тогда же была принята программа «Обэтнографическом изучении народности русской», в соответствии с которойпроводились все этнографические исследования. На рубеже XIX-XX вв. значительный вклад в развитие отечественнойэтнологии внесли труды известного философа Г.Г. Шпета по этническойпсихологии. В своей книге «Введение в этническую психологию» Шпет высказалмысль, что национальную психологию народа нужно исследовать черезпостижение смысла объективных культурных явлений, в которых запечатлеваютсятипические субъективные чувства народа. В соответствии с этим ключом кпониманию психологии народа являются его культура, история, конкретнаясоциальная действительность, в совокупности определяющие содержаниеколлективного духа нации. «Дух народов», по мнению Шпета, символизируетсмысл и идею «народа», которые раскрываются в типологических изображенияхего состава и изменений во времени. «Дух» в этом смысле есть собраниехарактерных черт «поведения» народа. В совокупности с постоянством«диспозиций» он представляет собой народный характер. Этот субъективныйхарактер следует понимать как совокупность реакций народа наобстоятельства, в которых он сам участвует, на объективно данные емуотношения. В 40-50-х гг. XIX в. русские ученые К.М. Бэр, Н.И. Надеждин,К.Д.Кавелин сформировали основные принципы этнографической науки, которые истали проводиться в жизнь Русским географическим обществом. На одном иззаседаний общества в 1846 г. Н.И. Надеждин выступил с программой «Обэтнографическом изучении народности русской», которой призывал описывать:1) быт вещественный, 2) быт житейский, 3) быт нравственный и 4) язык.Нравственный быт включал в себя все явления духовной культуры, и среди них— «народную характеристику». Сюда же входило описание умственных инравственных способностей, семейных отношений и особенностей воспитаниядетей. Особое место в истории русской науки о народах занимает научнаядеятельность Н.Н. Миклухо-Маклая, который стремился доказать единствочеловеческого рода, физическую и психическую равноценность всех рас инародов, обосновать идею о том, что все различия между народами вызваныприродными и социальными условиями их жизни. Исследование материальной идуховной культуры, психологии и социальных отношений папуасов Новой Гвинеии народов Океании позволили ученому обоснованно отрицать сущностьрасистских теорий. И хотя в трудах ученого не исследуются собственнотеоретические проблемы этнологии, они тем не менее содержат богатыенаблюдения и материалы для таких обобщений. В советский период развития отечественной этнологии особой сферойисследований были межнациональные отношения. Как правило, они изучались наоснове статистических данных повседневного поведения и конкретных поступковлюдей. Так, дружба народов оценивалась по количеству участниковпредставителей различных национальностей в крупных общесоюзных стройках илипо количеству межнациональных браков. 6 целом исследования этническихпроблем этого периода носили политически-заказной характер и не раскрываливсех процессов этнического развития. Вне поля зрения этнологов того времениоставались кардинальные проблемы этнологии: этническая идентичность,этническое сознание, межэтнические конфликты и т.д. Наконец, на рубеже 70-80-х гг. XX в. заметным явлением в развитииотечественной этнологии стала теория этногенеза Л.Н. Гумилева, в которойавтор дает объяснение механизма появления и развития этносов. В настоящее время основным научно-исследовательским центромотечественной этнологии является Институт этнологии и антропологииРоссийской академии наук. Конечно, сегодняшняя этнологическая наука значительно обогатилась посравнению с прошлым. В сферу ее профессиональных интересов теперь входят нетолько «отсталые» этнические группы, но и народы современных индустриальныхобществ. Возникло много смежных дисциплин на пересечении этнологии сдругими науками: этносоциология, этнопсихология, этнолингвистика,этнодемография и т.д. В этнологии все явственнее вырисовываются черты новойсоциальной науки, синтезирующей разнообразные знания о человеке и егокультуре. Сейчас, как и прежде, этнология сохраняет свою связь с реальнымиобщественными процессами, что прямо свидетельствует об особой важностиэтнических процессов в современной истории. Более того, даже поверхностныйанализ основных исторических событий XX в. позволяет сделать вывод овозрастании роли этнического фактора в культурно-историческом процессе.Этнические процессы являются основой национальных движений в политике, и XXв. по праву считается веком национальных идеологий, национальных движений,веком национализма. Постоянно убыстряющиеся темпы культурно-историческогоразвития народов стимулируют межэтнические взаимодействия и национально-освободительные движения. Конкретными результатами этих процессов явилисьприобретение государственной самостоятельности Норвегией и Ирландией,Польшей, Финляндией, Прибалтийскими республиками, возникновениенациональных государств в Центральной Европе и на Балканах в результатеразвала Австро-Венгерской империи и султанской Турции после Первой мировойвойны, распад колониальной системы ведущих капиталистических государствпосле Второй мировой войны, приведший к образованию ряда независимыхгосударств в Юго-Восточной Азии, Индокитае, Африке, — все это прямыесвидетельства интенсификации этнических процессов в современной истории.Наконец, центробежные тенденции, появившиеся в 90-е гг. XX в. и приведшие кобразованию группы национальных государств вместо бывшего СССР, а такжетрения и конфликты на этнической почве и с этнически-политическим оттенком,которые на протяжении десятилетий то затухают, то периодически обостряютсяв самых, казалось бы, благополучных регионах и странах мира (противоречиямежду фламандцами и валлонами в Бельгии, между франко- и англоканадцами вКанаде), убедительно показывают, что этнический фактор чрезвычайно актуаленсегодня. Всплеск этничности требует от этнологии ответа на многие важные вопросыповседневной жизни, причем актуальность этнологических исследованийопределяется не академическими интересами ученых, а требованиями реальнойполитики. Сегодня вместо глобального противостояния сверхдержав возниклимногочисленные региональные, национальные и этнические конфликты, каждый изкоторых потенциально может стать очагом новой большой войны. И если в XIXв. сбор этнографических материалов о традициях и обычаях «нецивилизованных»народов способствовал прежде всего усовершенствованию системы колониальногоуправления, то современная историческая обстановка требует от этнологииизучения не только традиционных, но и модернизированных обществ, которые всвоем большинстве являются полиэтническими, а решение этнических проблем —залог выживания человечества. Обобщая сказанное, следует отметить, что в течение XX в. в рамкахэтнологии был сконцентрирован богатейший эмпирический и теоретическийматериал, источником которого стали научное переосмысление и переоценкамногочисленных и разнообразных исторических данных, а также результатымногочисленных полевых исследований. Стоит отметить, что в первой половинеXX в. исследования носили в основном академический характер и определялисьстремлением сохранить информацию об уходящих в прошлое «примитивных»культурах; со второй половины XX в. ситуация коренным образом меняется:стала очевидной прагматическая ценность этнологических знаний. Сегоднярекомендации и знания этнологов по самым разным сферам общественной жизнинеобходимы для решения политических, экономических и социальных проблем,они эффективно используются в массовых коммуникациях, международнойторговле, дипломатии и т.д. При этом в последние десятилетия XX в.этнологические исследования стали лучше финансироваться, что способствовалоактивизации полевых, теоретических и методологических исследований.Предмет этнологии Своеобразие каждой науки, как известно, определяется ее собственнымпредметом изучения и методами исследования этого предмета. С началастановления этнологии как науки и по настоящее время сквозной темой ееисследований является генезис этнических культур и межэтнических отношений.Первоначально на основании крайне ограниченной и разрозненной информации оранних периодах существования человека ученые строили (и продолжают строитьсейчас) обобщающие этнологические теории. И хотя их авторы претендовали (ипретендуют) на точную реконструкцию исторической реальности, результатыпостроения не следует отождествлять с тем, «что было на самом деле». Чащевсего эти теоретические конструкции можно расценивать как концептуальныемодели, которые в лучшем случае представляют собой упрощенныеидеализированные схемы, служащие точкой отсчета для упорядоченияэмпирического материала. Сопоставление такого рода теоретических моделей позволяет сделатьвывод, что исторически первым предметом этнологии как науки стали народы,уровень культурного развития которых был значительно ниже, чем уевропейцев. Такой методологический подход в определении предмета этнологиибыл обусловлен тем, что к концу XIX в. в результате процессов модернизациипрактически все европейские народы сумели создать качественно новый типцивилизации. В результате стремительного технического развития иуверенности в безграничности человеческого прогресса европейцы началисчитать, что историческое место культурно отсталых народов должно быть нерядом с цивилизованными европейскими народами, а далеко позади них. Этинароды были для цивилизованных европейцев в некотором роде «живымипредками», заслуживающими изучения и подчинения своим интересам. Европейцызафиксировали это различие между народами и их культурами в самом названии«отсталых» народов, обозначив их словом «primitive», что дословно можноперевести как «первые». Новое название получило широкое распространение в быстро развивающейсяэтнологии, поскольку удачно вписывалось в новую систему классификациикультур, основывающуюся на критерии достигнутого уровня технологическогоразвития. Исходя из такой классификации, примитивные народы и их культурыстали главными объектами формирующейся этнологии. Об этом самымубедительным образом свидетельствуют работы основоположников этнологии XIXв. —Льюиса Генри Моргана («Древнее общество»), Эдуарда Тайлора(«Первобытная культура»). Ранние работы основоположников немецкой этнологииТеодора Вайца и Адольфа Бастиана также посвящены описаниям не имевшихпрошлого «первобытных народов», которым противопоставлялись имевшие своюисторию «культурные народы». К последним, естественно, относились народыЕвропы, творившие историю путем интенсивного покорения природы, в то времякак примитивные народы были беспомощны перед окружающим их миром из-засвоей лености, инертности, необузданности. На рубеже столетия этнология становится университетской наукой, и ееначинают преподавать как учебную дисциплину. Благодаря этому обстоятельствув этнологию пришло новое поколение ученых-теоретиков, сменившееосновоположников-практиков. В связи с этим в этнологии стали менятьсяпредставления о предмете науки. Прежде всего были подвергнуты критике идеио разделении народов на примитивные (первобытные) и цивилизованные. Попредставлениям молодой генерации ученых, так называемые первобытные народы,как и европейские, имеют свою историю, не являются более ранней ступеньюразвития человечества и так же удалены от первобытности, как и мы. Вопределении их как первобытных верным является лишь то, что они в ходесвоей истории сформировали иное отношение к окружающему миру. Данная точка зрения была довольно убедительно выражена известнымнемецким этнологом Рихардом Турнвальдом, который, анализируя понятие«первобытный народ», писал: «Один фактор кажется особенно важным: этостепень покорения природы с помощью инструментов, приспособлений, навыков изнаний. «Первобытными» лучше назвать такие племена, которые используют длядобычи пищи и обустройства жизни лишь самые простые орудия труда и обладаютскупыми знаниями об окружающем их мире». Если исходить из критериев технической оснащенности и знания физическихзаконов, то «первобытные народы», определенные Турнвальдом как «люди,покорившие природу», действительно, больше зависят от природы, чемсовременные индустриальные общества. Однако для последних также несомненноверно, что их независимость от природы обратилась сегодня в зависимость оттехники, ставшей «второй натурой» современного человека. На основании этихрассуждении сторонники данной точки зрения предлагали сохранить в этнологиитермин «первобытные народы», но понимать под ним те общества и культуры,которые сохранили социальную стабильность благодаря взвешенному,непотребительскому отношению к природе. Другая часть ученых выступала против сохранения термина «первобытныенароды», поскольку его употребление предполагало использование термина«культурные народы», а такое противопоставление придает первому понятиюуничижительный смысл. Действительно, нет ни одного человеческого общества,которое бы не достигло хоть какого-то прогресса в культуре, даже еслиговорить о людях каменного века, создавших первые каменные орудия труда. Вмире вообще не существует человека в его первозданном состоянии, как этопредставлялось ученым на рубеже XVIII-XIX вв. Каждый человек предстаетперед нами как существо окультуренное, создающее культуру, и поэтомуразговор о «бескультурных» и «культурных» народах бессмыслен. Речь можетидти только о разных типах культур, изучение которых и должно статьосновным предметом этнологии. В связи с этим вместо термина «первобытные народы» разными учеными былипредложены другие термины и понятия, которые, по их мнению, в большейстепени соответствовали новой предметной области этнологии. В понятийныйаппарат этнологии предлагались названия «архаические культуры»,«доиндустриальные общества», «традиционные общества», «бесписьменныекультуры», «племенной союз» и т.д. Каждое из этих понятий выражалосоответствующие особенности этнических культур, поэтому все они сохранилисьв современной этнологии, но не заменили понятия «первобытные народы». Исторические события и процессы XX в. привели ученых к убеждению, чтолюбой народ имеет право на самостоятельную жизнь, на самобытную культуру,право быть равным в сообществе народов. Среди этнологов господствующимстало убеждение об отсутствии «отсталых» и «передовых» народов — все народыравноправны. Культуры народов могут быть оценены лишь функционально — поотношению к своей общности, т.е. с позиций того, насколько эффективно ониупорядочивают, направляют, наполняют смыслом существование того или иногонарода. Данный принципиально новый методологический подход в последниедесятилетия вновь заставил ученых обратиться к вопросу о предметеэтнологии. Многочисленные диаспоры мигрантов и беженцев в Европе и СевернойАмерике, образовавшиеся в результате различного рода конфликтов,существенно изменили этнический состав многих развитых государств, так какпривели к образованию устойчивых этнических меньшинств среди коренныхэтносов. Интеграционные процессы стран Западной Европы также порождаютпроблемы этнического характера. Из них наиболее актуальны сегоднясовмещение типов поведения разных народов, взаимодействие и сосуществованиеразличных типов культур, взаимная адаптация психологических особенностей вусловиях устойчивых межкультурных контактов, развитие этнического сознанияв нетрадиционных условиях, особенности экономического поведенияпредставителей какого-либо этноса в другой хозяйственной культуре и т.д. Новые исторические обстоятельства и общественные проблемы вновьзначительно расширили предметную область этнологии. К традиционнымэтнологическим областям знания добавляются новые, что позволяет ученымвыделять внутри этнологии относительно самостоятельные сферы и направления.Так, в западноевропейской этнологии четко оформились и успешно развиваютсяхозяйственная (экономическая) этнология, социальная этнология, правоваяэтнология, политическая этнология, религиозная этнология. Процессдифференциации этнологических исследований еще далек от завершения, и вближайшие два десятилетия следует ожидать появления новых направлений вэтнологической науке. Таким образом, предмет этнологии постоянно расширяется, что не даетвозможности дать четкое определение этой науки. Поэтому в отечественной изарубежной этнологии нет какого-то общепринятого определения этнологии, асуществует довольно большое количество определений, основанных на различныхметодологических подходах, которые подчеркивают, по мнению их авторов,наиболее существенные черты этнологической науки. Разные определения предмета исследования этнологии являются выражениемчастично различных постановок вопросов, а частично и различных теорий иконструкций. В совокупности все эти определения предмета, постановкипроблем, объяснения, и описания составляют этнологию как науку в целом,даже когда отдельные исследовательские направления или отдельные ученыезанимаются тем или иным аспектом этой науки. В этой ситуации динамичных изменений предметного поля этнологии можнодать еще одно определение этнологии. Этнология - это наука, изучающаяпроцессы формирования и развития различных этнических групп, ихидентичность, формы их культурной самоорганизации, закономерности ихколлективного поведения и взаимодействия, взаимосвязи личности и социальнойсреды. Предметное поле современной этнологии очень широко, и различные егонаправления в той или иной степени пересекаются с близкими, родственныминауками. Особенно это касается таких наук, как этнография, культурология,социология, психология, антропология, политология.Методы этнологии Любое научное исследование предполагает изучение конкретного объекта спомощью мобилизации всего необходимого объема знаний. Но специфика объектапознания в любой науке неизбежно ставит перед исследователем вопрос охарактере привлекаемых материалов, с помощью которых можно получитьнаиболее полное и точное знание об изучаемом объекте. В современной этнологии для научного анализа используется самыйразнообразный материал: результаты исследований и описания ученых-этнографов, записки путешественников, фольклорные и художественные тексты,этносоциологические и этнопсихологические исследования, публицистическиематериалы, официальные документы, историческая и общественно-политическаялитература и т.д. Кроме того, при возможности непосредственного контакта спредставителями изучаемого этноса ценными становятся наблюдения за ихреакцией на различные ситуации, логикой аргументов и рассуждении,используемых в спорах и беседах, способами объяснения различных явленийокружающего мира и собственного поведения и т.п. Такие разнородные материалы предполагают различные методы их получения.На сегодняшний день в этнологии сложился комплекс методов этнологическихисследований, который включает в себя полевые исследования, изучениеписьменных источников, изучение устных преданий, описание археологических иантропологических материалов, анализ статистических источников (преждевсего материалов переписей населения). Изучение письменных источников — один из самых важных методовэтнологии, ценность которого связана с возможностью получения разнообразнойи достоверной информации об изучаемых народах и культурах. В качествеписьменных источников используются обычно написанные многими народами ихсобственные истории или описания их культур, что сохраняет к этимисточникам устойчивый интерес нескольких поколений ученых-этнологов. Однакотакого рода историко-культурные описания не являются единственным типомписьменных источников, представляющих интерес для этнологов. В настоящеевремя еще не исследование огромное количество письменных материалов,которые содержат много полезной и неизвестной информации о жизни икультурах народов разных эпох: доклады географов, записки авантюристов иматросов, отчеты посланников, сообщения капитанов морских судов, торговцеви т.п. Нужно уметь оценивать события, идеи или высказывания, которые отдельныенароды взяли у других и интегрировали в собственную историю какдействительные исторические события. Но для этнологов даже такиезаимствования имеют ценность, поскольку они свидетельствуют о связях междуэтими народами. Для этнологии ценны и устные предания, также выражающие историческоесознание народа. Опыт этнологических исследований позволяет утверждать, чторазвитие исторического сознания может быть совершенно разным даже усоседних народов. Так, сказители в некоторых африканских племенах еще всередине XX в. сохранили и передавали своим потомкам имена, даты, описаниядел и поступков своих правителей и событий жизни их народов за последние400 лет. . Устные предания как источник получения этнологических материаловисчезают быстрее, чем другие. Этот процесс все более ускоряется, и нетруднопредвидеть, что уже совсем скоро данный источник иссякнет совсем. Основнаяпричина этого процесса заключается не только и не столько в незначительноминтересе народов к своей ранней истории, сколько в растущей грамотностинародов. Любое записанное предание как бы растворяется и прекращает жить впамяти, его место занимают новые идеи. Вместе с этими преданиями по каплеутрачивается и обедняется история. Для восстановления этнической истории и истории культуры в этнологииприменяется метод изучения археологических материалов. В отличие отписьменных источников и устных преданий археологические материалы самыенадежные: они позволяют довольно точно определить время каких-тоисторических событий или возраст предметов культуры. Высокая достоверностьэтого метода основывается на современных формах изучения и оценкиархеологических материалов. Например, с помощью термолюминисцентного методаможно установить возраст керамических изделий. При изучении археологическихматериалов сегодня все шире используются статистические методы. Применениедескрептивной (описательной) статистики позволяет максимально полнораскрыть информационный потенциал археологической информации, аиспользование аналитической статистики дает возможность выработатьтипологию археологической информации и проверить научные гипотезы.Применение статистических методов требует тщательной подготовкиархеологического материала, благодаря чему достигается высокаядостоверность информации. В свою очередь анализ, оценка и интерпретацияэтой информации служат основанием для создания этнологических теорий,концепций, моделей культуры. Важным методом этнологических исследований является сравнительноеязыкознание, суть которого — в сравнении определенных слов из разныхязыков, что может показать точные границы соотношения близких языков истепень их родства. Вследствие разных темпов развития языков некоторые изних на основе эндогенных процессов за короткое время создают много новыхслов или перенимают благодаря внешнему влиянию слова из чужих языков, тогдакак другие языки, напротив, статичны, т.е. не изменяются на протяжениимногих столетий. Как показывает практика сравнительного языкознания, особенно интересныеи важные для этнологии результаты дают систематизированные сравнения словиз нескольких языков. Если исходить из аксиомы, что «слова» и «дела»неразрывно связаны друг с другом в любой культуре, то на основе этогометода можно проследить развитие культуры и культурных отношений разныхнародов. При этом исчезновение определенных слов или их замена на синонимыиз других языков служат важными показателями взаимодействия культур.Конечно, метод сравнительного языкознания требует от ученых хорошего знаниясоответствующих языков, и, прежде всего законов их словообразования. С середины XX в. в этнологии постоянно увеличивается значениестатистических источников, среди которых наиболее важными являютсяпереписи, населения, благодаря которым ученые получают этническуюинформацию по самому широкому кругу вопросов. Ценность этой информациизаключается не только в ее разнообразии, но и в ее систематизированном,упорядоченном характере. Переписные бланки, как Правило, разбиваются наблоки вопросов по соответствующим направлениям. Среди них главным являетсяблок социально-демографических вопросов: о поле, о возрасте, о социальномположении, об образовании, о профессии, о типе жилища, о времени проживанияв данной местности и т.д. Блок вопросов о национальности и родном языке нетолько отражает объективные характеристики индивида, но и черты егосознания, прежде всего его самоидентификацию с той или иной этнической илиязыковой группой. Это позволяет установить общую этническую картину иопределить динамику этнических процессов путем сравнения материаловнескольких переписей. Становление этнологии как самостоятельной науки в значительной степенипроизошло благодаря непосредственному изучению жизни народов или, как этопринято называть у этнологов, полевым исследованиям. Формирование этогометода было вызвано потребностью иметь более подробные исистематизированные знания о колониальных народах, их хозяйстве, социальномустройстве, обычаях, верованиях, так как возраставшая роль колоний вхозяйственных отношениях метрополий с необходимостью требовала управлениянаселением зависимых стран. Метод полевого исследования основывается на длительном пребывании ивживании исследователя в изучаемую этническую среду. Причем срокстационарной работы должен быть не менее одного этнического года, которыйпо своей продолжительности на два-три месяца превышает календарный. Два-тримесяца требуется на первичное знакомство и адаптацию этнолога к новымусловиям, после чего он наблюдает жизнь этнической общности или ее части вовсе временные периоды годичного цикла. Закономерно, что плодотворность метода полевого исследования возрастаетс увеличением срока пребывания исследователя в изучаемом этносе. В этомотношении история этнологии особо отмечает выдающиеся заслуги американца Л.Моргана, длительное время прожившего среди ирокезов, и русского этнографаН. Миклухо-Маклая, жившего несколько лет среди папуасов Новой Гвинеи.Неоспоримое преимущество стационарного метода полевых исследованийобусловлено тем, что этнолог становится соучастником повседневной жизнинарода. В настоящее время в этнологии этот метод существует в видесрочного, или сезонного, выезда для полевых исследований, которыйсовмещается с маршрутным вариантом этого метода, имеющим целью охватитьвозможно больше населения или большую этническую территорию в отведенныесроки. Подобный характер полевых исследований дает оперативный материал, ноон страдает существенными изъянами. Так, «срочный» («сезонный») выездобычно планируется на наиболее удобный для исследователя период работы вполе, а следовательно, исключается наблюдение жизни этноса в межсезонныйпериод. Метод полевых исследований позволяет этнологам получить сведения и оматериальной, и о духовной культуре. В чертежах, схемах, фотографияхфиксируются объекты материальной культуры: объекты производственной ибытовой жизни этноса, орудия труда, жилища, утварь, одежда и т.д. С помощьюсовременных технических средств (кино- и фотоаппаратуры, аудио- ивидеосредств) и традиционных полевых записей фиксируются объекты и явлениядуховной жизни народа (традиции, обряды, обычаи, ритуалы, фольклор и т.д.),причем материализованные свидетельства духовной культуры, например предметыкульта, народного искусства, места и типы захоронений, фиксируются подобнообъектам материальной культуры. В процессе полевой работы предметыматериальной и духовной культуры зачастую изымаются из обихода и составляютэкспозиции музейных этнологических собраний. Современный уровень развития научного знания способствует использованиюэтнологией научных методов различных смежных дисциплин. Особенно полезным иплодотворным здесь оказывается применение методов этнографии, семиотики,психологии, конкретной социологии.Связь этнологии с другими науками Основным объектом исследования этнологии являются этносы, которыереализуют свою жизнедеятельность в экономической, социальной, культурной идругих сферах. Поскольку эти стороны человеческой жизнедеятельностиизучаются также соответствующими науками, то этнология непосредственновзаимодействует с другими науками, также изучающими человека, народы,культуры, общество. Наиболее близкими к этнологии по предмету своих исследований являютсяантропология, культурология, социология, политология, география,этнография. Степень взаимосвязи этнологии с этими науками различна, с каждой из нихона определяется количеством проблем и вопросов, представляющих взаимныйинтерес для обеих наук. В этом отношении к этнологии довольно близкаантропология: для той и другой общим предметом исследований являютсявопросы происхождения рас, их распределения по нашей планете, измененияфизического облика людей в результате культурно-исторического прогресса,антропологического состава этносов. В настоящее время во взаимосвязи этихнаук существует некоторая неопределенность, вызванная существованиемсамостоятельных научных направлений социальной антропологии и культурнойантропологии. Так, ряд этнологов считает, что понятия «этнология» и«антропология» синонимичны. При этом они не принимают во внимание тообстоятельство, что предметом антропологии никогда не были проблемыэтногенеза, этничности, демографических процессов; антропология была иостается наукой о биологической и физической природе человека. Этнологиязначительно шире по своему предметному полю, чем антропология, что непозволяет говорить об их тождестве. Этносы как объект изучения этнологии формируются не только в результатеразвития природных процессов, но и одновременно в результатесоциокультурных процессов. Поэтому этнология имеет социологический икультурологический аспекты исследования этнических процессов,следовательно, пересекается с социологией и культурологией. Изначально социология складывалась как наука о формах совместной жизнии деятельности людей; предметом ее изучения являются формы человеческойсоциальности: социальные группы и слои, социальная структура, социальныеинституты и т.д. Центральная категория социологии—общество, обозначающееформы связей между совместно живущими и действующими людьми, как правило,на общей территории. Эти элементы социальных отношений представляют научныйинтерес и для этнологии, но их изучение этнологией происходит под другимуглом зрения. В области социальных отношений для этнологии наибольшийинтерес представляют проблемы социальной структуры этнических общностей,социальной динамики этнических культур, социальной дифференциации этносов,этнического самосознания, этнических особенностей психики разных народов ит.д. Иными словами, этнология изучает социальные процессы и явления вразных этнических средах и этнические процессы в социальных группах. В этоми заключается взаимосвязь этиологии с социологией. Научные интересы к одним и тем же общественным явлениям у социологии иэтнологии оказались настолько близки, что в 30-х гг. XX в. на стыке этихдвух наук сформировалось отдельное научное направление — этносоциология. Помнению основоположника этносоциологии немецкого ученого Рихарда Турнвальда,эта прикладная наука должна изучать взаимосвязь этнических и социальныхпроцессов в жизни современных индустриально развитых стран. В современной западной и отечественной научной литературе существуетшироко распространенная точка зрения, что этнология, культурнаяантропология и социальная антропология суть разные названия одной и той женауки. При внимательном анализе каждого из этих трех научных направленийобнаруживается, что такого рода отождествление весьма условно и не всегдаправомерно. В действительности термин «этнология» существует и в западнойнауке и означает примерно то же, что и в России. Культурная антропология с самого начала выступала как дисциплина,изучающая процессы формирования человеческой культуры, в отличие отфизической антропологии как науки об изменчивости физического типачеловека. Ее взаимосвязь с этнологией состоит в том, что она используетописательные «полевые» материалы этнологии для доказательства и проверкисвоих концепций. Со своей стороны, этнология использует данные культурнойантропологии для своих теоретических обобщений. Отношения этнологии с социальной антропологией носят несколько инойхарактер. Социальная антропология с момента возникновения направлена наизучение особенностей социальной организации народов мира. Сам термин«социальная антропология» был введен в научный оборот основоположникоманглийской этнографии Джорджем Фрэзером, который противопоставлял этонаправление исследования человека физической антропологии. Социальнаяантропология скорее ближе к социологии, а не этнологии, так как не включаетв предмет своих исследований этнические общности. Однако, пожалуй, наиболее близкой и родственной наукой для этнологииявляется этнография. Как самостоятельная область знаний этнография возниклаполтора века назад. Изначально ее целью был сбор и систематизациясоциокультурных материалов о разных народах. В силу этого предметнаяобласть этнографии нередко трактуется расширительно. Термин «этнография» вразных странах употребляется в разных значениях. В ряде случаев ониспользуется для обозначения описательного уровня исследований в отличие отэтнологии, рассматриваемой в качестве теоретической, обобщающей науки обэтносах. Это разделение основывается на традициях зарубежной этнографиивыделять в этой науке описательную (собственно этнографию) и теоретическую(этнологию) составные части. Кроме того, в немецкой этнологии приняторазличать этнологию как науку о собственном этносе и этнологию как науку одругих этносах. В первом случае понятие «Volkskunde» предполагаетэтнографическое описание и изучение немецкоязычных народов (немцев,австрийцев, швейцарцев), а понятие «Volkerkunde» подразумеваетэтнографическое направление в этнологии, изучающее все другие народы. То обстоятельство, что этнография первоначально воспринималась какописательная наука, фиксирующая культурно-бытовые и социальные отличиямежду народами, прежде всего отличия неевропейских народов от европейских,породило представление о ней, как о науке, изучающей культурно отсталыенароды. Вместе с тем особое внимание, которое уделяет этнография отжившимили отживающим явлениям культурной и социальной жизни этносов с цельюретроспективного анализа человеческой истории, объективно способствуетоценке ее как науки о пережитках, следовательно, не имеющей будущего.Современная историческая практика свидетельствует об ошибочности такойоценки, поскольку интерес этнологии к традиционным основам жизни народовусиливается с обострением общей этнической ситуации во многих регионахмира. И сегодня (и в обозримом будущем) все этносы стремятся сохранить своиособенные черты, которые отличают один этнос от другого. А многочисленныеэтнические конфликты постоянно сохраняют потребность в изучении этихособенностей этнографией и теоретического обобщения ее данных этнологией. Весьма важное значение для этнологических исследований имеетвзаимосвязь этнологии с психологией. Психология, как известно, изучаетпсихические состояния личности, стереотипы поведения и восприятия,психические отклонения, типичные характеры и является одной из наиболее,динамично развивающихся научных дисциплин. Внутри психологии проблемойвзаимосвязи индивида с окружающей средой занимается социальная психология,знания которой зачастую оказываются полезными и для этнологии. Особенно этоотносится к вопросам ролевого, нормативного и отклоняющегося поведениячеловека, механизмов формирования стереотипов сознания и этническогосамосознания. Взаимодействие этнологии с другими науками стало основой дляформирования целого ряда прикладных наук: палеоэтнографии, изучающейкультурно-бытовые особенности народов по археологическим материалам;этнолингвистики, рассматривающей проблемы происхождения языков вовзаимосвязи с этническими процессами; этнопсихологии, исследующей влияниеэтнических процессов на психическую деятельность человека и этносов вцелом. Таким образом, этнология — это новая и интересная область научногопознания.Литература 1. Брамлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983. 2. Емельянов Ю.Н. Основы культурной антропологии. СПб., 1994. 3. Иванов В.В. Культурная антропология и история культуры. М., 1989. 4. Лурье С.В. Историческая этнология. М., 1997. 5. Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М.,1994. 6. Чеснов Я.В. Лекции по исторической этнологии. М., 1998.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Этнология как наука iconЭтнология как наука
Этнология – (от др греч. Ethnos – народ, logos – учение) – (дословно наука о народах) наука, изучающая народы мира, их историю, быт,...
Этнология как наука iconПримерный перечень вопросов к зачёту по дисциплине «Этнология»
Этнология как наука. Ее место среди других гуманитарных дисциплин. Предмет и методы этнологии
Этнология как наука iconРеферат по этнологии на тему Этнология как наука Выполнила студентка гр 99-пм/1-10
Однако эти попытки носили в основном умозрительный характер и поэтому не достигали поставленных целей
Этнология как наука iconЛекция №1 «Социология как наука. Её характеристика»
Этимологическое значение – наука об обществе. Составлено из греческого и латинского слов. Социология, как наука, очень молодая. Как...
Этнология как наука iconВопросы по истории и философии науки и по специальности
Наука как познавательная деятельность. Наука как социальный институт. Наука как особая сфера культуры
Этнология как наука iconРеферат по дисциплине "Социальная Философия" на тему: «Наука и техника»
Основные стороны бытия науки: наука как система знаний, как процесс получения нового знания, как социальный институт и как особая...
Этнология как наука iconМетодические указания для студентов Раздел Наука в культуре современной цивилизации Тема: Наука как феномен культуры
Наука как часть духовной культуры общества. Взаимодействие науки с различными сферами культуры
Этнология как наука iconВопросы вступительного экзамена по дисциплине «История и философия науки»
Наука как предмет философии. Три аспекта бытия науки: наука как познавательная деятельность, как особая сфера культуры, как социальный...
Этнология как наука iconКультурология как интегративная наука о культуре
На современном этапе культурология предстаёт, как наука, изуч культуру как сложную систему, находящуюся в постоянном развитии и во...
Этнология как наука iconКонтрольная работа по социологии Вариант 1 «Социология как наука»
Социология как наука, ее объект, предмет. Структура социологического знания
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы