Военная реформа Милютина 1860-1870 гг icon

Военная реформа Милютина 1860-1870 гг



НазваниеВоенная реформа Милютина 1860-1870 гг
Дата конвертации21.07.2012
Размер310.04 Kb.
ТипРеферат
Военная реформа Милютина 1860-1870 гг.


I. ВВЕДЕНИЕ Состояние дореформенной армии определялось социально-экономическойобстановкой, сложившейся в России на рубеже XVIII-XIX вв. Первая половинаXIX столетия характеризовалась кризисом феодально-крепостнической системы иформированием новых капиталистических отношений. Отсталость дореформенной экономики определяли состояние русской армиии военной промышленности в середине XIX в. Военное поражение в Крымскойвойне не оставило ни у кого сомнений в необходимости преобразований ввоенной области. В 1956 г. Александр II назначает военным министром генерала Н. О.Сухозанета и поручает ему проведение реформ, генерал не имел никакого планапроведения военной реформы, все его действия сводились к урезанию военногобюджета и сокращению армии. Царь изложил ему собственные идеи, нобольшинство их касалось изменения военной формы одежды. Более никакихсерьезных шагов в области военных реформ не предпринималось вплоть доназначения военным министром в ноябре1861 г. Дмитрия Алексеевича Милютина. II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. Подробно разработанный план военной реформы Милютин представил царюуже 15.01.1862 г., спустя два месяца после своего назначения. Перед военнымминистром стояли две взаимоисключающие, казалось задачи: сократить военныерасходы и в то же время усилить боевую мощь армии. Он полагал, что сможет достичь этих целей путем преобразования военнойадминистрации и сокращения сроков службы. Громоздкий аппарат управления былдорогостоящим и малоэффективным. А чрезмерная продолжительность службыприводила к тому, что армия имела незначительные призывные резервы, иприходилось поддерживать крупный постоянный контингент. С сокращением срокаслужбы можно было бы иметь в запасе больше подготовленных людей и в мирноевремя содержать меньшую армию. Кроме этого, он предложил ряд других насущно необходимыхпреобразований. Армия нуждалась в улучшении подготовки офицеров ( в товремя только четверть офицеров имели военное образование ), а также порядканазначения на командные должности. Одним из вопросов доклада былареорганизация системы военного образования. Важнейшей проблемой реформ являлось перевооружение армии. Большое внимание в докладе уделялось необходимости реорганизациивоенного управления и созданию местных органов управления - военныхокругов. В заключении доклада ставился вопрос о задачах инженерного ведомства -укреплению государственных границ и сооружению казарменных помещений. 1.Реформы в области организации, комплектовании армии и управлении войсками. Осуществление основной цели Милютина - создание небольшой кадровойармии, которая, при необходимости могла быть быстро увеличена за счетпризыва обученных людей из запаса, продолжалось в течении всей военнойреформы. Уже в 1862 г. Военное министерство предприняло ряд мер по к сокращениючисленного состава армии, главным образом за счет сокращения ее “не боевой”части - этапных команд, рабочих рот, корпуса внутренней стражи ( 83 тыс.чел. ). В докладе Военного министерства 15.01.1862 г.
были рассмотрены мерыпреобразования всей военной системы, создания более рациональной системывоенной организации по следующим направлениям: n Превратить резервные войска боевой резерв, обеспечить пополнение ими состава действующих войск и освободив их от обязанности обучать в военное время рекрут. n Подготовку рекрут возложить на запасные войска, обеспечив их достаточными кадрами. n Всех заштатных “нижних чинов” резервных и запасных войск, в мирное время считать в отпуску и призывать в военное. Рекрутами пополнять убыль в действующих войсках, а не формировать из них новых частей. n Сформировать для мирного времени кадры запасных войск, возложив на них гарнизонную службу, расформировав батальоны внутренней службы. В отношении организации пехотных и кавалерийских частей указывалось нацелесообразность включать в состав батальона 4 роты ( а не 5 ), а в составполка 4 батальона ( а для внутренних губерний - 2 батальона ), причем вцелях избежания формирования новых частей в случае войны, содержать их вуменьшенном составе. Предполагалось установить для пехоты 3 штатныхсостава: кадровый, по штатам мирного времени и по штатам военного времени (кадровый составлял половину военного ). Артиллерийские части должны были быть организованы по следующемупринципу: при каждой пехотной дивизии иметь одну артиллерийскую бригаду из4 батарей, ( для дивизий 2-батальонного состава - артиллерийскую бригаду из2 батарей ). Однако быстро внедрить эту организацию не удалось, и лишь с 1864 г.,после подавления основных очагов восстания в Польше, была начатапланомерная реорганизация армии и сокращение численного состава войск. Были установлены следующие штатные составы полков: военного времени( по 900 ряд. в батальоне ), усиленный мирный ( по 680 ряд. в батальоне ),обыкновенный мирный ( по 500 ряд. в батальоне ) и кадровый мирный ( по 320ряд. в батальоне ). Вся пехота составила 47 пехотных дивизий ( 40армейских, 4 гренадерских и 3 гвардейских ). Дивизия состояла из 4 полков,полк из 3 батальонов, батальон из 4 линейных и 1 стрелковой рот. Артиллерия делилась на конную и пешую. Пешая состояла из 47артиллерийских бригад ( по числу дивизий ), каждая из 3-х батарей по 8 (4)орудий. Конная артиллерия состояла из 4 гвардейских конных батарей и 7конно-артиллерийских бригад по 2 батареи. Кавалерия состояла из 56 полков - по 4 эскадрона ( 4 кирасирских, 20драгунских, 16 уланских и 16 гусарских ), составлявших 10 кавалерийскихдивизий. Инженерные войска состояли из 11 саперных батальонов и 6 понтонныхполубатальонов. К действующим войскам относились крепостные полки и батальоны, а также54 крепостных артиллерийских роты. К местным войскам с 1864 г. стали относиться как резервные (выполняющие теперь роль функции запасных войск ), так и войска внутреннейслужбы ( губернские батальоны, уездные, местные этапные и конвойные команды). К 1869 г. было завершено приведение войск на новые штаты. При этомобщее количество войск в мирное время по сравнению с 1860 годом сократилосьс 899 тыс. чел. до 726 тыс. чел. ( в основном за счет сокращения “небоевого“ элемента). А количество резервистов в запасе увеличилось с 242 до553 тыс. чел. При этом с переходом на штаты военного новых частей исоединений теперь не формировалось, а части разворачивались за счетрезервистов. Все войска могли теперь быть доукомплектованы до штатоввоенного времени за 30-40 дней, в то время как в 1859 г. на это требовалось6 месяцев. Однако новая система организации войск содержала и ряд недостатков: n Организация пехоты сохранила деление на линейные и стрелковые роты (при одинаковом вооружении смысла в этом не было). n Артиллерийские бригады не были включены в состав пехотных дивизий, что отрицательно влияло на их взаимодействия. n Из 3-х бригад кавалерийских дивизий (гусарской, уланской и драгунской), только драгунские были вооружены карабинами, а остальные не имели огнестрельного вооружения, в то время, как вся кавалерия европейских была вооружена пистолетами. Основным преобразованием в области реорганизации военного управленияявилась военно-окружная система. Создание стройной системы местного управления войск являлось важнейшейзадачей, стоящей перед Военным министерством, без выполнения которой былиневозможны дальнейшие преобразования в армии. Необходимость данныхпреобразований обуславливалась тем, что штабы армий выполняли каккомандные, так и административно-снабженческие функции по отношениюподчиненных частей, аналогичные задачи возлагались и на корпусные штабы.Практически штабы не могли эффективно исполнять ни тех, ни других функций,особенно если подчиненные им части были рассредоточены по разным губерниям. В мае 1862 г. Милютин представил Александру II предложения подзаглавием “Главные основания предполагаемого устройства военного управленияпо округам”. В основе этого документа лежали следующие положения : n Уничтожить деление в мирное время на армии и корпуса, высшей тактической единицей считать дивизию. n Разделить территорию всего государства на несколько военных округов. n Во главе округа поставить начальника, на которого возложить надзор за действующими войсками и командование местными войсками, а также поручить ему заведывание всеми местными военными учереждениями. Таким образом Милютин предложил создать территориальную, окружнуюсистему, при которой снабжение и материально-технические функциивозлагались на штаб округа, а оперативное командование сосредоточивалось вруках дивизионных командиров. Новая система заметно упрощала военноеуправление и устранялся существенный недостаток - крайняя централизацияуправления в министерстве. В соответствии с этим указывалось на необходимость создания 15 военныхокругов: Финляндского, С - Петербургского, Балтийского (Рига), Северо-Западного (Вильно), Царства Польского, Юго-Западного (Киев), Южного(Одесса), Московского, Харьковского, Верхневолжского (Казань),Нижневолжского (Саратов), Кавказского (Тифлис), Оренбургского, Западно-Сибирского (Омск), Восточно-Сибирского (Иркутск). Структура главного окружного управления должна была включать в себя:Общее командование и штаб, Окружное интендантство, Артиллерийскоеуправление, Инженерное управление и Врачебно-госпитальное управление. Уже летом 1862 г. вместо Первой армии были учреждены Варшавский,Киевский и Виленский военные округа а в конце 1862 г. - Одесский. В августе 1864 г. было утверждено “Положение о военных округах”, наосновании которого Командующему войсками округа подчинялись всерасположенные в округе воинские части и военные учреждения, таким образомон становился единоличным начальником, а не инспектором, как этопланировалось раньше (при этом все артиллерийские части в округеподчинялись непосредственно начальнику артиллерии округа). В пограничныхокругах на Командующего возлагались обязанности генерал-губернатора и в еголице сосредотачивалась вся военная и гражданская власть. Структураокружного управления осталась без изменений. В 1864 г. было создано еще 6 военных округов: Петербургский,Московский, Финляндский, Рижский, Харьковский и Казанский. В последующиегоды были образованы: Кавказский, Туркестанский, Оренбургский, Западно-Сибирский и Восточно-Сибирский военные округа. В результате организации военных округов создалась относительностройная система местного военного управления, устранила крайнююцентрализацию Военного министерства, функции которого теперь восуществлении общего руководства и наблюдения. Военные округа обеспечивалибыстрое развертывание армии в случае войны, при их наличии стало возможноприступить к составлению мобилизационного расписания. Наряду с реформой местного военного управления на протяжении 60-хгодов происходила и реорганизация Военного министерства, которая назрелатак как в Военном министерстве отсутствовало единство управления иодновременно с этим господствовала доведенная до абсурда централизация. Напротяжении пяти лет - с 1862 по 1867 год происходила реорганизация Военногоминистерства. Уже в 1862 г. были созданы два главных управления: артиллерийское иинженерное. Эти главные управления по прежнему возглавлялись лицамиимператорской фамилии. В 1863 г. была произведена реорганизация департамента генеральногоштаба. Он был объединен с военно-топографическим депо и Николаевскойакадемией генерального штаба, с наименованием его главным управлениемгенерального штаба. В связи с введением военно-окружной системы, в 1866 г. главноеуправление генерального штаба и инспекторский департамент были объединены водно управление под названием Главный штаб. Он состоял из шести отделений,азиатской и судовой части, при Главном штабе находился военно-топографический отдел и Главному штабу была непосредственно подчиненаНиколаевская академия генерального штаба. В 1868 г. преобразование Военного министерства было закончено, и с 1января 1869 г. было введено Положение о Военном министерстве, согласнокоторого оно состояло из императорской Главной квартиры, военного совета,главного военного суда, канцелярии Военного министерства, Главного штаба исеми главных управлений (интендантское, артиллерийское, инженерное, военно-медицинское, военно-учебных заведений, военно-судовое, иррегулярных войск),а также управления генерал - инспектора кавалерии и инспектора стрелковыхбатальонов и комитета о раненых. Права военного министра были значительно расширены. Он являлся главнымначальником всех отраслей военно-сухопутного управления, однако по рядувопросов, находившихся в ведении военного совета, руководил не единолично,а лишь как его председатель. Военный совет также претерпел изменения. Как состав, так и его функциибыли расширены. Помимо решения законодательных и хозяйственных вопросов,военному совету подведомственно также и инспектирование войск. При немсостоял ряд комитетов: военно-кодификационный, по устройству и образованиювойск, военно-учебный, военно-госпитальный и военно-тюремный. Главному артиллерийскому управлению подчинялись непосредственноартиллерийская академия и училища. При нем состоял артиллерийский комитет,который ведал обсуждением вопросов, касающихся теории, техники и практикиартиллерии и ручного оружия, новых изобретений в этой области ираспространением научных знаний среди офицеров артиллерии. Начальникглавного артиллерийского комитета подчинялся генерал-фельдцехмейстеру(великому князю Михаилу Николаевичу). По новому штату состав Военного министерства был уменьшен на 327офицеров и 607 солдат. Значительно сократился и объем переписки. Какположительное можно отметить и тот факт, что военный министр сосредоточил всвоих руках все нити военного управления, однако войска не находились вполном его подчинении, т.к. начальники военных округов зависелинепосредственно от царя, который и возглавлял верховное командованиевооруженными силами. Вместе с этим организация центрального военного управления содержала всебе и ряд других слабых сторон: n Структура Главного штаба была построена таким образом, что функциям собственно генерального штаба отводилось немного места. n Подчинение главного военного суда и прокурора военному министру означало подчинение судебных органов представителю исполнительной власти. n Подчинение лечебных заведений не главному военно-медицинскому управлению, а начальникам местных войск, отрицательно влияло на постановку лечебного дела в армии. Одним из направлений в военной реформе являлась военно-судебнаяреформа. Основной причиной её внедрения было стремление приспособитьвоенные суды к разбору дел, связанных с революционным движением в армии. 15 мае 1867 г. был принят проект военно-судебного устава, на основаниикоторого устанавливались три рода военно-судебных инстанций: полковые суды,военно-окружные суды и главный военный суд. Полковые суды учреждались в каждом полку. Он состоял из 3-х человек:председателя - штаб-офицера и 2-х членов - обер-офицеров. Состав суданазначался командиром полка и рассматривал дела, аналогичные мировому суду(о нижних чинах). Дела слушались по приказу командира полка и приговорутверждался командиром полка. Процесс судопроизводства в полковых судахисключал состязательность. Военно-окружные суды создавались при военных округах. Ему былиподведомственны все дела о генералах, штаб- и обер-офицерах, чиновникахвоенного ведомства. Отдача под суд решалась командиром части. Процесссудопроизводства предполагал состязательность. Главный военный суд создавался при Военном министерстве, в качестве“верховного кассационного суда”. Председатель и члены суда назначались изгенералов непосредственно царем. Функции главного военного суда заключалисьв следующем: обсуждение дел в связи с кассационными жалобами и протестами,рассмотрение дел о о пересмотре приговоров по вновь открывшимсяобстоятельствам, решения о передаче суду лиц в генеральском звании,обсуждение законодательных вопросов, наложение дисциплинарных взысканий налиц военно-судебного ведомства. 5 мая 1868 г. был принят воинский устав о наказаниях, в которомпредусматривалось 2 вида наказаний - уголовные и исправительные. Куголовным относились: смертная казнь, ссылки на каторжные работы, поселениес лишением всех прав и заключение в крепости. Исправительные наказанияопределялись в зависимости от сословной принадлежности: для офицеров(ссылка в Сибирь с увольнением и лишением прав, временное заключение вкрепости с увольнением, временное заключение в тюрьме с увольнением,содержание на гауптвахте, денежные взыскания), для нижних чинов (временноенаправление в военно-исправительные роты, заключение в военной тюрьме,денежные взыскания, лишение нашивок за беспорочную службу с переводом вразряд штрафных). Наиболее тяжко каралось неповиновение (в мирное время от 4 до 12 лет,в военное - расстрел), нарушения обязанностей в карауле (офицерам -разжалование с заключением в крепости, рядовым - военная тюрьма, а ввоенное - расстрел), преступления по должности (ссылка) и особенно строгонаказывались нарушение обязанностей во время военных действий. Новая организация военных судов предусматривала состязательностьпроцессов, гласность, однако суды сохранили зависимость от командования(особенно полковые), что лишало их самостоятельности. Одновременно с проведением военной реформы, в 1868 г. было разработаноПоложение о полевом управлении войск в военное время, согласно которому приведении боевых действий, войска на ТВД образуют одну или несколько армий,во главе каждой стоит главнокомандующий, назначаемый и подчиняющийся царю.Военные округа на ТВД подчиняются главнокомандующего и снабжают армию. На основании Положения была значительно упрощена структура полевогоуправления армии, уточнены взаимоотношения главнокомандующего и военногоминистра. Однако имелся и целый ряд существенных недостатков: Возможноеналичие нескольких главнокомандующих с одинаковыми правами; Непредусматривалось создание отдела военных сообщений. Вопрос организации полкового хозяйства в течении длительного времениявлялся предметом обсуждения в Военном министерстве. Первые полковыехозяйства стали внедряться с 1863 г. С 1867 г. полковые командиры былилишены права пользоваться хозяйством полка, как личным. В связи с этимкомандирам полков было увеличено денежное содержание с 720 до 1200 руб. вгод, а командирам отдельных батальонов на 360 руб. Кроме того начальникидивизий могли выдавать полковым командирам ежегодно, в виде пособия,определенную часть экономии, полученной от ведения полкового хозяйства. ВЫВОДЫ: n На протяжении первых 8 лет Военному министерству удалось осуществить значительную часть намеченных реформ в области организации армии и управления войсками. n В области организации армии была создана система, способная в случае войны увеличить численность войск, не прибегая к новым формированиям. n Уничтожение армейских корпусов и сохраненное деление пехотных батальонов на стрелковые и линейные роты имело отрицательное значение в смысле боевой подготовки войск. n Реорганизация Военного министерства обеспечила относительное единство военного управления. n В результате проведения военно-окружной реформы были созданы местные органы управления, устранена излишняя централизация управления, обеспечивалось оперативное управление войсками и их мобилизация. 2. Перевооружение армии. Одним из важнейших вопросов военных преобразований являлосьперевооружение армии. Развитие военной техники, обусловившее переход отгладкоствольного к нарезному вооружению, влекло за собой изменение всейбоевой подготовки, требовало иных тактических принципов. В 1856 г. был разработан новый вид пехотного вооружения 6-линейная,заряжающаяся с дула, нарезная винтовка. В 1862 г. ей были вооружены более260 тыс. чел. Значительная часть винтовок выпускалась в Германии и Бельгии. К началу 1865 г. вся пехота была перевооружена 6-линейными винтовками. Перевооружение армии в первую очередь зависело от сталелитейногопроизводства. В 1855 г. Обухов разработал проект производства орудий излитой стали, и лишь в 1857 г. в Златоусте началось строительствосталепушечного завода. В конце 1860 г. в Петербурге были произведеныиспытания 12-фунтовой пушки Обухова. Пушка выдержала 4000 выстрелов, аанализ стали показал, что она содержит в своем составе 99,81% железа, в товремя, как сталь Круппа - 98,54% при цене в 3 раза меньшей, чем Германская.В 1862 г. пушка Обухова заняла первое место на всемирной выставке вЛондоне. Таким образом к началу 60-х годов в России были созданы всеусловия для развития отечественного сталепушечного производства. В 1863 г.началось строительство сталепушечных заводов в С-Петербурге и Перми, началиотливать орудия в Петрозаводске и Александровском заводе. Введение нарезных, заряжающихся с дула орудий было начато в 1860 г. Навооружение полевой артиллерии были приняты 4-фунтовые нарезные пушкикалибром 3,42 дюйма, превосходящие ранее выпускаемые, как по дальностистрельбы, так и по точности. В первой половине 60-х годов большое внимание уделялось вопросуизготовления орудий, заряжающихся с казенной части. В 1863 г. в Германиибыло закуплено 100 полевых пушек, заряжающихся с казенной части. В теченииряда лет группа ученых артиллеристов - Маиевский, Гадолин (профессоры МАА)разрабатывала улучшенные системы орудий, пытаясь устранить недостатки,присущие немецким орудиям. В 1866 г. было утверждено вооружение для полевой артиллерии, покоторому все батареи пешей и конной артиллерии должны иметь нарезные,заряжающиеся с казенной части орудия. 1/3 пеших батарей должна бытьвооружена 9-фунтовыми пушками, а все остальные батареи пешей и коннаяартиллерия - 4-фунтовыми. Для перевооружения полевой артиллерии требовалось 1200 орудий. В связис тем, что заводы не могли в короткие сроки перейти к массовому выпускустальных стволов, было принято решение добиться выпуска бронзовых орудий,заряжающихся с казенной части. Во второй половине 60-х начале 70-х годовпод руководством А.С.Лаврова проводились дальнейшие опыты по улучшениюартиллерийской бронзы. К 1870 г. перевооружение полевой артиллерии былополностью завершено, а к 1871 г. в запасе имелось 448 орудий. В 1870 г. на вооружение артиллерийских бригад были принятыскорострельные 10-ствольные картечницы Гатлинга и 6-стволльные Барановскогосо скорострельностью 200 выстрелов в минуту. В 1872 г. была принята навооружение 2,5 дюймовая скорострельная пушка Барановского, в которой былиосуществлены основные принципы современных скорострельных орудий. Заграницей такие орудия были изобретены лишь в начале 1890-х годов. Опыт франко-прусской войны 1870-1871 гг. привел к необходимостиувеличения количества батарей полевой артиллерии. В 1873 г. было приняторешение усилить состав артиллерийских бригад до 6 батарей (две вновьформируемых батареи вооружались 9-фунтовыми орудиями). В 1870 г.профессором Маиевским была спроектирована 4-фунтовая утяжеленная пушка сначальной скоростью 1700 футов в сек. (против 1000 у обычной). Но навооружение она принята не была, в связи с отсутствием финансирования. По ееобразцу на заводах Круппа для германской армии выпускалось аналогичноеорудие. Таким образом, на протяжении 12 лет (с 1862 по 1874 гг.) количествобатарей выросло с 138 до 300, а количество орудий с 1104 до 2400. В 1874 г.в запасе находилось 851 орудие, был осуществлен переход от деревянныхлафетов к железным. Большое значение в совершенствовании тяжелой крепостной и осаднойартиллерии имело изобретение в начале 70-х годов полковником Семеновымжелезных поворотных и башенных лафетов. Несмотря на ряд мер, предпринятыхВоенным правительством, дело перевооружения крепостной артиллериипроизводились крайне медленно. На 1.01.1875 г. количество крепостных орудийсоставляло лишь 72% к штату. . Рождение русского винтового флота в годы Крымской войны было связано сразвитием тесных отношений верфями и заводами Петербурга и Москвы с Морскимминистерством. В 1859 г. морское ведомство заключило контракт наизготовление двух двигателей мощностью по 800 л.с. для фрегатов “ДмитрийДонской” и “Александр Невский”. Послевоенное сотрудничество военно-морского ведомства с частнойпромышленностью, в 1860-е годы переросло в тесный союз, т.к. в этот периодморское министерство оказалось перед очередным переворотом в военно-морскойтехнике - строительстве броненосцев. В октябре 1861 г. была спущена на воду270-тонную канонерку “Опыт”, с 4,5-дюймовой носовой броней, которая былавыплавлена в Англии. Первый 3277-тонный броненосец “Первенец” был построенв Лондоне, где группа русских морских инженеров, посланная для надзором запостройкой, одновременно и вела разведку с целью ознакомления с новейшейтехнологией постройки броненосцев. В 1862-63 гг. был заключен контракт санглийским кораблестроителем Митчелом на постройку двух броненосцев “Нетронь меня” и “Кремль” уже в России. За три года Морское министерствосмогло перейти от закупок броненосцев за рубежом к постройке их в России. В1864 г. Морское министерство приняло программу на строительство 8броненосных кораблей с завершением в 1869 г. В 1870-е годы был построенброненосный корабль “Петр Великий” общей стоимостью 5,5 млн. руб., послечего , вследствие скудности флотских ресурсов и финансового кризиса вгосударстве, броненосцы сооружались лишь в малом количестве. В начале 60-х годов в армиях Европы возник вопрос о переходе кнарезному стрелковому оружию, заряжающемуся с казенной части. Таким образомперед Военное министерство, едва закончив к середине 60-х годовперевооружение армии нарезным оружием заряжающимся с дула, вынуждено былоснова изыскивать новые системы стрелкового вооружения. Первоначально былопринято решение на переделку стоящих на вооружении 6-линейных винтовок. В1866 г. этот образец, (со скорострельностью 5-6 выстрелов в мин.)принимается на вооружение, как временный. Наряду с изготовлением новых и переделкой старых 6-линейных ружей, вконце 1868 г. на вооружение принимается малокалиберная винтовка системыБердана, усовершенствованная полковником Горловым и капитаном Гуниусом,калибром 4,2 линии. К 1874 г. оружейные заводы окончательно освоилипроизводство малокалиберных ружей, однако к началу русско-турецкой войнылишь третья часть пехоты была перевооружена на малокалиберные винтовки. В Ы В О Д Ы : n Преобразования в области перевооружения ставили своей задачей обеспечить армию современным оружием и были рассчитаны на создание отечественной военной промышленности. n Изобретения и открытия русских ученых и инженеров Обухова, Гадолина, Маиевского, Чернова, Лаврова, Горлова и др. В значительной степени способствовали реализации программы перевооружения. n Однако, экономическая отсталость страны, являлась непреодолимым препятствием в деле перевооружения. Эти трудности усугублялись преклонением Александра II и придворных перед иностранным, в ущерб развития собственной промышленности. n В силу этих обстоятельств, к середине 70-х гг. перевооружение армии далеко не было закончено. Многосистемность вооружения, отсутствие должного количества тяжелой и осадной артиллерии, а также дальнобойных орудий полевой артиллерии, представляли серьезный недостаток, обнаружившийся во время войны 1877-1878 гг. 3. ИЗМЕНЕНИЯ В ОБЛАСТИ БОЕВОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЙСК. Неудачи в Крымской войне вызвали серьезную критику существующейсистемы боевой подготовки войск. Следовало изменить систему подготовкисолдат: готовить их к действиям на местности, а не только к парадам наплацу, нужно было учить их грамоте, чтобы они исполняли службу болееосмысленно. Вследствие этого с конца 50-х годов в отдельных частях войск боеваяподготовка принимает несколько иной характер. В 1858 г. были сформированыучебные батальоны для подготовки учителей “искусной стрельбы”, вошло впрактику прикомандирование к артиллерийским частям офицеров и солдатпехоты, для обучения их стрельбе из орудий. Обращена было внимание нафизическую подготовку солдат, в этих целях в Петербурге и Москве в 1858 г.создаются учебные фехтовально-гимнастические школы для подготовкиинструкторов гимнастики и фехтования. Были приняты меры для распространения грамотности в войсках. В 1858 г.помимо войск гвардии, обучение письму, чтению и арифметике осуществлялось вгренадерском, 4,5 и 6 АК. В 1863 г. издается специальный приказ военного министра об обучениирекрут, в котором указывалось на необходимость обучения рекрут строгопрактическим целям - обучению тому, что необходимо на войне, с главнымупором на осмысленном усвоением солдатами приобретаемых ими знаний. Большое развитие получает новая отрасль военного образования -обучение саперному делу. С этой целью к саперным бригадамприкомандировывались на месячный срок команды для обучению саперному делуинструкторов. На протяжении 60-х годов были разработаны и изданы новые уставы.Основные положения боевой подготовки войск наиболее полно были раскрыты вучебнике тактики проф. Драгомирова, в основу которого были положены триусловия обучения: 1.Учить войска в мирное время только тому, чтонеобходимо на войне. 2. Учить солдат боевому делу необходимо в тойпоследовательности, чтобы они получали ясное понятие о назначении предметаобучения. 3. Учить преимущественно примером. Придавалось большое значениеодиночной подготовке солдата. Устанавливалось 2 вида боевого построениявойск: рассыпной (при применении огнестрельного оружия) и сомкнутый (приприменении холодного оружия). “Устав строевой пехотной службы” был разработан в 1866 г. Общийхарактер этого устава определялся новыми тактическими принципами ведениябоя: развитии огня пехоты в сочетании с действием холодным оружием,совершенствованием рассыпного строя, развитием гибкости построения рот ибатальонов. Строевые уставы пешей и конно-артиллерийской служб были изданы в 1859г. В этих уставах по-прежнему большое внимание уделялось плац - параднымприемам. Тактической единицей являлось орудие. Командир батареи лишьопределял дистанцию для первого выстрела, а далее наводчик самостоятельновводил поправки. Этот принцип, оставшийся от гладкоствольной артиллерии,явно не соответствовал новым видам вооружений. Однако более чем недоработанные уставы, подготовке артиллеристовпрепятствовали непрерывные изменения в материальной части артиллерии,отсутствие должного количества боеприпасов и отсутствие разработаннойтеории стрельбы из нарезных орудий. Лишь в 1874 г. был принят способпристрелки путем захвата цели в “вилку”. Причиной невысокого уровня огневойподготовки являлся так же недостаток строевых офицеров - артиллеристов (такв Виленском военном округе некомплект офицеров - артиллеристов составлял72%). Несмотря на все эти недостатки, общая тактическая подготовкаартиллерии значительно повысилась. Наиболее серьезным недостатком являлосьотсутствие должного взаимодействия с пехотой. Устав о кавалерийской строевой службе был издан в 1869 г. По которомусостав полка определялся 4 эскадронами и 5-м резервным. Эскадрон делился на4 взвода, по 16 рядов в каждом. Главное внимание в уставе отводилосьодиночному обучению всадников, был значительно расширен раздел “Об атаке”.Как недостаток можно отметить то, что значение оружейного огня длякавалерии по-прежнему отрицалось. Новый устав был направлен на обучениекавалерийских частей тому, что необходимо на войне, однако плац - парадныетрадиции, действовавшие в кавалерии сильнее, чем в пехоте, являлисьсерьезным тормозом внедрения новой системы обучения, что обуславливалослабую подготовленность отдельных частей кавалерии к действиям в боевыхусловиях. Распространение грамотности являлось “вспомогательной отрасльювоенного образования”. Приток в армию новых командных кадров, окончившихвоенные и юнкерские училища, и подготовка значительного количестваграмотных унтер-офицеров, способных обучать солдат чтению и письму -обусловило в конце 60-х, первой половине 70-х годов определенные успехи враспространении грамотности в войсках. Во всех полках, бригадах ибатальонах в начале 70-х г. создаются ротные библиотеки, в ряде частей былиоткрыты солдатские чайные. Успех обучения войск зависел в первую очередь от качества подготовкиофицерского и унтер-офицерского состава. В 1867 г. создаются учебныекоманды при штабах полков и отдельных батальонов для подготовки унтер-офицеров в пехоте и кавалерии со сроком обучения 2 года. В командывыделялись по 4-5 чел. от каждой роты и эскадрона ежегодно. В 1874 г. было принято решение о создании учебных команд вартиллерийских и инженерных частях. Учебные команды в артиллериисоздавались 2-х типов: при батареях, парках и крепостных ротах - дляподготовки бомбардиров, наводчиков и лаборатористов - со сроком подготовки1 год (в программу подготовки включались строевое образование, знаниекараульной службы, гимнастика, грамота, арифметика и артиллерия). В учебныхкомандах этого типа обучались 10% состава батарей. И второго типа - приартиллерийских бригадах и крепостях для подготовки фейерверкеров со срокомобучения 2 года (в программу подготовки включались русский язык,арифметика, геометрия, артиллерия, фортификация, коневодство). В этикоманды включались 50% успешно окончивших батарейные команды. Для сокращения некомплекта унтер-офицеров в 1871 г. было принятоположение о приеме на сверхсрочную службу чинов унтер-офицерских званий. В1874 г. им было увеличено денежное содержание : фельдфебелям и ст.вахмистрам - 84 р., унтер-офицерам - 60 р. В качественном отношении состав офицерского корпуса, в середине 60-хгодов был чрезвычайно низок. Большинство офицеров не имело никакоговоенного образования (около 70%). В 1872 г. Военным министерством былпринят ряд мер к улучшению материального положения офицеров (значительноеувеличение жалования, установление квартирных окладов, выдача жалованияежемесячно, а не 3 раза в год). Вместе с этим вводятся офицерские собранияи устраиваются библиотеки. Эти меры, в сочетании с регулярными занятиями софицерами, введенными в 1873 г. способствовали уменьшению некомплекта иповышению образованности офицеров. В Ы В О Д Ы : n Серьезным препятствием в деле боевой подготовки являлось недостаточное финансирование Военного министерства. n Второй причиной, значительно влияющей на боевую подготовку являлось отсутствие казарм (в них было размещено чуть больше четверти солдат, а остальные расквартировывались среди населения и собирались в свои части только во время летних лагерей).. n Реформы в области обучения войск являлись следствием развития новых тактических принципов, внедрения новых образцов вооружения и были направлены на обучение войск тому, что необходимо на войне. РЕФОРМЫ ВОЕННО-УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ. В 1862 г. существовало четыре военных академии - НиколаевскаяГенерального штаба, Артиллерийская, Инженерная и Медико-хирургическая. Серьезные изменения в программе АГШ произошли в 1865 г. На первоеместо были вынесены вопросы подготовки высокообразованных офицеровГенерального штаба, хорошо знакомых со всеми сторонами военной организации.Число принимаемых слушателей было ограничено 50 офицерами в год. Приемуподлежали офицеры, прослужившие в войсках не менее 4-х лет, причем не менее2-х из них на строевых должностях.. Продолжительность обучения составляла2,5 года. В 1863 г. Артиллерийская и Инженерная академии были переподчиненысоответственно артиллерийскому и инженерному ведомствам. КомплектованиеАртиллерийской академии существенно изменилось. Если ранее в академиюпринимались выпускники артиллерийских училищ, то теперь лишь офицеры,прослужившие в войсках на строевых должностях не менее 2-х лет. В 1862 г.было произведено разделение академии на 2 факультета: строевой спродолжительностью обучения 2 года и технический с продолжительностьюобучения 3 года. В 1865 г., в связи с преобразованием Михайловскогоартиллерийского училища, разделение на факультеты было упразднено.Контингент слушателей не превышал 60 чел. которые предназначалисьпреимущественно “к занятию мест в артиллерийских учебных заведениях, вглавном и окружных артиллерийских управлениях”. В 60-70-х гг. качествопреподавания в академии значительно повысилось. Ее профессора Маиевский,Гадолин, Чебышев и др. превратили академию в подлинный центр русской военно-технической мысли. В 1867 г. была создана еще одна академия - Военно-юридическая. В 1863 г. были упразднены кадетские корпуса а на их месте было открыто3 военных училища - Константиновское, Павловское и Александровское.Продолжительность обучения в них составляла 2 года, а количество юнкеров вкаждом составляло 300 чел. Оканчивающие училища по 1 разряду получали чинподпоручика, а по 2-му - прапорщика. В строевом отношении каждое училищесоставляла батальон, подразделяющийся на роты. В 1864 г. Николаевское училище гвардейских юнкеров было преобразованов Николаевское кавалерийское училище с контингентом юнкеров в 240 чел.Михайловское артиллерийское и Николаевское инженерное училища такжеподверглись серьезной реорганизации. С 1865 г. Михайловское артиллерийскоеучилище было переведено на 3-х годичный срок обучения. Контингент юнкеровсоставлял 160 чел. Помимо перечисленных училищ военные кадры готовились в Военно-топографическом училище, созданном в 1860 г. и в специальных школах: военно-фельдшерских и артиллерийских. В общем, подготовка офицеров в военных училищах значительноповысилась, по сравнению с дореформенными кадетскими корпусами, однакополностью вопрос подготовки и укомплектования войск офицерами решен не был. Вследствие того, что военные училища не могли обеспечить потребности вофицерских кадрах, возник вопрос о создании юнкерских училищ. Такимобразом, основной контингент офицеров должны были давать юнкерские училища,создаваемые при военных округах. Осенью 1864 г. были созданы первые четыреучилища: Московское, Виленское, Гельсингфорсское и Варшавское. Впоследующие 2 года были открыты еще 8 юнкерских училищ, в том числе 2кавалерийских. Первоначально юнкерские училища создавались для подготовки кофицерскому званию войсковых юнкеров и вольноопределяющихся из дворян, а с1869 г. в них принимались и унтер-офицеры, призванные по рекрутскомунабору. Поступление в юнкерские училища для всех вышеперечисленныхкатегорий было не обязательно, но никто теперь не мог быть произведен вофицеры, не окончив юнкерского училища, т.е. не получив определеннойобщеобразовательной и военной подготовки. Учебный курс юнкерских училищ был рассчитан на 2 года. Окончившиеюнкерские училища делились на 2 разряда. Окончившим по 1 разрядуприсваивалось офицерское звание в войсках не зависимо от имеющихсявакансий, окончившие по 2 разряду - по мере открытия вакансий. К концу рассматриваемого периода, количество юнкерских училищ достигло17, в т.ч. пехотных - 11, кавалерийских - 2, казачьих - 4. На 1.01. 1877 г.в штатах юнкерских училищ числилось 4750 чел., и было выпущено 11536 чел. Юнкерские училища обеспечили потребности армии в офицерах. Приток ввойска офицеров из числа не имеющих образования недорослей из дворян былостановлен. В Ы В О Д Ы : n Разработанная и внедренная Военным министерством система военного образования явилась значительным шагом вперед. n Реорганизация военных академий способствовала лучшей подготовке офицерских кадров высшей категории, однако количество выпускников академий было ничтожно мало. n Серьезным недостатком, являлось отсутствие краткосрочных курсов переподготовки старших офицеров. n Создание военных училищ значительно подняло уровень подготовки офицеров, однако из-за недостаточного количества выпускников, не удовлетворялись потребности армии офицерами даже по штату мирного времени. Если для пехоты и кавалерии этот вопрос решался за счет юнкерских училищ, то для артиллерии и инженерных войск этот вопрос остался не решенным. РЕФОРМЫ В ОБЛАСТИ ОРГАНИЗАЦИИ АРМИИ И КОМПЛЕКТОВАНИЯ ВОЙСК В 70-е ГОДЫ. Международная обстановка конца 60-х годов, характеризовавшаясязначительным ростом вооружений в ряде европейских государств, требовала отРоссии увеличения штатов военного времени. Это было связано еще и с большойпротяженностью границ Российской империи, когда при ведении боевых действийв регионе, значительная часть войск не могла быть передислоцирована. Путь увеличения постоянной армии не мог быть больше приемлем, из-забольших финансовых расходов. Увеличение состава существующих частей поштату военного времени так же отвергалось Милютиным, т.к. во-первых недавало ощутимых результатов (введение по войне во всех полках четвертыхбатальонов увеличило бы армию всего на 188 тыс. чел.), а во-вторых этопривело бы к “увеличению численности армии в ущерб ее достоинству”, приотсутствии должных условий увеличения. Отвергнув эти пути, Милютин приходилк выводу о необходимости формирования резервной армии. Которая должнаформироваться из числа лиц, прошедших военную службу. При этомпланировалось изменения порядка воинской повинности и сокращение сроковдействительной военной службы. Основным направлением в формировании резерва пехоты было развертываниена базе местных батальонов (численностью 500 чел.) резервных полков(численностью до 3050 чел.) и местного батальона, остающегося на месте длянесения караульной службы, обучения рекрут и формирования из них маршевыхбатальонов. Таким образом, на базе 120 местных батальонов, в случае войныформировалось 120 полков (30 дивизий подвижного резерва), 120 новых местныхбатальонов и 240 ополченских дружин, общим числом 660 тыс. чел. Этипредложения были изложены в записке Милютина Александру II “О развитиинаших вооруженных сил” в ноябре 1870 г. и был положен в основуреорганизации армии. В августе 1871 г. Милютин составляет новую записку, в которой освещаетновые соображения о увеличении вооруженных сил в случае войны, не прибегаяк формированию новых частей. Предполагалось увеличить число пехотных дивизий в мирное время до 64(без гвардейских и гренадерских), т.е. на 10 дивизий причем половину их,расположенных в пограничных районах - с укомплектованностью 75% военноговремени, а вторую половину, расположенных во внутренних округах - сукомплектованностью 56% военного времени. Одновременно с этим сокращалисьармейские стрелковые бригады, в итоге общая численность войск возрасталавсего на 80 батальонов. 2 Состав артиллерии усиливался формированием новых 10 бригад (по числудивизий) и увеличением до 6 числа батарей в существующих бригадах. Конно-артиллерийские бригады расформировывались, а их батареи включались по однойв состав кавалерийских дивизий. Планировалось увеличить с 10 до 19 количество кавалерийских дивизий,за счет ограничения их состава 4-мя полками: драгунским, уланским,гусарским и казачьим. Таким образом, общее количество полевых действующих войск в мирноевремя должно было составлять 651 тыс. чел. (увеличение на 113 тыс. чел.), ав военное 1095 тыс. чел. (увеличение на 119 тыс. чел.). Резервные или вспомогательные войска должны были формироваться тольков военное время. При каждом из запасных батальонов, создавался отдельныхрезервный батальон. Таким образом общее количество этих резервных частейдолжно было составлять 200. Резервные артиллерийский части предполагалосьформировать при запасных артиллерийских батареях.28 февраля 1873 г. открылось секретное совещание, под председательствомАлександра II. На совещании была окончательно утверждены организация исостав действующих войск. Количество пехотных дивизий осталось безизменений, за исключением формирования одной дивизии в Кавказской армии.Каждая дивизия разделялась на 2-е бригады. Организационно дивизия включала4 полка, полк - 4 батальона, по 4 роты в каждом.В кавалерии существующие дивизии, состоящие из 6 полков, было приняторазделить пополам, образовав 16 дивизий 4-полкового состава, для чегокаждой из них придавалось по одному донскому казачьему полку. Каждаядивизия так же разделялась на 2-е бригады.Состав артиллерийских частей определялся 8-батарейными бригадами, израсчета на 1 пехотную дивизию - 1 артиллерийская бригада пешей артиллерии,а на 1 кавалерийскую дивизию - 2 конно-артиллерийских батареи.Создавались армейские корпуса в приграничных районах в мирное время.Корпусные командиры подчинялись главнокомандующим и командующим войскамиокругов. Сокращался срок действительной военной службы до 6 лет (в 1856 г. срокдействительной военной службы был официально уменьшен до 15 лет, в 1859 г.- до 12 лет, а в 1868 г. - до 10 лет. В результате этих мероприятийчисленность армии была сокращена с 2,3 млн. в 1856 г. до 700 тыс. человек в1868 г. Еще 500 тыс. подготовленных резервистов могли быть призваны иззапаса в любой момент. Но по численности солдат, способных в случае войнысразу встать под ружье, Россия еще отставала от ведущих европейскихдержав). .Переходя к рассмотрению вопроса о подготовке всесословной повинности,остановимся на записке “О главных основаниях личной военной повинности” от7 ноября 1870 г. В ней излагался проект положения о личной военнойповинности:Все лица от 21 до 41 года, независимо от сословной принадлежности, состоятв одном из 4-х разрядов ВС: а) в регулярной армии или флоте, б) в войскахиррегулярных, в) в запасных войсках, г) в ополчении.Зачисление на действительную службу решается жребием.Льготы по семейному положению - освобождение от жеребьевки предоставляются:а) единственному сыну (внуку - не имеющим сыновей) вдовы (вдовца), б) братукруглых сирот, в) единственному сыну, оставшемуся после смерти родителей,если он имеет семейство, хозяйство или дом.Льготы по образованию - отсрочки предоставляются лицам, обучающимся кмоменту призыва в средних и высших учебных заведениях.В мирное время допускалось замещение призыва выкупной суммой с зачислениемв ополчение.Общий срок службы устанавливался в 10 лет, из них срок действительнойслужбы определялся необходимостью государства, после чего военнослужащийсостоял 5 лет в запасных войсках и далее до 41 года в ополчении.Лицам, окончившим высшие и средние учебные заведения предоставляется правопоступать в армию вольноопределяющимися, и по окончанию службы, выдержавэкзамен, зачисляться в запас офицерами.17 ноября было опубликовано “высочайшее повеление” о создании комиссии дляразработки Положения о воинской повинности. 5 января комиссия приступила кработе. Остановимся на разработке ею важнейших разделов проекта устава.Воинская повинность распространялась на все население Империи и ЦарстваПольского, за исключением Закавказского края, Туркестанского военногоокруга, Приморской и Амурской областей, северных областей Енисейской,Тобольской и Томской губерний.Общий срок службы по призыву устанавливался в сухопутных войсках в 15 лет(6 лет действительной и 9 запаса) и по ее окончании - пребывание вополчении до 38 лет. Призыву подлежали лица, достигшие 20 лет. Ежегодныйконтингент призыва определялся в 30% от числа лиц, достигших призывноговозраста, остальные зачислялись прямо в ополчение. Вопрос о призывеопределялся наличием льготы, а при ее отсутствии - жеребьевкой.Льготы по семейному положению определялись: 1 разряда - единственному сынупри неработоспособном отце или матери - вдове и при смерти отца при наличиинетрудоспособных членов семьи. 2 разряда - единственному сыну, приработающем отце. 3 разряда - для лиц, непосредственно следующих забратьями, находящимися на действительной военной службе.Льготы по образованию устанавливались 2-х видов: отсрочка от призыва доокончания высших и средних учебных заведений; и сокращение срокадействительной службы, соответственно полученному образованию. Для лиц свысшим образованием - 1,5 года (при общей продолжительности службы в запаседо 36 лет). Для лиц, окончивших прогимназии и училища - 3 года, в запасе -12 лет. Для лиц, окончивших начальные училища - 4 года, в запасе - 11 лет.Льготы по имущественному положению предоставлялись бессемейным одиночкам,владеющим и управляющим земельным участком с хозяйством или торговыми илипромышленными заведениями - отсрочка на 1 год.Льготы по роду занятия предоставлялись: полное освобождение -священнослужителям всех христианских вероисповеданий; с зачислением в запас- медицинским и ветеринарным врачам, фармацевтам, пансионерам академиихудожеств и артистам императорских театров, преподавателям.В середине апреля 1873 г. проект Устава о воинской повинности поступил наобсуждение в Особое присутствие Государственного совета. В результате чегов проект Устава был внесен ряд изменений, не коснувшихся основныхпринципиальных положений.1 января 1874 года Устав о воинской повинности был утвержден АлександромII.В Ы В О Д Ы :Обширная программа преобразования армии утвержденная секретным совещанием1873 г. в течении ближайших 3-4 лет реализована почти не была в основном из-за отсутствия средств.В деле разработки мобилизационного плана был предпринят ряд серьезных мер.В конце 1875 г. был создан мобилизационный комитет, который с 1875 по 1877гг. привел в надлежащую систему все сведения о готовности армии по всемотраслям ее личного и материального снабжения.; обсудил и указал на меры,которые должны быть приняты управлениями для наилучшего распределенияимеющихся средств и пополнения недостающих предметов. В мае 1876 г. онприступил к составлению общего мобилизационного плана, однако осложнениеполитической обстановки весной 1876 г. заставила отказаться от этой работыи приступить к подготовке ряда неотложных мер, связанных с угрозой войны.З А К Л Ю Ч Е Н И Е .Лучшей проверкой военных преобразований является война. В этом отношенииогромное значение имела война 1877 - 1878 гг., приведшая к освобождениюбалканских народов от турецкого гнета.Однако выводы, сделанные по результатам этой войны не могут быть абсолютноточными, т.к. ряд реформ либо еще не был полностью реализован, либо не могеще принести своих результатов. С другой стороны, русско-турецкая война непотребовала всеобщей мобилизации.Милютинские военные реформы в период 60 - 70-х гг. XIX века составлялинеразрывную часть буржуазных реформ, проводимых Александром II.Организация войск, принятая в 60-е гг., ставила своей задачей сокращение доминимума состава армии в мирное время и максимальное ее увеличение в периодвойны.Реорганизация Военного министерства и введение военно-окружной системысоздали относительное единство управления, ликвидировали излишнююцентрализацию.Мероприятия в области перевооружения армии сводились к обеспечению ееновыми видами вооружения, однако эта задача осуществлялась крайне медленнои к началу 80-х гг. не была полностью завершена.Преобразования в области боевой подготовки были направлены на обучениевойск тому, что необходимо на войне, внедрение новой техники и развитиеличной инициативы солдата.Реформы военно-учебных заведений существенным образом изменили всю системуподготовки офицерских кадров, был решен вопрос об укомплектовании войскофицерами в мирное время.В результате введения всесословной воинской повинности в основном былсоздан мобилизационный резерв.Стремление к сохранению плац - парадных традиций мешало боевой подготовкевойскТяжелое финансовое положение страны обусловило крайне незначительнуюреализацию решений секретного совещания 1873 г.Военная реформа 1860-1870-х гг. сыграла важную роль в реорганизациивооруженных сил, системы их подготовки, комплектования и перевооружения,однако из-за незавершенности не смогла в полной мере обеспечить созданияпрочных основ обороноспособности государства.СЛУШАТЕЛЬ 3111 УЧЕБНОГО ОТДЕЛЕНИЯподполковник В.СЫСКОВ




Похожие:

Военная реформа Милютина 1860-1870 гг iconВоенная реформа Милютина 1860-1870 гг
Состояние дореформенной армии определялось социально-экономической обстановкой, сложившейся в России на рубеже XVIII-XIX вв. Первая...
Военная реформа Милютина 1860-1870 гг iconВоенная реформа Милютина 1860-1870 гг. 1997г. I. Введение
Состояние дореформенной армии определялось социально-экономической обстановкой, сложившейся в России на рубеже XVIII-XIX вв. Первая...
Военная реформа Милютина 1860-1870 гг icon53. Реформа печати и цензуры в контексте реформ 1860-х годов
Реформа печати и цензуры в контексте реформ 1860-х годов. (из этоготекста выберите те основное, ак говорится, кому что надо)
Военная реформа Милютина 1860-1870 гг iconВеликие реформы 60-70-х годов. Александр II. Содержание: Александр II до коронации и в первые годы царствования. «Великие реформы» 1863-1874 годов. А. Необходимость реформ. Б. Отмена крепостного права. В. Земская реформа. Г. Городская реформа. Д. Судебная реформа. Е. Военная реформа

Военная реформа Милютина 1860-1870 гг iconВеликие реформы 60-70-х годов. Александр II. Содержание Александр II до коронации и в первые годы царствования «Великие реформы» 1863-1874 годов а. Необходимость реформ б. Отмена крепостного права в. Земская реформа г. Городская реформа д. Судебная реформа е. Военная реформа ж

Военная реформа Милютина 1860-1870 гг iconВоенная реформа 1905-12 годов

Военная реформа Милютина 1860-1870 гг iconВоенная реформа 1874 г
Отмена крепостного права, рост революционного движения, развитие капиталистических отношений и поражение России в Крымской войне...
Военная реформа Милютина 1860-1870 гг iconПоложение Западных армян во второй половине XIX века положение западных армян во второй половине XIX века план: Усиление национального гнета Освободительное движение в 1860-1870-х годах 3

Военная реформа Милютина 1860-1870 гг iconВоенная подготовка военная подготовка
Управление персоналам 02/а военная подготовка военная подготовка военная подготовка 8-30
Военная реформа Милютина 1860-1870 гг iconВоенная подготовка военная подготовка
Полупроводниковая электроника 02/А военная подготовка военная подготовка военная подготовка 8-30
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы