Эффективность средств массовой информации и аудитория icon

Эффективность средств массовой информации и аудитория



НазваниеЭффективность средств массовой информации и аудитория
Дата конвертации21.07.2012
Размер125,84 Kb.
ТипРеферат
Эффективность средств массовой информации и аудитория


Российская ФедерацияМинистерство общего и среднего образованияУральский государственный университетИмени А. М. ГорькогоЭффективность средств массовой информациии аудитория.Рефератстудента V курса заочного отделенияфакультета журналистикиКалганова Вячеслава.Преподаватель:Олешко В. Ф.г. Екатеринбург1998 год Введение В современный период развития российского общества успешное решениеполитических, экономических и социальных задач все больше зависит отдействия такого субъективного фактора как социальная активность личности.Важную роль в формировании активности играют средства массовой информации.О возрастающей роли печати, радио и телевидения в общественной жизни странысвидетельствуют их бурный рост, распространенность и доступность массовойинформации. Печатное и устное слово, телевизионное изображение способны вкратчайшие сроки достигнуть самых отдаленных районов, проникнуть в любуюсоциальную среду. Широкие возможности средств массовой информации вызывают необходимостьизучать механизмы их функционирования и развития, эффективность влияния нааудиторию. В отличие от традиционного подхода к изучению эффективности средствмассовой информации (СМИ), ограниченного анализом потребления аудиториеймассовой информации, при котором измеряются главным образом масштабы«охвата» газетами, радио и телевидением многомиллионных аудиторий,системный подход позволяет обнаружить, что масштабы реального влияния СМИна социальную активность личности пока еще далеки от ожидаемого. Установлено, например, что массово-коммуникационная деятельностьсовременного человека, связанная с потреблением, использованием ипроизводством массовой информации, при тотальной распространенности идоступности информация становится необходимым условием и средствомосуществления практически любой социальной деятельности: общественно-политической, познавательной, трудовой и пр. Однако это происходит лишьтогда, когда содержание и форма массовой информации изменяется всоответствии с информационными интересами и потребностями людей. Социологическое исследование проблем эффективности СМИ, внедрение ихрезультатов в журналистскую практику будет способствовать более полномуотражению процесса социально-экономического развития общества. Глава 1. Эффективность журналистской деятельности. С постановкой проблемы эффективности средств массовой информации сразуже возникает вопрос о путях и способах изучения, «замера» реальнойэффективности журналистики (тех или иных журналистских акций,функционирования отдельных каналов массовой информации, типов изданий илипрограмм, взаимодействия СМИ и т. д.). И лишь недавно стали появлятьсяработы, в которых проблемы и опыт изучения эффективности решаютсяосновательно и масштабно. Среди предлагаемых способов оценки эффективностиособое значение, на наш взгляд, имеют два. Во-первых, выделение различных этапов «контакта» с источникоминформации (первый контакт с источником, контакт с содержащейся в неминформацией, причем информацией разного типа, усвоение информации в той илииной форме, выработка отношения к принятой информации, освоение изапоминание информации). Во-вторых, определение возможных «конечныхэффектов», объединенных в пять групп: когнитивные, ценностные,организационные, коммуникативные, создания эмоционально-психологическоготонуса. Изучение проблем эффективности одним из важнейших «выходов» имеетпрактический смысл: разработку общих требований к журналистскойдеятельности, рассчитанных на высокий уровень эффективности, и формированиеконкретных рекомендаций применительно к определенным социальным условиям,состоянию аудитории, кадров журналистики и т.д. Проблема эффективности решается журналистом на каждом этапе его труда:в процессе постановки задачи, выбора темы, сбора первичной информации, входе творческого труда по созданию материала, при определениитипологического облика издания или программы и т.д. Сущность подобногоподхода к оценке журналистской деятельности связана с её прагматическимаспектом, т.е. взаимодействием с потребителем информации. Два другихаспекта – семантический и синтаксический – соответственно связаны схарактером отражаемой действительности и характером организации материала. Журналист в своей деятельности отражает действительность, затемсоздает на основе познанного текст, и, наконец, текст поступает ваудиторию. Поэтому для выяснения данной деятельности надо, прежде всего,изучит отношения между текстом и аудиторией. Оптимальными эти отношениямогут быть только тогда, когда журналист, ориентируясь на «потребителя»,видоизменяет в той или иной мере и форме любые стороны произведения.Следовательно, задачами анализа «на эффективность» является рассмотрениевсего многообразия этапов журналистской деятельности на соответствиетребованиям прагматической адекватности, а затем выработка практическихрекомендаций. На наш взгляд, изучая эффективность журналистской деятельности,следует различать два типа результатов в деятельности СМИ. Они прямосвязаны с двумя типами решаемых журналистами задач: последовательно ицеленаправленно добиваться отвечающих общественным потребностямрезультатов, как в области «принятия решений», так и в области формированиясознания человека, его жизненной позиции. Сложно определить, какой изрезультатов важнее. Ясно одно: их нельзя смешивать; необходимо разделятьпонятия действенность и эффективность. Требование повышать действенность иэффективность журналистики означает, что и работники СМИ, и ученые-исследователи должны исходить из того, что задачи, стоящие переджурналистикой, следует решать системно и согласованно. Ведь высокаяэффективность способствует повышению действенности, а высокая действенностьповышает – повышению эффективности, т.к. авторитет повышает довериеаудитории. Практика показывает, что большая часть материалов СМИ обращена воба «адреса» и тем самым обладает тем или иным уровнем и действенности, иэффективности. Чтобы более полно понять сущность эффективности журналистскойдеятельности, необходимо раскрыть внутреннюю структуру этого понятия.Традиционное определение эффективности как отношения результата и целинуждается в существенных уточнениях. «Цель», будучи субъективнымпредвосхищением желаемого результата, вырабатывается и формируется людьми.Если при этом недостаточно ясны объективные основы целеполагания илинедостаточно уточнены реальные предпосылки, то выдвигаемая цель может иметьв своем содержании те или иные неточности или даже носить субъективныйхарактер. Можно ставить цели «слишком большие» или «слишком маленькие»,«легко выполнимые» или «заведомо невыполнимые», соответствующие илинесоответствующие объективным потребностям. Поэтому сама постановка задачинуждается в серьезном обосновании и в проверке точности её определения. Цель лишь тогда может быть «точкой отсчета» в деятельности журналиста,когда она оказывается максимально глубоким и точным отражениемпотребностей. Следовательно, рассматривая цель как основание для расчетаэффективности, необходимо учитывать потребности аудитории (и её различныхсоциальных слоев) в информации, а также реальные возможности ихудовлетворения в данное время. Такое понимание эффективности, по-видимому,и является исходной точкой изучения эффективности журналистскойдеятельности. Точные знания о сущности эффективности дают возможность изучитьреальную эффективность СМИ в том или ином «срезе» и составить представлениео потенциальной эффективности, т.е. способности данной системы илиотдельных её компонентов выполнять стоящие перед ней задачи.Знание конкретных целей, формируемых в соответствии с информационнымипотребностями аудитории, оценке верности их постановки – обязательноеусловие анализа «на эффективность». При это необходимо иметь ввиду, чтороль конкретного сообщения СМИ есть результат движения: от общих функцийжурналистики – через их конкретизацию применительно к задачам и аудиторииданного СМИ в связи с особенностями современного положения внутри страны ина международной арене и т.д. – вплоть до постановки задач переджурналистом на подготовку произведения в определенном жанре, стиле, форме.Эта закономерность журналистской деятельности приобретает особое значениепри теоретическом и практическом решении проблем эффективности. Ясноепонимание сущности эффективности позволяет социологам программироватьисследования, проводить их и разрабатывать рекомендации на соответствующейметодологической основе. Результаты работы социологов по исследованиюсредств массовой информации должны использоваться для оптимизациидеятельности журналистов по реализации информационных потребностей иинтересов аудитории.Глава 2.Формы и средства повышения эффективности средств массовой информации.Средства массовой информации – мощная сила воздействия на сознание людей,средство оперативного донесения информации в разные уголки мира, наиболееэффективное средство влияния на эмоции человека, способное убеждатьреципиента наилучшим образом. Особенно четко это проявляется в отношенииэлектронных СМИ. По мере расширения технических возможностей их рольвозрастает. А по эмоциональному воздействию на чувства и сознание людей ониостаются пока непревзойденными и собирают самую большую аудиторию.В средствах массовой информации, а особенно на телевидении вопросыповышения эффективности выступлений тесно связаны с уровнем организациитворческого процесса, форм и средств социально-политического воспитанияжурналистского, художественного и технического персонала. Прежде всего, этоотбор проблем, решение которых может быть поддержано и подсказаноаудиторией, и создание перспективных планов работы СМИ, их включающих.Важное место в арсенале средств, активно содействующих росту эффективностивыступлений СМИ, занимают вопросы подбора и расстановки кадров. Хорошоподготовленные и профессиональные выступления СМИ несомненно болеедейственны и эффективны, нежели материалы с низким профессиональным уровнемподготовки.Одним из наиболее важных, на наш взгляд, путей повышения действенности СМИявляется вовлечение в творческую работу аудитории. Её участие вформировании информационного пространства – это высокая степеньобоснованности, реальности и правдивости продукции СМИ, это глубина иэмоциональность, острота и неординарность мышления, изложения материала.В результате поиска путей вовлечения человека в формирование единогоинформационного пространства рождаются новые формы работы СМИ. Журналист,получив отзыв, включает автора в изучение поднятой проблемы, помогает емуудостовериться в правоте или ошибочности своих заключений. Общение в рамкахинформационного пространства журналиста и аудитории позволяет вскрыть всюглубину и сложность проблемы, не обходя при этом «острых углов». Подобногорода сотрудничество тонко и ненавязчиво воздействует на решение важнейшихсоциальных, экономических и политических задач.Таким образом, изучение корреспонденции, привлечение к широкому участию ввыступлениях СМИ представителей аудитории – надежный путь повышениядейственности, а, следовательно, и эффективности средств массовойинформации.Глава 3.СМИ и информационные потребности аудитории.Эффективность деятельности СМИ может быть изучена и оценена только всопоставлении с целями, которые ставит общество перед этими средствами.Осуществление этой задачи неразрывно связано с более точным учетомпотребностей людей, их возросших социальных, духовных и политическихзапросов. Внимание социологов к этому аспекту эффективности в последнеевремя заметно возросло.Удовлетворение информационных потребностей аудитории необходимо включать вчисло целей коммуникатора как цель-средство для достижения других,управленческих задач массового воздействия.Исследование информационных потребностей исходит из их типологии:общепсихологические, коммуникативные, науковедческие, информативные.Выявление степени их удовлетворения – первоочередная задача.Информационные потребности следует рассматривать как потребности всообщениях определенного содержания и формы, которые нужны людям дляориентации в окружающей действительности, уточнения сложившейся у нихкартины мира, для выбора линии поведения и решения проблемных ситуаций, длядостижения внутреннего равновесия и согласованности с социальной средой.Без удовлетворения этих потребностей невозможна целенаправленная разумнаядеятельность человека. Поэтому степень развития информационных потребностейи их удовлетворения тесно связаны с социальной активностью человека. Какпоказывают данные социологических исследований, наиболее интенсивно развитыи осознаны информационные потребности у групп аудитории с высшей степеньюсоциальной активности: членов выборных органов, общественных организаций,внештатных авторов СМИ и т.п. Это еще раз подтверждает важность включенияв число критериев эффективности СМИ их роль в удовлетворении информационныхпотребностей населения.При этом необходимо различать понятия информационные потребности итематические интересы аудитории. Потребности в информации социальны посвоей природе и обусловлены в первую очередь содержанием, структуройповседневной деятельности индивида, в том числе объективнымихарактеристиками его профессиональной и общественной деятельности.Тематические же интересы являются субъективным отражением и выражениеминформационных потребностей. Они зависят от содержания предлагаемойинформации и от ситуативных социально-психологических факторов (таких, какпопулярность, злободневность, престижность определенных тем, лиц, явленийи др.). Далеко не все информационные потребности осознаны самим субъектом ивыражены в его тематических интересах и коммуникационном поведении; частьиз них остается неосознанной и потому нереализованной из-за отсутствиянеобходимых сведений, недостаточности источников информации, неразвитостикоммуникативных навыков и т.д. Некоторые сведения об информационныхпотребностях аудитории можно получить путем опроса. Опрос дает толькокартину тематических интересов аудитории. Её необходимо дополнить анализомхарактера ролевой деятельности представителей различных групп населения втруде, сфере общественной и духовной жизни, быту и семье.Природа и содержание информационных потребностей глубоко связаны со всейжизнедеятельностью человека. Поэтому их анализ должен исходить не только изсферы общения (как при тематических интересах). Необходимо принимать вовнимание целостную систему деятельности, в которую включена личность. Как илюбые другие потребности, информационные являются побудителем активностилюдей. Если они не удовлетворяются сообщениями, переданными СМИ, тоаудитория либо ищет нужную информацию в других каналах, либо подавляетпотребность в такого рода информации, а, следовательно, и свою активность вэтой сфере. Поэтому важно знать, каким образом удовлетворение (илинеудовлетворение) определенных информационных потребностей может повлиятьна характер и эффективность повседневной деятельности людей, на ихактивность в различных сферах общественной жизни. Ведь воздействие радио,печати и телевидения на общественное сознание измеряется не числом (илидаже качеством) «заботливо обрамленных» картинок, а способностью этихсредств побудить личность, социальную группу включиться в деятельностьобщества на различных уровнях – от непосредственного, ближайшего окружениядо общественных движений мирового масштаба.Анализируя содержание информационных потребностей и их удовлетворениеразными, в том числе и массовыми, средствами общения, следует учитыватьобраз жизни населения. Это позволяет объяснить закономерности формированияаудитории СМИ, а также причины неодинаковой эффективности использованияотдельных каналов информации определенными группами населения. Проведенныесоциологические исследования показывают, что увеличение роли телевидения вудовлетворении информационных и культурных запросов особенно заметно вгруппах, чей образ жизни характеризуется, во-первых, повышением степениурбанизированности среди населения малых городов и сел, во-вторых, большимколичеством свободного времени, в-третьих, большей ориентацией на домашнеевремяпрепровождение, в-четвертых, ограниченными объективными исубъективными возможностями участия в активных формах духовной иобщественной жизни. В то же время такие характеристики образа жизни, какпроживание в культурных центрах, меньшая включенность в бытовые заботы,повышенная активность участия в общественной работе, трудовая деятельность,связанная с решением управленческих, общественных и творческих проблем,порождают специфический комплекс информационных потребностей, которыеудовлетворяются чтением книг, газет и журналов. Таким образом, еслиэффективность телевидения зависит от факторов внетрудовой сферы, тообращение человека к газетам, журналам, книгам связано в первую очередь схарактером их профессиональной деятельности, статусом личности, т.е. с еготрудовой сферой. Это обуславливает выбор целей деятельности СМИ и критериевэффективности. Функции, которые выполняют СМИ, оказываются различными дляразных групп населения в зависимости от образа жизни, информационныхпотребностей аудитории.Всеобщей тенденцией, которая сопутствует распространению урбанизированногообраза жизни и внедрению всеобщего среднего образования в нашей стране,является увеличение разнообразия информационных потребностей, и обращениевсе большей части населения к различным СМИ. С одной стороны, это создаетпредпосылки для возрастания эффективности системы массовых коммуникаций, ас другой, повышаются требования к содержанию и оперативности передаваемыхсообщений.Рассмотрение проблемы эффективности СМИ с точки зрения удовлетворения иразвития информационных потребностей аудитории дает возможность более точноопределить роль каждого конкретного канала массовой информации в единоминформационном пространстве, выявить резервы и недостатки, которые мешаютслаженной и эффективной деятельности всей информационной системы.ЗаключениеТрадиционно механизм развития, изменения такого сложного объекта какаудитория СМИ раскрывается системой показателей, создание которых опираетсяна выявление его целостности и четкое представление его структуры ифункций. К первой группе характеристик аудитории относятся качественно-количественные признаки, с помощью которых описывается внутренняя структурааудитории, относительно независимая от системы СМИ. Вторая специфическаягруппа характеризует аудиторию в её непосредственных взаимоотношениях соСМИ и выражается рядом качественно-количественных характеристик,описывающих процесс потребления массовой информации. Третья группа связанас изучением воздействия сообщений СМИ на сознание аудитории.Современные массово-коммуникационные отношения предполагают взаимодействиедвух субъектов – коммуникатора и коммуникантов (аудитории), в рамкахкоторого каждый участник этого процесса, осуществляя свою специфическуюдеятельность, предполагает активность также и в партнере. Лишь в этомслучае аудитория включена во всю систему общественных отношений.Коммуникатору же для установления диалоговых отношений или реализации целейсвоей деятельности необходимо учитывать потребности, интересы, мотивы,установки и соответствующие им характеристики аудитории, включающие и рядспецифических, формируемых при прямом участии средств массовой информации.При таком подходе аудитории отводится деятельная, целевая роль, являющаясярезультатом коммуникативного процесса.БиблиографияЛозовский Б. Н. Журналистское воздействие на молодежь. Свердловск. 1986.Олешко В. Ф. Социожурналистика. Екатеринбург, УрГУ. !996.Массовая информация и общественное мнение молодежи. Киев. 1990.Богомолова Н. Н. Массовая коммуникация и общение. М., Знание. 1988.Проблемы психологического воздействия. Иваново, ИвГУ. 1979.Эффективность средств массовой информации. Минск. 1986.Олешко В. Ф. Заложники гласности. Екатеринбург.1992.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Эффективность средств массовой информации и аудитория iconНеобходимые программные среды
Чтобы дойти до сути, найти верное решение, сформулировали проблемные вопросы, которые звучат так: Какие средства массовой информации...
Эффективность средств массовой информации и аудитория iconНеобходимые программные среды
Чтобы дойти до сути, найти верное решение, сформулировали проблемные вопросы, которые звучат так: Какие средства массовой информации...
Эффективность средств массовой информации и аудитория iconРеферат По предмету " Политология " Тема: Роль средств массовой информации в политической жизни
Сущность и основные направления деятельности средств массовой информации как составной части политической системы общества
Эффективность средств массовой информации и аудитория iconРеферат на тему: "Роль средств массовой информации в политической жизни" Работу выполнила ученица 10 класса Сизова Индира Р. Саетов Н. Л. 2010г
Сущность и основные направления деятельности средств массовой информации как составной части политической системы общества
Эффективность средств массовой информации и аудитория iconКнига для учителя курган 1999
Охватывает вопросы социального функционирования средств массовой коммуникации. В него входят: а контроль над массовой информацией;...
Эффективность средств массовой информации и аудитория iconНазвание аудио файла: dvt a001 080825 1020. mp3
Мупов, дезов, товариществ собственников жилья. Достаточно представительная конференция на сегодняшний день, и в этой связи хочу отметить,...
Эффективность средств массовой информации и аудитория icon1. Какое отношение имеет деятельность средств массовой информации, журналистов ко всем этим областям права?
Сми, как участие журналистов в предвыборной кампании и в кампании по проведению референдума. Следовательно, существует возможность...
Эффективность средств массовой информации и аудитория iconПрограмма зимней школы гу-вшэ 2010 "Менеджмент средств массовой информации: от существования редакции к ее эффективности"
Менеджмент средств массовой информации: от существования редакции к ее эффективности
Эффективность средств массовой информации и аудитория iconПостановление № Иркутск о правилах аккредитации журналистов средств массовой информации при Правительстве Иркутской области
В соответствии с Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 года №2124-1 «О средствах массовой информации», руководствуясь статьей...
Эффективность средств массовой информации и аудитория iconПостановление № Иркутск о правилах аккредитации журналистов средств массовой информации при Правительстве Иркутской области
В соответствии с Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 года №2124-1 «О средствах массовой информации», руководствуясь статьей...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы